Методика бентона стимульный материал. Психодиагностика процессов памяти: проведение и интерпретация теста Бентона

  • Организация и правовое регулирование деятельности психолога в системе здравоохранения в Российской Федерации
  • II. Методы (методики) патопсихологического исследования
  • Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций
  • 01. Корректурная проба
  • 02. Счет по Крепелину
  • 03. Отсчитывание
  • 04. Отыскивание чисел по таблицам Шульте
  • 05. Пробы на переключение
  • 06. Методика М. С. Лебединского
  • 07. Чередование антонимов и синонимов
  • 08. Сложение с поочередно меняющимися слагаемыми
  • 09. Поочередное вычитание
  • 10. Исследование переключения внимания с помощью модификации таблиц Шульте
  • 11. Корректурная проба с переключением
  • 12. Методика «Численно-буквенные сочетания»
  • 13. Методика «Перепутанные линии» (методика Рисса)
  • Методики для исследования памяти
  • 01. Тест зрительной и слуховой памяти
  • 02. Пробы на запоминание
  • 03. Проба на ассоциативную память
  • 04. Опосредованное запоминание
  • 05. Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера
  • 06. Тест зрительной ретенции Бентона
  • Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов
  • 01. Складывание картинок из отрезков
  • 02. Понимание рассказов
  • 03. Понимание сюжетных картин
  • 04. Установление последовательности событий
  • 05. Методика для выявления нарушений критичности мышления
  • 06. Классификация
  • 07. Исключение
  • 08. Выделение существенных признаков
  • 09. Образование аналогий
  • 10. Выделение закономерностей
  • 11. Определение и сравнение понятий
  • 12. Формирование искусственных понятий
  • 13. Понимание переносного смысла пословиц и метафор
  • 14. Сравнение пословиц
  • 15. Отнесение фраз к пословицам
  • 16. Называние 50 слов
  • 17. Пиктограммы
  • 18. Ассоциативный (словесный) эксперимент
  • 19. Подбор слов-антонимов
  • Психометрические методы исследования интеллекта
  • 01. Исследование интеллекта по методу Д. Векслера
  • 03. Методика Титце
  • 04. Шкала «домино»
  • Методы (методики) для исследования личности
  • 01. Исследование уровня притязаний
  • 02. Исследование самооценки по методике Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн
  • 03. Личностный опросник Айзенка
  • 04. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А Голынкина, А. М. Эткинд, 1993)
  • 05. Методика психологической диагностики индекса жизненного стиля (ИЖС)
  • 06. Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • 07. Торонтская алекситимическая шкала
  • 08. Методика «Тип поведенческой активности» (ТПА)
  • 09. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
  • 10. Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI)
  • 11. Опросники для скрининга неврозов
  • 11.1. Опросник Хека - Хесс
  • 11.2. Невротически-депрессивный опросник Т. Ташева
  • 11.3. Опросник А. Кокошкаровой
  • 13. Метод Бекмана - Рихтера
  • 14. Метод Роршаха
  • 15. Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
  • 16. Вербальный проективный тест (ВПТ)
  • 17. Детской апперцепции тест (CAT)
  • 18. Метод исследования фрустрационной толерантности
  • 19. Тест «Рука»
  • 20. Методика диагностики межличностных (интерперсональных) взаимоотношений Т. Лири
  • 21. Метод незаконченных предложений
  • 22. Метод Вартегга
  • 23. Тест выбора цвета Люшера
  • 24. Определение степени приятности отдельных хроматических цветов
  • III. Патопсихологическая семиотика
  • 01. Шизофрения
  • 02. Маниакально-депрессивный психоз
  • 03. Эпилепсия
  • 04. Старческое слабоумие
  • 05. Пресенильные деменции
  • 06. Церебральный атеросклероз
  • 07. Последствия закрытой черепно-мозговой травмы
  • 08. Алкоголизм
  • 09. Умственная отсталость (олигофрении)
  • 10. Пограничные нервно-психические расстройства
  • 11. Патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии
  • 12. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (структура и основы содержания)
  • Библиография
  • Оглавление
  • следуемый 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригированный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) - ПО. Это значит, что память обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его истинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затруднения исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллекта стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом «пика» биологического и интеллектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показателю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно приемлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.

    Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале памяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качественный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.

    Тест зрительной ретенции Бентона

    Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы - С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карто- чек-образцов. На карточке

    изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.

    Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинкиобразца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

    По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весь-

    ма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа «органических» ошибок с возрастом,

    особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией. Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых. Например, на картинке для исследования по Бетону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая (рис. 4 , позиция А). Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место (рис. 4 , позиция Б1), либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол (рис. 4, позиция Б2). Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

    Примеры «органических» ошибок: больной разделил (рис. 4, позиция ВТ) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фи- гуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (рис. 4, позиция В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

    Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

    Примеры «органических» ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90°.

    Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

    Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов

    Складывание картинок из отрезков

    Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования интеллектуального уровня.

    Обследуемому предлагают (в возрастающей сложности) составить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные - на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны поразному. Для повторных исследований желательно иметь несколько наборов, аналогично подобранных. Отрезки рисунка даются испытуемому без определенного порядка, перевернутыми. Составляться они должны без образца.

    При выполнении задания обращается внимание не только на время и конечный результат, но обязательно должны регистрироваться особенности работы обследуемого. Так, правильное выполнение задания требует вначале анализа предъявленного обследуемому материала, после чего уже последовательно, планомерно из отдельных отрезков составляется рисунок. Существенную роль при этом играет выделение опорных сигнальных деталей рисунка. При интеллектуальной недостаточности такой анализ отсутствует и больные пытаются составить рисунок, прикладывая беспорядочно один отрезок к другому (по методу проб и ошибок). Такое выполнение задания свидетельствует об отсутствии у обследуемого плана.

    Характер работы обследуемого может свидетельствовать и о нарушении критичности мышления, когда неправильно положенные отрезки оставляются им на месте, даже несмотря на подсказку исследующего.

    Инструкция испытуемому : «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка ни­какой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте не­сколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам по­кажется, что Вы уже все запомнили Вам попятно?» (при не­соблюдении–отметить импульсивность испытуемого).

    Экспериментатору : «Держим карточки перед испы­туемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каж­дую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряже­ние).

    Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оцен­ка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. От­дельно подсчитаются ошибки. Это могут быть:

    1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием:

    Оп БП – Опущение Большой Правой.

    Оп БЛ – Опущение Большой Левой

    Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.

    Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.

    2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).

    3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с преды­дущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).

    4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90 ­ 0 или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.

    5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ.

    Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (осо­бенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во вре­мени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность ре­зультатов.

    6. Величина–«Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответству­ет уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого. (таблица 1)



    Таблица 1. Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта

    (норма от 15 до 44 лет включительно)

    Поправки на возраст:

    от 45 до 54 лет к оценке но Бентону прибавляется 1 балл

    от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла

    от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла

    (от 75 лет и выше–можно прибавить 4–5 баллов)

    Таблица 2. Зависимость количества ошибок по Бентону от уровня интел­лекта (норма от 15 до 39 лет включительно)



    Поправки на возраст:

    от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка

    от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки

    от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки (выше 65 лет–можно отнять 4–5 ошибок)

    Из практики:

    Больные с органическим поражением мозга обычно полу­чают не более 4–5 баллов (редко).

    Больные неврозами получают в среднем 6–8 баллов.

    Больные шизофренией (с дефектом) 6–7 баллов.

    Норма получает в среднем 8–9 баллов, но может быть и 7, и даже меньше–при «Низком» или «Пограничном» интел­лекте (см. таблицу).

    Краткая инструкция к проведению обследования и оценке результатов теста Бентона составлена на основе собственного опыта работы с методикой И. Н. Гильяшевой (1981).

    Сопоставление оценок теста Бентона с оценками интел­лекта в единицах Ю, на основе которого можно судить об «органическом» снижении (в случае несоответствия этих оценок), в руководстве Бентона приводится по методике Стенфорд-Бине. У нас для оценки интеллекта обычно ис­пользуется методика Векслера (WAIS для взрослых и WISC для детей), поэтому, наряду с оценками интеллекта по Стенфорд-Бине (Stanford-Binet), в таблицах приведены соот­ветствующие им количественные оценки интеллекта (Ю) и «квалификации» (словесные определения) уровней интеллекта по Векслеру.

    Для удобства сравнивания количества ошибок «правой» и «левой» локализации (особенно часто это ошибки локализации малой периферической фигуры) произведены незначительные изменения в рисунках Бентона таким образом, чтобы количе­ство периферических малых фигур справа и слева в каждой серии теста было одинаковым (4 справа и 4 слева). Шкалы «поправок па возраст» продолжены, что позволяет обследовать испытуемых более старшего, чем предусмотрено у Бентона, возраста. (рисунок 15)

    Использованная литература.

    1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1994.

    2. Валентинов В. 150 веселых игр. СПб, Издательский дом «Литера», 2002.

    Возрасты жизни. А.В.Толстых. М., 1988 г.

    3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение а психологию активности. М.: Политиздат, 1989, 319 с.

    4. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с.

    5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология. М., 2003

    6. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию. М., 1988

    7. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

    8. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Книга 1. Общие основы психологии.- 688 с. (внимание с.201-211) .

    9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000, с.720.

    10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2000.

    Рубежный контроль знаний:

    1.Перечислить возрастные особенности внимания взрослого человека.

    2.Объяснить механизмы формирования внимания взрослого человека.

    3.Описать основные способы и стратегии развития внимания взрослого человека.

    4.Описать способы коррекции внимания взрослого человека.

    Задания для самостоятельной работы:

    1.Подготовить подборку методов коррекции концентрации и устойчивости внимания взрослого человека.

    2.Подготовить подборку методов развития свойства переключения внимания взрослого человека.

    3.Подготовить подборку методов коррекции распределения внимания взрослого человека.

    следуемый 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригированный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) - ПО. Это значит, что память обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его истинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затруднения исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллекта стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом «пика» биологического и интеллектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показателю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно приемлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.

    Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале памяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качественный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.

    Тест зрительной ретенции Бентона

    Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы - С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карто- чек-образцов. На карточке

    изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.

    Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинкиобразца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

    По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весь-

    ма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа «органических» ошибок с возрастом,

    особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией. Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых. Например, на картинке для исследования по Бетону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая (рис. 4 , позиция А). Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место (рис. 4 , позиция Б1), либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол (рис. 4, позиция Б2). Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

    Примеры «органических» ошибок: больной разделил (рис. 4, позиция ВТ) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фи- гуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (рис. 4, позиция В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

    Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

    Примеры «органических» ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90°.

    Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

    Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов

    Складывание картинок из отрезков

    Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования интеллектуального уровня.

    Обследуемому предлагают (в возрастающей сложности) составить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные - на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны поразному. Для повторных исследований желательно иметь несколько наборов, аналогично подобранных. Отрезки рисунка даются испытуемому без определенного порядка, перевернутыми. Составляться они должны без образца.

    При выполнении задания обращается внимание не только на время и конечный результат, но обязательно должны регистрироваться особенности работы обследуемого. Так, правильное выполнение задания требует вначале анализа предъявленного обследуемому материала, после чего уже последовательно, планомерно из отдельных отрезков составляется рисунок. Существенную роль при этом играет выделение опорных сигнальных деталей рисунка. При интеллектуальной недостаточности такой анализ отсутствует и больные пытаются составить рисунок, прикладывая беспорядочно один отрезок к другому (по методу проб и ошибок). Такое выполнение задания свидетельствует об отсутствии у обследуемого плана.

    Характер работы обследуемого может свидетельствовать и о нарушении критичности мышления, когда неправильно положенные отрезки оставляются им на месте, даже несмотря на подсказку исследующего.


    Бентона тест зрительной ретенции . Экспериментальная методика исследования памяти по репродукции предъявляемых больному геометрических фигур. Производится количественная и качественная оценка результатов. Различают ошибки, типичные для здоровых людей, и так называемые «органические», наблюдающиеся у больных с органической церебральной патологией.

    • ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (англ. visual performance) - характеристика способности человека-наблюдателя к выполнению зрительной работы; измеряется скоростью и точностью выполнения зрительной раб...
    • НАДЕЖНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ - НАДЕЖНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ (англ. reliability of measurement) - воспроизводимость результатов измерения, повторяемого при идентичных условиях. Количественная оценка Н. и. осуществляется, напр., при по...
    • СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (ввозрастной психологии) - СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (ввозрастной психологии) (англ. sociometric method) - прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах. Син. социометрический тест...
    • ЛЕСОРУБОЧНЫЙ БИЛЕТ - ЛЕСОРУБОЧНЫЙ БИЛЕТ документ, дающий право на вырубку и вывоз определенного количества древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В Л.б. определяются место нахождения участка лесного фонда, ...
    • ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК - ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК неотъемлемый компонент рыночной экономики: коммерческая, производственная деятельность в ситуации неопределенности из за недостатка информации, не гарантирующая в таких условиях дос...
    • ИНТЕНСИВНОСТЬ - ИНТЕНСИВНОСТЬ – 1. Качественная характеристика, выражающая высокую меру, степень силы, напряженности, насыщенности некоего проявления или процесса. 2. Качественная или количественная характеристика м...
    • МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА – группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: тест рисунка фигуры человека (варианты Гаденау и Маховер), тест рисунка дерева Коха, тес...
    • МЕТОДИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ - МЕТОДИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ – группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.
    • МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННАЯ - МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННАЯ – методики, основанные на количественном анализе экспериментальных данных. Позволяют применять количественные меры и методы количественной обработки результатов, оценивают диа...
    • МЕТОДИКА СТРУКТУРИРОВАНИЯ - МЕТОДИКА СТРУКТУРИРОВАНИЯ – группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: тест пятен Роршаха, тест облаков, тест проекции трехмерной.
    • НОРМА ТЕСТОВАЯ - НОРМА ТЕСТОВАЯ – усредненная оценка по данному тесту группы большой нормальных и здоровых людей определенного возраста и культуры – показатели, с коими можно сравнивать показатели испытуемого, оценив...
    • ТЕСТ АППАРАТУРНЫЙ - ТЕСТ АППАРАТУРНЫЙ – тест, предполагающий применение специальной аппаратуры – различных технических устройств для предъявления тестовой информации или обработки результатов теста. В качестве аппаратур...
    • ТЕСТ ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЙ - ТЕСТ ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЙ – относятся к тестам проективным. Предполагают толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений. Среди них особенно популярен тест апперцептивный тематическ...
    Предложил A. L. Benton в 1952 г. Тест изначально был ориентирован на исследование запоминания рисунков различных форм. Рисунки объединяются в три формы - С, D, Е. Все эти формы эквивалентны друг другу, каждая состоит из десяти карточек-образцов. На каждой карточке изображено несколько простых геометрических фигур.

    Тест Бентона обычно используется в патопсихологической диагностике при подозрениях на наличие органических повреждений мозга, а также при уточнении степени их тяжести.

    Одна карточка предъявляется испытуемому на 10 секунд. Затем испытуемый должен воспроизвести (нарисовать самостоятельно) содержание карточки.

    Оценка одного ответа производится по количественному и качественному показателю. Количественная оценка:

    Правильное репродуцирование оценивается в 1 балл,

    Неправильное - в 0 баллов.

    Соотношение правильно и неправильно выполненных заданий является показателем умственного ущерба.

    Качественный анализ тоже способен дать интересные сведения. Бентон составил специальную таблицу возможных ошибок. При этом ошибки, совершаемые здоровыми людьми, и ошибки больных, страдающих органической церебральной патологией, деменцией, различаются.

    Ошибки, таким образом, делятся на "естественные" и "органические". Следует учесть, что наличие одной "органической" ошибки возможно и у психически здоровых лиц. Это может быть следствием переутомления, отвлечения. Наличие же двух "органических" ошибок представляет большую редкость даже у очень старых, но психически здоровых обследуемых.

    Пример. На одной из картинок нарисованы две крупные фигуры (как бы главные) и одна мелкая. "Естественная" ошибка - испытуемый забыл мелкую фигуру, но он сознает это и оставил для нее пустое место. Также может быть несколько изменено взаимное расположение фигур. "Органические" ошибки:

    Больной разделил на фрагменты одну из основных фигур, нарисовав ее части в разных местах,

    Воспроизвел все фигуры в одной величине.

    Другие примеры "естественных" ошибок:

    Перестановка главной фигуры справа налево,

    Неправильное перемещение главной фигуры по вертикали,

    Поворот вокруг оси малой или большой фигур,

    Сознательный пропуск малой фигуры,

    Сознательный пропуск элементов фигуры,

    Поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

    Другие примеры "органических" ошибок:

    Полный или частичный пропуск малых фигур,

    Повторение (дубликация) малых фигур,

    Дубликация основной фигуры,

    Расположение периферической фигуры между главными или внутри главной,

    Поворот фигур на рисунке на 90 градусов.

    Примеры "тяжелых" ошибок, которые наблюдаются при явной органической церебральной патологии:

    Тенденция к деформации фигур по размерам,

    Повторение главной фигуры в одном и том же образце,

    Повторение элементов фигуры в образце,

    Контаминация (сплавление) фигур,

    Тенденция к персеверации фигур,

    Значительное искажение фигур,

    Вставки в фигуры,

    Полный пропуск образца.