Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Западные теории взаимодействия

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Взаимодействие обычно классифицируют по форме. В этом случае различают межличностное и межгрупповое взаимодействие, межличностные отношения и общение.

Межличностное взаимодействие - это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

Наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

Эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

Ситуативность - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

Рефлексивная многозначность - зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Межличностные отношения (синоним: взаимоотношения) - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентации, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности". Они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия 2 . Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Западные теории взаимодействия
Наименование теории Ведущие представители Основная идея теории
Теория обмена Джоржд Хоманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.
Символический интеракционизм Джордж Мид, Герберт Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают.
Управление впечатлениями Эдвин Гофман Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.
Психоаналитическая теория 3. Фрейд На взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период.

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный.



На своем начальном этапе (низшем уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или не принятии партнерами по взаимодействию друг друга. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатии, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, «кислая мина», суетливость, убегание и т.п.) или прекращения установившегося контакта.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции.Конгруэнция - подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта. Конгруэнция предполагает минимум разногласий в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и

К основным факторам достижения конгруэнции обычно относятся:

а) переживание сопринадлежности, которое возникает в случаях:

Когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;

Когда существует основа для межличностного сближения;

Принадлежность субъектов к одной социальной группе;

б) эмпатия, которая легче реализуется:

При установлении эмоционального контакта;

При сходстве поведенческих и эмоциональных реакцийпартнеров;

При наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;

Когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например,они просто описываются);

в) идентификация, которая усиливается:

При живости, разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;

Когда человек видит в другом черты своего характера;

Когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;

При общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций. В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми

Можно выделить три основные функции обратной связи. Она выступает обычно: 1) регулятором поведения и действий человека; 2) регулятором межличностных отношений; 3) источником самопознания. Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений. Обратная связь может быть: а) вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения); б) невербальной, т.е. осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.; в) выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности. Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть ярко эмоционально окрашена и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций.

Насреднем этапе процесса взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, развивающееся постепенно активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы или модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождаетсяилиопосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости-несовместимости (или срабатываемости-несрабатываемости).

Различают несколько видов совместимости. Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) - относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов.

В следует помнить, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает, прежде всего, мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизация выигрыша другого (агрессия);

6) минимизация различий в выигрышах (равенство).

Формы влияния людей друг на друга в процессе деятельности. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме совещания, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Высшим уровнем взаимодействия выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождаемая взаимопониманием.

→ Взаимодействие человека с другими людьми

Желания, которые затрагивают интересы других, создают противостояние или требуют взаимодействия заинтересованных сторон. Воздействие на информационное поле пространства вариантов мыслеформами, содержащими изменение мира и изменение другого существа, не создаёт содействия пространства вариантов. Пространство вариантов не содействует выполнению желания, если оно прямо связано с интересами других существ.

Например, человек хочет быстро бегать. Пространство вариантов будет содействовать его желанию, улучшая его физическую форму, здоровье и, возможно, даже конструкцию тела. Но, если человек хочет бегать быстрее, чем другое существо, то реализация такого желания задевает интересы этого индивида, равновесие и гармонию мира, а может и разрушить мир. Так, если волки станут бегать быстрее зайцев, то зайцев вскоре не останется.

Каждое существо вправе проецировать изменения только своей линии жизни. Вы не можете прямо воздействовать на чужую линию жизни.
Создавая мыслеформу, в которой вы имеете преимущество перед другим существом, вы создаёте на своей линии жизни негативный (принижающий его свойства) образ этого существа. Подсознание этого существа автоматически симметрично ответит вам, создав ваш негативный образ на своей линии жизни, и этим нейтрализует вашу проекцию.

Любые проблемы и достижения человека в обществе, так или иначе, рождаются в отношениях с людьми, будь то личные отношения или деловые. Общественная природа человека предполагает его взаимодействие с другими членами общества. Можно ли использовать содействие подсознания и информационного поля пространства вариантов в отношениях с людьми? Трудность использования мысленного образа модели будущего заключается в том, что это неощущаемый процесс, его трудно подчинить воле и контролировать.

