Название дани собираемой с русского народа. Сбор дани в древней руси назывался

В первые десятилетия после завоевания Руси Орда провела перепись местного населения и установила в качестве налога 10% от дохода русичей. Были также отдельные налоги на вспашку земли, на мосты, на содержание чиновников-татар, единовременные военные выплаты. В целом они составляли до 20% доходов. Дань сначала собирали ордынские баскаки, а середины XIV века монополию на сбор налогов со всей Руси отдали Москве. Московские князья оставляли себе 6-12% от собранной дани, и это позволило им провести централизацию Руси.

О том, каковы были налоги и их величина, почему во время ига возвысилась Москва рассказывается в книге немецкого историка, востоковеда, тюрколога, специалиста по истории монголов Бертольда Шпулера "Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502, изд-во Центрполиграф, 2017). В ознакомительных целях мы приводим выдержки из книги по этой теме.

Величина налогов

Наибольший размер дани татары Золотой Орды получали от Руси, хотя порой по сравнению с тем, что имели ильханы в Иране, он и был ниже. Например, в 1384 году каждое русское село выплачивало по половине рубля, или полтине, что составляло значительную сумму. Без этой финансовой опоры экономика Орды просто не смогла бы развиваться.

Первоначально на Руси, так же как и в Иране, взимание дани происходило неорганизованно. Гуюк и Бату просто послали в русские деревни "сарацина" (арабского чиновника), который сильно завысил размер выплат, взимая дань в различной, преимущественно натуральной форме. Натуральные выплаты состояли из шкур медведей, чёрных бобров, соболей, чёрно-бурых лисиц и других товаров. Неплатежеспособных людей угоняли в рабство. Татарские сборщики дани в 1237 году потребовали в Рязани отдать им десятину и всех лошадей.

Такой произвол, совершавшийся в самом начале нашествия, в скором времени был прекращён. Бату привез от великого хана специалиста по организации взимания дани по имени Нусал, который позже наводил порядок в этом вопросе и в Персии. Первую оценку размеров регулярных выплат татары произвели в 1257 году уже при Берке. Тогда по распоряжению великого хана по всей Руси стали разъезжать государственные татарские чиновники, так называемые баскаки. По свидетельству русских летописей, наиболее активно они действовали в районах Мурома, Рязани, Суздаля и Владимира.

Баскаки с помощью специальных переписчиков, так называемых численцев, организовали учёт лиц, обязанных уплачивать дань. Одновременно было образовано специальное налоговое ведомство. Организационно оно строилось по армейскому образцу - татары ввели должности налоговых десятников, сотников, тысячников и темников. Русские летописи пишут о начислении ими в то время двух видов налогов. Первый составляла десятина (скорее всего, от произведённой сельскохозяйственной продукции), так называемый ясак. Второй представлял собой налог с оборота, так называемую тамгу. Отчисления с оборота реализованных товаров касались в первую очередь торговцев. Данные два вида дани являлись основным источником пополнения казны татар.

Позднее слово "дань" стали заменять термином "выход". Он и встречается в русских летописях чаще всего, хотя позже в них появляется и термин "ясак". Вторая кардинальная оценка размеров регулярных выплат на Руси состоялась в 1275 году. Тогда от уплаты дани и прочих сборов было освобождено духовенство и монашество, а также все их служки и другие обслуживающие церковь люди. Церковный обслуживающий персонал, а также работавших в интересах церкви ремесленников, сокольничих, ловчих, рабочих и прочих работников запрещалось привлекать к иным видам работ. Это соответствовало основным положениям религиозной политики татар, которая приводила к тому, что священнослужители в основной своей массе по отношению к завоевателям были настроены благосклонно. Документы об освобождении от поборов, выдававшиеся ханами, очень ценились митрополитами и бережно хранились.

Существовали и другие виды дани и финансовых нагрузок. Налог на вспаханную землю (сабанлык, или, по-русски, "поплужное"; уплачивался обычно натуральными продуктами - зерном, мёдом, воском), почтовый сбор (ям), повинность, связанная с обеспечением лошадьми почтовых станций (улаг, или, по-русски, "подводы") относились к категории "пошлина" (по-тюркски "калан"). Сюда же следует отнести и обязанность обеспечения постоем и пищей проезжих чиновников, послов и т.д. (шусун или по-русски "корм").

Плата за пользование мостами, или мостовые деньги (мостовщина), а также таможенные пошлины взимались со всех слоёв населения в одинаковом размере. В одном из ярлыков упоминается и такой сбор, как подорожная, уплачивавшийся вплоть до конца XV столетия. Для войсковых нужд обычно вводился дополнительный налог (нимер или немер, по-русски "запрос"), от которого русское духовенство также освобождалось. Этот вид сборов вводился время от времени.

Налоговая администрация

Не все города согласились выплачивать дань. Так, в 1262 году, когда хан Берке воевал на Кавказе, а в Монголии шла гражданская война, вспыхнули бунты во Владимире, Суздале и Ростове. Потребовались все дипломатические качества Александра Невского, чтобы уладить с Берке этот конфликт. Позднее, в 1281 году, против выплаты дани выступил великий князь Владимирский Андрей, а в 1340 году начались волнения в Смоленске.

Наряду с государственными чиновниками - даругами, татары в отдельных русских городах на постоянной основе посадили ещё представителей хана - баскаков. Районы, как уже говорилось выше, объединялись по десятичной системе в более крупные соединения, для управления которыми была введена должность великого баскака, резиденция которого в 1269 году была во Владимире. Но в первой половине XIV века следы деятельности баскаков на территориях, относившихся к северу Руси, исчезают. В качестве их помощников появляются казначеи и атаманы.

Другими нижестоящими чиновниками налогового ведомства являлись распределители подушевого налога, а также контролёры снабжения продовольствием, собиратели (поборщики) и взыскатели налога на вспаханную землю (поплужники).

Судя по всему, практика сдачи в аренду права взимания налогов применялась повсеместно. В летописях также упоминается, что время от времени татарские баскаки принимали участие в военных походах князей, на территории которых они находились. Иногда после возвращения из Орды русских князей для наведения порядка на места прибывали специальные налоговые служащие, как, например, в 1326-1327 годах в Тверь, в 1331-1332 годах в Киев. А в 1444 году такой инспектор приехал в Москву вместе с князем Московским Василием II. Иногда ханы и сами отправляли посланцев для урегулирования вопросов выплаты дани, как это сделал Тохтамыш в 1383-1384 годах.

Постепенно ханы предпочли возложить право по сбору дани и прочих выплат на самих русских князей. Но, несмотря на это, баскаки ещё долго оставались в русских городах, что находит свое подтверждение в текстах договоров Москвы с другими князьями. Упоминания о них содержатся в летописях, относящихся даже к XV веку. На территории Руси они сидели во Владимире, Твери, Москве, Туле, Боровске, Рязани и других городах.

Москва как главный сборщик ордынской дани

Русских князей, несомненно, порадовало возложение ханами на них вопросов сбора дани, а не на татар. Тем самым их власть стала менее ограниченной. Первое время дань поступала в Орду регулярно, но уже скоро князья стали удерживать значительную её часть для своих нужд. Так, в 1397 году Мамай вынужден был настоятельно просить московского князя Дмитрия Донского платить ему дань в таких же размерах, как и при Джамбеке. Дмитрий отклонил его просьбу и продолжил производить выплаты в сниженных размерах.

Такое поведение великого князя Московского является наглядным показателем ослабления власти Золотой Орды, чей закат проступил ещё отчётливее, когда в промежуток между 1395 и 1407 годами Москва периодически не платила вообще никакой дани. Москва всё чаще стала брать на себя прерогативу по выплате дани татарам другими княжествами, что было закреплено в соответствующих договорах, например в 1481 году с князьями Углича и Волоколамска. А в 1504 году в своем завещании Иван III вообще ограничил других князей в правах на общение с Ордой, возложив это право только на своего старшего сына, положив тем самым конец всяческим интригам.

Особый интерес представляет договор с князем Угличским, поскольку в нём приводятся сведения о величине выплат дани татарам в те времена. Из 1000 рублей, предназначенных для выплаты дани, Москва забирала себе 100 рублей, 30 алтын и 3 денежки, а при заключении договора с князем Волоколамским Иван III удовлетворился 61 рублем, 10 алтынами и 1 денежкой. Деньги, предназначенные для выплаты дани, должны были аккумулироваться в Ярославле.

Выплаты со стороны Москвы начали производиться всё реже, а после (первого) взятия Казани в 1468 году на целое столетие (до 1571 года) и вовсе прекратились. Затем Москва продолжала выплату дани Крымскому ханству до времени правления Петра I, примерно до 1700 года.

Свидетельства о том, что на Руси взимались налоги, доходят до нас начиная с IХ века. Но в те времена налогообложение регулировалось не законодательными актами, а нормами обычного права, а также устанавливалось волей князей. В Киевской Руси князья взимали дань с подвластных племен.

Окончательно формирование Древнерусского государства завершилось во второй половине IX в. Как известно, князь Олег в 882 г. захватил Киев и полностью объединил под своей властью северные, контролировавшиеся варяжскими дружинами, и южные русские земли. При князе Олеге Киев стал столицей Древнерусского государства. Под непосредственной властью или контролем Киева оказались многие славянские и неславянские племена. Сбор дани с добровольно присоединенного или покоренного силой населения далеко не сразу приобрел регулярный и упорядоченный характер.

По свидетельствам арабских купцов, посещавших тогдашнюю Русь, киевские князья с дружинами вторгались на территорию соседних племен с целью взимания различных поборов налогового характера. Эти неупорядоченные вторжения были наиболее ранней формой «полюдья» - системы сбора налогов, просуществовавшей впоследствии в течение нескольких веков.

Согласно «Повести временных лет» именно в тот период правления князя Олега начинают приниматься определенные меры по упорядочению взимания налогов с подвластного населения. Централизация государства, противоречившая устоям существовавшего в то время на Руси родоплеменного строя, ликвидация предшествовавшего появлению единого государства союза восточно-славянских племен с характерной для подобной формы протогосударственности автономностью составляющих объединение родов, племен и создание единой, централизованной системы налогов и сборов (в качестве неотъемлемой составной части вышеуказанных процессов) не могли не привести к возникновению напряженности и конфликтов.

В 883 г. происходит широкомасштабное военное столкновение киевских (преимущественно состоявших из славян-полян и скандинавских наемников) дружин с древлянскими военными отрядами. Древляне, населявшие лесистую местность к западу от Киева, были «примучены» и обложены данью «по черной куне» (предположительно по шкурке куницы с каждого двора). Более точных данных о единице налогообложения «Повесть временных лет» не сообщает. В 884 г. были окончательно покорены северяне, обитавшие на территории современной Новгородской области, однако (гипотетически) по причине незначительности оказанного сопротивления на них была возложена «дань легкая».

Сугубо мирным путем, но с применением инструментов дипломатического давления, началось взимание дани с населявших бассейн реки Сож радимичей, находившихся в зависимости от Хазарского каганата. К старейшинам племени были направлены киевские послы, настойчиво предложившие платить дань в прежнем размере в казну Рюриковичей в обмен на военную помощь и дальнейшую защиту от притязаний со стороны Каганата. При этом в Летописи приводится не совсем ясная современным исследователям деталь - радимичи платили дань как хазарам, так и впоследствии киевлянам «по шелягу». «Шеляком» или «шелягом» называлась находившаяся в то время в обращении польская монета.

Похожие названия денежных знаков имели место и в некоторых других европейских государствах. К примеру, не так давно монета, именуемая «шиллингом», находилась в обращении на территории Великобритании. В Австрии подобное название имела национальная валюта. Можно сделать вывод, что уже тогда на Руси, даже несмотря на отсутствие полномасштабных товарно-денежных отношений, налоги взимались не в натуральном виде, свойственном большинству нетоварных экономик, а полноценными серебряными или золотыми деньгами. Одновременно с обложением данью покоренных племен налоги начинают взиматься и с тех племен, которые уже были активно вовлечены в процессы создания единого государства задолго до начала так называемой» насильственной централизации».

Так, с образованием Древнерусского государства происходит упорядочение сбора дани, она становится общим налогом для всех подданных независимо оттого, являются ли они недавно покоренными иноземцами или давними подданными своих правителей. Возникнув как контрибуция с покоренных народов, первые налоги постепенно распространяются на все население, параллельно устанавливается определенный порядок сбора.

В этот же период произошло существенное изменение и в системе «полюдья». Она окончательно становится регулярной и отныне представляет собой ежегодный объезд княжеской дружиной податных земель для прямого сбора налогов. Одним из основных источников сбора информации по данной тематике является трактат «Об управлении империей», написанный византийским императором Константином VII Багрянородным. Вооруженные отряды киевских дружинников во главе с князьями не занимались объездом всей подвластной территории, а посещали только заранее установленные пункты - становища. В эти пункты дань доставлялась местными князьями, вождями племен, главами родов или их представителями.

Подобная система сбора налогов являлась самой ранней формой централизованного государственного налогообложения и вполне соответствовала мировому опыту становления государственности.

Собирание налогов князями по большей части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.

Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем. Полюдье выступало как административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. В зависимости от потребностей князя.

Единицами обложения выступали дым или дом, рало, плуг. Все эти термины в сущности обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство. Основой ее является земля.

Таким образом, главным источником для уплаты налогов и сборов в древние и средние века была земля. Все основные тяжести в виде различных сборов и повинностей ложились на землю. В это время земледелие составляет главнейшее занятие большей части населения и распространяется повсюду, а вследствие этого поземельная собственность делается главным мерилом взимания податей, вся тягость налогов была носима крестьянами и городскими жителями. Все подати были двоякого рода, окладные или определенные количеством, и неокладные (дар, даровые сборы). Следует отметит, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным.

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения связанные со сборами и повинностями появляется в Русской Правде. В статьях 42-43 краткой редакции Русской правды и статьях 96-97 Просторной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги. Корм, т.е. поставка пищевого довольствия, является одним из древнейших видов повинностей. О нем говорят уже в Русской Правде в ее древнейшей редакции. Она определяет корм чиновнику, ездившему по волостям для суда, и его лошадям. Русская правда уже переводит корм на деньги.

Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государственных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. Попытки князей увеличивать дань вызывали сопротивление населения. В 945 г. киевский князь Игорь, попытавшийся произвольно увеличить размер дани, был убит восставшими древлянами.

После убийства Игоря его вдова, княгиня Ольга, объехала некоторые части Руси и, по словам летописи, "уставила уставы и уроки", "оброки и дани", то есть установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: "становища и погосты". На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения дани - повоз - доставка дани податным населением в специально установленные места. В качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга). В некоторых случаях дань брали от дыма, то есть с каждого дома, имеющего очаг.

Почти вся собранная князьями дань представляла собой предмет экспорта. Ранней весной, по высокой полой воде дань отправлялась для продажи в Константинополь, где обменивалась на золотые монеты, дорогие ткани и овощи, вино, предметы роскоши. Почти все военные походы русских князей на Византию были связаны с обеспечением для этой межгосударственной торговли наиболее благоприятных условий безопасности на торговых путях.

"Русская правда"

Первые сведения о существовавшей на Русисистеме права содержатся в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не

Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник - "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого - "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.

В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.

За уголовные преступления "Русская правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.

Церковь

Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви.

После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава - митрополит - назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.

В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов - епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков - десятину.

Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри создавались как добровольные сообщества людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI в. Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные иерархи - митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени, способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что "молитвами иноков (монахов) мир спасается".

Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на развитие культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.

В разделе на вопрос как называется сбор дани в киевской руси? заданный автором способность лучший ответ это Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым» , то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.
удачи

Ответ от Невропатолог [новичек]
.


Ответ от Roman Pasechnik [новичек]
Полюдье


Ответ от Простреливаться [активный]
Полюдье


Ответ от Mikhail Basmanov [эксперт]
Монголов тогда не было, а также монголо-татар или татаро-монголов. Была славяно-арийская империя Великая Тартария и соответственно, народ назывался - тартарийцы.
Сбор дани - это в славяно-арийской империи Великой Тартарии, обычный сбор налогов на содержание армии и т. д. сборщиками, называвшихся славянским словом - баскаки (множ. число). Орда - это славянское, казацкое войско. Территориально - Орда - место, где стояло войско.


Ответ от Белый [гуру]
мыто


Ответ от Viktor Nemec [гуру]
Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз».

04.04.2013 в 07:31

В Древней Руси сбор дани назывался полюдье. В ноябре каждого года князь с дружиной объезжал подвластные ему территории. Помимо сбора дани, князь выполнял еще и судебные функции: все споры между крестьянами разрешал именно он. Кроме того, он «выносил приговоры» ворам и разбойникам и мог на месте привести их в исполнение. Четкого размера повинности не было, и при попытках увеличении дани, народ сопротивлялся и даже иногда устраивал всяческие козни против своих угнетателей.

Непокорные древляне

Так был убит князь Игорь. В летописи на эту тему сказано: «Когда же шел он (Игорь) назад...отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова...послали к нему, говоря: „Зачем идешь опять? Забрал уже свою дань“. И не послушался их Игорь...» (П.в.л.) Древляне собрались на вече. Вече решило: «Повадился волк к овцам, то перетаскает всё, если его не убить». Древляне вооружились под предводительством князя своего — Мала и перебили дружину, а самого Игоря казнили.«... погребен был Игорь, и есть его могила у Искоротеня в в Деревской земле и до сего времени...»

Жена Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Со своей дружиной она осадила город Искоростень, сожгла его, жителей покорила и заставила их платить еще более неподъемную дань. Позже княгиня установила фиксированный размер повинностей. Были определены места сбора податей: становища и погосты.

Постепенно была установлена новая форма получения повинностей «повоз», т.е. доставка дани населением в специально отведенные места. Крестьянское земледельческое хозяйство было в качестве единицы обложения, например — дань от плуга, рало. Собранная дань являлась экспортом. В Византии, например, дань продавалась или обменивалась на нужные товары: дорогие ткани, вино, золотые монеты, фрукты.

Статья подготовлена на основе материалов сайта http://rus-biography.ru

Поиск родственников

Пошаговая инструкция

Генеалогия и генетика

  • На вопрос, есть ли в нашей стране праздник, история которого была бы непосредственной частью ее прошлого, настоящего и будущего, можно смело отвечать, что это праздник — двадцать третье февраля. Родовое Дерево поздравляет всех мужчин с праздником!

  • Если используются архивные материалы, то их, как наиболее достоверные документы, следует выделить в отдельную группу со своим подзаголовком — Архивные материалы, расположив этот раздел перед литературными источниками, В этот разделе номере фондов надо приводить в порядке возрастания отдельно для каждого архива, названия архивов помещать в алфавитном порядке, при этом общероссийские архивы должны быть впереди местных, семейные архивы относятся к этому же разделу, но указываются после местных. Названия каждого фонда, также как и наименование дела, необходимо приводить полностью.

  • Графическое оформление может быть различным, однако удобнее, особенно при больших схемах, каждое имя заключить в квадратную рамку, в неё же желательно внести и даты жизни. Кроме того, имена необходимо снабдить порядковыми номерами, что сделает удобным пользование схемой (таблицей) при чтении текста родословной, в котором также должны быть приведены эти номера. Начиная со второго колена, рядом с порядковым номером в скобках помещается номер имени родителя (отца), что особенно важно для облегчения восприятия текста родословной. С левой стороны схемы римскими цифрами нужно пронумеровать колена, отнеся к первому основателя рода.

  • Хотим познакомить вас с удивительным человеком, автором интересной и полезной статьи для начинающих и опытных генеалогов.
    Благово Никита Владимирович, 1932 г.р., окончил Ленинградский электротехнический институт, инженер-электрик, мастер спорта СССР по туризму, совершил 14 туристских сложных походов, в том числе 4 похода по Южному, Северному и Полярному Уралу, основатель и заведующий Музея истории гимназии и реального училища К. Мая, консультант-преподаватель генеалогии школьникам во Дворце творчества юных Санкт-Петербурга, член совета РГО, автор более 40 публикаций, в том числе более 15 генеалогических.