Общая характеристика педагогической профессии. Структура педагогической науки

Сообщение на тему: «Вклад великих педагогов в развитие педагогики и педагогических процессов в целом»

Выполнила:

Студентка Ш-21

Кононенко Анастасия

Ейск, 2018г.

История науки - это история людей и история идей. В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Заслуга Я. А. Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педагогическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворившие се дальнейшее развитие.

Он обосновал теорию образования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен развиваться по законам природы. Коменский разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка , каждому из которых должна соответствовать своя школа. Неоценимое значение до сих пор имеет труд Я.А. Коменского « Великая дидактика ». В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса , по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении. Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его работа « Материнская школа ». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории . Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И. Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

Согласно теории Жан-Жака Руссо (1712–1778), воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Руссо выделил три источника воспитания : природу, людей и окружающие вещи.

Педагог-практик, теоретик и публицист И.Г. Песталоцци (1746–1827) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий. Именно он высказал идею развивающего обучения , которое давало бы пищу всем органам человека. Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери . Он считал, что любовь матери к младенцу – основа его спокойствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности.

Активно разрабатывались идеи воспитания и в русской педагогике, они связаны с именами В.Г.Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.Г. Чернышевского (1828–1889), Л.Н. Толстого (1828–1910).

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Он совершил переворот в теории и педагогической практике. Он создал стройную психолого-педагогическую концепцию развития личности и на ее основе - теорию воспитания и обучения. Он впервые в педагогике обосновывает принцип воспитывающего обучения. К.Д. Ушинский обосновывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, историю, традиции, фольклор.

XIX в ., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всею в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.

XX в . с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе . Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П.Блонский . Важную роль в развитии общественного дошкольного воспитания в России сыграл замечательный педагог, теоретик и практик С.Т. Шацкий (1878–1934). Он возглавил первую опытную станцию, задачей которой была разработка содержания, форм и методов деятельности новой школы. При опытной станции существовал дошкольный отдел, деятельность которого была направлена на разработку содержания и методов воспитания детей в дошкольных учреждениях , на поиски путей подготовки воспитателей для работы с детьми и повышения их квалификации .

Теоретические работы H.К. Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста .

Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939) - теория воспитательного коллектива . Макаренко разработал также важнейшие вопросы семенного воспитания.


Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).

Макаренко Антон Семенович - советский педагог и писатель.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт.

В 1920-1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

В 1937 году Макаренко переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания.

Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, зависимого от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, структуру взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, теорию существования мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций.

В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», Макаренко подчеркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на нее через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность своего педагогического опыта он определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Макаренко старался «проектировать лучшее в человеке», стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы.


Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся.

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом - вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях («Воля, мужество и целеустремленность», «О коммунистической этике», «Коммунистическое воспитание и поведение» и других), Макаренко как педагог-новатор и художник проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

Литературная деятельность Макаренко - редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-ученого.

Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли: он внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия.

Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 году была учреждена медаль Макаренко, которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.

Несмотря на то, что педагогика – это вполне самостоятельная наука, она тесно взаимосвязана с некоторыми гуманитарными и естественными науками. На основе этих связей определяется место педагогики в ряде наук.

С какими науками связана педагогика

Три науки, традиционно оказывающие наибольшее влияние на педагогику – это психология, философия и антропология. По мнению К.Д. Ушинского , для того, чтобы правильно воспитывать, обучать и развивать человека, нужно вначале изучить его во всех аспектах.

Для решения конкретных педагогических задач очень важны такие направления, как возрастная и педагогическая психология , а также психология профессиональной педагогической деятельности . Эти направления образовались из связи педагогики с психологией и занимаются изучением психических процессов детей в зависимости от их возрастных особенностей. На основе результатов психодиагностики происходит построение образовательных процессов, а с помощью педагогических средств осуществляется психическое развитие личности.

Особенно долгой и прочной является связь педагогики с философией. Направление и результаты педагогического поиска во многом зависят от системы философских взглядов (прагматических, материалистических, экзистенциальных, и т.д.). Без философского обоснования не рассматриваются многие факты, явления, теории и концепции педагогики. В то же время, проверкой на жизнеспособность множества философских идей и созданием средств формирования человеческого мировоззрения занимается педагогика.

Существует множество педагогических концепций, основывающихся на философских направлениях, это: прагматизм (достижение воспитательных целей через практику), неопрагматизм (акцент на самоутверждение), неопозитивизм (осмысление комплекса явлений, вызванных технической революцией), экзистенциализм (личность есть высшая ценность, религиозный подтекст), неотомизм (основа воспитания – духовное начало) и бихевиоризм (рассмотрение поведения человека как управляемого процесса).

Антропология – это наука, систематизирующая знания о человеке, как целостном, многоликом и многомерном субъекте. Связь педагогики с антропологией заключается в использовании для педагогических целей материала, полученного при комплексном изучении человека.

Тесно связана педагогика с биологией, физиологией, анатомией и медициной . Исходя из природных особенностей человека, формируются все педагогические процессы и явления.

Наиболее важными для педагогики являются знания о функционировании высшей нервной деятельности. Благодаря этой связи сформировались такие направления, как логопедия, коррекционная педагогика и специальная педагогика. Одной из самых популярных и развитых из отраслей специальной педагогики является дефектология . Ее развитие привело к образованию сурдопедагогики, тифлопедагогики и олигофренопедагогики . Кроме того, существует взаимосвязь между педагогикой и школьной гигиеной. Результатами сотрудничества этих двух наук являются санитарно-гигиенические нормы для детских образовательных учреждений.

Влияние экономических факторов на педагогические исследования породили взаимосвязь между педагогикой и экономикой. Появились отрасль знаний экономика образования, предмет которой – влияние экономических факторов в сфере образования.

Социология исследует общество, процессы, происходящие в нем, тенденции развития различных слоев населения. В связи с педагогикой она образует направление социальной педагогики, которая занимается изучением воспитания и социализации личности.

Связь педагогики с политологией породила образовательную политику. Она изучает идеологию различных классов и партий в отношении образования. Кроме того, педагогика создает средства формирования политической культуры личности.

Очень важна связь педагогики с культурологией , поскольку образование есть элемент культуры. Кроме того, педагогика сотрудничает и с другими науками: юриспруденцией, демографией, статистикой, этнологией, историей, этикой, эстетикой и прочими.

Современная педагогика не только поддерживает и укрепляет традиционные связи с гуманитарными и естественными науками, но и создает новые связи в соответствии с прогрессом. Новыми являются, например, связи педагогики с информатикой и кибернетикой , образованные вследствие развития информационных технологий .

Итоги

Итак, педагогика взаимодействует с другими науками в четырех различных формах. Первая форма – это использование основных положений, идей и концепций других наук. Такова связь педагогики с антропологией, например. Вторая – это заимствование методов поиска и исследования других наук. Примером этой формы является связь педагогики с психологией и социологией. Третья форма связи – это использование выводов, итогов и результатов исследований других наук. Например, результаты физиологических исследований функционирования нервной системы составляют один из важнейших компонентов построения образовательного процесса. И, наконец, четвертая форма – это участие педагогики в изучении человека. Эта форма взаимодействия подразумевает использование педагогических средств и явлений другими науками о человеке в своих исследованиях.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ГЛАВА 1. ПрЕДМЕТно-проблЕмноЕ ПОЛЕ

СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Есть вещи, о которых мы знаем и знаем, что знаем. Есть то, о чем мы не знаем и знаем, что не знаем. Но есть

" еще и такое, чего мы не знаем и не знаем, что не знаем.

Вернвр Эрхард

1. Становление научной педагогики.

2. Объект, предмет и функции педагогики.

3. Система педагогических наук.

4. Связь педагогики с другими науками.

Базовые понятия: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, функции педагогики, педагогический процесс, система педагогических наук.

1. Становление научной педагогики

Существование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овла­ девало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передава­ ло его в более развитом виде своим потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой.

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социаль­ ного опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поко­ лением.

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, рас­ крытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике - в искусство использования этих закономерностей, т. е. в искусство обучения и воспитания многих по­ колений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопро­ вождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и вне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, пе- реосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни - обучать, вос­ питывать, развивать духовно и физически.

Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц,

norOUOpOKi афорИЗМОВ, крылатых выражений. С появлением письменности. НарОДНЫв СУЖДСНИЯ стали носить характер советов, правил и рекоменда­ ции Гак Зародилась народная педагогика, включающая педагогические Представления, ВЗГЛЯДЫ, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях, Трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.

Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С на­ коплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспита­ ния, выделения теоретических начал и сделаны первые педагогические обобщения, давшие начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н. э.),Платон (427-347 гг. до н. э.),Аристотель (384-322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, форми­ рованием его личности.

Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из пер­ вых методических приемов обучения и воспитания - метод вопросно-от­ ветного обучения («сократический метод»). Суть сократического метода состоит в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.

Сократический метод развил до совершенства талантливый ученик Со­ крата выдающийся философ Платон. В трактате «О государстве» Платон разработал систему образования и воспитания, которая должна была слу­ жить укреплению «идеального государства». В соответствии с концепцией Платона все люди делились на три сословия (касты). Задача системы вос­ питания и обучения состояла в том, чтобы обеспечить каждому сословию наилучшее выполнение ее функций. Сословие земледельцев должно полу­ чать производственные навыки. Стражи порядка (воины) и правители сна­ чала должны пройти курс физического воспитания - гимнастики, а затем изучать такие предметы, как чтение, письмо, счет. Это подготовительный этап к занятию поэзией и музыкой. Совокупность гимнастики, музыки и математики определяет достаточный для стражей круг образования.

Вершиной образования Платон считал занятие диалектикой, изучение которой начинается после освоения гимнастики, музыки и математики. Диалектику должны изучать философы-правители.

Педагогические взгляды Платона нашли дальнейшее развитие в трудах Аристотеля, уделявшего большое внимание воспитанию этических добро­ детелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Творя справедливые дела, человек становится справедливым, поступая мужественно - становится мужественным, действуя умеренно - становится умеренным. В целом Арис­ тотель рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека.

Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинти­ лиана (35-96). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Религиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. Воспитание и образование носило конфессиональный характер. Идея о всестороннем развитии личности, выдвинутая в античный период, была предана забвению. В соответствии с основной установкой средневекового мировоззрения на «спасение» человеческой души на первый план в воспи­ тании была выдвинута идея религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного возвышения личности как средства поддержания божественного благочестия.

Основной формой воспитательного воздействия стала церковная про­ поведь. Проповедническую деятельность вели священнослужители. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин (354-430), теологФома Аквинский (1225-1274) и др., создавшие педагогические труды, педагогическая теория незначительно обогатилась новыми идеями.

Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для это­ го периода, просуществовали несколько веков.

Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения (XIV-XVI вв.). В это время происходит поворот педагогиче­ ской мысли к освоению наследия античности, к возрождению античной культуры. Педагогика эпохи Возрождения была нацелена на восстановле­ ние классического образования, на новую оценку человека, его возможно­ стей, способностей. Гуманисты эпохи Возрождения полны веры в безгра­ ничные возможности человека. Согласно их точке зрения человек - центр Вселенной, свободное, самодеятельное существо, творец своей судьбы и самого себя.

Одна из ключевых идей педагогики Возрождения - естественность зем­ ных радостей и чувственных наслаждений человека. Поэтому в педагогике этого периода акцент вновь делается на физическое развитие человека. Зада­ ча воспитания - воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гума­ нистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внеслииталья­ нец Витторино да Фельтре (1378-1448), французФрансуа Рабле (1494- 1553), англичанинТомас Мор (1478-1535) и др., которые систематизирова­ ли знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие лич­ ности и соединение обучения с трудом.

Мишель Монтень (1533-1592) в своем знаменитом сочинении «Опыты» скептически оценивает религиозное учение о божественном провидении и выражает уверенность в неисчерпаемых возможностях человека. Интерес­ ны его идеи о развитии человека. Монтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, кото­ рая от рождения обладает первозданной чистотой. Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению.

Голландец Эразм Роттердамский (1467-1536) в педагогическом тракта­ те «О первоначальном воспитании детей» пишет о необходимости сочета-

ния античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. По его мнению, в основе воспитания должен лежать принцип ак­ тивности, к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, чтобы тем самым не отбивать желание учиться.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 - 1635) одним из первых в Ев­ ропе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.

На дальнейшее развитие педагогической мысли большое влияние начи­ нают оказывать зарождающиеся капиталистические общественные отноше­ ния. Потребности капиталистического производства коренным образом из­ менили отношение людей к науке, целям и значению познания и образова­ ния. Если в Средние века главные усилия ученых были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия его творения, то в эпоху нарождающегося капиталистического производства знания рас­ сматривались как полезнейшие инструменты созидания и преобразования мира.

Педагогика XVII в. испытала значительное воздействие идей англий­ ского философа Френсиса Бэкона (1561-1626). Его афоризм «Знание - сила», акцент на опыт, эмпирическое познание реального мира дали тол­ чок для развития прикладных аспектов образовательных методик.

Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоя­ тельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения ро­ дителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи отра­ жены в замечательной работе «Великая дидактика», написанной на опыте народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны ос­ новы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взой­ ти на «самую высокую ступень лестницы образования».

Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую лич­ ность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога. «Че­ ловек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творе­ ние», - писал он.

Многие высказанные Я. А. Коменским идеи не утратили свою актуаль­ ность, научное значение до настоящего времени. Предложенные им прин­ ципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип природосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.

Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. Отрицая наличие врожденных ка­ честв у детей, он уподобляет их «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена -

человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с дело­ выми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), швейцар­ ский педагогИ. Г. Песталоцци (1746-1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положения о решаю­ щей роли воспитания и среды в формировании личности.

Жан-Жак Руссо явился основоположником теории «свободного воспи­ тания», основанной на уважении к личности ребенка. Он исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять де­ тям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. В основе педагогической теории Ж.-Ж. Руссо лежит принцип естественно­ го воспитания, т. е. воспитания в соответствии с требованиями природы человека.

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое вос­ питание. Его педагогическая теория была радикальна для своего времени. И хотя Ж.-Ж. Руссо не сумел порвать с некоторыми предрассудками (на­ пример, он выступал за ограничение женского образования), его идеи яви­ лись источником обновления теории и практики воспитания, получивши­ ми дальнейшее развитие и практическое воплощение, в частности в трудах швейцарского педагога И. Г. Песталоцци.

Иоганн Генрих Песталоцци, развивая прогрессивные идеи своих предшест­ венников, выступал за соединение обучения с трудом. Он утверждал, что цель обучения состоит в гармоничном развитии всех сил и способностей человека, при определении основ образования следует опираться на знание человеческой психики.

На развитие педагогической мысли огромное влияние оказали также взгляды русских мыслителей, философов, педагогов. Педагогическая мысль Киевской Руси зародилась при взаимодействии славянской языческой тра­ диции и восточного православного христианства. Особенно быстро культу­ ра и просвещение на Руси стали развиваться после принятия христианства в 988 г. В XI в. появился широко известный памятник древнерусской куль­ туры«Поучение князя Владимира Мономаха детям». В «Поучении» Монома­ ха выделяются три основные линии: а) призыв быть гуманным по отноше­ нию к своим подданным; б) быть смелым и мужественным в борьбе с вра­ гами Русской земли; в) любить науку, почитать книжное знание. Богу надо угождать, писал Владимир Мономах, не отшельничеством, не постом, а добрыми делами. Достойными подражания В. Мономах называл тех, кто «владел учением книжным».

Проблемы познания и обучения разрабатывались и другими древнерус­ скими мыслителями {Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий

Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий рус­ ский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он был инициатором разнообразных научных, технических и культурных на­ чинаний. По его инициативе и проекту был открыт Московский универси-

тет. Видя прогресс общества, прежде всего в развитии наук и просвещения, М. В. Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение академии наук и улучшение ее работы как учебно-научного учреждения. Он выступал за обучение на родном языке, его перу принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка («Российская грамматика»). М. В. Ломоносов первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Он рекомен­ довал сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обуче­ ние, выдвинул в качестве ведущего принцип научности.

Заметный след в российской педагогике оставили Н И. Новиков (1744- 1818) иА. Н. Радищев (1749-1802).

Николай Иванович Новиков издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он впервые в русской педагогической литера­ туре педагогику объявил наукой. В воспитании Н. И. Новиков определил несколько направлений: физическое, нравственное и умственное. На осно­ ве их сочетания возможно формирование человека и гражданина.

Александр Николаевич Радищев связывал прогресс в воспитании с пере­ устройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал на гражданском воспитании, требовал покончить с сословно­ стью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.

Широко известны также труды русских мыслителей, философов и писа­ телей В. Г. Белинского (1811-1848), А. И. Герцена (1812-1870), Н. Г. Черны­ шевского (1828-1889), Н. А. Добролюбова (1836-1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагогиК. Д. Ушинский (1824-1870), Н. И. Пирогов (1810-1881), Л. Н. Толстой (1828-1910), К. Н. Вентцель (1857-1947) и др.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей вос­ питания.Виссарион Григорьевич Белинский выступал против крепостни­ чества и царизма и в этом видел цель воспитания.Александр Иванович Герцен был убежден, что цель воспитания - подготовка свободной, гу­ манной, деятельной, всесторонне развитой личности, борющейся с общест­ венным злом.

Николай Гаврилович Чернышевский считал человека высшим созданием природы, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообраз­ ных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и лите­ ратуры, семьи и школы. Социальные перемены ведут к изменениям в харак­ тере как отдельных людей, так и народа в целом. Огромную роль Н. Г. Чер­ нышевский отводил активности человека, а источником активности является потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда вытекает необхо­ димость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстети­ ческих, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потреб­ ностей - важнейшее условие становления личности.

Взгляды Н. Г. Чернышевского на воспитание и образование разделял

Николай Александрович Добролюбов. Он критиковал ущемление права на об­ разование в тогдашней России, стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении естественных стремлений человека («чтобы всем было хорошо»).

Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступивший с передовыми идеями о сущности и назна­ чении общечеловеческого воспитания.

Константина Дмитриевича Ушинского по праву считают основателем научной педагогики в России. Он продолжил традицию русского просвети­ тельства, направленную на поиск педагогических решений социально-по­ литических проблем. К. Д. Ушинский стоял за демократизацию образова­ ния, за равные права на образование всех слоев общества. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспита­ ния, и подошел к пониманию воспитания как целенаправленной деятель­ ности. В воспитании личности К. Д. Ушинский большое значение прида­ вал труду. По его мнению, труд является ведущим фактором развития лич­ ности. «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти полезный труд в мире, а с дру­ гой - внушить ему неутомимую жажду труда».

Особое значение К. Д. Ушинский придавал нравственному воспитанию, основой которого считал религию. Религию он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. К. Д. Ушин­ ский предпринял попытку создания педагогической антропологии. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового вос­ питания, школоведения. Многие дидактические высказывания сохраняют свое значение и в наше время.

Яркими представителями теорий и практики свободного воспитания в России были Лев Николаевич Толстой иКонстантин Николаевич Вентцель,

Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, зада­ чами которой было развитие самостоятельности, творческой и познава­ тельной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».

Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П. Ф. Каптерева (учение о педа­ гогическом процессе), С.Т. Шацкого (социальная педагогика),Н. К. Круп­ скую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского дви­ жения),А. С. Макаренко (учение о коллективе),Л. В. Занкова и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения),П. Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий),И. Я. Лернера иМ. Н. Скаткина (теория содержания образования и методов обучения),Ю. К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) выдвинул и проверил на прак­ тике принципы создания и педагогического руководства детским коллекти­ вом, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирова­ ния сознательной дисциплины.

Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрущевской оттепели» второй половины 50-х - начале 60-х гг. В этот пе-

риод развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших обра­ зовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внеслиВ. А. Сухомлинский, И. П. Иванов, Э. Г. Костяшкин, К. Н. Волков, С. А. Гуревич, позднее И. П. Волков, III. А. Амонашвили, Н. П. Гузик и др.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохра­ няют свое значение в настоящее время при осмыслении современных пу­ тей развития педагогической мысли и образования.

Перестройка, начатая в нашей стране в 80-е гг., затронула все сферы че­ ловеческой деятельности: политическую систему, государственное устрой­ ство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, меж­ дународные отношения, народное образование. Главное в перестройке об­ разования - изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике. Совер­ шенствование обучения и воспитания молодежи на основе демократичес­ кой педагогики означает:

признание личности человека базовым компонентом учебно-воспи­ тательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания;

гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уваже­ нии и доверии;

деятельный подход к организации учебно-воспитательной работы;

создание условий для самовыражения, самоутверждения и самодея­ тельности человека.

2. Объект, предмет и функции педагогики

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Та­ кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теорети­ ческую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит

в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к реше­ нию задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержа­ ние такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представле­ ний об отдельных сторонах педагогических явлений;

3) педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имею­ щая свой объект и предмет изучения1 .

Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи

1 Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят из­ менения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому не­ обходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект - это область действительности, которую исследует данная нау­ ка.Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности являетсяобра­ зование -целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело­ века, общества и государства.

Предмет -- это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуе­ мый педагогический процесс.

Под педагогическим процессомпонимают специально организованное, раз­ вивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабаты­ вает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика -это наука о воспитании, обучении и образо­ вании детей и взрослых.

Каковы же функции педагогической науки, обусловленные ее предметом? Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина:описание, объяснение и предсказание явлений действи­

тельности, которую она изучает.

Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретиче­ скую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теорети­ ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описы­ вает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким зако­ нам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предви­ дении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе на­ учно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное пла­ нирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исклю­ чительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со­ стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, фор­ мы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струк­ турами.

Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспи­ тательных учреждений.

3. Система педагогических наук

Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности вос­ питания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного про­ цесса в воспитательных учреждениях всех типов, являетсяобщая педагоги­ ка. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

а) общие основы педагогики; б) теория обучения (дидактика); в) теория воспитания;

г) управление образовательными системами.

В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять отдельными самостоятельными научны­ ми дисциплинами.

Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебновоспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, со­ ставляет возрастная педагогика. Она включает в себяпреддошкольную (ясельную) идошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых иандрогогику.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее стремительно увеличивается по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на фор­ мирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ре­ бенка, его здоровья. Особенностью ясельной педагогики является ее взаи­ модействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, меди­ циной.

Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формиро­ вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част­ ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым отраслям науки о воспитании.

Педагогика высшей школы. Ее предмет - закономерности учебно-воспи­ тательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфиче­ ские проблемы получения высшего образования.

Педагогика взрослых иандрогогика изучает особенности работы со взрос­ лыми и пожилыми людьми.

Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, теат-

  • Глава IV профессиональное становление и развитие педагога.
  • § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
  • § 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования.
  • § 3. Профессиональное самовоспитание учителя.
  • § 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей.
  • Раздел II
  • § 2. Объект, предмет и функции педагогики.
  • § 3. Образование как социальный феномен.
  • § 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики.
  • § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура.
  • Глава VI. Методология и методы педагогических исследований.
  • § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога.
  • § 2. Общенаучный уровень методологии педагогики.
  • § 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
  • § 4. Организация педагогического исследования.
  • § 5. Система методов и методика педагогического исследования.
  • Глава VII аксиологические основы педагогики.
  • § 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики.
  • § 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация.
  • § 3. Образование как общечеловеческая ценность.
  • Глава VIII. Развитие, социализация и воспитание личности.
  • § 1. Развитие личности как педагогическая проблема.
  • § 2. Сущность социализации и ее стадии.
  • § 3. Воспитание и формирование личности.
  • § 4. Роль обучения в развитии личности.
  • § 5. Факторы социализации и формирования личности.
  • § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
  • Глава IX. Целостный педагогический процесс.
  • § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления.
  • § 2. Педагогическая система и ее виды.
  • § 3. Общая характеристика системы образования.
  • § 4. Сущность педагогического процесса.
  • § 5. Педагогический процесс как целостное явление.
  • § 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.
  • Раздел III
  • § 2. Функции обучения.
  • § 3. Методологические основы обучения.
  • § 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
  • § 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
  • § 6. Виды обучения и их характеристика.
  • Глава XI закономерности и принципы обучения.
  • § 1. Закономерности обучения.
  • § 2. Принципы обучения.
  • Глава XII современные дидактические концепции.
  • § 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения.
  • § 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения.
  • Глава XIII содержание образования как основа базовой культуры личности.
  • § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер.
  • § 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.
  • § 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
  • § 4. Государственный образовательный стандарт и его функции.
  • § 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
  • Глава XIV формы и методы обучения.
  • § 1. Организационные формы и системы обучения.
  • § 2. Виды современных организационных форм обучения.
  • § 3. Методы обучения.
  • § 4. Дидактические средства.
  • § 5. Контроль в процессе обучения.
  • Раздел IV
  • § 2. Цели и задачи гуманистического воспитания.
  • § 3. Личность в концепции гуманистического воспитания.
  • § 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
  • Глава XVI воспитание базовой культуры личности.
  • § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников.
  • § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.
  • § 3. Формирование основ нравственной культуры личности.
  • § 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.
  • § 5. Формирование эстетической культуры учащихся.
  • § 6. Воспитание физической культуры личности.
  • Глава XVII общие методы воспитания.
  • § 1. Сущность методов воспитания и их классификация.
  • § 2. Методы формирования сознания личности.
  • § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
  • § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
  • § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
  • § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
  • Глава XVIII коллектив как объект и субъект воспитания.
  • § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.
  • § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике.
  • § 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива.
  • § 4. Этапы и уровни развития детского коллектива.
  • § 5. Основные условия развития детского коллектива.
  • Глава XIX воспитательные системы.
  • § 1. Структура и этапы развития воспитательной системы.
  • § 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы.
  • § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы.
  • § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.
  • Раздел V
  • § 2. Структура педагогического мастерства.
  • § 3. Сущность и специфика педагогической задачи.
  • § 4. Типы педагогических задач и их характеристика.
  • § 5. Этапы решения педагогической задачи.
  • § 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.
  • Глава XXI технология конструирования педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.
  • § 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.
  • § 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.
  • § 4. Планирование работы классного руководителя.
  • § 5. Планирование в деятельности учителя-предметника.
  • Глава XXII технология осуществления педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.
  • § 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности.
  • § 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.
  • § 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации.
  • § 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.
  • § 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников.
  • § 7. Технология организации коллективной творческой деятельности.
  • Глава XXIII технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • § 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя.
  • § 2. Понятие о технологии педагогического общения.
  • § 3. Этапы решения коммуникативной задачи.
  • § 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации.
  • § 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.
  • § 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
  • Раздел VI
  • § 2. Общие принципы управления образовательными системами.
  • § 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления.
  • Глава XXV основные функции внутришкольного управления
  • § 1. Управленческая культура руководителя школы.
  • § 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении.
  • § 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой.
  • § 4. Функция организации в управлении школой.
  • § 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении.
  • § 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.
  • § 2. Педагогический коллектив школы.
  • § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи.
  • § 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника.
  • § 5 Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.
  • Глава XXVII инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей
  • § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности.
  • § 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация.
  • Сластенин в.А. И др. Педагогика.

    Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

    Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик.

    OCR: Ихтик (г. Уфа) http://ihtik.lib.ru [email protected]

    Учебное издание

    Сластенин Виталий Александрович

    Исаев Илья Федорович

    Шиянов Евгений Николаевич

    В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно - деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.

    Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.

    Раздел I. Введение в педагогическую деятельность

    Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

    § 1. Возникновение и становление педагогической профессии....(с.7)

    § 2. Особенности педагогической профессии….(с.9)

    § 3. Перспективы развития педагогической профессии…..(с.14)

    § 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы….(с.15)

    Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога.

    § 1. Сущность педагогической деятельности…..(с.18)

    § 2. Основные виды педагогической деятельности…..(с.19)

    § 3. Структура педагогической деятельности……(с.21)

    § 4. Учитель как субъект педагогической деятельности….(с.22)

    § 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога…..(с.23)

    Глава 3. Профессионально-педагогическая культура учителя.

    § 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической

    культуры….(с.28)

    § 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры…..(с.30)

    § 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры…..(с.32)

    § 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической

    культуры…..(с.34)

    Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога.

    § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической

    деятельности…(с.38)

    § 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования…..(с.39)

    § 3. Профессиональное самовоспитание учителя…….(с.42)

    § 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей…..(с.45)

    Раздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.

    Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке.

    § 1. Общее представление о педагогике как науке…..(с.47)

    § 2. Объект, предмет и функции педагогики…..(с.48)

    § 3. Образование как социальный феномен……(с.50)

    § 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат

    педагогики…..(с.56)

    § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура…….(с.59)

    Глава 6. Методология и методы педагогических исследований.

    § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре

    педагога…(с.63)

    § 2. Общенаучный уровень методологии педагогики…..(с.65)

    § 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований…..(с.66)

    § 4. Организация педагогического исследования……(с.70)

    § 5. Система методов и методика педагогического исследования…..(с.72)

    Глава 7. Аксиологические основы педагогики.

    § 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики……(с.78)

    § 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация……(с.80)

    § 3. Образование как общечеловеческая ценность…..(с.83)

    Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности.

    § 1. Развитие личности как педагогическая проблема…..(с.87)

    § 2. Сущность социализации и ее стадии……(с.88)

    § 3. Воспитание и формирование личности……(с.90)

    § 4. Роль обучения в развитии личности…….(с.92)

    § 5. Факторы социализации и формирования личности…..(с.93)

    § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности…..(с.97)

    Глава 9. Целостный педагогический процесс.

    § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного

    явления…..(с.100)

    § 2. Педагогическая система и ее виды…..(с.101)

    § 3. Общая характеристика системы образования….(с.103)

    § 4. Сущность педагогического процесса…..(с.106)

    § 5. Педагогический процесс как целостное явление…..(с.108)

    § 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса……(с.110)

    Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.

    Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе.

    § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса…..(с.112)

    § 2. Функции обучения……(с.113)

    § 3. Методологические основы обучения…..(с.114)

    § 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения…..(с.117)

    § 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения….(с.120)

    § 6. Виды обучения и их характеристика…..(с.122)

    Глава 11. Закономерности и принципы обучения.

    § 1. Закономерности обучения….(с.125)

    § 2. Принципы обучения…..(с.127)

    Глава 12. Современные дидактические концепции.

    § 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения…..(с.140)

    § 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего

    обучения…..(с.154)

    Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности.

    § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер…..(с.161)

    § 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования….(с.163)

    § 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования….(с.167)

    § 4. Государственный образовательный стандарт и его функции….(с.171)

    § 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего

    образования…..(с.174)

    § 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-

    летней общеобразовательной школы….(с.182)

    Глава 14. Формы и методы обучения.

    § 1. Организационные формы и системы обучения….(с.187)

    § 2. Виды современных организационных форм обучения…..(с.191)

    § 3. Методы обучения…..(с.199)

    § 4. Дидактические средства…..(с.203)

    § 5. Контроль в процессе обучения……(с.204)

    Раздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ.

    Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе.

    § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей

    образования…..(с.208)

    § 2. Цели и задачи гуманистического воспитания…..(с.210)

    § 3. Личность в концепции гуманистического воспитания….(с.211)

    § 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания…..(с.213)

    Глава 16. Воспитание базовой культуры личности.

    § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников…..(с.221)

    § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры

    личности…(с.225)

    § 3. Формирование основ нравственной культуры личности…..(с.227)

    § 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников…..(с.231)

    § 5. Формирование эстетической культуры учащихся……(с.235)

    § 6. Воспитание физической культуры личности…..(с.238)

    Глава 17. Общие методы воспитания.

    § 1. Сущность методов воспитания и их классификация…..(с.242)

    § 2. Методы формирования сознания личности……(с.243)

    § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

    личности…..(с.247)

    § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности….(с.249)

    § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании…..(с.252)

    § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов

    воспитания…(с.253)

    Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания.

    § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности…..(с.255)

    § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической

    педагогике…(с.255)

    § 3. Сущность и организационные основы функционирования детского

    коллектива…..(с.259)

    § 4. Этапы и уровни развития детского коллектива….(с.260)

    § 5. Основные условия развития детского коллектива…..(с.264)

    Глава 19. Воспитательные системы.

    § 1. Структура и этапы развития воспитательной системы…..(с.267)

    § 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы…..(с.271)

    § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы …..(с.282)

    § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы…..(с.290)

    Раздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

    Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя.

    § 1. Сущность педагогической технологии…..(с.296)

    § 2. Структура педагогического мастерства…..(с.298)

    § 3. Сущность и специфика педагогической задачи….(с.301)

    § 4. Типы педагогических задач и их характеристика…..(с.302)

    § 5. Этапы решения педагогической задачи……(с.304)

    § 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических

    задач…..(с.306)

    Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса.

    § 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса….(с.308)

    § 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка

    педагогического диагноза…..(с.308)

    § 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога….(с.310)

    § 4. Планирование работы классного руководителя…..(с.311)

    § 5. Планирование в деятельности учителя-предметника…..(с.315)

    Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса.

    § 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса….(с.319)

    § 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности……(с.319)

    § 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их

    организации….(с.321)

    § 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации….(с.324)

    § 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей

    деятельности……(с.327)

    § 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников…..(с.329)

    § 7. Технология организации коллективной творческой деятельности…..(с.331)

    Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

    § 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя….(с.333)

    § 2. Понятие о технологии педагогического общения …..(с.334)

    § 3. Этапы решения коммуникативной задачи…..(с.336)

    § 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации…..(с.337)

    § 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика….(с.340)

    § 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений…..(с.343)

    Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ.

    Глава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами.

    § 1. Государственно-общественная система управления образованием….(с.350)

    § 2. Общие принципы управления образовательными системами….(с.354)

    § 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления….(с.357)

    Глава 25. Основные функции внутришкольного управления.

    § 1. Управленческая культура руководителя школы….(с.361)

    § 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении…..(с.363)

    § 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой…..(с.367)

    § 4. Функция организации в управлении школой…..(с.370)

    § 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении…….(с.373)

    Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

    § 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и

    общественности……(с.379)

    § 2. Педагогический коллектив школы…..(с.380)

    § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития

    современной семьи…….(с.387)

    § 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей

    школьника…..(с.390)

    § 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями

    учащихся….(с.392)

    Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей.

    § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности….(с.394)

    § 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их

    аттестация…..(с.399)

    РАЗДЕЛ I

    ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    ГЛАВА I

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.

    § 1. Возникновение и становление педагогической профессии

    В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

    Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

    Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

    В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..." [См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167]. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель.

    С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена". (Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351).

    Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.

    Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.

    Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

    Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества. (Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 248-284).

    Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".

    Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения". (Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32).

    Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей". (Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178).

    Наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто - неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии . Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского . К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

    Другие определения

    Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

    Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

    Педагогика - единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский , А. В. Хуторской).

    Педагогика - одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание : как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность - существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики - неформальное образование .

    Методология педагогики - система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

    Объект и предмет педагогики

    Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

    2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека , в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

    3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

    4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

    Структура педагогики

    Педагогика содержит разделы:

    • общие основы педагогики,
    • дидактика (теория обучения),
    • теория воспитания,
    • дошкольная педагогика,
    • школоведение,
    • педагогика высшей школы,
    • история педагогики,
    • профессиональная педагогика,
    • религиозная педагогика,
    • сравнительная педагогика,
    • военная педагогика,
    • специальная педагогика (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.).

    Публикации

    • Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань, 2000. - 600 с.
    • Болдырев Н. И. , Гончаров Н. К. , Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1968.
    • Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. - Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
    • Гавров С.Н. ,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО . - 2008. - № 5. - С. 21-29.
    • Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. - М.: «Совершенство», 1997. - 208 с.
    • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.
    • Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. - СПб., «Просвещение», 2007.- 287 с.
    • Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. - М., 1969.
    • Корчак Я. Педагогическое наследие. - М. : Педагогика, 1990. - 272 с. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-7155-0025-7 . (Сборник включает в себя работы "Как любить ребёнка" (первый раздел её напечатан с сокращениями) и "Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых".)
    • Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». - 1997. - № 4.
    • Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003. - 256 с.
    • Новиков А. М. Основания педагогики. - М. : «ЭГВЕС», 2010. - 208 с.
    • Ерёмин В.А. Отчаянная педагогика. М.: Владос, 2008 г. (разм. на страницах Пед. музея А.С.Макаренко с разр. автора), предыдущее изд. книги в изд. АПК и ППРО, М., 2006 г. [неавторитетный источник? ]
    • Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 638 с.
    • Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: «Просвещение», 1983. - 608 с.
    • В. А. Сластёнин , И. Ф. Исаев , А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений . - М.: «Школа-Пресс», 1997. - 512 с.
    • Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. - М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. - 84 с.
    • Подласый И. П. Педагогика. - М.: «Просвещение», 1996.
    • Постников М. М. Школа с уклоном в будущее. Литературная газета, 25 марта 1987 г.
    • Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. - 114 с.
    • Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.
    • Морозов В. И. - Педагогика - «Просвещение»
    • Педагогика О. Газмана и В. Матвеева. Газета «Первое сентября», № 52/2000
    • Юркевич П. Д. Сокральная педагогика сердца . - Луганск: ЛГПУ, 2000. - С. 70.
    • Юркевич П. Д. О христианстве и воспитании . - Луганск: ЛГПУ, 2005. - С. 100.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    • Онищенко Э. В. «Круглый стол» «Современная педагогика: иллюзии и реалии» // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 181-185.
    • Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда . Критический взгляд на современную педагогику.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Педагогика" в других словарях:

      - (греч.). Наука или учение о воспитании и обучении юношества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕДАГОГИКА греч. Наука о воспитании и обучении юношества. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

      педагогика - – наука о воспитании детей. <...> Педагогика, в сущности говоря, охватывает несколько совершенно отдельных областей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл биологических, т.е.… … Словарь Л.С. Выготского