Они глумятся. Анализ стихотворения И.А

«Родине» Иван Бунин

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Анализ стихотворения Бунина «Родине»

Тема Родины в русской литературе – едва ли не самая животрепещущая. Почти у каждого поэта или писателя есть произведения, где творцы размышляют о судьбе своей страны. При этом образ Родины у каждого поэта свой. Например, читая стихи А. С. Пушкина, мы представляем себе кроткую православную мученицу. В произведениях Н. А. Некрасова Россия предстаёт в виде суровой женщины, которая постоянно подвергается ударам судьбы, но остаётся непоколебимой и гордой. С. А. Есенин придаёт Руси облик вечно юной девушки-язычницы, танцующей среди спелых колосьев и стройных берёз.

У Ивана Алексеевича Бунина тоже имелось собственное представление о Родине. Его поэт выразил в стихотворении «Родине (Они глумятся над тобой…)», написанном в 1891 году. Основной приём, который применяет автор в этом произведении, – олицетворение. И Родина, и её граждане показаны в виде живых людей, обладающих характерным обликом и имеющих собственный нрав.

Сам поэт выступает в качестве наблюдателя. Он говорит о первого лица, обращаясь к своей главной героине – России. В первом четверостишии родина ещё не приобретает человеческих черт. Здесь автор скорее рисует пейзаж, из которого затем заимствует краски для изображения внешности своей одушевлённой героини.
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…

Безрадостные эпитеты использует поэт, чтобы показать, какова Родина в его глазах: «убогий вид», она выглядит «усталой, робкой и печальной».

Вероятно, на мироощущение Ивана Алексеевича повлияло то, что он вырос не в сверкающей столице, а в тихой провинции. С детства поэт был близок к простым людям. Он видел, как деревенские жители трудятся, выращивая зерно, которое шло на продажу и приносило богатство элите общества. Потому-то Россия и предстаёт в глазах автора как нищая крестьянка, одетая в грязные лохмотья. Всю свою жизнь она работает не жалея сил, чтобы сделать сытыми сыновей – аристократов и офицеров.

Думается, что используя безликое «они», поэт имеет в виду тех граждан, которые будучи вскормлены родиной, имеют наглость критиковать её. Возможно, некоторые из этих гордецов и в самом деле имеют хорошее образование, чтобы рассуждать, как лучше «обустроить Россию». Но с присущим им снобизмом, его поэт характеризует эпитетом «сын, спокойный и нахальный», предпочитают мечтать о великом будущем и гордой родине, и не замечать реальности.

Стихотворение производит тяжёлое впечатление. Мы не можем не сочувствовать России, созданной талантом поэта. Автор придал её виду натуралистичность, используя слова, которые отражают её крестьянское происхождение – «чёрных хат», «сотни вёрст». Также мы не можем не порицать надменных сыновей героини. Ивану Алексеевичу с присущей ему лаконичностью удалось создать выразительный образ, который задевает читателя за живое.

Сочинение


Творчество И. А. Бунина было высоко оценено современниками и до сегодняшних дней продолжает волновать души новых почитателей его таланта. Бунин известен прежде всего как прозаик. И до сих пор бытует мнение, что как поэт он не достиг вершин «серебряного века». Но вместе с тем ему по праву принадлежит и «одно из главных мест среди современной русской поэзии», - как сказал Блок после выхода в 1901 году сборника «Листопад».

Стихи первых поэтических книг Бунина - о Родине, о красоте ее радостной и печальной природы, о зорях лета и пронзительно-грустных закатах осени. В них уже проявилась характерная особенность его поэтического стиля - типично художническое восприятие мира, природы, человека.

Они глумятся над тобою,

Они, а родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей -

Усталой робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, что сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

На Бунина-поэта сильное влияние оказала поэзия А. Фета, А. К, Толстого, Я. Полонского, но прежде всего… А. С. Пушкина. А самым длительным и глубоким было воздействие философской лирики Ф. Тютчева, воспринятой, однако, сквозь призму пушкинской традиции: тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти снимался стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия - утверждением вечности природы, в которой Бунин всегда видел источник гармонии и красоты:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

В 1910-1911гг. основное место в поэзии Бунина заняла философская лирика. Вглядываясь в прошлое и настоящее России, древние цивилизации Востока, он хотел уловить некие вечные законы развития наций, народов, человечества. Основа бунинской философии жизни - в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества.

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь,

Бунину - прозаику и поэту - было присуще чувство глубочайшего уважения к слову, к долгу художника-творца, «подвижника» слова. Словесное мастерство его с особенной силой проявилось в пейзажных картинах, в которых он оригинально продолжает традиции пейзажной лирики Ф. Тютчева:

Багряная печальная луна

Висит вдали, но степь еще темна.

Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,

И над болотом красный сумрак реет.

Уж поздно - и какая тишина!

Особый период в творчестве Бунина - годы эмиграции. Бунин трагически переживает разрыв с Родиной. Поэзия этих лет проникнута настроением одиночества человека, оказавшегося в «чужом, наемном доме», вдали от земли, которую любил «до боли сердечной»:

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Среди всех войн, революций Бунин оставался Буниным, однозначно, но верно понимая, что происходит с Родиной.

Б

И. А. Бунинъ († 1953 г.)

Иванъ Алексѣевичъ Бунинъ (1870 – 1953) - русскій писатель. Принадлежалъ къ старинному дворянскому роду. Родился 22 октября 1870 г. въ Воронежѣ. Раннее дѣтство провелъ въ небольшомъ фамильномъ помѣстьѣ (хуторъ Бутырки Елецкаго уѣзда Орловской губерніи). Десяти лѣтъ отъ роду былъ отданъ въ Елецкую гимназію, гдѣ проучился четыре съ половиной года, былъ исключенъ (за неуплату денегъ за обученіе) и вернулся въ деревню. Получилъ домашнее образованіе. Уже въ дѣтствѣ проявились необычайная впечатлительность и воспріимчивость Б., качества, которыя легли въ основу его художественной личности и вызвали дотолѣ невиданное въ русской литературѣ по остротѣ и яркости, а также богатству оттѣнковъ изображеніе окружающаго міра. Б. вспоминалъ: «Зрѣніе у меня было такое, что я видѣлъ всѣ семь звѣздъ въ Плеядахъ, слухомъ за версту слышалъ свистъ сурка въ вечернемъ полѣ, пьянѣлъ, обоняя запахъ ландыша или старой книги ». Б. дебютировалъ какъ поэтъ въ 1887 г. Въ 1891 г. въ Орлѣ вышла первая книга стиховъ. Въ это же время писатель сталъ печататься въ столичныхъ журналахъ, и его творчество вызвало вниманіе литературныхъ знаменитостей (критика Н. К. Михайловскаго, поэта А. М. Жемчужникова), которые помогли Б. опубликовать стихи въ журналѣ «Вѣстникъ Европы». Въ 1896 г. Бунинъ напечаталъ свой переводъ «Пѣсни о Гайаватѣ» Г. Лонгфелло. Съ выходомъ въ свѣтъ сборника «На край свѣта» (1897), «Подъ открытымъ небомъ» (1898), «Стихи и разсказы» (1900), «Листопадъ» (1901) Бунинъ постепенно утверждаетъ свое самобытное мѣсто въ художественной жизни Россіи. далѣе>>

Сочиненія

И. А. Бунинъ († 1953 г.)
Изъ юношескихъ стихотвореній.

Родинѣ.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій И. А. Бунина. Томъ первый . - Приложеніе къ журналу «Нива» на 1915 г. - Пг.: Изданіе Т-ва А. Ф. Марксъ, 1915. - С. 11.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
____
1891

Анализ

С самых первых строк стихотворения читатель ощущает переживание поэта за свою Родину, за дом, где он родился. В первом четверостишие Бунин дает понять, что Родина его убога и слишком проста на первый взгляд. Читая эти строчки, мне представлялись заброшенные избы глубокой осенью из которых валит трубою дым. И хотя полевые работы закончены, люди мерно создают уют у себя дома из того что есть. А есть у них не так много - простота да "черные хаты". Стихотворение было написано в молодые годы поэта, Бунину было тогда всего 21 год. Но уже в этом возрасте, судя по стихотворению, Иван Бунин чувствовал свой гражданский долг и не мог оставаться равнодушным к положению дел в России. Как раз в эти года по России прокатился голод. И без того "убогая" Россия, голодала. Как тут не глумиться?

Но какая бы она не была эта Родина, она остается Родиной навсегда. Как мама... И поэт без скорби дает понять, что гордится такой матерью, которая последние гроши бережет "ко дню свиданья". А вы, глумящиеся над ней, глумитесь дальше. И "стыдитесь", если вам этого так хочется...

Большинство эпитетов стихотворения окрашено в темные тона и несут негативную нагрузку.. Поэту словно не хватает "убогого" вида и он наделяет хаты своей Родины черным цветом.. Дальше еще "печальнее", мать - самый близкий и любимый человек у каждого из нас, предстает в унизительном виде перед "нахальным" сыном.. Что это? Что хочет сказать Бунин? Неужели, олицетворяя Родину с матерью, поэт не смог подобрать более мягкого сравнения. Если по-настоящему пережить слова, сказанные поэты, становится не по себе. Хочется кричать: "Где же твоя душа?! О сын! Сын матери, сын своей Родины."