Органы дыхания конспект. Мотивация учебной деятельности учащихся

Носарева Т.Ю., учитель биологии, географии и химии

МБОУ «Лесозаводская СОШ» п. Коноша, Архангельской области, 2014 г.

Обобщающий урок по теме "Дыхание"

Цель урока:

Обучающая: Привести в систему знания учащихся о строении, функциях и гигиене органов дыхания человека.

Развивающая: Формировать умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.

Воспитывающая: Продолжить формирование потребности в здоровом образе жизни.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать, анализировать, что нам известно об органах дыхания. Для этого нам придется сформировать круг основных вопросов и проблем. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? (что такое дыхание, его значение, дыхательные пути, механизм дыхания, основные заболевания и др.)

На слайде и на интерактивной доске запись: «Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий

– Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме? Почему? (Ученики высказывают свое мнение). В итоге можно сделать вывод о том, что дыхание – сложный жизненно важный процесс.

– Сформулируем основные цели нашего урока

Перед началом урока на доске записан план урока:

I. Строение и функции органов дыхания.

II. Выполнение лабораторной работы.

III. Решение биологических задач

IV Правила оказания первой помощи. Гигиена дыхания.

V. Подведение итогов урока.

Класс разделён на группы. Во главе каждой группы - консультант. Каждому консультанту перед началом работы выданы памятки (Приложение 2).

Строение и функции органов дыхания.

Представитель от каждой группы вытягивает номер вопроса. В течение 1-ой минуты учащиеся готовятся и отвечают на вопрос. Представители других групп имеют право дополнять ответы товарищей.

1.Что такое дыхание? Почему надо дышать через нос?

2.Как возникают звуки речи?

3.Как происходит вдох и выдох? Нервная и гуморальная регуляция?

4.Как происходит газообмен в лёгких и тканях?

Выполнение лабораторной работы.

Каждому ученику выдаётся лист с текстом для выполнения лабораторной работы.

Лабораторная работа №1"Жизненная ёмкость лёгких"

Взрослый человек в зависимости от роста и возраста в спокойном состоянии при каждом вдохе потребляет 300-900 мл воздуха и столько же его выдыхает. При этом возможность лёгких используется не полностью. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха - выдохнуть ещё порцию воздуха. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха, называется - жизненной ёмкостью лёгких (ЖЁЛ). Её определяют с помощью специального прибора - спирометра. В среднем жизненная ёмкость лёгких составляет 3-5 литров.

Цель работы: научиться подсчитывать жизненную ёмкость лёгких с помощью формул.

Ход работы: расчёт жизненной ёмкости лёгких. Для подростков она рассчитывается по формулам:

Мальчики 13-16лет:

ЖЕЛ={(рост (см) x·0,052)} - {(возраст (лет) x 0,022)} - 4,2 = : .

Девочки 8-16лет:

ЖЕЛ={(рост (см) x 0,041)} - {(возраст (лет) x 0,018)} - 3,7 = : .

Форма отчётности:

Рассчитайте собственную ЖЁЛ, используя формулы.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными.

Сделайте выводы:

1) Каково значение ЖЁЛ вашего организма?

2) Сравните ваше значение ЖЁЛ со среднестатистическими табличными данными.

3) У скольких участников группы ЖЁЛ выше нормы, а у скольких - ниже.

4) Результаты запишите в лист с работой.

Огласите результаты проведённой работы.

Показатели ЖЁЛ подростков

Возраст (лет)

ЖЁЛ мальчиков

ЖЁЛ девочек

Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний). Это еще не все испытания. Не выпустив из шарика ни капли воздуха, нужно проделать несколько физических упражнений:

Максимально вытянуть вверх руку с шариком

На этой высоте переложить шарик в другую руку

На высоте взять шарик двумя руками и как можно больше прогнуться назад

Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!

Решение задач.

Каждой команде, в том же порядке, как и в предыдущем задании, зачитывается текст задачи. На обдумывание ответа даётся минута.

1.Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику было поручено достать ценные документы из штаба противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы. С криком: "Дядя, я жив!" - разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами. В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила?

Ответ: Игла, введённая полковнику внутрь черепа, поразила продолговатый мозг, где находятся центры дыхания и кровообращения.

2. Многие начинающие курильщики набирают в рот табачный дым, а затем выпускают его, не затягиваясь. Почему это развлечение может перейти в привычку, от которой потом будет трудно отвыкнуть, и стать настоящей причиной курения?

Ответ: Начинающие курильщики не учитывают, что ряд веществ: никотин, алкоголь, валидол, нитроглицерин - способны всасываться во всех отделах пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости.

3.Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? Воздух, поступающий при дыхании в лёгкие, подвергается "стерилизации". Что обеспечивает защиту организма от поступления в него вместе с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов?

Ответ: Носовая полость выстлана мерцательным эпителием и густо пронизана кровеносными сосудами. Воздух, поступающий в носовую полость: 1) согревается, 2) увлажняется, 3) обеззараживается, 4) согревается. При заложенности носа дети дышат через рот, поэтому холодный и загрязнённый воздух поступает в лёгкие.)

4.Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережёвывается во рту. Дышат ли они во время проглатывания пищи? Почему это происходит?

Ответ: У человека и млекопитающих пищеварительный тракт и дыхательные пути разделяются при глотании пищи надгортанником, поэтому они дышат во время проглатывания пищи.

Оказание первой медицинской помощи (вытягивают задание, на обсуждение 1 мин)

1.Первая помощь утопающему

2.Помощь при удушении, заваливанию землей

3.Клиническая и биологическая смерть

4.Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:

«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую обертку и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три – четыре затяжки, выпуская дым через ноздри» (встреча Колумба и его команды с туземцами).

Перечислите заболевания, которые могут возникнуть у курильщика

Заболевания

курильщиков

Из всего сказанного какой следует вывод?

Вывод: (табакокурение весьма негативно воздействует на организм. Мы еще раз убедились в том, что нет ни одного органа в организме, который не повреждался бы никотином.)

Какие вы молодцы! С честью выдержали испытания. Проставьте себе баллы за работу на этом этапе. А сейчас заполните памятки, которыми обменяитесь в конце урока (приложение 3)

    Подведение итогов урока

По оценочным листам каждая группа подсчитывает количество баллов, набранных каждым участником и группой в целом. Определяем самую результативную группу и ученика группы. Поздравляем!

(звучит музыка)

«Пока дышу, надеюсь (Dum spiro, spero)»

Наверное, теперь наполнились новым смыслом эти слова римского поэта Овидия. Дыхание – это жизнь, пока человек живет, он развивается, получает новые знания, становится личностью, с надеждой смотрит в будущее.

Выставление оценок за работу в группах.

Литература.

Справочник школьника. Биология. М., "Просвещение", 1996.

Батуев А.С. Биология. Человек. 9 класс. Учебник. М., "Дрофа",1998.

Батуев А.С. и др. Биология: Словарь-справочник к учебнику "Биология. Человек. 9 класс" под ред. Батуева А. С. /М., Дрофа, 2002.

Маш Р.Д. Биология. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. 8-9 класс. М., "Мнемозина", 1997.

В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. М., Дрофа, 2001.

Приложение 2

Фамилия Имя ученика

Лабораторная работа

Строение и функции органов дыхания.

Первая помощь

Памятка руководителю группы

Перед началом семинара проверь наличие у членов группы школьного оборудования.

Выполнение лабораторной работы:

Прочти ход выполнения работы;

Выполни работу. Каждый член группы выполняет работу самостоятельно;

Сделай выводы по работе;

Огласи полученные результаты.

Прочти текст вашего вопроса. Отметь в листе учёта активных учащихся.

Решение задачи. Обсудите решение задачи. Огласите ход решения.

Подведите итоги работы на уроке-семинаре. Выставь оценки в лист учёта.

Примечание:

"+" - полный правильный ответ

"+" - правильный, но не совсем точный ответ

"?" - неполный ответ

"^" – дополнение

Приложение 3

Тема урока: Дыхание. Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные: изучить особенности строения органов дыхания; найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие: продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

Развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

Провести аналогию: дыхание – жизнь;

Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», презентация «Дыхательная система человека».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он не видимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух, кислород)

Фронтальный опрос:

1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д. 6 кл.)

2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. 6 кл.)

3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии - органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)

4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание - это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.)

5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ. 6 кл)

6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)

7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?

8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.

9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)

3. Изучение нового материала.

1) Учитель формулирует тему урока: Строение и функции дыхательной системы

Учитель формулирует цель урока:

  • изучить особенности строения органов дыхания;
  • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
  • выяснить механизмы голосообразования.

Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?

Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?

Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (до 30 дней, до 8 дней, до 5 минут)

Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?

Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм.

Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.

Процесс дыхания состоит

из 4-х этапов:

  1. обмен газов между воздушной средой и легкими;
  2. обмен газов между легкими и кровью;
  3. транспорт газов кровью;
  4. газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.

Дыхательные пути : носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи.

Органы газообмена : легкие.

2) Строение органов дыхательного пути. Выполнение задания 140 на стр. 92 рабочей тетради.

Органы дыхания человека


Подписи к слайдам:

Подготовила учитель химии и биологии Раскаткина Вера Юрьевна

Цель урока: изучить особенности строения органов дыхания; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования.

Загадка Через нос проходит в грудь И обратно держит путь, Он не видимый, и все же Без него мы жить не можем.

Эволюция органов дыхания

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой. Процесс дыхания состоит из 4-х этапов: обмен газов между воздушной средой и легкими; обмен газов между легкими и кровью; транспорт газов кровью; газообмен в тканях. Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена. Дыхательные пути: носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи. Органы газообмена: легкие.

Носовая полость

Функции носовой полост и Очищение воздуха Увлажнение воздуха Обеззараживание воздуха Согревание воздуха Восприятие запахов (орган обоняния).

Трахея и бронхи – органы нижних дыхательных путей. Трахея Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку. Бронхи Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха. Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.

Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м 2 . Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.

Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол. Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.

А что выбираешь ТЫ?

Вопросы для закрепления: Почему нужно дышать через нос, а не через рот? Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет? Как возникает и формируется звук?


Урок по окружающему миру. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Цели: сформировать знания учащихся об органах дыхания и их функциях, дать представление о правильном механизме дыхания, предупредить о вреде курения; формировать навык сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте; развивать воображение, умение находить аналогии; воспитывать бережное отношение к органам дыхания, негативное отношение к курению.
Оборудование: иллюстрации (растения, животные, человек); кроссворд «Спорт», таблица «Органы дыхания».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
– Посмотрите на картинки. Что на них изображено? (Животные, растения, человек.)
– Что мы не видим ни на этих картинках, ни в реальной жизни? А между тем это непременное условие жизни и растений, и животных, и человека? (Воздух.)
– Все живое дышит. Дышат растения, животные и человек.
Ребенок появился на свет. Раздался первый крик нового человека – это первый вдох, значит, он будет жить. С первым криком воздух устремляется в дыхательные пути, расправляет и наполняет легкие.
Известно, что человек может прожить без пищи более месяца, без воды – 10 дней. Без кислорода жизнь угасает через 4–7 минут! Почему потребность в кислороде оказывается острее, чем в пище и воде? (Потому что в организме нет запаса кислорода.)
– О чем мы сегодня будем говорить?
– Тема урока: «Органы дыхания». Мы узнаем, для чего необходимы органы дыхания.
– С помощью чего мы дышим?
– Как мы дышим?
– Чем дышим?
– Что опасно для органов дыхания?
II. Проверка домашнего задания.
Ответы на кроссворд (задание 11).
1. Плечо. 2. Вода. 3. Борец. 4. Сила. 5. Скорость. 6. Болтовня. 7. Кость. 8. Выносливость. 9. Кощей. 10. Волокно. 11. Сухожилие. 12. Ловкость. 13. Смекалка. 14. Смех. 15. Спорт. 16. Бицепс. 17. Шахматист. 18. Тренировка.
Вопросы (учебник, ч. 2, с. 19, 20).
– Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие». Как вы понимаете смысл высказывания? (Ответы детей.)
Кроссворд «Спорт»
1. Упражнение для развития физической силы и ловкости.
2. Человек крепкого телосложения и большой силы.
3. Спорт на воде.
4. Прыжок через голову.
5. Добывание диких зверей и птиц.
6. Потеря боксером сознания в результате полученного удара.
7. Физические упражнения и игры, укрепляющие организм.
8. Дорожка для велосипедных гонок.
9. Спортивная игра с мячом.
10. Бег по пересеченной местности.
Ответы: 1. Гимнастика. 2. Атлет. 3. Плавание. 4. Сальто. 5. Охота. 6. Нокаут. 7. Спорт. 8. Трек. 9. Баскетбол. 10. Кросс.
III. Изучение нового материала.
Зачем, как и с помощью чего человек дышит
– Зачем мы дышим? (Питаем мозг кислородом, иначе он становится вялым и начинает гибнуть.)
– Что называется дыханием? (Ответы детей.) Сравните свои ответы с определением в учебнике (ч. 2, с. 21).
– Давайте посмотрим, какие органы осуществляют процесс дыхания.

– Рассмотрите рисунок. (Можно использовать плакат.) Назовите органы дыхания.
– Отгадайте загадку:
На лице твоем
Домик есть.
Два оконца в нем:
Они воздух пропускают
И запахи различают. (Нос, ноздри.)
– Начнем наше «путешествие» с воздушным пузырьком. Из носа в легкие. Для чего человеку нос? (Нос нужен человеку для дыхания и обоняния.)
– Почему носовую полость можно назвать фильтром, печкой, контролером, сторожевым постом организма? Самостоятельно найдите ответ на этот вопрос в учебнике (ч. 2, с. 21). (Ответы детей.)
– Как правильно дышать, через нос или рот? Почему?
– Куда дальше пойдет воздушный пузырек? (Через гортань в трахею.)
– Прощупайте ее в передней части шеи – это жесткая и ребристая трубка. По-другому трахею называют дыхательным горлом. В стенках трахеи расположены с-образные поперечные полоски из прочного хряща, чтобы дыхательное горло всегда было раскрыто.
«…Мы несемся вниз по воздушной трубе к легким. Смотри, какая красота кругом! Стенки тоннеля мерцают от легких волн, бегущих снизу, как будто ковыльное поле колышется. Но это не ковыль, а малюсенькие реснички, которые быстро-быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают наружу прорвавшуюся сюда через все барьеры пыль. Без этих маленьких ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли.
– О-го-го! Значит, легкие – это мешки такие?
– Не совсем, хотя внутри у них «триста миллионов крохотных наполненных воздухом мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы». (Юдин Г.)
– Почему легкие можно сравнить с «виноградными деревьями»? (По внешнему виду: состоят их легочных пузырьков.)
В легких находится около 300 млн легочных пузырьков – альвеол. Если разложить на поверхности все альвеолы человека, то они займут площадь, на которой можно разместить теннисный корт! Огромна и общая поверхность альвеол.
– Чем соединяются легкие с трахеей? (Бронхами.)
Работа по тетради № 2 (задание 14, с. 7).
– Мы ответили на вопрос, с помощью чего мы дышим. Как мы дышим?
– Встаньте. Положите руки себе на грудную клетку и проследите, из чего складывается процесс дыхания? (Вдох и выдох.)
– Разрешите спор двух учеников. Один считает, что при вдохе легкие расширяются и потому в них входит воздух. Другой – что воздух входит в легкие, вызывая их расширение. Кто из учеников прав?
Работа по рисунку учебника (ч. 2, с. 21).
– Рассмотрите рисунки. (Вдох, выдох.)
Красная пластинка на рисунке – это диафрагма. Диафрагма – куполообразная пластина, расположенная под легкими. Вместе с реберными мышцами она обеспечивает дыхательные движения. Сокращаясь, диафрагма позволяет легким расшириться – происходит вдох. Для выдоха диафрагма должна расслабиться.
– Дышит ли человек через кожу? (Да.)
– Как дышат разные животные? (Легочное дыхание, жаберное дыхание, трахейное (у насекомых).)
– Какие группы животных дышат легкими? (Млекопитающие, птицы, земноводные, человек.) (См. с. 22 для любознательных.)
– Сделайте глотательное движение. Дыхание в этот момент прекращается. Почему это происходит? (Воздух не попадает в легкие, так как закрывается вход в носовую полость маленьким язычком мягкого нёба, преграждается вход в трахею.)
– Чем мы дышим?
– Почему органы дыхания часто называют воздушными воротами в организм? (Через них в организм поступают воздух, кислород.)
– Мы всегда окружены невидимым облаком пыли, дыма и других вредных веществ. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии, микробы. Подсчитано, что в 1 м3 воздуха школьного класса на начало занятий 2600 микробов, а к концу занятий их количество 13 500.
– Как сохранить воздух в помещении (классе) чистым и свежим? (Проветривать, влажная уборка.)
Работа в тетради № 2 (задание 13, с. 7).
– Рассмотрим, какова потребность человека в кислороде.
Записано на доске:
Сон – 20 л.
Ходьба – 40 л.
Легкая работа – 60 л.
Тяжелая работа – 120 л.
Бегущему человеку необходимо 70 л воздуха в минуту.
Вывод: чем тяжелее работа, тем больше кислорода требуется организму человека, чтобы снабдить интенсивно работающие мышцы.
– Кому требуется больше кислорода, детям или взрослым? (Детям, так как они больше двигаются и чаще дышат.)
– Известно, что нетренированные люди даже при небольшой физической нагрузке начинают учащенно дышать. Тренированные люди дышат ровно и глубоко даже тогда, когда совершают тяжелую физическую работу. Объясните, почему это происходит.
Для любознательных.
У спортсменов емкость легких больше нормы на 1–1,5 л, а с увеличением жизненной емкости легких глубина дыхания увеличивается, реже становятся дыхательные движения. Они совершаются до 6–10 раз в минуту против 14–18 движений у людей, не занимающимся спортом.
Лучше всего умеют дышать певцы, музыканты, спортсмены, йоги. От правильного дыхания зависит здоровье.
Физкультминутка
А вы, наверное, устали? Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш!»
И, как зайки, поскакали,
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
– Что опасно для органов дыхания? (Ответы детей.)
Мы с вами поговорим подробнее о том, что происходит с человеком, если он курит сам, и что происходит с теми некурящими людьми, которые его окружают во время курения и вдыхают дым от его сигареты.
– Вы можете описать, как влияет курение на внешность человека? (Человек худеет, цвет лица у него становится некрасивым, волосы – тусклыми.)
– Как изменяется кожа у курящего человека? (Кожа становится тонкой и сухой, морщинистой, цвет кожи у него желтоватый, нездоровый.)
– Что происходит с волосами? (Волосы не блестят – становятся тусклыми, безжизненными, ломкими.)
– Как выглядят глаза курильщика? (Под глазами – темные круги, глаза воспаленные, покрасневшие.)
– Что происходит с зубами? (Зубы желтеют, начинают портиться, изо рта у курящих всегда идет неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не помогают.)
– Как пахнет одежда курящих? (Запах неприятный. Пахнет кислым табачным дымом.)
– Что же делает табакокурение с человеком? (Оно его отравляет и делает больным.)
– Это действительно так: человек заболевает. Организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, попадает в зависимость от него. Курящему требуется выкуривать ежедневно все больше сигарет, и вскоре он уже совсем не может обойтись без табака. Это болезнь.
– Ребята, кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящими? Расскажите, что вы ощущали.
Выслушиваются наблюдения двух-трех детей.
– Почему вы чувствовали себя плохо? (Потому что табачный дым от сигареты распространяется по всей комнате. Потому что табачный дым неприятен. Он обдирает горло.)
– Табачный дым вреден всем!
– Ребята, в горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ. Куда попадает табачный дым при вдохе? (В легкие.)
– Как вы думаете, такой дым полезен человеку? (Нет, он загрязняет легкие. Он мешает чистому воздуху поступать в легкие.)
Учитель прикрепляет на доску плакаты «Легкие курящего человека» из серии «Курить – здоровью вредить».
– Рассмотрите первый плакат. Как изменились легкие у курящего человека? (Они почернели.)
– Действительно, табачный дым вреден не только для самих курящих, но и для тех, кто находится рядом. Все, кто окружает курящего, называются пассивными курильщиками. И хотя сами они не курят, но также вдыхают табачный дым и наносят вред своему здоровью. Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много народу, вывешивают знак «Не курить!».
Учитель на доске вывешивает плакат с изображением знака.
– На какой знак он похож?
– В каких местах вы встречали такой знак? Перед вами знак «Место для курения». Если вы увидите такой знак, как вы должны поступить? (Отойти в сторону, чтобы не вдыхать табачный дым.)
Курение как зло
Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и опасна тем, что многие не принимают курение всерьез.
Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения.
Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином.
Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.
Работа по учебнику (ч. 2, с. 23–24).
– Чем опасно курение?
– Что вы узнали о табачном дыме?
– Нужно ли пробовать курить?
– Что нужно сделать, если рядом кто-то курит?
Послушайте одну притчу.
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!»
Подошел мудрый старец, сказал:
– Этот «божественный лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью посмотрели на него.
– Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «божественного листа»?
И мудрец пояснил:
– Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет, и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости...
Отошли люди от купцов, задумавшись...
– Я предлагаю и вам задуматься о том, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас.
IV. Закрепление и обобщение.
– Отразите в тетрадях и на доске путь воздушного шарика по нашему организму.
Нос > трахея > бронхи > легкие.
Кроссворд «Органы дыхания»
По горизонтали:
2. Верхний отдел туловища.
3. То, чем мы дышим.
5. Составная часть воздуха.
7. Растение, в листьях которого содержится никотин.
8. Часть дыхательных путей, которую можно прощупать на шее.
10. Органы дыхания, находящиеся в грудной клетке.
По вертикали:
1, 3. Составные части дыхания.
2. Углекислый…
4. Болезнетворный микроорганизм.
6. Процесс, при котором воздух поступает в организм.
9. Вещество, опасное для организма (общее понятие).
Ответы. По горизонтали: 2. Грудь. 3. Воздух. 5. Кислород. 7. Табак. 8. Трахея. 10. Легкие.
По вертикали: 1. Вдох. 2. Газ. 3. Выдох. 4. Микроб. 6. Дыхание. 9. Яд.
V. Итог урока.
– Долго ли человек может не дышать? (1–1,5 мин.)
– Весь ли воздух пригоден для дыхания? Ученые проделали такой опыт: под большой стеклянный колпак сажали мышь. Некоторое время она там бегала, а потом погибала. Почему?
(Для дыхания нужен кислород. Мышь под колпаком израсходовала на дыхание весь кислород. А затем погибла, ей нечем было дышать.)
Загадка:Два воздушных лепестка,
Розовых слегка,
Важную работу выполняют,
Дышать нам помогают. (Легкие.)
– Дыхание человека состоит из двух частей: наружного – когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, и внутреннего – когда кислород, взятый из воздуха легкими, доставляется в ткани красными кровяными клетками.
Это интересно!
У человека при чихании скорость передвижения воздуха свыше 160 км/ч.
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание 12), использовать рисунки в учебнике (ч. 2, с. 23). Учебник (с. 21–24).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Органы дыхания подвержены заболеваниям от простых до сложных и опасных. Их много. Вот некоторые из них:
1. Переохлаждение носа и части дыхательного горла – воспаление слизистой оболочки носа (насморк).
2. Воспаление слизистой оболочки носа болезнетворными микробами – грипп.
3. Переохлаждение бронхов – кашель.
4. Переохлаждение легких – воспаление легких.
5. Туберкулез – опасное заболевание, вызывается микробами, вылечить болезнь очень сложно, в запущенном состоянии невозможно. Раньше его называли чахоткой.
6. Рак. Почти не поддается лечению. Он не ощущается в начале болезни, а когда человек почувствует, что болен, бывает уже поздно.

В ходе этого урока мы узнаем о том, какие существуют типы дыхания и какие органы обеспечивают этот процесс.

Тема: Дыхательная система

Урок: Строение органов дыхания

Рис. 1.

Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не сможет прожить и 10 минут.

Дыхание - это процесс поступления кислорода в наш организм с целью окисления химических веществ и выведения углекислого газа и других продуктов обмена.

Существует 2 типа дыхания (см. Рис. 2).

Рис. 2.

Кислород является составной частью воздуха. Его там содержится 21% (см. Рис. 3).

Рис. 3.

Для попадания кислорода в организм необходима дыхательная система (см. Рис. 4). Она состоит из воздухоносных путей и легких.

Рис. 4.

К воздухоносным путям относят полость носа, носоглотку (это ВДП), гортань, трахею, бронхи.

К дыхательной части относят легкие.

При нормальном дыхании воздух попадает в организм человека через нос. Он проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на 2 половины (см. Рис. 5).

Стенки носовых ходов выстланы слизистой оболочкой. Она выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух, задерживает частицы пыли и микроорганизмы, обладает бактерицидным свойством. Под слизистой оболочкой располагается большое количество кровеносных сосудов, что согревает вдыхаемый воздух. Также носовая полость снабжена рецепторами, которые обеспечивают чихание.

Рис. 5.

Носовая полость соединена с полостями костей черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Эти полости являются резонаторами при голосообразовании.

Из носовой полости воздух через внутренние ноздри (хоаны) поступает в носоглотку, а оттуда в гортань.

Гортань образована хрящами, ее полость выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами, вызывающими рефлекторный кашель (см. Рис. 6). При глотании вход в гортань закрывается надгортанным хрящом.

Рис. 6. Гортань

Самый крупный хрящ гортани - щитовидный. Он защищает гортань спереди.

Рис. 7. Щитовидный хрящ

Таким образом, функции гортани:

Препятствие попаданию частиц в трахею

Для начала необходимо найти на шее щитовидный хрящ. После этого выполнить глотательное движение. Так можно почувствовать, что при глотании щитовидный хрящ сначала поднимается вверх, затем опускается вниз. Это защитный механизм, при котором закрылся надгортанник, воспрепятствовав попаданию пищи в дыхательные пути.

В момент глотания дыхание останавливается. Потому, что во время глотания язычок закрывает выход из носоглотки, а надгортанник перекрывает вход в трахею.

Поэтому во время активного разговора в процессе еды человек может подавиться.

Гортань переходит в трахею. Стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами. Задняя стенка трахеи, прилегающая к пищеводу, не имеет хрящей. Это связано с тем, чтобы не препятствовать прохождению пищевого комка по пищеводу.

Внизу трахея делится на 2 бронха. Трахея и бронхи изнутри выстланы слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием. Здесь воздух продолжает согреваться и увлажняться.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

3. Медецинская энциклопедия ().

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 138, задания и вопрос 1, 2; с. 139, задания и вопрос 5.

3. Какое строение имеет трахея? С чем это связано?

4. Подготовьте небольшое сообщение о заболеваниях, вызванных накоплением гноя и посторонних веществ в пазухах черепа человека.

Докучаева Елена Ивановна

учитель биологии


ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 404

Урок по биологии и английскому языку на тему:

"Органы дыхания: строение и функции"

Цели урока:

    Образовательные:

      изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

      раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

      научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)

      развить навыки монологической речи

      отработка конструкции «I have …»

      изучить, как дышать правильно.

    Развивающие:

      продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

      развивать память, внимание, мышление;

    Воспитательные:

      воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

      провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир)

      научить работать в группе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Вопросы учителя биологии:

1) В какой среде мы с вами живем? (Наземно-воздушной).

2) Какой газ поступает в наш организм из воздуха? (Кислород)

3) Для какого процесса человеку и всем живым организмам нужен кислород? (Для дыхания).

4) Какой газ мы выдыхаем при дыхании? (Углекислый газ).

5) Какое царство живых организмов поставляет в атмосферу кислород?. (Царство растений в процессе фотосинтеза)

– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала (учитель английского языка)

Как вы догадались тема нашего сегодняшнего урока – «Органы дыхания» или «Organs of respiratory system » (тему урока представляют оба учителя)

Цели нашего урока: (учитель биологии)

1. Узнать, какие органы участвуют в дыхательном процессе.

2. Научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)
3. Узнать, как дышать правильно.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Кислород находится в окружающем нас воздухе, поступление его в организм и обеспечивает дыхательная система.

Значение дыхания (2 учителя)

    Обеспечение организма кислородом (Учитель английского языка пишет на доске «oxygen » и произносит, ученики повторяют за ним)

    Удаление углекислого газа (Учитель английского языка пишет на доске «carbon dioxide » и произносит)

    Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности (energy )

    Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Новая тема вводится совместно двумя учителями. Учитель биологии рассказывает о функциях каждого органа дыхания, а учитель английского языка вводит лексику следующим образом: учитель биологии называет орган дыхательной системы и объясняет функции данного органа, а учащиеся записывают основную информацию об этом органе. Учитель англ. языка называет этот же орган по-английски, учащиеся повторяют это слово и подчеркивают в раздаточном материале (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Верхние дыхательные пути

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через носовую полость , которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выделяют слизь, которая делает вдыхаемый воздух влажным, задерживает пыль и микроорганизмы. Здесь много кровеносных сосудов, которые согревают вдыхаемый воздух. С помощью носа мы чувствуем различные запахи, и защищаемся чиханием.. Носовая полость открывается в носоглотку, а оттуда – в гортань.

Дыхательная система

Воздухоносные пут и Дыхательная часть

    Полость носа Легкие

(Воздух очищается, (газообмен между организмом

увлажняется, согревается) и окружающей средой)

3. Трахея

(прохождение воздуха в бронхи)

4. Бронхи

(прохождение воздуха в легкие)

Схему записывает учитель английского языка и вводит лексику, учитель биологии представляет материал в устной форме.

Гигиена носового дыхания

    Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Гортань - трубка 10-12 см длиной и 15 – 18 мм в диаметре образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт. Вход в гортань при еде закрывает надгортанник. Здесь также выделяется слизь, которая очищает воздух.

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосовые связки.

Внизу трахея делится на 2 бронха .

Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. Народная мудрость гласит «Когда я ем, я глух и нем».

При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Легкие

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Есть правое и левое легкое. Они состоят из легочных пузырьков. Стенки этих пузырьков очень тонкие и состоят из одного слоя клеток. Клетки легких выделяют биологически активные вещества, которые препятствуют слипанию легочных пузырьков и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.

. Гигиена дыхания

Курение нарушает физиологические свойства биологически активных веществ, легкие слипаются и не участвуют в газообмене.

IV . Закрепление нового материала. (учитель английского языка)

Now you ll divide into 4 groups of three .

Первичное закрепление лексики. (Учащиеся разделяются на 4 группы, каждой даётся список транскрипций слов, они должны подписать слова, при этом для каждой группы слова стоят по-разному)

You should write the words, using their transcriptions.

["neɪz(ə)l] ["kævətɪ]

["brɔŋkaɪ]

["lærɪŋks]

["or(ə)l] ["kævətɪ]

      The game “Snowball” ( Игра снежный ком ).

Let’s play the game. The first student should name one organ of respiratory system and show where it is. Then the second pupil will repeat the first word and call his/her own one. For example: I have a nasal cavity: I have a nasal cavity, a throat, ….

      Отработка орфографического навыка.

Every group has a picture of a person. You should stick different organs of respiratory system on the picture of a human body and then sign ( подписать ) them. You have 5 minutes to do this task.

Now let s check ! (По окончании работы на магнитную доску вывешиваются работы групп и оцениваются вместе по следующим критериям: последовательность расположения органов, правильное написание слов по-английски)

      Песня «Respiratory system ». Listen and say what organ of respiratory system a singer has mentioned in this song. Sing a song.

      Активизация ЛЕ в речи.

Work in groups. Make up the sentences from the given words and translate them into Russian. Use the words in brackets. (приложение 3)

1 группа : the /nose/breath/we/must/through

(Мы должны дышать через нос)

    группа : warms/ in/ a/ cavity/cleans/nasal/the/air/and/moistens

(В носовой полости воздух согревается, очищается и становится влажным.)

Если возникают проблемы с переводом предложения, включаем 1 часть песни « Respiratory system » и спрашиваем, о каком органе дыхательной системы идёт речь.

    группа : for/is/lungs/dangerous/smoking

(Курение опасно для лёгких . )

    группа : throat/the/vocal/in/codes/there/ are

      Подведение итогов урока

Проверь себя (закрепление материала по группам или дом. задание)

Необходимо соотнести название органа с выполняемой им функцией поставив возле каждой цифры необходимую букву. (Приложение 4 )

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

Понравился ли урок? Какие органы дыхательной системы вы узнали? Можете ли назвать их по-английски? Как следует дышать правильно: через нос или рот? Что опасно для наших лёгких?

XI . Домашнее задание

Выучить слова, практиковать полное дыхание

О рганы дыхания (organs of respiratory system)

Воздухоносные пути Орган дыхания

    Нос легкие

a nasal cavity lungs

(a nose)

    Гортань

a larynx

(Here there are vocal codes. Здесь находятся голосовые связки)

    Трахея

a trachea

    Бронхи

bronchi ( a bronchus )

    Ротовая полость – an oral cavity

[" br ɔŋ ka ɪ]

[ tr ə" ki ːə]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ l ʌŋ z ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[ tr ə" ki ːə]

["or(ə)l] ["kævətɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ tr ə" ki ːə]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ tr ə" ki ːə]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

1 группа:

the

nose

we

must

through

breathe

moistens

in

a

cavity

cleans

nasal

the

air

and

warms

    группа :

    группа:

for

is

lungs

dangerous

smoking

4 группа:

throat

the

vocal

in

codes

there

are

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?