Общее понятие о характере и его природе. Понятие о характере

Характер – целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.

В характере личность раскрывается со стороны ее содержания.

Говоря о характере (что в переводе с греческого означает «чеканка», «печать»), обычно понимают те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям.

Характер человека как социального существа детерминирован его общественным бытием . Он является сочетанием индивидуального и типичного. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типичные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты характера. Типичные характеры является продуктом общественно - исторических условий.

Свойства характера.

- Определенность характера - это характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. У людей с неопределенным характером сходные черты отсутствуют или выражены слабо.

- Цельность характера отличается отсутствием противоречий между осознанием цели и самой деятельностью, единством мыслей и чувств.

- Противоречивость характера - присущи расстройство убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

- Твердость характера проявляется в последовательности действий и устойчивости в отстаивании позиций, решений и принципов.

- Сила характера проявляется в энергии, с которой человек ставит обоснованную цель и добивается их достижения, несмотря на препятствия.

- Уравновешенность характера отражает оптимальное соотношение сдержанности и активности, произведенное человеком равенство поведения, которое позволяет сохранять присутствие духа в трудных условиях жизнедеятельности.

Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения , одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.

Многообразные черты характера объединяются в следующие группы:

1. Волевые черты характера - длительные индивидуальные особенности регуляции деятельности и поведения. Волевые качества личности – стержень характера. Сила воли обеспечивает формирование таких положительных черт характера, как целеустремленность, настойчивость, упорство, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, мужество, дисциплинированность.

2. Эмоциональные черты характера - длительные индивидуальные особенности непосредственного спонтанного регулирования поведения (уязвимость, сентиментальность, эмоциональная продолжительность).

3. Интеллектуальные черты характера - длительные индивидуальные особенности интеллектуального таланта (теоретический или практический склад ума, способности, производительность ума, любознательность)

4. Нравственные черты характера.

Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в нем приобретают особенную значимость и выраженность. Характер – это единство личности, опосредующее все ее поведение. Определяя господствующие побуждения, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет, как в том, что он делает, так и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. Характер теснейшим образом связан с мировоззрением.

  • 1. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.
  • 2. Расскажите об основных типах темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический).
  • 3. Расскажите о психологических характеристиках различных типов темперамента.
  • 4. Почему темперамент считается врожденным образованием?
  • 5. В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека?
  • 6. В чем проявляется темперамент человека?
  • 7. Какие типологии темперамента вам известны?
  • 8. На каких основаниях строится типология темперамента в школе И. П. Павлова?

Характер

Общее понятие о характере и его проявлениях

В психологии понятие характер (от греч. character - печать, чеканка) означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что это человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные качества - свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе - такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность - свойства его характера. Порой даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей его жизни. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и проч.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности она поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того, как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный: благодаря развитию личности развивается и сам коллектив.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер - это не просто любое проявление твердости, упорства и т. п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни - главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности - это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов -- игрой в городки, Д. И. Менделеев - чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности и интересы, они определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения - его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т. д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т. д.).

Акцентуация характера - более выраженное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии.

Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), дисгармоничный склад личности, в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.

Существуют варианты в характере человеческих реакций на окружающее: встречаются люди с более или менее выраженным эгоизмом или альтруизмом, более или менее честолюбивые, более или менее способные к состраданию, более или менее исполненные чувства долга и т. д. Это значит, что в сфере стремлений и склонностей на основании таких вариаций возникают человеческие индивидуальности - люди отличаются друг от друга, но еще не являются акцентуированными личностями.

Акцентуированные черты характера далеко не так многочисленны, как черты вариантные. Это те же самые черты, но они имеют наклонность перейти в патологию. Считается, что такие черты существуют и у среднего человека, однако при незначительной степени остаются незаметными для окружающих. Если они достигают определенной силы, то накладывают свой отпечаток на личность; при еще большей выраженности отражаются как помеха на всем складе личности. Таким образом, акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера обнаруживают избирательную уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Акцентуированным личностям присуща готовность к особенному (как социально положительному, так и социально отрицательному) развитию. Если некоторые из них предстают перед нами в негативном свете, то это происходит потому, что внешние обстоятельства были неблагоприятными для их характера, хотя в других обстоятельствах они могли бы развиваться в людей, способных на недюжинные поступки.

Твердых правил, на основании которых можно было бы диагностировать акцентуированные черты личности, к сожалению, не существует. Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Три основных определяющих критерия - тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация.

Учение об акцентуациях характера появилось еще в XIX в. (Б. М. Бехтерев). Наибольшую известность получил термин “акцентуированная личность” (К. Леонгард, 1968), однако правильнее говорить об “акцентуациях характера” (А. Е. Личко, 1977).

Личность - понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Различия акцентуации и психопатии в том, что при психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Рассмотрим некоторые типы психопатий и акцентуаций характера:

Истероидный тип. Его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе - восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитаются даже негодование или ненависть, направленные в его адрес, но только не равнодушие -- только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Внушаемость, которую нередко выдвигают на первый план, отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если внушение не льет воду на мельницу эгоцентризма. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.

Психастенический тип. Главными чертами в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассудительности, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий (от лат. obsessio - осада, охватывание) -- навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Астенический тип Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии.

Сенситивный тип. С детства проявляет пугливость и боязливость. Трудности адаптации чаще всего возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают два главных качества сенситивного типа: чрезвычайная впечатлительность и резко выраженное чувство собственной недостаточности.

Лабильный тип. Главная черта - крайняя изменчивость настроения. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина.

Неустойчивый тип. При сходстве названий “лабильный” и “неустойчивый” следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе - к поведению. Безволие представителей этого типа отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений они также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению.

Циклоидный тип. В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели. У лабильных циклоидов фазы гораздо короче - несколько “хороших” дней сменяют несколько “плохих”.

Гипертимный тип. Отличается повышенной психической активностью, оптимизмом, жизнерадостностью. Гипертимно- неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность - в конечном итоге это может привести к асоциальному образу жизни.

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты. При столкновениях с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает желание разжалобить других (вплоть до демонстративных суицидных действий) и произвести впечатление своей незаурядностью, прихвастнуть, “пустить пыль в глаза”.

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу.

Шизоидный тип. Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.

Эпилептоидный тип. Основные черты этого типа - склонность к дисфориям и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние аффективной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, ту- гоподвижность, тяжеловесность, инертность, накладывающие отпечаток на всю психику - от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличают злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Аффективные разряды эпилептоида лишь на первый взгляд кажутся внезапными. Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны - эпилептоид долго не может остыть.

Конформный тип. Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Как известно, в современной социальной психологии под конформностью принято понимать подчинение индивидуума мнению группы в противоположность независимости и самостоятельности. В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности. Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, будучи самой устойчивой чертой.

Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера: переходящие, тран- зиторные изменения (по сути дела они по форме те же, что и при психопатиях); относительно стойкие изменения. Последние могут быть нескольких типов.

  • 1. Переход явной акцентуации в скрытую, латентную.
  • 2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием неблагоприятных условий среды психопатических развитий, достигающих уровня явной патологии.
  • 3. Трансформация типов акцентуаций характера, присоединение к основному типу черт близкого, совместимого с ним типа акцентуации. В некоторых случаях черты последнего становятся доминирующими. Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям - в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимно- го типа в шизоидный, лабильного - в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сенситивную основу.

Учение о характере - характерология - имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. physis - природа, gnomon - знающий) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. cheir - рука и manteia - гадание, пророчество) - система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики.

Более ценным в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в разных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным, и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

В переводе с греческого языка слово "характер" означает "печать", "оттиск", а в смысловом значении – отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности. Однако из генетического арсенала индивид черпает лишь то, что необходимо для разрешения устойчивой системы жизненных задач.

В отличие от понятия "личность" понятие "характер" охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения . Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально-функциональными особенностями индивида.

Поведение человека не предопределяется врожденными инстинктами. Но его жизнь была бы в опасности, если бы ему приходилось постоянно обдумывать каждый свой шаг. Многие его действия должны совершаться с устойчивой направленностью и операциональной определенностью. Система свойств характера индивида как бы замещает у него систему инстинктов животных, обеспечивая стабильную цельность и последовательность, адаптивность поведения личности. Характер – мера уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Включая в себя природные задатки (тип высшей нервной деятельности, темперамент), характер определяет тип взаимодействия данного индивида с внешним миром.

Характер – социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Единство характера не исключает, однако, того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же индивида реализуются различные и иногда даже противоположные его качества.

В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека , особенно в детские и юношеские годы. Однако поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте. В раскрытие сущности и типологии характера существенный вклад внесли 3. Фрейд и Э. Фромм.

До Фрейда характер представлялся как устойчивый образец поведения, присущий данному индивиду, как волевая особенность поведения. Фрейд развил теорию характера как систему стремлений индивида, обосновал динамическую концепцию характера. Фрейд утверждал, что характер индивида – это определенная направленность его жизненной энергии (либидо). Одна и та же внешне выраженная форма поведения может иметь различную мотивацию. Устойчивые способы поведения определяются устойчивой системой мотивации. ("При изучении характера, – заметил Бальзак, – имеешь дело с побуждающими человека силами".)

Характер – это судьба, устойчивое личностное санкционирование своего поведения. Отсюда непреодолимое стремление людей "показать " характер.

Итак, характер – это система устойчивых, обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией индивида. Характер – это печать ориентационно-операционных особенностей психики индивида.

Проблема характера – проблема целостного охвата психических особенностей индивида. "...Всякий отдельный человеческий организм имеет особый, ему одному присущий способ и характер поведения в целом и эти особенности поведения, несмотря на их индивидуальные различия, могут быть все же сведены к известным типам... все многообразие таких особенностей может быть исчерпано некоторыми основными классами типических случаев".

Физиологическая основа поведения индивида охватывается понятием "темперамент", социально обусловленная же сфера его поведения – понятием "характер". Темперамент более соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер – с волевой сферой. Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики. Отличительные черты, свойственные индивиду от природы, накладывают отпечаток и на его характер, т. е. и на социально сформированные способы его поведения. Анализируя характер человека, необходимо различать его эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные (внешне обусловленные) особенности. Но эти группы характерологических особенностей взаимосвязаны. Социальное наследование коррелирует с биологическим наследованием. "Смысл социального воспитания с научной точностью определяется как известный социальный отбор, который воспитание производит из множества возможностей, заключенных в ребенке, предоставляя осуществляться только одной"*. Из "кипящего котла" органических сил индивида высвобождаются те, которые затребованы социально обусловленной необходимостью.

Характер человека – обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды . Человек вынужден вести себя в соответствии с внешними условиями. И наиболее устойчивые и значимые из них "выковывают" соответствующие черты характера индивида. Удачные и неудачные способы его поведения со временем обобщаются, стереотипизируются и выступают как особенности характера человека. Воспитание человека, формирование его характера – это отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социокультурном контексте.

В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания.

Одни черты характера выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными. Существенным качеством характера является сбалансированность его черт – цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей.

Многие черты характера формируются у человека очень рано . Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера. Этот возрастной период отличается и высокой поведенческой активностью. Дети стремятся к формированию своих поведенческих возможностей. В связи с этим существенное воспитательное значение приобретает метод упражнения.

Условия среды, одобрение и порицание различных форм поведения микросредой образуют при этом основное русло формирования характера. Но характер – это и способность индивида отстаивать свой стиль жизнедеятельности и свою жизненную позицию. Природа каждого индивида вступает в свои "сцепления" с действительностью. В этом взаимодействии внутреннего и внешнего возможны различные противоречия, внутриличностные конфликты. Только учитывая специфику взаимодействия внутреннего и внешнего у данного индивида, можно создать эффективные условия, направленные на мобилизацию положительных и подавление отрицательных качеств индивида. Иногда внешне ничтожное вмешательство в жизнедеятельность индивида приводит к кардинальным сдвигам в его поведении. "Никакого непосредственного вмешательства в образование характера не может быть... Непосредственное воздействие воспитателя на образование характера было бы так же нелепо и смешно, как если бы садовник вздумал содействовать росту дерева тем, что стал бы его механически тащить из земли вверх. Но садовник влияет на прорастание растения не непосредственно, вытаскивая его за верхушку из земли, а косвенно – через соответствующие изменения среды"*. Люди таковы, каковы устойчивые требования среды.

При коррекции негативных качеств характера воспитатель встречается с сопротивлением не только природы, но и затвердевшего пласта поведенческих реакций, приобретенных индивидом в предшествующем опыте, со сферой его подсознания. Ломка сложившихся стереотипов – это тяжелый нервно-психический труд. При этом возможны эмоциональные срывы и конфликты. Только глубокие жизненные кризисы, интимные процессы покаяния, внутреннего самопостроения ведут к кардинальным изменениям в характере человека.

Не существует среднего стандарта индивидуального поведения. Поведение каждого человека в тех или иных его проявлениях значительно отклоняется от средней нормы. Многие умственно одаренные и даже гениальные люди признавались в детстве малоспособными, людьми со странностями в поведении. Человек с большими способностями в одной сфере деятельности нередко бывает малоприспособленным к другим сферам. Люди стремятся самореализоваться в наиболее подходящих для их характера сферах общения и деятельности.

Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительских приемов поведения. В характере интегрируются все его психические особенности. Какие формы поведения отбираются индивидом? Это зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации. Затормаживаются и угасают те поведенческие проявления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения. "Утверждаются" приемы, содействующие самореализации индивида.

Важнейшим качеством характера является способность индивида адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать оптимальные решения . Формирование характера связано со способностью индивида к научению, с реальными возможностями научения в различных возрастных периодах, на различных этапах его психического созревания.

В характере проявляются закономерности функционирования навыков и привычек. При этом существенное значение приобретает механизм переноса навыков, их упрочнения в результате систематического функционирования, противодействия (интерференция) упрочившихся навыков формированию новых.

В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения (например, приобретенная беспомощность). А под культурными напластованиями в психике человека всегда "дышит" незатухающий вулкан древнейших природных образований. И чем сложнее для данного индивида поведенческая ситуация, тем выше вероятность извержения этого вулкана. Нередко проявления характера индивида настолько видоизменяются под воздействием его психического состояния, что человек не узнает сам себя.

Человек способен регулировать свой характер, погружая себя в психические состояния, адекватные текущей поведенческой ситуации. Отдельные особенности, черты характера – это лишь элементы психической структуры личности. В каждой значимой поведенческой ситуации происходит функциональная интеграция всех поведенческих механизмов данного индивида. Лишь с учетом этого обстоятельства можно перейти к классификации и систематизации характерологических свойств человека.

Проблема характера и его развития имеет давнюю историю и относится к сложным в психологии. Начало ее изучения и разработки приходится в сутки Древней Греции и связан с именами Платона, Протагора, Аристотеля, Феофраста (Теофраста). Вместе с тем это и вечно новая проблема, потому что возникает постоянно с рождением каждого ребенка, с появлением нового поколения и непременными заботами о его воспитании.

Интерес к этой проблеме был значительным в каждую эпоху исторического развития человеческого общества. Особенно остро стоит она сегодня в связи с переломными событиями в нашей стране.

Термин "характер" греческого происхождения (от глагола "царапать", "писать на камне, дереве или меди»). Сначала он обозначал инструмент для того, чтобы выработать чеканки, штамп или клеймо, печать; затем - образ чеканки, штампа, клейма, печать, приметы отпечатка. По образу печати или отпечатка определялась, например, ценность монеты. В Древней Греции образ чеканки начал применяться и к человеку, сначала для определения черт ее лица, а затем - особенностей поведения.

Издавна под термином «характер» понимают устойчивые особенности, совокупность устойчивых свойств или признаков, которые отличают предметы, явления. Однако в древности этот срок редко использовался. Даже в первой книге о характере ученика Аристотеля Феофраста, которая была написана примерно после 319 г. до н. Э. е., этот термин употребляется только один раз - в заголовке (книга называется "Характеры"). И только с XIX в. слово "характер" с различными оттенками своего общепринятого значения начинает широко использоваться и прочно входит в повседневную и научный язык.

В смысле устойчивой признаки, указывающая на различия, слово "характер" употребляется в естественных и гуманитарных науках. В этом смысле говорят о характере болезни, погоды, живописи, музыки, архитектуры. Несколько иное значение оно приобретает, когда говорят о характере человека.

По отношению к человеку раскрыть его характер - значит показать, устойчивые существенные черты или особенности ей присущи, отличающих ее от других людей, подчеркивают ее индивидуальное своеобразие, определяют поведение в целом, отношение к себе и другим людям, к деятельности и общества; позволяют предполагать, как она поступит в тех или иных ситуациях и при определенных обстоятельствах.

Характер играет основную роль в выявлении содержания внутреннего мира человека, в нем проявляется его "Я", ее жизненная позиция. В характере ярко и полно выражена сущность личности. И хотя личность не сводится только к характеру, знать характер - это, по сути, знать личность. В жизни люди так и делают. Они строят личные отношения на основе знаний о характере друг друга, то есть знание того, что их объединяет, а разъединяет.

Характер - самое ценное достояние личности. В общении людей его жизненное значение огромно. Людей с недобрым характером остерегаются и избегают, потому что они способны создать трудности и конфликтные ситуации там, где для них нет почвы, постоянно ускладнююють решения повседневных вопросов и тому подобное. Человек с дружелюбным характером привлекает, вызывает доверие и уважение к себе, является авторитетом и образцом поведения для других. Она становится для других наглядным мерилом нравственного совершенства. С ней легко преодолеваются жизненные трудности, решаются проблемы и конфликты, достигается взаимопонимание. Она способна к оказанию бескорыстной помощи и всегда с оптимизмом смотрит в будущее.

Выделяют несколько признаков характера.

Во-первых, под характером понимают качество личности, нечто особенное в психическом складе человека, отличает ее от других людей.

Во-вторых, подчеркивается стойкость характера и вместе с тем его пластичность.

В-третьих, признается выражение характера в поведении, или в виде формально-динамических качеств, так называемых непосредственных, первичных, быстрых, эмоционально окрашенных реакций на внешние воздействия; или в виде осознанных стремлений действовать согласно моральным нормам и принципам общежития.

В зависимости от того, какие признаки и в каком сочетании учитываются, термин "характер" в повседневной речи и науке используется в значении или способностей, или темперамента, или воли, или нравственной категории.

В смысле способностей термин "характер" чаще используется в повседневном обиходе. Например, обсуждая действия того или иного человека, мы обычно говорим: "Да, он способен (не способен) так сделать".

В.С Мерлин выдвинул положение, согласно которому черты характера и способности различаются только как различные аспекты психологического исследования. Эта теория, собственно, ставит знак равенства между способностями и характером, не совсем правомерно. Действительно, чтобы реализовать свои возможности, человеку нужно иметь сильный характер, и прежде всего обладать такими его чертами, как настойчивость, упорство, самостоятельность, вдумчивость, честность, трудолюбие и тому подобное.

Сложным является вопрос о соотношении характера и темперамента. Отождествление темперамента с характером имеет богатую и давнюю историю. В литературе не без оснований рассматривают учение Гиппократа о темпераменте как первую попытку определить различия в характерах людей. С тех пор долгое время понятие "характер" по сути, были включены в понятие «темперамент». Только в XVIII в. Кант разграничил эти понятия, понимая под темпераментом "то, что делает из человека природа", а под характером - "то, что она сама делает из себя". В истории отечественной и зарубежной психологии были попытки выделить характер с темперамента, рассматривать темперамент как центральное ядро характера. Во многом это отражено и в современной французской характерологии, где среди типов характера выделяют такие, как холерический, сангвинический и флегматичный, а также во многих распространенных за рубежом типологиях характера. С этих же позиций характер сводится к конституционным свойств личности, темперамент рассматривается как естественная основа характера, раскрываются связи темперамента и характера.

Не вызывает сомнения, что темперамент - это естественная основа характера и в той или иной степени он представлен в каждой его черте как ее динамическая характеристика. Но сводить характер к темпераменту неправомерно, поскольку, кроме динамической окраски, характерологическая действие выражает видение, оценки, желания, отношение человека к определенному явлению. Правда, при восприятии той или иной черты характера люди нередко обращают основное внимание на ее динамическую окраску, особенно если это окрашенность яркая, и не замечают содержательной стороны черты, оказывается. Возможно, что это и дает повод к спутывания темперамента и характера. Так, например, воспринимается со стороны реакция человека, возмущена несправедливостью.

Нередко характер сводится к свободе, которую называют "хребтом характера". Сторонники такого взгляда понимают под характером только взаимосвязи волевых черт, что, безусловно, обедняет понятие "характер". Значение волевых качеств в структуре характера, безусловно, велико. Более того, внешней визуально "ощутимой" стороной черт характера являются действия и поступки, в осуществлении которых участвует воля. В этом плане заслуживает внимания высказывания, что "нет характера без воли, нет и свободы без характера" Но, кроме волевых черт, в структуре характера необходимо выделять также моральные, эмоциональные и интеллектуальные особенности.

Нередко термина "характер" предоставляется этическое значение, особенно когда речь идет о воспитании характера у детей и юношества.

Безусловно, есть черты характера, в которых оказываются нормы нравственного поведения. Это моральные. От них следует отличать волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, которые, несмотря на то, что также несут определенную моральную нагрузку, прежде всего имеют специфический психологический смысл.

Таков спектр взглядов на характер, рассмотрение которых, с одной стороны, свидетельствует о необходимости отдифференцировать характер от его понимания в смысле способностей, темперамента, воли и нравственной категории, а с другой - подчеркнуть их тесную взаимосвязь.

В зарубежной литературе понятие "характер" употребляется в нескольких значениях в зависимости от того, какую психологическую школу представляет автор, однако в целом в понимании сути характера преимущественное значение придается наследственным и биологическим предпосылкам, зато роль социальных факторов уменьшается.

В украинском и русском характерологии характер рассматривается на основании принципа единства сознания и деятельности, принцип развития, комплексного и системного подхода (В. Абраменко, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, В. Мьясищев, М.Д. Левитов, И.В. Страхов и др.). Понятие "характер" названы авторы в основном определяют идентично, характер анализируют в единстве содержания и формы, отмечают влияние на него направленности личности.

Так, по Б.Г. Ананьев, характер выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для конкретной личности способе действий. По определению М.Д. Левитова, характер - это психический склад личности человека, который выражается в ее направленности и воли.

Вместе с тем в вопросе о том, определяется характер направленности личности или нет, некоторые психологи, в частности А.В. Петровский, занимают неопределенную позицию. Они признают обусловленность направленностью личности только некоторых черт характера.

Направленность - основной компонент личности, который выражает ее "Я" и составляет общественное лицо человека, его суть как субъекта познания и преобразования мира, как члена общества. Направленность является системой жизненных стремлений, которая охватывает то, что индивид хочет достичь в своей жизни, в чем он видит его смысл, побуждает его достигать поставленной цели и морально оправдывает его деятельность и поведение. Направленность воплощается в таких психических явлениях и их иерархических системах, как потребности, интересы, идеалы, мысли, мировоззренческие взгляды и убеждения.

То, из чего состоит направленность (представления, знания, взгляды, оценки, желания, стремления, склонности, потребности и т.п.), является субстратом характера, его внутренней, содержательной, мотивационной стороной. В каждой черте характера концентрированно, в виде сгустка, имеется определенная доля направленности, которая становится доступной восприятию отдельно от системы в относительно постоянных способах поведения, следовательно, доступной и независимой объективной оценке и самооценке, контроля и самоконтроля. Исходя из этого, характер - это целостный компонент личности, функция которого заключается в объективизации ее направленности в форме устойчивых черт, выраженных в специфических и относительно константных способах поведения.

Направленность и характер - самостоятельные структурные единицы личности, образующиеся одновременно с единого субстрата, но разными путями.

Направленность формируется как динамическая система жизненных стремлений человека, а проявление черт характера мотивируется направленностью, и вместе с тем каждая черта характера наиболее точно выражает сущность той или иной ее части.

Каждая из черт характера - это его "молекула", простая или сложная составляющая, которая имеет его свойства и способность к самостоятельному проявления. Характер же в целом существует только как системная совокупность взаимосвязанных устойчивых черт, благодаря которым реализуются оригинальность и самобытность "Я" личности, то есть по-новому раскрывается важный, истинный смысл ее направленности и подчеркивается ее индивидуальность.

Вопрос о соотношении понятий "личность" и "характер" издавна представлено в характерологии тремя взглядами. Некоторые авторы отождествляют личность и характер, другие - рассматривают характер отдельно от личности и изымают его из ее структуры, третьи - указывают на связь между ними, определяя личность как совокупность всех качеств человека, а характер - как своеобразие преимущественно эмоционально-волевых проявлений личности. Наиболее распространены первый и третий взгляды.

Так, например, Ю.Б. Гиппенрейтер считает, что характер в виде формально-динамических особенностей поведения является предпосылкой формирования личности, но личность в своем развитии "снимает" характер. Развиваясь как личность, человек освобождается от характера, "теряет" его. Такие взгляды основаны на своеобразном понимании сути характера, отождествлении его с темпераментом.

Мы считаем, что развитие характера неразрывной с развитием других компонентов личности. Все составляющие личности развиваются синхронно и в тесном взаимосвязи. В раннем детстве и на невысоком уровне развития индивида фиксируется импульсивная, аффективная поведение, преобладают темпераментные реакции. Однако что сознательная человек, то разнообразнее и богаче становится ее характер за счет образования сложных и интегральных рис, все больше содержательных, способных сдерживать темпераментные реакции и тем самым все меньше динамично окрашенных. То есть, по мере развития и с возрастом характер приобретает равновесия, становится устойчивым, сформированным. Соответственно меняется и личность, в формировании отмечается переход от темпераментного самоутверждения к самовыражению в продуктах деятельности, в творчестве. Таким образом, происходит не «исчезновения» характера, а приобретение им той благородной социальной зрелости, которая вызывает уважение к личности.

Рассматривая вопрос о соотношении понятий личности и характера, следует отметить, что понятие личности является родовым и находится на высшей ступени в иерархической строении психологических знаний о человеке. Им обозначается конкретный человек, который обладает сознанием и самосознанием, со сложившимся мировоззрением, с устоявшейся системой жизненных позиций. Психологическое содержание личности раскрывается в ее направленности, способностях, темпераменте и характере и проявляется в особенностях этих сложных психических образований.

Таким образом, понятие "характер" следует отличать от понятия "личность". Характер имеет четкое психологическое назначения. Своеобразно объективируя направленность, он, наряду с темпераментом и способностями, открывает человека как индивидуальное и социальное "Я", как личность для всех и самого себя. Этим, в свою очередь, стимулируются процессы самосознания и самопознания, управления поведением, самовыражения и реализации творческих возможностей. Однако это не значит, что сколько людей - столько и характеров. Характер имеет как типовые варианты, так и индивидуальные различия в их пределах.

В психологии понятие характер (от греч. сharacter - “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества - свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе - такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые . Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность - свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.


Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер - это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни - главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности - это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов - городками, Д. И. Менделеев - чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения - его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере - характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем .

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis - “природа”, gnomon - “знающий”) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir - “рука” и manteia - “гадание”, “пророчество”) - система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики.

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.