Мальчик в полосатой пижаме краткое содержание романа. Джон Бойн, «Мальчик в полосатой пижаме»: отзывы и рецензии, анализ книги

Джон Бойн "Мальчик в полосатой пижаме"

Аннотация:
Не так-то просто рассказать в двух словах об этой удивительной книге. Обычно аннотация даёт читателю понять, о чём пойдёт речь, но в данном случае мы опасаемся, что любые предварительные выводы или подсказки только помешают ему. Нам представляется очень важным, чтобы вы начали читать, не ведая, что вас ждёт. Скажем лишь, что вас ждёт необычное и завораживающее путешествие вместе с девятилетним мальчиком по имени Бруно. Вот только сразу предупреждаем, что книга эта никак не предназначена для детей девятилетнего возраста, напротив, это очень взрослая книга, обращённая к людям, которые знают, что такое колючая проволока. Именно колючая проволока вырастет на вашем с Бруно пути. Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. И нам остаётся только надеяться, что вы лично в реальной жизни не столкнётесь ни с чем подобным. Книга же наверняка захватит вас и вряд ли скоро отпустит.

Это достаточно короткая книга и очень прямая, поэтому рассказывая о ней, я не смогу не рассказать о сюжете. Предупреждаю, дальше будут спойлеры.

Однажды, не помню уже как, я узнала о фильме "Мальчик в полосатой пижаме", грустный фильм про мальчиков во время второй мировой. Фильм был скачен, и всё ждала нужного настроения, чтобы посмотреть. Настроение не приходило. Потом я узнала, что фильм снят по одноимённой книги Джона Бойна. Книга - это же лучше чем фильм! Книга была скачана и тут же прочитана. Надо сказать, что это не книга, скорее короткая повесть, или длинный рассказ.

Повествование ведётся от лица девятилетнего мальчика Бруно, который живёт в Берлине со своей семьей. Бруно наивен, в его мироощущении всё просто и логично. У него есть лучшие друзья, с которыми Бруно ходит в школу. Его отец военный в высоких чинах. Его семья живёт в огромном особняке и даёт приёмы. И вдруг, отца Бруно переводят служить в место под названием "Аушвысь", именно так произносит его мальчик. Место это глухое, других детей там нет, из взрослых только военные и Бруно начинает исследования новых мест. Однажды мальчик Бруно находит мальчика Шмуэля, только Шмуэль почему-то за забором и одет в полосатую пижаму. Мальчики знакомятся и много разговаривают. Бруно рассказывает про свою жизнь, Шмуэль про свою. И на этом контрасте хорошо видно на сколько мальчики отличаются. Бруно и Шмуэль встречаются почти каждый день и каждый день разговаривают, и наконец, становятся друзьями. Друзьями, которых разделяет забор.

Бруно видит не только Шмуэля. Через его детское, наивное и не замутнённое восприятие мы видим взаимоотношение между военными; мы видим как рушится семья этого мальчика.

Финал книги предсказуем, но от этого не становится легче. Напротив, до последнего надеешься, что всё обойдётся и это будет просто детская книга. Возникают мысли: "Но ведь так быть не должно!"... однако именно это окончание показывает нам, что мальчик Бруно на самом деле ничем не отличается от мальчика Шмуэля.

Книга про фашизм, про концлагерь. Но, благодаря чистоте Бруно, мы не видим натурализма этого ужасного места, а на душе всё равно скребут кошки, по тому что так быть не должно...

Книга про вторую мировую войну, но в ней нет ни сражений, ни ратных подвигов. Только быт... Ужасно, но мы начинаем забывать почему случилась вторая мировая, почему произошла Великая Отечественная. В остатке сухие строки и смутное представление: "война двух мировых военно-политических коалиций". И всё, и кажется, что это были просто идеологические разногласия. Книга "Мальчик в полосатой пижаме" безжалостно напоминает из-за чего всё произошло, почему половина мира ополчилась на фашистский режим.

А ещё эта книга даёт не информацию, а эмоции и ощущения. Настоящая книга...тяжёлая книга... Я считаю, что эта книга вакцина, против идей превосходства одних людей над другими.

"Мальчик в полосатой пижаме" стоит прочитать если:

  • Вам необходима прививка от нацизма.
  • Вы хотите знать и помнить против чего воевали люди во второй мировой войне.
  • Вы считаете, что советская и российская проза и культура однобоко отображает события второй мировой. Это хорошая возможность посмотреть, как к этим событиям относится ирландец Джон Бойн.
  • Вы любите книги с "послевкусием" и не боитесь тяжёлых книг.
"Мальчик в полосатой пижаме" не стоит читать если:
  • Вы слишком сентиментальны и впечатлительны и у Вас не будет нескольких дней, чтобы прийти в себя.

