Основные орфограммы. Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)

Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

ло ви́л - улó в

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*

дуб - дуб ы , лож ка - лож е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*

мест ный - мест о , опасн ый - опас е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.

С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма - приставку, корень, суффикс или окончание.

1. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
2. Проверяемые согласные в корне слова.
3. Непроизносимые согласные в корне слова.
4. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
5. Буквы и, у, а после шипящих.
6. Раздельное написание предлогов со склоняемыми частями речи.
7. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
8. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
9. Мягкий знак для обозначения мягких согласных в середине и в конце слова.
10. Непроверяемые гласные и согласные в приставках.
11. Буквы з и с на конце приставок.
12. О - а в корне -лож-(-лаг-).
13. О - а в корне -рос-(-раст-).
14. Буквы ё-о после шипящих в корне слова.
15. Буквы и - ы после ц.
16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.
17. Е и и в падежных окончаниях имён существительных.
18. О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных.
19. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и причастий.
20. Неупотребление мягкого знака в кратких с основой на шипящую.
21. Раздельное написание частицы не с глаголами.
22. Мягкий знак после шипящих в разных формах
23. -Тся и -ться в глаголах.
24. Е и и в корнях с чередованием.
25. Безударные гласные в окончаниях глаголов I и II спряжения.
26. Буквы о-а в корне -кос-(-кас-).
27. Буквы о - а в корне -гор-(-гар-).
28. Буквы ы - и после приставок на согласные.
29. Гласные в приставках пре- и при-.
30. Соединительные о и е в сложных словах.
31. Буква е в суффиксе существительных -ен-.
32. Не с существительными.
33. Буквы ч - щ в суффиксе -чик (-щик) существительных.
34. Гласные в суффиксах -ек и -ик имён существительных.
35. Буквы о - е после шипящих в суффиксах существительных.
36. Слитное и дефисное написание сложных слов с пол-.
37. Не с прилагательными.
38. О не после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
39. Одна и две буквы к в суффиксах прилагательных.
40. Суффиксы -к- и -ск-.
41. Дефис в прилагательных.
42. Мягкий знак в середине сложных числительных.
43. Безударные гласные в окончаниях числительных, обозначающих целые числа.
44. Не в неопределённых местоимениях.
45. Дефис в неопределённых местоимениях.
46. Не и ни в отрицательных местоимениях.
47. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
48. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
49. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).
50. Буквы у (ю), а (я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
51. Буквы е - и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
52. Две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
53. Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени.
54. Буквы а (я), е перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях прошедшего времени.
55. Буквы ё - е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
56. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
57. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных из причастий.
58. Раздельное написание не с деепричастиями.
59. Буквы о - е после шипящих на конце наречий.
60. Одна и две буквы я в наречиях на -о (-е).
61. Не с наречиями на –о (-е).
62. Не и ни в отрицательных наречиях.
63. Буквы, о и а на конце наречий.
64. Дефис в наречиях.
65. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
66. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
67. Слитное написание предлогов, образованных из наречий.
68. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных из существительных.
69. Буква е на конце производных предлогов.
70. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы.
71. Дефисное написание частицы -то.
72. Дефисное написание частицы -ка.

Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма - это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики. Орфограмма - это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило - это правило правописания русского языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем) - корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Принципы русской орфографии:

  1. Ведущий принцип русской орфографии - морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения - редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные - как в сильной позиции, например позиции перед гласным . Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива . Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.
  2. Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Этот принцип реализован в трех орфографических правилах - правописание приставок, заканчивающихся на з/с (бездарный - беспокойный, разбить - распить) , правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание - роспись, ) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история - предыстория ).
  3. Существует также дифференцирующее написание (ср.: ожог (сущ.) - ожёг (глаг.)) корней с чередованиями (слагать - сложить) традиционное написание ().
  4. Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека или буква и И после букв Ж, Ш, Ц - жить, шить), т.е. предполагает запоминание слов. Как правило, это иноязычные слова и слова-исключения.

Рассмотрим другие виды орфограмм

Слитное, раздельное и дефисное написание


Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами (не с кем ) и некоторых наречий (в обнимку ), части слов - слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по-моему ).

Употребление прописных и строчных букв

Употребление прописных и строчных букв регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет ), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.

Правила переноса

Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збить . Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са.

Правила графических сокращений слов

Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах:

1) может опускаться только цельная, нерасчлененная часть в составе слова (лит-ра - литература, в/о - высшее образование);

2) при сокращении слова опускается не менее двух букв;

3) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;

4) сокращение не должно приходиться на гласную букву или буквы й, ъ, ь.

Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

При изучении русского языка в школе или институте приходится сталкиваться с огромным количеством норм, правил и исключений из них. По каждому слову могут возникнуть вопросы. Как его правильно написать? Ставить ли дефис или мягкий знак?

Понять значение данного термина весьма просто, достаточно обратиться к его этимологии, то есть истории появления. Это слово можно перевести с греческого языка, тогда получится правильная запись или письмо. Таким образом, орфограмма – это правильное написание какого-либо слова .

Понятие орфограмма в чем-то тождественно понятию правило. Практически на каждую орфограмму имеется своё правило русского языка. В самых редких случаях написание будет основываться на простых традициях. Все эти правила и общепринятые нормы изучает одна большая наука – орфография.

Обычно правила возникают там, где кажется, что слово может иметь несколько вариантов написания. Это связано с теми ситуациями, когда звучание не дает четкого представления о том, какие буквы или знаки должны быть в слове.


Особенности орфограмм

Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.

  • Первый тип – буквенные орфограммы . Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм.
  • Второй вариант – небуквенные орфограммы . В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.

Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими. К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.

Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.


Как найти орфограмму?

Теперь ясно, что обозначает слово орфограмма, но как правильно найти её в слове? Как правило, если произношение не дает четкого представления о написании, то в таком сочетании букв можно допустить ошибку.

Основные виды орфограмм:

  • Безударные гласные в корне (хотя бывают и в других частях слова),
  • Гласные, стоящие после шипящих букв или «ц»,
  • Мягкий знак после шипящих,
  • Глухие согласные на конце слова,
  • Частица «не».

На каждую из этих орфограмм существует своё правило, а также большое количество исключений и словарных слов.

Чаще всего, для того, чтобы справиться с внезапно появившейся орфограммой, достаточно подобрать проверочное слово. Им является измененная форма текущего слова, в которой неясная буква становится очевидной. Обычно так проверяются гласные в корнях и согласные на конце слова.

Рассмотрим распространенный пример одной из орфограмм. Произнося слово дуб, человек слышит на конце букву п. Соответственно, в этом слове можно допустить ошибку. Как узнать, что же именно должно быть написано? Нужно изменить слово. Например, подойдет «дубовый» или простое «дубы». Здесь четко слышно, что после буквы у идет б.

Орфографический разбор

Для того, чтобы справиться с орфограммой в слове, недостаточно просто её найти. Нужно подобрать подходящее правило и воспользоваться им. Для этого необходимо уметь проводить орфографический разбор. Он помогает понять, в какой части слова находится спорное место, а это позволяет подобрать верное правило.

Орфографический разбор включает в себя

  • выделение непосредственно орфограммы с помощью подчеркивания,
  • простановку ударения,
  • определение частей слова,
  • подбор проверочного слова,
  • выбор правила.

Обычно достаточно выделить только ту часть слова, в которой находится непосредственная орфограмма. Ею может быть корень, окончание, суффикс или любя другая часть. Иногда учителя просят выделять все части, независимо от того, находится в них орфограмма или нет.

Нередко сложности вызывает подбор проверочного слова. Здесь важно понять, что оно должно быть не только однокоренным, но и примерно сохранять смысл исходного понятия. Когда проверочное слово обнаружено, его нужно записать в скобках.

Для того, чтобы верно определиться с правилом, нужно точно знать, где находится какая часть слова. Также, конечно, необходимо помнить все существующие правила. Это кажется довольно сложным, но требуется немного времени – и всё получится.


Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).

Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.

Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР

1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.

  • Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
  • Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
  • Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).

2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).

3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»

  • Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ, спиЦЫ, бойцы, куницы,Спицын).
  • Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).

Слова исключения

Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.

ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц

4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»

Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ, семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)

Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я

  • После приставок , которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
  • В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
  • В сложных словах с первой частью ДВУХ -, ТРЁХ -, ЧЕТЫРЁХ — (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).

5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.

Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва - сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).

6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости - звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ - глаЗА, гриБ - гриБЫ, лоДка - лоДОчка, подскаЗка - подскаЗЫвать.

7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.

Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ , нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.

  • Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
  • Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.

8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.

  • В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
  • В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
  • В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставки З- (Сдать, Сгореть, Сходить) — это пр авило необходимо запомнить.

9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.

ПРИ-
близость к чему-либо : ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
приближение, прибавление, присо единение к чему-либо : ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
неполное действие : ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);

ПРЕ-
близкое к слову очень или слишком : ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
близкое к приставке ПЕРЕ- : ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово , в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО : ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).

Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.