Нестандартные поступки как способ развития позитивного мышления.

Добрый день!

На улице весна, когда солнце, а когда дождь - самое время размяться и поделать упражнение "Нестандартные поступки".

Туристы в Японии могли видеть, как на площади по деловому одетые молодые люди вдруг начинали просто так петь или читать стихи. Это - тренировка менеджеров для развития их уверенности в себе, умения вести себя, не сковывая себя рамками ожиданий окружающих. Индивидуальный тренинг «нестандартные поступки» заключается в том, чтобы делать непривычные для себя и нестандартные для окружающих вещи. Вещи никому не вредные, часто добрые, полезные, но - но я так никогда не делал! Боязно как-то! Страшно!

Упражнение нестандартные поступки - это работа со страхом , это тренинг уверенности , это тренировка смелости .

Еще труднее будет, если эти вещи и действия пойдут вразрез не только с вашими привычками, но и с ожиданиями окружающих. Если это будут действия не по шаблону, действия неожиданные, странные, непонятные, - такие, которых "нормальные" (то есть, укладывающиеся в нормы, рамки, стандарты!) люди не совершают.

Вместо подробного инструктажа удобнее привести документальные отчеты тех, кто этот тренинг проходил.

Записки с поля боя

Е.М., пока зам.начальника отдела, перспективнейший специалист, похоже - надежда России:

  • В метро сидела на поручне (хотя было много свободных мест)
  • От метро до дома шла спиной вперед
  • Пела в метро восхитительно страстную испанскую песню о любви (спасибо г-ну Альмадверу). Слова там такие: «Ку-ку-ру- кукуууу…!»
  • Закусила губу. Надолго не хватило.
  • В метро взяла ручку в рот и изображала дятла.
  • Стихи в толпу. После первой строчки вслух - волна экстаза! А по завершении - моральный оргазм. Особенно, когда мне стали аплодировать.
  • Уронилась в детство, в розарии лежа на пузе рисовала мелками на асфальте всякие красивости…
  • Друзья подстрекали на признание в любви кому угодно. Пожааалуйста! В любое время. Если подразумевать под словами «Я тебя люблю!» то, что именно в этот момент просто захотелось сказать именно эти слова (а сколько под этим глубинных смыслов!).
  • Опасалась ловить машины. Но - два раза преодолела это (себя). Далее - намеренно буду их ловить, не соглашаться на цену и отпускать. Пока не надоест опасаться.

Подсказки и техника безопасности

  1. Если вам страшно, нестандартные поступки лучше вначале делать в компании. Вместе - весело! И уже не так страшно...
  2. Не стоит практиковать нестандартные поступки, из-за которых у вас могут быть какие-либо житейские неприятности. Не напрягайте милиционеров, соседей и коллег по службе - излишне смелый тренинг нестандартных поступков на работе может повредить вашей деловой репутации.
  3. Не увлекайтесь, даже если этот тренинг понравился. Да, те люди, у кого настроение хорошее, веселятся вместе с вами, но те, у кого плохое - дергаются или ворчат. Поняли, что от сковывающих рамок освободились - прекращайте эпатаж и займитесь делом. Лидер - это человек с ощущением "я хозяин!" (не только мира, в котором живу, но и той ситуации, в которой нахожусь здесь и сейчас), а хозяину совершенно необязательно по дурости портить свое собственное имущество. Хозяин поступает так, как считает нужным, это верно, но постоянно искусственно (и без особой пользы!) "напрягать" людей и ситуацию - стоит ли? Тренинг нестандартных поступков - это не практика хулиганства.

Варианты

Различные упражнения в стиле "Нестандартные поступки ":

  • Спрашивать на улице у идущих навстречу прохожих, который час. Прикол в том, чтобы спрашивать у всех подряд, у одного за другим... См.→
  • По улице ходить с соской во рту.
  • В метро, заходя в вагон, начинать канючить в стиле: "Простите, люди добрые, что мы к вам обращаемся! Сами мы люди местные, возьмите у нас денег, кто сколько хочет!" - и раздавать желающим мелочь...
  • На автобусной остановке вслух, для всех, почитать стихи Пушкина, например, "Евгений Онегин".

Хорошего вам дня!

На этих занятиях участники получают возможность увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном опыте общения. Обучение происходит на примере моделирования значимых ситуаций взаимодействия, в процессе ролевых игр, групповой дискуссии, психотехнических упражнений.

Количество участников: 10–15 человек.

Цели: формировать потребность в понимании себя, других людей, их взаимоотношений; расширить представления о духовной и психологической культуре; способствовать развитию навыков техники общения; расширить диапазон практических умений.

В качестве примера приводим два занятия из этой программы.

Тема: «Манипулирование в воспитательном процессе» Цель: осознать свои собственные манипулятивные действия в воспитательном процессе и научиться защищаться от них, чтобы строить полноценное взаимодействие с детьми и подростками в отряде.

ИНФОРМИРОВАНИЕ

Ведущий. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться успеха в своем деле? Правильно, профессионализмом (то есть мастерством) и чувством уверенности в себе. Не ждите от меня готовых рецептов, следуя которым вы быстро приобретете эти качества. Но мы поработаем над важной проблемой, имеющей прямое отношение к профессионализму: «Педагогическое манипулирование в воспитательном процессе».

Предлагаю для свободного обсуждения принципы работы в группе:

Искренность в общении,

Обязательное участие в работе групп в течение всего времени,

Каждый участник говорит за себя от своего имени,

Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

ПРОЦЕДУРА ЗНАКОМСТВА

Участники стоят вокруг стола, лицом к друг другу. Каждый на карточке пишет свое настоящее имя и ответы на вопросы:

Что я больше всего ценю в людях?

Что я не приемлю в людях?

Моя главная проблема в общении.

Карточку участники держат перед собой на уровне груди. В течение некоторого времени все двигаются по комнате, останавливаясь друг возле друга.

После этого усаживаются вокруг стола и обмениваются впечатлениями.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Ведущий. Педагогическое общение - это взаимодействие.

Воздействие - это педагогическое манипулирование.

Последствия педагогического манипулирования: воспитанники либо становятся излишне тревожными, зажатыми и неуверенными, либо бунтуют, проявляют агрессию и полное неприятие школы, семьи, социального окружения.

Что делать? Как преодолеть формальное общение с воспитанниками и измениться самому?

Давайте вместе сделаем несколько шагов в этом направлении.

Упражнение «Он-эмоция»

Ведущий. Возьмите карточки с обозначением эмоций (грусть, удивление и т.д.), вспомните своих воспитанников и подберите слово к одному из них. Кто внутренне похож на это слово? Образ какого ребенка соответствует этому эмоциональному состоянию? Подберите таким образом 5–7 карточек.

Обсуждение. степень сложности для каждого, что дало вам это упражнение?

Упражнение «Я-эмоция»

Ведущий. Из имеющихся карточек подберите к самому себе 3–4, которые в наибольшей степени соответствуют вашему состоянию, настроению, характеру. Запишите. Затем выберите карточки, отражающие индивидуальность «идеального» вожатого. Запишите, сравните две колонки записанных состояний.

Без обсуждения.

Упражнение «Откровенность против манипулирования»

Ведущий. Ситуация: ребенок провинился. Что вы будете делать? (Ответ каждый пишет на листочке. Собрав листки с ответами, делим их на две группы: манипулирование, общение.)

Обсуждение. Что звучит в словах педагога?

Ведущий. Вам надо пригласить ребенка и побеседовать с ним. На листочке запишите свой вариант начала беседы с ним.

Обсуждение. Какова цель беседы? Удалось ли, используя ваш вариант, добиться цели? Какие проблемные ситуации можно разрешить через откровенную беседу?

Упражнение «Прозвище»

Ведущий. Почти всегда дети придумывают друг другу прозвища. Поупражняйтесь сами в искусстве давать прозвище своим воспитанникам.

Обсуждение. Какова степень сложности данного упражнения? Может ли это помочь понять индивидуальность ребенка?

Упражнение «Барабан - скрипка»

Ведущий. Каждого из воспитанников своей группы отнесите либо в группу «скрипок», либо «барабанов».

Скрипки - эмоциональные, чувствительные;

барабаны - упорные, терпеливые, уравновешенные, медлительные.

Обсуждение. К какой группе вы отнесете себя? Как следует общаться с каждой группой?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Обобщение наработанного. На листочке каждый участник тренинга записывает свои мысли, мнение об участии в проделанной работе.

Тема: «Независимость и свобода» Цели: способствовать преодолению зависимости, неуверенности, страха; повысить самооценку.

Все встали в общий круг, звучит спокойная, негромкая музыка.

Упражнение «В центре внимания»

Ведущий. Как люди смотрят друг на друга? Боятся ли взгляда? Почему? А как вы смотрите на других людей? Взгляд - вариант вторжения или доброжелательный интерес? А кто считает, что он себя спокойно и уверенно будет чувствовать в центре внимания всей группы? Хорошо, тогда кто первый?

Задача «испытуемого»: сидя перед всей группой, спокойно и доброжелательно в течение 1 минуты переводить взгляд с одного участника группы на другого, задерживаясь на каждом настолько, насколько интересно будет рассматривать его глаза и лицо.

Отслеживать свое душевно-психологическое состояние и в то же время думать о том человеке, на которого сейчас смотришь: какой он? Чем интересно мне его лицо? Что я вижу в нем?

Задача группы: в полной тишине рассматривать лицо человека, находящегося в центре внимания, почувствовать динамику его психологического состояния: какие чувства и переживания были вначале, чуть позже?

Первая минута проходит в полной тишине. Если хотя бы один человек не выдерживает: хихикает, улыбается, заговаривает, - происходит смена пар в «карусели» и новый отсчет времени.

Пары меняются 3–4 раза. По окончании каждый участник благодарит партнера.

Обсуждение. Ведущий ставит вопросы, группа ищет на них ответы:

В чем и как проявляется наша зависимость от мнения окружающих? От мнения близких людей? От оценки значимых для нас людей? Как все-таки на практике преодолеть эту зависимость? Какие вы можете назвать методы, способы и приемы?

Тренинг нестандартных поступков

Выполнить действия, привлекающие внимание, эпатирующие, вызывающие недоумение, даже изумление окружающих на улице.

Например: пройти с соской во рту, в «странной» одежде: сапоги, варежки разного цвета; флажок или вымпел на груди; громко, радостно петь на улице; парень красит губы на автобусной остановке и т.д. Смысл в том, чтобы преодолеть существующий здесь барьер, разрешить окружающим думать о себе что угодно.

Затем обсудить версии участников группы о состоянии человека в центре внимания: его ощущениях, чувствах, переживаниях. Затем сам участник пусть расскажет о своем состоянии: когда было тяжело и почему? Удалось ли выполнить задание?

Задача ведущего в обсуждении - раскрыть причину возникающего в нестандартной ситуации психологического напряжения: все мы (но в разной степени) зависим от оценки, мнения других людей, от того, что о нас подумают и «как посмотрят». Это сказывается даже в том случае, когда мы не знаем, положительно или отрицательно нас оценивают, «хорошо» или «плохо». Наиболее подвержены влиянию этой зависимости и наиболее неуверенно в ситуации повышенного внимания чувствуют себя люди с заниженной, неустойчивой самооценкой.

Способ преодоления: осознанное наблюдение за собой, за своими мыслями, чувствами, ощущениями (так называемая рефлексия), особенно в сложных ситуациях; повышение самооценки.

Упражнение «Карусель»

Ведущий. Надо разбиться на пары и организовать «карусель»: два круга, внешний и внутренний, лицом друг к другу на расстоянии около полуметра.

4 минуты спокойно и доброжелательно смотреть на своего партнера в полной тишине. Почувствуйте интерес к нему... Какой он? Обращайте также внимание на свои душевные движения, мысли, чувства.

Затем в течение 10 минут надо придумать и записать варианты нестандартных поступков, возможных для реализации сейчас, на группе. Это могут быть и ролевые задания (например, изобразить кого-то или что-то), спеть (в образе героя), станцевать (в определенном стиле) и т.д.

На выполнение задания - 30 минут.

Короткое обсуждение работы участников. какое задание было самым оригинальным, интересным? Кто себя проявил как лучший актер-исполнитель? Был ли барьер? Как ты с ним справился? Поблагодарите друг друга аплодисментами.

Упражнение «Нестандартный проход»

Ведущий. Ваша задача – пройти по комнате так, как не проходил никто до вас.

Группы садятся лицом в круг, из каждой команды по очереди встает один человек, проходит внутри круга и возвращается на место. Оригинальность прохода утверждается аплодисментами групп (30 минут).

Короткое обсуждение. какое задание было самым оригинальным, интересным? Кто себя проявил как лучший актер-исполнитель? Был ли барьер? Как участник с ним справился?

Игра-бой «Налет орды на отрешенных»

Задача отрешенных: погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий. Надо застыть, душевно «заморозиться».

Задача орды - «разморозить» участника, вызвать у него любую душевную реакцию.

Время игры: 1–2 минуты. Обсуждение.

Без нестандартных поступков жизнь была бы серой и тусклой. К тому же, человек так лучше узнает себя и даже иногда открывает скрытые таланты. Но все мы разные, и одним совершать такие поступки легко, другим – не очень.

Оказывается, все зависит от самооценки и понимания себя как личности. Если человек знает и принимает себя, то перестает играть роли и надевать маски. Ему важнее самореализоваться во всех сферах, и он не отступает, если что-то не получается. Просто ищет другие подходы. Неуверенные в себе люди, сталкиваясь с препятствиями, думают в первую очередь о том, что они неуспешны. Не получилось – значит, нечего и пытаться. Как правило, таким личностям в детстве не давали возможности самореализоваться.

Мы все родом из детства
Все начинается в раннем детстве. Сначала малыш знакомиться с миром через маму, а примерно с двух лет уже начинает познавать мир самостоятельно. Если в это время родители многое запрещают ребенку, то тем самым начинают формировать неуверенную в себе личность. И даже, став взрослым, человек будет все время оглядываться на мнение других. Таким людям сложно проявлять себя и самовыражаться.

Поэтому важно, чтобы родители как можно раньше помогли ребенку стать самостоятельным, постепенно передавая ответственность в его руки. Часто родители опекают ребенка, решают за него проблемы, тем самым делая ему медвежью услугу: такому человеку будет сложно в жизни. Простой пример: родители учат уроки вместо детей, лишь бы их ребенка не назвали глупым. Но на деле даже тройка, заработанная усилиями ребенка, принесет ему больше пользы. Ведь это формирует навыки, которые помогут ему пробиться в жизни.

Раскрывайте таланты!
Неуверенным людям стоит разобраться в себе. Они многое теряют. К тому же, часто, даже обладая какими-то качествами, могут так никогда их и не проявить. Это самое страшное, когда человек, прожив жизнь, даже не подозревает, на что он способен. Люди, которые сумели реализовать себя, понимают, что значит быть счастливым. Можно даже быть дворником, но делать свое дело с удовольствием и чувствовать себя гармонично.

Но выход есть даже для неуверенных в себе людей, когда безумно хочется сделать что-то необычное, проявить себя. Возможно, благодаря им возникло такое явление, как флешмоб (flash – «вспышка», mob – «толпа»), когда с помощью «аськи» в определенном месте мгновенно появлется n-ное количество людей, которые действуют по определенному сценарию. Причем люди не знакомы друг с другом, а сценарий не имеет конкретной цели. Каждый раз это что-то новое и оригинальное: масса людей сидят с удочками у фонтана, делают зарядку, стоят в очереди за бубликом.

Флешмоб продолжается не более 5 минут. Но приносит массу эмоций и позитива. Ведь не каждый способен сделать это в одиночку. А эффект толпы с одной стороны усиливает значимость поступка, с другой стороны – снимает ответственность. В флешмобе участвуют в основном подростки: им важно осознать своя Я и понять, на что они способны.

Кстати, молодежь совершает нестандартные поступки чаще . Возраст накладывает свой отпечаток. Появляется негативный опыт, когда люди сталкиваются со своей неупешностью в жизни. К тому же с возрастом психика становится более ригидной (ригидный - негибкий, упорный, неподатливый и т.п. – ред.). У молодых людей психика еще только формируется. Они познают мир, нарабатывают опыт и потому более открыты. Хотя и среди молодежи не все могут вести себя спонтанно. Все зависит от того, как человек развивался, от его самооценки и познания себя как личности. Если с этим есть какие-то проблемы, то, безусловно, будет много внутренних ограничений, которые не будут давать ему возможности раскрыться.

Совершайте нестандартные поступки!
Но помните: поступок поступку рознь. Одно дело, если мы просто не оглядываемся на мнение других. Но чаще всего нестандартные поступки совершают для того, чтобы шокировать общество.

К примеру, Сальвадор Дали, гениальный человек, общепризнанный художник все время подпитывал свою самооценку тем, что совершал необычные поступки, и о нем начинали говорить. Он ходил в немыслимых костюмах и парике, похожем на веник, украшал шляпу тухлой селедкой, на одной лекции появился одетым в скафандр, насыпал в свой «Роллс-Ройс» гору цветной капусты, гулял по Парижу с муравьедом на золотой цепочке, держал на балконе своего люкса в роскошном парижском отеле коз, на нью-йоркской презентации подписывал свои книги, нарядившись Санта-Клаусом, устраивал эротические спектакли. Однажды в ресторане он бросил тарелку с супом в сидевших рядом посетителей; они же кинулись к нему за автографами.
Такие демонстрации самого себя связаны с сомнением. Тем, кто уверен в своих возможностях, никаких других подтверждений не надо. Поэтому важно понимать, какой психологический смысл стоит за поступком и зачем он делается.

Чтобы поступать нестандартно, вовсе не обязательно делать что-то из рода вон выходящее. Иногда вместо привычного отдыха стоит занять себя чем-нибудь другим, поменять ход своей жизни, преодолеть рутину. А если ваш поступок, кроме острых ощущений, принесет кому-нибудь пользу, его вдвойне стоит совершить.
Нестандартные поступки вредны только в одном случае – если они приносят кому-то вред, ущемляют права, ранят чувства. А так…совершайте такие поступки на здоровье, наполняйте жизнь новыми ощущениями. И помните: жизнь полосатая, но палитра-то у нас!

Продолжаем тему свободы!!! Внутренней свободы оратора от того, что о нем подумают окружающие!

    Свободы, которая дает оратору легкость, раскованность, естественность, кураж, драйв…

Вариант №1. "Психотерапия"

Прийти к психотерапевту и под его чутким руководством отправиться далеко в прошлое, в поисках случаев, когда мама/папа/бабушка вклеивали в мозги всякие установки типа:

    Тихо! Не шуми!

    Не выделяйся!

    Не кричи!

    Будь как все!

Установки, которые сейчас мешают быть сильным, ярким оратором. И проработав эти ситуации — освободиться от тяжелого наследия прошлого.

    Как говорится, "никогда не поздно заиметь счастливое детство"

Также полезно проработать ситуации неудачных выступлений (особенно самые первые).

    Когда в детском садике было плохо прочитано стихотворение и все дети смеялись, и воспитательница презрительно тыкала пальцем…

Бр-р-р… Лучше переписать-перепрожить по-другому эти страницы своей жизни.

Вариант №2. "Нестандартные поступки"

Знаменитый физик Лев Ландау в молодости был очень застенчивым и робким. И чтобы перебороть этот недостаток, он включил в свою жизнь то, что можно назвать нестандартными поступками.

Подняв худые плечи, по университетской набережной идёт высокий студент…. Это Ландау. Он страшно робок, неловок, одет в какой-то серый френч, каких в северной столице никто не носит, ему кажется, что он смешон. Нужно пересилить эту робость, пересилить любыми средствами, научиться сносить даже насмешки прохожих.

- Не будете ли вы добры ответить на один вопрос? — обращается Лев к самоуверенному бородачу, по виду нэпману.

Тот останавливается.

- Почему вы носите бороду? — всё тем же любезным тоном продолжает Лев.

Не помогло. И назавтра он прогуливается по проспекту Двадцать пятого октября (так в ту пору назывался Невский) с привязанным к шляпе воздушным шариком.

Отрывок из книги Майи Бессараб "Страницы жизни Ландау"

Что входит в современный классический список нестандартных поступков:

    Ходить в странной одежде: летом в зимней, в вывернутой наизнанку, мужчинам в женской…

    Задавать странные вопросы прохожим. Например, под видом социологического исследования, "а вы изменяете своей жене/мужу"…

    Обращаться со странными просьбами. Например, просить подарить презерватив. Или дарить прохожим конфеты (так, чтобы брали).

    Собирать милостыню.

Список можно продолжать бесконечно. Нестандартных поступков много… И выбирать стоит именно те, которые делать вам наиболее страшно.

    При этом помните про закон "зоны ближайшего развития". Постепенно увеличивайте для себя сложность заданий. Не нужно браться сразу же за очень тяжелое для вас упражнение, на котором можно надорваться.

Если наберете в любой поисковой системе фразу "нестандартные поступки" то легко найдете еще ссылки на 20-30 подобных отчетов.

Руководитель и ведущий тренер

"Университета Риторики и Ораторского Мастерства"