Идея урока по роману «Мальчик в полосатой пижаме» возникла в период подготовки к празднованию Дня Великой Победы над фашизмом. Я предложила ребятам прочитать роман Джона Бойна. Выполняя задания к уроку, шестиклассники говорили о том, что раньше они ничего не знали о нацистских лагерях. Разговор о нацизме — нелёгкий разговор. Не все дети смогли понять последние строки о главных героях и задавали вопрос: «А что стало с Бруно и Шмуэлем?» Дети не могли поверить в то, что произошло. «Такое действительно было?» — с болью спрашивали ученики.

Дети глубоко пережили роман, а кадры фильма Марка Хермана дополнили впечатление от прочитанного. Урок был проведён в апреле 2015 года. В октябре, когда ребята уже стали семиклассниками, я их спрашивала, какая из книг, прочитанных в 5 — 6 классах, запомнилась им больше всего. Ответ был «Мальчик в полосатой пижаме».

Цель данного урока — показать, чем страшен нацизм, вызвать эмоциональный отклик шестиклассников на роман.

— Сегодня мы проводим урок по роману современного ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Роман
был написан в 2006 году, в 2008-м экранизирован британским режиссёром Марком Херманом; роман издан в 50 странах..

Назовите темы романа. (Тема нацизма, тема войны, тема детства, тема дружбы и др.)
Что такое нацизм?

Нацизм — гитлеровский режим в Германии в 1933-1945 годах.

Геноцид — истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам.

В Германии после прихода Гитлера к власти евреи были обязаны носить на рукавах повязки с жёлтой звездой, а позднее были отправлены в
концлагеря и подлежали уничтожению.

Когда и где начинается действие романа? Куда переносится действие? Почему?

Действие романа начинается в 1943 году в Германии, в Берлине, и переносится в Польшу, в городок АЖ-Высь. В АЖ-Выси новый дом главных героев. Здесь они должны жить, потому что отец получил повышение по службе.

Кто из героев романа понравился вам?

Бруно, Шмуэпь, Павел, они добрые.

Кто не понравился? Почему?

Лейтенант Котлер. Он жестокий, злой, постоянно кричал на Павла и избил его, на Шмуэля кричал и на Бруно

Чем привлёк вас Бруно?

Бруно добрый. Он любит маму, папу, бабушку. У него есть друзья. Бруно наблюдательный.

Прочитайте описание местности, которую Бруно и его сестра Гретель видят из окна комнаты в новом доме. Прочитайте о людях, которых они видят здесь. (4-я глава. «Вид из окна».)

«Метрах в десяти от сада, цветов и скамейки с табличкой обстановка резко менялась. Параллельно дому тянулась мощная ограда из прово-
локи, изгибаясь с обеих сторон и уходя куда-то вдаль, так далеко, что невозможно было различить, где она заканчивается. Попадались люди на костылях, а ещё больше с повязками на голове. Некоторые шли строем с лопатами в руках, и вели их солдаты, но куда они направлялись, невозможно было определить … Гретель посмотрела туда, куда указывал пальцем брат, и увидала группу детей, которые выходили из домика, стоявшего в отдалении.

Дети жались друг к другу, на них кричали солдаты. И чем больше на них кричали, тем теснее они прижимались к товарищам, но затем один
из солдат бросился к ним, и они отцепились друг от друга, наконец сделав то, чего, похоже, от них добивались, — выстроились в ряд. После чего солдаты начали смеяться и аплодировать».

Как дети воспринимают эту картину? Что их больше всего поразило?

Бруно и Гретель не понимают, что они видят. Им не хватает слов, чтобы описать своё изумление. Зачем кому-то понадобилось строить такие отвратительные здания? Кто эти люди за высокой оградой с мотками колючей проволоки? Почему все они одеты совершенно одинаково: серая полосатая пижама и серая полосатая шапочка на голове? «И зачем папа перевёлся на новую работу в таком противном месте?» Бруно стало холодно и страшно, а «Гретель, глядя на острые шипы, торчавшие повсюду, почувствовала вдруг, как у неё что-то заще-
мило внутри.

Образ колючей проволоки — один из центральных образов романа. Подумайте, символом чего является образ. Ближе к концу урока мы
вернёмся к этому вопросу.

Увиденное не даёт покоя Бруно, и он обращается к отцу: «Кто эти люди, что тут живут?»

Перескажите эпизод «Разговор в кабинете отца» из 5-й главы. Какие чувства испытывает Бруно в разговоре с отцом? О чём говорят читателю его чувства?

Из окна отцовского кабинета мальчик видит тоскливый пейзаж с оградой и проволокой. Бруно не нравится в Аж-Выси, он хочет, чтобы отец понял, как ужасен этот Аж-Высь, хочет, чтобы отец согласился уехать отсюда навсегда, ведь здесь нет их красивого дома, нет друзей, не с кем поговорить, не с кем играть. Бруно сильно огорчён, что отец не понимает его чувств, не понимает, как ему тяжело. Чувства, которые он испытывает в разговоре с отцом, говорят об искренности мальчика, о том, что ему здесь страшно, что он несчастен здесь, что ему хочется вернуться домой, в Берлин, к своим друзьям.

у Бруно, как и у любого мальчика, есть занятия и игры, которые ему нравятся. Назовите его любимые занятия и игры. Кем он хочет стать, когда вырастет?

Бруно любит читать и рисовать. Он читает «Остров сокровищ», книгу, подаренную отцом. Мальчику также нравятся истории о рыцарях, искавших приключений в заморских странах. Когда вырастет, он хочет быть путешественником-исследователем, как Христофор Колумб и Америго Веспуччи. Их приключения и потрясающие судьбы привлекают Бруно. Ещё он любит кататься на качелях и играть. На каждое Рождество, на каждый день рождения Бруно играл в пьеске, которую придумывала бабушка для него и Гретель. Для спектакля его наряжали то принцем, то арабским шейхом, то римским гладиатором. Но больше всего ему нравится исследовать неведомый мир, Существует одна игра, для которой не требуется напарников, и называется эта игра «экспедиция в новые земли». Бруно и в Берлине играл в неё в одиночку.

Несмотря на строгий запрет не гулять за домом, не приближаться к ограде, не играть в исследовательскую экспедицию в Аж-Выси,
Бруно всё же нарушает его. Играя в экспедицию вдоль ограды с колючей проволокой, он сделал открытие.

Какое открытие сделал Бруно? Озаглавьте эпизод,

Бруно не может не играть. Оставшись один, он и играет в экспедицию. «Экспедиция» Бруно привела к знакомству с мальчиком Шмуэлем. Он был поменьше Бруно, на нём была полосатая пижама и матерчатая полосатая шапочка, как и у остальных людей за оградой. Ни ботинок, ни носков на нём не было. А на рукаве он носил повязку со звездой. Бруно никогда в жизни не встречал такого тощего и унылого мальчика с огромными грустными глазами, но всё же решил поболтать с ним и сказал, что проводит здесь исследовательскую экспедицию. Завязался разговор, в ответ на свой вопрос, почему на той стороне ограды так много людей и что они там делают, Бруно услышал историю о том, как Шмуэль здесь оказался, Этот эпизод можно озаглавить «Новое знакомство». Знакомство с новым лучшим другом должно стать тайной, их общей тайной, такое решение принял Бруно.

Как Бруно воспринял то, что рассказал Шмуэль?

Бруно не понимает, почему Шмуэль, рассказывая о своих страданиях, чуть не заплакал. Он старается приободрить нового друга и
считает, что ничего такого уж страшного со Шмуэлем не случилось, «Разве мне не пришлось пережить то же самое — восклицает Бруно,
радуясь тому, что он не единственный мальчик на свете, которого вынудили уехать из дома, Бруно видит расстроенное состояние Шмуэля и
не понимает причины этого, Бруно не понимает разницы в их положении, для него новый друг-мальчик, с которым ему интересно, а всё остальное не имеет значения.

От отца Бруно знает, что люди за оградой, живущие в низеньких длинных домиках, одетые одинаково, « … И не люди вовсе … И ничего общего с тобой у них нет и не может быть». Но Бруно не усвоил этих уроков, его сердце не испорчено, и знакомство переросло в дружбу.

Что сближает Бруно и Шмуэля? О чём они разговаривают? (1З-я глава. Эпизод «Дружба».)

Бруно и Шмуэль родились в один день: пятнадцатого апреля тысяча девятьсот тридцать четвёртого года, им обоим по девять лет. Мальчики любят своих маму и папу, бабушку и дедушку, Бруно гордится отцом, Шмуэль С любовью рассказывает о маме, Дети вспоминают о родном доме и о родном городе с грустью, Бруно вспоминает о Берлине, Шмуэль — о Кракове. Им тяжело в АЖ-Высе, Бруно восклицает, что он
ненавидит это место, а Шмуэль тихо произносит: «Ты не знаешь, каково здесь живется», Ещё они рассказывают друг другу о своих родных, о своих приключениях, о старых друзьях, о тех людях, с которыми здесь познакомились.

Бруно и Шмуэль — добрые, искренние мальчики. Бруно испытывает беспокойство за своего друга и, видя, что Шмуэль худеет на глазах, приносит ему хлеба с сыром, Шмуэль благодарен за доброту и за еду. Он рассказывает Бруно, что любит животных и, когда вырастет,
хочет работать в зоопарке, Бруно постоянно спрашивает Шмуэля, можно ли ему проползти под проволокой, чтобы они поиграли вместе по ту сторону ограды. Но каждый раз Шмуэль, переживая за него, отвечает: «Нет, не стоит». Оба мальчика дорожат своими отношениями, Бруно и Шмуэль подружились, несмотря на то что их разделяет ограда с колючей провопокой и несмотря на то что один из них сын коменданта лагеря, а другой заключённый еврейский мальчик.

Обратимся к 15-й главе, к эпизоду «Предательство». Почему Бруно предал друга? Как он себя чувствует после этого?

В дом коменданта лагеря лейтенант Котлер привёл Шмуэля и оставил его одного для работы на кухне. Нечаянная встреча в доме вызвала радость у мальчиков и стала испытанием для Бруно. Предложив еду Шмуэлю (Это же всего-навсего еда), Бруно не понимает, чем его друг так напуган, почему он, очень голодный, отказывается от угощения, а потом всё же, не выдержав, проглатывает пищу за несколько секунд.

Неожиданно возникший Котлер догадался, что мальчики разговаривали и заключённый еврей ел. от дикой ярости лейтенанта, обрушившейся на Шмуэля, Бруно не мог произнести ни слова, он никогда не видел, чтобы человек был так напуган, как Шмуэль сейчас, Ему хотелось защитить друга, но это было не в его силах, потому что ему тоже стало очень страшно. Бруно испытывает ужас от жестокости офицера и, всей душой ненавидя лейтенанта Котлера, не своим голосом выпаливает предательские слова.

Никогда Бруно не было так стыдно, он не мог представить, что способен на предательство. «Как он мог настолько струсить, как он мог
предать своего друга?» — эти мысли мучают его. Он с горечью думает о том, что прощения ему нет.

Что произошло потом?

Бруно долго не мог оправиться от потрясения и продолжал корить себя за то, что он отрёкся от дружбы со Шмуэлем, Шмуэль простил друга и сделал то, чего никогда прежде не делал: приподнял проволоку снизу, просунул в щель руку и не убирал её, пока Бруно не протянул свою, «Оба улыбались, когда их ладони сплелись в рукопожатии». Их странная дружба росла и крепла, но Бруно переживает, что у них даже не получается по-настоящему быть вместе, потому что между ними всегда этот проволочный забор.

Символом чего является образ колючей проволоки?

Бруно часто размышлял об ограде, о том, что происходит по обе её стороны и зачем вообще её здесь протянули. За оградой находится его друг Шмуэль и сотни других детей. Гретель объясняет брату, что забор поставлен для того, чтобы держать людей другой породы, евреев, за колючей проволокой, потому что они «и не люди вовсе … », Образ колючей проволоки — это символ разделения, символ ненависти и жестокости.)

С какой целью Бруно совершает великую экспедицию на территории лагеря? Что предполагал увидеть Бруно и что увидел на самом деле?

Вместе с мамой и сестрой Бруно должен возвратиться в Берлин. Накануне прощания мальчики придумали план великого приключения. Для Бруно и Шмуэля нет колючей проволоки! Бруно хочет исследовать неведомый мир за оградой и помочь Шмуэлю найти отца.

Для этого он переоделся в полосатую куртку, принесённую Шмуэлем, надел полосатые штаны, на голову натянул матерчатую полосатую шапочку. Шмуэль приподнял проволоку, и Бруно прополз под ней на животе, Великая экспедиция началась, Но » .. .ничего из того, что Бруно нарисовал в своём воображении, в лагере не обнаружилось». А «было вот что: люди, сбившись в кучу, сидели на земле, и вид у них был страшно унылый, Роднила их не только мрачность, но и жуткая худоба, ввалившиеся глаза и обритые головы», Бруно не понравилось в лагере, Шмуэлю тоже не нравится, Следов пропавшего отца они не нашли — Бруно пора возвращаться домой.)

Что случилось потом?

«Прости, Шмуэпь. Прости, что мы не нашли никаких сведений. Шмуэль грустно кивнул. Он не удивился, в глубине души он и не надеялся, что они отыщут следы папы. Но хорошо хотя бы то, что его друг побывал у него в гостях и посмотрел, как он живёт.

— Думаю, мне пора возвращаться домой, сказал Бруно. — Проводишь меня до ограды? Ответить Шмуэль не успел. В этот момент раздался громкий свисток, и не меньше десяти солдат … окружили площадку, ту самую площадку, на которой стояли Бруно и Шмуэль … Шмуэль прижался к Бруно почти вплотную и смотрел на него снизу вверх, в глазах его застыл испуг.

— Прости, что мы не нашли твоего папу, — сказал Бруно.
— Ничего, — пробормотал Шмуэль.
— И очень жаль, что нам не удалось по-настоящему поиграть, но когда ты приедешь ко мне в Берлин, мы обязательно поиграем … И тут он сделал нечто, что было совсем не в его характере: взял тоненькую руку Шмуэля и крепко пожал. — Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный друг на всю жизнь…

А потом в помещении стало очень темно, и посреди наступившей неразберихи и страшного шума Бруно вдруг обнаружил, что до сих пор
сжимает руку Шмуэля в своей руке, и теперь уже ничто на свете не заставит его разжать пальцы», Бруно и Шмуэль были сожжены в одной из печей нацистского лагеря.

Анализ романа «Мальчик в полосатой пижаме»

4.3 (86.67%) 3 votes

«Мальчик в полосатой пижаме» краткое содержание книги для читательского дневника Вы можете написать после прочтения ее сюжета.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн краткое содержание

История глазами девятилетнего немецкого мальчика - Бруно, который беззаботно живёт в прекрасном пятиэтажном доме в Берлине. В это время идет Вторая мировая войны. Бруно живет со своими родителями, 12-летней сестрой Гретель.

Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как они вынуждены переехать, потому что у отца новое важное назначение по службе.

Бруно не особо понимает кем работает его отец. Он знает только, что отец военный и у Фюрера на него большие планы. Именно после ужина с Гитлером отец Бруно получает должность коменданта, и семья должна переехать в Аж-Высь (в действительности, Освенцим). Бруно не хочет уезжать, он не хочет покидать свой дом, школу, своих друзей Даниэля, Карла и Мартина. Но мать говорит, что они не могут остаться.

Но новое место Бруно не нравится, он скучает, хочет играть, но не с кем. Новый дом хуже старого — есть только три этажа, а вокруг нет других домов, магазинов, фруктовых и овощных лавок. Бруно надеется, что они пробудут в новом доме несколько недель, но отец дает понять, что они здесь надолго. Из дома в Аж-Высь Бруно видит лагерь, в котором заключенные носят полосатую пижаму.

Спустя несколько недель Бруно решает, что ему нужно найти какое-то развлечение, или он сойдет с ума. Он решает соорудить качели с помощью веревки и шины. Лейтенант Котлер, подчиненный отца, помогает ему и приказывает Павлу, еврею, достать шину из хранилища. Павел помогает ему, и вскоре Бруно счастливо качается, пока не падает на землю.

К счастью, Павел видит падение Бруно, несет его в дом и обрабатывает раны. Павел в их дом приходит, чтобы чистить овощи и прислуживать за ужином. Но Бруно узнает от него, что на самом деле он врач. Бруно не понимает почему врач работает на кухне, а не лечит людей. Вскоре после этого мать Бруно возвращается домой и узнает, что произошло. Она просит Павла, сказать коменданту, что это она обработала раны Бруно.

Бруно вспоминает, что хочет сталь исследователем и решает изучить странный проволочный забор.

Вдоль забора Бруно шел больше часа, но никого не видел. Но пройдя еще немного он встретил своего нового друга - еврейского мальчика, Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как казалось Бруно, у них много общего. Бруно рассказывает, что жил в Берлине, а Шмуэля, говорит что он из Польши. Шмуэль говорит, что его отец, дедушка и брат с ним по эту сторону забора, ну а где мать он не знает, ее отвезли в какое-то другое место. Бруно и Шмуэль разговаривают и становятся очень хорошими друзьями, хотя Бруно все еще не понимает кто люди по ту сторону забора и почему они там находятся, что они там делают.

Браун спрашивает об этом у отца. Но отец говорит, что это не люди. Сестра Гретель говорит брату, что это евреи. Но Бруно не понимает, почему они там и зачем.

Отец нанимает для детей учителя герра Литца. Он Бруно не очень нравится, так как заставляет учить историю и географию, которые Бруно мало интересуют. Ему нравятся книги и поэзия. Но учитель считает это пустой тратой времени.

Почти каждый день после уроков, если не идет дождь, Бруно идет к Шмуэлю и приносит ему еду. Часто он сьедает практически все по дороге, так как идти к месту встречи довольно далеко. Бруно замечает, что Шмуэль становится все более и более тощим, иногда он видит даже синяки на его лице. Но Шмуэль не сообщает подробности о жизни в лагере, и Бруно так и не понимает что живет рядом с концентрационным лагерем.

Проходит больше года, как Бруно с семьей переехал в Аж-Высь. Он привык к новому месту, но о его дружбе с Шмуэлем никто не знает. Бруно решил это скрыть, так как не знал, как к этому отнесутся родители. Бруно уже даже забыл имена своих берлинских друзей. Ему приносили радость только встречи с Шмуэлем у ограды. Он конечно грустил, что они не могут поиграть, а могут только сидеть и разговаривать.

Однажды Бруно увидел Шмуэля на своей кухне, его привели чтобы он вымыл хрустальные рюмки перед днем рождения отца Бруно. Бруно ужаснулся, когда посмотрел на пальцы друга, они были очень худыми. Бруно решил угостить друга курицей. Но лейтенант Котлер пришел в ярость, когда понял, что Шмуэль что-то ел. Он посчитаел того вором. Шмуель сказал, что его угостил друг Бруно. Но Бруно, испугавшись, сказал, что он не знает этого мальчика.

Неделю после этого Шмуель не приходил на их встречи. А когда появился, то был весь в синяках. Бруно попросил прощения у Шмуэля и тот простил друга. Они продолжали регулярно встречались у ограды.

Когда в волосах Бруно и Гретель обнаружили яйца вшей, то сестре обработали голову, а все волосы Бруно состригли. Бруно был расстроен, что он выглядит как Шмуэль, только толще. Мать Бруно в конце концов убеждает отца вернуть их в Берлин и остаться без них. Мать понимает, что это не место для детей. Гретель обрадовалась переезду в Берлин. А Бруно не мог понять хочет он возвращаться? Своих друзей он забыл, а оставлять Шмуэля ему не хотелось.

В четверг Бруно решил сходить попрощаться со своим другом, ведь в субботу они должны ехать в Берлин. Однако, как выясняется, у Шмуэля беда: его папа пропал. Бруно решает пробраться в лагерь в пятницу, чтобы найти отца Шмуэля и провести исследовательскую работу, ведь он так и не видел как живет друг.

На следующий день, Шмуэль приносит Бруно полосатую пижаму. Бруно снимает свои вещи и складывает возле забора, а сам одевает полосатую пижаму и пролезает под забором в лагерь. Теперь он выглядит точно так же как и все узники. Увидев лагерь и измученных людей Бруно решает, что ему тут не нравится и решает немедленно вернуться домой. Но Шмуэль напоминает, что они должны найти его отца. Друзья ходили по лагерю больше часа, но так ничего и не узнали.

Когда Бруно уже хотел идти к ограде, то оказался с Шмуэлем окружен группой заключенных на «марше». Вокруг заключенных шли солдаты, Бруно даже слышал выстрелы. Начался дождь… Бруно было холодно, он переживал, что опоздает на ужин. Их завели в теплое помещение и заперли там (ни один мальчик не понимает что это газовая камера), они держатся за руки. В газовой камере Бруно приносит извинения Шмуэлю за то, что он не нашел его отца и говорит Шмуэлю, что он лучший друг на всю жизнь. Свет гаснет, возникает хаос, и мы, к сожалению, знаем, что конец их истории не будет счастливым.

В последней главе рассказывается, как семья занимается поисками Бруно: в конце концов его мать и Гретель возвращаются обратно в Берлин, а отец остается в Освенциме. Однажды он понимает, что же случилось с его сыном. Он идет к месту, где Бруно оставил свою одежду и с ужасом осознает, что случилось с его сыном, когда видит, что под сеткой можно пробраться на территорию лагеря.

Узнать о существовании книги первоисточника после просмотра фильма для меня это классика. Скажу больше, так чаще и бывает. С бестселлерами зарубежных издательств я знаком плохо, не слежу за этими трендами. Поэтому читаю хиты намного позже пика их популярности. Или не читаю вообще. Период, когда просвещенная общественность охала и восхищалась романом «Мальчик в полосатой пижаме» за авторством Джона Бойна уже позади, хотя произведение вышло всего лишь в 2006 году. Да и фильм я посмотрел аж 6 лет назад, но вот воспоминания о нем были столь сильными, что про книгу я все-таки не забыл.



Произведение ирландского писателя Джона Бойна действительно всеобще признано успешным, вот хотя бы несколько рецензий от мировых сми:

  • «Иногда среди потока книг появляется та, что пробуждает чувства, тревожит ум и надолго застревает в памяти. „Мальчик в полосатой пижаме“ - именно такая книга».
    The Yorkshire Evening Post
  • «Очень просто и совершенно незабываемо. В этой книге нет никаких монстров и страшилищ, но настоящий ужас всегда прячется в обыденном».
    Ireland On Sunday
  • «Грустная, глубокая и будоражащая притча о человеческой чистоте, которая всегда по ту сторону добра и зла».
    The First Post
  • «Маленький шедевр».
    The Guardian
  • «Удивительная вещь, такая простая и такая легкая, она буквально разрывает душу».
    The Irish Times

Приплюсуйте к этому массу номинаций на международные награды, в том числе и British Book Award, а также перевод на более чем 50 языков по всему миру. Зная немного о сюжете книги и принимая в расчет озвученные регалии, можно подумать, что это действительно восхитительный роман. Но по-моему заслуги слишком преувеличены. Нет, книга действительно хорошая, история, рассказанная в ней, на самом деле трогает за душу, но хватит ли этого для того, чтобы стать классикой литературного жанра.

Сюжет и повествование

Хотелось бы вернуться к оценке издания The Guardian, которые назвали «Мальчик в полосатой пижаме» маленьким шедевром. Маленьким действительно, лично я не ожидал, что книга будет столь миниатюрной. Всего лишь несколько поездок в электричке, и вот она уже закончилась. Но шедевр ли это?

Следующее, что меня поразило после увиденного размера книги, так это формат повествования, который чаще всего представлял собой диалоги. А это означает, что данный роман представлен в виде истории, события которой развиваются очень быстро или же происходит залипание вокруг того или иного происшествия. В контексте «Мальчика в полосатой пижаме» с момента начала истории в Берлине до драматической развязки проходит лишь мгновение, и шансов читателю представить себя в обстановке главных героев просто никаких. Минимум описаний местности и ровно столько же в уровне понимания автора, что такое концентрационный лагерь.

Видимо, это какой-то отголосок новых поколений писателей, которые знать не знали про ужасы Второй мировой войны, но все-таки исторические сведения можно же было почитать. Хотя бы в пункте про режимность такого объекта, как концлагерь. Сидящий часами напролет у ограды мальчик ни разу не привлек ничьего внимания. Странно, не правда ли?

Собственно на нелогичности построен весь роман, и мне кажется, что сценарист снятого по мотивами книги Бойна фильма значительно лучше знает толк в своем ремесле по части передачи драматизма и трагичности описываемых событий. Конечно, легко так сравнивать, ведь картинка сильнее давит на восприятие человека, нежели черные буквы на белом фоне книжной страницы. Но как ни крути, в мире литературы столь много произведений, чей сюжет заставляет сердце просто-напросто замирать и читать снова-снова главу за главой, лишь бы добраться до разгадки. Но давайте про главный минус.

Герои романа

Если честно, мне ужасно хочется знать, какие обоснования были у рецензоров, когда они номинировали «Мальчика в полосатой пижаме» на более чем 20 наград? Любое произведение должно оцениваться по упоминающимся в нем героям. И чем сильнее персонажи, чем они харизматичнее и интереснее, тем больше шансов у книги стать хитом. Но здесь же мы не увидели ни единого раскрытого персонажа. В образах каждого остались белые пятна и недосказанности.

Но как умудрился роман с такими слабыми персонажами стать популярным, вот загадка.

Бруно

Главный провал произведения и причина большинства отрицательных отзывов, как мальчик из Берлина, учащийся в одной из школ нацистской Германии, где на «Гитлерюгенд» просто молились, мог абсолютно ничего не знать про нацистов, евреев, Гитлера, концлагеря, приветствие со вскинутой рукой? Неужели автор вот на этом самом моменте уже не задумался над абсурдностью своей истории? А дальнейшие нестыковки, связанные с Бруно, можно даже не обсуждать, ведь корень всех проблем я уже упомянул — авторская промашка.

Шмуэль

Как 9-летний ребенок умудрялся дни напролет просиживать у забора концлагеря, который должен регулярно обходиться охранными подразделениями? Плюс если он знал про дырку в ограде, то почему бы ему было не позвать своего отца и им вместе не сбежать из лагеря? Учитывая, насколько все в Аушвице были истощены, большинство бы спокойно пролезло через отходящую ограду. Если упитанный бюргерский сынок 9 лет от роду смог, то почему бы узникам концентрационного лагеря этого не сделать? Все-таки не зря существует версия, что Шмуэль просто-напросто отомстил своему германскому дружку, отведя того на верную смерть.

Папа и мама Бруно

Эпичные персонажи, которые решили привезти своих детей в дом, в нескольких метрах от которого расположен Аушвиц. Мама — абсолютно аморфная дама, без характера, которая могла вести себя надменно только с Бруно и прислугой. В остальном же ее поведение не вызывает симпатий. Против деспотии мужа она почти ничего не предпринимала, зато умело заигрывала с его помощником, который к слову очень нравился сестре Бруно. Про отца, который принял предложение стать комендантом концлагеря, думаю, и говорить ничего не стоит. Единственное, хотел бы отметить, что его характер абсолютно никак не раскрыт. Мотивы его фанатичной преданности Фюреру не поясняются, плохие взаимоотношения с родной матерью, бабушкой Бруно, затрагиваются лишь отчасти. А ведь такую подробность можно было бы развить куда шире, что помогло бы взглянуть на многих жителей Германии тех лет другими глазами. Узнать, почему одни так резко переключились на режим жестоких зомби, и какова была судьба тех, кто упрямился власти НСДАП.

Остальные герои

Второстепенных персонажей было на самом деле не мало, и в контексте данной истории они могли бы играть куда более важную роль, нежели им отвел автор. Это касается и прислуг в доме коменданта, и евреев, и немецких солдат, или хотя бы побольше рассказать нам о сестре Бруно. Но Бойн был непреклонен, сконцентрировав все свое внимание на двух мальчиках. Хотя вряд ли непродолжительные отступления могли как-то испортить произведение. Наоборот, обогатили бы его и сделали содержательнее.

Итог

Я ни в коем случае не могу и не хочу отговаривать от чтения «Мальчика в полосатой пижаме», наоборот, стоит прочесть. Я лишь хотел бы выразить свое мнение, что уровень самого произведения мягко говоря не соответствует тому шуму, что родился вокруг него. Мне понравились многие эпизоды романа, особенно часть забавных монологов Бруно. Но слишком уж быстро пролетела перед моими глазами столь перспективная история, что я бы в целом не отважился считать ее романом, а отнес бы в определенной степени к рассказу, новелле. Роман — это что-то более эпичное и масштабное.

Кстати я с удовольствием бы выслушал мнение читателей, кому произведение Джона Бойна крайне понравилось, ведь я совершенно не исключаю той возможности, что очень-очень-очень сильно заблуждаюсь в понимании данного литературного творения.

Актеры дубляжа Константин Ефимов , Влад Мурох , Артем Веселов , еще Композитор Джеймс Хорнер Монтаж Майкл Эллис Оператор Бенуа Деломм Переводчик Дмитрий Усачев Режиссер дубляжа Игорь Ефимов Сценаристы Марк Херман , Джон Бойн Художники Мартин Чайлдс , Род МакЛин , Разван Раду , еще

Знаете ли вы, что

  • В основу картины был положен сюжет одноименного труда писателя Бойна.
  • Фильм был снят на территории Будапешта.

Ошибки в фильме

  • В эпизоде, где показаны похороны бабушки, мать немецкого мальчика сначала стоит возле левой руки отца, но в следующем кадре, когда женщина убирает с гроба фашистскую открытку, ее показывают уже справа.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Маленький немецкий мальчик, сын высокопоставленного нацистского офицера, вместе с семьей переезжает на новое место после назначения отца на особую должность. Там, прямо возле дома, он видит необычную ферму, в которой все люди почему-то ходят в пижамах с номерами. Еще странные крестьяне частенько сжигают одежду в огромных печах, из труб которых поднимается черный зловонный дым.

Дочь чиновника, несмотря на свой юный возраст, активно поддерживает идею нацистов, но все прочие члены его семьи, включая жену, с трудом мирятся с жизнью вблизи от концентрационного лагеря, узники которого уничтожаются в газовых камерах.

Ничего не понимающий мальчик однажды сводит знакомство со своим ровесником-евреем, вроде бы счастливо живущим на «ферме». Когда-то он увидел у отца фильм про жизнь в таких местах, где все заключенные проводят время легко и весело, играя в футбол и даже прогуливаясь по кафе.

Когда мать маленького немца не выдерживает морального груза и решает уехать, оставив мужа в одиночестве, он сбегает из дома и, выкопав лаз под тюремным забором, перебирается к другу. Переодевшись в робу, вместе со своим товарищем он отправляется на поиски его пропавшего на новой работе отца. Внезапно военные начинают гнать людей в какой-то душ. Не понимая, что за дверью скрывается газовая камера, взявшись за руки, ребята входят в жуткое помещение, где погибают вместе с другими пленными.

Поднятые в ружье немецкие солдаты под руководством своего начальник обыскивают лагерь, но в результате родители беглеца понимают, какую цену они заплатили за эту войну.