Необходимо ли людям сочувствие и сострадание. Злоупотребление человеческой добротой

Такие чувства, как сострадание и сочувствие очень важны в жизни каждого отдельного человека и общества в целом. Без них трудно представить себе современный мир, наверное, он был бы очень жестоким и несправедливым. Такие понятия как сострадание и сочувствие подразумевают умение сопереживать чужому горю, желание помочь совершенно незнакомому, но нуждающемуся в помощи человеку. Эти светлые чувства необходимо воспитывать в каждом человеке с раннего детства на примерах из жизни. Тема сочувствия и сострадания не перестаёт волновать писателей и поэтов, они олицетворяют эти качества, посвящают им целые произведения.

В своём рассказе «Кусака» Леонид Андреев затрагивает тему любви к братьям нашим меньшим, к животным, а точнее – к собаке. В этом рассказе мы наблюдаем за тем, как изменяется характер Кусаки, когда к ней проявляют сострадание, пусть даже это происходит кратковременно. Озлобленная на весь мир и кусачая собака со временем стала добрым преданным другом. Автор пишет об этом превращении так: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Но счастье её длилось недолго. Девочка, получив любовь и преданность собаки, бросила её и даже не попрощалась. Так Кусака снова осталась одна. Мне кажется, что после этой встречи у неё вообще не останется никакого доверия к людям. Но нельзя во всём винить маленькую девочку. Я думаю, ей непросто было расставаться со своим четвероногим другом. Это был первый поучительный урок сострадания в жизни девочки. Хочется верить, что он оставит след в её душе и, когда девочка вырастет, она не сможет пройти мимо нуждающегося в помощи животного или человека. Очень страшно то, что среди нас есть люди, для которых сочувствие и сострадание – это пустые слова.

На главного героя из рассказа Андрея Платонова «Юшка» не повлияло то, что все окружающие его люди, как дети, так и взрослые, всячески унижали и оскорбляли его. Юшка, не смотря ни на что, оставался человеком, он сохранил в себе те чувства, которые по отношению к нему никогда не проявлялись. Он терпел все побои и оскорбления и не озлобился по отношению к людям, этот герой верил в чудо. Это «чудо» должна была совершить девочка, которая хотела стать врачом. Юшка старался помогать ей и сохранял веру в то, что именно в её силах в будущем вылечить его. В этом рассказе меня поражает равнодушие взрослых по отношению к детям, взрослые даже не пытаются воспитать в детях такие качества как милосердие, доброта, сочувствие и сострадание.

Я считаю, что человеку, как существу, живущему в обществе, очень важно уметь и хотеть помочь в трудную минуту как своим близким, так и совершенно незнакомым людям. Ведь каждый из нас надеется, что если он окажется в трудной ситуации, то ему обязательно помогут.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?», 7 класс» читают:

Цели :

1. Обобщить знания учащихся по творчеству А. Платонова и Л Андреева.

2. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

3. Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение.

4. Развитие устной и письменной речи.

5. Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

Оборудование: Портреты А. Платонова, Л. Андреева, иллюстрации к их рассказам, эпиграфы, использованные на уроке, макет ромашки.

Эпиграфы.

“Дети - неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие линии...”. А.П.Платонов.

“В рассказе “Кусака” героем является собака ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великим безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. Л. Андреев.

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас урок развития речи. Мы должны готовиться к домашнему сочинению- рассуждению “Нужно ли сочувствие и сострадание людям?” (По рассказам А. Платонова и Л. Андреева). Расскажите биографию авторов рассказов “Юшка” и “Кусака”. Биографию будем рассказывать вкратце, так как творчество А.Платонова и Л.Андреева изучим в старших классах.

Автором рассказа “Юшка” является А.П.Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1899 года в версте от Воронежа, в Ямской слободе. Литературный псевдоним от имени отца – слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова. Около полувека он работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских, потерял зрение и слух. Андрей Платонов тоже был известен в родном городе Воронеже как талантливый инженер, который готов был многое сделать для родного города. Мать – Мария Васильевна – дочь часового мастера. На ней держалось многочисленное семейство.

А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя от себя до скончания дней. Писатель чувствовал пожизненную ответственность перед замученной лишениями Ямской слободой и постоянное родство с ее людьми. В малолетстве он испытал тяжесть нищенской жизни за плечами. (Семья достигла десяти человек, а работал только один отец.) От голодной смерти умерли меньшие братья и сестры.

А.Платонов учился в церковно-приходской школе, затем поступил в Воронежское городское училище, которое закончить ему не удалось, надо было идти на работу. Подростком он познал непосильный наемный труд, с 15 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. В 1918-1922 годах учился в Воронежском политехникуме.

В литературу Платонов пришел как поэт. В 1922 году вышла его первая книга стихов “Голубая глубина”. А рассказ “Возвращение” (1946) был последним произведением, опубликованным при жизни писателя.

Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях всегда был верен своему голосу художника и, несмотря на порой сокрушительную критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным. Он очень много писал для детей: это были рассказы (среди них рассказ “Юшка”), пьесы и киносценарии: “Избушка бабушки”, “Добрый Тит”, “Неродная дочь”. Он также занимался переработкой народных сказок “Финист – Ясный Сокол”, “Волшебное кольцо”.

Автор рассказа “Кусака” Л.Н.Андреев. Он родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Отец его, по профессии землемер, умер, когда Леонид учился в гимназии. Трудное материальное положение с юношеских лет и раннее честолюбивые помыслы пробудили в нем устойчивое недовольство окружающей жизнью. Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими чиновниками, ремесленным людом и прочей беднотой. Мелочность житейских интересов, грубость составляла повседневные впечатления юноши, от природы чуткого ко всему нездоровому.

После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году.

Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы жизни в Петербурге. Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число самых известных писателей России начала ХХ века.

Устная речь

Учитель. На доске цветы, они необычные, они цветы сочувствия и сострадания. Они еще необычные потому, что на лепестках написаны задания по рассказам А. Платонова. Таким образом, проверим ваши знания рассказа. Прежде чем приступить к работе над рассказами, объясним значение ключевых слов нашего урока и сочинения.

Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное героем, несчастьем другого человека.

Сочувствие-

1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению

Учитель. Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание?

Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью. А Сочувствие имеет более широкий смысл. Это не просто отзывчивое отношение к чужому горю, а еще одобрительное отношение к чьему-либо начинанию.

Учитель. А теперь обратимся к нашим цветам, выполним задания.

1.(с) Кто такой главный герой Юшка?

2.(о) Как относились взрослые к Юшке?

3.(ч) Как относились дети?

4.(у) Куда уходил Юшка каждое лето?

5.) Смерть Юшки.

6.(с) Гостья Ефима Дмитриевича.

7.(т) Плоды Юшкиной любви.

8.(в) Среди людей бесчувственных как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?

9.(и) Почему умер Юшка?

10.(е) Как приняли окружающие смерть Юшки?

1. Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Юшка жил на квартире у хозяина кузницы. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай и сахар и одежда у Юшки были свои; получил семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

2. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться. Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

3. Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них, не закрывал своего лица. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его. Я бы сказал, зло у детей идет от родителей. Они же видят, как взрослые обижают Юшку. Об этом вот что сказал сам А.Платонов: “Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многое лики”

4. Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.

5. Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:

Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.

Юшка первый раз в жизни сердился:

А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

6. Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Кузнец не понял, о ком она спрашивает. Спустя некоторое время только он догадался, что девушка пришла к Юшке. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.

7. Девушка-врач осталась навсегда в городе, где жил Юшка. Она работала в больнице для больных чахоткой, ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей. Все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки.

8. Среди людей бесчувственных как же удалось Юшке сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям? Прежде всего Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

9. Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полн людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?

10. Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.

Учитель. Слушали ваш подробный пересказ рассказа Платонова “Юшка”. Сжато перескажите содержание рассказа “Кусака” по плану:

1. Жизнь собаки до встречи с дачниками.

2. Как Кусака получила свою кличку.

3. В жизни есть счастье.

4. Уезжают.

5. Снова одиночество.

6. Кто виновато в одиночестве Кусаки?

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имен, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. Собака не поверила людям, потому что, с кем она не встречалась, все ее обижали. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи. Когда наступила весна, на дачу приехали хозяева. У них была дочка. Она хотела ласкать Кусаку. Кусака боялась людей и яростно вцепилась зубами в подол платья. После этого девочка назвала ее Кусакой. У Кусаки началась счастливая жизнь. Ее здесь каждый день кормили, с ней играли, она перестала бояться людей. Но счастливые дни оказались короткими. Наступила осень, хозяева начали собираться снова в город. С ними должна была уехать Леля. (Так звали девочку). Леля не хотела оставить Кусаку, попросила родителей, чтобы они разрешили ей взять с собой собаку. Но родители были против. Уехали, Леля даже забыла попрощаться с Кусакой. Кусака за машиной бежала по следам уехавших людей. Она не встретила Лелю. Отчаявшись, вернулась на дачу и завыла. Кусака опять одна, она опять бездомная собака, она опять потеряла веру людям. В этом виноваты сами люди.

“В рассказе “Кусака” героем является собака ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великим безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”

Каждое живое существо – человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.

Письменная речь

Учитель. Приступаем к работе над сочинением.

1. Какие типы речи мы знаем?

Повествование, описание, рассуждение.

2. Какой тип речи называется рассуждением?

Рассуждение – тип речи, когда нужно рассмотреть самые важные свойства предметов и явлений и обосновать их причинно-следственные взаимосвязи.

3. На какие части делим рассуждение?

Тезис, доказательство, вывод.

Учитель. Тема нашего сочинения. “Нужно ли сочувствие и сострадание людям”.

На вопрос мы должны отвечать положительно или отрицательно. Исходя из изученных рассказов, как мы ответим?

Учитель. Это тезис сочинения. Какая вторая часть рассуждения?

Доказательство.

Учитель. Будем доказывать, ответив на вопросы.

  1. Что происходит, если эти чувства присутствуют?
  2. 2. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

Учитель . 1 . Кто обладает чувством сочувствия и сострадания?

Чувством сочувствия и сострадания обладает Юшка. Прежде всего у Юшки доброе сердце. Во всем он видит только лучшее. “Дети его обижают. А он думает, что они его любят, что он им нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что сделать для любви, и поэтому терзают его”.

Учитель. А как Юшка объясняет, почему взрослые обижают его?

“У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью”.

Учитель. А сам Юшка умел ли любить? Что он делал для Любви? Составьте развернутый ответ на этот вопрос, цитируя текст рассказа.

В случае необходимости можно предложить ученикам примерный план рассказа.

1. Куда уходил Юшка каждое лето?

2. Смерть Юшки.

3. Гостья Ефима Дмитриевича.

4. Плоды Юшкиной любви.

Учитель. Как Юшке удавалось сохранять доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?

(От слов “В июле или августе …” до слов “об этом никому в городе не было известно”. Ответ после прочтения отрывка: Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему несложно найти точку приложения своей любви. Юшка помогает девочке-сиротке. Причем, не только материально, но как потом оказалось, что был единственным человеком, который окружал ее заботой и любовью.

Учитель. А как же понимает сочувствие и сострадание со стороны людей Кусака? Как она изменилась?

Кусака в городе совсем потеряла веру в людей. Поэтому когда Леля звала ее к себе, Кусака с каждым днем только на один шаг приблизилась к девочке. Она присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки. Когда Кусака увидела выразительные глаза и молоденькое, наивно-прелестное личико, второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, ударят ее и приласкают. Ее приласкали. Она хотела выразить благодарность тем людям, которые вернули ей веру в жизнь. Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать.

Учитель. 2. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

Юшке никто не сочувствует, его никто не принимает и не желает понять. А почему они не сочувствуют Юшке? Потому что они в своих бедах винят Юшку. Душевная черствость людей стоило Юшке жизни. Кусака злобилась, не встречая в людях сочувствия. Кусака, оставленная без признания одобрения людей, к которым привязалась, испытывает боль и разочарование.

Учитель. Какой вывод мы сделаем?

Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Отсутствие любви и сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным. Л. Андреев писал: “Когда бьют по одному честному лицу, все честные лица должны испытывать боль и муку попранного(хокуклары бозылган) человеческого достоинства”.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение “Нужно ли сочувствие и сострадание людям?”, используя готовые тезисы.

Тезисы к сочинению.

Сочувствие и сострадание необходимо.

Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?

А) Эпизоды из “Юшки” (1-2).

Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.

2. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

А) Смерть Юшки.

Б) Новое разочарование Кусаки.

Вывод словами А.Платонова: Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию”.

Сострадание по отношению к кому-либо подразумевает, чтобы вы оба ощущали сочувствие в душе и выражали его. Понимание чужого страдания может помочь вам почувствовать большую симпатию к человеку. Отсюда вам необходимо будет действовать со всей искренностью и деликатностью, если вы действительно хотите выразить все своё сострадание, которое испытываете.

Шаги

Часть 1

Как почувствовать сострадание

    Изучите ситуацию. Проявить сочувствие к человеку, нуждающемуся в нем может быть проще, когда вы знаете, с чем ему/ей приходится сталкиваться.

    • Попросите страдальца объяснить, через что ему/ей довелось пройти. Но не давите слишком сильно. Например, вы можете сказать что-то вроде «если вы захотите поговорить о том, что случилось, я буду рядом со всей готовностью выслушать вас и узнать через что вам пришлось пройти».
    • Вы также можете прощупать ситуацию в более общих чертах. Например, если вашему близкому человеку диагностировали депрессию, вы можете почитать статьи или книги об этой болезни, чтобы понять, как она работает.
  1. Не отворачивайтесь. Когда другому человеку плохо, не игнорируйте его боль и не отворачивайтесь от него. Для начала изучите эту боль. Это позволит вам проникнуться более искренним состраданием к человеку, который её испытывает.

    • Страдания близкого доставляют людям много неудобств, поэтому иногда самым простым выходом будет для вас просто закрыть глаза на них. Но вместо того, чтобы избегать дискомфорта, позвольте ему вдохновить вас на такие действия, которые помогут устранить страдания близкого, которые вызвали у вас эти чувства неудобства.
  2. Поставьте себя на место другого. Спросите себя, как бы вы чувствовали, будь вы на его/ее месте. Может вам и не удастся получить полное представление, но даже легкое погружение в сложную ситуацию другого человека может пробудить в вас чувство глубокого сочувствия.

    • Если вам никогда не доводилось проходить через то же самое, вызовите в памяти подобный опыт, чтобы попытаться представить всю ту печаль, которую испытывает человек.
    • Например, вы можете не знать, какого это потерять жену, родителя, ребенка или родственника. Поэтому вам может быть сложно будет проявить сочувствие к человеку, пережившему смерть близкого человека. Подумайте о том времени, когда вы переживали потери, пусть даже они были не так серьезны, например, переезд вашего лучшего друга/подруги в другую страну, разрыв отношений или развод, и представьте, что бы вы чувствовали, если бы это чувство потери было бы в десятки раз сильнее.
  3. Что вы чувствуете в глубине души. В зависимости от обстоятельств, страдающий человек иногда может срываться на вас в моменты, когда ему особенно плохо. Вы не должны терпеть подобные проявления оскорбления в вашу сторону, но помните, что иногда этот человек может не иметь ничего личного по отношению к вам.

    • Помните, что боль ваших близких заключена в них самих, а не в вас. Если ваши попытки успокоить его/ее не имеют успеха, не расстраивайтесь из-за этого.
    • Но это, конечно же, не означает, что таким образом вы должны игнорировать свои собственные эмоциональные потребности. Если в ответ вы не получаете ничего кроме словесных оскорблений, могут возникнуть необходимость сделать шаг назад ради сохранения здоровья своей собственной психики. Если вам придется сделать это, делайте без любых обвинений или болезненных замечаний.
  4. Поймите разницу между сопереживанием и сочувствием. Сочувствие позволяет вам чувствовать сострадание и оказывать поддержку человеку, в то время как сопереживание помогает вам понимать и разделять человеческое несчастье.

    • Вы можете сочувствовать без чувства понимания. Если вам никогда не приходилось проходить через то, с чем приходится сталкиваться вашему близкому человеку или вы недоумеваете почему кто-то убивается так сильно из-за не столь важного, по вашему мнению, события, не переживайте на счет этого. Вам просто не хватает понимания, а не сочувствия.
    • Если вы не можете понять или почувствовать все то горе, которое испытывает ваш близкий человек, вы все еще можете признать, что оно существует, и взрастить желание поддержать своего близкого в этот нелегкий момент его/ее жизни. До тех пор пока вы можете делать это, технически вы будете проявлять сочувствие по отношению к страдающему человеку.

    Часть 2

    Как выразить сострадание
    1. Признайте всю сложность ситуации. Выразите другому человеку свое признание его/ее боли. Вы можете не понимать всю болезненность ситуации, но простое признание существования этой боли может показать вашу поддержку.

      • В общем, почти любая фраза, выражающая поддержку и признание существующего несчастья, может быть полезной. Рассмотрите любое из следующего:
        • «Мне жаль, что так вышло»
        • «Я думаю/молюсь о вас»
        • «Все это должно быть невероятно сложно для вас»
    2. Никогда не упрощайте боль. Поймите, когда больно, то больно. Если сказать, что ситуация не такая уж и болезненная, чтобы так расстраиваться, то страдающий человек может почувствовать себя только хуже.

      • Не говорите таких вещей, как, «я знаю, что вы чувствуете». Каждый человек несчастен по-своему, и говорить так, словно то, что человек испытывает – пустяк, может вызвать чувство еще большей горечи у страдающего и последующий уход в себя.
      • Точно так же, избегайте выражений типа: «вам станет лучше в ближайшее время» или «это не большая проблема». Вам может казаться, что этим вы поощряете другого человека набраться терпения, но критикуя боль другого человека или оказывая давление на него, чтобы он почувствовал себя лучше, вы можете принести больше вреда, чем пользы.
    3. Выражайте свою поддержку в четких формулировках. Напрямую выразите свое желание поддержать человека, который испытывает стресс. Не говорите того, что вы не имеете в виду, но не позволяйте другому человеку оставаться в неведении о вашей симпатии, которую вы испытываете к нему/ней.

    4. Откажитесь от банальных фраз. Есть моменты, когда единственное, что вы можете сказать, будет звучать не более чем клише, и это нормально. С другой стороны, в некоторых моментах, вам нужно не отказаться от этих клише и сказать что-то немного более личное.

      Будьте рядом. Не избегайте другого человека и сопротивляйтесь любым его/ее попыткам отделаться от вас. Будьте рядом с другим человеком, пока ему/ей приходится проходить через эту неразбериху, чтобы он или она могли почувствовать вашу искренность.

      • Однако если вашему близкому необходимо побыть какое-то время наедине с собой, не навязывайте свое общество ему или ей. Скажите, что вы уважаете его или ее желание остаться наедине с собой, но прежде чем уехать, убедитесь, что другая сторона знает, что вы готовы вернуться при первой же необходимости. Также, проверяйте периодически на всякий случай, вдруг такая необходимость возникла, а вашему близкому человеку стыдно или неловко позвонить вам.
    5. Реагируйте. Когда страдающий обращается к вам, реагируйте на его/ее обращение. Не игнорируйте крик о помощи, даже если это происходит в неподходящее время.

      • Независимо от того, как это может выглядеть со стороны, когда кто-то обращается к вам, этот человек ищет связи. Если ваш любимый человек не хочет связываться с вами, он или она сохранят молчание.
      • Реагируйте настолько положительно, насколько это возможно. Будьте искренними и уделите необходимое время, чтобы выслушать и принять те эмоции, которые ваш любимый человек обнажает перед вами.
    6. Предложите конкретную помощь. Поддерживать делами также важно, как и говорить слова поддержки. Вместо того чтобы предлагать помощь в общих чертах, было бы гораздо лучше предложить свою помощь в чем-то конкретном.

      • Избегайте таких общих фраз, как «позвони мне, если что-нибудь понадобится». При этом вы можете быть искренними, но расплывчатые заявления подобные этому, предполагает необходимость страдающему связаться с вами, что, по некоторым причинам, иногда может быть сложно для нее/него.
      • Вместо этого, лучшим вариантом будет сказать что-то вроде: «я могу присмотреть за детьми, гулять с тобой, приносить вам еду и так далее». Предложите конкретную помощь и несколько дней спустя, позвоните им и спросите, когда им будет удобно.
      • Есть много конкретных вещей, которые вы можете предложить в качестве помощи. Вы можете убирать в доме, готовить еду, смотреть за детьми или предложить помощь в любой другой обычный бытовой ситуации в трудные времена. С другой стороны, вы можете также показать свою поддержку, просто предложив провести время вместе за игрой или просмотром фильма.
      • Независимо от того, что вы хотите делать, убедитесь, что другая сторона открыта для вашей помощи. Не навязывайте свою добрую волю на тех, кто предпочел бы провести некоторое время наедине с собой.
    7. Используйте силу прикосновения. Прикосновение – мощный инструмент, используемый для выражения любви и поддержки. При необходимости, выразите поддержку в виде объятия или обычного прикосновения.

      • Прикосновение использует осязаемый смысл для выражения поддержки. Прикасаясь к человеку, вы выражаете всестороннее послание поддержки, как физической, так и психологической.
      • Выражая сострадание любимому человеку, вы можете использовать прикосновение в виде объятия, поцелуя, похлопывания по голове или сжимания руки.
      • Выражение сочувствие знакомому или относительно незнакомому человеку, похлопыванием по плечу будет уместным. Однако любой более личный физический контакт с вашей стороны может заставить другую сторону почувствовать себя неудобно.
    8. Знайте свои пределы. Вы, вероятно, будете не в состоянии исправить проблему другого человека. Подумайте о том, какую реальную посильную помощь вы можете оказать и постарайтесь не впадать в отчаяние по поводу вещей, которых вы не можете сделать для другого человека.

      • Это также означает необходимость быть в курсе своих эмоциональных пределов. Поддержите своих любимых, но не позволяйте своему желанию поддержать его или ее поглотить вашу собственную жизнь. Если вы полностью изведете себя, вы не сможете никому помочь.

В современном мире мало кто задумывается о том, что такое сочувствие. Ритм жизни, стресс, нестабильная экономическая ситуация и другие жизненные неурядицы заставляют человека думать о себе и своем благополучии. Подобная ситуация может привести к разложению общества и разрушению традиционных устоев, поэтому нельзя забывать о подобных человеческих качествах.

Сочувствие - что это?

Сочувствие - одно из важнейших , выражающее чувство переживания по поводу какой-либо ситуации или положения. Для чего нужно сочувствие? Оно дозволяет личности понимать чужие эмоции и оставаться человеком. Такое состояние может быть основано на следующих принципах:

  • привязанности;
  • понимании;
  • уважении.

Зачастую подобные эмоции выражают сопереживание другому человеку. Они могут выражаться по-разному:

  • нужными или нежными словами;
  • ободряющими действиями;
  • физической или материальной помощью.

Умение сочувствовать – хорошая , важно делать это вовремя и не быть навязчивым, так как порой возникают накаленные ситуации, при которых данный «жест» будет лишним и высока вероятность, что сочувствие нанесет психологический урон индивиду. Поэтому так важно искренне и в уместный момент проявлять рассматриваемое эмоциональное состояние.


Чем отличается сочувствие от сострадания?

Понимание того, что такое сочувствие и сострадание, будет полезным для развития характера и личности. Это похожие понятия, выражающие чувство сопереживания к другому человеку. Их отличие заключается в том, что сочувствие разрешает не только понять ситуацию, но и прочувствовать эмоции другого. Сочувствие и сострадание в равной степени должны присутствовать в жизни общества, иначе оно станет черствым и безразличным к окружающему миру.

Жалость и сочувствие - в чем разница?

Еще одно похожее понятие – жалость. Она проявляется в виде того же сопереживания, но без эмоциональной окраски, без переживания тех же эмоций и чувств. Иногда чувство жалости не сопровождается желанием поучаствовать в проблеме человека, а выражается только добрыми, ободряющими словами. В большинстве случаев, выражая жалость, человек передает свои чувства по отношению к другому, а не переживает чужие. Сочувствие и жалость в целом похожи по смыслу, но имеют разный подтекст.

Сочувствие - это хорошо или плохо?

Многие задаются вопросом, нужно ли людям сочувствие? Ответов на данный вопрос может быть два, и каждый из них имеет свое объяснение:

  1. Сочувствие необходимо, потому что оно укрепляет социальные связи в обществе, разрешает людям оставаться людьми и проявлять свои эмоции. Сочувствуя, мы показываем, что человек нам не безразличен.
  2. Если человек расстроен, то сочувствие может еще больше расшатать его душевное состояние, усилить проявление негативных эмоций и усугубить ситуацию. В данном случае сочувствие будет лишним.

Из рассматриваемых ответов можно сделать вывод, что сочувствие необходимо в определенные моменты в зависимости от ситуации и эмоционального состояния человека, к которому оно направлено. Важно не переусердствовать и знать, когда проявление такого эмоционального состояния будет уместным, чтобы поистине помочь человеку, а не напротив, усугубить положение.

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

Очень сложный, немного философский вопрос - нужно ли сочувствие и сострадание людям? Большинство людей, скорее всего, скажут, что нужно. Подобные качества – проявление заботы, небезразличного отношения. О них важно донести детям при их воспитании и формировании личности. Постоянно получая порцию эмоций сострадания и сочувствия, человек может требовать их все чаще и чаще – он привыкнет к или будет ждать постоянного решения своих проблем. Он может манипулировать своим состоянием для достижения целей. Поэтому не зря существует выражение «все хорошо в меру».

Как научиться сочувствовать?

Ответ на вопрос о том, как выразить сочувствие, будет зависеть от конкретной ситуации. Важно уметь правильно и своевременно сочувствовать. Человеку необходимо показать, что его поняли, разделили его переживания, но при этом дали силы для выхода из сложившейся ситуации. Зачастую требуется:

Для более полного и глубокого понимания смысла данного термина можно обратиться к некоторым книгам, как взрослым, так и детским. Например:

  1. Книга автора Рут Миншулл «Как выбирать своих людей» повествует о том, на что можно обращать внимание при знакомстве с людьми и как выбрать тех, кого можно впоследствии назвать «своими». В книге есть отдельная глава, посвященная понятию сочувствие.
  2. Алекс Кабрера «Феи рассказывают о сочувствии» - отличная книга, дающая возможность донести до ребенка смысл данного понятия и научить его в нужные моменты проявлять сочувствие.

Книги о сочувствии и сострадании позволяют людям стать более открытыми и добрыми, научить детей быть неравнодушными в некоторых ситуациях. Периодически напоминая себе о том, что такое сочувствие, и что иногда без него никак не обойтись, можно сделать мир лучше. Проявление подобного чувства, наряду с состраданием и взаимопомощью, ведет к сплочению общества, налаживанию социальных отношений внутри него, поддержанию традиций и связи поколений. Это важно для развития полноценного, зрелого, стабильного общества.

Сочувствие - естественное чувство, сочувствовать можно не только человеку, но и животным и даже неодушевленным предметам. В различных религиях, например, в христианстве или буддизме сочувствию отводится необычайно важная роль. Пассивно сочувствуем в том случае, если не довольны событиями и положением, которые являются причиной страданий человека. Это вызывает жалость, сочувствие и ощущение, что случившееся горе касается и нас. Активно сочувствующий человек открыто проявляет свои чувства, старается помочь не только на словах, но и на деле.

Таким образом, сочувствие - это способность понимать и проникаться чувствами других людей, умение сопереживать; т.е. отзывчивое, участливое отношение к переживаниям и несчастью других. Одни люди более способны к сочувствию, другие - менее. Кроме того, способность каждого человека к сочувствию в различные моменты его жизни может крайне различаться и зависит от настроения и отношения к человеку, которого постигло то или иное несчастье.

Способность человека сочувствовать не является врожденной, она вырабатывается у ребенка не ранее трехлетнего возраста. До трех лет малыш еще не способен отличить понятия я и ты, он не может отделить себя от мамы, он не испытывает всего спектра эмоций. И только, когда ребенок начинает осознавать себя, начинает понимать эмоциональную сторону отношений между людьми, он учится сочувствию. Сопереживание часто зависит от оценки человеком причины случившегося.

Когда сочувствуем, а когда нет?

Можно ожидать искреннего сочувствия, если выпавшее на долю человека несчастье не зависит от него, например, смерть близкого человека, или причиной несчастья является стихийное бедствие, например, наводнение. Если полагают, что виновником несчастий является сам человек, например, рискованная манера управления автомобилем или неосмотрительное поведение, то вряд ли он может надеяться на сопереживание и понимание других. Напротив, такой человек обречен на осуждение, особенно, если по его вине пострадали или понесли убытки многие люди. Чем человек ближе нам и чем симпатичнее, тем сильнее и искреннее мы сочувствуем ему. Например, мать намного острее и глубже чувствует боль своего ребенка, лучше его понимает, чем чужой человек.

Обоюдное человеческое сочувствие и понимание характерно для близких людей, у которых много общего: цель, работа пристрастия и др. Такими же чувствами поддерживается связь человека и животного. Однако сочувствие человека животному отличается, например, раненой собаке, испытывающей боль, сочувствуют больше, чем мертвой рыбе, плавающей на поверхности озера. Чем ближе животное человеку по степени своего развития, тем более сильное чувство оно вызывает.

К кому мы относимся с сочувствием?

Сочувствие обычно испытываем к слабым и беспомощным (например, к маленькому ребенку и больному старому человеку). Более чуткий человек без труда может представить себя на месте пострадавшего, у него возникает множество чувств, самое благородное из которых - сочувствие.

Не сочувствие, а злорадство

Чем меньше нам нравится человек, тем равнодушнее мы реагируем на несчастье, свалившееся на него. А если он к тому же является виновником несчастия, то вместо сочувствия ощущаем злорадство. Например, если автомобиль, промчавшийся мимо нас на бешеной скорости, будет остановлен полицией, вряд ли мы посочувствуем его водителю.

Сострадание к самому себе

Если человек недоволен своей жизнью, но ничего не может изменить, то он начинает себя жалеть. Человек, слишком жалеющий себя, не осмеливается принимать решения, способные изменить его жизнь и наладить отношения с другими людьми, он лишь плывет по течению, ожидая следующего удара судьбы.

Злоупотребление человеческой добротой

Существует немало мошенников, промышляющих сбором пожертвований для голодающих детей, инвалидов, больных или других благородных целей. Каждый сборщик пожертвований, обращающийся к людям или организациям, должен иметь при себе официальный документ, выданный соответствующим ведомством и удостоверяющий серьезность и законность этой миссии. Если вы получаете письмо неизвестной организации с просьбой о пожертвовании то, прежде всего, убедитесь в том, что это не мошенничество, и только затем принимайте решение.