Осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. Межэтнические отношения и национальная политика


Этнопсихология

1. Присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона» - это:

C) этноцентризм

2. Упрощенные образы этнических групп, характеризующиеся выраженным эмоционально-оценочным характером, устойчивостью, согласованностью, неточностью:

A) этнические стереотипы.

А) Л.Н.Гумилев.

4. Этническая идентичность, при которой индивид в равной степени обладает характеристиками двух культур, понимает и принимает ценности этих культур, называется:

А) Биэтническая идентичность.

5. Этническая идентичность, при которой индивид в силу определенных социальных условий причисляет себя к чужой этнической группе, называется:

С) Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой

6. Этническая идентичность, совпадающая с официальной этнической принадлежностью индивида, называется:

D) Моноэтническая идентичность со своей этнической группой.

7. Процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоение им социальных влияний", "приобщение к системе социальных связей" -

B) социализация.

8. Исторический сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической группы, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и к другим этническим общностям – это...

B) национальный характер.

9. Своеобразие национальной особенности, которая объясняется влиянием климатической среды, образа жизни, рода занятий этнофоров, специфической этнической культурой – это...

A) национальный темперамент.

10. Важные элементы этнического мира человека сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности этноса, прочно укрепившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого – это....

E) национальные традиции.

11. Осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осмысление положения своей наций в системе общественных отношений, понимание национальных интересов во взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющихся в идеях, чувствах, стремлениях – это есть...

12. Эмоционально-окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям – это....

C) национальные чувства и настроения.

13. Нация – это... .

C) исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающим единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, зафиксированным в самоназвании.

14. Что изучает этнопсихология?

С) Этнопсихология изучает национальные особенности человеческой психики.

15.Что является предметом этнопсихологии?

E) этнические стереотипы.

16. Определите методологические принципы этнопсихологии

D) детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода, историзма

17. Какие ученые древности выражали свои мысли о духе народа

D) Монтескье, Лацарус

18. С.Бочнер какие максимально общие категории последствия межкультурного контакта выделил?

B) геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция.

19. Как А. Тешфел и Дж. Тернер назвали стратегию безопасности позитивной этнической идентичности?

A) стратегия социального творчества..

20. Механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим членам, прежде всего детям, называется:.

B) культурная трансмиссия

21.Конфликт, переросший в борьбу за независимость:

B) статусный институциональный конфликты в союзных республиках.

22. Самый сложный, основанный на территориальных спорах – это...

D) этнотерриториальный кофликт.

23. Назовите условные способы разрешения межэтнических конфликтов.

A) геттоизация, ассимиляция, промежуточный, культурная колонизация.

24. Какие выделяет фазы напряженности этнопсихолог Г.У.Солдатов?.

D) латентная, фрустрационная, конфликтная.

25. Какие основные параметры выделяют в стереотипе современная этнопсихология?

26. Кто ввел впервые в науку психологию понятие «социальный стереотип»?

B) У. Липпман в книге «Общественное мнение».

27. Кому принадлежит утверждение: «Формы поведения людей и их нравы отражают природу страны»:

В) Гиппократ

28. Кто говорил, что народный дух носит неконкретный, полумистический характер:

D) Х.Штейнталь и М Лацарус

29. Что такое этнический парадокс?

30. Английский философ Д.Юм, в какой своей работе выделяет основные факторы, формирующие национальный характер?

D) «О национальных характерах».

B) Г.Лебон.

32 Кто из первых казахских ученых целенаправленно занимался историей своего народа, изучал его этнические особенности на основе этнографических и этнологических материалах?

C) Ш.Уалиханов.

33. М. Муканов в какой работе показывает особенности мышление казахов?

D) «Психологические исследования мышления с историко-этнических позиций».

34. Укажите труды М.Жумабаева.

A) «Воспитание души», «Познавательные процессы».

B) «Сознание и быт».

C) «Дух и природа».

D) «Природа национальной психологии».

E) «Сущность духа».

35. Кто из современных психологов занимается историей казахстанской психологии?

D) К.Б.Жарыкбаев.

36. Основателем какой этнопсихологической школы является Ф.Боас?

C) Американской.

37. Дайте определение понятии «пассионарность».

B) Явление, характеризующееся стремлением народов сохранить свою самобытность, уникальность культуры, психического склада, сознание своей этнической принадлежности.

38. Что является главной задачей «Психологической антропологий»?

A) исследование сознательных и бессознательных идей, управляющих действиями людей.

39. Автостереотипы – это...

B) образ собственной этнической группы для других.

40. Гетеростереотипы это-...

В) образ другой этнической группы, построенный в соответствии с ожиданиями, не всегда положительными.

41. Кто из казахстанских ученых писал, что «характер людей, типичный для представителей того или иного народа, является продуктом конкретных исторических, социально-экономических условий»?

D) Т.Тажибаев.

42. Этническая социализация личности - это...

C) процесс формирования этнического самосознания.

43. Что такое внутригрупповой фаворитизм?

A) - это механизм межгруппового восприятия.

44. Кто ввел понятие «этноцентризм»?

B) У.Самнер.

45. Делегитимизация – это...

E) Д.Кац и Б.Брейли.

47. На какие группы можно выделят межгрупповые конфликты?

D) социально-экономические, культурно-языковые, политические. территориальные.

48.Кто был основателем концепции «каузальная атрибуция»?

A) Ф.Хайдер.

49. Кем и когда был написана «Психология народов»

А) 1912 г. В. Вундтом

50. Кто впервые определил, что характер формируется под климатическим воздействием

В) Ш. Монтескье

51. Какое явление определяет данное утверждение: «истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам»?

B) геноцид.

52. Основные компоненты национального самосознания:.

D) национальная гордость, национальная установка, этнические стереотипы.

53. Выберите утверждение определяющее «национальные традиции».

C) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, ценности, формы общения людей.

54. Национализм - это...

C) реакционная идеология и политика, состоящая в проповеди национальной исключительности и национального превосходства.

55. Национально-психологические особенности – это...

56. Этика национальных отношений – это...

57. Что обозначает данное определение «этнопсихологическое направление в американской этнологии об относительности всех морально-оценочных критериев и несравнимости культурных ценностей разных народов, признающей за любой культурой, независимо от уровня ее развития, право на самостоятельность и полноценность».

A) культурный релятивизм.

58. Маргинальная личность – это....

59. Беженцы – это...

E) вынужденные мигранты, проявляющиеся вследствие экономической нестабильности, национально-этнических конфликтов, углубления процессов распада государственности.

60. Межэтнические контакты – это...

A) преднамеренное ущемление прав, интересов определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности.

B) человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов.

C) вынужденные мигранты, проявляющиеся вследствие экономической нестабильности, национально-этнических конфликтов, углубления процессов распада государственности.

D) процесс сближения этнических общностей.

E) совокупность норм и правил внутри межнациональных отношений, способствующих нормальному функционированию различных связей между представителями этнических общностей и групп.

61. Какие особенности выражает данное утверждение: «патриотические чувства любви к своей Родине, своему народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, культуры, языка, религии»?.

C) национальная гордость.

62. Способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, верованиям называется.. ..

E) этническая толерантность.

63. Готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации называется... .

C) этническая установка.

64. Архетипы – это...

A) бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей.

65. В понимании кого архетипы представляют собой структурные компоненты коллективного бессознательного, которые лежат в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий т. д.

66. Концепция, доказывающая неразрывную связь между структурой языка и характеристиками мышления, способом познания внешнего мира является:

C) концепция лингвистической относительности Э.Сепира.

67.Какой ученый является ярким представителем «географического детерминизма»?

E) Ш.Монтескье

68. По мнению какого ученого общие представления многих индивидов проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ним?

A) В.Вундт

69. Кто является основателем этнопсихологической науки?

D) Х.Штейнталь, М Лацарус, В. Вундт

70. Этнопсихология – это

В) междисциплинарная область знаний, изучающая взаимоотношения между социальными группами

71. Этническая идентичность – это:

В) осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособление от других этносов;

72. Изменённая идентичность, возникающая в случае, когда человек балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и установками ни одной из них, испытывает внутри личностные конфликты, отчужденность и неприятие обоих народов и культур, агрессию, отчаяние, называется:

В) негативная маргинальная этническая идентичность;

75. Подчеркивание различий между культурами разных народов, когда все культуры рассматриваются как равные по значимости, ценности, но качественно разные - это…

А) тенденция культурного релятивизма;

76. Система образов, которая лежит в основе человеческих представлений о мире и о своём месте в этом мире, определяет поступки и поведение людей - это:

А) ментальность;

77. Этническая идентичность, при которой индивид в равной степени обладает характеристиками двух культур, понимает и принимает ценности этих культур, называется:

А) биэтническая идентичность;

78. этническая идентичность, при которой индивид в силу определенных социальных условий причисляет себя к чужой этнической группе, называется:

С) моноэтническая идентичность с чужой этнической группой;

79. Этническая идентичность, совпадающая с официальной этнической принадлежностью индивида, называется:

D) моноэтническая идентичность со своей этнической группой

80. Приписывание причин поведения или результатов деятельности при восприятии людьми друг друга- это…

А) каузальная атрибуция;

81. Кто выделил четыре основных показателя этноцентризма?

D) М. Брауэр, Д. Кэмпбэлл;

82. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде?

А) индивидуальные характеристики, жизненный опыт индивида;

83. По мнению каких ученых межгрупповые конфликты являются продуктом универсальных человеческих характеристик, врожденных агрессивных склонностей человека и его «инстинкта драчливости»:

В) Н.Миллер

87.Глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность установок индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом:

С) менталитет

88. Чем являются понятия: мотивационно-фоновые, интеллектуальные, познавательные, эмоционально-волевые:

С) структура национально-психологических особенностей.

89.Глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность установок индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом:

C) менталитет

90. Крайняя форма национализма, политика, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти

A) шовинизм

91.Человек, полностью отрицающий все нормы, устои, традиции своего этноса, чуждый своему народу, относящийся с пренебрежением к культуре своего народа

C) национальный нигилист

92. Некий "средний" психологический тип личности, преобладающий в каждом конкретном обществе, который и составляет основу данного общества, базу его культуры

B) базовая личность

93. Какой ученый занимался эмпирическим изучением перцептивных процессов

A) У.Риверс

94. Теоретическая ориентация, заключающаяся в абсолютизации сходства между культурами

C) абсолютизм

95. Теоретическая ориентация, предполагающая, что все психологические феномены обусловлены культурным контекстом

A) релятивизм

96. Теоретическая ориентация, отстаивающая единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями

B) универсализм

97. Обряды, сопровождающие переход подростка во взрослую жизнь

E) обряды инициации

98. Тип культуры по Р.Бенедикт основной установкой, которой является избегание крайностей, созерцательный, логичный, односторонне-инеллектуальный

C) аполлонический

99. Тип культуры по Р.Бенедикт основной установкой которой является путь крайностей, значимость буйства и экстаза

B) дионисический

100. Теорию какого ученого иногда называют "пеленочным детерминизмом"

D) А.Кардинер

101. Осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осмысление положения своей наций в системе общественных отношений, понимание национальных интересов во взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющихся в идеях, чувствах, стремлениях – это есть...

B) национальное самосознание.

102. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся зрительно воспринимаемые движения другого человека(жесты, мимика, пантомимика, позы, контакт глазами)

A) оптико-кинетические

103. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся ритмико-интонационные стороны речи (качество голоса, его диапазон, тембр, тональность, сила ударения)

B) паралингвистические

104. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся паузы, и психофизиологические проявления человека

C) экстралингвистические

105. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся пространственно-временные элементы ситуации общения

D) пространственно-лингвистические

106. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся динамические прикосновения к партнеру по общению

E) такесические

107. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся особенности общения, связанные с запахами

E) ольфакторные

108. Какой ученый впервые использовал термин «этноцентризм»

D) И.Гумпилович

109. Какие виды этноцентризма выделяются

E) благожелательный, нейтральный, воинственный

110. Какие основные параметры выделяют в стереотипе современная этнопсихология?

A) степень истинности, согласованность, эмоционально-оценочный характер, согласованность.

осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Н.с. проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей; о национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.

Отличают как рациональные компоненты Н.с. (собственно осознание своей принадлежности к нации), так и эмоциональные (напр. сопереживание своего единства с другими членами социально-этнической общности). Национальное самосознание является важнейшей составной частью, основой национального сознания. Национальное самосознание существует не только на уровне индивида, но и над личностью, в том числе в объективированных массовых формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного творчества и профессионального искусства, научной литературе, нормах морали и права и т. д.

Интенсивность проявления национального самосознания у отдельных представителей этнической общности далеко не одинакова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других этнических общностей. В таком положении чаще всего оказываются сельские жители, у которых может преобладать локальное или региональное самосознание.

В политическом плане Н. с. может играть двоякую роль. Во-первых, это может быть прогрессивный процесс. Такое положительное развитие возможно лишь при условии того, что Н. с. не пойдет по пути собственной абсолютизации и не станет особого рода "сверхценностью", не закроет для представителей этой общности иных возможностей и перспектив развития сознания, не ограничит его только осознанием своей национально-этнической идентичности. В противном случае, развитие Н. с. может обернуться своей противоположностью - сведением ценностно-смысловых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка -например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок клановых, феодально-племенных, религиозно-националистических или расистских идейно-политических взглядов. Вспышки последней тенденции имеют место в различных регионах и республиках бывшего* СССР. Конфликты и вооруженная борьба в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, в Грузии, Таджикистане, война в Чечне - подтверждение той же тенденции. Нельзя сбрасывать со счета и территориальные притязания.

Особенно важно анализировать национальное самосознание правящей элиты и тех социальных групп, которые находятся у власти и которые оказывают влияние на других представителей этнической общности, используя их национально-психологические особенности. Вот как, например, один из руководителей фашистской Германии, Кейтель, писал в предсмертной записке в камере: "Традиция и особенно склонность немцев к подчинению сделали нас милитаристской нацией" (см. Полторак А. И. Нюрнбергский процесс. - М., 1969.-С. 232). Еще один военный преступник, Кранк, высказал мнение, что "...немецкий народ действительно женственен в своей массе. Он такой эмоциональный, такой непостоянный, так преклоняется перед мужеством и так зависит от настроения и окружения, что поддается внушению. Вот в этом... и заключается секрет гитлеровской власти" (см.: Полторак А. И. Нюрнбергский процесс. М., 1969. -С. 71).

При анализе истоков проявления Н.с. часто прослеживается тенденция: искажения в национальном самосознании у правящих кругов имеют самые негативные исторические последствия. Причем, эти искажения предшествуют возникновению истерии национализма в стране. Это относительно точный признак прогнозирования социально-психологических и иных изменений в стране. В силу этого изучение национального самосознания является важной задачей тех сил, чьи усилия направлены на обеспечение бесконфликтного общественного развития. Установки, стереотипы национального самосознания не всегда совпадают с реальным положением дел. В настоящее время особенности национального самосознания (как составной части национального характера) стали предметом специальных исследований. Так, по мнению английского социолога Спотта В. И., англичане выделяют у себя такие черты национального характера и установки, как склонность к компромиссам, юмор, способность к организации. В то же время в национальном самосознании англичан как бы вытеснены такие качества, как склонность к традициям, комплекс превосходства над другими и другие черты, которые подмечаются представителями других наций. В национальном самосознании арабов нередко присутствует недоверие друг к другу. В силу этого европеец порой с большим успехом добьется взаимопонимания с арабом, чем арабы между собой, так как они друг другу доверяют меньше. В национальном самосознании американцев особое место занимает демократия, свобода, право на неподчинение. Национальное самосознание проявляется и в отношениях к другим нациям. Там, где между двумя этническими общностями складывались отношения сотрудничества, вырабатывалась в основном положительная установка в отношениях друг к другу, предполагающая терпимость к существующим национальным различиям.

Если отношения между народами были далекими, не затрагивающими их жизненных интересов, эти народы могли быть не настроены враждебно друг к другу, но могли и не питать друг к другу особой симпатии. Иное дело, когда народы длительное время находились в состоянии конфликта и вражды. Тогда вырабатывалась в основном враждебная психологическая установка. Вот данные социально-психологических исследований на этот счет, опубликованные американским журналом "Тайме Мирроу Сентр" в 1991 году. По данным этого исследования, поляки ненавидят немцев, те отвечают им взаимностью и, в свою очередь, пренебрегают обществом турок. Французы не любят североамериканцев, русские и украинцы недолюбливают азербайджанцев. В Европе наиболее отвергаемой является этническая группа цыган: их активно не любят большинство чехов, венгров, немцев и испанцев. При этом разница в образовании респондентов, имущественное, классовое положение не играют особой роли. Все эти предубеждения предопределены историческими, психологическими факторами и прочно вошли в сознание и установки людей. В центральной и восточной Европе национальные предрассудки питаются возникшими в прошлом взаимной враждой и территориальными спорами. Самой непопулярной группой в Польше являются немцы. В то же время около половины немцев с неприязнью относятся к полякам. Венгры не любят румын и арабов, а в Словакии эти же чувства проявляют к венграм.

  • - в обычной разговорной речи убеждение в ценности собственной личности...

    Начала современного Естествознания

  • - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей - ...

    Психологический словарь

  • - Одна из сторон сознания – осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением. Расстройства С. в психиатрии приобретают важное диагностическое значение...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - - осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - противоположное осознанию внешнего мира переживание единства и специфичности «Я» как автономной сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию...

    Новейший философский словарь

  • - противоположное осознанию внешнего мира переживание единства и специфичности ‘Я’ как автономной сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию...

    История философии

  • - англ. consciousness; нем. Selbstbewu?tsein. 1. Осознание и оценка индивидом самого себя как личности, своего существования, действий, характеристик и т. д., обычно во взаимосвязи с др. людьми и объектами. 2...

    Энциклопедия социологии

  • - Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций. Н. с. - неотъемлемый духовный атрибут национальной жизни и ее наиболее характерное выражение...

    Словарь социолингвистических терминов

  • Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности...

    Политология. Словарь.

  • - уровень представлений, характеризующий освоение людьми, принадлежащими к той или иной национальной общности, ее идеалов, культурных норм, традиций, бытовых стереотипов, а также понимание ими интересов и положения...

    Политология. Словарь.

  • - осознание человеком себя как личности с присущей ей мировоззрением, целями, интересами и мотивами поведения; расстройства С. наблюдаются при многих психических болезнях...

    Большой медицинский словарь

  • - осознание, оценка человеком своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля...

    Философская энциклопедия

  • - психический акт, посредством которого мы из суммы сменяющихся представлений о внутренней нашей душевной деятельности и о внешних ее проявлениях заключаем о непрерывности, тождестве и единстве своей духовной и...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"национальное самосознание" в книгах

15.3. Национальное самосознание и этнические парадоксы современности

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

15.3. Национальное самосознание и этнические парадоксы современности Национальное самосознание – это субъективное выражение культуры нации, ее этнической специфики. Для второй половины XX – начала XXI века, со времени начала научно-технической революции, характерна ломка

Новый политический курс и национальное самосознание

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Новый политический курс и национальное самосознание По постановлению сенатского суда все цареубийцы 29 марта 1881 г. были приговорены к повешению. Однако многие начали сомневаться в возможности искоренения насилия насилием. Например, Л.Н. Толстой в своем письме к

Тема 3. Этническое и национальное самосознание: особенность формирования и формы проявления в полиэтническом регионе

Из книги Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие автора Бакулина Светлана Дмитриевна

Тема 3. Этническое и национальное самосознание: особенность формирования и формы проявления в полиэтническом регионе Этнические общности формируются под воздействием социально-экономических и природно-ландшафтных факторов. Это объективный закономерный процесс,

Чувство родного языка и национальное самосознание

Из книги Основы лингвокультурологии [учебное пособие] автора Хроленко Александр Тимофеевич

Чувство родного языка и национальное самосознание Яркий пример проявления этнического характера языка – так называемое чувство родного языка. У всех народов язык тесно связан с национальным чувством и сознанием. В.В. Виноградов писал: «Вопрос о силе и могуществе,

Русское национальное самосознание и государство Российское

Из книги Русский клуб. Почему не победят евреи (сборник) автора Семанов Сергей Николаевич

Русское национальное самосознание и государство Российское Современное состояние русского народа и его правовое и политическое положение в стране ныне горячо и в высшей степени интересно обсуждаются в русских изданиях самого широкого распространения. Разумеется,

§ 22. Русская Правда и национальное самосознание в Киевской Руси

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 22. Русская Правда и национальное самосознание в Киевской Руси Со времен языческих гражданский порядок в Киевской Руси сделал заметные успехи. Мы знаем, как жестоки были нравы и как грубы были общественные отношения в языческую пору (§ 13). Со времени Владимира св. и

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ВОЖДЯ

Из книги Краткий курс сталинизма автора Борев Юрий Борисович

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ВОЖДЯ На приеме в честь победы в войне Сталин произнес знаменитый тост за великий русский народ и его терпение. К нему подошел маршал бронетанковых войск Павел Семеновым Рыбалко и сказал:- Как вы, товарищ Сталин, замечательно сказали о русском

Пол Бушкович Православная церковь и русское национальное самосознание XVI–XVII веков

Из книги Конфессия, империя, нация. Религия и проблема разнообразия в истории постсоветского пространства автора Семенов Александр

Пол Бушкович Православная церковь и русское национальное самосознание XVI–XVII веков История национального самосознания в России во многом отличается от опыта народов и государств Западной и, отчасти, Восточной Европы. Эти отличия особенно заметны, когда речь идет о

III. Национальное самосознание Киевской и Галицкой Руси в XVI–XVII вв

Из книги Геноцид карпаторусских москвофилов – замолчанная трагедия ХХ века автора Ваврик Василий Романович

III. Национальное самосознание Киевской и Галицкой Руси в XVI–XVII вв К какому же народу и к какой стране жители Киева и Львова причисляли себя? Ответ находим у знаменитого южнорусского филолога и историка Михаила Александровича Максимовича, предком которого являлся св.

Английская кухня и национальное самосознание

Из книги автора

Английская кухня и национальное самосознание Соседи с континента не устают издеваться над кухней англичан. В популярном во всем мире французском мультфильме про галла Астерикса есть эпизод, в котором он вместе со своим прожорливым другом Обеликсом приезжает в Англию,

Национальное самосознание населения и культура Гетманата

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Национальное самосознание населения и культура Гетманата Уже в первой половине XVII в. наблюдалось интенсивное развитие национального сознания украинцев. В разных прослойках населения формировалось чувство этнической общности: «мы» - «руський народ». Зарождалась

4. Национальное самосознание и патриотические идеи во Франции

Из книги Франция в эпоху позднего средневековья. Материалы научного наследия автора Малинин Юрий Павлович

КУРС ДОЛЛАРА И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ пер. Данилова С. Н.

Из книги Америка и американцы автора Бухвальд Арт

КУРС ДОЛЛАРА И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ пер. Данилова С. Н. Недавно мы узнали, что впервые в истории число иностранных туристов, побывавших в США, превысило количество американцев, путешествовавших за границу. Вероятно, во многом этому способствовало падение курса

Почему мы никому не нужны Про нефть, оппозицию и национальное самосознание

Из книги Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой автора Губин Дмитрий

Почему мы никому не нужны Про нефть, оппозицию и национальное самосознание http://www.podst.ru/posts/5103/Вы никогда не задумывались, почему при массовой нелюбви к власти – которая гоняет с мигалками, демонстративно презирает закон и простого человека в грош не ставит – так вот,

Национальное самосознание сегодня

Из книги Своевременные мысли о Российском парламенте автора Сидоренко Юрий Сергеевич

Национальное самосознание сегодня Время, которое мы переживаем, характеризуется крахом традиционных империй. Рухнула добытая большой кровью Великая Британская империя, которая была настолько обширна, что в ней никогда не заходило солнце. Ушла в небытие и Французская

Начиная с 60-70 гг. нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу – национального самосознания или этнической идентичности, если использовать более привычный для психолога термин.

Это явление, затронувшее население множества стран на всех континентах, вначале даже получило название этнического парадокса современности, так как оно сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры. Но в настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине двадцатого века. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.

К сожалению, когда эти законные интересы сталкиваются с интересами других народов, мы наблюдаем ситуации межэтнической напряженности, например между валлонами и фламандцами в Бельгии или между англо- и франко-канадцами. Очень часто дело доходит до открытых межэтнических конфликтов и кровопролитных войн. В 90-е г.г. среди самых ожесточенных можно выделить столкновения между сербами и хорватами в бывшей Югославии, между народностями тутси и хуту в африканских государствах Бурунди и Руанде.

Но если во всем мире представители разных наук уже более тридцати лет изучают этническое возрождение, то в бывшем СССР, если верить многочисленным специалистам-обществоведам доперестроечной поры, процесс шел в противоположном направлении: национальные общности не только расцветали, но и сближались, а национальный вопрос был полностью решен. На самом деле ситуация в нашей стране не отличалась от мировой, и у многих народов наблюдался рост этнической идентичности и этнической солидарности.

Мы не будем подробно останавливаться на непсихологических причинах небывалого роста этнической солидарности большинства народов бывшего СССР, а только перечислим некоторые из них: 1) имперское колониальное наследие, в частности приоритет православной церкви даже в годы гонений на религию – когда все церкви были «плохие», православная была все-таки немного лучше; 2) преступления против человечества (депортации целых народов, репрессии против национальной интеллигенции); 3) сверхпроизвольность этно-территориального членения страны: только 53 народа из более чем 100, проживавших на территории бывшего СССР, имели свои национальные единицы, причем была установлена их строгая иерархия – союзные республики, автономные республики, автономные области, автономные округа. А статус национально-государственных образований и их границы очень часто определялись без учета численности и реального расселения народов.

В этой ситуации задолго до распада СССР многие этносы стремились к самоопределению, рассматривая существующий порядок как незаконный. Национальная напряженность проявлялась во многих регионах, случались и массовые выступления: например в 70-х – начале 80-х гг. в Грузии, Абхазии, Северной Осетии, Якутии. Но известны они были только специалистам. Этнографы и социологи знали, что на территории СССР существуют многочисленные узлы межнациональных противоречий, которые в любой момент могут вспыхнуть – Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия и многие другие. И все-таки кризис конца 80-х гг., когда гласность «выпустила джинна из бутылки», застал всех врасплох. Не подготовленными к нему оказались не только государственные структуры, но и научное сообщество, многочисленные специалисты, занимавшиеся доказательством расцвета и сближения наций: историки, философы, социологи, демографы. Не подготовленными оказались и психологи, но по другой причине – этнопсихология в это время находилась в нашей стране в зачаточном состоянии, этнопсихологические исследования не проводились с 30-х г.г., когда их фактически запретили, прямо связывая с расизмом и национализмом.

Но если в жизни современного человека осознание своей принадлежности к определенному народу, поиски его особенностей – в том числе и особенностей психики – играют столь важную роль и оказывают столь серьезное влияние на отношения между людьми – от межличностных до межгосударственных, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этнического фактора. Необходимо развитие этнопсихологии, как и других наук – этносоциологии, этнополитологии, – с разных сторон анализирующих многочисленные «национальные» проблемы, встающие перед современным обществом. Этнопсихологи призваны выяснить, где нужно искать причины столь частого непонимания, возникающего при контактах представителей разных народов; существуют ли какие-либо обусловленные культурой особенности психики, которые заставляют членов одного народа игнорировать, смотреть сверху вниз или дискриминировать представителей другого народа; имеются ли психологические явления, способствующие росту межэтнической напряженности и межэтническим конфликтам. Среди множества вопросов, требующих ответа, и вопрос о психологических причинах роста этнической идентичности в наше время.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология
Учебник излагает систематический курс этнопсихологии и представ ляет собой дополненное и исправленное издание учебного пособия, выпущенного факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова крайне ог

Проблема социальной группы в зеркале этнопсихологии
Выход современного учебника «Этнопсихология» в завоевавшей признание читателей благодаря публикации психологической классики «Библиотеке социальной психологии» – закономерен и своевременен. Не толь

Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире
В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения второй половины двадцатого века. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности: а) реакци

Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности
В условиях острой социальной нестабильности этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки. Именно в такой период, который переживает и наша страна, человеку свойственно ориентироватьс

Что такое этнос?
Если спросить неспециалиста, что такое этнопсихология, большинство людей ответит, что это наука, изучающая психологию этносов или народов. Ответ психолога или этнолога будет не столь определенным,

Культура как психологическое понятие
Среди огромного множества этнодифференцирующих признаков подавляющее большинство составляют элементы, более или менее адекватно отражающие реальную культурную отличительность. Во второй половине дв

Что такое этнопсихология?
Во многом наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии связано с тем, что она представляет собой междисциплинарную область знания. В состав ее «близких идальних родственников» р

Зарождение этнопсихологии в истории и философии
Крупицы этнопсихологических знаний разбросаны в трудах античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния, Страбона. Уже в Древней Греции было замечено влияние окружающе

В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания
Как уже отмечалось, в России сторонники естественнонаучной и гуманитарной психологии вели между собой борьбу, в которой оказались победители и побежденные, но места для этнопсихологии среди других

Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии
В 20-е гг. XX столетия в России с учетом достижений и просчетов немецких предшественников была предпринята еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием.

Конфигурации культур
У истоков этнопсихологии в США стоит Ф. Боас, который принёсГ на американский континент идеи В. Вундта. В Колумбийском университете у Боаса учились многие известные американские этнологи, но в труд

Базовая и модальная личность
Р. Бенедикт была лишь одним из многих культурантрополо-гов, перешедших на психологические позиции. М. Мид в автобиографической книге вспоминает, как идея «психологических типов» постепенно входила

Предмет и задачи психологической антропологии
В 1954 г. американский исследователь Дж. Хонигман попытался дать целостное представление о школе «Культура и личность», которая к этому времени уже пережила пик своей популярности. Главную задачу и

Первые эмпирические исследования в общей психологии
Первые серьезные сравнительно-культурные исследования в психологии, точнее в общей психологии, которая к этому времени получила значительное развитие, датируются самым концом XIX века. Основателем

Немного о тестах интеллекта
Французы А. Вине и Т. Симон в начале XX века создали тесты интеллекта для измерения готовности детей к школе и выявления тех из них, кому требуется специальное обучение. Но после того, как тесты по

Зрительные иллюзии
К постановке вопроса о межкультурных различиях в подверженности зрительным иллюзиям привели результаты исследования У. Риверса, опубликованные в 1905 г. В настоящее время эта проблема относится к н

Цвет: кодирование и категоризация
К классическим темам исследования в сравнительно-культурной общей психологии относится и восприятие цвета. Как мы знаем, данная проблема заинтересовала ученых уже в середине XIX века, затем ее иссл

Релятивизм, абсолютизм, универсализм
В массе этнопсихологических исследований можно выделить три тенденции. Первая из них заключается в подчеркивании различий между культурами. Ее крайним полюсом является максимизация межкульту

Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека
Концепцию Л. Леви-Брюля (1857-1939) обычно называют гипотезой о качественных различиях между первобытным и современным мышлением. Термин «ментальность» использован нами не потому, что в наши дни он

К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления
У народов, которые К. Леви-Строс изучает, его в первую очередь интересуют не особенные и экзотические, а общечеловеческие черты. Создатель структурной (или структуральной) антропологии исследует те

Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия
Пожалуй, большинство специалистов в области наук о человеке согласятся с тем, что наибольшие достижения этнопсихологии связаны с изучением проблем социализации. Некоторые теоретики даже выделяю

Этнография детства
Первыми в культурантропологии процесс развития личности стали целенаправленно изучать приверженцы концепции «Культура и личность». Как уже отмечалось, их интересовали прежде всего «ранние опыты» че

Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования
При проведении своего исследования Р. Ронер использовал этнографические архивы – «Региональную картотеку человеческих отношений» (Human Relations Area Files – HRAF), которую с 30-х гг. собирают в Й

Личностные черты: универсальность или специфичность?
Исторически так сложилось, что психологи – в отличие от культурантропологов – мало занимались поисками связи между культурой и личностью в ее целостности. В сравнительно-культурной психологии изуче

Национальный характер или ментальность?
Предположение о существовании национального характера всегда было более или менее скрытой посылкой как обыденного сознания, так и социальных наук. Очень емко это выразил Г. Д. Гачев: «Наци

Проблема нормы и патологии
Первый вопрос, который встает при исследовании этой проблемы – какое поведение индивида можно рассматривать анормальным, существуют ли его универсальные стандарты или они изменяются от культуры к к

Сравнительно-культурный подход в социальной психологии
На протяжении всей истории экспериментальной социальной психологии, прежде всего американской, исследователи были заняты поиском универсальных закономерностей социального поведения, общения и взаим

Зависимость коммуникации от культурного контекста
И в научной, и в художественной литературе можно встретить множество примеров того, сколь существенны межкультурные вариации систем коммуникации, т.е. обмена информацией между людьми, и как

Экспрессивное поведение и культура
Согласно теории эволюции Ч. Дарвина, мимика – движения лица, выражающие эмоции, – является врожденной, не зависимой от расы или культуры и не различается у человеческих существ во всем мире. Тем не

Межкулътпурные различия в каузальной атрибуции
В социальной психологии общение рассматривается не только как о*бмен информацией, но и как восприятие или познание людьми друг друга, „Не имея возможности в рамках данного учебника подробно проанал

Регулятивная функция культуры
Во второй половине XX века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого поняти

Индивидуализм и коллективизм
Социальные психологи заинтересовались этой темой относительно недавно, но в культурантропологии, социологии и общей психологии ее изучению посвятили работы многие серьезные исследователи. Так, Дж.

Вина и стыд как механизмы, социального контроля
Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, т.е. системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и з

Конформность как регулятор поведения индивида в группе
В социальной психологии изучаются не только определяемые культурой регуляторы социотипического поведения, но и регуляторы поведения другого уровня – приспособительные механизмы, используемые прежде

Отношения межгрупповые и межличностные
Межэтнические отношения могут быть проанализирова­ны с разных точек зрения, поэтому изучением проблем, ка­сающихся межэтнических отношений, занимаются многие науки – культурантропология, политологи

Психологические детерминанты межэтнических отношений
Феномены межгруппового восприятия детерминированы не только реальными межгрупповыми отношениями и шире – социальным контекстом. Существует и вторая – психологичес­кая – линия детерминации, поэтому

Социальная и этническая идентичность
Единый процесс дифференциации/идентификации приво­дит к формированию социальной идентичности. По опреде­лению А. Тэшфела, социальная идентичность – «это та часть Я-концепции индивида, которая возни

Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности
В моделях, предложенных разными исследователями, исполь­зуются самые разные термины для обозначения составных час­тей когнитивного компонента этнической идентичности – этнические ориентации, группо

Этапы становления этнической идентичности
Было бы преувеличением считать, что в жизни человека вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общно­сти, как и к другим социальным группам, являются централь­ными. Для большинства людей бо

Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности
На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация меж­этнического общения дает индивиду б

Стратегии поддержания этнической идентичности
Наиболее естественным для человека является стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентич­ность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности. Для этого и

Проблема изменения этнической идентичности
В случае неблагоприятного межгруппового сравнения ин­дивид может выбрать и стратегию индивидуальной мобильнос­ти, которая состоит в попытке сменить группу. Имеется в виду именно осознанная смена гр

Модель двух измерений этнической идентичности
Исследователи, полагающие, что индивид с разной степе­нью интенсивности может идентифицировать себя как с од­ной, так и одновременно с двумя этническими общностями, предложили модель двух измерений

Этноцентризм как социально-психологическое явление
Для поддержания группой позитивной идентичности ис­пользуется специфический механизм межгруппового восприя­тия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной

Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства
Важную роль в межгрупповых отношениях играют социаль­ные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных пре

Этнические стереотипы: проблема истинности
У. Липпман считал неточность и даже ложность одной из важнейших характеристик социальных стереотипов. В даль­нейшем стереотипы получали не менее нелестные характерис­тики и интерпретировались как п

Этнические стереотипы и механизм стереотипизации
До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средст­вах массовой коммуникации о стереотипах весьма распрост­ранено мнение как об исключительно негативном явлении. Во многом это связано с т

Социальная каузальная атрибуция
К началу 70-х гг. одно из ведущих мест в мировой соци­альной психологии заняла проблематика каузальной атрибу­ции. Однако результаты многочисленных исследований, проводившихся на интериндивидуально

Этнические конфликты: как они возникают
В психологии межэтнических отношений исследуются три основные проблемы: как конфликты возникают, как проте­кают и как их можно урегулировать. Так как они изучаются разными науками, поисками их прич

Этнические конфликты: как они протекают
Кроме поисков причин конфликтов психология межгруп­повых отношений пытается ответить еще на один вопрос: как протекает конфликт, как изменяются в его ходе конфликту­ющие стороны. Социального психол

Урегулирование этнических конфликтов
Во многих странах мира уже многие десятилетия суще­ствуют службы, нацеленные на разрешение этнических кон­фликтов. Например, в США начиная с 50-х гг. анализ этнических конфликтов организован в рамк

Адаптация. Аккультурация. Приспособление
С древнейших времен войны и стихийные бедствия, по­иски счастья и любознательность заставляют людей переме­щаться по планете. Многие из них – переселенцы – покидают родные места навсегда. Визитеры

Культурный шок и этапы межкультурной адаптации
Термин «культурный шок» был введен американским антропологом К. Обергом, который исходил из идеи, что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами – потери друзей и статуса, отве

Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде
Степень выраженности культурного шока и продолжи­тельность межкультурной адаптации определяются очень многими факторами, которые можно разделить на индиви­дуальные и групповые. К факторам первого т

Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов
Долгое время исследованиям культурного шока и меж­культурной адаптации был присущ клинический акцент, однако в последнее время в мировой социальной психоло­гии все чаще раздаются голоса о том, что

Подготовка к межкультурному вза имодействию
Существует несколько способов подготовки индивидов к межкультурному взаимодействию. Используемые модели раз­личаются в трех аспектах: ■ по методу обучения – дидактическому или эмпири

Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности
Для подготовки к межкультурному взаимодействию ши­рокое распространение во многих странах мира получили так называемые культурные ассимиляторы, хотя это и не самое удачное наименование, так как обу

Проверим себя! Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Зпишите понятия, определения которых приведены ниже: 1) осознание людьми своей принадлежности к определенному этносу, своего единства и отличия от других по­добных образований; 2) идеалы данной этнической общности, являющиеся одним из источников мотивации ее поведения;


3) исторически сложившаяся социально- экономиче­ская и духовная общность людей, которая возникает в период становления капитализма, усиления экономических связей, образования внутреннего рынка; 4) свойственный данному этносу способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом;


5) принадлежность человека к определенной этнической общности; 6) исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики; 7. элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в данной этнической общности в течение длительного времени.


Проверим себя! Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Назовите понятия, определения которых приведены ниже: 1) Этническое самосознание 2 Ментальность; 3) Нация 4) Ментальность; 5) Национальность 6) Нация 7) Традиция


«Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть» Н.А. Бердяев Насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую картину он нам рисует?














СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. В НАУКЕ ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ЭТО ЛЮБАЯ ФОРМА ГРАЖДАНСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ИЛИ ВООРУЖЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ, В КОТОРОМ СТОРОНЫ ВЫСТУПАЮТ, ИСХОДЯ ИЗ ЭТНИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ. БОЛЕЕ ШИРОКАЯ ТРАКТОВКА: ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ- ЭТО ЛЮБАЯ КОНКУРЕНЦИЯ(СОПЕРНИЧЕСТВО) МЕЖДУ ГРУППАМИ, ОТ ПРОТИВОБОРСТВА ЗА ОГРАНИЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ, ДО СОЦИАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ, КОГДА ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ СТОРОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПОРОЖДАЮТСЯ НЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ЭТНОСОВ А ПОЛИТИЧЕСКИМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ, В КОТОРЫХ ОНИ ЖИВУТ И РАЗВИВАЮТСЯ- ПРИМЕР- ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБИДЫ(ПОЛЬША, ЧЕЧНЯ)




ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЗА ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ, ЗА ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ («РОДСТВЕННОМУ» С КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) ГОСУДАРСТВУ, ЗА СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА ПРИМЕРЫ– КОСОВО, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, АБХАЗИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЭТНОСОВ ЗА ОБЛАДАНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ, МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ- ЗЕМЛЕЙ, НЕДРАМИ. ПРИМЕР- ШОТЛАНДИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- ТРЕБОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО РАВНОПРАВИЯ, РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ, В ОБРАЗОВАНИИ, ОПЛАТЕ ТРУДА. ПРИМЕР- ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ НА «ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЧИНЫ– ТРЕБОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА, КУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ. ПРИМЕР- ПРИБАЛТИКА.


НАЦИОНАЛИЗМ- ИДЕОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА ГРУПП ЛЮДЕЙ, УТВЕРЖДАЮЩИХ ПРИОРИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СВОЕГО ЭТНОСА. КСЕНОФОБИЯ- НЕТЕРПИМОСТЬ К ДРУГИМ НАЦИЯМ. ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ ПРИВОДИТ К ГЕНОЦИДУ- ИСТРЕБЛЕНИЮ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ НЕПОЛНОЦЕННЫХ НАРОДОВ: ГЕНОЦИД АРМЯН. ХОЛОКОСТ ВОЙНА НА БАЛКАНАХ В 90 Г. 20 ВЕКА,


МОЖНО ЛИ ИСКЛЮЧИТЬ КОНФЛИКТЫ С ЭТНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ? ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТВЕТА ПОКА НЕТ, НО УЖЕ СЕЙЧАС СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР В РЕГУЛИ РОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ПРИЗНАНИЕ И УВАЖЕНИЕ МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР ДЕМОКРАТИЯ, ПРИЗНАНИЕ СВОБОД И ПРАВ ЛИЧНОСТИ СМИ- ПРВИЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕЖЭНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ- УВАЖЕНИЕ, ТЕРПИМОСТИ




КОНСТИТУЦИЯ ФУНДАМЕНТ ЭТНОПОЛИТИКИ. 1.ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА, УВАЖЕНИЕ К ПАМЯТИ ПРЕДКОВ, ЗАБОТА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЕДИНСТВЕ. 2.НАПРАВЛЕННОСТЬ НА УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД, ГРАЖДАНСКОГО МИРА КОНСТИТУЦИЯ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ НЕЗАВИ СИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОПАГАНДА РАСОВОЙ НЕТЕРПИМОСТИ


КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕН НОЙ НАЦИОНАЛЬНО Й ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1996Г 1.РАВЕНСТВО ПРАВ И СВОБОД 2.ЗАПРЕЩЕНИЕ ВСЕХ ФОРМ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН ПО РАСОВОЙ И ТД. ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. 3.СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ РФ. 4.РАВНОПРАВИЕ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ РФ 5.ГАРАНТИИ ПРАВ ВСЕХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ. И ТД.


Параграф 9 Работая с текстом Конституции, ответьте на следующие вопросы: 1. Какие две установки политики в сфере межэтнических отношений содержит преамбула Конституции? 2. Проанализировав статьи 2,13,19,26,29,68, определите, как Основной закон гарантирует права и свободы независимо от национальности? 3. Какой язык общения, воспитания и творчества зафиксирован для граждан РФ? 4. Какой язык считается государственным языком на территории РФ? 5. Существуют ли ограничительные статьи в области национальных отношений? Какие?


1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /(Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД. - KAGAYA. hoshiuavi. com/

2.1 Этническое самосознание и этническая идентичность

Этническое самосознание

· осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности

· явление, содержащее в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы

· часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной, своей этнической общности.

Национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, понимание национальных интересов и взаимоотношений с другими общностями. Проявляется в идеях, чувствах, стремлениях. Это ценностное образование. Этническая ментальность – это специфическое национальное самосознание.

Структура национального самосознания:

Сознание этнической общности;

Этническая солидарность;

Приверженность к национальным ценностям;

Патриотизм;

Уровень самооценки.

Язык как основное средство выражения самооценки выполняет следующие функции:

Средство обозначения наиболее важных понятий;

Средство общения между членами всех возрастных групп;

Средство «искренности» для глубоких эмоций и убеждений;

Средство передачи культурного опыта между поколениями;

Средство развития наиболее существенных для этноса форм духовной культуры.

А.Д. Карнышев выделяет «…следующие основные функции национального языка :

Он является средством обозначения наиболее важных для данного этноса понятий и символов, отображения окружающего мира в определенных лингвистических категориях;

Он выступает средством общения между всеми представителями этнической группы;

Он обеспечивает выражение каждым индивидом наиболее глубинных, искренних чувств и эмоций, слагаемых собственного духовного мира;

Он представляет возможность обмениваться наиболее значимыми ценностями традиционной культуры между представителями разных поколений, а через свои письменные формы и с ценностями далеких предков;

Наконец, без национального языка невозможно дальнейшее развитие свойственного для этноса менталитета (мировосприятия и миропонимания), существенных свойств духовных богатств этноса» .

Факторы, формирующие национальное самосознание по А.Д.Карнышеву (в порядке убывания ):

1) традиции предков;

2) уровень национального достоинства;

3) общие обычаи, обряды;

4) общая культура, искусство, литература;

5) единство языка;

6) общность исторической судьбы;

7) общая территория проживания;

8) общая религия, верование;

9) общие позиции, убеждения;

10) специфические для нации виды деятельности;

11) единство темпераментов, характеров;

12) схожий внешний облик.

При формировании социально-психологического портрета нации принято учитывать следующие показатели этнической идентичности:

Специфические и часто подчеркиваемые ценности и нормы;

Своеобразные традиции, обряды, верования;

Наличие закрытых для других этносов каналов коммуникаций (слэнг, диалекты и п.д.);

Соблюдение элементов национального стиля в одежде;

Определенные стереотипы мышления и оценки окружающих;

Специфические формы удовлетворения некоторых потребностей (у сибиряков - расколотка, у монголов – соленый зеленый чай).

«…В сознании каждой отдельной личности национальное самосознание проявляется, по крайней мере, в трех интегративных и взаимозависимых феноменах: а) этническая мотивация, б) мировоззренческие установки и их совокупность как часть менталитета - в) этнические стереотипы. Названные компоненты национального самосознания проявляются чаще всего не только на личностном уровне. