Маршрут первой кругосветной экспедиции крузенштерна. Самые известные экспедиции

Роальд Амундсен и поиск Северо-Западного прохода. Амундсен появился на свет в семье норвежских судовладельцев. Несмотря на обещания своей матери стать врачом, после ее смерти Роальд присоединился к семейному бизнесу. Его первой экспедицией стала бельгийская антарктическая экспедиция 1897-1899 годов, где он был первым помощником Адриена де Жерлаша. Первая же самостоятельная экспедиция под руководством Амундсена ставила своей целью отыскать Северо-Западный проход (предположительно связывающий Атлантику и Тихий океан на севере) в 1903 году. Этот неуловимый проход был целью поиска множества исследователей, начиная еще с 1539 года. Именно тогда Кортес поручил Франциско Улоа плыть вдоль полуострова Баха, что в Калифорнии. Амундсен начал свой путь с шестью членами экипажа на 47-тонной стальном корабле охотников на тюленей под названием "Иоа". Путь начался в море Баффина, передвижение начиналось решительно, но затем команда расположилась на зимовку, пропав из поля зрения общественности на целых два года. Роальд за это время сдружился с эскимосами, многому у них научившись. Норвежец узнал, как выживать в условиях вечного холода, научившись использовать ездовых собак и носить шкуры вместо шерстяных курток. В это время Амундсен сумел сделать еще и несколько научных заметок о магнетизме. Затем экспедиция взяла курс вокруг южного побережья острова Виктории и вдоль северного побережья Канады и Аляски. С побережья этого штата начался последний этап экспедиции на 800 километров вглубь материка к городку Игл-Сити, где имелся телеграф. Отсюда Амундсен 5 декабря 1905 года сообщил всему миру о своем успехе. Перезимовав тут же, путешественник прибыл в Осло только в 1906 году. Амундсен застал отделение Норвегии от Швеции, сообщив о своем достижении для всей Норвегии уже новому королю, Хокону. Но в желании новых открытий Амундсен не остановился, став первым человеком, достигшим Южного полюса и одним из первых, кто пролетел над Северным по воздуху.

Эрнан Кортес и падение империи ацтеков. Эрнан Кортес родился в 1485 в Медельине, в тогдашнем Королевстве Кастилии в Испании. Он поступил в университет Саламанки, когда ему было четырнадцать лет, но вскоре устал от учебы и вернулся в Медельин. В этот момент в страну пришли новости об открытии Колумба. Кортес быстро оценил перспективы покорения новых земель и в 1504 году отбыл в Новый Свет. Испанец планировал стать колонистом на острове Эспаньола (ныне остров Гаити). Именно там он зарегистрировался гражданином по прибытии. В 1506 году Кортес принял активное участие в завоевании Гаити и Кубы и был награжден недвижимостью и индейцами-рабами. В 1518 году он возглавил экспедицию в Мексику. Но испанский губернатор, боясь соперничества со стороны Кортеса, отменил поход. Это не остановило Кортеса, он все равно отправился в путь. В феврале 119 года его сопровождало 11 кораблей, 500 человек, 13 лошадей и несколько пушек. Прибыв на полуостров Юкатан, Кортес сжег свои корабли, отрезав себе таким образом путь назад. Здесь исследователь встретился с Херонимо де Агильяре, испанским священником, который выжил после кораблекрушения и попал к майя в плен. Со временем тот стал переводчиком Кортеса. В марте Юкатан был объявлен испанским владением, а сам Эрнан в качестве дани от покоренных племен получил 20 молодых женщин, одна из которых, Малинче, стала его любовницей и матерью его ребенка Мартина. Женщина стала не просто наложницей, но и переводчицей и советником. Испанец быстро привлек на свою сторону тысячи индейцев, которые устали от господства ацтеков, обещая им независимость. Когда Кортес вошел в столицу ацтеков, город Теночтитлан в ноябре 1519 года, его приветствовал император Монтесума II. Он посчитал Кортеса воплощением и посланцем бога Кецалькоатля. Обилие золотых даров и богатство вокруг вскружило голову испанцу, да и власти решили вернуть своего строптивого исследователя. Когда Кортес узнал, что к нему из Кубы направляется группа войск, он оставил часть своих войск в Теночтитлане, а сам отбыл в долину Мехико. Когда Кортес вернулся в город, там вспыхнуло восстание. В 1521 году войска ацтеков были подавлены, завоеванной оказалась вся их империя. Вплоть до 1524 года всей Мексикой правил Кортес.

Путешествие Чарльза Дарвина на корабле "Бигль". Чарльз Дарвин родился в 1809 году. Еще до того, как начать посещать школу, он проявил большой интерес к природоведению и коллекционированию. Обучаясь медицине в Университете Эдинбурга, Дарвин быстро понял, что это направление не для него. Вместо этого он заинтересовался таксидермией под руководством Джона Эдмонстоуна, который в свое время сопровождал Чарльза Уотертона в его путешествии по тропическим лесам Южной Америки. На втором году обучения Дарвин присоединился к Плиниевскому научному обществу, став членом группы по изучению истории природы. Там он стал заниматься классификацией растений и животных. Отец Дарвина, раздосадованный занятиями сына, решил перевести его обучаться в Кембридж. Важную роль сыграло письмо от Джона Хенслоу, друга Чарльза и профессора ботаники. Тот предложил кандидатуру Дарвина в качестве бесплатного натуралиста для капитана "Бигля" Роберта Фицроя. Чарльз тут же принял предложение поучаствовать в двухлетней экспедиции на южноамериканское побережье. Путешествие началось 27 декабря 1831 года и продлилось почти 5 лет. Большую часть своего времени Дарвин провел, исследуя геологические образцы и собирая коллекции по естественной истории. В это время сам корабль изучал побережье. Маршрут экспедиции пролегал из английского Портсмута в Санкт-Яго (ныне Сантьяго), Дарвин побывал в Кабо-Верде, Бразилии и Патагонии, Чили и Галапагосских островах. Затем было южное побережье Австралии, Кокосовые острова, Кейптаун и Южная Африка. Во время экспедиции Чарльз не пользовался какими-то четкими инструкциями. Однако в своей работе он применял труды нескольких известных геологов и естествоиспытателей. Ведь за время работы в университете Дарвин находился под влиянием Роберта Гранта, Уильяма Палея (труд "Доказательство христианства"), Джона Хенслоу, Александра фон Гумбольдта ("Личное повествование") и Джона Гершеля. Во время своего путешествия Дарвин ознакомился с тысячами видов. Когда ученый вернулся домой и попытался каталогизировать свою коллекцию, то в его голове стало формироваться идеи, послужившие основой фундаментального труда "О происхождении видов" и всей теории эволюции. Эта работа стала определяющей в жизни ученого, расположив его имя в истории.

Фернан Магеллан и первое кругосветное путешествие. Магеллан появился на свет в 1480 году в Саброзе, Португалия. Когда мальчику было всего 10 лет, умерли его родители. Маленький Фернан стал пажом королевы Элеоноры. Уже в молодости будущий мореплаватель побывал в качестве Египте, Индии и Малайзии. Но проекты Магеллана не понравились королевской семье, и в 1517 году он вместе с космографом Фалейру предложил свои услуги испанской короне. В то время Тордесильясский договор разделял Новый Свет между Португалией и Испанией. Магеллан рассчитал, что пограничные Молуккские острова принадлежат именно испанцам, предложив им свои услуги по нахождению пути к ним. Экспедиция была одобрена королем Карлом V, и 20 сентября 1519 году Магеллан вместе с 5 кораблями отбыл из страны. В экипаж входило 234 мужчины из Испании, Португалии, Италии, Греции и Франции. Первоначально путь экспедиции лежал в Бразилию, а затем, вдоль южноамериканского побережья в Сан-Хулиан, что в Патагонии. Там была совершена зимовка, там же случилась и попытка мятежа. Часть команды потребовала возвращения обратно в Испанию. Магеллан жестко подавил бунт, казнив главаря и заковав в кандалы его сообщников. В сентябре 1520 года экспедиция открыла Магелланов пролив. К тому времени кораблей осталось трое. Южное море было названо мореплавателем Тихим океаном, потому что на нем не было бурь. После высадки на остров Гуам последовал изнурительный рейд к Филиппинским островам. Туда Магеллан доплыл весной 1521 года. Испанец решил подчинить местные земли короне и ввязался в междоусобную войну двух здешних племен. В ходе сражений погиб и сам Фернан Магеллан. Оставшиеся в живых вынуждены были затопить один корабль, еще один повернул обратно. До Испании 8 сентября 1522 года добралась лишь "Виктория" с 18 выжившими под руководством капитана Хуана Элькано, бывшего мятежника. Интересно, но рейс Магеллана планировался совсем не так. Коммерческого эффекта кругосветное путешествие иметь не могло в принципе. Лишь под угрозой нападения португальцев "Виктория" продолжала следовать на запад.

Путешествия Марко Поло. В нашем списке этот исследователь является самым ранним. Но именно он вдохновил многих своих последователей на новые географические открытия. Марко родился в Венеции предположительно в 1254 году. И его отец, Никколо, и дядя Маттео были богатыми купцами, торговавшими с Ближним Востоком. Когда Марко родился, отец был в отъезде, увиделись они лишь спустя 15 лет. Семья воссоединилась на два года, прожив в Венеции, после чего купцы отправились в Китай в 1271 году. Туда их послали с письмами от Папы Григория X к Хубилай-хану, с которым старший Поло познакомился во время предыдущей экспедиции. Путешествие пролегало через Армению, Персию, Афганистан, горы Памира, вдоль Шелкового пути через пустыню Гоби и вплоть до Пекина. Такой длинный путь потребовал целых трех лет! Следующие 15 лет своей жизни Марко Поло провел в качестве государственного китайского чиновника, он побывал и послом Хана и губернатором города Янчжоу. С помощью Хана и его слуг купец выучил монгольский язык. Также итальянец провел несколько экспедиций в районы Китая, Индии и Бирмы до этого момента еще неизвестные. В 1291 году хан выдал одну из своих принцесс замуж за персидского ильхана, а семейству Поло разрешил сопровождать делегацию. Итальянцы побыли на Суматре и Цейлоне и через Иран, и Черное море вернулись в Венецию. Дальнейшая история жизни исследователя известна мало. Он участвовал в войне с Генуей и был взят в плен в 1298 году. Находясь в неволе, Поло познакомился с писателем Рустичано, который и помог купцу записать рассказы о его путешествиях. Изданная книга, известная как "Путешествия Марко Поло" стала одной из самых популярных в средневековой Европе. Надо отметить, что открытия итальянца не были бы возможны без его отца и дяди, которые уже проложили путь в Китай, наладив контакты с Великим Ханом.

Путешествия Ливингстона и Стэнли. Доктор Дэвид Ливингстон являлся миссионером, посланным в Африку в 1841 году. Он решил изучить внутренний мир континента, когда вдруг оказалось, что миссия в Колобенге, где он работал, закрывается. Именно Ливингстон первым обнаружил водопад Виктория и стал одним из первых европейцев, которые совершили трансконтинентальное путешествие по Африке. Затем внимание англичанина привлек исток Нила, тайне которого уже более трех тысяч лет. Его путешествие началось из Занзибара по реке Рувума к озеру Малави и затем к Уджиджи на берегу озера Танганьика. К тому времени Ливингстон остался практически один, большинство его грузов и медикаментов было украдено. Неудивительно, что Дэвид заболел. Но он упрямо двигался дальше, открыв озера Мверу и Бангвеулу. К концу марта 1871 года англичанин достиг реки Луалаба, полагая, что именно ее исток и является истоком Нила. Но не в силах путешествовать дальше Ливингстон вернулся в Уджиджи, где обнаружил, что все его запасы пресной воды украдены. Хотя дальше путешествовать уже и не было возможности, открытия Ливингстона стали бесценными – так глубоко в сердце Африки еще никто не забирался. К тому времени слухи о пропаже экспедиции Ливингстона и о го смерти наполнили Европу и Америку. Эта информация привлекла внимание молодого американского журналиста Генри Мортона Стэнли. Он родился в Уэльсе и остался сиротой еще в детстве, а в возрасте восемнадцати лет переехал в Новый Свет. Юноша стал работать на торговца Генри Стэнли, а когда тот умер, взял его имя и вступил в армию конфедератов. По окончании Гражданской войны Стэнли стал журналистом, работая в газете "Нью-Йорк Герольд". Именно это издание профинансировало экспедицию, чтобы найти экспедицию Ливингстона, начатую на Занзибаре. Стэнли следовал маршруту своего предшественника, столкнувшись со многими точно такими же проблемами – дезертирством и тропическими болезнями. 27 октября 1871 года Стэнли нашел больного Ливингстона в Уджиджи 27 октября 1871 года. Англичанин стоял среди группы арабских работорговцев, а журналист приветствовал его фразой, ставшей впоследствии знаменитой: "Доктор Ливингстон, я полагаю?". Экспедиция Стэнли насчитывала около 200 опытных носильщиков, большинство из которых сбежали или умерли по дороге. Стэнли при этом порол тех, кто отказывался идти дальше. А вот Ливингстон шел вместе с освобожденными рабами, двенадцатью сипаями и двумя верными слугами из предыдущих путешествий. Именно они доставили тело умершего в 1873 году исследователя на побережье, откуда оно было доставлено в Англию.

Льюис и Кларк. Экспансия на запад. В 1803 году Америка обратила свое внимание на Запад, на Луизиану. Американское правительство толком не знало, что за земли были ранее приобретены у Франции. Именно поэтому Президент Томас Джефферсон поручил Конгрессу выделить 2,5 тысячи долларов на экспедицию, которая была подготовлена всего за несколько недель после завершения сделки. Исследования должен был возглавить капитан армии Мерриуэззер Льюис, который выбрал Уильяма Кларка в качестве своего партнера. В мае 1804 года с ними в путь отправились 3 сержанта и 22 солдата, а также волонтеры, переводчики и рабы – всего 43 человека. Экспедиция начала движение вверх по реке Миссури, затем была зимовка у индейцев племени мандан. Весной путь лежал в верховьях реки, затем был перейден континентальный водораздел. Льюис и Кларк преодолели Скалистые горы, найдя реку Колумбию. В ее устье был построен форт Клэптсоп. Идя по реке, американцы вышли к Тихому океану. На обратном своем пути группа после Скалистых гор разделилась на три части, воссоединившись позже и с триумфом вернувшись в Сент-Луис. Город встречал их 23 сентября 1806 года как героев. 28-месячное путешествие доказало, что существует сухопутный трансконтинентальный путь. Льюис и Кларк привезли с собой много информации, включая карту своего маршрута, описание культуры индейцев и наблюдения за окружающей средой. В путешествии отважных американцев не обошло без помощи коренных жителей. Так, с ними решила пойти молодая индианка из племени шошонов Сакагавея, которая тысячи километров несла на спине своего малолетнего сына. Ее знания и отношения с людьми в значительной степени определили успех миссии.

Сэр Эдмунд Хиллари и первое успешное покорение Эвереста. Эдмунд Хиллари родился в новозеландском Окленде 20 июля 1919 года. В местном университете он изучал математику и науки. Затем Эдмунд занялся пчеловодством, вместе со своим братом-близнецом покорив несколько пиков в свободное время. С началом Второй мировой войны он решил вступить в ВВС, но снял свою заявку еще до момента ее рассмотрения. Зато вскоре, благодаря призыву, Хиллари все же присоединился к ВВС в качестве штурмана. В 1951 и 1952 годах в составе британских разведчиков исследовал подходы к Эвересту и Чо-Ойю. В 1953 году Хиллари решил-таки взобраться на самый высокий пик мира. В то время дорога к Эвересту со стороны китайского Тибета была закрыта, а правительство Непала разрешало только одну экспедицию в год. В 1952 году швейцарцы из-за непогоды потерпели неудачу, на следующий год настала очередь англичан. Глава экспедиции, том Хант, создал две команды для восхождения. Хиллари попал в одну группу с опытным Норгеем Тенцигом. Всего в экспедиции было 362 носильщика, 20 проводников и около 4 тонн груза. Первая попытка покорения пика была предпринята Бурдильоном и Эвансом, однако они не дошли до вершины из-за поломки системы снабжения кислородом. 28 мая Хиллари и Тэнциг с тремя компаньонами начали свой штурм Эвереста. Ночевка состоялась на высоте в 8500 метров, откуда отважные альпинисты же вдвоем продолжили свой путь. 29 мая в 11-30 утра по местному времени пара достигла вершины. Там они пробыли всего 15 минут. За это время они сфотографировались, оставили шоколадку, как подношение богам, и водрузили флаг. Первым человеком, приветствовавшим героев, стал Джордж Лоу, лучший друг Хиллари. Он поднялся к паре навстречу с горячим супом. За свои усилия Хиллари и руководитель экспедиции Хант получили рыцарство от королевы, а Тэнциг был награжден медалью. Хант стал пожизненным пэром, а Хиллари получил множество наград и признание на всю жизнь. Подвиг Хиллари не был бы возможен без участия Норгея Тенцинга, непальского шерпа. Он родился в 1914 году и имел богатый опыт участия в гималайских экспедициях. Он уже принимал участие в 6 предыдущих попытках покорить Эверест. Норгей первоначально вступил в экспедицию в качестве руководителя шерпов, но когда он спас Хиллари от падения в трещину, его стали воспринимать как идеального партнера для восхождения.

Христофор Колумб и открытие Америки. Этот исследователь, один из самых известных в мире, родился в итальянской Генуе в 1451 году. Отец Колумба был ткачом, юноша должен был продолжить это дело. Но в 1472 году семья переехала в Савону, а сам Христофор стал принимать участие в морских походах, записавшись в португальский торговый флот. Возможно, еще в 1474 году в ходе переписки с астрономом и географом Тосканелли Колумб задумался о поиске морского пути в Индию через Запад. Однако долгое время этот проект был не востребован. Лишь в 1492 году Колумб при участии короля Испании Фердинанда II и королевы Изабеллы смог снарядить экспедицию. 3 августа 1492 года из гавани города Палос вышли три корабля – "Санта-Мария", "Нина" и "Пинта". Они посетили Канарские острова, принадлежащие Кастилии, и в течении пяти недель шли через Атлантический океан. И вот в 2 часа ночи 12 октября 1492 года матрос Родриго де Триана с борта Пинты увидел землю. Найденный остров получил название Сан-Сальвадор, это был один из Багамских островов. Колумб далее открыл острова Эспальола (Гаити), который был похож на земли Кастилии, и Хуана (Куба). Во время экспедиции Колумб встретился с индейцами араваками, которых он первоначально принял за бедных китайцев. Вернувшись в Испанию, он похитил около 25 из них, выжило лишь семеро. Вернулся в Палос Колумб 15 марта 1493 года и был назначен адмиралом Моря-Океана и генерал-губернатором всех уже и будущих найденных земель. Впоследствии Колумб совершил еще три путешествия в Новый Свет, все больше и больше дополняя карту современного Карибского бассейна. В своих поисках у Колумба практически не было единомышленников, ведь его идеи были довольно странными для западного мира. Только вот ошибка Колумба была в том, что он, ища Азию, нашел новый материк, хоть и убеждал испанцев в обратном. В своей же оценке проекта Колумб использовал труды марко Поло, Имаго Мунди и оценки окружности Земли Птолемеем.

Первые шаги Нила Армстронга на Луне. Армстронг родился 5 августа 1930 года в Уапаконете, штата Огайо. Еще в раннем возрасте мальчик увлекся самолетами. На свой шестнадцатый день рождения Армстронг получил лицензию пилота, а в подвале своего дома он даже смог построить аэродинамическую трубу. В ней он проводил опыты с моделями самолетов. После двухлетнего обучения в Университете Пердью он был призван на действительную военную службу, совершив 78 боевых вылетов во время войны в Корее. По возвращении с войны Армстронг получил степень в области авиационной техники. Затем была должность летчика-испытателя в NASA. В сентябре 1962 года Армстронг стал первым гражданским космонавтом Америки и начал свою подготовку в Хьюстоне, штат Техас. Нил был запасным пилотом для экспедиции "Джемини-5", а в 1966 году совершил полет в космос на "Джемини-8". Армстронг отметился тем, что смог устранить неисправности аппарата и вернуть контроль над управлением, совершив аварийную посадку всего в 1,1 мили от намеченного места посадки. Космонавт стал готовиться к полету на "Джемини-11", но прошел отбор для команды, готовящейся к полету на Луну. В январе 1969 года именно Нил Армстронг был выбран командиром миссии "Аполлон-11", которая должна была доставить землян на спутник. В 9-32 16 июля 1969 года из Космического центра Кеннеди стартовал экипаж в составе Армстронга, Майкла Коллинза, и Эдвина Олдрина. Успешное путешествие до Луны заняло четыре дня. Команда высадилась на Луне 20 июля, это транслировалось по всему миру по радио и телевидению. В 10-56 вечера Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну. Его фраза: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества" - сразу же стала знаменитой. Армстронг и Олдрин провели на поверхности Луны два часа, они собрали пробы грунты, установили телевизионную камеру, сейсмограф и флаг США. Такое великое достижение Армстронга и "Аполлона-11" не было бы возможно без помощи группы из сотен помощников на Земле, в Центре управления полетом. За работу каждого блока транспортного средства кто-то отвечал. Все они управлялись Руководителем полета, Джином Кранцом, который также руководил "Джемини-4" и нечетными миссиями "Аполлона". Именно Кранцу экипаж "Аполлона-13" в первую очередь благодарен за свое возвращение домой.

Предлагаемое сочинение есть опыт свода русских и иностранных известий о крымской экспедиции, извлеченных из различных источников, каких как: официальных донесений; частных сведений; периодических изданий; брошюр и словесных показаний. Оно представляет, (сколько можно было при описании современных событий), изображение действий, несравненно более беспристрастное и верное, нежели те, которые, до этого времени, помещались в иностранных книгах брошюрах. Автор, излагая действия, старался, не только исследовать их причины, но и высказать особенности новейшего способа ведения войны. Описание славной обороны Севастополя составляет значительную часть предлагаемого сочинения. Для дополнения его картины, следовало бы изложить не одни военные подвиги, но и все подвиги самоотвержения, которыми ознаменовалась эта незабвенная оборона. - Истории принадлежит, на ряду с именами героев проливавших кровь за Царя и родину, назвать имена и служителей алтаря, подававших в предсмертный час утешение и надежду страдальцам,- и слабых женщин, мужественно переносивших лишения и презиравших опасности, для подания помощи защитникам Севастополя, и доблестных врачей, оспаривавших у смерти обреченных жертв. История воздаст должную дань всем этим подвигам самоотвержения, а мы, современники их, сохраним о них память.
Содержание

ГЛАВА I. Высадка союзников.
Причины и цель Крымской экспедиции. - Состав союзных войск и приготовления их к высадке в Крым.- Выбор пункта для высадки. - Состав русских войск, находившихся в Крыму. - Высадка союзников. - Затруднения противодействовать высадкам.- Средства к тому. - Сосредоточение русских войск на Алме.- Описание позиций на Алме. Причины, побудившие нас принять сражение
ГЛАВА II. Сражение на Алме
Расположение русских войск на позиции. - Авангардное дело 7-го сентября. - Сражение на Алме. - Выгоды, доставляемые пехотой искусством в меткой стрельбе. - Движение русского корпуса через Инкерманский мост, к югу от Севастополя, а неприятельской армии к Каче и Бельбеку. - Первоначальные меры для обороны Севастополя. - Фланговое движение войск обеих сторон. - Занятие Англичанами Балаклавы и расположение союзников между Черной и мысом Херсонес. - Описание пространства к югу от Севастополя. - О необходимости инженерных работ.- Расположение неприятельских войск при начале осады Севастополя. - Положение их. - Важность хозяйственной части в военном деле
ГЛАВА III. Сражение при Кадыкиой
Начало осады Севастополя. - Открытие траншей. - Вооружение батарей 1-ой параллели. - Первое бомбардирование. - Смерть Корнилова. - Прибытие наших подкреплений. - Ошибочное расположение английских войск. -
Дело при Кадыкиой и его результаты. - Большая вылазка 14-го октября. - Успех осадных работ. - Сооружение 2-ой параллели
ГЛАВА IV. Инкерманское сражение
Причины, побудившие нас к сражению. - План действий и диспозиция к бою. - Сражение при Инкермане. - Буря 2-го ноября. - Прекращение осадных работ. - Положение дел в политическом отношении. - Расположение русских войск при наступлении зимы. - Вылазки. - Оборонительные работы; понятие об этих работах
ГЛАВА V. Зимовка 1854 - 1855 г.
Бедствия союзников и в особенности Англичан. - Недостатки хозяйственной части в английской армии. - Набор иностранных войск. - Возобновление осадных работ в начале февраля 1855 года и размещение союзных войск. - Заложение Селенгинского люнета и дело в ночи с 12-го на 13-е Февраля. - Заложение Волынского редута.- Принятие начальства над войсками в Крыму генерал- адъютантом Остен-Сакеном. - Заложение Камчатского люнета и дело в ночи с 5-го на 6-е марта. - Принятие начальства над войсками генерал-адъютантом князем Горчаковыми - Вылазки в ночи с 10-го на 11-е марта. - Бомбардирование Севастополя с 28-го марта по 4-е апреля.- Построение нами ложементов и сооружение Французами 3-й параллели перед 4-м и 5-м бастионами. - Минные работы у 4-го бастиона.- Успех прочих осадных работ. - Действия под Евпаторией
ГЛАВА VI. Штурм 6-го июня
Назначение главнокомандующим Французскими войсками Пелисье.- Силы и состав армий обеих сторон.- Контр- аппрошные работы впереди 5-го и 6-го бастионов и дела 10-го и 11-го мая. - Действия в долине реки Черной.- Экспедиция в Азовское море. - Дальний ход осадных работ.- Взятие союзниками наших передовых укреплений, 26-го мая.- Штурм 6-го июня. - Причины его неудачи
ГЛАВА VII. Последний штурм Севастополя
Прибытие подкреплений к армиям обеих сторон. - Успех осадных работ. - Смерть Нахимова. - Дело на Черной.- Понятие об устроении параллелей против Корниловского и 2-го бастионов. - Бомбардирование Севастополя в августе. - Близость неприятельских работ к нашим укреплениям. - Предположение очистить южную сторону Севастополя. - Усиление канонады и бомбардирования.- Приготовления к штурму.- Диспозиция к штурму и состав штурмовых колонн. - Состояние наших укреплений. - Расположение войск, оборонявших Севастополь. - Штурм 27-го августа. - Очищение южной стороны Севастополя. - Средства, употребленные союзниками при осаде Севастополя

Началось наше Печорско-Югорское путешествие с того, что мы на самолете долетели до Нарьян-Мара - единственного города Ненецкого Автономного Округа, а затем на такси добрались до реки Печоры, где на пляже поселка Искателей собрали нашу байдарку.

Река Печора

Стартовали мы вечером 28 июня. Погода нас с самого начала не баловала - дул встречный Северо-Западный ветер, было довольно холодно - всего около 10 градусов. В итоге по Печоре мы шли почти восемь дней, вместо запланированных трех-четырех, ибо помимо сопротивления ветра, неизменно дующего в лицо, нам приходилось преодолевать еще и очень крутую и короткую встречную волну.

Печора - полноводная река, поэтому при таких ветрах, дующих против ее мощного течения, она становится весьма труднопроходимой. В некоторых местах нам приходилось стоять по паре дней, пережидая непогоду. На реке в это время была очень большая вода, и ее низкие берега часто были сплошь залиты водой, над которой торчали лишь непролазные заросли ивняка, поэтому со стоянками было очень туго.

Дней через пять погода улучшилась, в один из дней задул юго-западный ветерок, для нас боковой и очень удобный для движения под парусом. Под парусом мы быстро продвинулись еще ближе к устью, и через два дня успешно вышли в Баренцево море. Теперь нам предстояло преодолеть Болванскую губу - первое препятствие на нашем пути. Но погода вновь испортилась. Мы не решились пересекать губу напрямик и отправились обходить ее по периметру под парусом.

Надо сказать, парусное вооружение у нас на этот раз было очень хорошим и позволяло ходить курсами до 45 градусов к ветру. Рангоут изобретали мы, а сами паруса заказывали у питерского мастера Сергея Новицкого, все время я мысленно благодарил его.

Прохождение небольшой Болванской губы затянулось на несколько дней. Под парусом мы могли идти лишь недолгое время, а большую часть времени приходилось медленно ползти на веслах против ветра. Дело осложнялось еще и исключительно неудобным дном в губе: здесь было исключительно мелко, и во время отлива губа обсыхала на многие сотни метров от берега, а дальше глубина в течение нескольких километров достигала, дай Бог, 15-20 сантиметров. При такой глубине, понятное дело, ходить, скребя пузом, очень тяжело.

Кстати, здесь нас угораздило потерять единственный компас. Какая досада - ориентироваться теперь придется только по солнцу, часам и картам.

В море

Но все когда-нибудь кончается, и 11 июля мы оставили Болванскую губу позади, зашли в деревню Фариха, где попили чаю с местным рыбаком и расспросили его о здешней погоде и условиях плавания. После этого мы двинулись дальше на северо-восток, миновали уже не работающий нефтяной терминал в деревне Дресвянка, а через три дня добрались до метеостанции, расположенной в десяти километрах западнее мыса Константиновского, где вновь повстречали рыбаков, пообщавшись с которыми, отправились дальше. Пройдя совсем немного от метеостанции, мы встали на довольно неудобном, низком и болотистом месте.

На следующий день погода начала портиться, поднялся западный ветер, попутный нам, но слишком сильный для того чтобы идти дальше. Еще через день начался самый настоящий шторм, который нагонял на берег огромное количество воды из океана, из-за чего ее уровень повысился, и наш лагерь буквально чуть не смыло. Мы успели эвакуироваться на более высокое место примерно за полчаса до того, как море залило тундру на несколько километров вдаль от обычной береговой линии.

17 июля шторм закончился, снова задул спокойный восточный ветерок. На веслах мы отправились дальше, достигнув мыса Горелка. В течение дня погода портилась, начался дождь, а следующим утром ветер вновь зашел на запад и усилился. Выйдя, мы подняли парус, но переход ограничился пятнадцатью минутами: ветер резко усилился, заштормило, и мы спешно выбросились на берег. Да уж, погода здесь капризнейшая, в этом месте нам пришлось провести еще два дня, ожидая пока ветер ослабеет.

Следующий переход сложился более удачно. Обойдя под парусом огромные мели, мы минули мыс Черная Лопатка, и встали в Паханческой губе. Место здесь опять оказалось страшно неудобным, низким. Теперь мы точно знали, что тут так же, во время западных штормов тундра будет заливаться морем на несколько километров. Все озера и ручьи здесь оказались совершенно солеными, и в поисках пресной воды нам приходилось уходить довольно далеко, чтобы найти хоть какую-нибудь пресную лужу.

Вечером следующего дня мы отправились дальше, нам очень хотелось поскорее достичь Варандея, населенного пункта, расположенного ровно посередине нашего маршрута. Мы решили перейти Паханческую губу напрямик. Легкий ветерок дул с юга, мы неторопливо двигались вперед, но вскоре нас нагнал дождь. Ветер усилился, с чистого юга он стал заходить на юго-восток. За дождем скрылись из виду и берега, и низкое ночное солнце - мы тут же потеряли ориентацию в пространстве. Чтобы не выскочить ненароком в открытый океан из губы, мы забрали восточнее, и через несколько часов оказались на берегу, в двадцати пяти километрах южнее протоки Песяков Шар. Здесь нас снова подстерегали проблемы с водой, но мы простояли в этом месте еще один день, после чего, вновь под парусом, за три перехода, к 25 июля достигли Варандея.

Море возле Варандея встретило нас высокими крутыми волнами и встречным восточным ветром. Мы почувствовали смертельную усталость и, зайдя на погранзаставу в Новом Варандее, отступили на десяток километров на запад, на остров Песяков, на котором надеялись дождаться более подходящей погоды. Наша усталость, как выяснилось, имела вполне конкретную природу: содержание кислорода в воздухе в высоких широтах значительно ниже, чем в средней полосе. Потребность организма в пище и отдыхе возрастает, а сил становится гораздо меньше. Все осложнялось и тем, что у нас заканчивались продукты, а в Варандее не было магазина. На счастье здешняя земля очень богата дичью, и поэтому голод нам не грозил.На Песякове мы провели еще три дня, после чего отправились дальше.

Ветер по-прежнему дул нам в лицо, и мы двигались вперед очень медленно, делая небольшие переходы. Так, 1 августа мы достигли мыса Полярного, где располагалась полузаброшенная база «Медынка», охраняемая двумя сторожами. Здесь мы гостили два дня, отъедались, а потом приобрели месячный запас круп на соседней буровой.Теперь мы могли смело идти дальше и, обогнув мыс Медынский, перейдя с попутным ветром перевозную губу, мы встали в двадцати километрах севернее от мыса Перевозный Нос.

Далее нам предстояло пересечь в узком месте Хайпудырскую губу - последнее серьезное препятствие на пути к Вайгачу. 7 августа, под парусом мы добрались до мыса, повернув возле которого, двинулись через шестнадцатикилометровое горло губы, чтобы достичь ее восточного берега.Когда мы отошли от Перевозного носа уже темнело, но света все еще хватало, чтобы разглядеть противоположный высокий берег. Ветер утих, мы опустили паруса и на веслах двинулись вперед. Однако, не прошло и часа, как свежий ветер задул с запада нам в спину. Ветер все свежел, небо заволакивало облаками, кругом темнело и, наконец, мы стали терять из виду берег, к которому шли.

К счастью до сих пор была видна заря на севере, и мы могли уверенно держать правильное направление. Волны постепенно становились круче и злее, скоро они хаотично покатились с разных сторон и мы, наконец, поняли, что, вероятно, погорячились, отправившись через губу мало того, что ночью, так еще и по отливу.Сделалось ясно, что сейчас мы попадем в самый настоящий сулой: во время отлива огромная масса воды устремляется из Хайпудырской губы в океан и, сталкиваясь с океанским течением, образует очень высокие хаотичные волны, беснующиеся на протяжении нескольких километров.

Мы смертельно испугались этого, но вернуться назад уже не имели никакой возможности из-за сильного западного ветра. Смирившись с неизбежным, мы очертя голову бросились в этот сулой, и за оставшуюся часть пути натерпелись такого страху, что едва не поседели.

Чтобы понять, что такое морской сулой, представьте себе мощный порог десятикилометровой длины, в котором нет камней, но постоянно бушуют валы, как минимум, двухметровой высоты.Однако, через пару часов мы все-таки преодолели Хайпудырскую губу и утром высадились в шести километрах от мыса Синькин Нос. Погода безнадежно испортилась, разбушевался шторм. Здесь нам пришлось провести еще четыре дня, пережидая непогоду. Пешком мы ходили в нежилую деревню Синькин, где познакомились с одиноким охотником, живущим там, и от которого мы узнали множество интереснейших местных баек.

Когда погода улучшилась, мы отправились дальше, и за два перехода добрались до мыса Черный Нос возле устья реки Коротаихи. В сорока километрах от устья располагается поселок Каратайка, крупнейший населенный пункт в этих местах, но он нас тогда не интересовал, и на следующем переходе мы дошли до реки Большая Талата в Бельковской губе. Здесь мы отдохнули в течение дня, а 16 августа отправились на север вдоль побережья Югорского полуострова.

Дул свежий южный ветер, который, как выяснилось позже, достигал скорости в 21 м/с. Всего лишь за два дня мы достигли пролива Югорский Шар, где переночевали на полярной станции Белый Нос.Теперь нам оставалось пересечь пролив, чтобы достигнуть заветной цели. Это не вызвало затруднений, и 19 августа мы уже высаживались на белые скалистые берега острова Вайгач, рядом с мысом Канин Нос. Здесь мы и получили возможность, наконец, ополоснуть наши сапоги в холодных водах Карского моря, западная граница которого здесь проходит как раз по линии Белый Нос - мыс Гребень.

Отсюда мы решили возвращаться в Каратайку, хотя до Амдермы и оставалось всего-то 40 километров, в связи с тем, что из Амдермы было практически нереально выбраться «на землю» за реальные деньги. Теперь от желанного финиша нас отделяло около 200 километров, но ветер упорно дул с юго-запада и мы едва ли могли рассчитывать быстро вернуться обратно к устью Коротаихи. Так и вышло: 70 километров до избы на реке Седаяха мы проползли за шесть дней. На Седаяхе мы простояли несколько дней, пережидая очередной шторм.

В окрестностях нам посчастливилось встретить оленеводов и попутный вездеход, на котором 30 августа мы успешно добрались до Каратайки, откуда, так же, на вездеходе к 3 сентября доехали до Воркуты.

Вообще, в этом путешествии, из семидесяти дней всего, ходовых было не более сорока. А в среднем, если разделить общий километраж на общее количество времени, проведенного в экспедиции, наша скорость составила чуть более десяти километров в сутки. Это очень мало по сравнению даже с Белым морем, где наш среднесуточный километраж составлял почти пятнадцать километров. Кроме того, как мы поняли, выходить надо было не в конце, а в начале июня, как только море начинает освобождаться ото льда. В этом случае продолжительность сезона составит не два месяца (как в нашем случае), а почти три. Ведь в конце августа на байдарке ходить здесь уже практически невозможно - ветер дует гораздо сильнее, штормит почти каждый день, а по ночам начинаются заморозки.

Тем не менее, Баренцево море нельзя назвать более суровыми и сложными, чем, например, Белое море. Шторма бывают и здесь и там, и в любом море они опасны. Если сравнивать Белое и Баренцево моря, то можно сказать, что на Баренцевом море на байдарке гораздо проще высаживаться на берег - здесь нет таких огромных литоралей покрытых вязким илом, мешающим подойти к суше.

На Баренцевом море дно песчаное или каменистое - бродить по нему одно удовольствие. В начале лета штормов тут не много и бывает довольно много дней, когда на море абсолютный штиль и вода гладкая как стекло. Поэтому, нельзя говорить, что Баренцево море крайне опасно и для байдарки непроходимо. Просто надо учитывать, что шторма тут бывают чаще и силы уходят гораздо быстрее.

Сложности у нас возникали скорее не на море, а на суше - из-за сильнейших ветров, нехватки кислорода и холодной погоды. Еды у нас уходило в три раза больше чем обычно, а силы кончались в два раза быстрее. К примеру, за тридцать пять дней мы прошли всего четыреста километров до Медынского заворота, и к этому времени у нас уже почти закончилась еда, запасенная на два месяца.

Тем не менее, несмотря на все сложности и неожиданности, путешествие получилось просто незабываемым, и мы продолжим его в следующем году. Думаю, оно должно получиться не менее интересным и захватывающим, чем это.

Ну а теперь, самое время перейти к чтению рассказов о Печорско-Югорском путешествии.

  • Вперёд

После победных войн со Швецией и Османской империей к началу XIX века Россия закрепила за собой статус одной из ведущих мировых держав. Но мировая держава не может существовать без сильного флота, поэтому его развитию уделялось отдельное внимание. Например, русских офицеров отправляли набираться опыта на флоты зарубежных стран. Кратко о кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Подготовка

Идея Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна принадлежала последнему. Обдумывать ее он начал сразу по возвращению в Россию в 1799 году. Окончательный вариант был представлен в начале 1802 года и довольно быстро одобрен морским министром и министром коммерции. Уже 7 августа Крузенштерн был назначен командиром экспедиции. Заместителем стал его старый друг, знакомый еще со времен учебы в Морском корпусе, капитан-лейтенант Лисянский. Большая часть расходов кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского были оплачены Российско-американской компанией. Купцы имели свой интерес, они надеялись на открытие нового перспективного морского маршрута, по которому можно было доставлять товары в Китай и русские поселения в Америке.

Приготовления к первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского велись быстро, но тщательно. Корабли было решено не строить самим, а купить за рубежом. В Англии за семнадцать тысяч фунтов стерлингов были приобретены два трехмачтовых шлюпа, получивших название «Надежда» и «Нева». Первым командовал сам Крузенштерн, а вторым - Лисянский. Там же были закуплены необходимые навигационные приборы и прочее снаряжение для долгого плавания. Экипажи были набраны исключительно из русских матросов-добровольцев, несмотря на то, что Крузенштерну советовали пригласить опытных иностранных моряков. Это было необычное решение, ведь опыта дальних океанских походов у русских кораблей и экипажей не было. Кроме того, в состав экспедиции вошли несколько ученых, а также посол Резанов, который получил задание наладить связи с Японией.

Европа и Атлантический океан

26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 года корабли экспедиции вышли из Кронштадта. Русских мореплавателей, отправляющихся в первое свое кругосветное путешествие, торжественно провожали местные жители и команды кораблей, стоящих на рейде. Через десять дней экспедиция дошла до Копенгагена, где в обсерватории были откорректированы хронометры. 26 сентября «Надежда» и «Нева» остановились в Англии, в Фалмуте, где задержались до 5 октября, чтобы проконопатить корпуса. Следующая остановка была сделана на Канарских островах, где запаслись провизией и пресной водой. После этого отправились к берегам Южной Америки.

26 ноября русскими кораблями был впервые пересечен экватор. Это событие отметили торжественным подъемом Андреевского флага и салютом из орудий. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. «Нева» нуждалась в замене мачты, и ремонт затянулся до конца января. За это время участники экспедиции ознакомились с природой тропической страны. Многое вызывало удивление, ведь в южных тропических широтах январь является самым жарким месяцем, и перед путешественниками предстало все разнообразие животного и растительного мира. Было составлено детальное описание острова, внесены поправки и исправления в карту побережья, собраны десятки образцов различных видов тропических растений.

Тихий океан

Наконец, ремонт был закончен, поэтому первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. 20 февраля 1804 года корабли обогнули мыс Горн и продолжили свой путь уже по Тихому океану. Тут не обошлось без происшествий: из-за сильного ветра, дождей и тумана корабли потеряли друг друга из виду. Но командование экспедицией предусмотрело подобную возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «неистовых пятидесятых» и «ревущих сороковых» широтах. В случае подобного развития событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, подождав там три дня, отправилась к где и встретилась с «Надеждой» возле острова Нукагива.

Выяснилось, что, потеряв из Лисянского, Крузенштерн направился на север, чтобы обследовать тамошнюю часть океана, но так и не нашел новой суши. Сам остров был детально описан, была собрана коллекция неизвестных науке растений, а Лисянский составил краткий словарь туземного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае вторично пересекли экватор и взяли курс на Гавайские острова, где разделились. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» - к северо-западным берегам Америки.

Граф Федор Толстой

На пути к Камчатке на одном из островов экспедиция рассталась с одним из членов экипажа, Федором Толстым. Он был известнейшим представителем русского дворянства тех годов, причем славу свою получил за эксцентричное и провокационное поведение. Не изменил своему характеру он и в путешествии. В конце концов, Крузенштерну надоели выходки Толстого, поэтому он высадил его на берег. Оттуда Толстой добрался до Алеутских островов и Аляски, после чего вернулся обратно на Камчатку и через Дальний Восток, Сибирь и Урал прибыл в Петербург.

Камчатка

В начале июля «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский. К этому времени отношения между Крузенштерном и послом Резановым накалились до предела. Конфликт между ними возник еще в начале путешествия и был обусловлен тем, что, хотя Крузенштерн являлся командиром корабля, формально начальником экспедиции считался Резанов, причем о его статусе стало известно только после отбытия из Кронштадта.

Такое двоевластие просто не могло не сказаться во время первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского на дисциплине экипажа. Дело почти дошло до бунта, и посол был вынужден до прибытия в Петропавловск-Камчатский проводить все время в каюте. Сойдя на берег, он сразу же подал жалобу губернатору на действия Крузенштерна и экипажа. Впрочем, все разрешилось благополучно, и «Надежда» вышла в море и отправилась к берегам Японии.

Япония

26 сентября 1804 года корабль прибыл в порт Нагасаки. Но местные власти оказали русским морякам довольно холодный, даже враждебный прием. Сначала от них потребовали сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие, только после этого кораблю было позволено зайти в бухту. «Надежда» простояла в гавани полгода, все это время морякам не разрешалось даже сойти на берег. В конце концов, послу сообщили, что император не может принять его. Более того, русским кораблям впредь запрещалось показываться вблизи японских берегов. Попытка установить дипломатические отношения закончилась провалом. Впрочем, это неудивительно, ведь Япония в тот период строго придерживалась политики изоляции и не собиралась от нее отказываться. Корабль вернулся в Петропавловск-Камчатский, где Резанова освободили от дальнейшего участия в плавании.

Впрочем, плавание в Японию не было напрасным. Европейцам был плохо известен тот регион, карты пестрели неточностями и ошибками. Крузенштерн составил описание западной береговой линии Японских островов, внес некоторые поправки в карты.

В июле 1805 года «Надежда» совершила еще одно плавание, на этот раз к берегам Сахалина. Пройдя с юга на север острова и попытавшись обогнуть его, экспедиция столкнулась с туманами и мелководьем. Крузенштерн ошибочно решил, что Сахалин - это полуостров, соединенный с материком перешейком, и повернул обратно на Камчатку. Пополнив запас провизии, совершив необходимый ремонт и загрузившись пушниной, шлюп в конце сентября отправился в Китай. По пути с карт были убраны несколько несуществующих островов, а сама «Надежда» несколько раз попадала в шторм. Поздней осенью корабль наконец бросил якорь в Макао и стал ждать прибытия Лисянского.

Путешествие «Невы»

После разделения на Гавайских островах «Нева» отправилась к побережью Северной Америки. Там экспедиция в первую очередь занялась гидрографическим описанием побережья. Кроме того, осенью 1804 года Лисянский вынужден был прервать научные исследования на острове Кадьяк и оказать помощь русским поселенцам в Америке, которые подверглись нападению туземцев. Разрешив проблемы поселенцев и выполнив необходимые астрономические наблюдения в тех местах, корабль вернулся на Кадьяк. Кроме гидрографических и астрономических наблюдений, осуществлялось наблюдение за погодой, а также была составлена карта Кадьякского архипелага.

После зимовки в 1805 году исследования побережья продолжились. Летом «Нева» бросила якорь в поселении Ново-Архангельске. Здесь экспедиция провела около двух месяцев, исследуя этот район. Проводилась разведка берегов и вылазки вглубь островов, было составлено их детальное описание. В частности, Лисянский поднялся на гору Эчком, которая являлась потухшим вулканом. Были сделаны наблюдения о растительности, смене температуры с высотой, собраны образцы вулканических пород. Лисянский обнаружил горячие источники на острове Баранова, вода которых имела лечебные свойства. Им же было собрано множество сведений о жизни индейцев и коллекция их бытовых предметов.

После завершения всех необходимых исследований «Нева» приняла груз пушнины, принадлежавшей Российско-американской компании, и 1 сентября отправилась к берегам Китая. Перед отплытием было заготовлено несколько десятков ведер дикого щавеля, который являлся проверенным средством от цинги. И действительно, случаев заболевания в дальнейшем пути не было.

Лисянский надеялся обнаружить неисследованную сушу и прокладывал маршрут через те участки океана, по которым до этого суда не ходили. Но эти поиски чуть не обернулись неприятностями: ночью 3 октября «Нева» села на мель. Как оказалось утром, это спасло корабль от столкновения с маленьким островом, находящимся в центре мели. Острову дали имя Лисянского. Он был необитаемым и весьма низким, в темноте тропической ночи его очень просто не заметить, а столкновение с каменистым берегом окончится гибелью корабля. «Нева» успешно снялась с мели и продолжила путь.

Тем не менее плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского затягивалось, корабль не успевал к намеченному сроку, и Лисянский решил сместиться на юг, чтобы паруса наполнил попутный ветер. Возле Филиппин «Неву» сильно потрепал тайфун, пришлось даже выбросить за борт часть груза. Наконец, в середине ноября мореплаватели встретили первый китайский корабль. 21 ноября 1805 года «Нева» прибыла в Макао, где ее уже ожидала «Надежда».

Китай

По прибытии в Макао Крузенштерн известил губернатора о цели визита и убедил его разрешить «Надежде» остаться в порту до прибытия «Невы», даже несмотря на то, что военным кораблям там стоять запрещалось. Но уговорить местные власти на заход обоих суден ему сразу не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он перешел на нее и вместе с Лисянским отправился в порт.

С продажей мехов возникли определенные трудности, так как китайские купцы ждали разрешения правительства на то, чтобы вступить в торговые отношения с русскими. Наконец, при помощи местного английского торгового представительства удалось сбыть груз. Закупив китайские товары (чай, шелк, фарфор) и завершив торговые дела, экспедиция готовились к отправке, но тут вновь вмешались китайские чиновники, запретив кораблям покидать порт до получения разрешения. Спустя месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские мореплаватели отправились в путь.

Возвращение

Во время плавания через Полинезию, Индийский и Атлантический океан каких-либо географических открытий сделано не было, так как этот маршрут был широко известен и давно исследован. Впрочем, несколько интересных событий все же случилось. До берегов Африки корабли шли вместе, но, проходя мимо попали в туман и 3 апреля потеряли друг друга из виду. По договоренностям на такой случай предполагалось вновь встретиться на острове Святой Елены. По прибытии туда Крузенштерн получил известие, что Россия и Франция находятся в состоянии войны. Это заставило его изменить дальнейший маршрут экспедиции кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и «Надежда» пошла вдали от европейских берегов, обогнув Британские острова.

Лисянский же решил возвращаться самостоятельно, не заходя на остров Святой Елены. Бросив якорь в Портсмуте и узнав о войне, он все же продолжил плавание через Ла-Манш. Так или иначе, оба корабля успешно завершили первое кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт 22 июля, а «Надежда» пришла 7 августа 1806 года.

Значение

Первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского открыло новую страницу географических исследований. Экспедицией были открыты новые острова и стерты с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих точек на карте. Обновленные карты малоизученных мест земного шара упростили дальнейшие экспедиции. После первого кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского было получено множество сведений о населении дальних земель, о его обычаях, культуре и быте. Собранный этнографический материал был передан Академии наук и послужил ценным источником информации. Во время путешествия также были составлены чукотский и айнский словари.

Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов не прекращались за все время путешествия, в дальнейшем полученные сведения станут одной из основ океанографии. Наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии будут иметь значение для становления такой науки, как климатология. Ценность исследований и наблюдений русской экспедиции в том, что они проводились систематически, с помощью самых современных приборов, подобный подход на тот момент был новаторским.

Сведения, полученные в кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского (описание было представлено вашему вниманию в статье), были опубликованы в книгах Крузенштерна и Лисянского. К сочинениям прилагались атласы с новейшими картами и иллюстрациями природы и городов дальних стран. Данные труды, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе, вскоре были переведены на западноевропейские языки и изданы за рубежом.

Экспедиция стала первым русским кругосветным путешествием, матросами и офицерами впервые был приобретен опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж «Надежды» входили Фадей Беллинсгаузен - будущий и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие, но уже в качестве командира экспедиции.

Уверен, что многие люди знают о первом кругосветном путешествии под руководством Фернанда Магеллана. Это историческое событие сыграло ключевую роль в процессе открытия новых земель и территорий, но эта экспедиция была осуществлена испанцами, а мне хотелось бы рассказать о наших соотечественниках, которые смогли совершить подобный подвиг.

Общие сведения о путешествии

Русские решились на кругосветное путешествие значительно позже, чем испанцы во главе с Фернандом Магелланом. Это событие датируется 1803 годом, а продолжительность его составила столько же, как и у первой экспедиции - 3 года. Но если у испанцев был Магеллан, то кто были командующими у русских? Это были два человека, а именно: Юрий Лисянский и Иван Крузенштерн, которые командовали экипажами своих кораблей «Нева» и «Надежда». Далее я бы хотел сказать о значении этой экспедиции для России в общем. Она повлияла и на поднятие уровня русского флота, и, конечно же, принесла множество пользы в исследования мировых вод. Теперь хочу перейти, собственно, к маршруту, по которому двигалась экспедиция.


Описание путешествия русскими вокруг света

Начало путешествия ознаменовалось личным осмотром Александра I кораблей, которые стали домом для мореплавателей на следующие 3 года. Помимо этого, я могу выделить:

Теперь, что касается маршрута путешествия. Свое начало оно берет в Кронштадте, а первой остановкой был датский город Копенгаген, после которого экспедиция направилась в Британию, а дальше посетила Канарские острова и Испанию. После небольшой паузы они направились в Бразилию, посетили Остров Пасхи и Гавайские острова. Следующим адресатом был российский Петропавловск-Камчатский и Япония, потом Аляска, Китай и даже Макао, который расположен в Португалии. После посещения острова Святой Елены, Азорских островов и Портсмута в Великобритании, путешественники вернулись в Кронштадт.