Основатель галереи диктант. Основатель третьяковской галереи диктант

Цели урока:

  • cовершенствование навыков работы с текстом на основе анализа текстов единой тематики: определение темы, идеи текста, выделение ключевых слов;
  • развитие устной и письменной речи, умения связно и грамотно выражать свои мысли, давать развернутый ответ на поставленный вопрос;
  • развитие умения сравнивать, выделять главное;
  • эстетическое воспитание учащихся через произведения русской живописи;
  • гражданское воспитание учащихся через осмысление портретного очерка П.М.Третьякова.

Оборудование: компьютерная презентация репродукций картин русских художников, находящихся в Третьяковской галерее.

Предварительное домашнее задание: прочитать тексты № 11, 35, 36 (“Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку” - автор – составитель Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова), определить тему, идею каждого текста, озаглавить их, выделить ключевые слова в каждом тексте.

Индивидуальные задания:

  1. Текст № 11- выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.
  2. Текст № 35- составить план текста в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.
  3. Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”
  4. Рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.
  5. Подготовить сжатый пересказ текста № 36.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Оформление записей в тетради.

Сегодня мы проводим очередной урок подготовки к экзаменационному изложению. Однако это не просто урок, а урок – путешествие в Третьяковскую галерею (слайд № 1).

2. Выполнение индивидуальных заданий у доски.

А) Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов графически.

Бес корыст ная любовь
Не швырял деньги по- княжески
Анти купеческие достоинства
Выбир ать для гал ереи
Музей национального искусс тва
При ез жавших в Москву

Б) Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях (текст дается без знаков препинания).

П. М. Третьяков – основатель музея национального искусства в Москве.

Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, посвятившего всю свою жизнь созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности и удивительной требовательности к себе. Жизнь П.М.Третьякова – настоящий гражданский подвиг, потому что он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.

3. Класс. Словарная работа.

Начнем урок со словарного диктанта с последующей самопроверкой (в ходе работы деется толкование лексического значения трудных слов).

Русская живопись
Огромная коллекция

Третьяковская галерея
Историческая картина
Неожиданные ассоциации (ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.)
Светотень и колорит
Масляные краски
Приготовил этюдник

(Этюдник – специальный плоский ящик с принадлежностями для живописи, рисования и местом для помещения этюда. Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего большого произведения.)

Как вы думаете, почему мы сегодня написали именно эти слова?

Ответ: Эти словосочетания из текстов, с которыми мы знакомились дома. Они являются ключевыми и объединяют все эти тексты.

Какая тема объединяет тексты № 11,35,36?

Ответ: Все эти тексы связаны тематикой, в них рассказывается о шедеврах русской живописи, которые находятся в Третьяковской галерее.

Итак, сегодня на уроке мы отправляемся на экскурсию в Третьяковскую галерею. (слайд №1)

4. Основная часть урока.

1. Определите тему текста 11.

Тема: рассказ о Павле Михайловиче Третьякове – основателе музея национального искусства в Москве, который носит его имя Третьяковская галерея, или Третьяковка. (слайд №2 – И.Е.Репин. Портрет П.М.Третьякова, основателя Третьяковской галереи, 1883)

2. Определите стиль, тип речи и жанр данного текста.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи – повествование, жанр – портретный очерк.

3. Кто является героем портретного очерка?

Конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами или недостатками.

4. Как строится портретный очерк? Есть ли какой-то определенный план?

Автор может рассказать о своем герое через создание внешнего и внутреннего портрета.
Каким образом Л.Волынский, автор текста, раскрывает перед нами личность Третьякова? (через поступки, отношение к искусству, к художникам)

5. Проверка индивидуального домашнего задания: выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.

Вельможные меценаты

  • вельможа – знатный,
  • богатый меценат – богатый покровитель наук и искусств

Бескорыстная любовь

  • бескорыстный – чуждый корысти
  • корысть – выгода, материальная польза

Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию

Тщеславный – любящий славу, выставляющий свои достоинства напоказ

Гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям

Передвижники – передовой, демократически настроенный художник – реалист второй половины 19 века, участник передвижных выставок

Место паломничества

  • паломничество – путешествие с целью ознакомления
  • с какими – нибудь достопримечательностями

шедевры живописи

  • шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы.

6. Проверка индивидуального задания А.

Объяснить правописание слов.

Бескорыстная любовь
Не швырял деньги по-княжески
Антикупеческие достоинства
Выбирать для галереи
Музей национального искусства
Приезжавших в Москву

Какие черты характера Третьякова поразили вас?

Задание классу: найти в тексте и зачитать предложения, в которых употреблены данные слова и словосочетания.

7. Определите идею данного текста.

Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, человека, который всю свою жизнь посвятил созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности, удивительной требовательности к себе. Он совершил настоящий гражданский подвиг – передав в дар Москве галерею, а значит и всей России, он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.

Хочется привести высказывание художника М.Нестерова: “..не появись в свое время П.М.Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные, быть может, и мы не знали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Крестного хода”, ни всех тех, больших и малых, картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда, в те далекие годы, это был подвиг..”

(просмотр слайдов № 3, 4, 5 – залы Третьяковской галереи; слайды № 6, 7, 8. 9, 10 - некоторые картины, находящиеся в ней:

Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871
И.И.Шишкин. Утро в сосновом лесу, 1889
И.И.Шишкин. Корабельная роща, 1898
В.М.Васнецов. Аленушка,1881
И.И.Левитан. Март, 1895)

Проверка индивидуального задания Б – пунктуационный разбор предложений.

8. Как вы озаглавили текст?

Создатель Третьяковской галереи.
Дело всей жизни.
Жизнь, посвященная искусству.
Великий гражданский подвиг.

9. Текст № 35.

А) О чем рассказывается в этом тексте? (о истории создания картины “Боярыня Морозова” художником Суриковым) (слайд № 11 - В.И.Суриков. Боярыня Морозова, 1887)

Б) Для того, чтобы понять содержание картины, нам необходимо обратиться к исторической справке. Кто такая боярыня Морозова?

Морозова Феодосия Прокофьевна – боярыня (год рождения неизвестен, год смерти – 1672), она является одним из крупнейших деятелей раскола, или старообрядчества. Старообрядчество – религиозное движение, направленное против церковных реформ патриарха Никона, который приступил к изменению богослужебных книг, церковных обрядов. Старообрядцы – это приверженцы старой веры, противники церковных нововведений. На уроках литературы мы говорили о протопопе Аввакуме – вожде старообрядцев.

По указу царя Алексея Михайловича, богатейшие имения и все имущество Морозовой было конфисковано, а сама она была сослана в Боровский Пафнутьев монастырь и заключена в острог, где и умерла. На картине Сурикова изображен тот момент, когда боярыню Морозову отправляют из Москвы в ссылку.

В) Проверка индивидуального домашнего задания: составить план текста № 35 в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.

Как Суриков работал над картиной? (слайды № 12, 13 – В.И.Суриков. Голова боярыни Морозовой, 1886. Этюд для картины “Боярыня Морозова”; В.И.Суриков. Боярышня в синей шубке, 1887. Этюд для картины “Боярыня Морозова”).

Г) Проверка индивидуального домашнего задания.

Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”

10. Текст № 36.

А) Какая картина была написана А.К.Саврасовым в селе Молвитине?

Ответ: Саврасов написал картину “Грачи прилетели” и произошло это более 130 лет назад. Сейчас это село называется поселок Сусаннино (Костромская область). Жители этого поселка очень гордятся этим событием. Однако теперь грачи не гнездятся около церкви, так как прежних березок уже нет, их пришлось спилить из-за старости, а новые как-то не удосужились люди посадить. Однако все-таки в поселок грачи прилетают.

А.К.Саврасову очень хорошо удалось передать на картине ощущение прихода весны, радость обновления природы. Неслучайно художник после названия картины поставил не точку, а восклицательный знак.

(показ слайдов № 14 – А.К.Саврасов. Грачи прилетели, 1871, слайды № 15,16 А.К.Саврасов. Грачи прилетели. Фрагмент, 1871)

Б) Проверка домашнего задания: сжатый пересказ текста № 36.

В) Задания к тексту №11 и № 36 перекликаются.

№11 Расскажите о вашем впечатлении о какой-либо картине из Третьяковской галереи.

№ 36 Какая картина была создана художником в селе Молвитине? Напишите о своем отношении к ней.

Проверка индивидуального домашнего задания:

рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.

Алексей Кондратьевич Саврасов – один из известных русских пейзажистов. В течение 1871 года Саврасов с воодушевлением работал над своим главным произведением – “Грачи прилетели”. Первый этюд к нему художник написал в марте в селе Молвитино, потом началась долгая кропотливая работа над композицией картины. Его картина “Грачи прилетели” знакома нам с детства. Перед нами предстает неброский пейзаж обычного русского села. Серенький весенний день. Мы видим старую церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов; на переднем плане несколько неказистых тонких берез. На них вьют гнезда прилетевшие грачи. Здесь все просто и знакомо. По-весеннему чист и прозрачен воздух. Снег стал совсем рыхлым, появились проталины. Художник не использует ярких красок. Саврасов удивительно точно передал наступление весну, ее не только видишь, но и слышишь и чувствуешь. Саврасов говорил: “Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Если нет души, значит – ничего не будет и в живописи…Но пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам”.

5. Итог урока.

Что узнал нового на уроке? Чему научился? Помог ли данный урок лучше понять тексты?

6. Домашнее задание: сочинение на выбор по темам “Экскурсия в Третьяковскую галерею”, “Я хочу рассказать о картине…”.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

ТЕМА: "ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ"

Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 6 класс (контрольные диктанты за 6 класс).

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения выдающихся художников России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.

Богатый, хорошо образованный купец решил употребить свое богатство на пользу народа. "Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он. - Пора и нам иметь такой же."

Две картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие. Но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех.

Задания к тексту (на выбор учащихся):

1) Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями? Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью. С какой целью использована прямая речь в тексте?

2) Обозначьте орфограммы и пунктограммы. Сгруппируйте их. Приведите примеры. Выполните морфологический разбор числительных. Просклоняйте письменно составное количественное числительное. Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

3) Опишите свои впечатления о посещении Третьяковской галереи (или о заочной экскурсии). Используйте числительные.

Русский язык / 6 класс / Контрольные диктанты / Имя числительное


Преподавателю : Данный контрольный диктант проводится с учащимися 6 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения темы "Имя числительное" учащимися 6 класса.

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:

СЛЕДЫ ВОЙНЫ 1963-65 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ОБЛАКА 45-го ГОДА 1980-85 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

СТАРЫЕ РАНЫ 1967 г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

В ДНИ ВОЙНЫ 1952-54 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ЖИВОЙ ЗАСЛОН 2001-04 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ПРОВОДЫ 1967 г

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ПАМЯТЬ ПАВШИХ 1993-95 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

33 шедевра мировой живописи - Креативный обзор!

Казимир Малевич «Чёрный квадрат» 1915
Хранится в Государственной Третьяковской галерее

По утверждению художника, он писал картину несколько месяцев. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат».

Михаил Врубель «Демон сидящий»
1890, холст, масло. 114×211 см
Третьяковская галерея, Москва

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

0 0 0

Самые странные картины!

Марк Шагал «Прогулка»
1917, холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея.

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

Скульптура 18 века Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос, автор Козловский Михаил Иванович, датируется 1780 годом, недавно приобретеена Третьяковской галереей, но суть не в этом. Эта скульптура из светлой терракоты - барельеф, она "утоплена" в стене. Кстати, противоположность барельефу - контррельеф, когда скульпутру будто отпечатали в стене, затем вынули и мы любуемся на следы ее там пребывания, но для 18 века такой вид не характерен.

картины художника герасимова очень красивы. Картина, которую Вы видите, принесла художнику на выставке в Париже гран - при. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. Там же можно посмотреть и другие работы автора.


http://sokhovich.livejournal.com/73440.html

В ледовой скульптуре нередко изображают героев мультфильмов и произведений классики, животных, персонажей Библии. (

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9-м классе национальной школы предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно - практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о русском языке и формирует языковые и речевые умения. Вместе с тем и общепредметные задачи.

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Начинается программа с повторения изученного ранее материала, в конце учебного года также отводится время для повторения. Выделены часы для уроков развития речи, для проведения контрольных работ. В курсе русского языка в 9-ом классе основной темой является «Синтаксис и пунктуация», изучаются виды сложных предложений. Цели обучения русскому языку: -научить школьников практически владеть государственным языком РФ;

Пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов;

Дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений);

Научить строить функционально-смысловые типы речи(повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме с учетом стилистических норм, речевого этикета, языковой коммуникации);

Выработать орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки;

Привить навыки различных типов чтения; -пробудить интерес к изучению русского языка, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Тематическое планирование уроков русского языка

в 9 «б» классе

Тема и основное содержание урока

Повторение изученного (4 ч)

Словосочетание и предложение.

Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение.

Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения.

Контрольный диктант

Текст (7ч+2р\р)

Стили речи (повторение)

Публицистический стиль.

Жанры публицистического стиля

Официально - деловой стиль

Стиль художественной литературы

Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.

Составление связных текстов об одном

и том же явлении в разных стилях

Лексика и фразеология (3 ч)

Фразеологические обороты(повторение).Фразеологические обороты в коми языке.

Крылатые слова. Крылатые слова в коми языке

Терминология (термины общераспространенные и узкоспециальные)

Синтаксис и пунктуация Сложное предложение (29ч+7р/р)

Общие сведения о сложном предложении.

Понятие о сложносочиненном предложении

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Анализ контрольного диктанта



Подготовка к изложению публицистического стиля на

морально - этическую тему. Текст 25, сб.экзаменационных изложений.

Д.Гранин«О милосердии»

Написание изложения

Понятие о сложноподчиненном предложении

Подчинительные союзы и союзные слова в придаточной части. Указательные слова в главной части.

Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточной определительной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

Устное изложение текста с сохранением стилевых особенностей текста(упр.99) или см.м.п. по рус.яз.зад 1У стр 69

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью степени и образа действия

Сложноподчиненные предложения с придаточной сравнительной частью

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

Подготовка к изложению текста публицистического стиля (упр.82)

Написание изложения по тексту публицистического стиля.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью уступительной

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном предложении:



Подготовка к изложению с элементами рассуждения (упр.232)

Написание изложения с элементами рассуждения

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложное синтаксическое целое (2ч)

Понятие о ССЦ (упр.38)

Построение ССЦ: зачин, главная часть, концовка. Связь предложений в ССЦ. Абзац и ССЦ.

Прямая речь (5ч+3р/р)

Прямая речь, знаки препинания при прямой речи.

Понятие о косвенной речи

Изложение с элементами сочинения, подготовка

Написание изложения с элементами сочинения

Составление юмористического диалога по данному образцу (упр.272)

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Анализ контрольного диктанта

Повторение (Зч+2р/р)

Комплексный анализ текста

Подготовка к изложению с элементами сочинения (упр.345 учебник)

Написание изложения с элементами сочинения (упр.345)

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста


Название раздела

Повторение изученного

Лексика и фразеология

Синтаксис и пунктуация Сложное предложение

Прямая речь

Повторение изученного

Требования к знаниям, умениям, и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9-го класса национальной школы.

    Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определение основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

    К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

    составлять сложны предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

    определять стиль и тип текста;

    соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации.

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи.

Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи.. Подготовить доклад на историко - литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи (или фрагмента большой). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседником соответствующий речевой этикет.

Литература

    Сабаткоев Р.Б. Русский язык: учебник для 9 классов национальной школы-СПб: отделение издательства «Просвещение», 1999 год;

    Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений(С.Г.Бархударов и др.)-М: «Просвещение», 2007

    Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. М.М.Разумовской. М: Дрофа, 2002г

    руеский язык для 9 классов. Поурочные планы по учебнику С.Г.Бархударова и др. Автор составитель Л.А.Тропкина. Волгоград, «Учитель», 2007

Контрольный диктант №5. 9 класс. Журчеёк.

Если вас когда-нибудь осчастливит судьба и вы в летнюю пору спуститесь к болотцу, а потом по узенькому мостку перейдёте заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.

Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днём, когда вода, разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом- ручеёк затихает, затаивается, словно прислушивается и разгадывает, куда он, озорной, полетел и когда вернётся снова. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она божественна в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчании слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому у него такое красивое имя-Журчеёк.

Сказочная песня природы в неповторимом исполнении прибежавшего в Конопляночку ручейка вам запомнится на всю жизнь, как самое дорогое, от чего на душе бывает по-особенному светло и радостно. (173 слова).

Задание.

1. Выделите грамматические основы в предложении:

1-ый вариант в предложении Проносится ветер...

2-ойвариант в первом предложении.

2.Обозначьте морфемы в словах:

1-ый вариант: осчастливит, услышите,неповторимом;

2-ой вариант: проносится,затихает, прибежавшего.

Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только- только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы,берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале- точь-в -точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов).

Задание.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения:

1-ыйвариант: 1-ый абзац, 3-е предложение.

2-ой вариант: последнее предложение текста.

Контрольный диктант № 8 . 9-ый класс.

Река шла причудливыми изгибами.Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли разномастными цветами.

Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух, в нём была полная и совершенная чистота, и эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмно- зелёной хвои очень далеко.

По К.Паустовскому. (130 слов).

Задание.

1.Обозначьте грамматическую основу предложений.

2. Найдите сложносочинённые предложения, выделите в них союзы.

3. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения в сложносочинённых предложениях.

4. Объясните правописание слов: причудливыми, беспрерывно, песчаные, разномастными, зарослями, поваленные, корабельные, кое-где, изредка, совершенная, придавала, тёмно-зелёной.

5. Сделайте разбор по составу и словообразовательный разбор:перевеянные, поблизости.

6. Сделайте морфологический анализ слов:литые, окружено.

Найдите изобразительно-выразительные средства.

Контрольный диктант № 8 . 9-ый класс.

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова,

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,-говорил он.- Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово).

Задание.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

1-ый вариант. 3-ий абзац, последнее предложение.

2-ой вариант.4-ый абзац, последнее предложение.

Контрольный диктант №4. 9-ый класс. Летний день.

Хороши такие летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева- оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите- лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас-всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно- голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто- жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу- и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой нежно сияющей вышине. (153 слова).

Задание.

1 .Произведите синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения, укажите смысловые отношения между простыми предложениями; составьте схему: 2-го предложения (1 вариант); предложения Вы проходите мимо дерева... (2-ой вариант).

    Разберите по составу слова:

1-ый вариант: (в) вышине, редеющий,расстилаются;

2-ой вариант: клочок,задымившийся, восторжествует.

    Найдите слова с орфограммой:

1-ый вариант: «Не с прилагательными, наречиями, глаголами», объясните правописаниес не в каждом конкретном случае;

2-ой вариант: «Буквы з ис на конце приставок», объясните выбор букв.

    Произведите морфологический разбор глаголов:

1-ый вариант: чернеется;

2-ой вариант: подходите.

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку

9 класс

Контрольный диктант по теме: «Повторение»

Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. 4 Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли разномастными 2 цветами. 3

Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух, в нем была полная и совершенная чистота, и эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди темно-зеленой хвои очень далеко.

(130 слов) (По К. Паустовскому).

Контрольный диктант по теме: «Союзные сложные предложения»

Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по–весеннему. Запоздалым сиреневым цветам горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья –великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале точь-в-точь Волга в р аз ливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. 4

Грамматическое задание:

1. Подчеркните в тексте все причастные обороты.

2. Найдите в работе и отметьте все ССП.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённые предложения»

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова. 4

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить свое богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он. – Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех желающих.

Грамматическое задание:

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

2. Определите виды придаточных предложений.

Контрольный диктант по теме: «Бессоюзные сложные предложения »

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. 4 Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, и, замирая, понесся над обнаженными полями.

И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу.

(160 слов) (По Л. Андрееву).

Грамматическое задание:

1. Подчеркните в тексте деепричастные обороты.

2. Найдите и отметьте БСП.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Контрольный диктант