Существует ряд способов влиять на других людей, используя силы пространства вариантов. Влиять через пространство вариантов на других можно только косвенными мыслеформами, для этого:
Проецировать собственные ощущения действия другого человека на себя.
Проецировать реализацию целей другого человека, энергетически содействуя его собственным проекциям.

Ваши образы являются желанной моделью вашего будущего. Желания, лежащие в пределах ваших личных ощущений, находятся на вашей линии жизни и они в вашей власти.

Например, вы можете визуализировать ощущения от ваших отношений с другим существом. Это ваши личные ощущения на вашей линии жизни. Стечение обстоятельств, сформированное пространством вариантов, даст основания для таких отношений.
Зона собственного влияния человека на образ будущего – его ощущения измененной реальности. Если в мыслеформе заложена собственная реакция на окружающий мир в виде определённого воздействия на себя, то это реализуется стечением обстоятельств, которое создаст пространство вариантов.

Если вы плохо думаете о человеке, то он даст для этого основания, например: будете думать, что он лишит имущества – под действием ваших мыслей он захочет украсть; что он раздражает вас пьяным видом и безумными агрессивными действиями – будет активно употреблять алкоголь и искать повод выяснить отношения и т.д.

Будете думать о нём с симпатией, и он будет действовать дружелюбно и даст вам основания для симпатии.
Имеет большое значение и смысл искать и видеть в людях хорошие качества.

Не провоцируйте людей на недостойное поведение своим созидающим взглядом на них. Когда вы признаете, что человек достоин уважения, он начнёт вести себя соответствующим образом.

Если ваше подсознание содержит устойчивые негативные образы поведения, то в своём окружении вы всегда определите часть друзей и сотрудников на работе, имеющих черты, которые вы осуждаете, найдёте их и в своей второй половине.

Нельзя своей мыслеформой управлять целями другого существа, но можно управлять взаимодействием с ним. Действия другого существа, которые вы можете ощутить, доступны вашему влиянию в случае, если они не противоречат интересам этого существа.

Например. Пространство вариантов может содействовать женщине в том, чтобы она нашла себе мужа с определённым набором качеств, можно найти определённую работу.

Желание использовать конкретного человека в собственных интересах вызовет автоматический протест подсознания этого человека.

Образ, созданный одним человеком, и содержащий его ощущение, связанное со здоровьем другого лица, помогает молитве или заговору одного достичь оздоравливающего эффекта для другого, если этот другой верит в выздоровление и хочет здоровья. Образ, созданный одним человеком, и содержащий ощущение нездоровья и неудач в восприятии им другого человека, позволяет создать сглаз и порчу. Образы негативного состояния подействуют в том случае, если объект воздействия мнителен и часто склонен думать о своём нездоровье и неудачах.

Для того чтобы эти образы подействовали, обычно, человеку сообщают, что его прокляли и что он столкнётся с несчастьями и нездоровьем. Объект, воспринимая это, программирует себя. Позитивный образ другого человека, в случае визуализации его вами, создаст у этого человека прилив сил, ощущение комфорта и ощущение расположенности к вам.

Давно известен эффект плацебо, но подобный эксперимент был однажды расширен и врачи были введены в заблуждение: где плацебо и где морфий для обезболивания. Давая морфий врачи думали, что дают плацебо и эффект обезболивания уменьшился. Вера врачей влияла на пациентов так же, как и вера самих больных.

Собственный мысленный образ восприятия вами другого человека не создаёт реализацию пространством вариантов изменения этого человека. Он усиливает активность сектора, возбужденного самим этим человеком и расположенного на его линии жизни. Воздействие произойдёт, если такой образ существует среди интересов этого человека.

Образ «Мне приятно общаться с соседями» не имеет в виде объекта конкретного человека и поэтому изменит образ вашего общения с соседями даже в случае, если они не имеют такого намерения.

Фрейлинг (фрейле – набор характерных для человека индивидуальных психологических параметров) – это принцип взаимодействия проецируемых мысленных образов, построенный на их усилении друг другом путём информационного резонанса, представляющего собой симметричный отклик подсознания другого человека.

Этот принцип взаимодействия людей позволяет образу ваших мыслей находить возможности для объединения людей на основе их взаимных интересов.

