Новый английский авианосец куин элизабет. Крупнейший в истории британский авианосец выходит в море

Авианосец Queen Elizabeth наконец-то вышел в море из дока в Шотландии, . Над крупнейшим в истории английского флота кораблем поднят флаг Великобритании, но окончательно в состав ВМС он войдет лишь в конце нынешнего года, после длительных ходовых испытаний, которые продлятся более двух месяцев.Решение о строительстве авианосцев в Лондоне приняли еще во время войны за Фолклендские острова, когда стало понятно, что без крупной авианосной ударной группы успешно вести боевые действия вдали метрополии достаточно сложно. Наличие трех малых авианосцев в составе Королевского флота показалось недостаточным, хотя англичанам тогда, в 1982 году, удалось отвоевать у Аргентины Фолклендские (Мальвинские) острова, в том числе благодаря своему флоту. Свои тяжелые авианосцы англичане стали строить лишь в 2007 году, и только теперь первый из них вышел в первую учебную «автономку», которая подразумевает поход через Атлантику к берегам США. Судьба брата-близнеца - аналогичного по классу авианосца Prince of Wales, который был заложен, но так и не спущен на воду, пока не известна. Его хотят продать какой-либо из стран НАТО, но из-за дороговизны потенциальных покупателей пока не найдено.Королевский флот Великобритании, в отличие от US NAVY, ставку на авианосцы никогда не делал и довольствовался небольшим количеством этих кораблей. Лондон опирался на возможности своего американского союзника по Североатлантическому альянсу, у которого на сегодняшний день в строю 11 авианосцев (в основном проекта Nimitz, одного действующего и одного строящегося Ford). Тем не менее в Лондоне приняли решение о создании собственных авианосных ударных групп, которые смогут автономно действовать в любых регионах Мирового океана. Пока успешно заканчивается лишь проект с авианосцем Queen Elizabeth, но и его появление в составе британского флота существенно усилит боевой потенциал последнего.

«Любой авианосец сам по себе - груда дорогого плавающего металла с многотонным водоизмещением, - считает эксперт капитан 1-го ранга Виктор Макаров. - По сути, это плавающий аэродром, внушительный по размерам, но в боевом плане не представляющий особой опасности. Вооружение авианосца - это лишь системы ПВО, радиус действия которых незначительный, по крайней мере, на американских кораблях и, как видно из характеристик, на английском тоже. Другое дело - его авиакрыло, которое состоит из 30-40 истребителей, легких транспортных самолетов, вертолетов. Собственно, они и являются главной ударной силой, которую можно по морю доставить практически в любую точку планеты.

При этом каждый авианосец должен иметь солидную «свиту в своем сопровождении, входящую в авианосную ударную группу». «А это как минимум крейсер, подводная лодка и не менее четырех эсминцев и фрегатов, а также кораблей снабжения, в составе которых и танкер, и медицинское судно. В данном случае Королевский флот едва ли не половиной своего состава будет сопровождать новый авианосец. Если появится второй, то в случае выхода в море обоих берега Великобритании прикрыть будет некому. Тем более если принять во внимание сообщения самих английских СМИ, которые пишут о бедственном состоянии своей эскадры, когда большая часть боевых кораблей и субмарин не может выйти в море. Возможно, что англичанам придется использовать свой авианосец в составе американской корабельной группы, но тогда сам принцип создания подобной посудины не совсем понятен, а экономически так и вовсе не оправдан», - добавляет Макаров.

Тем не менее Queen Elizabeth производит впечатление даже на людей, которые видели ее лишь на фотографиях: 284 м в длину и 70 м в высоту (если мерить от киля). Это как три футбольных поля, как любят для образности сравнивать эксперты. Ну а дальше уже идут технические параметры, которые также поражают своими размерами и характеристиками, среди которых, скажем, гурманов поразит наличие четырех столовых (камбузов), способных прокормить полторы тысячи человек.Водоизмещение этого авианосца составляет 70 600 тонн. Он оборудован палубой с трамплином и двумя самолетоподъемниками, которые способны поднимать из девяти ангарных палуб по одному самолету в минуту, которых на борту может разместиться до 50 единиц. Основная боевая авиационная единица - истребитель F-35B Lightning, предпочтение которому было отдано перед легкими самолетами английского производства. Отказавшись от ядерной энергетической установки из-за ее высокой стоимости, на авианосце установили две газотурбинные установки общей мощностью 48 000 л. с. и четыре дизель-генератора, вырабатывающие общее количество энергии до 20 МВт (27000 л. с.), способные разогнать авианосец до 25 морских узлов. Дальность плавания при этом составляет 10 тысяч морских миль.Специалисты утверждают, что при строительстве этого английского авианосца использовались самые передовые технологии, в том числе с использованием энергоемкости. Экипаж Queen Elizabeth составляет 670 человек, что существенно меньше, чем на американских авианосцах. Сокращено время подачи как самих самолетов и вертолетов на палубу, так и боеприпасов из погребов. Отмечается, что даже обеспечение личного состава едой значительно ускорено - обед укладывается в 30 минут для всего экипажа. Про комфорт тоже не забыли: для матросов и офицеров предусмотрены удобные кубрики и каюты, есть три спортзала, медицинский пункт с хирургическим и стоматологическим кабинетами.

«Применение нового английского авианосца, скорее всего, будет приемлемо в ближайшие годы разве что в Средиземном море, - считает Виктор Макаров. - Север не подходит, равно как и Тихий океан, куда не потащишь эскадру сопровождения, да и до берегов Индии далековато. Остается Атлантика с африканскими берегами, Красное море для контроля над Суэцким каналом. Возможно, что англичане будут его заводить и в Черное море. Но это ловушка - тут его изрешетит Черноморский флот корабельными и береговыми комплексами. Queen Elizabeth - скорее корабль престижа для Великобритании, которая подспудно страдает от потери своего статуса "владычицы морей" и пытается показать свою роль в мировом господстве».

Авианосец носит самолеты. И для Queen Elizabeth ударная мощь - это именно истребители-бомбардировщики F-35B, которые идеально подходят для палубного базирования. Подобных самолетов в Великобритании на сегодняшний момент насчитывается лишь десяток, и, значит, предстоят новые закупки, учитывая, что авианосец вместит от 40 до 50 воздушных машин. Но и к ним уже сейчас есть масса нареканий, в том числе по системе невидимости «стелс», которая оказалась не столь эффективной. По крайней мере, российские и китайские средства ПВО этот самолет очень даже хорошо видят.

Можно внести легкую долю иронии в оценку Queen Elizabeth: авианосец модный, современный, «на полном фарше», но какой-то бесполезный. По крайней мере, в короне Королевского флота он будет смотреться одиноко и нелепо.


Ударный авианосец "Гермес»












Легкий авианосец "Инвинсибл»


1*



Легкий авианосец -Арк Ройал»



Авианосец "Гермес»


Легкий авианосец «Арк Ройал»


Легкий авианосец «Инвинсибл»


Примечания:

АВИАНОСЦЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Гордая Британия закончила вторую мировую войну в ранге державы-победительницы, но победа была пирровой. Распад британской империи был неминуем, экономика страны подорвана, а роль лидера «свободного» мира уверенно занял заокеанский дядюшка Сэм. Отныне англичане уже не могли проводить полностью независимую политику, а строительство национальных вооруженных сил, как известно, непосредственно связано с политическим курсом государства. Теперь в вопросах военного строительства британцы ориентировались на США. Основой своих вооруженных сил в послевоенные годы в Великобритании посчитали стратегическую авиацию, но если в США все же поддерживали и развивали и другие рода вооруженных сил, то в Англии денег на все не хватало.


Ударный авианосец "Гермес»



Ударный авианосец «Викториес» в период боевых действий против Ирака в 1961 году



Ударный авианосец "Викториес», 1960 год


Морская нация была далека от недооценки роли авианосцев. К примеру, первый лорд Адмиралтейства Томас заявил, что «тяжелые авианосцы составят кулак флота и придадут ему необычную силу»; он имел ввиду именно Royal Navy, а вовсе не ВМС США. Тем не менее, после войны англичане не построили с нуля ни одного авианосца, было достроено лишь два тяжелых («Арк Ройал» и «Игл») и семь легких (три типа «Колоссус» – «Тезеус», «Триумф», «Уорриор»; четыре типа «Гермес» – «Гермес», Альбион», «Булварк» и «Центавр»). В тоже время ослабленная экономика не позволяла содержать и такого количества авианосцев. В составе флота были оставлены только семь кораблей: четыре ударных авианосца («Арк Ройал», «Викториес», «Гермес» и «Игл») и три легких («Альбион», «Булварк», «Центавр»).

В годы второй мировой войны в Англии по усовершенствованному проекту авианосца «Илластриес» были заложены четыре корабля «Одейшиос», «Африка», «Игл II» и «Иррезистебл». От прототипа они отличались большим водоизмещением, большим числом принимаемых на борт самолетов и лучшим бронированием. В строй вошли только два корабля. «Одейшиос» заложен в 1942 г., спущен на воду в 1946 г. и вошел в строй в 1951 г. под названием «Игл». «Иррезистебл» был заложен в 1943 г., спущен на воду в 1950г., в состав ВМС вошел в 1955г. под названием «Арк Ройал». Это были самые крупные надводные боевые корабли, построенные в Великобритании (водоизмещение 46 450 т). Достраивались они уже по модернизированному проекту: также как и на американских кораблях военных проектов, вступивших в строй после окончания войны, на них устанавливались угловые полетные палубы, автоматические системы посадки, паровые катапульты и современная радиоэлектроника. В годы войны были заложены и более крупные авианосцы водоизмещением 57 700 т, эквивалентные американским кораблям типа «Мидуэй», «Гибралтар», «Мальта» и «Новая Зеландия», одна ко работы по ним прекратились.

Американцы по-новому взглянули на роль авианосцев в современной войне после корейского опыта; у англичан тоже была своя «Корея» – военный конфликт с Египтом из-за Суэцкого канала.


Ударный авианосец «Арк Ройал», 1960 год



Ударный авианосец «Арк Ройал» после модернизации (1967-1970 гг.)


Пришедший к власти президент Египта Насер в 1956 г. принял решение национализировать стратегический объект, который приносил своим владельцам немалые деньги. Великобритания и Франция резко воспротивились подобному решению – большая часть акций канала принадлежала английским и французским компаниям. Разразилась война. В восточный угол Средиземного моря направились английские авианосцы «Игл», «Альбион» и «Булварк», на борту которых находились самолеты «Вайверн», «Си Веном» и «Си Хоук». Вместе с палубной авиацией позиции египтян бомбили и сухопутные самолеты с авиабаз на о. Кипр. Неизвестно, чем бы закончился этот вооруженный конфликт, если бы не вмешательство «третьей» силы – Советского Союза.

События 1957 г. сыграли заметную роль в пересмотре английской военной доктрины. Ответить на ядерный шантаж Хроущева англичанам было нечем: своего атомного оружия они еще не имели, а американцы в те годы не очень-то интересовались Суэцем и поэтому не спешили помогать своим союзникам по НАТО. Британцы на основе египетского опыта пришли к выводу, что надо развивать амфибийные силы, даже в ущерб ударным авианосцам; задачи же нанесения ядерного удара по территории противника возложить на стратегическую авиацию. В 1960 г. в десантный вертолетоносец был переоборудован «Булварк», а в 1962 г. – «Альбион». После модернизации эти корабли смогли принимать по 16 вертолетов и по 1200 морских пехотинцев. В противолодочный авианосец был трансформирован «Центавр». В результате к 1959 г. в составе ВМС Великобритании осталось лишь четыре ударных авианосца: «Арк Ройал», «Игл», «Гермес» и вошедший в строй еще в 1941 году «Викториес» (модернизирован в 1957г.).

В начале 60-х годов англичане были озабочены не столько событиями в Европе, сколько стремлением сохранить расползающуюся колониальную империю. Как следствие – появилась доктрина, согласно которой предполагалось, что военно-политические усилия Британии должны быть направлены прежде всего на районы, расположенные к востоку от Суэца. Важнейшее место в этой доктрине отводилось «дипломатии» авианосцев. Правительство страны приняло десятилетнюю программу развития ВМС, предусматривающую постройку к 1970 г. одного нового и переоборудование имеющихся кораблей. В 1963 г. началось проектирование авианосца «Фьюриес» водоизмещением 53 000 т. Поначалу доктрина вроде бы себя оправдывала. Так, англичанам удалось провести успешную операцию по изгнанию вооруженных сил Ирака из Кувейта (да-да, читатель, в 1961г., а не в 1990 г.

Тогдашний Саддам Хуссейн – генерал Кассем вторгся в Кувейт и англичанам пришлось восстанавливать статус-кво). В боевых действиях принимали участие авианосец «Викториес» и десантный авианосец «Булварк». Однако никакие авианосцы уже не могли остановить распад империи; доктрина «к востоку от Суэца» быстро сошла на нет, поэтому в 1965 г. программу строительства ударного авианесущего корабля аннулировали. Великобритания из мировой державы окончательно перешла в разряд европейских, что кардинальным образом отразилось на судьбе английских авианосцев. Другая причина отказа от строительства большого авианосца, способного, кстати, нести и самолеты с ядерным оружием, заключалась в намерении закупить в США 50 ударных самолетов F- 111К.

В 1967 г. был разоружен «Сентаур», в 1969 г. пошел на слом «Викториес». К 1970 г. в составе ВМС числилось гри ударных авианосца: «Арк Ройал», «Игл» и «Гермес». Деятели из правящей тогда партии лейбористов планировали исключить из списков флота к 1971 г. и их. Еще совсем недавно моряки предполагали, что в строю останутся хотя бы эти авианосцы. «Арк Ройал» в 1967-1970 гг. прошел модернизацию с целью обеспечения базирования на его борту «Фантомов» и ударных самолетов «Буканир», способных нести ядерное оружие; планировалось «посадить» «Фантомы» и на «Игл». Меньший но размерам «Гермес» приспособить к базированию тяжелых всепогодных истребителей-бомбардировщиков не представлялось возможным; ирония заключается в том, что именно этот корабль был выведен из состава ВМС последним. После закулисной борьбы ВМС удалось оставить в строю «Арк Ройал» и «Гермес», причем последний в 1971 -1973 гг. переоборудовали в противолодочный вертолетоносец (с него сняли аэрофинишеры и катапульты). «Арк Ройал» вывели из боевого состава флота в 1979г., для его замены в начале 70-х начали строить совсем другие корабли.



Легкий авианосец «Илластриес»



Легкий авианосец "Инвинсибл»


В США на смену старым авианосцам приходили новые, всегда превосходившие предшественников по размерам и, само-собой, по стоимости. Великобритания не могла позволить себе роскошь строить «супер Арк Ройал». На рубеже 60-70-х годов в военно-политических кругах страны развернулась дискуссия о будущем корабельной авиации ВМС. Чаша весов склонялась к полному отказу от палубных самолетов и замены их вертолетами Уэстленд/Сикорский «Си Кинг» с базированием их на кораблях класса эсминец. Программа разработки самолета вертикального взлета и посадки «Кестрел»/«Харриер» многим представлялась чересчур рискованной. Заложенный 20 июля 1973 г. на верфи фирмы Виккерс в Бэрроу легкий авианесущий корабль «Инвинсибл» стандартным водоизмещением 19 500 т, первоначально (на стадии проекта) предполагалось вооружить вертолетами, но еще до его закладки, в 1972 г., в состав палубной авиагруппы было решено ввести палубный вариант СВВП Хоукер Сиддли «Харриер».

Испытательные полеты СВВП с различных кораблей проводились с 1963 г., когда опытный «Кестрел» совершал полеты с палубы авианосца «Арк Ройал». В мае 1971 г. на нем в рамках программы летных испытаний базировались уже четыре «Харриера».

«Инвинсибл» сошел на воду в мае 1977 г., в июле 1980 г. вступил в строй. В процессе постройки проект неоднократно подвергался корректировкам. При вертикальном взлете самолет несет очень небольшую полезную нагрузку; чтобы ее увеличить, англичане изучали возможность взлета с коротким разбегом, а капитан- лейтенант Тейлор в 1972 г. предложил идею взлета с использованием трамплина. Проверка и отработка взлета СВВП с использованием трамплина проводились в 1977-1979 гг. Реализация идей Тейлора позволила увеличить боевую нагрузку «Харриера» на 800 кг. По результатам испытаний «Инвинсибл» был оборудован трамплином с углом установки 7°. Пока авианесущий крейсер достраивался, морской этап испытаний проводили на авианосце «Гермес», для чего его оснастили 12-градусным трамплином с обтекателем на лобовой стенке.

Всего построили три легких авианосца: R04 «Инвинсибл», R06 «Илла- стриес» (заложен на верфи фирмы Сван Хантер в Уэллсенде в октябре 1976 г., спущен на воду в декабре 1978 г., вошел в строй в июне 1982 г.) и R07 «Арк Ройал» (заложен в Уэллсенде в декабре 1978 г., спущен на воду в июне 1981 г., вошел в строй в ноябре 1985 г.). Основным назначением этих кораблей должна была стать охота за подводными лодками.

«Инвинсибл» положил начало новому классу авианесущих кораблей – носителей СВВП. По вступлении в строй он не произвел особого впечатления на военно-морские круги мира: и сам авианосец, что называется, и близко не смотрелся рядом с плавучими аэродромами США, и самолеты, базировавшиеся на нем, вызывали, мягко говоря, неоднозначные оценки. Проект «Инвинсибла» был результатом компромисса очень различных точек зрения. Точку над «і» поставили военные действия в Южной Атлантике во время англо-аргентинского конфликта 1982 г. «Инвинсибл» и ветеран «Гермес» составили ядро английской эскадры, посланной отвоевывать Фолклендские острова. Хотя типовой состав авиакрыла «Инвинсибла» включал пять самолетов и девять вертолетов, во время боевых действий на его борту базировалось десять «Харриеров» и девять вертолетов. Еще восемнадцать СВВП находилось на авианосце «Гермес». Палубные самолеты смогли завоевать и удержать господство в воздухе в районе боевых действий. По английским данным, в воздушных боях «Си Харриеры» сбили 23 аргентинских самолета и собственных боевых потерь не имели. Впрочем, по различным небоевым причинам было потеряно 8 самолетов. Привлекались самолеты и для нанесения ударов по позициям аргентинских войск на островах. Всего за время боевых действий палубные СВВП совершили более 1600 боевых вылетов, в основном, в неблагоприятных погодных условиях; боеготовность самолетов превысила 90%.

1* СВВП самолет вертикального взлета и посадки



Легкий авианосец -Арк Ройал»



Авианосец "Гермес»


Третий корабль типа «Инвинсибл» – «Арк Ройал» достраивался с некоторыми изменениеями, в частности, трамплин в носовой части полетной палубы был установлен под углом 12° вместо 7° у первых двух кораблей. В боевом составе ВМС Великобритании одновременно находятся два легких авианесущих корабля, третий отстаивается в порту базирования или выводится в резерв, или проходит модернизацию. В 1987 г. модернизацию проходил «Инвинсибл», в 1991 г. – «Илластриес», который прошел вторую модернизацию в 1997 г. В 1998 г. выведен в резерв «Арк Ройал», его модернизация запланирована на начало следующего века. Все три корабля останутся в строю до 2010-2015 гг. На легких авианосцах после доработок смогут базироваться усовершенствованные СВВП «Си Харриер» FA.2 и новейшие противолодочные вертолеты ЕН.101.

Наиболее полно опыт фолклендского конфликта воплотился в проекте десантного вертолетоносца «Оушн». Корабль полным водоизмещением 20 500 т был заложен в 1994г., спущен на воду в 1996 г., ввод в строй намечен в 1998 г. Формально его назначение – переброска в любую точку Мирового океана батальона морской пехоты. Корабль рассчитан на базирование 12 вертолетов «Си Кинг» НС Мк.4. Однако радиоэлектронное оборудование вертолетоносца позволяет использовать его в качестве флагмана соединения, а конструкция позволяет принимать на борт СВВП, то есть корабль, по сути, является многоцелевым авианосцем.

Ввод в боевой состав ВМС десантного корабля «Оушн» не закрывает проблему предстоящей в первой четверти XXI века замены легких авианосцев типа «Инвинсибл». В настоящее время командование Royal Nevy рассматривает авианесущие корабли (наряду с подводными лодками и амфибийными силами) как основу морской мощи страны. В последнее время значительно активизировались работы по формированию концепции нового авианесущего корабля CV(F) (Carrier Vessel Future – авианосец будущего) – преемника «Инвинсиблов». Три легких авианосца британского флота предназначались, в первую очередь, для поиска и уничтожения советских субмарин в Северной Атлантике. После окончания холодной войны и распада СССР угроза морским коммуникациям Англии в Атлантики резко уменьшилась, и новые авианесущие корабли предполагается оптимизировать для решения задач ПВО и нанесения ударов по береговым целям.


Легкий авианосец «Арк Ройал»


Легкий авианосец «Инвинсибл»


ВМС рассмотрели большое число различных предварительных проектов, включая модернизацию существующих авианосцев путем удлинения их корпусов, переоборудование коммерческих судов-контейнеровозов и строительство нового корабля- носителя самолетов вертикального взлета и посадки. Изучалась также возможность применения на перспективном авианосце «российской» концепции сочетания укороченного трамплинного взлета с обычной посадкой с использованием аэрофинишеров. Различные проекты предусматривали размещение на авианосце 20, 26, 30 и 40 летательных аппаратов корабельного базирования (самолетов и вертолетов). Водоизмещение самого большого корабля оценивается в 46 000 т. Исходя из финансовых соображений, наиболее перспективными являются авианосец-носитель СВВП и авианосец, использующий «российскую» концепцию. По утверждению руководителей британской судостроительной промышленности, постройка корабля водоизмещением более 27 000 т может стать серьезной проблемой для верфей страны.

Видимо, перспективный авианосец будет иметь «гибкое» авиакрыло, состав которого может изменяться в зависимости от стоящих перед ним задач. Один из проектов авианосца, представленных на конференции, посвященной будущему британской морской авиации и проводившейся Центром обороны и международной безопасности университета в Ланкастере, рассчитан на размещение 21 перспективного самолета JSF и 12 вертолетов ЕН-101. Еще один вариант авианесущего корабля рассчитан на 12 самолетов JSF и два вертолета EH -101. Американский проект самолета JSF отвечает английским требованиям к авианосному самолету будущего FCBA (Future Carrier Borne Aircraft), но не исключается и возможность создания корабля под палубный вариант «европейского» истребителя Еврофайтер EF2000.

Великобритания является единственной в мире страной, в составе ВМС которой находится специализированный учебный авианосец. В 1987г. английским ВМС был передан учебный авианесущий корабль «Аргус», переоборудованный из контейнеровоза «Котендер Безант» итальянской постройки 1981 г. С началом фолклендского конфликта контейнеровоз был временно зафрахтован министерством обороны Великобритании, судно совершило два рейса в Южную Атлантику и доставило в район боевых действий девять вертолетов «Чинук» и четыре СВВП «Харриер». После окончания военных действий контейнеровоз вернули владельцу- компании «Сикс Ятгейнерз», но в 1984г. ВМС приняли решение выкупить «Котендер Безант» и переоборудовать его в учебный авианосец. Реконструкция проходила с 1984 по 1987 гг. в Белфасте на верфи фирмы «Харланд энд Вульф». Носовая надстройка была дополнена большим блоком, в котором расположены оперативный пост, посты связи и управления полетами, помещения для предполетной подготовки, жилые помещения. Контейнеровоз имел две дымовые трубы, установленные по- бортно на небольших надстройках в кормовой части; в ходе модернизации надстройка левого борта вместе с трубой была демонтирована, а надстройка правою борта передвинута ближе к середине корпуса. Обычно на корабле базируется шесть вертолетов «Си Кинг», однако возможно применение учебного авианосца в качестве легкого ударного авианесущего корабля. В этом случае на нем могут разместиться до 12 СВВП «Харриер».

Авианосец Queen Elizabeth официально вступил в состав ВМС Великобритании December 8th, 2017

7 декабря 2017 года в Портсмуте состоялась торжественная церемония вступления в состав Королевских ВМС Великобритании авианосца R 08 Queen Elizabeth . На корабле был поднят британский военно-морской флаг. На церемонии присутствовали королева Великобритании Елизавета II и принцесса Анна. Авианосец Queen Elizabeth является самым большим кораблем британского флота в истории (проектное полное водоизмещение 70600 тонн).


Вступивший в состав Королевских ВМС Великобритании авианосец R 08 Queen Elizabeth. Портсмут, 07.12.2017 (с) РА

Queen Elizabeth был введен в состав Королевского флота по завершении второго этапа морских испытаний, проходивших у побережья Южной Англии с сентября 2017 года.

Строительство авианосца Queen Elizabeth осуществлялось с 2009 года консорциумом Aircraft Carrier Alliance со сборкой корабля из секций в сухом строительном доке предприятия Вabcock Marine в Розайте (бывшая военно-морская верфь Rosyth Dockyard, приватизированная в 1997 году). В состав Aircraft Carrier Alliance входят также Thales (проектант), BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird (эти три компании, наряду с Вabcock Marine, изготавливали секции корпуса). Церемония крещения корабля была 4 июля 2014 года, а 17 июля 2014 года авианосец был выведен из строительного сухого дока розайтской верфи.

Корабль впервые в море на заводские ходовые испытания 26 июня 2017 года из Розайта. По завершении этапа заводских ходовых испытаний авианосец перешел для продолжения морских испытаний к месту своего постоянного базирования в Портсмут, куда 16 августа 2017 года.

Испытания вертолетов на корабле были начаты уже в июле 2017 года, второй этап этих испытаний будет начат в декабре. Испытания палубных самолетов F-35B на авианосце будут начаты в конце 2018 года у побережья США. Достижение кораблем и авиагруппой начальной боеготовности сейчас ожидается в 2021 году, а полной боеготовности - не ранее 2023 года. Штатный состав авиагруппы корабля в "океанском" варианте должен составлять 24 истребителя F-35B, девять противолодочных вертолетов Merlin и четыре или пять вертолетов Merlin в варианте ДРЛО.

После вывода Queen Elizabeth из строительного дока Вabcock Marine в Розайте в том же доке с конца 2014 года ведется сборка второго корабля - R 09 Prince of Wales, секции которого изготавливаются с 2011 года. Второй авианосец, предположительно, будет выведен на заводские ходовые испытания в 2019 году.


Церемония вступления в состав Королевских ВМС Великобритании авианосца R 08 Queen Elizabeth. Портсмут, 07.12.2017 (с) ВМС Великобритании






Противостоящие друг другу российские и британские военные пока ограничиваются словесной дуэлью. Минобороны РФ ответило на заявление министра обороны Великобритании Майкла Фэллона о превосходстве нового авианосца «Королева Елизавета» над нашим авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов».

По словам официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова, британский министр не отличается знанием военной науки. Он назвал заявление Фэллона «экзальтированным» и пояснил, что британский корабль является, по сути, «авиаматкой», способной лишь «выпускать из чрева самолеты» и требующей боевого охранения.

«В отличие от авианесущего крейсера „Адмирал Кузнецов“, оснащенного зенитным, противолодочным и самое главное, противокорабельным ракетным вооружением „Гранит“, британский авианосец — всего лишь удобная крупногабаритная морская цель», — констатировал Конашенков.

Ироничная оценка прозвучала в ответ на выпады Фэллона в интервью изданию The Telegraf. Министр предположил, что русские будут с завистью смотреть на новый британский авианосец. Он пообещал защищать новый флагман фрегатами и эсминцами, а также использовать для поиска российских подлодок вертолеты.

Новости партнеров

Напомним, недавний поход российской корабельно-ударной группы во главе с «Адмиралом Кузнецовым» через Ла-Манш к берегам Сирии вызвал болезненную реакцию в Великобритании. С подачи того же Фэллона страны-члены НАТО отказывали российским кораблям в дозаправке в портах. Имея политические амбиции, министр прямо заявляет о приверженности курсу Черчилля и Тэтчер в вопросе противостояния России.

Авианосец «Королева Елизавета», как и его строящийся собрат «Принц Уэльский», в три раза крупнее своих предшественников типа «Инвисибл» и сопоставимы с американским «Нимиц» и французским «Шарль де Голль». Минобороны Великобритании уже заказало для них 138 самолетов F-35. На постройку одного судна британская казна потратила 3,5 млрд. фунтов стерлингов.

Среди потенциальных слабых мест авианосца британская The Telegraph называла устаревшее программное обеспечение. Отмечалось, что на компьютерах в диспетчерской комнате корабля была установлена операционная система Windows XP, поддержку которой компания Microsoft на данный момент уже прекратила. Именно эта ОС оказалась наиболее уязвима во время атаки вируса Wannacry.

Главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, отказ советского военного руководства от строительства авианосцев, требующих охранения, в пользу авианесущих крейсеров, обладающих всеми видами вооружений, в современных условиях оказывается оправданным. Современные виды вооружений позволяют эффективно угрожать авианосно-ударным группам противника.

В то же время член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков предостерегает российских военных от шапкозакидательских настроений, но при этом отмечает, что способы нейтрализации британского корабля у ВМФ России имеются.

Новый британский авианосец не стоит недооценивать. Это враг достаточно серьезный. Вообще, он предназначен для других целей, а не для того, чтобы воевать с нашими надводными силами. В системе НАТО этот корабль будет использоваться для решения задач ПВО и ПЛО. А именно: для оперативного прикрытия противовоздушной и противолодочной обороны главных ударных сил 2-го флота США в Норвежском море. Это 401−1 и 401−2 авианосные ударные группы (АУГ). Авианосец «Королева Елизавета» будет выдвинут в северную часть Норвежского моря. Вот для чего он создавался.

Этот корабль идет на замену авианосцам типа «Илластриес» и «Инвисибл», которые уже разрезали и списали. У нового авианосца не будет катапульт. На нем разместят около 40 самолетов F-35 короткого взлета и посадки, но пока еще корабль ими не укомплектован. Кроме того, будет около 20 вертолетов. Таким образом, британский авианосец по своим оперативным возможностям будет сопоставим с нашим «Кузнецовым». Единственное, у «Кузнецова» радиус действия палубной авиации побольше: для Су-33 это 1,3 тысячи километров, для МиГ-29 — около 1 тысячи, а у британца около 0,8 тысячи километров.

«СП»: — Какова защищенность авианосца «Королева Елизавета»?

— Он будет ходить с охранением эсминцев «Дэринг», тип 45, имеющих мощную противовоздушную оборону. Они могут решать задачи прикрытия от ракетного удара. Во всяком случае, для прорыва противовоздушной обороны двух-трех таких эсминцев и самого авианосца придется организовывать залп не меньшей мощностью, чем по американским авианосцам. Если использовать ракеты «Гранит», которые упомянул Конашенков, то нужен залп не менее 40 ракет. Тогда оборону пробьют. Но организовать такой залп не так просто.

Например, на проекте 1144 (крейсер «Петр Великий» — авт. ) их только 20. Если организовывать удар с надводных кораблей и подлодок, то тут вопрос, как сделать это одновременно. Ведь пуски нужно провести одномоментно, с интервалом до одной минуты. Это очень сложная задача.

Еще способ — задействовать морскую ракетную авиацию. Они могут. В двухракетном варианте полк может нанести удар 36−40 ракетами К-22. То есть придется применять комбинированный вариант.

«СП»: — Но с 2018 года на вооружение поступят новые противокарабельные ракеты «Циркон». Там скорость до 7 М, в то время как системы Sea Ceptor, которыми оснащены британские фрегаты охранения, способны перехватывать цели на скорости 3,5 М…

— «Циркон» — это да… Но тут вопрос в дальности боя. Точные данные дальности этой ракеты неизвестны. Если это будет 800 километров, как прогнозируется, то тогда вопросов с поражением целей нет. А если 300−400 километров, то «Циркон» не сильно поможет, так как наш корабль должен подойти на дистанцию залпа. Но это будет трудно сделать. Ведь британец будет атаковать нас своей ударной авиацией, а помогать ему в этом будут американские АУГ. А кроме того, если мы засечем его, он может просто отойти, подводя наш корабль под удар союзников. Он же не дурак.

— «Циркон » — уникальное оружие для борьбы с авианосцами. Если ВМФ России сможет обеспечить его применение, то проблем не будет, — продолжает военный эксперт Дмитрий Корнев — Но надо обеспечить разведку и целеуказание. На данный момент таких средств на дальности, на которой наши корабли могли бы их применять без риска быть уничтоженными в течение 15 минут, для «Циркона» нет. Есть корабельные средства, но дальность их действия такова, что для этого надо войти в зону обороны АУГ противника. А там срок существования подлодки или корабля короткий.

Зона дальней обороны АУГ около 800 километров, более плотная — 400−500 километров. Если у «Циркона» дальность действия примерно 500 километров, а точных данных об этом пока нет, мы получаем проблемы с поражением целей. Сведения о 800-километровой дальности поражения неубедительны, так как известны габариты ракеты. С учетом скорости, расхода топлива это нереальная дальность. Поэтому нужны полноценные космические и воздушные средства целеуказания. Если они будут, двумя-тремя ракетами «Циркон» вполне реально потопить такую цель, как авианосец «Королева Елизавета». Сбить эти ракеты нереально.

Новости партнеров

«СП»: — Корректно ли сравнивать российский и британский флот или тем более отдельные корабли?

— Нужно помнить, что флот Великобритании работает в составе НАТО. Если он участвует в боевых действиях, значит, мы имеем дело со всем флотом НАТО. Причем, у них взаимодействие между собой отработано — учения проходят постоянно. Флот НАТО можно рассматривать как единый флот, а он с учетом мощи США сильно превосходит наши возможности. Мы можем им противостоять при условии, если обеспечим применение разнородных сил: базовой авиации, воздушной, космической разведки, наземных ракетных систем. В оборонительной операции у нас шансы есть, а вот в наступательной — нет никаких.

«СП»: — Чего, по-вашему, не хватает нашему флоту?

— Российский флот должен стать флотом. Даже если мы достроим все, что сейчас строим, этого будет недостаточно. Нужна концепция развития флота. Нужно понимать, зачем мы это делаем. Сейчас мы строим флот по просьбе промышленности, а не от того, что формулируем те или иные задачи в мировом океане.

Вооружение

Авиационная группа

  • 40 самолётов и вертолётов, из них до 36 F-35B.

Авианосцы типа «Куин Элизабет» (англ. Queen Elizabeth class carriers ) - английские авианосцы , известные также под кодовым названием CVF (Future Aircraft Carrier, «Будущий авианосец»), строящиеся на замену ныне действующим лёгким авианосцам типа «Инвинсибл». В настоящее время в постройке находятся два авианосца: HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales .

В мае 2011 года появилась информация о возможном переименовании второго корабля этого типа - «Принс оф Уэлс» - в «Арк Ройял». Учитывая, что данное имя необычайно дорого для Королевского флота Великобритании (в разное время, с конца XVI века, его носили 5 кораблей , четыре из которых были авианосцами) это весьма вероятно, хотя переименование уже строящегося корабля обычно считается дурным тоном.

Эти корабли должны стать крупнейшими кораблями, когда-либо построенными для Королевского флота.

История создания

В январе 2003 года Министерство обороны Великобритании объявило, что главным подрядчиком строительства авианосцев выступит английская компания BAE Systems , а ключевым поставщиком - французская Thales UK , которые заключили между собой партнёрское соглашение, известное как Future Carrier Alliance.

В феврале 2005 года в альянс вошла компания Kellogg, Brown & Root UK (KBR), которая выполняет функции интегратора и отвечает за оптимальную стратегию производства. В том же году в альянс вошли компании VT Group и Babcock.

В декабре 2005 года Министерство обороны одобрило финансирование первого этапа строительство, который включает разработку детального проекта. В 2006 году проект получил одобрение. Были распределены производственные мощности, участвующие в постройке: 60 % работы выполнят 4 английские верфи - верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций.

В апреле 2006 года были заключены контракты с членами альянса: KBR, BAE Systems Naval Ships, Thales UK, VT Group, Babcock и BAE Systems.

В июле 2007 года Министерство обороны одобрило финансирование второго этапа строительства в объёме более 3 млрд фунтов. В это же время BAE Systems and VT Group объявило о предстоящем создании 1 июля 2008 года совместного предприятия BVT Surface Fleet Ltd., которому предстояло выполнить роль главного подрядчика. 3 июля 2008 года Министерство обороны подписало контракт с BVT и другими членами альянса на строительство двух авианосцев. Первые технологические операции были произведены на верфи Babcock Rosyth в 2009 году. Производственная программа была распределена следующим образом: 60 % работы выполняют 4 английские верфи - верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций.

Остальные 40 % производственной программы были распределены между мелкими подрядчиками. Компания BAE Systems Insyte (в прошлом - Alenia Marconi Systems) отвечает за поставку БИУС системы C4IS; BMT Defence Systems - корабельные устройства; EDS - системная интеграция, системы жизнеобеспечения; Lockheed Martin - программный менеджмент, оборудование; QinetiQ - компьютерное моделирование и тестирование; Rolls-Royce - двигательная установка; Strachan & Henshaw - системы утилизации, складирование боеприпасов; Swan Hunter - монтаж; VT Group - корабельные устройства, монтаж, системы жизнеобеспечения. Компания Brand-Rex Limited of Scotland получила контракт на производство волоконной оптики. Управление проектом было поручено компании Alfred-McAlpine - IT Services, Fluid Transfer International - производство топливных систем, Salt Separation Services - осмотические опреснительные установки на 500 т воды в сутки.

В январе 2008 года компания Babcoc получила 35 млн фунтов на модернизацию верфи. Был приобретён самый крупный в Великобритании мостовой кран «Голиаф».

Компания KBR, завершив своё участие в проекте на этапе проектирования, объявила о выходе из альянса.

В декабре 2008 года министерство обороны объявило, что планируемые сроки вступления в строй двух авианосцев (2014 и 2016 годы соответственно) будут отодвинуты на два года (2016 и 2018), чтобы увязать их со сроками поставки самолётов F-35B .

В январе 2009 года компания VT Group объявила о продаже доли в компании BVT Surface Fleet своему партнёру BAE Systems, с согласия Министерства обороны. 2 марта 2009 года производственная программа была перераспределена. Монтаж нижних блоков секций 3 и 4 был передан верфи BVT Clyde, а спонсоны - верфи Babcock Marine.

В декабре 2005 года Франция предложила Великобритании участвовать в разработке перспективного французского авианосца PA2 на базе проекта «Куин Элизабет». По договорённости с Великобританией, Франция оплачивала треть расходов этапа проектирования. Меморандум о намерениях был подписан в марте 2006 года. Решение о строительстве нового французского авианосца будет принято не ранее 2011 года.

В октябре 2010 года опубликована Стратегия национальной обороны и безопасности Великобритании согласно которой Куин Элизабет будет введен в состав флота в 2016 году на три года и будет использоваться как вертолетоносец. По окончании этого срока, корабль будет законсервирован или продан, так как был рассчитан на эксплуатацию СВВП F-35B от покупки которых Великобритания отказалась в октябре 2010 года в пользу модификации F-35C . Второй авианосец - «Принс оф Уэльс», оснащенный катапультой для старта самолетов F-35C - вступит в строй в 2018 году и два года, до получения Великобританией истребителей в 2020 году, не будет иметь собственной авиагруппы и будет принимать на борт самолеты американских и французских ВМС.

В настоящее время, в связи с решением Великобритании о покупке самолетов F-35B, ранее высказанные планы о продаже Куин Элизабет потеряли актуальность, и оба корабля будут введены в строй как авианосцы с трамплинами .

Описание конструкции

Корпус

Разработка механических конструкций корабля была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были разработаны компанией QinetiQ. Проектирование корпуса исходило из требуемого 50-летнего срока службы корабля. Особенностью корпуса было наличие трамплина, используемого для самолётов с укороченным взлётом. Поскольку срок службы самолётов F-35 составляет 20 лет, было решено оставить возможности для конверсии авианосца в гладкопалубный, рассчитанный на самолёты горизонтального взлёта. Корпус имеет девять палуб, не считая полётной. 85 000 т стали стоимостью 65 млн фунтов, необходимой для постройки двух авианосцев, поставляет компания Corus.

Бронирование

Предложения по мерам защиты (бортовая броня и бронированные переборки) были отклонены из-за недостатка средств.

Надстройки

В отличие от традиционных авианосцев, на «Куин Элизабет» предполагается установить две малых надстройки. В передней надстройке будут располагаться службы управления кораблём, на задней - управление полётами.

Преимущество архитектуры с двумя надстройками состоит в увеличении площади палубы, уменьшении турбулентных потоков воздуха, более гибкое распределение пространства на нижних палубах. Расположение служб управления полётами в задней части палубы предпочтительно, так как позволяет более полно контролировать такие критические фазы полёта, как заход на посадку и собственно посадка.

Палуба

Палуба авианосца обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов. В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°.

Использование катапульт и аэрофинишёров в первоначальном проекте не предполагалась, однако, в связи с решением предпочесть модификацию F-35 с горизонтальным взлетом и посадкой второй корабль этого класса «Принс оф Уэльс» будет оснащен катапультой и гидравлическим аэрофинишёром.

Палуба имеет три взлётные дорожки: две коротких длиной 160 м для взлёта F-35 и длинную (около 260 м) для тяжёлых самолётов. Площадь палубы составляет 13 000 м². В кормовой части палубы предусматривалась одна или две точки для вертикальной посадки F-35. Газоотбойники устанавливаются в начале каждой из двух коротких взлётных дорожек и, возможно, у стенки передней надстройки. Из ангара на полётную палубу и обратно самолёты перемещаются двумя 70-тонными бортовыми элеваторами компании McTaggart Scott. Один из них расположен между надстройками, второй - в корму от задней надстройки.

Компания QinetiQ совместно с ВМФ США проводит исследовательские работы по созданию электромагнитной катапульты для новой серии американских авианосцев типа «Джеральд Форд ». Ожидается, что эксплуатация 90-метровой катапульты потребует линейного электродвигателя мощностью 90 МВт. Выбор типа катапульты для возможной модернизации авианосца отложен до демонстрации прототипа.

В 2012 году по экономическим соображениям было решено вернуться к закупкам самолётов F-35B, отказавшись от идеи катапультного старта. Причиной была высокая стоимость электромагнитной катапульты.

Энергетическая установка и ходовые качества

По решению министерства обороны на авианосце решено не использовать атомную двигательную установку ввиду её значительной стоимости. В качестве основного двигателя используется интегрированная электрическая двигательная система (Integrated Electric Propulsion, IEP) компании Роллс-Ройс. Контракт на поставку системы был заключён в октябре 2008 года.

Установка будет состоять из двух газовых турбин Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и четырёх дизелей суммарной мощностью 40 МВт. Двигатели работают на генераторы, которые дают электроэнергию в общую низковольтную сеть корабля и питают два электродвигателя, которые вращают два гребных вала с винтами фиксированного шага. Дизели типа Wärtsilä 38 (по два 12-цилиндровых и два 16-цилиндровых для каждого корабля) заказаны в компании Wärtsilä Defence в декабре 2007 года.

Компания поставляет интегрированную систему управления электроснабжением, Converteam - высоковольтную систему, преобразователи напряжения и электромоторы.

На авианосце будут установлены два 33-тонных бронзовых винта диаметром 6,7 м. Якоря имеют высоту 3,1 м и весят 13 т.

Топливные танки вмещают 8600 т горючего для двигательной установки и топлива для самолётов.

Вооружение

В первоначальном проекте не предусматривается установка вооружения, в том числе средств ПВО самообороны, однако зарезервировано место под две 16-контейнерные установки вертикального пуска зенитных ракет «Астер».

Авиационное вооружение

Основным элементом радара Sampson является вращающаяся антенна с двумя фазированными решётками, которые обеспечивают электронное сканирование по азимуту и углу места, обеспечивая полное покрытие верхнего полупространства. Радар расположен на пирамидальной мачте внутри сферического радиопрозрачного кожуха.

S1850M - многолучевой радар воздушного обзора, работающий на частотах 1-2 ГГц, обеспечивающий автоматическое обнаружение и сопровождение целей для возвышения места от 0 до 70°.

Галерея

Видео