О понятии ударения в русском языке. Особенности ударения в русском языке

Введение

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Русское ударение и его особенности

Ударение - это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

Русскому языку свойственно динамическое, или садовое, ударение. Это значит, что ударный слог в слове произносится с большей силой артикуляции, чем безударные слоги. Кроме того, особенностью русского ударения является несколько большая длительность произношения ударного слога в сравнении с безударным.

Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, они обычно обозначаются “своими” буквами: вал - [вАл], вол - [вОл].

Гласные звуки в безударных слогах обычно произносятся неясно. Звук [о] в безударном слоге произносится близко к [а]. Например, слова волЫ и валЫ при произнесении совпадают (произнесите: [валЫ], а при письме их нужно различать.

Звук [э] в безударном слоге произносится близко к [и]. Например, слова лисА и лесА при произнесении совпадают (произнесите: [лисА]), а при письме их нужно различать.

Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: полночь, получка, полукруг. Кроме того, ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА — вОлны, рЕдкий — редчАйший.

Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сЕстры — сестрЫ) и разные слова (Атлас — атлАс).

К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся: 1) нефиксированность и подвижность, 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов, 3) наличие акцентологических вариантов, 4) колебания в постановке ударений, 5) ударение в именах собственных и др.

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге - во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доска - доски). Вследствие этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое - ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:

алкоголь - алкоголь, шприцы - шприцы (у медиков);

компас - компас (у моряков);

кета - кета (у рыбаков);

добыча - добыча, рудник - рудник (у горняков);

шасси - шасси (у летчиков);

искра - искра (у шоферов).

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

кладбище (нейтр.) - кладбище (устар., поэтич.);

девица (нейтр.) - девица (народно-поэтич.);

шёлковый (нейтр.) - шелковый (народно-поэтич.);

свёкла (нейтр.) - свекла (прост.);

музыка (нейтр.) - музыка (устар.)

Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными. В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, например: пиццерия и пиццерия. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:

творог - основной (предпочтительный) вариант, творог - дополнительный;

нет творога - нет творога (доп.);

тефтели - тефтели (доп.);

искристый - искристый (доп.);

ржаветь - ржаветь (доп.);

кирза - кирза (доп.);

баржа - баржа (доп.).

4. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: джинсовый - джинсовый, металлургия - металлургия, по волнам - волнам, петля - петля, сажень - сажень.

Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным: агрономия, баловать, валовой, вероисповедание, гражданство, диспансер, жалюзи, завидно, изыск, исчерпать, каталог, кухонный, мусоропровод, намерение, обеспечение, облегчить, оптовый, памятуя, предвосхитить, принудить, сосредоточение, средства, столяр, углубить, украинский, упрочение, феномен, ходатайство, ценовая, христианин, щавель, эксперт.

Валовой (доход, продукт);

уставный (фонд, капитал);

опт - оптом - оптовый - оптовик;

дебитор - должник, дебиторская задолженность (сумма долгов);

дебет - левая сторона бухгалтерских счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Сергий Радонежский, Сальвадор Дали, Пикассо, Алексий, Соколов-Микитов, Балашиха, Великий Устюг, Кижи, Ставропольский край, Никарагуа, Перу, Квебек, Сидней, Шри-Ланка и т.д.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон - Ньютон, Рембрант - Рембрант, Линкольн - Линкольн и т.д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориак - у Мориака. У Бальзака, в Познани.

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) - Вашингтон (столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) - Макбет (название повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда").

6. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуловер, потому что слово пришло из английского языка (pullover - "свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову"), нувориш - из французского (nouveauriche - букв. "новый богач"). Сравни также: импичмент, дефис, саммит, маркетинг, диспансер, хаос (беспорядок), некролог, квартал, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.

7. В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому -ieren). В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог. Сравни:

блокировать - маркировать;

национализировать - премировать;

приватизировать - нормировать;

экспортировать - бомбардировать.

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): картофелекопалка, суперобложка, энергосистема, телепередача, нефтепровод, машиностроение, среднесуточный, книгоиздательский.

Нефте- (трубо-, газо-) провод (название действия), но: провод (проволока).

Среди сложных слов есть и одноударные: самостоятельный, межреспубликанский, вице-премьер и др.

9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): ирис - ирис, замок - замок, мука - мука, угольный - угольный, атлас - атлас, хлопок - хлопок, орган - орган. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравни: ледник (в горах) - ледник (погреб); парить (репу) - парить (в облаках); рефлекторный (от рефлектор) - рефлекторный (от рефлекс); наголо (держать шашки) - наголо (остричь); броня (защитная облицовка из стали) - броня (закрепление чего-либо, за кем-нибудь); видение (призрак) - видение (точка зрения); проклятый (ненавистный) - проклятый (подвергшийся проклятью); хоры (балкон в верхней части зала) - хоры (певческие коллективы); языковая (подготовка) - языковая (колбаса); занятой (человек) - занятый (дом).

Определенную трудность (даже для образованного человека!) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. Существуют следующие основные правила.

1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание:

создан - создана - созданы;

взят - взята - взяты;

занят - занята - заняты;

начат - начата - начаты.

2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:

отнять - отнял - отняла - отняли;

понять - понял - поняла - поняли;

начать - начал - начала - начали;

но: класть - клал - клала - клали.

3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на окончании:

глубокий - углубить;

легкий - облегчить;

бодрый - ободрить, подбодрить.

4. Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе:

обеспéчивать - обеспечение;

сосредотóчивать - сосредоточение;

упрóчить - упрочение;

упорядочить - упорядочение.

5. Место ударения в форме родительного падежа множественного числа может быть различным - на окончании либо на основе:

1) область - областей; ведомость - ведомостей; ступень - ступеней (в развитии чего-либо); но: ступеней (в лестнице);

2) доска - досок; сирота - сирот; отрасль - отраслей; мощность - мощностей; прибыль - прибылей; дно - доньев; торт - тортов; порт - портов.

Среда - среды - по средам.

Рисунок 1. Структурно-логическая схема «Трудности русской орфоэпии».

Заключение

Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий и т.д. Такое ударение называется также разноместным.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбище, паспорт, эпиграф, воздух, библиотека, музыка, призрак, роскошный. Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей.

Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно было произносить только договор, то сейчас допустимым является и договор. Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей.

Список литературы

1. Безгодов А. А. Рифмы и ударения в русском языке. - Янтарный сказ, 2007 г., 520 стр.

2. Горбачевич К. С. Современный орфоэпический словарь русского языка. Все трудности произношения и ударения. - АСТ, Астрель, 2009 г., 480 стр.

3. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. - АСТ, Астрель, Харвест, 2008 г., 608 стр.

4. Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. - Русский язык - Медиа, 2007 г., 912 стр.

5. Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. - АСТ-Пресс Книга, 2008 г., 944 стр.

6. Штудинер М. А. Словарь образцового русского ударения. - Айрис-Пресс, 2009 г., 576 стр.

Ударение – это выделение с наибольшей силой одного из компонентов речи (слога в слове – словесное ударение, слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение и др.). Кроме того, ударение помогает различать слова или формы слов, которые одинаково пишутся или произносятся: за´мок – замо´к, ка´пать – копа´ть [капа´т"] и др.

Русское ударение имеет свои отличительные особенности: оно характеризуется подвижностью и разноместностью . Это значит, что ударение в словах в русском языке может перемещаться с одного слога на другой при изменении (нога́ – но́гу, при́нял – приняла́ ), а также принципиально не закреплено в слове за конкретным слогом (например, в польском языке ударение фиксируется на предпоследнем слоге, во французском – на последнем и др.) – пра́вило, а́збука, буржуази́я . Кроме того, на постановку правильного ударения в заимствованных словах часто влияет язык-источник – вспомним хотя бы спор о ма´ркетинге и марке´тинге .

Часто в русских словам мы можем встретить два ударения – основное и побочное . Побочное ударение имеют некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. Как правило, побочное ударение по порядку бывает первым (ближе к началу слова): кля́твопреступле́ние, о́колозе́мный, ви́це-президе́нт.

Также во всех русских словах, где присутствует буква ё , ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные и сложные, составные слова (трёхъя́русный и др.).

Несмотря на знание закономерностей, правильное ударение в словах может стать для нас значительной трудностью. Это зависит от многих причин – наличия исключений и слов для запоминания, влияние другого языка, веяние модных тенденций и проч. Обратите внимание на следующие слова, правильное ударение в которых необходимо запомнить:

апостро´ф, борода´вка, боя´знь, ве´рба, во´лосы, вприся´дку, где´-нибудь, гли´няный, гу´бчатый, де´вятеро, долото´, доска´, звони´т, зло´ба, ика´ть, ка´шлянуть, кирка´ (инструмент), кишка´, коклю´ш, креме´нь, лопу´х, недои´мка, облегчи´ть, обеспе´чение, осо´ка, столя´р, това´рищество, то´рты, у´гли, щаве´ль и др.

Не будем делать ошибки и в таких «проблемных» словах, как сре´дства, катало´г, кварта´л, хода´тайствовать, диспансе´р, зна´мение, подо´шва, берёста, мастерски´, афи´няне, каучу´к, краси´вее, крапи´ва, ку´хонный, свёкла, балова´ть и др.

Полезно будет запомнить и несколько правил: например, у многих глаголов прошедшего времени в женском роде ударение падает на окончание – была´, создала´, начала´, отперла´, приняла´ и др.

Нелишним станет и обращение к словарям, т.к. на современном этапе развития ударения мы все чаще сталкиваемся с явлением вариативности (ма´рке´тинг, кулина´ри´я, пицце´ри´я и др.)

Успехов в нелегком изучении русского языка!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Таблица 1

Логическое ударение

Словесное ударение (или просто ударение)

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне...

произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называетсяударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные.

Знак ударения « м» ставится над гласным ударного слога: стенам, помле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке - на пред последний слог, в чешском языке - на первый слог.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: кумхонный, красимвее, баловамть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: замговор - договомр, начамть - намчал, сиротам - сиромты.

3. Именно ударение может:

Отличать одно слово от другого;

Ср.: амтлас - атламс.

Быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: румки - руким.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высоґкоодарённый, веґчнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музымка уж греметь устала; а сейчас мы произносим - мумзыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным водупроизносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мномй) безударным становится предлог; во втором случае (пом воду) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творомг и твомрог, баржам и бамржа, камфарам и каммфора, комбамйнер и комбайнёр, щепомть и щемпоть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безумдержный, демвичий, занялсям), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безудемржный, девимчий, занямлся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: замнялся, докуммент, магамзин, киломметр, квамртал, амлкоголь, момлодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялсям, докумемнт, магазимн, киломемтр, квартамл, алкогомль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Гвоздинская Л.Г.
зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм).

Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка —мукА, трУсит — трусИт, погруженный на платформу — погружЁнный в воду ) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лис т, но в ботанике: семейство лАвровых ). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ».

Как установлено учёными, бóльшая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка. Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй . Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода : прАвый — прав — прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА .

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма : если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее : сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе ; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАлъна — печАлънее, протИвна — протИвнее . То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах — это формы прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть — сидЕла, стонАть — стонАла, прЯтатъ — прЯтала, начинАть — начинАла . Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли — жилА; ждать — ждал — ждАло — ждАли — ждалА; лить — лил — лИло — лИли — лилА . Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы- , которая принимает ударение на себя: вЫжитъ — вЫжила, вЫлитъ —вЫлила, вЫзвать — вЫзвала .

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла .

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАтъся — началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться — принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь .

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт . Эта традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.

Болычева Е. М.

Слово может состоять из одного, двух или более слогов. Если слогов несколько, то один из них обязательно произносится иначе, чем остальные. Подобное выделение одного из слогов служит условием фонетической оформленности слова и называется словесным ударением.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога. Ударение в русском языке является силовым и количественным одновременно. Ударный слог отличается от безударных и своей длительностью, и своей силой (громкостью).

Словесное ударение наделено организующей функцией. Группа слогов, связанная общим ударением, образует особую фонетическую единицу. Она называется фонетическим словом, например: [гълавá] голова, [нá(гълъву] на голову. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения остальных слогов.

Лишенные ударения слова могут вести себя по-разному. Одни из них подчиняются обычным правилам произношения звуков: [да_сáдъ] до сада (ср.: [дасáдъ] досада); [л’ э´j_къ] лей-ка (ср.: [л’ э´jкъ] лейка). Другие, несмотря на безударность, сохраняют некоторые фонетические приметы самостоятельного слова. В них, например, могут звучать гласные, нехарактерные для безударных слогов: [што(нáм] что нам (ср.: [штанáм] штанам); [т’э(л’исá] - те леса (ср.: [т’ьл’исá] телеса).

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение. Оно является более слабым, падает чаще всего на начальные слоги и фиксируется в словах со сложной словообразовательной структурой: стро`йматериáлы, во`донепроницáемый, а`эрофо`тосъёмка.

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным. Так, в чешском языке ударение может приходиться только на первый слог, в польском - на предпоследний, во французском - на последний. Русский язык не знает подобной закономерности. Являясь разноместным (или нефиксированным), русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове: зóлото, водá, молокó, позолотúть, необыкновéнный. Это делает возможным существование слов, а также отдельных форм слов, различение которых связано с местом ударения: зáмок - замóк, нóшу - ношý, нóги - ногú и т. д.

Русское ударение имеет и другую особенность - подвижность. Подвижность ударения при образовании грамматических форм слова определяется возможностью перехода ударения:

1) с основы на окончание и наоборот: стран-á - стрáн-ы, голов-á - гóлов-у;

2) с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дéрев-о - дерéвь-я, óзер-о - озёр-а.

Примеры второго типа встречаются крайне редко.

Подвижность ударения при словообразовании определяется возможностью перемещения ударения на другую морфему в производном слове по сравнению с производящим: крáсн-ый / красн-от-á. Неподвижное словообразовательное ударение приходится на ту же самую морфему: берёз-а / берёз-ов-ый.

Итак, русское ударение описывается сразу несколькими признаками:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по характеру расположения в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).