Если вы своей мыслеформой возбудите сектор, в котором реализовано внутреннее намерение другого человека, то этот человек автоматически симметрично ответит вам на своей линии жизни ощущением, в котором вы ценны для него.

Взаимодействие людей в информационном поле усиливает возбуждение их целевых секторов и создаёт стечение обстоятельств, которое соответствует удовлетворению интересов обеих заинтересованных сторон.

Это могут быть конкретные люди и вам известно их внутреннее намерение.
Например, вам нужно перенести отпуск на летнее время, а вашему начальнику не терпится попасть на рыбалку. Визуализируя намерение вашего начальника, вы получите симметричную подсветку им вашего желания на его линии жизни.
Вы встретите его расположение к вам при личном общении и его податливость в разрешении вашего намерения.

Это могут быть неконкретные люди. В этом случае вы задаёте в визуализации перечень того, что можете им предложить и перечень того, что вам необходимо получить от людей, с которыми вас сведёт течение вариантов.
Например, вы располагаете определёнными знаниями, умениями и опытом, а ряду работодателей нужен специалист, владеющий такими знаниями, умениями и опытом, и они могут предложить ему достойную оплату и хорошие условия труда.
Или у вас есть товар с определёнными свойствами, и есть множество людей, которые готовы приобрести товар с такими свойствами.

Или у вас есть личные человеческие свойства, и вы хотите найти себе партнёра с определёнными качествами для совместной жизни. И есть множество людей, соответствующих своими качествами описанным вами, имеющими стремление вступить в брак с таким человеком, как вы.

Вы можете визуализировать намерение встретить такого человека, и ваше намерение станет резонировать с информационно согласованным намерением другого индивида.

Вы хотите, чтобы человек, который вам симпатичен, обратил на вас внимание и почувствовал к вам расположение? Для этого случая Фрейлинг для содействия вашим целям подсознания и пространства вариантов определяет идеальным не сопровождать чувство симпатии желанием обладания.

Намерение использовать другое существо в собственных целях вызывает автоматический протест подсознания этого существа и асимметричные целевые проекции на свою линию жизни.

Когда вы думаете с любовью о других живых существах, и проецируете на свою линию жизни счастливое их существование, они чувствуют вашу любовь, расположены к вам и дружелюбны.

Не сопровождайте образ вашей симпатии чувством симпатии этого человека к вам потому, что чувство, которого нет, породит в вас сомнения в возможности расположения его к вам.

Кроме того, чувство симпатии не будет бескорыстным, оно будет включать определённую долю собственного использования чувств другого.

Когда вы требуете обладания, вы вступаете в противоречие с целями другого существа, а для себя проецируете сильные эмоции, связанные с этим существом.

Требование каких-либо действий одним существом от другого называется отношениями зависимости («Если ты похвалишь меня лучше всех…»). Отношения, сопровождаемые условиями, подсознательно содержат сомнение в выполнении требования другим существом.

Возбуждённо реагируя на желание отношений, вы транслируете, что хотите получить сильные эмоции, связанные с этим человеком. Эмоциональное состояние включает маятник и фиксирует на мысли. Эту цель воспримет подсознание и возбудит соответствующий сектор в информационном поле пространства вариантов.

Например, как женщине побудить мужчину сделать решительный шаг для вступления в брак?
Обычно в этом случае используется тактика, состоящая в привлечении внимания к себе и стимулирование к официальным действиям. Это следующие принципы: соблазнять, дистанцироваться и создать ощущение конкуренции.

Другой путь решения задачи – это задаться вопросом: «Что ищет мужчина в браке?»
Мужчина ищет удовлетворение собственных интересов, он хочет: ощущения ценности собственных качеств, любви, уважения, наличия ценных для него качеств у супруги, совместимости характеров и целей, общения. Направив усилия на удовлетворение значимого для мужчины, женщина приобретёт большую собственную ценность для него.

Общение как взаимодействие

В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, стратегии поведения, соответствующие ситуации. Взаимодействие людей разнообразно. Поэтому ученые стремятся упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения.

Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия, хотя и предполагает наличие промежуточных, дает несколько упрощенную картину человеческого общения.

Р. Бейлс объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в целостную систему . Рисунок ниже иллюстрирует основные стратегии поведения в процессе взаимодействия.

Если при взаимодействии с другими людьми человек ориентируется только на свои цели без учета целей партнеров по общению, то он вступает в противодействие или конкуренцию. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (кооперации). Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм). Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (индивидуализм).

Общение как восприятие людьми друг друга

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называютПерцепцией . Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, он и воспринимается партнером по общению так же. По внешней стороне поведения мы, согласно С. Л. Рубинштейну , как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Во-первых, при узнавании другого формируется сам познающий индивид.

Во-вторых, от того, насколько точно «прочтение» другого человека, зависит успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя второму. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки первого. В результате осознание себя через призму другого включает две стороны - идентификацию и рефлексию.

Что мешает правильно воспринимать людей?

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Главные из них таковы:

  1. Наличие заранее заданных установок , оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  2. Наличие уже сформированных стереотипов , в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о другом сразу после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные черты, и тогда любое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
  5. Эффект «ореола» (см. выше).
  6. Специфика эффекта «проецирования» состоит в том, что другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить следующее: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек увидит эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно и отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии очень существенна и незабываема, способна повлиять на последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая опровергнет первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете именно ту. На восприятие влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о другом человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы оно было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
  8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.
  10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если последние данные об этом человеке негативные, они могут перечеркнуть все прежние мнения о нем.

Обратная связь в общении

В результате изучения главы студент должен:

  • знать сущность и причинную обусловленность проявления взаимодействия и взаимоотношений людей;
  • уметь правильно разбираться в иерархии и соотношении уровней, типов и видов взаимодействия и взаимоотношений между индивидами (группами) в обществе;
  • владеть начальными умениями распознавания и интерпретации своеобразия функционирования взаимодействия и взаимоотношений людей.

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Основу этих связей и отношений составляют действия людей и влияние их друг на друга (интеракция), получившие название взаимодействия ("психического взаимодействия", как называл его выдающийся русский социолог Питирим Сорокин).

Своеобразие взаимодействия людей

Общая характеристика взаимодействия

Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур.

Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это взаимодействие их внутренних миров, обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности – пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы "Я – Он", "Мы – Они", координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

В очень упрощенном виде взаимодействие можно представить как процесс, который складывается из:

  • – физического контакта;
  • – перемещения в пространстве;
  • – восприятия и отношений его участников;
  • – духовного вербального контакта;
  • – невербального информационного контакта;
  • – совместной групповой деятельности.

В структуру взаимодействия обычно входят:

  • – субъекты взаимодействия;
  • – взаимная связь его субъектов;
  • – взаимное воздействие друг на друга;
  • – взаимные изменения субъектов взаимодействия.

Обычно различают внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, личностно-массовые, межгрупповые, массово-групповые взаимодействия. Но принципиальное значение при их анализе имеют два вида взаимодействия: межличностное и межгрупповое.

Межличностное взаимодействие – это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и переживаний.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

  • – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;
  • – эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
  • – ситуативность – достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;
  • – рефлексивная многозначность – зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Взаимодействуя представители различных групп общества, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и качества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, а с другой – превращают некоторые уникальные особенности каждого из них в нечто общее, в совместное достояние. Выявление принадлежности данных особенностей только представителям одной общности со временем становится проблематичным.

Можно в то же время говорить о трех вариантах взаимодействия:

  • воздействие, т.е. преимущественно одностороннего, однонаправленного влияния одной общности (личности) на другую (другие), когда одна группа (личность) является активной, доминирующей, другая – инертной, пассивной по отношению к данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т.п.);
  • содействие, когда две или несколько групп (личностей) на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях, а высшей формой содействия выступает сотрудничество;
  • противодействие, создавать препятствия действиям, порождать противоречия в позициях, блокировать усилия другой общности (личности) или устанавливать ей помехи, а также организовывать активное противостояние, вплоть до физических действий (для того чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столкновение с кем-то, нужно обязательно иметь и определенные качества, проявлять энергичность и боевитость).

Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда группа (личность) или ее представители встречаются с чем-то новым, необычным, нетрадиционным в своей жизни, в частности, с непривычным складом мышления, иными правами и порядками, альтернативными взглядами. При названных обстоятельствах реакция противодействия является вполне объективной и нормальной.

Каждый из перечисленных вариантов взаимодействия не "одномерен", а имеет широкий спектр проявлений. Например, воздействие может варьироваться от жестко тиранического до мягкого, учитывающего особенности объектов воздействия, противодействие также может быть представлено гаммой – от непримиримых противоречий до незначительных разногласий. Следует иметь в виду, что однозначной интерпретации вариантов взаимодействия может и не быть, так как каждый из них может вбирать в себя другие, а какие-то из них могут постепенно трансформироваться даже в свою противоположность, переходить в иную группу и т.д.

Таблица 4.1

Западные теории взаимодействия

Наименование теории

Фамилии ведущих представителей

Основная идея теории

Теория обмена

Дж. Хомане

Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты

Символический интеракционизм

Дж. Мид Г. Блумер

Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают

Управление впечатлениями

Э. Гофман

Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления

Психоаналитическая теория

На взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три уровня: начальный, средний и заключительный.

На своем низшем уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее "физическое" влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которые в силу конкретных причин могут и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием – сходством, подобием – контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами являются одним из основных условий дальнейшего развития взаимодействия (других его форм – общения, взаимоотношений, взаимопонимания), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия – неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатии, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, "кислая мина", суетливость, убегание и т.п.) или прекращения установившегося контакта. И, наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживают доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, принятие или непринятие партнерами по взаимодействию друг друга имеет и более глубокие корни. Можно различать научно обоснованные и проверенные стадии однородности разнородности (степени сходства – различия) участников взаимодействия. Начальная стадия есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Завершающая стадия однородности – разнородности (степени подобия – контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение в группе (сходство – различие) мнений, отношений (в том числе симпатий – антипатий) к себе, партнерам или другим людям, к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Завершающая стадия подразделяется на этапы: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный этап есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Вторичный этап находит выражение в соотношении (сходство – различие) мнений и отношений как результате межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции. Она представляет собой подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванными у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может появиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле стремиться достигнуть конгруэнции следует с первых минут контакта.

К основным предпосылкам достижения конгруэнции обычно относятся:

  • а) переживание сопринадлежности, которое возникает в случаях:
    • когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;
    • когда существует основа для межличностного сближения;
    • когда субъекты принадлежат к одной социальной группе;
  • б) эмпатия, которая легче реализуется:
    • при установлении эмоционального контакта;
    • при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;
    • при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;
    • когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются);
  • в) идентификация, которая усиливается:
    • при живости, разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;
    • когда человек видит в другом черты своего характера;
    • когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;
    • при ссылках на прежние случаи;
    • при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций (Бодалев А. А., 2004).

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия и в ходе которого осуществляется также намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.

Можно выделить три основных функции обратной связи. Она выступает обычно: 1) регулятором поведения и действий человека; 2) регулятором межличностных отношений; 3) источником самопознания.

Обратная связь бывает разных видов, и каждый вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений.

Обратная связь может быть: а) вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения); б) невербальной, осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.; в) выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности.

Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть ярко эмоционально окрашенной и передаваться другому человеку как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций.

В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свои состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений.

Сложившаяся психологическая общность партнеров укрепляет их контакты, приводит к развитию взаимосвязей между ними, способствует преобразованию их личных отношений и действий в совместные. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, выступая как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, в то время как его тактика регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге, о себе, задачах совместной активности.

При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношений людей осуществляется не одним, а целой группой образов. Помимо образов-представлений партнеров друг о друге в систему психологических регуляторов совместной деятельности входят образы-представления о себе (Я-концепция), представления партнеров о впечатлении, произведенном ими друг на друга, идеальный образ общественной роли, которую выполняют партнеры, взгляды на возможные результаты совместной деятельности.

Эти образы-представления вместе не всегда четко осознаются людьми в процессе взаимодействия. Они чаще выступают как неосознанные впечатления и не находят выхода в понятийную сферу мышления субъектов совместной деятельности. Вместе с тем психологическое содержание, заключенное в установках, мотивах, потребностях, интересах, отношениях, проявляется посредством волевых действий в различных формах направленного на партнера поведения.

