Мумия рамзеса 2. Рамзес Второй Великий

Возрождение военного могущества страны, победы в кровопролитных битвах, возведение величественных архитектурных памятников… Этими событиями ознаменовывается эпоха Рамессидов, которая считается самой яркой страницей в Ее хронологические рамки - XIII-XI вв. до н. э. В эту эпоху на египетском престоле сменилось 18 фараонов. Наиболее могущественным правителем оказался Рамзес Великий. Он внес значительный вклад в историю государства.

Предки великого фараона

Эпоха Рамессидов начинается с момента вступления на египетский престол Рамсеса I. Это событие произошло примерно в 1292 г. до н. э. Фараон не оставил яркого следа в истории. Связано это с тем, что период его правления оказался очень коротким. Власть в руках фараона находилась всего несколько лет.

Приблизительно в 1290 г. до н. э. на египетский престол вступил сын Рамсеса I - Сети I. Его приход к власти ознаменовал начало периода возрождения страны после временного упадка. Фараону удалось создать предпосылки для будущего расцвета государства. Сети I управлял Египтом около 11 лет. Примерно в 1279 г. до н. э. власть перешла в руки Рамзеса II. Он был сыном Сети I.

Новый правитель

Рамзес, биография которого содержит много интересных фактов, на момент вступления на престол был очень молодым. Нельзя назвать конкретных индивидуальных качеств, которыми он обладал. В Египте все фараоны считались посланниками богов, поэтому во всех источниках они, как и Рамзес II, описывались по стандартному образцу. Однако деяния нового правителя свидетельствуют о том, что он был честолюбивым, сильным и решительным человеком.

Фараон Рамзес II, вступив на престол, сразу же приказал своим подданным замазать на монументах имена своих предшественников. Правитель хотел, чтобы египетский народ помнил только его. Также Рамзес II приказал всем называть себя избранником Амона, благодетелем египетского государства и непобедимым героем.

Первый поход в Азию

Главными врагами Египта считались хетты. На протяжении нескольких десятилетий фараоны вели упорную борьбу с этим народом, обитавшим в Рамзес II, взойдя на престол, продолжил дело своих предшественников. На 4-м году правления молодой фараон решил сразиться с хеттами.

Первый поход оказался успешным. Египтяне разгромили противников и захватили город Берит. Египетский фараон не захотел останавливаться на достигнутом. Рамзес II принял решение совершить через год второй поход против хеттов и раз и навсегда покончить с давними врагами.

Ловушка для фараона

Второй поход в Азию Рамзес Великий совершил на 5-м году своего правления. Собрав двадцатитысячное войско, молодой фараон выдвинулся из Мемфиса. Основная цель похода заключалась в захвате Кадеша, который являлся на тот момент главным городом хеттов, и присоединении к Египту других вражеских владений.

Рамзес II - легендарный человек. Правление фараона длилось более 60 лет. За эти годы он немало сделал для процветания и укрепления могущества египетского государства. Ни один последующий правитель не смог превзойти фараона Рамзеса II.

Рамсес II (1303/1294- 1212 до н. э.) правил ок. 1279-1212 гг. до н. э.

Фараон Рамсес II из XIX династии взошел на трон в 20-летнем возрасте и оставался на нем до самой смерти в 90 лет. В древней египетской истории не было правителя, который занимал бы этот пост так долго. Рамсес прославился победными войнами, любовью к архитектуре, к женам и богам. Во имя богов он возвел такое количество храмов, которое не возвел ни один из фараонов ни до ни после него. Он построил новую столицу Египта 11ер-Рамсес — «Дом Рамсеса». Для этого города пленные рабы-иудеи производили специальные строительные блоки из глины. Наследовал Рамсесу 18-й по счету из 200 его детей сын Минентах, которому исполнилось уже 60 лет и при котором начался закат Египетской империи.

Смена фараонов вызывала у многих порабощенных народов стремление встать и вырваться из плена. Никто не ждал милостей от только что получившего трон Рамсеса II. Нубийцы из арабских племен, жившие в долине Нила, в которой они добывали золото и слоновую кость для Египта, опасались, что новый фараон будет еще сильнее угнетать их. Восстание охватило многие египетские области, вызвало серьезные опасения в Фивах и Мемфисе, тогдашних столицах Египта. Пришлось молодому и неопытному Рамсесу вместе с войском отправляться в поход. Этот поход был успешным, восставшие были разгромлены.

В Мемфис фараон вернулся с богатой добычей и многими тысячами пленных, пополнивших армию рабов-строителей. Имя Рамсеса славили, ему воздавали всяческие почести, возводили статуи. Но не успел он справиться с одной бедой, как навалилась следующая — против него с запада выступили ливийцы. Расчет у них был простой: фараон неопытный, его легко разбить. Но ливийцы просчитались — Рамсес научился командовать отрядами. Он умело выстраивал их ряды, призывал к атаке, сражался и сам. Ливийцы были разгромлены.

А вскоре снова нашествие — теперь с севера. В устье Нила высадились пришедшие с моря воинственные шерданы. В новых условиях Рамсес действовал по-новому. Он не спешил нападать, изучал обстановку, а дождавшись благоприятного момента, развернул отряды к атаке. Закажи! Чистка аквариума выполняется в Aquarium - Style профессионально. Шерданы были застигнуты врасплох. Пленников оказалось столько, что Рамсес предложил им перейти к нему на службу. Шерданы согласились и не пожалели — они получали неплохую добычу после успешных походов.

Ведение войн требовало много денег, а золото в долине Нила истощалось. Служители сообщили, что его запасы найдены в Нубийской долине, в районе Вади-Алаки, но там нет воды. Фараон приказал копать глубже. И на глубине 6-10 метров рабочие наконец нашли воду. Добыча золота дала средства на оплату войск, оживила торговлю, позволила начать приготовления к большой войне с хеттами — народом, обитавшим в Малой Азии.

Как свидетельствуют обнаруженные на каменных стелах записи, в 4-й год своего правления Рамсес предпринял большой военный поход в Переднюю Азию и захватил город Верит, где установил свою победную стелу. И уже весной следующего года он собрал 20-тысячное войско и подошел к Кадешу — древнему сирийскому городу.

Враждебно настроенный к Рамсесу хеттский царь Мутавалли II не испугался египтян. Он решил обмануть наступавшего Рамсеса и направил к нему лазутчиков. Те сумели убедить фараона, что хеттское войско якобы ослаблено и отступило к северу, а Мутавалли бежал. Поверив лазутчикам, Рамсес оставил большую часть своей армии у реки Оронт и рванул к Кадешу, надеясь на скорую победу. Когда он начал разбивать лагерь у крепостных стен города, на него налетела скрывавшаяся недалеко вражеская конница, следом появились тысячи колесниц. Они обстреливали египтян и окружали шатер фараона. Рамсес сражался наряду с простыми воинами, но был обречен. От пленения его спас подоспевший отряд египтян с переправы. Они дрались с большим воодушевлением, освободили своего фараона, но сломить сопротивление хеттов не смогли. Обе стороны понесли большие потери. Хетты отошли к Кадешу и укрылись за толстыми крепостными стенами. Но у Рамсеса уже не было сил взять Кадеш. Пришлось согласиться на перемирие, и Рамсес с остатками войск ушел в Египет.

Фараон оказался под большим впечатлением от кровавого сражения, в котором чуть не погиб. Он повелел запечатлеть свое участие в битве при Кадеше на каменных стенах разных храмов: в Абидосе, Карнаке, Луксоре, Рамессеуме и Абу-Симбеле. Но и после этого памятного сражения Рамсес продолжал бороться с нападавшими на Египет отрядами хеттов. Позднее Рамсес захватил их крепость Дапур, город Тунип, в котором поставил свою собственную статую. Свои победы он снова велел запечатлеть в камне на стенах все тех же храмов — Луксора, Карнака и Абидоса.

На 21-й год царствования Рамсеса к нему в столицу Пер-Рамсес прибыл посол от Хаттусили, нового царя хеттов, и передал серебряную пластинку с клинописным текстом договора (на аккадском языке), заверенным печатями с изображением царя и царицы Хагги в объятиях божеств. Договор перевели на египетский язык и «записали» на стенах храмов.

Рамсес отослал царю хеттов Хаттусили свою дощечку с клинописью на аккадском языке. Стороны договаривались не нападать друг на друга, а наоборот, помогать в случае нападения на них третьей стороны или восстания подданных. Это был первый известный в мировой истории дипломатически оформленный договор, дошедший до наших дней.

С этого времени военная активность Рамсеса II стала спадать. Очевидно, сказались возраст и состояние здоровья. На 34-м году своего правления он женился на старшей дочери царя хеттов Хаттусили, которую стали называть Маатхорнефрура, или «видящая красоту солнца», ставшей великой женой фараона. Позднее, на 42-м году правления, Рамсес взял в жены еще одну дочь Хаттусили. Кроме того, его женами были его же дочери, а также масса наложниц…

Войны на египетской земле прекратились. Но вместе с ними прекратились поступления пленников, дармовой рабочей силы. Рамсес вплотную занялся архитектурой, достраивал свои храмы, всячески украшал их, возводил статуи самому себе. Эта работа легла на плечи строителей-иудеев. Сам Рамсес вместе с многочисленными женами, детьми и челядью жил в отстроенной цветущей столице Пер-Рамсес, ставшей соперницей Фивам и Мемфису.

В новой столице он выстроил храм, над которым возвышалась его огромная статуя 27 метров в высоту, видимая издалека. Кроме того, при нем был прорыт канал между устьем Нила и северным концом Красного моря. По нему проплывали небольшие торговые корабли. Через несколько столетий канал оказался непригодным для судовождения и был заброшен.

В древней истории Египта Рамсес II остался как наиболее почитаемый фараон. О нем складывали легенды, песни, его называли Завоевателем полусвета. После смерти его похоронили на западном берегу Нила, напротив Фив, в заупокойном комплексе Рамессеуме. Правда, его могилу закончить не сумели. В настоящее время комплекс находится в разрушенном состоянии.

В 1881 году в тайнике Дейр эль-Бахри была обнаружена мумия, принадлежавшая, как определили специалисты, фараону Рамсесу II. В 1975 году эту мумию привезли в Париж и в Институте человека подвергли общей консервации.

Рамсес II Великий - египетский фараон из XIX династии, правивший примерно в 1279-1213 годах до н. э.

Рамзес вошел в историю с прозвищем Великий, и не без оснований. Он и сам сознавал свою значимость. «Один против тысячи колесниц» – так он видел свое участие в легендарной .

Он был правителем Древнего Египта эпохи высшего – и последнего – расцвета этого государства, в период так называемого Нового царства, который ограничивают XVI–XI столетиями до н. э. Этот фараон был у власти 66 лет – что выделяет его из числа других правителей древнего мира. При нем произошла одна из наиболее знаменитых битв, и был заключен, наверно, важнейший договор древности. После смерти фараона его культ сохранялся в течении нескольких веков.

Об этом правителе рассказывают на редкость многочисленные, по сей день точно не сосчитанные источники, при этом он сам лично об этом позаботился. Во-первых, сохранились надписи на стенах храмов и гробниц. Во-вторых, до наших дней дошли документы из архива, обнаруженного на месте древней столицы хеттской державы – Хаттушаша (деревня Богазкей на территории современной Турции). Там хранилось 15 000 текстов различных жанров, включая литературные произведения, деловые документы, переписку.

Раскопки этого знаменитого архива начаты в 1906–1912 годах немецким археологом Г.Винклером, который увлекался в первую очередь историей Междуречья. Но в архиве нашлись и следы Египта. Документы были составлены преимущественно на международном для Древнего Востока аккадском языке.

Историография, которая посвящена правлению Рамзеса II, огромная. В немецкой науке она составляет целые библиотеки. Имеется доступная литература и на русском языке. В первую очередь – труды замечательного дореволюционного египтолога Б. Тураева. В его «Истории Древнего Востока» много устарело, однако нельзя не оценить красоту стиля, живость изложения, любовное отношение к Древнему Египту.

Есть монография советского историка И.Стучевского «Рамзес II и Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамессидов» (так называлась эта династия). Книга примечательна тем, что в ней приводится много текстов источников, некоторые – в авторском переводе. Очень любопытно и исследование французского ученого и писателя К. Жака «Египет великих фараонов».

Следует заметить, что в истории Древнего Египта почти нет совершенно точных дат рождения и смерти правителей. Египтологи бесконечно их уточняют. Рамзес II был внуком Рамзеса I, бывшего командующего колесницами, который после военного переворота сменил на троне фараона Хоремхеба и основал новую, XIX династию.

Отец – фараон Сети I. Мать – царица Туйа. До нашего времени дошли ее изображения, которые свидетельствуют, что ей было свойственно высокомерие. Уж не потому ли, что, по некоторым сведениям, изначально она была певицей. Высокомерие часто отличает выходцев из низов…


Как сказано в одной из надписей, которая посвящена Рамзесу II, «боги вскрикнули от радости при его рождении». Это, конечно же, дань литературной традиции. Но Рамзес в действительности с детства знал, что его предназначение – власть. Именно в нем отец видел преемника. У всех фараонов имелись гаремы, которые состояли из законных жен и наложниц, и множество детей. Но, несмотря на то, что у Рамзеса, безусловно, были братья, Сети I без колебаний избрал одного сына, который придет ему на смену.

В возрасте 10 лет наследник, отличавшийся, кстати, большой физической силой, принял участие в одном из походов отца против ливийцев. Ливия, как и все покоренные народы, при любом казавшемся удобным случае старались вернуть себе независимость, и фараон должен был подавлять такие выступления. Так что в десятилетнем возрасте Рамзес II был уже готов и к власти, и к войне. Можно сказать, первую половину своей жизни он провел на воинской колеснице.

Как видно, он стал соправителем отца – для надежности передачи власти. По крайней мере, в одной из надписей Сети I имеются такие слова: «Венчайте царя, чтобы я узрел его совершенство при жизни».

1290 год — до н. э., когда Рамзесу было около 20-ти лет, он торжественно похоронил в Долине Царей отца, умершего своей смертью, и стал править Египтом. Это было приблизительно спустя 100 лет после смерти знаменитого . Современниками отмечалась воинственность и могучий боевой дух Рамзеса II: «Чужеземцы трепещут перед ним! Его имя разносится по Вселенной, он могуществен, как огонь, он – свирепо рыкающий лев с выпущенными когтями». Метафора имеет под собой некоторые реальные основания. Дело в том, что у Рамзеса II был ручной лев, сопровождавший его в походах. Лев лежал поперек входа в царский шатер и грозным рыком предупреждал, что без команды хозяина никого не пропустит.

Планы Рамзеса после прихода к власти абсолютно очевидны. О них свидетельствует надпись на стене храма в Луксоре. Фараон просит бога Амона даровать ему – ни больше ни меньше – власть над Вселенной. А как видели Вселенную древние египтяне? Им были известны ближайшие к ним народы и царства Ближнего Востока и земли, расположенные к югу от Нильской долины в Африке. Но в надписи фараона найден вполне метафорический образ Вселенной: в тексте сказано, что Рамзес хочет быть властелином «всего, что обходит солнце».

Он начал делать шаги в этом направлении. Занялся укреплением войска. К основным воинским соединениям, которые назывались в честь богов отрядами Амона, Ра и Птаха, добавил новое – Сетха. Этот бог в египетской мифологии – убийца Осириса, отождествляемый с такими животными, как свинья и осел. Но ведь Сетха (или Сети) – еще и имя отца Рамзеса II… К тому же Сетха считался богом чужеземцев. А Египет все энергичней покорял окружающие народы.

Фараон начал с подавления беспорядков в Ливии и в Нубии. При смене власти волнения в провинциях были неизбежными. Но 20-ти летний новый правитель оказался сильным бойцом. Завоеванные территории – это богатство, прежде всего – золотые и серебряные рудники, драгоценные породы дерева. И фараон заботился о сохранности своей сокровищницы.

После усмирения восставших, он отбил нашествие морских пиратов шерданов – тех, что в далеком будущем дали название острову Сардиния и составили основу его населения. Побежденные пираты стали его телохранителями.

Готовился Рамзес II и к войне с хеттами. Этот малоазиатский народ выдвинулся в те времена на мировую арену. Период его расцвета довольно короткий – с XIV до начала XII века до н. э. Однако это был удивительный взлет!

Этнический облик хеттов загадочен. Это относительно светловолосые и светлокожие люди, что не характерно для Востока. Не вполне понятно, откуда они могли прийти и почему потом исчезли. Созданный ими могучий союз различных народов пал в начале XII столетия до н. э. – как из-за внутренних раздоров, так и под ударами завоевателей, вторгавшихся с моря, в том числе этрусков и данайцев – будущих греков.

Но пока хеттская держава находилась на взлете, фараон Египта не мог с ней не воевать. Ведь между владениями хеттов и египтян лежали соблазнительные земли – Сирия и Палестина. И каждый могущественный сосед стремился ими завладеть.

На четвертый год своего царствования Рамзес II совершил разведывательный поход в Северную Сирию. Он дошел приблизительно до нынешнего Бейрута и установил там стелу. Воинственный царь хеттов Муваталли II в это время собирал силы. Он создал военный союз больше чем 20-ти народов.

1285 год — на пятый год правления, фараон снова отправился в поход, взяв с собой главные соединения – Амона (его он возглавил лично), Ра, Птаха и Сетха. Основное сражение произошло на территории Сирии, при городе Кадеше.

Среди важнейших источников, которые сохранили сведения об этой войне, – так называемая поэма «О битве при Кадеше». Это художественное произведение, хотя, конечно, не поэма в современном понимании. В текст включены диалоги, в том числе разговор Рамзеса с богом Амоном.

Есть и источники другого типа. Документ, названый историками «отчет о сражении», содержит строгие факты. Имеются рельефы, на которых изображены эпизоды сражения с краткими текстами, объясняющими изображенное. Но достоверность этой информации довольно относительная. Показательно, к примеру, что каждая из сторон, принимавших участие в битве, – и египтяне, и хетты – объявила себя победившей. Как не вспомнить Бородинское сражение 1812 г., в котором также не было однозначного победителя! При Кадеше поле осталось за хеттами, как в 1812 г. – за французами. Однако были ли они победителями?

Накануне сражения в лагерь фараона пробрались два бедуина. Они сказали, что убежали от хеттов и отныне хотят служить египтянам. В действительности это были не перебежчики, а лазутчики, принесшие египтянам дезинформацию. И хотя их били палками, они не переставали повторять ложные сведения – и Рамзес в это поверил. Они уверяли, что хеттское войско отступило далеко на Север и можно смело идти к Кадешу. Потому Рамзес решил ринуться в бой, не дожидаясь подхода своих основных сил.

Он выдвинулся вперед с единственным соединением, названным в честь бога Амона, и своей личной гвардией (Шердани). Стал у города Кадеша. Лагерь, обнесенный щитами, был прямоугольной формы. Шатер фараона находился посередине.

Существует рельеф, представляющий вид лагеря фараона и стен Кадеша: у входа в шатер Рамзеса – знаменитый лев, египетские воины занимаются чисткой оружия… Все, казалось, было спокойным. И вдруг – атака хеттов. 2 500 хеттских колесниц плюс пехота! Рамзес II попал в окружение. Он успел надеть доспехи и прыгнуть в колесницу. Вместе с возницей и щитоносцем, которого звали Менна (редкостный случай, когда имя простого человека вошло в историю), он отбивался до последнего. Но силы были неравными.

Надписи говорят, что в отчаянии фараон обратился за помощью к богу Амону. Слова Рамзеса поражают современного читателя. Он говорит с богом требовательно, с позиций некой внутренней силы: «Что же случилось, отец мой Амон? Неужели забыл отец сына своего? Совершал ли я что-либо без ведома твоего? Разве не хожу я и не останавливаюсь по воле твоей? Разве преступал я предначертания твои? Я взываю к тебе, отец, окруженный бесчисленными врагами, о которых не ведал. Когда все чужеземные страны сплотились против меня, и я остался один, и нету со мной никого, и покинуло меня войско мое, и отвернулись многочисленные воины, я стал кричать им, но не услышал из них ни один. И постиг я, что Амон лучше миллионов воинов, сотни тысяч колесниц».

По легенде, бог Амон ответил так: «Вперед, Рамзес, я с тобой! Я твой отец, моя рука с тобой, я господин победы!» После чего совершилось чудо: Амон протянул Рамзесу руку, и тот опрокинул тысячи колесниц. Сохранилось изображение: колесница фараона, кругом множество трупов врагов, некоторые из них он сбрасывает в реку. Одного мелкого царька, Алеппо, египетские воины держат за ноги вниз головой, выливая воду, которой он наглотался, когда убегал от Рамзеса и переплывал реку. Как ни удивительно, это явные элементы древней сатиры.

Конечно, есть и рациональное объяснение произошедшего. Когда началась атака, фараон успел отправить визиря оповестить одно из своих соединений, чтобы его войска поторопились; они подошли и форсировали реку Оронт. Так что подкрепление подоспело своевременно. Впрочем, и боевой дух фараона имеет большое значение.

Рамзес, тогда еще довольно молодой правитель, был и сам потрясен своим спасением. После битвы он поклялся каждый день лично кормить лошадей, вынесших его из окружения.

А итогом битвы стала, говоря условно, «боевая ничья» с некоторым перевесом в пользу хеттов, сохранивших за собой часть владений в Северной Сирии. Понадобилось еще 16 долгих лет, чтобы противники поняли, что лучше не воевать, а объединиться, договориться о дружбе и союзе.

Последовавшие за сирийским походом годы правления выявили в фараоне абсолютно новые качества. Он оказался величайшим строителем. При нем была основана столица Пер-Рамсес в дельте Нила. У древних египтян и прежде было несколько столиц: Мемфис, Фивы, Гераклеополь.

Строил Рамзесе и собственную семью. Его первая законная жена Нефертари хорошо известна по скульптурным портретам и описаниям. Ее лучшие изображения из гранита хранятся в ватиканских музеях, а сидящая фигура из черного гранита, также изумительной красоты, находится в Турине. В Долине Царей находится ее храм, открытый археологами в 1904 г.

Второй женой Рамзеса стала Иси-Нофрет – мать его прославленного четвертого сына по имени Хаэмуас. Этот удивительный для своей эпохи человек интересовался архитектурой и древностями, занимаясь неким прообразом археологии.

Трон же перешел к тринадцатому сыну Рамзеса II – Мернептаху. А всего, насколько известно, у правителя от жен и наложниц было 111 сыновей и 65 дочерей. Изображение на стене одного из храмов запечатлело шествие его многочисленных детей.

Что сооружал неутомимый строитель Рамзес II? Трудно все сосчитать. От его эпохи осталось множество статуй. В основном это колоссы, то есть скульптуры огромных размеров. Известно имя главного зодчего – Маи. Он руководил строительством в новой столице Пер-Рамсесе. У Маи был высокий воинский чин. Он отправлял далекие экспедиции за мрамором и за гранитом, к примеру на юг, в Асуан.

Одним из чудес света стал Рамессеум – поминальный храм Рамзесе II в комплексе Абу-Симбел на западном берегу Нила, в районе Фив. Особенностью древнеегипетской культуры было то, что человек в течении всей жизни заботился о своем погребении. Считалось, что чем тщательнее он подготовит переход в иной мир, тем лучше ему там будет. Вот почему Рамзес возвел для себя такой грандиозный поминальный храм.

Позднее здание засыпало песками и открыто швейцарским востоковедом И.Буркхардтом в 1812 г. Торчавшие из песка головы принадлежат, как выяснилось, четырем сидячим колоссам высотой 20 метров каждый. В 1964–1968 годах в связи со строительством Асуанской плотины колоссов по инициативе ЮНЕСКО разобрали, распилили на тысячу с лишним блоков, перенесли выше на 65 метров и вновь собрали. Невиданное дело, объединившее специалистов из разных стран!

Имеется огромный гранитный колосс Рамзеса II в Пер-Рамсесе. Высота его около 27 метров, вес – 900 тонн. Можно только представить, каких затрат требовали такого рода сооружения. Их строительство опустошало государственную казну.

Однажды, согласно источникам, была найдена огромная, невиданных размеров глыба кварцита. Фараон сразу решил, что это будет очередной колосс. Он написал своим мастерам (которые, кстати, не были рабами), чтобы они принялись за создание нового шедевра.

Вот его слова: «Закрома будут ломиться от зерна для вас, чтобы вы ни дня не проводили без пищи. Я наполню для вас склады различными вещами: хлебом, мясом, сладкими пирожками, я дам вам сандалии, мази в избытке, чтобы вы умащали головы ваши каждые 10 дней… Я дам вам множество людей, чтобы вы ни в чем не знали нужды; рыбаков, чтобы приносили дары Нила, и много других: садовников, чтобы возделывали огороды, горшечников, дабы делали сосуды, что бы свежа была вода в летнее время». В этих обещаниях звучит истинная страсть – и к строительству, и к увековечению своей памяти.

Поглощенный строительством, фараон вынужден был то и дело отправляться в экспедиции, для подавления выступлений подвластных Египту народов. Новых земель он не завоевывал. Тем временем силы древнеегипетского государства истощались. Подобное уже было в прежние переломные эпохи – между Древним и Средним царствами, потом между Средним и Новым царствами. Предчувствуя грядущий упадок, Рамзес охотно пошел на переговоры и заключение союза с хеттами. Успеху способствовало и то, что у хеттов сменился царь. Новый властитель Хаттусили III был настроен не так воинственно, как его старший брат Муваталли II.

После продолжительных переговоров в Пер-Рамсес привезли серебряную табличку с текстом на аккадском языке. Сейчас мы называем подобного рода документы договорами о мире и взаимопомощи в борьбе против возможных врагов и опасностей. Договор заключили в 21-й год правления Рамзеса II, то есть где-то в 1269 г. до н. э. Правителю было около 40 лет.

Текст договора был переведен на египетский язык и высечен на стене Рамессеума. Были и клинописные глиняные таблички с тем же текстом. Одна из них хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже.

Договор довольно длинный и чрезвычайно подробный. Вот его фрагменты в переводе И.Стучевского: «Что касается будущего вплоть до вечности, что касается помысла великого властителя Египта и великого правителя страны Хетта, то да не даст бог случиться вражде между ними в соответствии с договором… Он в братстве со мной, он в мире со мной, я в братстве с ним, я в мире с ним навеки».

Текст договора египтян с хеттами выставлен сегодня в штаб-квартире ООН – как символ цивилизованных международных отношений. Это знак того, что уже многие тысячи лет назад люди могли решать некоторые вопросы мирным путем. Стремясь учиться у самого себя, человечество пока не смогло достичь больших успехов, но попытка, несомненно, отрадная.

Не случайно фараон Рамзес II остался в истории с прозвищем Великий. Он в действительности великий строитель и великий международный деятель. Заключив мирный договор с хеттами, он обеспечил и своему государству, и соседнему еще около 60 лет сравнительно спокойной жизни.

Спустя 13 лет после заключения знаменательного договора неутомимый властелин, которому было уже около 53 лет, женился на дочери царя Хаттусили III. Она приняла египетское имя Маатхорнефрура – «зрящая красоту Солнца». Солнцем для нее, безусловно, должен был стать сын бога Амона – ее супруг фараон. Существует предположение, что на бракосочетание прибыл сам хеттский царь. Впрочем, многие из египтологов в этом сомневаются. Как бы там ни было, церемония была торжественной и пышной.

На дошедших до наших дней изображениях видно, как огромная процессия несет приданое – золото и другие сокровища. Из Малой Азии в Египет гонят целые стада скота. Это немалая ценность – мясо и шкуры. Но это еще и выразительный жест: ситуация в чем-то напоминает не одержанную когда-то победу – ведь богатства прибывают в Египет, хотя это и не военная добыча… А в 62 года фараон женился, также вполне официально, еще на одной хеттской царевне, сестре первой.

В последние годы жизни Рамзес II явно наслаждался относительным покоем, все время заботясь об увековечении своей памяти. Он скончался, когда ему было около 90 лет.

Посмертная жизнь фараона оказалась довольно бурной. Он был торжественно похоронен, но уже в конце правления следующей, XX династии, в XI столетии до н. э., гробница была разграблена. Все сокровища были похищены. Мумию фараона жрецы перенесли в тогда еще не разграбленную гробницу его отца, Сети I. Но позднее и ее разграбили.

В общем, мумию переносили с места на место четыре раза и в конце концов спрятали в тайнике. Она была найдена в конце XIX столетия и стала, как деликатно пишут ученые, достоянием науки. То есть она была выставлена в качестве экспоната в Каирском музее. Сохранность мумии удивительная. В 75-м году XX века, когда она начала повреждаться, ее возили на реставрацию в Париж. При этом встречали очень торжественно, будто французскую столицу на самом деле посетил древнеегипетский фараон. И это абсолютно справедливо. Рамзес II, несомненно, заслужил уважительную память человечества.

Рамсес II Великий, он же Рамзес или Рамесес – один из известнейших фараонов древнего Египта, оставивший после себя множество архитектурных и культовых памятников на территории современных АРЕ и Судана. Любителям эпических голливудских полотен этот великий правитель древности известен по фильму Ридли Скотта: «Исход: Цари и боги». В картине перед взором зрителя предстают знакомые с детства библейские сюжеты: и получение пророком Скрижалей Завета, история освобождения евреев из египетского плена и многолетнее хождение «богоизбранного народа» по пустыне. Фараона, от гнева которого Моисей спасает себя и свою паству, зовут Рамсес II. Малышам знаком по мультику «Принц Египта», подросткам-геймерам - по популярной игре «Цивилизация» Сида Мейера. Туристы, бывавшие в «Стране пирамид», наверняка видели изображение «царя-победителя» на оборотной стороне 50-пиастровой банкноты. А на реверсе однофунтовой купюры изображен храм фараона в Абу-Симбел.

Молодые годы

Третий правитель XIX Династии Нового царства прожил около 90 лет, из которых держал под своей властью 66 лет (годы жизни: 1303-1213 до н. э., правление: с 1279 до н. э. до смерти). Сохранилось огромное количество документов и памятников, связанных с именем Рамсеса, однако все известные изображения и статуи представляют юношу или молодого человека.

Сын Сети I и царицы Туйи стал принцем-регентом в возрасте четырнадцати, а взошел на престол, когда ему было около двадцати лет. Первые годы правления монарха не ознаменовались великими победами, но донесла до нас ряд свершений молодого правителя. Известно о карательной экспедиции по подавлению мятежа в Нубии, возможных боевых действиях в Ханаане и Ливии и о разгроме шерданов. По всей видимости, шерданы не чурались пиратства и решили совершить набег на плодородную дельту Нила, но были частично уничтожены молодым фараоном, а частью пополнили ряды войска фараона. Судя по более поздним изображениям, новобранцы оказались неплохими солдатами и хорошо проявили себя в сирийских и палестинских кампаниях.

На пике воинской славы

Рамзес развернул бурную строительную деятельность, результатом которой стали многие , по сей день привлекающие внимание многочисленных туристов со всех уголков мира. Его эпохе принадлежат скальные храмы «священной горы» , город Пер-Рамсес, культовые постройки в Мемфисе и Фивах. Однако великому фараону было свойственно не только созидание. Возводя памятники своему правлению из камня, Рамсес II не видел ничего зазорного в уничтожении и разграблении более древних построек. Сооружения Тутмоса III и Тети, правителя VI династии, пошли на стройматериалы собственных храмов Рамсеса. При нем были ограблено и уничтожено немало , статуй и храмов эпохи Среднего царства. А еще гений разрушения монарха в полной мере проявился в войнах с Хеттским царством и в особенности в Битве при Кадеше.

Войны с хеттами принесли царю, мумия которого сегодня украшает , почетный титул А-Нахту, что значит «Победитель», хотя результаты этих войн были достаточно неоднозначны. Рамсес II продолжал дело своего отца, возвращавшего былое влияние Египта на Ханаан и Сирию. До того, как стать А-Нахту, юный правитель провел ряд мелких сражений, а на пятом году царствования твердо вознамерился разгромить хеттов. Подготовка ко второй сирийской кампании шла довольно серьезно. Было изготовлено много оружия, подготовлены легкие колесницы, отличающиеся хорошей маневренностью.

Армия Рамзеса достигла селения Кадеш через месяц после перехода границы. Здесь, в районе нынешней ливанско-сирийской границы, предположительно в 1274 году до н. э. произошло самое раннее из детально документированных сражений. О битве при Кадеше историкам известно практически все: малейшие тактические ходы, общая стратегия противоборствующих армий, вооружение и численность сторон, этапы прохождения битвы и ее результаты.

Началась эпическая баталия неудачно для египетской стороны. Хеттские колесницы ударили в бок соединения Амона-Ра (в египетской армии того периода полки носили имена богов), подходившего к своему лагерю. Колонна была полностью разгромлена, а многие воины, включая детей самого фараона, убиты. Немногочисленные оставшиеся в живых ратники посеяли панику в базовом лагере, но растерянность длилась недолго. Рамзес подождал подкреплений и, воспользовавшись замешательством хеттов, начавших грабить базовый лагерь египтян, ударил всеми оставшимися силами по врагу.

В результате битвы при Кадеше обе стороны были сильно обескровлены и к вечеру того же дня договорились о перемирии. Вернувшись к своим народам, каждый из правителей приписал победу себе. Муваталли II, владыка Хеттского царства, сумел защитить свою столицу. Фараон сумел нанести противнику мощный удар, несмотря на качественное и количественное превосходство врага и неудачное начало сражения.

Другие достижения фараона

Немало деяний Рамзеса II осталось в истории. При нем был достроен , начатый еще Рамсесе I и Сети I. Внес он свой вклад и в , где при А-Нахту был сооружен просторный двор с пилонами. Сотни каменных памятников оставил после себя один из величайших правителей Древнего Египта. Рамсес II нашел воду на золотых рудниках Вади-Алаки, что позволило добывать больше золота, и многое сделал для развития торговли. Он захватил множество городов в Азии, разбивая гарнизоны неприступных крепостей быстрыми ударами мощной армии.

Эпоха правления Рамзеса Великого запомнилась современникам и потомкам экономическим процветанием страны, бурным развитием науки, литературы и искусств, укреплением границ государства. Говоря о наследии фараона, чьим местом упокоения стала , гробница KV7, достаточно вспомнить, что девять последующих монархов Египта называли себя «Рамсес». Это говорит многое о том месте, которое определила царю-победителю история.


Рамзес (Ра-месэ-с) Второй (правил в 1279-1212 до н.э.) - виднейший из фараонов XIX династии. Воплощение Майтрейи-Мории (см. П/Р-24.5.38). Сын Сети Первого и царицы Туйи. Ему преимущественно присваивался титул А-нахту (Победитель).

Ни один фараон не производил большего впечатления на свою эпоху, как Рамсес (Рамзес) Второй. Почти семь десятков лет его царствования стали временем могущества и процветания страны. Он возглавлял прекрасно организованную армию, которую сам и водил в сражения. Он был высшим чиновником и верховным судьей государства. Он имел, по крайней мере, семь жен и десятки наложниц, от которых у него было 40 дочерей и 45 сыновей. (В другом источнике говорится: «Многочисленность семьи Рамсеса II хорошо известна. Помимо бесчисленных наложниц гарема известны четыре его законные супруги, 111 сыновей и 67 дочерей»). В последние годы правления Рамсес II был обожествлён как «Великая Душа Ра-Хорахте» - воплощение солнечного бога на земле. Рамсес II скончался на 67-м году правления и пережил двенадцать своих сыновей. Фараоном он стал в двадцать лет.

Немецкий учёный-египтолог Георг Эберс своими романами способствовал развитию в широких кругах общества интереса к древнему Востоку. В них он сочетал художественный вымысел со строго научной основой. В романе «Уарда» он прекрасно осветил время правления фараона Рамсеса Второго, умело используя огромный материал, накопленный египтологией. Герои его романа - исторические личности, и они предстают перед нами во всём многообразии своих характеров и дел. Образ Великого фараона в этом романе дан выпукло, достоверно и помогает увидеть его не только как исторического деятеля, но ещё и как совершенно неординарного человека… Рамзес осторожный, умный, предусмотрительный, справедливый, а также очень тонкий политик: «Да, у него можно поучиться, как давать согласие и в то же время отказывать, не забывая при этом блеснуть своим благородством!» - воскликнул восхищённо везир, прочитав письмо повелителя. Вот как описывает Эберс физический портрет своего главного героя: «Фигура фараона была огромна, его гордую голову с высоким лбом охватывала диадема, посредине которой красовались два золотых урея с коронами Верхнего и Нижнего Египта. Широкое ожерелье-воротник из драгоценных камней покрывало половину его груди, а нижняя часть была обёрнута широкой повязкой. Его красивое тело было словно отлито из бронзы, а гладкая кожа, обтягивавшая крепкие скулы, тускло отливала медью. Сидя в кругу приближённых, он отеческим взором поглядывал на своих сыновей. Лев отдыхал, но и на покое это был лев, и все знали, как страшен он будет, если его могучая рука, мирно сейчас разламывающая лепёшку, сожмётся в кулак. Всё в этом человеке было величественно, но он не вселял в сердце страха, ибо хоть и властно сверкали его глаза, зато всё лицо светилось удивительной мягкостью, а низкий голос, рождавшийся где-то в глубине его широкой груди и покрывавший порой грохот сражений, мог звучать ласково и сердечно. Прекрасно сознавая своё могущество и величие, он тем не менее всегда оставался человеком, и ему не были чужды порывы простого сердца».

Храм Рамзеса второго в Абу-Симбеле был построен в честь его

побуды над хеттами.

Фараон много воевал, в основном с хеттами, которые тоже претендовали на Палестину, как и Египет. Он расширил пределы своего царства до границ с Сирией на востоке и Суданом на юге. Во времена Рамсеса II, прозванного Великим, Египет достиг небывалого могущества и процветания. Внутри страны шло грандиозное строительство — возводились украшенные колоссальными статуями фараона храмы в Фивах, Абидосе, Нубии. Известно, что могущественный фараон снаряжал морские экспедиции, исследовавшие берега Средиземного моря, и не исключено, что моряки выходили также за его пределы. Самой известной, и, в то же время самой загадочной победой Рамзеса была битва у г. Кадеша в 1312 года до нашей эры. Рамзес выступил во главе передового «воинства Ра» (2 000 человек, 400 колесниц), которое поддерживало четырёхтысячное (800 колесниц) воинство Пта. Обходным путём на соединение с воинством Ра шла двухтысячная конница арабских наёмников. В резерве осталось воинство Тота — 8000 человек, 2000 колесниц. В битве участвовали ручные львы Рамсеса.

Объединённые войска противника на много превосходили силы египетского войска.

Кроме этого Рамсеса перед битвой предал его махор Паакер, разведчик дорог и заманил Рамсеса в ловушку хеттов. Предатель сам вёл отряд врагов на войско фараона в своей колеснице.

Рамсес был отрезан от своего войска. Колесница его была снабжена двумя колчанами, одним - для стрел, другим - для луков и мечей. С этим смехотворным оружием Рамсесу предстояло победить целую армию! Подобрав вожжи, брошенные его возницей Менна в порыве битвы, Рамсес завязал поводья вокруг талии, чтобы иметь руки свободными. Обе лошади были умны и смелы, они бросились прямо на врага. Рядом был почти ручной лев Рамсеса по имени Боец, грозное рычание которого приободрило фараона. Его лев остался верным ему и сражался рядом с ним до конца. Рамсес же словно обезумел. Наделенный несравненной силой, он врубился в окруживших его врагов и разил их без промаха. Это придало силы и воинам египтян, воодушевленным примером фараона. Его рука не знала усталости, он стал воплощением опустошающего пламени. Рамсес пускал стрелу за стрелой, убивая возниц хеттских колесниц. Лошади вставали на дыбы, падали друг на друга, колесницы переворачивались, образуя беспорядочную свалку. Нубийский лев Рамсеса устроил кровавый пир. Бросая свое трехсоткилограммовое тело в гущу схватки, он разрывал врагов своего хозяина ударами когтей, вонзал в их шеи десятисантиметровые клыки. Удары его лап были также сильны, как и точны.

Эберс пишет: «Во время битвы, сея вокруг себя смерть, фараон видел, как приближается его собственная неминуемая гибель. Не прекращая боя, он стал громко молиться богу Амону, взывая о помощи. Не успел он произнести последние слова молитвы, обращённой к владыке неба, как из гущи свалки внезапно вынырнул какой-то высокий египтянин, вскочил позади него на колесницу. Первый раз в жизни Рамсес задрожал… не чудо ли здесь произошло? Неужели Амон внял его молитвам? Когда Рамсес оглянулся на своего нового возничего, ему показалось, что лицом тот поразительно похож на его покойного махора Ассу. Рамсес подумал, что это, наверное, сам Амон принял облик покойного друга и спустился к нему, чтобы спасти своего повелителя от гибели».

Тысячи египтян погибли, еще большее количество хеттов и воинов союзной армии расстались с жизнью. После этого хетты заперлись в самой крепости. Император Муваттали запросил мира, хотя хетты и не считали себя побеждёнными.

Строго говоря, битва закончилась «вничью», однако она имела следствием мирный договор, значительно укрепивший Египет. Это был первый в истории политический договор . «Муваттали, твой слуга, Рамзес, и я признаю тебя Сыном Солнца и порождением самого Света. Моя страна подчиняется твоей воле, Она — у твоих ног. Но не злоупотребляй своей властью. Твое влияние неумолимо, ты это доказал, одержав великую победу. Но зачем тебе уничтожать народ твоего сдута? Зачем злобе продолжать жить в твоем сердце? Поскольку ты — победитель, согласись, что мир лучше, чем война, и дай хеттам глоток жизни».

Среди источников, повествующих о битве при Кадеше, выделяется замечательное историко-литературное произведение, так называемая «Поэма Пентаура», повествующая о недюжинной храбрости Рамзеса II и той помощи, которую во время битвы ему оказал бог Амон в лице жреца-поэта Пауэра.

Цитаты из поэмы Пентауэра:

«…Нет мужа, равного его величеству владыке младому, отважному.

Могуча длань его, бесстрашно сердце, силой подобен он Монту в час величия его.

Он прекрасен собою, как Атум, и ликуют созерцающие великолепие его.

Прославлен он победами своими над всеми странами, и не ведают часа, когда вступит он в бой.

Как стена, ограждает он войско свое, он — щит его в день сражения;

в стрельбе из лука не ведает он соперников, отважнее он сотни тысяч воинов.

Он идет во главе войск своих и обрушивается на полчища вражеские, веря сердцем в победу свою,

смел и доблестен он пред лицом врага, а в час битвы подобен пламени пожирающему.

Стоек сердцем он, словно бык, и с презрением взирает на объединившиеся против него страны.

Тысяча мужей не может устоять перед ним, сотни тысяч лишаются силы при виде его;

вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран…» . (Полный текст есть в интернете).

Битва при Кадеше сильно впечатлила Рамсеса II, и он приказал воспроизвести рассказ об этом событии и грандиозные панорамные «иллюстрации» к нему на стенах многих храмовых комплексов.

Мир между Египтом и Азией установился более чем на столетие, что вызвало «взрыв» торговой активности в регионе. Война с хеттами побудила Рамсеса перенести свою резиденцию в северо-восточную часть Дельты Нила.

Два урея Владыки Верхнего и Нижнего Египта.

В царствование Рамсеса II особым почитанием пользовались культы Амона, Ра, Птаха и Сета; однако, именно в это время в религиозной жизни страны всё заметнее становится азиатское влияние, выразившееся во включении в египетский пантеон иноземных божеств, ассоциировавшихся с войной или враждебной египтянам морской стихией.

Проявив справедливость по отношению к религиозным запросам многочисленных иноземцев, живущих в Египте, он пошёл ещё дальше, запретив посягать на храмы чужеземных богов. Но наряду с этим он всеми мерами стремился доказать своё уважение к египетским богам, буквально засыпая их щедрыми жертвами.

Рамсес учил своих детей, говоря: «Благочестив человек, который благодарен богам, но по-настоящему добр лишь тот, кто помнит о людях».

Предательство, которое произошло во время его отсутствия в Египте в период войны, поколебало доверие к людям, и фараон часто бывал печален, что не соответствовало его жизнерадостному характеру, а всякую неопределённость и неизвестность он переносил тяжелее любого горя. Рамсес был человеком таким же, как все другие люди и хотел быть им. Сознание того, что при прочих равных условиях он всё же делает больше, чем они - радовало этого необыкновенного человека. Он говорил: «Жрецы привыкли наставлять даже царей. Что ж, я не прочь! Я правлю, как наместник высшего божества, но сам я не бог, пусть даже они воздают мне божеские почести. Со смиренным сердцем я охотно передаю им в руки посредничество между моим народом и богами, а в делах людских я, разумеется, распоряжаюсь по своему усмотрению! Мне тяжело сомневаться в друзьях, я не могу обойтись без доверия, но если они захотят погубить мою страну… я втопчу в песок этих презренных гадин!»… Низкий голос фараона зазвучал, словно голос глашатая, возвещавшего о чём-то уже свершившемся.

Храм состоит из четырех залов, в последнем из которых находятся статуи богов Амона,

Птаха и, собственно, фараона Рамзеса Второго. Только два раза в году лик фараона

освещается солнечным светом. 22 февраля и 22 октября первые лучи восходящего

солнца дотрагиваются до статуи. В остальные дни прямой свет в этот зал не проникает.

Огромное значение имеют события эпохи Рамсеса Великого на дальнейшее развитие Египта и мировой истории в целом. До сих пор удивляет и поражает былое могущество древней "Страны Большого Хапи ".

Время царствования Рамсеса Великого открывает новую эпоху в истории Древнего Египта - эпоху Ремессидов. Все потомки этого фараона взяли себе его имя, желая быть похожими на великого предка. Рамсес II довел до логического завершения те принципы обожествления фараона и его власти, которые с древних времен были характерны для мировоззрения жителей страны Нила.Очень древнее представление о фараоне как о божестве и сыне божественных родителей носило при Рамсесе явно политический оттенок, и, потому, пропагандируясь, оно пережило тысячелетия фараоновского периода древнеегипетской истории, показав свою жизненность и во времена Птолемеев и римских цезарей. Храмы, построенные при Рамсесе II представляют собой новый тип культовой архитектуры, появившейся в результате взаимодействия египетских и нубийских традиций. В процессе создания храмов формировались местные школы архитекторов, скульпторов и живописцев. Возможно, что мастера из завоеванных стран учились в самом Египте.

В период правления Рамсеса II завершился очередной этап освоения Нубии, осуществленный в отличие от других стран в основном мирным путем. Большое значение имело идеологическое воздействие на население, которое и воплотилось в храмовом строительстве. Для религиозной политики Рамсеса II в завоеванных странах стало характерным возвышение египетских богов над местными божествами.

Интерес к Рамсесу Великому и ко времени его правления привлекает людей и сейчас. Сотни туристов едут в Египет, чтобы всё увидеть своими глазами.