Опыты и эксперименты в космосе. Космос для детей дошкольного возраста: занятия для дошкольника

(Издательство «Манн, Иванов и Фербер ) предлагает родителям устроить для детей настоящий День Космонавтики с удивительными космическими экспериментами. Спорим, что все мальчишки и девчонки, принявшие в них участие, захотят стать космонавтами?

«Движение по орбите»

Космос похож на резиновую пленку. Разные объекты заставляют его изгибаться и деформироваться. Чем больше масса объекта, тем глубже впадина на пленке. Когда меньший объект (например, планета) движется мимо более крупного (например, звезды), он может попасть в углубление вокруг него – гравитационное поле. Меньший объект «катается» во впадине так же, как мяч катался в углублении простыни, благодаря гравитации.

Почему планеты и звезды не сталкиваются друг с другом, оказавшись во впадине? Если планеты двигаются достаточно быстро, то они не скатятся до самой нижней точки углубления, а будут кружить по краю вокруг звезды. Ученые называют этот фокус «движением по орбите».

Эксперимент “Космические впадины”

Знаешь ли ты, что в космосе тоже существуют ямы?

Проведи этот опыт, чтобы увидеть собственными глазами, как устроены космические впадины.

    Пусть друзья растянут простыню на весу. Помести в ее центр банку с вареньем. Провисает ли простыня под весом банки, образуя впадину?

    Теперь, не убирая банку, брось на простыню теннисный мяч. Что происходит? Наверняка мяч скатывается в углубление, поближе к банке. Подобным образом и действует гравитация!

КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО?

Гравитация – это сила, которая притягивает объекты друг к другу. Чем больше масса объекта, тем сильнее сила притяжения. Массивные объекты – планеты, звезды – искривляют ткань Вселенной, подобно тому как банка варенья заставляет ткань прогнуться.

Чем тяжелее предмет в центре простыни, тем выше «сила притяжения» и тем быстрее мяч будет катиться в центр.

Например, галька в центре простыни не приведет мяч в заметное движение: она слишком легкая и почти не изгибает ткань. Так же и в космосе: тела с малой массой не влияют на движения других тел.

«Создание орбиты»

Благодаря силе гравитации, планеты движутся вокруг звезд по определенному пути, который называют орбитой. Создай подобие орбиты с помощью простыни и мяча.

На этот раз не бросай мяч на простыню, а пусти его кататься вокруг банки. Если мяч будет двигаться по кругу достаточно быстро, ты увидишь, как он несколько раз пройдет по одному и тому же пути, прежде чем замедлит ход и скатится к банке. Этот путь и есть орбита. Так как в космосе почти нет силы трения, объектам требуется очень много времени для снижения скорости настолько, чтобы сойти с орбиты.

«Черные дыры»

Черные дыры образуются, когда нейтронная звезда – та, что сжалась и стала маленькой и плотной (представь звезду с массой Солнца, сжатую до размеров города вроде Москвы), – продолжает сжиматься. Если тебя засосет в черную дыру, на ту часть тела, которая попала в нее первой, например ступни, гравитация будет воздействовать с большей силой, чем на ту часть, которая оказалась там последней, например голову. Тебя начнет растягивать!

Если же провалишься в черную дыру определенным образом, есть шанс, что ты не распадешься на частицы. Возможно, вылетишь с другой стороны и окажешься в другой вселенной!

Как связаны карандаш и космос?

А ты знал, что внутри каждого карандаша сидит нейтронная звезда? Чтобы выпустить ее, нужно нарисовать линию. Грифель карандаша – на самом деле разновидность углерода, называемого графитом. Графит состоит из сцепленных и выложенных стопкой атомов углерода. Если разделить эту стопку на слои толщиной в один атом, получишь вещество под названием «графен». В нейтронной звезде тоже есть углерод.

Представь себе: каждая пометка, которую ты делаешь карандашом, обладает звездными свойствами!

Валентина Валерьевна Саясова

Предлагаю вашему вниманию несколько опытов, которые мы проделали с детьми при изучении темы «Космос » .

1. Опыт «Почему летит ракета» :

Возьмём воздушный шарик и надуем его, но не завяжем, а зажмём пальчиками.

В шарике воздух, что будет, если мы отпустим шарик? Правильно он полетит, полетит как ракета вверх и вперёд. Конечно же ракету не надувают обычным воздухом, а горючим веществом. При горении это вещество превращается в газ, который вырывается из ракеты и толкает её вперёд.

2. Опыт «Почему Солнце маленькое» :

Нам кажется, что солнце очень маленькое, а Земля большая. Но это не так. Солнце огромное. Например, если взять за Солнце футбольный мяч, но наша планета будет размером с булавочную головку!

А теперь подойдите к окну (или стоя на улице, поставьте пальчик перед собой и посмотрите на кого- (или чего- нибудь) вдаль, например человека. Он кажется нам меньше нашего пальца! Правда! Но это только кажется! Мы же знаем, что палец меньше человека. Но почему? Человек далеко от нас, вот и Солнце очень-очень и очень далеко от нас. И мы видим его маленьким.

3. Опыт «День- ночь» .

Почему у одной части планеты день, а у другой ночь. Можно взять глобус или мячик, а можно самому стать планетой Земля. Встаньте спиной к включенной настольной лампе (или фонарик) в тёмной комнате. Свет от лампы падает вам на спину, здесь Солнце освещает планету и на этой половине Земли день.

А с обратной стороны- ночь. Теперь мы потихоньку поворачиваемся к Лампе- солнцу (так как наша планета вертится вокруг себя) и там где была ночь наступил день и наоборот.


Литература.

Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия. - М. ,РОСМЭН. -2003.

1. Считалка, которая поможет выучить название планет.

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий — раз, Венера — два-с,

Три — Земля, четыре — Марс.

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восьмой — Нептун.

3. Загадки.

Ночью светит вам она,

Бледнолицая … (Луна).

***
-Светит весело в оконце -

Ну, конечно, это … (Солнце).

***
-На далекую планету

Отправляем мы … (ракету).

***
-Что за чудная машина смело по Луне идёт?

Вы её узнали, дети? Ну конечно…(луноход)

***
-Он вокруг Земли плывёт и сигналы подаёт

Этот вечный путник под названием… (спутник)

***
-С Земли взлетает в облака, как серебристая стрела,

Летит к другим планетам стремительно…(ракета)

4. Космический эксперимент: воздушный шарик — ракета

Надо: воздушный шарик, трубочку для коктейля,прочные нитки, скотч

Ход эксперимента:
Привязываем один конец нитки куда-нибудь повыше, под потолок.
Второй конец нитки пропускаем через трубочку. Надуваем шарик как можно сильнее и закручиваем его не завязывая .
Прикрепляем шарик скотчем к трубочке, направив "хвостик" на себя. Передаем шарик главному естествоиспытателю.
Когда ребенок отпускает шарик, то шарик летит вверх, как настоящая ракета.

Объяснение движения шарика вверх ребенку: «Шарик летит вверх по веревке за счет выталкивания воздуха. По такому же принципу ракета взлетает с Земли».

5. Эксперимент: Делаем облако

Цель: познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Надо: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.

Ход эксперимента:
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.).Закройте банку, а сверху положите кубики льда. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облака.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

6. Игра. Летает- не летает.

Называйте ребенку предметы,спрашивая: "Летает или нет?" С ребенком по старше можно задовать вопросы друг другу по очереди.

Самолет летает? … Летает.

Стол летает? … Не летает.

Кастрюля летает? … Не летает.

Ракета летает? … Летает.

Сковородка летает? … Не летает.

Вертолет летает? … Летает.

Ласточка летает? … Летает.

Рыба летает? … Не летает.

Воробей летает? … Летает.

Цыпленок летает? … Не летает.


7. Как сделать шлем космонавта своими руками.
Понадобится кусок утеплителя из строительного магазина и обычный скотч. Все детали скрепляются скотчем с двух сторон. Подробности смотрите в видеоролике.

Тема «Космос»

Опыт№1 «Делаем облако».

Цель:

- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облаков.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Опыт№2 «Понятие об электрических зарядах».

Цель:

- познакомить детей с тем, что все предметы имеют электрический заряд.

Оборудование: воздушный шар, кусочек шерстяной ткани.

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Опыт№3 « Солнечная система».

Цель:

Объяснить детям. Почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.

Представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты

Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..

Солнцу помогает вечное движение.

Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.

Опыт№4 « Солнце и Земля».

Цель:

Объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли

Оборудование: большой мяч и бусина.

Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.

Опыт№5 « День и ночь».

Цель:

Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы! . Для нее понадобятся всего-то две вещи - глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните детям: “Смотри; фонарик - это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем - теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, - у нас ночь. Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Уверен, любой малыш догадается, что это утро либо вечер

Опыт№6 «День и ночь №2 »

Цель: - объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

создаём модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик Расскажите детям, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к лампе) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.

Опыт№7 « Кто придумал лето?».

Цель:

- объяснить детям, почему бывает зима и лето.

Оборудование: фонарик, глобус.

Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг “солнца” и наблюдать, что произойдет с

освещением. Из-за того, что солнышко по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима. Расскажите, что Земле необходим целый год для того, что бы облететь вокруг Солнца. Покажите детям то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда маленького бумажного человечка или фотографию малыша. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми

определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание юных астрономов, что через каждые пол оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.

Опыт№8 « Затмение солнца».

Цель:

- объяснить детям, почему бывает затмение солнца.

Оборудование: фонарик, глобус.

Очень многие явления, происходящие вокруг нас, можно объяснить даже совсем маленькому ребенку просто и понятно. И делать это нужно обязательно! Солнечные затмения в наших широтах - большая редкость, но это не значит, что мы должны обойти такое явление стороной!

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как думают некоторые. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца. Да... звучит непонятно. Нас выручат простые подручные средства.

Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот - раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света - вот вам и черное Солнце... Как все просто, оказывается.

Опыт № 9 « Вода в скафандре».

Цель:

Установить, что случается с водой, находящейся в закрытом пространстве, например, в скафандре.

Оборудование: банка с крышкой.

Налейте в банку воды - столько, чтобы закрыть дно.

Закройте банку крышкой.

Поставьте банку под прямой солнечной свет на два часа.

ИТОГИ: На внутренней стороне банки скапливается жидкость.

ПОЧЕМУ? Тепло, идущее от Солнца, заставляет воду испариться (превратиться из жидкости в газ). Ударяясь о прохладную поверхность банки, газ конденсируется (превращается из газа в жидкость). Через поры кожи люди выделяют соленую жидкость - пот. Испаряющийся пот, а также пары воды, выделяемые людьми при дыхании, через некоторое время конденсируются на различных частях скафандра - так же, как и вода в банке, - пока внутренняя часть скафандра не намокнет. Чтобы этого не случилось, в одну часть скафандра прикрепили трубку, через которую поступает сухой воздух. Влажный воздух и избыток тепла, выделяемого человеческим телом, выходит через другую трубку в другой части скафандра. Циркуляция воздуха обеспечивает внутри скафандра прохладу и сухость.

Опыт № 10 «Вращение Луны».

Цель:

Показать, что Луна вращается вокруг своей оси.

Оборудование: два листа бумаги, клейкая лента, фломастер.

ПРОЦЕСС: Проведите круг в центре одного листа бумаги.

Напишите слово «Земля» в круге и положите лист на пол.

Фломастером изобразите большой крест на другом листе и лентой прикрепите его к стене.

Встаньте возле лежащего на полу листа с надписью «Земля» и при этом стойте лицом к другому листу бумаги, где нарисован крест.

Идите вокруг «Земли», продолжая оставаться лицом к кресту.

Встаньте лицом к «Земле».

Идите вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом.

ИТОГИ: Пока вы ходили вокруг «Земли» и при этом оставались лицом к кресту, висящему на стене, различные части вашего тела оказывались повернутыми к "Земле". Когда вы ходили вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом, то были постоянно обращены к ней только передней частью тела.

ПОЧЕМУ? Вам приходилось постепенно поворачивать свое тело по мере вашего движения вокруг «Земли». И Луне тоже, поскольку она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, приходится постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения по орбите вокруг Земли. Поскольку Луна совершает один оборот вокруг Земли за 28 дней, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.

Опыт № 11 «Голубое небо».

Цель:

Установить, почему Землю называют голубой планетой.

Оборудование: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

ПРОЦЕСС: Наполните стакан водой. Добавьте в воду каплю молока и размешайте. Затемните комнату и установите фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Верните фонарик в прежнее положение.

ИТОГИ: Луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

ПОЧЕМУ? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы также выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суше воздух, тем голубее небо, так как голубые волны рассеиваются больше всего.

Опыт № 12 «Далеко - близко».

Цель:

Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха.

Оборудование: два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).

ПРОЦЕСС: Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см.

Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки.

Включите лампу. Через 10 мин запишите показания обоих термометров.

ИТОГИ: Ближний термометр показывает более высокую температуру.

ПОЧЕМУ? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий -- ближайшая к Солнцу планета - получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температуры атмосферы Планеты, то на нее оказывают влияние и другие факторы, такие как ее плотность и состав.

Опыт № 13 «Далеко ли до Луны?».

Цель

Узнать, как можно измерить расстояние до Луны.

Оборудование: два плоских зеркальца, клейкая лента, стол, листок из блокнота, фонарик.

ПРОЦЕСС: ВНИМАНИЕ: Эксперимент надо проводить в комнате, которую можно затемнить.

Склейте зеркала лентой так, чтобы они открывались и закрывались как книга. Поставьте зеркала на стол.

Прикрепите листок бумаги на груди. Положите фонарик на стол так, чтобы свет попадал на одно из зеркал под углом.

Найдите для второго зеркала такое положение, чтобы оно отражало свет на листок бумаги у вас на груди.

ИТОГИ: На бумаге появляется кольцо света.

ПОЧЕМУ? Свет сначала был отражен одним зеркалом на другое, а затем уже на бумажный экран. Ретрорефлектор, оставленный на Луне, составлен из зеркал, похожих на те, которые мы использовали в этом эксперименте. Измерив время, за которое посланный с Земли лазерный луч отразился в ретрорефлекторе, установленном на Луне, и вернулся на Землю, ученые и вычислили расстояние от Земли до Луны.

Опыт № 14 «Далекое свечение ».

Цель:

Установить, почему сияет кольцо Юпитера.

Оборудование : фонарик, тальк в пластмассовой упаковке с дырочками.

ПРОЦЕСС: Затемните комнату и положите фонарик на край стола.

Держите открытую емкость с тальком под лучом света.

Резко сдавите емкость.

ИТОГИ: Луч света едва виден, пока в него не попадает порошок. Разлетевшиеся частицы талька начинают блестеть и световую дорожку можно рассмотреть.

ПОЧЕМУ? Свет нельзя увидеть, пока он не отразится

от чего-нибудь и не попадет в ваши глаза. Частицы талька ведут себя так же, как и мелкие частицы, из которых состоит кольцо Юпитера: они отражают свет. Кольцо Юпитера находится в пятидесяти тысячах километров от облачного покрова планеты. Считается, что эти кольца состоят из вещества, попавшего туда с Ио, ближайшего из четырех больших спутников Юпитера. Ио - единственный известный нам спутник с действующими вулканами. Возможно, что кольцо Юпитера сформировалось из вулканического пепла.

Опыт № 15 « Дневные звезды».

Цель:

Показать, что звезды светят постоянно.

Оборудование : дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

ПРОЦЕСС: Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий.

Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую - фонарик. Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

ИТОГИ: Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Опыт № 16 « За горизонтом ».

Цель:

Установить, почему Солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом

Оборудование : чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

ПРОЦЕСС: Наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закройте банку крышкой. Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку с водой, глядя поверх книг. Если пластилинового шарика не видно, подвиньте его.

Оставшись в том же положении, уберите банку из поля своего зрения.

ИТОГИ:

Вы можете увидеть шарик только через банку с водой.

ПОЧЕМУ?

Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этим предметом свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу (сотни километров воздуха, окружающего Землю) прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет так же, как банка с водой. Из-за преломления света Солнце можно видеть за несколько минут до того, как оно поднимется над горизонтом, а также некоторое время после заката.

О пыт № 17 « Затмение и корона».

Цель:

Продемонстрировать, как Луна помогает наблюдать солнечную корону.

Оборудование : настольная лампа, булавка, кусок не очень плотного картона.

ПРОЦЕСС: С помощью булавки проделайте в картоне дырку. Слегка расковыряйте отверстие, чтобы можно было смотреть сквозь него. Включите лампу. Закройте правый глаз. Картонку поднесите к левому глазу. Сквозь дырочку смотрите на включенную лампу.

ИТОГИ: Глядя сквозь отверстие, можно прочитать надпись на лампочке.

ПОЧЕМУ? Картонка перекрывает большую часть света, идущего от лампы, и дает возможность рассмотреть надпись. Во время солнечного затмения Луна заслоняет яркий солнечный свет и дает возможность изучить менее яркую внешнюю оболочку - солнечную корону.

Опыт № 18 « Звездные кольца ».

Цель:

Установить, почему, кажется, что звезды движутся по кругу.

Оборудование : ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

ПРОЦЕСС: Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг карандашом по центру и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.

ИТОГИ: На вращающемся бумажном круге появляются светлые кольца.

ПОЧЕМУ? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в светлые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластинке длинный круговой след, как будто бы звезды двигались по кругу. На самом же деле, движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.

Опыт № 19 « Звездные часы ».

Цель:

Узнать, почему звезды совершают круговое движение по ночному небу.

Оборудование : зонтик темного цвета, белый мелок.

ПРОЦЕСС: Мелом нарисуйте созвездие Большой Медведицы на одном из сегментов внутренней части зонтика. Поднимите зонтик над головой. Медленно вращайте зонт против часовой стрелки.

ИТОГИ: Центр зонтика остается на одном месте, в то время как звезды движутся вокруг.

ПОЧЕМУ? Звезды в созвездии Большой Медведицы совершают кажущееся движение вокруг одной центральной звезды - Полярной - как стрелки на часах. На один оборот уходят одни сутки - 24 часа. Мы видим вращение звездного неба, но это нам только кажется, поскольку на самом деле вращается наша Земля, а не звезды вокруг нее. Один оборот вокруг своей оси она совершает за 24 часа. Ось вращения Земли направлена к Полярной звезде, и поэтому нам кажется, что звезды вращаются вокруг нее.


15.09.2014 Viktoria Soldatova

Космос для детей дошкольного возраста, какая интересная тема! А самое главное, что нам родителям даже не нужно увлекать ею детей. Они сами интересуются Луной, планетами солнечной системы, что там в небе, насколько далеко от нас звезды и имеют ли они названия (имена). Дошкольники обладают очень пытливым умом и наша задача дать им ответы в игровой форме. У нас с сыном собралась уже целая серия занятий-игр о космосе. Если вы собираетесь дать своему дошкольнику ответы на вопросы, уверена, что в одной из моих статей вы найдете об этом информацию, которая даст ответ на уровне развития вашего ребенка. В конце статьи вы увидите список на всю серию занятий.

Из статьи космос для детей дошкольного возраста вы узнаете

  1. Стихи о космосе для самых маленьких
  2. Изучаем с ребенком туманности в космосе
  3. Видео для детей о космосе

Кстати о космическом пространстве. Недавно просматривала папку творческих работ, куда я собираю работы Александра и подписываю дату их исполнения. Так вот, там я нашла одну замечательную картину, которая поразила меня и мужа до глубины души. Александру нравятся блестящие материалы для рисования, мы много их использовали к новогодним праздникам. И вот 5 месяцев назад (сами понимаете разгар весны) Александр выпросил у меня все тюбики с блестками. Чтобы не было гигантских потерь я поставила на стол краски в палитре, воду, кисточки и ушла на кухню. Вот что нарисовал мой дошкольник.

Звездное небо рисунок3 года 6 месяцев


Невесомость: как ее почувствовать

Невесомость вещь, которую нелегко почувствовать на Земле. Она чувствуется на определенной глубине под водой – так тренируются космонавты, в современных скоростных лифтах также можно ее почувствовать, а для детей самый легкий способ это качели. Но не просто при катании на качелях, а почти при 90 градусном наклоне, когда мягкое место ребенка как бы отрывается от сиденья. Вот в эти доли секунды и чувствуется невесомость.


Изучая невесомость в рамках проекта космос для детей дошкольного возраста, мы посмотрели пару видео. Они рассчитаны на детей постарше – школьников, но нам всё равно было интересно.

Урок из космоса: Физика невесомости

Опыты дилетанта: Невесомость на Земле

После просмотра второго видео Александр понял, что космонавты в течении года тренируются для полета в космос. Одна из главных тренировок – это вестибулярный аппарат. Который, как мы с вами знаем, заканчивает свое развитие в 7-10 лет , а сейчас моему дошкольнику всего 3 года 11 месяцев. При последних походах в парк, я заметила, что мой юный космонавт старается бежать там где он раньше ходил пешком, хочет выше “лететь” на качелях и даже нашел в нашем парке вот такую установку для катания на досках, где он старается добежать до самого верха. Но пока это ему не удается.


О том какие упражнения в домашних условиях мы делали для тренировки вестибулярного аппарата, можно .

Опыт для детей дошкольного возраста с запуском ракеты

Я хотела завершить наш полет на Луну, о котором мы говорили в посте , запуском лунохода. Но не луноход, никакая другая из 276 машинок Александра не захотели двигаться при помощи воздушного шарика . Хорошо, что я пробую всё сама до показа ребенку, иначе бы разочарование постигло нас обоих. Ничего, значит запустим шарик в виде ракеты! И даже если все мамы планеты уже провели этот трюк со своими детьми, я всё равно хотела повторить, так как эмоции ребенка этого стоят .

Попробовав в детской комнате, я поняла, что ее длины не достаточно для восхитительного запуска. Поэтому наш опыт был перенесен в зал, где один конец шерстяной нити (можно использовать любую) я привязала к двери на террасу, а второй к детскому стульчику. Длина полета примерно 5 метров. Заранее я одела на нить пластмассовую трубочку и скотч, чтобы шарик прикреплялся к трубочке.


Это я мужа привлекла к помощи , он держит ракету из шара.

Этот сюрприз ждал Александра по возвращению из лицея. Ребенок бежал снимать обувь и мыть руки, чтобы посмотреть что там мама выдумала на этот раз. Стоит ли говорить, что мы повторили опыт с запуском ракеты множество раз?
10,9,8,7,6,5,4,3,…ПУСК!

Но самое главное наверное не новые впечатления ребенка, а его новое умение, которое он приобрел после того. Как же долго мы с Александром учились дуть! , на кораблики, при и много еще чего мы делали на эту тему. И вот наконец-то, почти к 4-ём годам свершилось – ребенок просто сам захотел надуть воздушный шарик. Он хотел запустить СВОЮ ракету и он это сделал! Я не знаю сколько раз в тот день он надувал шарики, вечером папа взмолился о пощаде и просил убрать эти шарики с глаз долой , но не тут то было…


В последнее время Александр очень любит всё записывать и, наверное трудно в полной мере понять что я под этим имею ввиду, поэтому приведу наглядный пример. Мы часто занимаемся по распечатанным мною материалам – проведения по линиям, для практики руки. Вот так и в этот раз, в распечатанных материалах о космосе, были задания обвести цвета звезд выделенные пунктирными линиями. Ребенок обвел их, взял маркеры и начал писать только что обведенные слова на английском языке на магнитной доске.

Первое слово было написано им заглавными буквами и я просто обратила его внимание, что в заданиях он их писал письменным шрифтом. Что привело к тому, что на доске были написаны слова двумя шрифтами. Весь процесс занял у Александра 30-40 минут, в связи с чем одно из запланированных занятий было перенесено на следующий день. Но в таких ситуациях я придерживаюсь точки зрения “дай ребенку сделать то, что ему интересно” .

И да, пишет мой дошкольник то левой, то правой рукой. Он еще явно не определился, а может быть и не определится. Время покажет, этот процесс нельзя форсировать.

Что-то я отвлеклась от темы космоса .

Стихи не только развивают память и литературный вкус, они также могут быть очень познавательными. Если вы только начали тему, то будет полезным выучить вот это замечательное стихотворение Хайта. В нем представлены планеты солнечной системы по порядку в очень легкой, запоминающейся форме. Его изучение можно приурочить ко Дню Космонавтики или просто к интересному занятию. После того, как ваше дитя будет знать порядок планет, вы можете сделать макеты и создать .


А вот еще один стих про Млечный путь, написала его Римма Алдонина. Чтобы дошкольник хорошо понял о чем идет речь в стихотворении, посмотрите с ним детскую энциклопедию на развороте о Млечном пути. А логическим продолжением после изучения, будет интереснейшее творчество – рисование туманностей, о которых мы поговорим с вами ниже.


Опыт на тему космос – создаем туманности

В нашей Галактике много красивых, разноцветных туманностей. В рамках проекта космос для детей дошкольного возраста мы провели опыт, который наглядно, ярко и интересно покажет как выглядят туманности. У него есть только один недостаток: очень трудно остановиться! Так и хочется попробовать разные цвета, их сочетание, изменить жирность молока. Я посоветую вам уважаемые родители, продолжать пока ваш дошкольник не исчерпает свои вопросы.

Справка: Туманность - участок межзвездной среды, выделяющийся своим излучением или поглощением излучения на общем фоне неба.

Мы решили изучить туманности более подробно (для нашего 3-ех годовалого уровня конечно). Сначала прочли о них в имеющихся книгах.




Приступим к созданию нашей туманности.

Для этого нам понадобилось:

  • молоко с хорошей жирностью (я брала 6%)
  • пипетка
  • пищевые красители
  • ватные палочки
  • средство для мытья посуды


Первый опыт с туманностью я провела сама. Результат превзошел даже мои ожидания – туманность была прямо как из космоса! Концентрировала внимание ребенка на том, что если просто перемешивать всё палочкой, то очень быстро наше молоко превратится в грязную жидкость. Рисовать на молоке нужно аккуратно, спокойно передвигая цвета по поверхности. Александру конечно же не терпелось сделать подобную красоту самому и когда мой “шедевр” был закончен, я налила чистое молоко для ребенка.

Сначала он капнул из пипетки несколько капель разного красителя. Желательно капать его на расстоянии друг от друга, чтобы цвета не смешивались. Затем ребенок берет ватную палочку, макает ее в моющее средство и опускает в центр цветной капли.


Наблюдаем за реакцией и осторожно, поверхностно рисуем на молоке. Мы повторили эти рисунки четыре раза, первый был мой, в общей сложности у меня ушло два пакета молока. Я покажу вам как это делал ребенок и его туманности.



Данный опыт, на тему космос, нам очень понравился. Если вам интересно почему краситель сразу не смешивается с молоком и цвета красителя не смешиваются друг с другом, вот небольшая справка:

Молоко помимо воды содержит витамины, минералы, протеины и крохотные частицы жира, как бы подвешенные в растворе. Протеины и жир весьма чувствительны к изменениям раствора, в данном случае молока. Секрет этого фокуса именно в капельке моющего средства либо жидкого мыла, которые ослабляют химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снижают поверхностное натяжение в молоке. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря пищевым красителям. Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира), реакция затихает и останавливается. Вот в чем секрет этого занимательного химического опыта. Чтобы повторить цветной взрыв в молоке просто добавьте еще капельку моющего средства.

Космос – видео для детей дошкольного возраста

Как известно, детки воспринимают информацию по разному. Кому-то нужно потрогать, чтобы понять. Кому-то увидеть, а кому-то необходимо проработать тему в игре, в стихах, в творчестве. Завершающим шагом в освоении космоса детьми дошкольного возраста, может быть просмотр видео. Я поделюсь с вами только теми, от которых мой мальчик остался в восторге.

Видео о космосе Энциклопедия дошколятам

Астрономия для самых маленьких

Видимо автор названия предполагал, что дети начинают интересоваться данной наукой в начальной школе, он просто не знаком с моим сыном . Но мы с вами говорим о дошкольниках и, чтобы вы не усадили перед экраном малыша лет двух, я вам подскажу, что видео подойдет лет с 4-5.

Любители Пеппы смогут внимательно изучить расположение планет в солнечной системе. При этом видео начинается с самой далекой планеты от Солнца к самой близкой.

И напоследок упомяну видео моего детства, которое подойдет старшим дошкольникам и младшим школьникам. Фантастическая повесть девочке Алисе, ее отце геологе и птице Говоруне. Помните?

Тайна третьей планеты

Итак дорогие друзья, как вы видите, космос для детей дошкольного возраста очень увлекателен и не стоит ждать пока они начнут изучать астрономию в школе. Просмотрите другие наши занятие о космосе и уверена, что вы найдете интересные игры своим дошкольникам, а также множество опытов и экспериментов.