На среднем уровне процесса взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, развивающееся постепенно активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения "согласия – несогласия" друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости несовместимости (или срабатываемости – несрабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость должны считаться его особыми составляющими элементами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть "психологическим климатом".

Различают несколько видов совместимости. Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) – относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например, физиологический и социально-психологический, социально-идеологический, имеют очевидные различия.

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В то же время следует помнить о том, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает прежде всего именно мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

  • 1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
  • 2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
  • 3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
  • 4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);
  • 5) минимизация выигрыша другого (агрессия);
  • 6) минимизация различий в выигрышах (равенство) (Битянова М. Р„ 2010).

В рамки этой схемы могут быть в общем виде отнесены и все возможные побуждения, детерминирующие социальное взаимодействие людей: интерес к определенной деятельности и конкретным людям, средства общения, результаты сотрудничества, характер отношений между партнерами и т.д. Однако наиболее значимыми для понимания взаимодействия являются именно указанные выше.

Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню. В результате чего индивидуальные мотивы людей начинают координироваться.

В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама дискуссия может происходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов. Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди "обрабатывают" друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности.

Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование устойчивых оценок и мнений, сближение которых приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это, в свою очередь, приводит к сближению интересов и ценностных ориентаций, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров.

Регуляторами взаимовлияний людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого. Они формируются на базе более глубокого свойства живых систем – подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение – влияние на других людей, которое воспринимается неосознанно. Конформность в отличие от внушения, представляет собой явление сознательного изменения мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать. Убеждение – процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого сознательно усваиваются нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.

Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, особенно общения, их конвергенция – дивергенция выступает своеобразным регулятором межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый "язык", групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движущей силы развития межличностных отношений и групп.

Межличностные взаимовлияния зависят от степени определенности неопределенности (очевидности – неочевидности) фактов, событий, явлений, по которым принимаются те или иные решения. Исследователями обнаружена следующая зависимость: при высокой определенности (очевидности) задачи вероятность изменения оценок и мнений меньшая, адекватность их решения более высокая. При высокой неопределенности (неочевидности) задачи вероятность изменений оценок и мнений большая, адекватность их решения менее высокая. Данную зависимость можно назвать законом "социально-психологической целесообразности", которая в целом указывает на то, что в условиях обсуждения мнений, оценок возрастает их адекватность реальному положению дел.

Высшим уровнем взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. "Взаимопонимание людей – уровень взаимодействия, при котором осознаются содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно достигаются единые цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком" (Давыдов Г. А., 1980).

В то же время взаимное непонимание – одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов и т.д.

Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских, товарищеских, деловых); от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения). Важное значение в адекватности как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации имеют мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.

Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора – социометрический статус и степень подобия но нему. При этом выясняется следующее: устойчиво взаимодействуют друг с другом (дружат) лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе; отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, те лица, которые имеют сходный и недостаточно высокий статус.

В парах взаимоотвергающих друг друга людей чаще всего встречаются сочетания "холерик – холерик", "сангвиник – сангвиник" и "флегматик – сангвиник". Не было ни одного случая взаимных отрицаний в паре типа "флегматик – флегматик".

Более широкий диапазон сочетаний с другими типами темперамента имеют меланхолики, которые устойчиво сохраняют межличностную привлекательность к себе подобным, флегматикам и сангвиникам. Сочетание меланхолика с холериком встречается крайне редко: холерики в силу своей раздражительности, "безудержности" плохо уживаются (несовместимы) с меланхоликами.

Таким образом, взаимодействие является сложным многоэтапным и многогранным процессом, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияния и взаимопонимание людей.

  • Понятие "контакт" употребляется в нескольких значениях. "Контакт" может означать прикосновение (от лат. contactus, contingo – трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем- либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношениях. В связи с этим в одних случаях говорят о "хорошем" и "тесном", "непосредственном" или, наоборот, о "слабом", "неустойчивом", "неустоявшемся", "опосредованном" контакте; в других случаях – о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т.е. известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия.