Мольер мнимый больной краткое содержание. Отношение членов семьи к чудачеству Аргана

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц)

Мольер
Мнимый больной
Комедия в трех действиях

Действующие лица

В первом прологе

Флора .

Климена .

Дафна .

Тирсис – предводитель группы пастухов, влюбленный в Климену.

Дорилас – предводитель группы пастухов, влюбленный в Дафну.

Два зефира .

Пастухи и пастушки .

Шесть фавнов .

Во втором прологе

Пастушка .

Фавны и эгипаны .


В комедии

Арган – мнимый больной.

Белина – вторая жена Аргана.

Анжелика – дочь Аргана, влюбленная в Клеанта.

Луизон – маленькая дочка Аргана, сестра Анжелики.

Беральд – брат Аргана.

Клеант – молодой человек, влюбленный в Анжелику.

Г-н Диафуарус – врач.

Тома Диафуарус – его сын, влюбленный в Анжелику.

Г-н Пургон – врач, лечащий Аргана.

Г-н Флеран – аптекарь.

Г-н де Бонфуа – нотариус.

Туанета – служанка.

Лакей .

Действующие лица интермедий
В первом действии

Полишинель .

Старуха .

Полицейские , поющие и танцующие.

Во втором действии

Цыгане и цыганки , поющие и танцующие.

В третьем действии

Обойщики , танцующие.

Президент собрания медиков .

Арган – бакалавр.

Доктора .

Аптекари со ступками и пестиками.

Клистироносцы .

Хирурги .

Действие происходит в Париже.

Первый пролог

После славных трудов и победоносных подвигов нашего августейшего монарха справедливость требует, чтобы сочинители постарались либо прославить, либо развлечь его. Это мы и попробовали сделать. Настоя щий пролог представляет собой попытку прославить государя, а следующая за прологом комедия о Мнимом больном задумана была с целью доставить королю отдых после понесенных им благородных трудов.

Сцена представляет приятную сельскую местность.

Эклога с музыкой и танцами

Флора , Климена , Дафна , Тирсис , Дорилас , два зефира , пастухи и пастушки .

Флора


Покиньте все свои стада!
Пасту́шки, пастухи, сюда!
Бегите все ко мне, в тень молодого вяза,
Узнайте с радостью из моего рассказа:
Настала счастья череда!
Покиньте все свои стада!
Пастушки, пастухи, сюда!
Бегите все ко мне, в тень молодого вяза.

Климена и Дафна


Не до тебя мне, пастушок:
Смотри, нас призывает Флора!

Тирсис и Дорилас


Пастушка, твой отказ жесток!

Тирсис


Ужель ты на любовь ответишь мне не скоро?

Дорилас


Ужели от меня блаженства час далек?

Климена

(Дафне)


Смотри, нас призывает Флора!

Тирсис и Дорилас


Скажи хоть слово мне. Ответь, молю, ответь!

Тирсис


Ужель мне век страдать без ласкового взора?

Дорилас


Могу ль надеяться тобою овладеть?

Климена

(Дафне)


Смотри, нас призывает Флора!

Первый балетный выход

Пастухи и пастушки окружают Флору .

Климена


Известьем радостным каким,
Богиня, подарит твое нас появленье?

Дафна


От любопытства мы горим
Услышать это сообщенье.

Дорилас


Наш дух волнением томим.


Вот-вот умрем от нетерпенья!

Флора


Внимайте же в благоговенье:
Настал желанный миг – Людовик с нами вновь,
С собой он к нам вернул утехи и любовь.
Пускай смертельный страх вас больше не тревожит:
Величием он покорил весь свет;
Теперь оружье сложит:
Врагов уж больше нет.


Ах! Весть великая какая
Несется, радость предрекая!
Утехи, игры, смехи вслед за ней
И вереница ясных дней.
К нам небеса быть не могли добрей:
Ах! Весть великая какая
Несется, радость предрекая!

Второй балетный выход

Пастухи и пастушки выражают в танцах свою радость и восторг.

Флора


Извлекайте из свирели
Самых сладких звуков рой:
Возвратился наш герой.
Петь его – нет выше цели.
Сто побед стяжав в бою,
Славу громкую свою
Мощной он схватил рукою,
Так устройте меж собой
Во сто крат приятней бой,
Чтоб воспеть хвалу герою!


Так устроим меж собой
Во сто крат приятней бой,
Чтоб воспеть хвалу герою!

Флора


Дары из царства моего
Зефир в лесу в венки уж вяжет.
Награда ждет певца того,
Чей голос лучше нам расскажет
О том, кто выше и светлей
Всех величайших королей.

Климена


О, будь твоей, Тирси́с, награда…

Дафна


О, победи ты, Дорила́с…

Климена


Тебя любить была б я рада.

Дафна


Тебе навек я б отдалась.

Тирсис


О дорогих надежд отрада!

Дорилас


О сердцу сладостная речь!

Тирсис и Дорилас


Прекрасней где предмет? Прекрасней где награда,
Чтоб вдохновение зажечь?

Скрипки играют мотив, воодушевляющий обоих пастухов на состязание. Флора занимает место судьи у подножья дерева, два зефира становятся по сторонам. Остальные в качестве зрителей становятся по обеим сторонам сцены.

Тирсис


Когда снега, сбежав, вольются в мощь стремнины,
Напора грозного бушующей пучины
Не в силах удержать ничто:
Всё – люди, и стада, и ду́бы-исполины,
Дворцы, селенья, города, плотины –
Потоком грозным залито.
Так – но быстрей и величавей –
Стремит Людовик путь свой к славе!

Третий балетный выход

Пастухи и пастушки из группы Тирсиса под ритурнель танцуют вокруг него, выражая ему свое одобрение.

Дорилас


Когда блеск молнии ужасный мрак пронзает,
Воспламенив пожар в зловещих облаках,
Невольно трепет возникает
И в самых доблестных сердцах.
Но во главе полков внушает
Врагам Людовик больший страх!

Четвертый балетный выход

Пастухи и пастушки из группы Дориласа танцуют, выражая ему свое одобрение.

Тирсис


Сказанья древности, что нам известны были,
Теперь превзойдены делами чудной были,
Всю славу дней былых затмив.
Нас полубоги не прельщают:
Мы забываем древний миф,
Нас лишь Людовик восхищает.

Пятый балетный выход

Пастухи и пастушки из группы Тирсиса выражают ему свое одобрение.

Дорилас


Возможность дали нам Людовика деянья
Поверить во все то, о чем гласят преданья
Давно исчезнувших годин.
А наших внуков ждет иное:
Им не докажут их герои,
Что столько мог свершить один.

Шестой балетный выход

Пастухи и пастушки из группы Дориласа выражают ему свое одобрение.

После этого обе группы пастухов и пастушек объединяются. Появляется Пан в сопровождении шести фавнов .


Довольно, пастухи, затею прекратите.
Что делать вы хотите?
Пастушеской свирели стон
Старался б выразить напрасно
То, что не смел бы Аполлон
Воспеть на лире сладкогласной.
Вы слишком на свои надеетесь усилья:
Не хватит пламени, которое вас жжет.
Вы рветесь в небеса, но восковые крылья
Уронят вас в пучину вод.
Чтоб воспевать дела отваги беспримерной,
Судьба еще певца не создала;
Нет слов, чтоб описать монарха образ верно,
Молчанье – лучшая хвала,
Которой ждут его дела.
Его иным путем, ему угодным, славьте,
Готовьте для него иное торжество,
Его величие оставьте –
Утех ищите для него.

Флора


Но хоть у вас и не хватило сил
Воспеть бессмертное величие, как надо,
Награду каждый заслужил.
Да, вас обоих ждет награда.
Стремленье важно уж одно

Седьмой балетный выход

Два зефира танцуют с венками в руках, которые они потом возлагают на пастухов.

Климена и Дафна

(подавая им руки)


Стремленье важно уж одно
К тому, что гордо и прекрасно.

Тирсис и Дорилас


За смелый наш порыв как много нам дано!

Флора и Пан


Служа Людовику, не трудятся напрасно.

Обе пары влюбленных


Искать ему утех – отныне наш удел.

Флора и Пан


Блажен, кто посвятить всю жизнь ему сумел!

Заключительный общий балетный выход

Фавны, пастухи и пастушки танцуют все вместе, а затем уходят, чтобы приготовиться к представлению комедии.

Второй пролог

Сцена представляет рощу.

Приятная музыка. Появляется пастушка и нежным голосом жалуется, что не может найти никакого средства против снедающего ее недуга. Несколько фавнов и эгипанов , собравшихся для своих обычных игр, замечают пастушку. Они подслушивают ее жалобы и своими плясками сопровождают их.

Жалоба пастушки





Тоски моей безбрежна мера.
Увы, не смею страстный пыл
Тоски мучительной любовной
Открыть тому, кто безусловно
Меня один бы исцелил.
Не думайте придать мне сил.
В мое спасение была б напрасна вера:

Лекарств сомнительных воздействие ценя,
Им верить в простоте невежество готово,
Но ими никогда не вылечить меня,
И может обмануть вся ваша болтовня
Лишь только Мнимого больного!
Все ваши знания – чистейшая химера,
Немудрый и тщеславный род врачей!
Не излечить меня латынью вашей всей –
Тоски моей безбрежна мера.
Все ваши знания – чистейшая химера.

Все уходят. Сцена превращается в комнату.

Действие первое

Явление первое

Арган один.

Арган (сидя за столом, проверяет посредством жетонов счета своего аптекаря) . Три и два – пять, и пять – десять, и десять – двадцать; три и два – пять. «Сверх того, двадцать четвертого – легонький клистирчик, подготовительный и мягчительный, чтобы размягчить, увлажнить и освежить утробу вашей милости…» Что мне нравится в моем аптекаре, господине Флеране, так это то, что его счета составлены всегда необыкновенно учтиво: «… утробу вашей милости – тридцать су». Да, господин Флеран, однако недостаточно быть учтивым, надо также быть благоразумным и не драть шкуры с больных. Тридцать су за промывательное! Слуга покорный, я с вами об этом уже говорил, в других счетах вы ставили только двадцать су, а двадцать су на языке аптекарей значит десять су; вот вам десять су. «Сверх того, в означенный день хороший очистительный клистир из наицелебнейшего средства – ревеню, розового меда и прочего, согласно рецепту, чтобы облегчить, промыть и очистить кишечник вашей милости, – тридцать су». С вашего позволения, десять су. «Сверх того, вечером означенного дня успокоительное и снотворное прохладительное питье из настоя печеночной травы, чтобы заставить вашу милость уснуть, – тридцать пять су». Ну, на это я не жалуюсь, я хорошо спал благодаря этому питью. Десять, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать су и шесть денье. «Сверх того, двадцать пятого прием превосходного лекарства, послабляющего и укрепляющего, составленного из кассии, александрийского листа и прочего, согласно предписанию господина Пургона, для прочистки и изгнания желчи у вашей милости – четыре ливра». Вы что, шутите, господин Флеран? Относитесь к больным по-человечески. Господин Пургон вам не предписывал ставить в счет четыре франка. Поставьте три ливра, сделайте милость! Двадцать и тридцать су. «Сверх того, в означенный день болеутоляющее вяжущее питье для успокоения вашей милости – тридцать су». Так, десять и пятнадцать су. «Сверх того, двадцать шестого ветрогонный клистир, чтобы удалить ветры вашей милости, – тридцать су». Десять су, господин Флеран! «Вечером повторение вышеупомянутого клистира – тридцать су». Десять су, господин Флеран! «Сверх того, двадцать седьмого отличное мочегонное, чтобы выгнать дурные соки вашей милости, – три ливра». Так, двадцать и тридцать су; очень рад, что вы стали благоразумны. «Сверх того, двадцать восьмого порция очищенной и подслащенной сыворотки, чтобы успокоить и освежить кровь вашей милости, – двадцать су». Так, десять су! «Сверх того, предохранительное и сердцеукрепляющее питье, составленное из двенадцати зернышек безоара, лимонного и гранатового сиропа и прочего, согласно предписанию, – пять ливров». Легче, легче, сделайте милость, господин Флеран; если вы так будете действовать, никто не захочет болеть, довольно с вас и четырех франков; двадцать и сорок су. Три и два – пять, и пять – десять, и десять – двадцать. Шестьдесят три ливра четыре су шесть денье. Таким образом, за этот месяц я принял одно, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь лекарств и сделал одно, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать промывательных. А в прошлом месяце было двенадцать лекарств и двадцать промывательных. Не удивительно, что я чувствую себя хуже, чем в прошлом месяце. Надо сказать господину Пургону: пусть примет меры. Эй, уберите все это! (Видя, что никто не приходит и что в комнате нет никого из слуг.) Никого! Сколько ни говори, меня всегда оставляют одного, никакими силами их здесь не удержишь. (Звонит в колокольчик.) Никто не слышит, колокольчик никуда не годится! (Снова звонит.) Никакого толку! (Снова звонит.) Оглохли… Туанета! (Снова звонит.) Словно бы я и не звонил. Сукина дочь! Мерзавка! (Снова звонит.) С ума можно сойти! (Перестает звонить и кричит.) Динь-динь-динь! Чертова кукла! Разве можно оставлять бедного больного одного? Динь-динь-динь! Вот несчастье-то! Динь-динь-динь! Боже мой! Ведь так и умереть недолго. Динь-динь-динь!

Явление второе

Арган , Туанета .

Туанета (входя). Иду, иду!

Арган . Ах ты, сукина дочь! Ах ты, стерва!

Туанета (делает вид, что ударилась головой). А да ну вас, какой нетерпеливый! Вы так торопите людей, что я со всего маху ударилась головой об угол.

Арган (в бешенстве). Ах, злодейка!..

Туанета (прерывает Аргана). Ой-ой-ой!..

Арган . Вот уже…

Туанета . Ой-ой-ой!..

Арган. …целый час…

Туанета . Ой-ой-ой!..

Арган. …не могу тебя дозваться…

Туанета . Ой-ой-ой!..

Арган . Молчи, мерзавка, не мешай мне ругать тебя!

Туанета . Вот еще, только этого недоставало – за то, что я так расшиблась!

Арган . Я из-за тебя глотку надорвал, стерва!

Туанета . А я из-за вас голову разбила, одно другого стоит. Как вам будет угодно, а мы квиты.

Арган . Что, негодяйка?

Туанета . Если вы будете ругаться, я буду реветь.

Арган . Оставить меня одного, злодейка!..

Туанета (снова прерывает Аргана). Ой-ой-ой!..

Арган . Ты хочешь, сукина дочь…

Туанета . Ой-ой-ой!..

Арган . Значит, я не могу даже доставить себе удовольствие выругаться как следует?

Туанета . Ругайтесь вволю, сделайте одолжение.

Арган . Да ты же мне не даешь, подлюга, – каждую минуту прерываешь.

Туанета . Если вам доставляет удовольствие ругаться, то не лишайте меня удовольствия реветь: кому что. Ой-ой-ой!..

Арган . Видно, ничего с тобой не поделаешь. Убери все это, мерзавка, убери! (Встает.) Как подействовало мое сегодняшнее промывательное?

Туанета . Ваше промывательное?

Арган . Да. Много ли вышло желчи?

Туанета . Ну уж меня эти дела не касаются! Пусть господин Флеран сует в них свой нос – ему от этого прибыль.

Арган . Смотри, чтобы готов был отвар, а то мне скоро опять делать промывательное.

Туанета . Эти господин Флеран и господин Пургон просто издеваются над вами. Вы для них – хорошая дойная корова. Хотела бы я у них спросить, какая такая у вас болезнь, от которой вам дают столько лекарств.

Арган . Молчи, невежда! Не твое дело вмешиваться в предписания медицины. Позови мою дочь Анжелику, мне надо ей кое-что сказать.

Туанета . Вот она сама. Словно угадала ваше желание.

Явление третье

Те же и Анжелика .

Арган . Подойди ко мне, Анжелика. Ты пришла кстати – я хотел поговорить с тобой.

Анжелика . Я вас слушаю.

Арган . Погоди! (Туанете.) Подай мне палку. Я сейчас приду.

Туанета . Скорей, скорей, сударь! Господин Флеран заставляет вас трудиться!

Арган уходит.

Явление четвертое

Туанета, Анжелика.

Анжелика . Туанета!

Туанета . Что?

Анжелика . Посмотри-ка на меня.

Туанета . Смотрю.

Анжелика . Туанета!

Туанета . Ну что «Туанета»?

Анжелика . Ты не догадываешься, о чем я хочу с тобой говорить?

Туанета . Подозреваю: наверно, о нашем молодом влюбленном. Вот уже шесть дней, как мы с вами только о нем и беседуем. Вам становится просто не по себе, когда разговор переходит на другой предмет.

Анжелика . Раз ты это знаешь, отчего же ты первая не заговариваешь? И почему ты не избавляешь меня от необходимости наводить тебя на этот разговор?

Туанета . Да я не успеваю: вы обнаруживаете такое рвение, что за вами не угонишься.

Анжелика . Признаюсь, мне никогда не надоест говорить с тобой о нем, мое сердце пользуется каждым мгновением, чтобы открыться тебе. Но скажи, Туанета, разве ты осуждаешь мою склонность к нему?

Туанета . Нисколько.

Анжелика . Разве я дурно поступаю, отдаваясь этим сладостным чувствам?

Туанета . Я этого не говорю.

Анжелика . Неужели ты хотела бы, чтобы я оставалась нечувствительной к нежным излияниям пылкой его страсти?

Туанета . Сохрани меня бог!

Анжелика . Скажи, пожалуйста: разве ты со мной не согласна, что в случайной и неожиданной нашей встрече было некое указание свыше, было что-то роковое?

Туанета . Согласна.

Анжелика . Тебе не кажется, что вступиться за меня, совсем меня не зная, – это поступок истинно благородного человека?

Туанета . Кажется.

Анжелика . Что нельзя было поступить великодушнее?

Туанета . Верно.

Анжелика . И что все это вышло у него прелестно?

Туанета . О да!

Анжелика . Ты не находишь, Туанета, что он хорошо сложен?

Туанета . Без сомнения.

Анжелика . Что он необыкновенно хорош собой?

Туанета . Конечно.

Анжелика . Что во всех его словах, во всех его поступках есть что-то благородное?

Туанета . Совершенно верно.

Анжелика . Что когда он говорит со мной, все его речи дышат страстью?

Туанета . Истинная правда.

Анжелика . И что нет ничего несноснее надзора, под которым меня держат и который мешает всем нежным проявлениям взаимной склонности, внушенной нам самим небом?

Туанета . Вы правы.

Анжелика . Но, милая Туанета, ты думаешь, он действительно меня любит?

Туанета . Гм! Гм! Это еще надо проверить. В любви притворство очень похоже на правду, мне случалось видеть отличных актеров.

Анжелика . Ах, что ты, Туанета! Неужели это возможно, чтобы он – и вдруг говорил неправду?

Туанета . Во всяком случае, вы скоро это узнаете: ведь он написал вам вчера, что собирается просить вашей руки, – ну так это и есть самый короткий путь, чтобы узнать, правду он вам говорит или нет. Это будет лучшее доказательство.

Анжелика . Ах, Туанета, если он меня обманет, я больше не поверю ни одному мужчине!

Туанета . Вот ваш батюшка.

Явление пятое

Те же и Арган .

Арган . Ну, дочь моя, я сообщу тебе такую новость, которой ты, наверно, не ожидаешь. Просят твоей руки… Что это значит? Ты смеешься? Да, правда, свадьба – слово веселое. Для девушек нет ничего забавнее. О природа, природа! Я вижу, дочь моя, что мне, в сущности, нечего спрашивать тебя, желаешь ли ты выйти замуж.

Анжелика . Я, батюшка, должна повиноваться во всем, что вам угодно будет мне приказать.

Арган . Отрадно иметь такую послушную дочь. Итак, вопрос решен: я дал согласие.

Анжелика . Мне надлежит, батюшка, беспрекословно исполнять все ваши желания.

Арган . Моей жене, твоей мачехе, хотелось, чтобы я отдал тебя и твою сестрицу Луизон в монастырь, она мне твердила об этом беспрестанно.

Туанета (в сторону). У голубушки есть на это свои причины.

Арган . Она ни за что не хотела соглашаться на этот брак, но я настоял на своем и дал слово.

Анжелика . Ах, батюшка, как я вам благодарна за вашу доброту.

Туанета (Аргану). Честное слово, я вас очень за это одобряю: умнее этого вы за всю жизнь ничего не сделали.

Арган . Я еще не видел твоего жениха, но мне говорили, что и я буду доволен, и ты тоже.

Анжелика . Конечно, батюшка.

Арган . Как! Ты его видела?

Анжелика . Ваше согласие позволяет мне перед вами открыться, я притворяться не стану: шесть дней назад мы случайно познакомились, и предложение, которое вам сделали, есть следствие взаимного влечения, возникшего у нас с первого взгляда.

Арган . Мне ничего об этом не говорили, но я очень рад – тем лучше, если дело обстоит таким образом. Говорят, что это статный юноша, хорошо сложенный.

Анжелика . Да, батюшка.

Арган . Хорошего роста.

Анжелика . Несомненно.

Арган . Приятной наружности.

Анжелика . Разумеется.

Арган . У него славное лицо.

Анжелика . Очень славное.

Арган . Он человек воспитанный, благородного происхождения.

Анжелика . Вполне.

Арган . Очень порядочный.

Анжелика . Другого такого не найдешь в целом свете.

Арган . Свободно изъясняется по-гречески и по-латыни.

Анжелика . Вот этого я не знаю.

Арган . И через несколько дней получит докторский диплом.

Анжелика . Он, батюшка?

Арган . Да. Разве он не говорил тебе?

Анжелика . Право, нет. А кто вам сказал?

Арган . Господин Пургон.

Анжелика . Разве господин Пургон знает его?

Арган . Вот еще новости! Как же он может не знать его, раз молодой человек его племянник?

Анжелика . Клеант – племянник господина Пургона?

Арган . Какой Клеант? Мы говорим о том, кого тебе сватают.

Анжелика . Ну да!

Арган . Так вот, это племянник господина Пургона, сын его шурина доктора Диафуаруса, и зовут его Тома́ Диафуарус, а вовсе не Клеант. Мы порешили насчет этого брака сегодня утром: господин Пургон, господин Флеран и я, а завтра отец приведет ко мне моего будущего зятя… Что такое? Ты, кажется, изумлена?

Анжелика . Да, батюшка. Я думала, вы говорите об одном человеке, а оказалось, это совсем другой.

Туанета . Как, сударь! Неужели вам могла прийти в голову такая нелепость? Неужели при вашем богатстве вы отдадите дочь за какого-то лекаря?

Арган . Отдам. А ты что вмешиваешься не в свое дело, бесстыдница, мерзавка?

Туанета . Потише, потише! Вы прежде всего начинаете ругаться. Неужели нельзя разговаривать спокойно? Давайте все обсудим хладнокровно. Скажите на милость, почему вы склоняетесь на этот брак?

Арган . Потому что я, чувствуя себя больным и немощным, хочу, чтобы мой зять и его родня были докторами, чтобы они мне помогали, чтобы источники лекарств, которые мне нужны, необходимые мне консультации и назначения врачей находились в лоне моей семьи.

Туанета . Вот так причина! И до чего же приятно, когда люди так спокойно обмениваются мнениями! Но, сударь, положа руку на сердце, разве вы в самом деле больны?

Арган . Как, негодяйка! Ты еще спрашиваешь, болен ли я, бессовестная?

Туанета . Ну, хорошо, сударь, вы больны, не будем об этом спорить. Да, вы больны, я согласна, и даже серьезнее, чем вы думаете, – это правда. Но дочка-то ваша должна выйти замуж не для вас, а для себя, и она-то ведь не больна, так зачем же ей врач?

Арган . Врач нужен мне, а каждая послушная дочь должна быть счастлива, что выходит замуж за человека, который может быть полезен ее отцу.

Туанета . По чести, сударь, хотите, я вам дам дружеский совет?

Арган . Какой такой совет?

Туанета . Забудьте об этом браке.

Арган . Почему?

Туанета . Потому что ваша дочь ни за что на него не согласится.

Арган . Ни за что не согласится?

Туанета . Да.

Арган . Моя дочь?

Туанета . Да, ваша дочь. Она скажет вам, что ей нет дела ни до господина Диафуаруса, ни до его сына Тома Диафуаруса, ни до всех Диафуарусов на свете.

Арган . Но мне-то есть до них дело, не говоря уже о том, что этот брак очень даже выгоден. У господина Диафуаруса есть только один сын, его единственный наследник. Кроме того, господин Пургон, у которого нет ни жены, ни детей, отдает ему по случаю этого брака все свое состояние, а у господина Пургона добрых восемь тысяч ливров дохода.

Туанета . Верно, он много людей уморил, если так разбогател.

Арган . Восемь тысяч ливров дохода – это уже кое-что, не считая состояния его отца.

Туанета . Сударь, все это прекрасно, но вернемся к нашему разговору. Между нами говоря, я советую вам приискать дочери другого мужа: она господину Диафуарусу не пара.

Арган . А я хочу, чтобы она за него вышла!

Туанета . Ай, да перестаньте говорить такие вещи!

Арган . Как! Чтобы я перестал говорить?

Туанета . Ну да!

Арган . А почему мне нельзя это говорить?

Туанета . Скажут, что вы не думаете о том, что говорите.

Арган . Пусть говорят, что хотят, а я скажу, что желаю, чтобы она поступила так, как я обещал.

Туанета . А я уверена, что она этого не сделает.

Арган . Я ее заставлю.

Туанета . А я вам говорю, что она этого не сделает.

Арган . Сделает, не то я отдам ее в монастырь.

Туанета . Вы отдадите?

Арган . Я.

Туанета . Ладно!

Арган . Что «ладно»?

Туанета . Вы не отдадите ее в монастырь.

Арган . Я не отдам ее в монастырь?

Туанета . Нет.

Арган . Нет?

Туанета . Нет.

Арган . Вот это забавно! Я не отдам свою дочь в монастырь, если захочу?

Туанета . Нет, я вам говорю.

Арган . Кто же мне помешает?

Туанета . Вы сами.

Арган . Я сам?

Туанета . Да. У вас не хватит духу.

Арган . Хватит.

Туанета . Вы шутите.

Арган . Вовсе не шучу.

Туанета . В вас заговорит отцовская любовь.

Арган . И не подумает заговорить.

Туанета . Одна-две слезинки, нежное объятие, «папочка, милый папочка», произнесенное нежным голосом, – этого будет достаточно, чтобы вас растрогать.

Арган . На меня это не подействует.

Туанета . Подействует!

Арган . Я тебе говорю, что я от своего не отступлюсь.

Туанета . Пустяки!

Арган . Не смей говорить – «пустяки»!

Туанета . Ведь я знаю вас: вы от природы человек добрый.

Арган (в сердцах). Вовсе я не добрый и могу быть очень даже злым, если захочу!

Туанета . Тише, сударь! Не забывайте, что вы больны.

Арган . Я ей приказываю выйти замуж за того, кого я ей назначил.

Туанета . А я ей приказываю за него не выходить.

Арган . Да что же это такое? Негодная служанка смеет так разговаривать со своим господином!

Туанета . Когда господин не думает о том, что делает, здравомыслящая служанка вправе его образумить.

Арган (бежит за Туанетой). Ах, нахалка! Я тебя убью!

Туанета (убегает от Аргана и ставит стул между ним и собой) . Мой долг – помешать тому, что может вас обесчестить.

Арган (с палкой в руке бегает за Туанетой вокруг стола). Погоди, погоди, я тебя научу, как со мной разговаривать!

Туанета (бегает от него). Моя обязанность – не давать вам делать глупости.

Арган (бегает за ней). Собака!

Туанета (спасаясь от него). Нет, никогда я не соглашусь на этот брак!

Арган (бегает за ней). Бездельница!

Туанета (спасаясь от него). Я не хочу, чтобы она вышла за вашего Тома Диафуаруса.

Арган (бегает за ней). Мерзавка!

Туанета (спасаясь от него). И она послушается меня скорей, чем вас.

Арган (останавливается). Анжелика! Неужели ты не можешь унять эту каналью?

Анжелика . Ах, батюшка, смотрите, как бы вы не захворали!

Арган (Анжелике). Если ты ее не уймешь, я тебя прокляну!

Туанета (уходя). А я лишу ее наследства, если она вас послушается.

Арган (бросаясь на стул). Ах! Ах! Я больше не могу! Я сейчас умру!

Анжелика уходит.

Явление шестое

Арган, Белина .

Арган . Ах, жена моя, подойдите ко мне!

Белина . Что с вами, мой бедный муж?

Арган . Подите сюда, помогите мне.

Белина . Что с вами, голубчик?

Арган . Ангелочек мой!

Белина . Мой дружок!

Арган . Меня сейчас так рассердили!

Белина . Ах, бедный муженек! Как же это случилось, мой друг?

Арган . Ваша негодная Туанета стала так дерзка!

Белина . Не волнуйтесь!

Арган . Она взбесила меня, ангелочек.

Белина . Успокойтесь, ненаглядный мой.

Арган . Она битый час говорила мне наперекор.

Белина . Успокойтесь, успокойтесь!

Арган . Она имела наглость мне сказать, что я совсем здоров!

Белина . Какая дерзость!

Арган . Ведь вы-то знаете, душенька моя, как обстоит дело.

Белина . Да, мой бесценный, она ошибается.

Арган . Радость моя, эта мерзавка сведет меня в могилу!

Белина . Ну-ну! Ну-ну!

Арган . Это из-за нее у меня разливается желчь.

Белина . А вы не сердитесь так.

Арган . Я давно прошу вас ее прогнать!

Белина . Однако, мой миленький, все слуги и служанки имеют свои недостатки. Часто приходится терпеть их дурные свойства ради хороших. Туанета ловка, услужлива, проворна, а главное – она нам предана, а вы знаете, как надо теперь быть осторожным с людьми, которых нанимаешь. Эй, Туанета!

Явление седьмое

Те же и Туанета .

Туанета . Что вам угодно, сударыня?

Белина . Зачем вы сердите моего мужа?

Арган . Ах, злодейка!

Туанета . Он сказал, что хочет отдать свою дочь за сына господина Диафуаруса. Я ответила, что это прекрасная для нее партия, но что лучше, по-моему, отдать ее в монастырь.

Белина . В этом нет ничего плохого, я нахожу, что она совершенно права.

Арган . Ах, душенька, и вы ей верите? Это такая негодяйка: она наговорила мне кучу дерзостей!

Белина . Охотно верю вам, мой друг. Успокойтесь. Послушай, Туанета: если ты будешь раздражать моего мужа, я тебя выгоню вон. Подай мне меховой плащ господина Аргана и подушки – я усажу его поудобнее в кресле… Вы за собой не следите. Надвиньте хорошенько на уши колпак: легче всего простудиться, когда уши открыты.

Арган . Ах, моя дорогая, я вам так благодарен за все ваши заботы!

Белина (обкладывая Аргана подушками). Встаньте, я вам подложу подушечку. Эту мы положим так, чтобы вы могли опираться с одной стороны, а эту – с другой. Вот эту – под спину, а эту – под голову.

Туанета (закрывает ему подушкой лицо). А эта пусть вас защищает от сырости! (Убегает).

Арган (вскакивает в гневе и швыряет подушку вдогонку Туанете) . А, негодяйка, ты хочешь меня задушить!

Явление восьмое

Арган, Белина.

Белина . Ну-ну! Что такое?

Арган (падает в кресло). Ох-ох-ох! Не могу больше!

Белина . Зачем же так сердиться? Она ведь хотела услужить.

Арган . Душенька! Вы не представляете себе всей подлости этой бездельницы. Она вывела меня из себя. Теперь, чтобы успокоить меня, понадобится не менее десяти лекарств и двадцати промывательных.

Белина . Ну-ну, дружочек, успокойтесь!

Арган . Дорогая моя, вы – мое единственное утешение!

Белина . Бедный мой мальчик!

Арган . Душенька моя! Чтобы вознаградить вас за вашу любовь, я хочу, как я вам уже сказал, составить завещание.

Белина . Ах, мой друг, не будем говорить об этом! При одной мысли мне становится тяжело. От одного слова «завещание» я болезненно вздрагиваю.

Арган . Я вас просил пригласить нотариуса.

Белина . Я его пригласила, он дожидается.

Арган . Позовите же его, душенька.

Белина . Ах, мой друг! Когда так сильно любишь своего мужа, то думать о подобных вещах невыносимо.

Явление девятое

Те же и г-н де Бонфуа .

Арган . Подойдите поближе, господин де Бонфуа, подойдите поближе! Присядьте, пожалуйста. Моя жена сказала мне, что вы человек весьма почтенный и вполне ей преданный. Вот я и поручил ей переговорить с вами относительно завещания, которое я хочу составить.

Белина . Я не в состоянии говорить о таких вещах!

Г-н де Бонфуа . Ваша супруга изложила мне, сударь, что вы намерены для нее сделать. Однако я должен вам сказать, что вы ничего не можете оставить по завещанию вашей жене.

Арган . Но почему же?

Г-н де Бонфуа . Обычай не позволяет. Если бы вы жили в стране писаных законов, это было бы возможно, но в Париже и в областях, где обычай всесилен, по крайней мере, в большинстве из них, этого сделать нельзя, и подобное завещание было бы признано недействительным. Самое большее, что могут сделать мужчины и женщины, связанные узами брака, – это взаимный дар при жизни, да и это еще только в том случае, если у обоих супругов или же у одного из них не окажется детей в момент смерти того, кто первый умрет.

Арган . Вот нелепый обычай! Чтобы муж ничего не мог оставить жене, нежно его любящей и положившей на него так много забот! Я хотел бы посоветоваться с моим адвокатом, чтобы выяснить, что тут можно сделать.

Г-н де Бонфуа . Надо обращаться не к адвокатам, так как они обычно на этот счет очень строги и полагают, что обойти закон – это ужасное преступление. Они любят создавать всякие трудности и не понимают, что такое сделки с совестью. Лучше посоветоваться с другими людьми, более покладистыми, знающими способы незаметно обойти существующие установления и придать законный вид тому, что недозволено, умеющими устранять всякие затруднения и изобретать хитроумные способы нарушения обычаев. Без этого что бы с нами было? Всегда нужно облегчать ход дела, иначе мы не могли бы работать и я бы давным-давно бросил свою профессию.

На вопрос краткое содержание мнимый больной заданный автором способность лучший ответ это Сейчас
После долгих подсчётов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.
Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась - поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.
Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз - в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он ещё и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.
Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе - с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант. Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха - племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор. В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вторых, Тома - единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.
Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух - Арган твёрдо стоял на своём.
Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у неё имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь. Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого. Посланцем она избрала давно и безнадёжно влюблённого в неё старого ростовщика Полишинеля.
Шествие опьянённого любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.
Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюблённый юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения - настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.
Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвёл большое впечатление на хозяина дома многоучёной приветственной речью. Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тёщей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей - здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей... В подарок невесте Тома преподнёс свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского труп
Оля Казакова
(155)
Не за что!

Краткое содержание "Мнимого больного", которое вы найдете в этой статье, познакомит вас с комедией-балетом, созданной в 1673 году. Премьера ее состоялась в театре Пале-Рояль 10 февраля этого же года. Автор произведения - Мольер. краткое содержание которого вы прочтете, - последняя пьеса этого автора и, возможно, самая загадочная из всех. Начинается она знакомством с главным героем.

Представление главного героя

Арган, герой комедии, провел последние несколько дней в записях и подсчетах. Он выяснил, из-за чего так плохо себя чувствовал в последнее время. Оказалось, что он выпил слишком много лекарств - примерно 40 видов различных микстур и таблеток, сделал 14 впрыскиваний и 15 уколов. Арган решил высказать недовольство доктору Пургону, своему лечащему врачу, за то, что он едва не отправил его на тот свет.

Отношение членов семьи к чудачеству Аргана

К тому, что Арган проявлял повышенный интерес к своему здоровью, по-разному относились члены его семьи. Белина, его вторая жена, выполняла указания врачей. Она надеялась, что так муж быстрее умрет, чем подхватив простуду. Анжелика, его дочь, отрицательно относилась к стремлению отца вылечить очередное заболевание, выдуманное им. Однако она молчала, проявляя покорность старшим. Зато Туанета, служанка, отказывалась молчать. Женщина обсуждала докторов и пререкалась с больным, не желая делать очередную припарку. Она сыграет еще очень важную роль в произведении. Что именно сделает Туанита, вы узнаете, если дочитаете до конца краткое содержание рассказа "Мнимый больной".

Секрет Анжелики

Анжелика однажды рассказала служанке о секрете, мучавшем ее: она влюбилась в юношу Клеанта, которого видела только один раз. Спасая Анжелику от грубости какого-то джентльмена, тот произвел на нее неизгладимое впечатление. Поэтому девушку охватило волнение при попытке отца впервые заговорить о свадьбе. Анжелика подумала, что Клеант приходил к ее отцу, чтобы просить ее руки и сердца. Однако пыл девушки быстро остудили. Арган собирался выдать ее за более подходящего жениха.

Кандидат в мужья

Им оказался Томас Диафуарус, племянник доктора Пургона. Этот юноша вскоре сам должен был стать врачом. Отец расписывал Анжелике достоинства будущего зятя, говоря, что у девушки всегда будет врач под боком, и ей не нужно будет платить за его услуги. Кроме того, Томас является наследником как своего отца, так и дяди Пургона. Девушка не ответила ничего отцу, однако после этой беседы плакала на плече у служанки. Та высказала Аргану все, что думала его дочь, однако все напрасно - отец девушки был словно глухой. Что же будет дальше? Читайте краткое содержание "Мнимого больного", и вы узнаете ответ.

Служанка берет судьбу девушки в свои руки

У Белины тоже были причины не допустить брака Анжелики: мачеха была жадной и не желала делиться с девушкой наследством мужа. Она даже пыталась упрятать Анжелику в монастырь. Судьба девушки, таким образом, оказалась в руках Туанеты, которая с радостью взяла на себя это бремя. Прежде всего, следовало сообщить Клеанту о том, что Анжелику хотят выдать за другого. И Туанета послала к нему Полишинеля, ростовщика, давно влюбленного в эту служанку.

Появление Клеанта

Первая интермедия с танцами и песнями изображает Полишинеля, который идет по улице, пьяный от любви, что приводит к забавному происшествию с жандармами. Клеант вскоре пришел к Аргану, однако не из-за любви к его дочери, а как заменяющий учителя пения, который отправился ненадолго в деревню по срочным делам. Отец согласился лишь при условии, что лично будет присутствовать во время проведения занятий.

Опера Клеанта и Анжелики

Как только начался урок, вошли Диафуарусы, отец и сын. Последний высокопарной речью поприветствовал Аргана. Затем он принял девушку за будущую тещу. Поняв, что ошибся, он поспешил сделать ей предложение. Томас подарил невесте трактат о вреде кровообращения, который он сам написал. Для празднования помолвки был выбран музей, в котором производилось публичное женщины.

Отец Анжелики захотел, чтобы и она тоже сделала что-нибудь. Вдруг он заметил учителя пения и решил заставить девушку развлечь собравшихся пением. Клеант дал Анжелике ноты и сообщил, что они исполнят его новую оперу, и девушке следует приготовиться к небольшой импровизации. В опере говорилось о пастушке и пастушке - двух влюбленных, под которыми не трудно было опознать Клеанта и Анжелику. Опера исполнялась как бы для всех, но на самом деле Клеант обращался к своей возлюбленной, пересказывая ей историю их любви. В финале пьесы пастушок приходит к своей возлюбленной в дом, узнав о том, что отец хочет выдать ее за недостойного ухажера. Мы лишь вкратце описали эту любопытную сцену из произведения "Мнимый больной". Очень краткое содержание ее, конечно, сильно проигрывает оригиналу. Но подробно описывать эту сцену в рамках темы статьи мы не имеем права. Поэтому продолжим знакомить читателей с сюжетом.

В конце концов Арган приказал остановиться. Он не понимал, в чем дело, однако чувствовал, что что-то не так в этой опере. Когда смолкла музыка, Арган сказал дочери взять под руку Томаса и назвать его при всех своим мужем. Девушка вдруг отказалась выполнить приказ. Гостям пришлось уйти ни с чем.

Неудавшаяся помолвка

Арган в бешенстве. Зайдя к Анжелике, Белина находит у нее Клеанта. Он поспешно убегает. Затем к Аргану приходит Беральд, его брат. Он говорит о том, что нашел другого достойного кандидата на роль мужа его дочери, однако Арган не желает ничего слышать. Тогда Беральд решает пригласить в дом цыган, которые должны развлечь его угнетенного брата. Во второй интермедии - и их радостные песни о весне, о людях и о любви.

Разговор двух братьев

Беральд хочет образумить брата, но тщетно: тот настаивает на том, чтобы мужем Анжелики стал врач, и никто иной. Беральд недоумевает, почему Арган, обладая столь крепким здоровьем, тратит свое время на врачей? Он объясняет крепкое здоровье брата тем, что, несмотря на принятие стольких разных лекарств, Арган сих пор жив. По всей видимости, удивляется этому и сам Мольер ("Мнимый больной"). Читать краткое содержание вам интересно? Оригинал произведения не идет ни в какое сравнение с изложением его сюжета. Вам наверняка доставит массу удовольствия пьеса Мольера, если вы решите поближе с ней познакомиться.

Братья постепенно заводят беседу о медицине, о том, нужна ли она. Беральд допускает, что лекари - образованные люди, знают древние языки и гуманитарные науки. Однако они притворщики и лгуны, вымогающие деньги у больных. Человеческий организм чужд вмешательствам - он органичен, сложен и тонок сам по себе. Лишь природа может справиться с болезнью, если доктора не будут ей мешать. Однако на Аргана (на фото выше - Константин Станиславский в его роли) не действуют никакие убеждения его брата. Единственный выход для Беральда - сводить его на комедию Мольера, автор которой высмеивает горе-лекарей. Но Арган и слушать не хочет об этом. Он убеждает брата в том, что если он не будет слушаться врачей, то умрет страшной болезнью.

Беральд оскорбляет Пургона

Краткое содержание "Мнимого больного" продолжается тем, что появляется аптекарь Флеран, который приносит клистир, изготовленный доктором Пургоном специально для Аргана. Беральд, несмотря на сопротивление брата, прогоняет его прочь. Уходя, аптекарь обещает сообщить обо всем Пургону. Через некоторое время является доктор, уязвленный до глубины души. Он говорит, чтобы Арган не смел просить его ни о чем, замечает, что тот скоро умрет без его ухода.

Туанета притворяется лекарем

Какой же финал готовит нам Мольер? "Мнимый больной", краткое содержание которого уже подходит к концу, в этом отношении не разочарует читателей. Но обо всем по порядку.

Появляется Туанета в одежде странствующего лекаря. Служанка представляется наилучшим доктором, обладающим лучшими рекомендациями и лекарствами в мире. Его якобы заинтересовал Арган, поскольку того никто не может вылечить. "Доктор" предлагает свои услуги, говоря о том, что этот уникальный случай имеет большую ценность для медицины. Туанета замечает, что Пургон - неуч. Служанка ставит Аргану противоположный диагноз, дает ему рецепт и уходит. Не правда ли, весьма остроумную героиню создал Мольер ("Мнимый больной")? Краткое содержание по главам, к сожалению, не передает всех тонкостей характеров.

Разоблачение Белины

Братья опять обсуждают замужество девушки. Арган настаивает на своем - супругом ее может стать только доктор, либо Анжелика уйдет в монастырь. Конечно, Белина предлагает именно последний вариант. Тогда служанка задумывает подстроить ситуацию, при которой всем станут ясны истинные намерения Белины. Мнимый больной соглашается участвовать в этом и притворяется мертвым.

Узнав о кончине супруга, Белина не скрывает радости - все деньги наконец-то достались ей! Клеант и Анжелика, напротив, впадают в отчаяние. Вдруг Арган воскресает и дает согласие на женитьбу Клеанта на его дочери, однако при условии, если тот получит медицинское образование.

Счастливый финал

Вот, наконец, мы и подошли к финалу, которым завершает свое произведение Жан Батист Мольер ("Мнимый больной"). Краткое содержание его следующее. Брат мнимого больного предлагает ему самому стать доктором. Даже если он не сможет постичь науку, это не важно - все равно ему не нужно ничего знать о медицине. Достаточно лишь одеть халат и шапочку и использовать латинский язык, рассуждая о болезнях.

Заключительная интермедия исполняется актерами, которые являются знакомыми Беральда. Аргана посвящают в доктора. На этом заканчивается краткое содержание "Мнимого больного", как, впрочем, и сама пьеса.

После долгих подсчетов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.

Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась – поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.

Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем ее чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз – в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он еще и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.

Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе – с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант. Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха – племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор. В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вторых, Тома – единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.

Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух – Арган твердо стоял на своем.

Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у нее имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить ее в монастырь. Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого. Посланцем она избрала давно и безнадежно влюбленного в нее старого ростовщика Полишинеля.

Шествие опьяненного любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.

Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюбленный юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения – настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвел большое впечатление на хозяина дома многоученой приветственной речью. Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тещей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей – здесь была и статуя Мемнона с ее гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей… В подарок невесте Тома преподнес свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского трупа.

Вполне удовлетворенный достоинствами жениха, Арган пожелал, чтобы и дочь его показала себя. Присутствие учителя пения пришлось тут как нельзя более кстати, и отец велел Анжелике спеть что-нибудь для развлечения общества. Клеант протянул ей ноты и сказал, что у него как раз есть набросок новой оперы – так, пустячная импровизация. Обращаясь как бы ко всем, а на самом деле только к возлюбленной, он в буколическом ключе – подменив себя пастушком, а ее пастушкой и поместив обоих в соответствующий антураж – пересказал краткую историю их с Анжеликой любви, якобы служившую сюжетом сочинения. Оканчивался этот рассказ появлением пастушка в доме пастушки, где он заставал недостойного соперника, которому благоволил ее отец; теперь или никогда, несмотря на присутствие отца, влюбленные должны были объясниться. Клеант и Анжелика запели и в трогательных импровизированных куплетах признались друг другу в любви и поклялись в верности до гроба.

Влюбленные пели дуэтом, пока Арган не почувствовал, что происходит что-то неприличное, хотя, что именно, он и не понял. Велев им остановиться, он сразу перешел к делу – предложил Анжелике подать руку Томе Диафуарусу и назвать его своим мужем, однако Анжелика, до того не смевшая перечить отцу, отказалась наотрез. Почтенные Диафуарусы ни с чем удалились, попытавшись и при плохой игре сохранить хорошую профессиональную мину.

Арган и без того был вне себя, а тут еще Белина застала в комнате Анжелики Клеанта, который при виде ее обратился в бегство. Так что, когда к нему явился его брат Беральд и завел разговор о том, что у него на примете есть хороший жених для дочки, Арган ни о чем таком и слышать не хотел. Но Беральд припас для брата лекарство от чрезмерной мрачности – представление труппы цыган, которое должно было подействовать уж не хуже Пургоновых клистиров.

Пляски цыган и их песни о любви, молодости, весне и радости жизни явили собой вторую интермедию, развлекающую зрителей в перерыве между действиями.

В беседе с Арганом Беральд пытался апеллировать к разуму брата, но безуспешно: тот был тверд в уверенности, что зятем его должен стать только врач, и никто кроме, а за кого хочет замуж Анжелика – дело десятое. Но неужели, недоумевал Беральд, Арган при своем железном здоровье всю жизнь собирается возиться с докторами и аптекарями? В отменной крепости здоровья Аргана сомнений, по мнению Беральда, быть не могло хотя бы потому, что все море принимаемых им снадобий до сих пор не уморило его.

Разговор постепенно перешел на тему медицины, как таковой, и самого ее права на существование. Беральд утверждал, что все врачи – хотя они в большинстве своем люди хорошо образованные в области гуманитарных наук, владеющие латынью и греческим – либо шарлатаны, ловко опустошающие кошельки доверчивых больных, либо ремесленники, наивно верящие в заклинания шарлатанов, но тоже извлекающие из этого выгоду. Устройство человеческого организма столь тонко, сложно и полно тайн, свято охраняемых природой, что проникнуть в него невозможно. Только сама природа способна победить болезнь, при условии, конечно, что ей не помешают доктора.

Как ни бился Беральд, брат его насмерть стоял на своем. Последним известным Беральду средством одолеть слепую веру в докторов было как-нибудь сводить Аргана на одну из комедий Мольера, в которых так здорово достается представителям медицинской лженауки. Но Арган о Мольере слышать не хотел и предрекал ему, брошенному врачами на произвол судьбы, страшную кончину.

Сия высоконаучная полемика была прервана появлением аптекаря Флерана с клистиром, собственноручно и с любовью приготовленным доктором Пургоном по всем правилам науки. Несмотря на протесты Аргана, аптекарь был изгнан Беральдом прочь. уходя, он обещал пожаловаться самому Пургону и обещание свое сдержал – спустя немного времени после его ухода к Аргану ворвался оскорбленный до глубины души доктор Пургон. Многое он повидал в этой жизни, но чтобы так цинично отвергали его клистир… Пургон объявил, что не желает отныне иметь никаких дел с Арганом, который без его попечения, несомненно, через несколько дней придет в состояние полной неизлечимости, а еще через несколько – отдаст концы от брадипепсии, апепсии, диспепсии, лиентерии и т. д.

Стоило, однако, одному доктору навсегда распрощаться с Арганом, как у его порога объявился другой, правда подозрительно похожий на служанку Туанету. Он с ходу отрекомендовался непревзойденным странствующим лекарем, которого отнюдь не интересуют банальные случаи, – ему подавай хорошую водяночку, плевритик с воспалением легких, на худой конец чуму. Такой знаменитый больной, как Арган, просто не мог не привлечь его внимания. Новый доктор мигом признал Пургона шарлатаном, сделал прямо противоположные Пургоновым предписания и с тем удалился.

На этом медицинская тема была исчерпана, и между братьями возобновился разговор о замужестве Анжелики. За доктора или в монастырь – третьего не дано, настаивал Арган. Мысль об определении дочери в монастырь, совершенно очевидно с недобрым умыслом, навязывала мужу Белина, но Арган отказывался верить в то, что у нее, самого близкого ему человека, может появиться какой-то недобрый умысел. Тогда Туанета предложила устроить небольшой розыгрыш, который должен был выявить истинное лицо Белины. Арган согласился и притворился мертвым.

Белина неприлично обрадовалась кончине мужа – теперь-то наконец она могла распоряжаться всеми его деньгами! Анжелика же, а вслед а ней и Клеант, увидав Аргана мертвым, искренне убивались и даже хотели отказаться от мысли о женитьбе. Воскреснув – к ужасу Белины и радости Анжелики с Клеантом, – Арган дал согласие на брак дочери… но с условием, что Клеант выучится на доктора.

Беральд, однако, высказал более здравую идею: почему бы на доктора не выучиться самому Аргану. А что до того, что в его возрасте знания навряд ли полезут в голову – это пустяки, никаких знаний и не требуется. Стоит надеть докторскую мантию и шапочку, как запросто начнешь рассуждать о болезнях, и притом – по-латыни.

По счастливой случайности поблизости оказались знакомые Беральду актеры, которые и исполнили последнюю интермедию – шутовскую, сдобренную танцами и музыкой, церемонию посвящения в доктора.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание комедии Мольера “Мнимый больной”

Другие сочинения по теме:

  1. Элиза, дочь Гарпагона, и юноша Валер полюбили друг друга уже давно, и произошло это при весьма романтических обстоятельствах – Валер...
  2. В доме почтенного Оргона по приглашению хозяина обосновался некий г-н Тартюф. Оргон души в нем не чаял, почитая несравненным образцом...
  3. Пьесу предваряет посвящение Генриетте Английской, супруге брата короля, официального покровителя труппы. Авторское предисловие извещает читателей о том, что ответы осудившим...
  4. Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что...
  5. Своим нравом, убеждениями и поступками Альцест не переставал удивлять близких ему людей, и вот теперь даже старого своего друга Филинта...
  6. Тексту пьесы предшествует авторское посвящение герцогу Орлеанскому, единственному брату короля. Братья Сганарель и Арист безуспешно пытаются убедить друг друга в...
  7. По опыту собственной своей молодости хорошо зная, что за сыновьями нужен глаз да глаз, Аргант и Жеронт, когда покидали Неаполь...
  8. Казалось бы, чего еще нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье – все, что только можно пожелать, у него...

Арган сидит за столом и проверяет счета аптекаря. Он зовет Туанетту, служанку. Она претворяется, что стукнулась головой. Арган ругает ее, говорит убрать счета со стола. У Аргана есть дочь, Анжелика, и она влюблена в Клеанта, она думает, что их встреча - это судьба. Анжелика всячески расхваливает его. Отец говорит дочери, что намерен выдать её замуж за сына доктора Диафуаруса. Арган склоняется к этому браку, так как хочет, чтоб его родственники были врачами. Отец уверен, что дочь должна быть рада, что он выдает её за человека, который может быть ему полезен. Анжелика расстроена. Арган отправит её в монастырь, если она не поступит, как он хочет.

Белина, жена Аргана, всячески угождает мужу. Он хочет составить завещание, чтобы вознаградить жену за ее любовь и заботу. Арган хочет передать ей имущество, оставив детей ни с чем. Она зовет нотариуса, тот говорит Аргану как можно обойти закон.

Клеант приходит под видом друга учителя пения и говорит, что тот посылает его вместо себя. Сын врача приходит знакомиться с невестой и её семьей. Клеант дает Анжелике ноты, и они поют о своей любви. Арган считает произведение глупым. Анжелика просит отца подождать с браком, она не любит сына г-на Диафуаруса. Мачеха замечает Клеанта в комнате Анжелики и жалуется Аргану. Луизон (сестричка Анжелики) рассказывает, что к её сестре приходил мужчина и говорил, что любит её. Туанетта решила разыграть Аргана. Беральд, брат Аргана, спорит с ним, что дочери не подходит Тома в мужья, что доктора не умеют лечить.

Туанетта одевается доктором, говорит, что путешествует по миру и лечит самых тяжелобольных людей. Она советует выколоть глаз и отрезать руку Аргану. Туанетта снова переодевается. Она предлагает Аргану прикинуться мертвым, чтобы доказать Беральду как жена Аргана любит его. Но Белина радуется, что он умер. Хочет взять все его деньги и бумаги, но тут Арган встает, а она убегает. Приходит дочь, Арган снова притворяется мертвым. Анжелика плачет от горя. Арган согласен выдать её замуж за Клеанта, если тот станет доктором. Беральд предлагает брату самому стать доктором: нужно получить мантию и шапочку, и сразу станешь ученым. Беральд приглашает актеров. Они проводят церемонию посвящения Аргана в доктора.

Картинка или рисунок Мнимый больной

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чуковский Серебряный герб

    Бедные, самые обычные люди всегда страдали из-за своего простого и бедного положения в обществе. Как ни странно, но именно бедность всегда наказуема. Все любят и уважают обеспеченных людей, редко кто обратит внимание на бедняка

  • Краткое содержание Уайльд День рождения Инфанты

    У прекрасной инфанты, дочери испанского короля, день рождения. Сегодня ей исполняется двенадцать лет. Только раз в году в этот день инфанте разрешается играть с другими детьми, низшими по званию и положению

  • Краткое содержание Смерть Ермака Рылеев

    Произведение является одной из «дум» сборника Рылеева о произошедших в истории событиях и людях, в разной степени прославивших отечество. В сюжете – гибель атамана войска казаков, чье имя неразрывно связано с покорением Сибирского ханства.

  • Краткое содержание Софокл Царь Эдип

    В городе Фивах, где правителем был царь Эдип, появляется страшная болезнь, от которой гибнут люди и скот. Чтобы узнать причину мора, правитель обращается к оракулу, который поясняет, что это наказание богов за убийство их прежнего короля – Лаия

  • Краткое содержание Семь подземных королей Волкова

    Волшебная страна появилась благодаря волшебнику Гуррикапу. Он искал тихое и живописное местечко, где не было людей. Волшебник сделал красивую страну, окружил ее лесами и горами.