Общее грамматическое значение имени существительного. Имя существительное

Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение

Основной семантический признак имени существительного предметность. Но предметность не всегда сводится к кон­кретности: стол, дерево, человек - эти имена существительные имеют ясный для детского понимания денотат, тогда как бег, тер­пение, свойство, выражая предметность, все же ребенком не вос­принимаются как предметы. Это абстракции. Поэтому первона­чальное знакомство с именами существительными происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем су­ществительным как частью речи.

В механизме этого осознания велика роль вопросов кто? что?. Сначала это вопросы именительного падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам - кого? чего? и т.д. Позже механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным.

Однако А.М. Пешковский обратил внимание на то, что, ставя вопрос к слову или словоформе, человек уже каким-то внутрен­ним чутьем должен уловить и обобщить какие-то свойства того слова, к которому относится вопрос. По-видимому, вопрос опирается на способность, до сих пор мало изученную, получившую название языкового чутья, или языковой интуиции.

Умение ставить вопросы к словам - это переход от морфологии к синтаксическим отношениям, к связям внутри предложения. Это умение требует, как минимум, знакомства с главными его членами. А это уже вторая ступень осознания отличительных признаков час­ти речи. Такая логика предполагает знакомство с подлежащим и сказуемым на ранних этапах формирования понятий о частях речи. Второй этап - функциональный; он изучает функцию имени суще­ствительного в речевой конструкции, передающей мысль говоря­щего.

Третья ступень связана с постоянными свойствами существи­тельного: это, в частности, грамматический род существительных -признак, который в русском языке не всегда обоснован денотатив­но. Дочь и сын - род этих существительных не вызывает у детей ни­каких сомнений, но им трудно понять, почему потолок мужского рода, стена - женского, эти признаки носят грамматический харак­тер, выражаются окончаниями: нулевым и -а. А вот случай еще бо­лее сложный: слово мышь обозначает и самку, и самца. Не случайно появляются попытки ввести слово мыш: Однажды кот поймал мы­та (С. Михалков).

Четвертая ступень - изменение формы слова, т.е. образование формы множественного числа, не вызывает затруднений. Измене­ние по падежам, т.е. склонение, осознается детьми намного труднее: большие затруднения вызывают значения падежей, правописание безударных окончаний, отчасти -- предлоги с падежными формами.

Усвоению склонения способствуют падежные вопросы и осо­бенно включение падежной формы в предложение, хотя бы не­большое: Чего у нас нет? У нас нет воды.

Все эти четыре ступени - лишь подготовительные, ибо форми­рование понятия «имя существительное как часть речи» продол­жается, понятие обогащается новыми признаками. И все же к концу начального этапа обучения многие типы имен существи­тельных еще не включаются в систему грамматической работы: существительные общего рода, несклоняемые, существительные на -мя, на -ия, -ий, субстантивированные прилагательные типа столовая, учащийся, отглагольные существительные типа ускоре­ние, зависимость и пр. Склонение существительных во множест­венном числе вводится лишь в усложненных программах.

Тема «Род имен существительных»

К этой теме учащиеся начальных классов обращаются дважды: при введении общего понятия о роде, как о грамматической категории, и при разграничении типов склонения - 1-го, 2-го и 3-го. А также позднее, при изучении имен прилагательных, так как ро­довая форма прилагательных зависит от рода существительного, к которому прилагательное относится, с которым согласуется.

Как уже отмечалось, род существительных слабо связан с по­нятиями «мужской/женский». Следовательно, и здесь приходится опираться на языковое чутье, на интуицию. По методической традиции, род существительного определяется по местоимению: тот, та, то (мой, моя, мое). Но нельзя забывать о том, что такой прием пригоден в работе только с темп детьми, для которых рус­ский язык-родной, или с ранними билингвами.

Следовательно, семантическая основа для работы над родом имен существительных малоэффективна; работать следует над грамматическими признаками, синтаксическими сочетаниями (на основе языковой интуиции) или над морфологическими призна­ками: имена существительные мужского рода, как правило, имеют нулевое окончание в именительном падеже единственного числа, среднего рода - окончания -о, -е, -ё, женского - окончания -а, -я или нулевое, причем основа оканчивается на мягкий согласный с буквой ь.

Дети, для которых русский язык неродной, усваивают род су­ществительных с большим трудом, особенно если в родном языке такой категории нет вовсе (таковы тюркские языки).

В работе над родовыми признаками существительных, помимо языкового анализа и определения рода существительных в его ходе, рекомендуются следующие упражнения (устные и письменные):

а) образование пар имен существительных мужского и женско­го рода по типу хозяин - хозяйка, ткач - ткачиха, англичанин -англичанка. В процессе выполнения могут встретиться случаи, ко­гда пары не получаются: шофер, космонавт;

б)составление словосочетаний типа согласования «существи­тельное + прилагательное» при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в разных падежных формах;

в) составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам и пр.;

г) составление предложений и небольших текстов на антони­мической основе, например: Брат и сестра не были похожи друг на друга: он блондин, она брюнетка;

д) исследовательское задание: доказать, какого рода имена су­ществительные: степь, Ваня, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота;

е) исследовательское задание: проследить, для каких частей ре­чи характерна категория рода и как она в них выражается. Какие части речи могут изменяться по родам? Как?

На примере рода имен существительных формируется понятие языковой (лексико-грамматической) категории, так как признак рода имеет место во всех знаменательных частях речи, кроме на­речия.

Тема «Число имен существительных»

Вотличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых из них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные значения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахи раз­ных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи. Эти семантические тонкости могут стать предметом исследований.



Впрочем, в традиционных учебниках принято сдержанное, ос­торожное отношение к таким лексико-семантическим группам существительных, как абстрактные. Но дети легко понимают не­возможность изменения по числам многих собственных имен: Байкал (озеро), Париж, Дюймовочка, Кощей Бессмертный, Венера (планета) и т.п. Особенности подобных имен существительных могут стать предметом исследовательской работы учащихся.

Практические упражнения в образовании форм множественно­го числа начинаются в I классе, в системе грамматической пропе­девтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного.

Во II классе дети уже выделяют формальные признаки. Теоре­тического материала по этой теме немного: это понятие «множественное число», способ (форма) выражения множествен­ного числа, соотношение понятий «один» и «много». Частные случаи этой формы рассматриваются практически, в частности в письменных упражнениях.

Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации су­ществительных во множественном числе в ходе языкового анализа:

а) образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударяемы­ми и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары антонимов и пр.;

б) образование единственного числа от формы множественно­го числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисун­ки, падежи и пр.;

в) составление словосочетаний в единственном и во множест­венном числе: кирпичный дом - кирпичные дома; небольшие пред­ложения: Мальчики ловили рыбу в речке Мальчик ловил...;

г) построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания вы­званным изменением числа: Мальчик... принес двух окуньков; Мальчики... принесли целое ведро карасей;

д) исследовательские задания: подбор слов к именам существи­тельным, которые не имеют единственною числа - только множе­ственное (например, сани, качели), не имеют множественного (стужа, космос) с обоснованием.

Обобщение по теме «Множественное число» - в конце IV клас­са, в виде составления таблицы, отражающей особенности форм множественного числа во всех изученных частях речи.

Тема «Склонение имен существительных»

Тема трудна, но очень богата возможностями. В ней раскры­ваются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.

Она богата и в орфографическом отношении, ибо дает теоре­тическую основу для проверки правописания безударных падеж­ных окончаний.

Склонение имен существительных можно было бы дать уча­щимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделе­нием падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли, в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.

Уже в начальных классах склонение рассматривается как изме­нение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражаю­щих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.

В русском языке шесть падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги (дети должны знать предлоги каждого па­дежа).

Теоретический материал в этой теме - это понятия «склонение имен», «сами падежи с их вопросами и предлогами», «падежные формы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, чтобы дети поняли функции падежей), «окончания ударяемые и безударные».

К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, ОТ предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и - на ос­нове языковой интуиции - безошибочны.

На основе анализа текста строится таблица падежей:

Имена существительные склоняются и вне текста: таким обра­зом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам.

Вывод: падежные формы позволяют выразить в предложении, в речи, в тексте различные значения, различные связи.

Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети на­зывают окончания разных падежей. В записи окончания выделя­ются или обозначаются условным значком - .

На этом этапе начинается орфографическая работа: безудар­ные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонемати­ческий способ: слабая позиция фонем проверяется сильной пози­цией). Ударяемыми окончаниями слова весна могут быть прове­рены безударные окончания существительных того же типа книга. груша, рубашка.

В теме «Склонение имен существительных» главная труд­ность еще впереди: это три типа склонения (остальные типы в начальных классах не даются). Эти типы различаются по двум признакам, вполне доступным: по родовому признаку и по окон­чаниям падежных форм в именительном падеже единственного числа.

Таблица родовых окончаний имен существительных школь­никам уже известна: мужской род - нулевое окончание, женский род - окончания -а, -я или нулевое окончание при мягкой основе, средний род окончания -о, -е, -ё (существительные на -ия, -мы, -мя в начальных классах традиционного уровня не даются).

Порядок изучения трех склонений выбирается по целям обуче­ния и по готовности учащихся: исследовательский или догматиче­ский.

В первом случае школьники подбирают по таблице родов примеры имен существительных, склоняют их письменно, окон­чания выделяют; чтобы не было ошибок, берут такие примеры, в которых нет безударных окончаний.

Затем сравнивают, исследуют окончания и убеждаются, что, судя по окончаниям, падежные формы выстраиваются достаточно четко в три группы:

Организующая роль учителя сводится в основном к тому, чтобы не было таких существительных, которые составляют отклонение от общего правила. Случаи с мягкими и твердыми ocновами можно сразу не давать, оставить на вторую очередь. Случай с одушевленными существительными тоже не обязательно давать сразу, можно перенести на этапы углубления темы.

Достоинство исследовательского варианта в том, что склоне­ние существительных сразу предстает перед учащимися как сис­тема.

Догматический метод тоже имеет свои преимущества, поскольку он позволяет постепенно вводить 1-е, 2-е, 3-е склонения; что касается самого процесса склонения, записи, выделения окончаний, то все это имеет место и во втором варианте. Здесь нетруд­но заметить также исследовательские моменты, наблюдения, выводы, обобщения.

После уточнений три склонения сводятся в единую таблицу:

Из экономии места здесь дана сжатая таблица. Но в работе с детьми целесообразно воспроизводить вопросы, падежные формы включать в словосочетания и предложения для понимания и объяс­нения значений падежей в доступных случаях. Попутно разъясня­ются функции предлогов, варианты о и об, обращается внимание на твердые и мягкие основы склоняемых существительных и на то, что, в сущности, окончания и - это одно окончание: [акно], . С целью углубления понимания значений падежных форм целесообразно вводить их (формы) в различные сочетания: роди­тельный падеж: чего или кого нет, чего мы не ви­дим, чего не знаем? - Нет стены: мы не видим коня, виден уголок окна; у нас нет соли; Коля вернулся из города Иркутска...

Роль предлогов в образовании падежных форм может быть ис­следована школьниками методом лингвистического эксперимен­та: в самом деле, без предлога форма родительного падежа может не получиться: вернулся - откуда? Из города. Мне скучно. По­чему?- Без книги. Без тебя...

Винительный падеж: что видим, кого позвали? Видим лec вдали. Позвали соседа в гости. Возникает еще одна проблема -сочетаемости слов: она не изучается теоретически, но практически сочетания - в каждом предложении.

Все новые и новые наблюдения. Оказывается, предложный па­деж потому и называется предложным, что форма этого падежа употребляется с предлогами (о, в, на).

Составляется таблица предлогов, употребляемых с падежными формами существительных.

Углубление темы «Склонение имен существительных» возмож­но через введение осложняющих систему вариантов: несклоняе­мых имен существительных типа кофе, пальто; склонения сущест­вительных во множественном числе; склонения существительных типа учащийся; типа чудо - чудеса и мн. др.

Теоретическая работа:

обобщение всех грамматических изменений имен существи­тельных;

Соотнесение формального и семантического в системе формо­изменений существительных;

связи форм склонения и синтаксических связей в словосочета­нии и предложении.

Важнейшие виды упражнений учащихся

Окт 05 2010

Слова в русском языке распределяются по классам, которые называются частями речи. Современная научная классификация частей речи основывается на учете следующих признаков:
1) общее грамматическое значение (предмета, действия, признака предмета, признака действия, количества);
2) общая система изменения (существительные склоняются, прилагательные склоняются, глаголы спрягаются и т. д.);
3) общая синтаксическая функция.

По этим признакам выделяют следующие части речи.

1. Имя существительное обозначает предмет в широком смысле; имеет род, изменяется по числам и падежам; в предложении обычно бывает подлежащим или дополнением.
2. Имя прилагательное обозначает признак предмета; изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным; в предложении выполняет функцию определения или именной части составного сказуемого.
3. Имя числительное обозначает количество; изменяется по падежам; может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением.
4. Местоимение как часть речи выделяется в школьной традиции на основе присущей ему указательной функции. Местоимения – это слова, которые ничего не называют, но указывать могут и на предметы (ты, никто, некто, он), и на признаки (какой-то, некоторый, тот), и на количество (сколько, несколько).
5. Глагол обозначает действие или состояние; спрягается (изменяется по лицам и числам); чаще всего в предложении является сказуемым.
6. Наречие обозначает признак действия или признака, т. е. прилагательного; не изменяется; является обстоятельством, реже – определением.

Это самостоятельные, или знаменательные, части речи. В предложении они являются его членами. Выделяют также служебные части речи, которые не способны самостоятельно быть членами предложения:

1. Предлог служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях (в, из-за, через, в течение, вследствие).
2. Союз служит для связи однородных членов предложения и предложений (а, но, ибо, как будто и др.).
3. Частица вносит дополнительное значение в предложение – отрицание, сомнение, вопрос, усиление и т. д.: (не знал об этом; Неужели ты не знал об этом?; Даже он не знал об этом; Знал ли он об этом?).
Выделяется также группа звукоподражательных слов и междометий, которые не являются членами предложения, ничего не называют, но выражают чувства и побуждения. В речи они выступают как нечленимые предложения: Ах! Да! Ну! Ура! Мяу-мяу, кис-кис.
Рассмотрим каждую группу более подробно. Итак, имя существительное – это самостоятельная часть речи, самая многочисленная в русском языке. Она называет явления действительности:

Названия предметов и вещей;
названия живых существ;
названия событий и явлений общественной жизни;
названия явлений природы;
названия веществ;
названия отвлеченных свойств и признаков.
Таким образом, одним из главных грамматических признаков существительного является его предметность. По составу различают несколько групп существительных:
нарицательные и собственные;
отвлеченные и конкретные;
одушевленные и неодушевленные;
собирательные и вещественные.

К нарицательным относят такие существительные, которые обозначают обобщенные наименования явлений и предметов. Они называют группы однородных предметов. К таким существительным относятся, например созвездие, река, студент и т. д.
Собственные существительные называют конкретный предмет или явление, например Россия, Германия, Енисей и т. д. В свою очередь собственные существительные подразделяются на отдельные группы: имена, прозвища, фамилии людей (Николай, Чижик, Базаров); географические и территориальные названия (Темза, Петровка, Смоленщина и т. д.); наименования праздников, исторических событий и т. д.
Неодушевленные существительные называют неживые предметы, например машина, дом, станок и т. д. а одушевленные, наоборот – живые, например барсук, комар, лиса, лошадь, медведь и т. д.

Конкретные существительные называют конкретный предмет, события, факты, животное и т. д.
Отвлеченные существительные характеризуют отвлеченные понятия, качества, свойства, действия.
Вещественные существительные характеризуют то или иное вещество, кислород, водород, соль и т. д.
Собирательные существительные объединяют множество однородных предметов в одно целое, например молодежь, крестьянство, купечество и т. д.
Что касается имени прилагательного, то по лексико-грамматическим особенностям различают качественные и относительные.

Качественные прилагательные характеризуются тем, что обозначают признак, принадлежащий предмету непосредственно. Качественные прилагательные по роду признаков подразделяют на несколько тематических групп: признаки эмоционального состояния человека (печальный, веселый), признаки цвета, признаки пространства и места (узкий, просторный), признаки качества (плохой, хороший), нравственно-интеллектуальные признаки (трусливый, бессердечный).

Относительные прилагательные обозначают признак, указывающий отношения этого предмета к другим предметам. В свою очередь относительные прилагательные подразделяются на группы: собственно-относительные (стеклянная посуда, каменный пол, железные перила); притяжательные прилагательные (мамина заколка, бабушкины лепешки, медвежья лапа); порядковые прилагательные (седьмой день, первый игрок, третий брак). Собственно-относительные в свою очередь подразделяются на несколько подгрупп. Обусловлены они различными отношениями: отношением к действию (сверлильный станок, обеденный стол, стиральная машина); отношением ко времени или к месту (привокзальная площадь, дневное задание); отношением к другому предмету (журнальный столик, грозовая туча, хрустальная ваза). Иногда в переносном употреблении относительные прилагательные переходят в разряд качественных (каменное лицо, мирный разговор, сердечная беседа, стальные мускулы, золотые руки).
Различают несколько словообразовательных типов притяжательных прилагательных: прилагательные с суффиксами -он-, -ов– (отцова шапка, белкина норка); прилагательные с суффиксами -ск– (лермонтовские стихи, тургеневские девушки); прилагательные с суффиксом -j– (овечья шерсть, волчья лапа); прилагательные с суффиксом – ин– (крысиный хвост, куриное яйцо).

У числительного тоже есть ряд отличительных лексико-грамматических особенностей. Существуют количественные числительные (восемь больше шести), числительные целых единиц и дробные (одна пятая посевов). Существует также такая разновидность, как собирательные числитетельные (четверо, семеро).
Выделяются несколько типов местоимений:
местоимения-существительные (что-то, кто-то, ты, я, он, некто, они, себя);
местоимения-числительные (столько же, сколько);
местоимения-прилагательные (мой, твой, который, какой, чей).

В рамках местоимений выделяется несколько лексико-грамматических разрядов: личные и лично-указательные местоимения (вы, мы, он, ты, я); возрастные местоимение (себя); определительные местоимения (весь, всякий, каждый, иной); указательные местоимения (этот, тот, этакий, оба); притяжательные местоимения (наш, ваш, мой, твой); отрицательные местоимения (никакой, ничей, ничего); вопросительно-относительные местоимения (кто, что, какой, чей, который); неопределенные местоимения (чей-то, кто-либо, что-либо, нечто, некто, кое-кто, что-то).

Среди наречий выделяют две разновидности:
производные (образуются от знаменательных частей речи);
непроизводные(около, тут, где, тогда, очень, чуть).
Предлоги различают первообразные, возникшие еще очень давно. К таковым можно отнести (за, на, от, над, под, через, для, перед). Бывают они производные, наречные, отглагольные, отыменные, составные, простые.

Частицы вносят в предложения различные смысловые и модальные оттенки. Различают несколько видов частиц: уточняющие (точно, именно, как раз, ровно), указательные (вон те, вот, это, то), выделительно-ограничительные (единственно, только, лишь, почти), усилительные (уж, даже, уже, и), уступительные (все же, все ж таки), вопросительные (неужели, разве), побудительные (пусть, давай, а ну), утвердительные и отрицательные (отнюдь не, точно), формообразующие и словообразовательные. Междометия различают эмоциональные, побудительные).

Иногда одни грамматические формы могут употребляться в значении других. Таким образом, речь стилистически окрашивается. Здесь речь идет о глагольных формах. Например, глагол настоящего времени может быть взят для обозначения прошедшего. Таким образом, происходит наглядное представление действий. Порой глагол в настоящем времени используется для обозначения событий, которые должны произойти в ближайшем будущем: «Прощай, любимый город, уходим завтра в море».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Ответ на билет № 14 . Литературные сочинения!

Лекция 19 Имя существительное

В данной лекции системно рассматривается имя существительное как часть речи.

Имя существительное

В данной лекции системно рассматривается имя существительное как часть речи.

План лекции

19.1. Общее значение имени существительного.

19.2. Лексико-грамматические разряды существительных.

19.3. Грамматические значения рода, числа, падежа у существительных.

19.4. Склонение существительных.

19.5. Переход слов других частей речи в существительное.

19.1. Общее значение имени существительного

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?, обладает признаками рода, числа и падежа, в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.

19.2. Лексико-грамматические разряды существительных

Нарицательные

Обобщенные наименования

однородных предметов (дождь, город, аллея )

Большая часть нарицательных существительных имеет и единственное, и множественное число (город - города, сад - сады)

Собственные

Наименования отдельных лиц, животных, явлений, событий, единичных предметов (Александр, Москва, Днепр, «Юность» )

Как правило, собственные существительные употребляются в форме только одного числа - либо единственного (Урал, «Чайка» ), либо множественного (Карпаты, «Новости» )

Конкретные

Наименования отдельных предметов неживой природы и живых существ, а также конкретных проявлений действий, состояний процессов, которые поддаются счету (книга, медведь, прыжок, вечер )

Конкретные существительные употребляются как в единственном, так и во множественном числе (книга - книги, вечер - вечера)

Отвлеченные

Наименования различных абстрактных понятий - качеств, действий, состояния (милосердие, открытость, воплощение )

Отвлеченные, собирательные, вещественные существительные относятся к нарицательным, неодушевленным (или стоят вне различий по одушевленности-неодушевленности), обозначают предметы и явления, не поддающиеся счету. Эти существительные, как правило, употребляются в форме только одного падежа - либо единственного (человечество, воск, счастье ), либо множественного (финансы, всходы, опилки )

Собирательные

Наименования совокупности живых существ или предметов как единого целого (детвора, студенчество, листва)

Вещественные

Наименования однородных по составу веществ (полезных ископаемых, химических соединений, лекарств, материалов, пищевых продуктов), которые можно измерять, но не считать (золото, нефть, молоко, цемент )

Одушевленные

Называют живых существ - лиц и животных (ребенок , врач, слон, дельфин )

Грамматически значение одушевленности-неодушевленности выражается винительным падежом множественного числа.

У одушевленных

В.п. мн. ч.= Р.п. мн. ч.

У неодушевленных

В.п. мн. ч. = Им. п. мн. ч.

Им.п. друзья, яблоки

Р.п. друзей, яблок

В.п. друзей, яблоки

Неодушевленные

Называют предметы неживой природы (окно, земля, договор )

Принципы выделения лексико-грамматических разрядов существительных различны, поэтому одно существительное принадлежит одновременно к нескольким разрядам. Например:

19.3. Грамматические значения рода, числа и падежа у существительных

Определение значения рода у существительных

Среди слов на -а (-я) есть существительные, которые могут быть отнесены в зависимости от пола то к мужскому, то к женскому роду: Он такой недотрога - Она такая недотрога. Такие слова называются словами общего рода (плакса, самоучка, неряха, разиня, лиса, егоза, задира, невежа, недотрога, паинька, сластена и т.п.).

Число - словоизменительная грамматическая категория существительного, которая указывает на количество одушевленных и неодушевленных предметов. Категорию числа образуют грамматические значения единственного и множественного числа.

Определение значения числа у существительных

слова употребляются

в значении обоих чисел

слова употребляются только в значении ед.ч.

слова употребляются только в значении мн. ч.

1.названия конкретных предметов и разных понятий, подлежащих счету

(огонь, доска, решение )

1.собственные существительные (Наталья, Одесса, Кавказ ), 2.собирательные существительные (детвора, молодежь, зелень) ,

3.вещественные существительные (черника, капуста, медь) ;

4.отвлеченные существительные (вместимость, милосердие, поэзия)

1.названия парных предметов или предметов, состоящих из нескольких частей (сани, очки, ножницы, брюки, весы, хоромы, грабли) ,

2.названия отвлеченных действий, игр, обрядов (дебаты, выборы, жмурки, именины, крестины, прятки) ,

3.названия определенных временных промежутков (будни, сумерки, каникулы) ,

4.названия веществ, материалов (дрожжи, чернила, макароны, румяна) ,

5.существительные собственные (Афины, Карпаты, Гаваи)

Падеж - словоизменительная грамматическая категория, которая выражает синтаксические отношения существительного к другим словам в словосочетании и предложении.

19.4. Склонение существительных

Таблица 1 раскрывает содержание понятия склонение в первом значении, таблица 2 - во втором.

Таблица 1

Таблица 2

19.5. Переход слов других частей речи в существительное

Переход в разряд имен существительных других частей речи называется субстантивацией.

Сравним: детская одежда - оборудованная детская

дежурный врач - дежурный по столовой

ребенок, учащийся в школе - учащийся школы

Дата: 2010-05-18 10:43:01 Просмотров: 3197

Грамматическое значение имени существительного.

(Иванова и др.) Имя существительное - знаменательная часть речи, обладающая значением предметности. Предметность - грамматическое значение, в силу которого словесные единицы - названия как собственно предметов, так и не-предметов (абстрактных понятий, действий, свойств и т. д.) - функционируют в языке сходным образом с на­званиями собственно предметов. Словообразовательные средства отглагольных, отадъектнвных существительных создают возмож­ность для названий-состояний, свойств, качеств и т. п. функционировать синтаксически наряду с названиями предметов: movement, strangeness, activity. Эти образования называются синтаксическими дериватами. Морфологическое их функционирование во многих случаях ограничено: не все синтаксические дери­ваты способны участвовать в морфологических категориях имени. Это - одна из важнейших черт полевой структуры имени существительного.

Словообразование существительного. Словоизменительный аппарат существительных весьма беден. Что касается его морфемной структуры, то здесь следует отметить, что очень распространена однослоговая структура, в которой совпадают по звуковому оформ­лению (хотя функционально они различаются) корень, основа и слово. Вместе с тем, существительное имеет словообразовательный аппарат, значительно превосходящий по разнообразию аппарат словоизменения. В грамматическом плане это немаловажно потому, что суффиксы, помимо своей семантической функции, являются показателями принадлежности данного слова именно к существи­тельным.

Суффиксальная структура наблюдается, в основном, в двух больших группах: в существительных лица и в существительных отвлеченных.

Наиболее характерны следующие суффиксы лица: -er, -ist, -ess,-ее-singer, naturalist, authoress, legatee. Из суффиксов отвлеченных существительных самые характерные: -ness, -ion, (-ation, -ition),-ity, -ism, -ance, -ment- lateness, rotation, ignition, security, socialism, elegance, movement.

Подклассы существительного. Существительные подраз­деляются на имена нарицательные и имена собственные .

Нарицатель­ные имена представляют собой обобщающее название любого пред­мета, обозначаемого ими: river может относиться к любой реке, dog - к любой собаке, pleasure- к любому ощущению удовольствия.

Имена собственные , в противоположность этому, не имеют обобщаю­щего понятийного содержания; они являются названием, кличкой отдельных индивидуальных существ или предметов, они закреплены именно за данной особью, но не распространяются на остальные сходные явления. Так, John - скорее всего имя человека мужского пола, но, в сущности, может быть закреплено и за собакой, слоном и т. д.; Spot может быть именем собаки, кошки, лошади и т. п.; the Cutty Sark - название известного английского клипера (быстро­ходного океанского судна), но оно не содержит указания на эту отнесенность и могло бы быть названием кафе, кино, коттеджа. Имена собственные не лишены грамматических категорий, свой­ственных существительным нарицательным; однако грамматика в первую очередь занимается именами нарицательными, обладающими обобщающим значением.

Поскольку существительные называют предметно любые явления языковой действительности, они представлены самыми разнообраз­ными лексическими группами. Взаимодействуя с грамматическими категориями, эти группы создают разветвленную полевую структуру существительного.

Набор морфологических грамматических категорий существи­тельного весьма беден. Бесспорно существует категория числа. Чрезвычайно спорным представляется существование категории падежа. Грамматической категории рода в английском не существует.

Проблема категории рода. Категория рода в английском исчезла окончательно уже к концу среднеанглийского периода. Обозначение биологического пола существует в языке, но при этом используются средства чисто лексические или словообразователь­ные: boy - girl, cock - hen; bull - cow; waiter - waitress, lion - lioness; he-goat - she-goat. To же самое наблюдается в ряде индо­европейских языков при обозначении различия пола: учитель-ница, доктор-ша, тигр-ица; нем. Lowe - Lowin, Lehrer - Lehrerin.

Б. Стрэнг, автор книги «Modern English Structure», и некоторые другие авторы утверждают, что в английском имеется категория рода существительного на том основании, что возможна субституция имени местоимением, указывающим на биологический пол или не­одушевленность: he, she, it. Такая точка зрения представляется со­вершенно неприемлемой, так как речь идет о субституции имени другой частью речи и о перенесении признака этой другой части речи на существительное, не обладающее этим признаком. Да и для местоимений указанное значение является чисто лексическим и к грамматическому значению отношения не имеет.

Категория числа. Основное значение категории числа - противопоставление одиночности и множественности предметов. Под множественностью имеется в виду количество свыше одного. Единственное число передается базисной формой, т. е. формой, не имеющей окончаний и совпадающей сосновой. Множе­ственное число обозначается на письме формантом -s, который peaлизуется как ряд алломорфов - /z/, /s/, /iz/ в зависимости от характера финального звука основы (dogs /z/, potatoes /z/, books, bats /s/; classes, bushes /iz/). Такова продуктивная словоизменитель­ная модель формы множественного числа; её можно назвать «откры­той моделью», так как новые слова, появляющиеся в языке, оформ­ляются во множественном числе именно этим способом.

Авторы, стремящиеся максимально формализовать описание языка, в частности структуралисты, обычно рассматривают отсут­ствие окончания в единственном числе как наличие нулевого суф­фикса. Однако нулевой суффикс не является морфемой, т. е. линейно выделимым отрезком, имеющим звуковую форму. Представ­ляется, однако, возможным говорить о нулевом экспоненте без записи его как морфемы.

Наряду с открытой моделью, существует ряд закрытых групп; входящие в них существительные образуют формы множественного числа с помощью непродуктивных средств, закрепленных только за данными существительными. Это суффиксы, функционирующие только в пределах данных групп: а) суффикс -еп, закрепленный за двумя существительными - oxen, children; б) суффиксы латинских форм множественного числа, заимствованные вместе с теми существи­тельными, которые они оформляли в латыни: -i (nucleus - nuclei), -a (stratum -strata); -ae (antenna - antennae). Список этих суще­ствительных невелик, и, что очень важно, у существительных, имеющих широкое употребление, появляются собственно-англий­ские формы: наряду с termini - форма terminuses; наряду с antennae - antennas.



Дескриптивисты Хэррис, Хоккетт и другие рассмат­ривают суффикс -еп как алломорф (вариант) морфемы s/z, основыва­ясь на их одинаковой функции; очевидно, если принять эту точку зрения, сюда же следует причислить и приведенные выше оконча­ния латинских заимствований. Такая точка зрения возможна только в том случае, если морфема определяется как элемент чисто функ­циональный, безотносительно к ее звуковому оформлению. Между тем, алломорф устанавливается на основании звуковой и смысловой общности. С другой стороны, функциональную общность различных суффиксов множественного числа нельзя отрицать. Мы предлагаем термин «функциональные синонимы», которым будут обозначаться те или иные грамматические средства, сходные функ­ционально, но не являющиеся алломорфами.

Наряду с суффигированными формами, в языке существует не­большая, но очень стойкая группа существительных, использующих чередование гласных для образования множественного числа: /u:/ - /I:/ - tooth - teeth, foot - feet; /au/ - /ai/ - mouse - mice, louse - lice; /u/ - /I:/ - woman - women; / æ / - /е/ - man - men. Чере­дование /ai/ - /i/ существует также в основе child - children, на­ряду с суффиксацией. Это чередование отражает древний способ образования грамматических форм и сохранилось, как видно из пе­речня слов, у очень немногих существительных.

Наконец, у некоторых существительных отсутствует формальный признак множественного числа: sheep, deer, swine. Так, в предло­жении The sheep fell into the ditch определить форму числа sheep невозможно, если оно не подсказано более широким контекстом.

Это только с первого взгляда кажется, что имя существительное - очень простая часть речи. На самом деле она имеет множество вариантов написания, произношения и употребления. Общее грамматическое значение имени существительного и все самые важные моменты будут отмечены в этой статье. Здесь будет изложено все, что необходимо знать об этой части речи, чтобы не делать глупых ошибок в произношении и на письме. Некоторые не знают, какова роль имени существительного в предложении Разберемся более подробно в нашей статье.

Что это за часть речи

В первую очередь следует разобрать общее грамматическое значение существительного. Здесь проблем возникнуть не должно. Поскольку всем известно, что имя существительное относится к самостоятельным частям речи и обозначает предмет. К нему можно задать всего два вопроса: кто? или что?

Следует запомнить что существильное может обозначать:

  • вещи (например, компьютер, шкаф, телефон);
  • людей (женщина, мужчина, ребенок, юноша);
  • вещества (чай, борщ, молоко);
  • все живые существа (собака, лошадь, тигр, микроб);
  • разнообразные события и природные явления (ураган, дождь, война);
  • разнообразные действия, свойства веществ, черты (красота, прыжок, злость).

Таким образом, общее грамматическое значение существительного не вызовет затруднений при изучении. Правило легко запомнить. Его знают все дети начальных классов.

Разряды

Если общее грамматическое значение существительного понятно, то можно переходить к следующему разделу, который уже более подробно расскажет об этой части речи. Существительное делится на четрые разряда:

  • Собственные.
  • Нарицательные.
  • Одушевленные.
  • Неодушевленные.

В первую очередь следует рассмотреть собственные и нарицательные.

Из первого названия можно сделать вывод, что собственные существительные - это конкретные названия, которые могут обозначать только один предмет или человека и больше ничего другого.

Сюда относятся не только имена людей, но и клички животных, а также имена древних богов, о чем часто забывают ученики. Также в этот список включаются названия городов и стран, а также других географических объектов. Далее названия планет, галлактик и всех остальных астрономических наименований. Также к числу собственных имен существительных относятся названия всех праздников, названия предприятий и организаций, государственных служб и т.п.

Важно, не терять границ между именами Поскольку в русском языке допускается переход нарицательного в собственное и наоборот.

Далее следуют одушевленные и неодушевленные существительные. Здесь уже ситуация немного проще. В этом разделе главное запомнить то, что одушевленными могут быть только люди и животные. Все остальные существительные являются неодушевленными.

Также стоит запомнить то, что, когда одушевленное существительное ставится во множественное число, то форма винительного и родительного падежей совпадают. А у неодушевленных во множественном числе совпадает форма винительного и именительного.

Категория падежа

Данный раздел предусматривает деление существительного на склоняемые и несклоняемые. Ко второй группе относится небольшое количество слов, которые в любом падеже имеют одну форму. Все остальные слова склоняются по падежам и меняют свою словоформу.

Категория числа

Имя существительное имеет три группы числа:

  • слова, которые имеют две формы: и едиственное, и множественное: палец - пальцы;
  • слова, которые выступают только в единственном числе: крупа, горох, морковь;
  • существительное только во множественном числе: сутки, духи, грабли.

Категория рода

Категорию рода имеют существительные, которые можно ставить в форму единственного числа. Они могут делиться на мужской, женский и средний род. Есть отдельная группа существительных, которые отностся к общему роду, но их не так много.

Чтобы определить род существительного необходимо согласовать его с именем прилагательным, глаголом или причастием.

Интересной категорией является общий род. Сюда относится около 200 слов русского языка. Все они в большинстве случаев относятся к разговорной речи. Это слова, которые стоят в именительном падеже единственного числа и имеют окончание -а. Обычно они характеризуют предмет или лицо по какому-то признаку. Они придают речи некие краски и эмоции. Чтобы было понятнее, к таким словам относятся: пьяница, обжора, плакса и другие.

В русском языке есть некоторые слова, род которых определить проблематично. Такие слова рекомендуется просто запомнить, чтобы не наделать ошибок. Одним из таких слов является слово "кофе". Многие относят его к среднему роду, но нет. "Мой кофе" - это всегда мужской род.

Склонение

В русском языке есть три на которые делятся имена существительные. Определить склонение существительного достаточно просто, нужно лишь запомнить категорию рода и окончание.

Так, к первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже имеют окончание -а, -я. Второе склонение - это существительные мужского рода, которые окончания не имеют, или, как говорят учителя русского языка, имеют нулевое окончание и средний род с окончанием -о, -е. И третье склонение - это имена существительные жеского рода, которые не имеют окончания.

Употребление имен существительных в художественной речи

Употребление имен существительных в художественной речи - это очень важный момент. К сожалению, школьная программа не предусматривает рассмотрение подобной темы, но она крайне необходима ученикам. Часто в старших классах ученики начинают делать ошибки в сочинениях и затрудняются в тех случаях, когда учитель просит найти в тексте метафору, которая выражена именем существительным.

Вообще, в художественном тексте существительное может быть не только метафорой. Оно может придавать тексту определенных красок, эмоций, экспрессии. Учителям нужно делать акцент на этом, чтобы детям было проще составлять сочинения и разбирать литературные тексты.

Вывод

В статье было подробно рассказано об общем грамматическом значении существительного, его категориях, склонениях и вариантах употребления.

Следует обратить внимание на существительные только во множественном числе, такие слова нужно знать наизусть. Особое внимени уделить роду и склонениям.

Если отнестись к процессу изучения языка со всей ответственностью, то серьезных проблем у вас не возникнет.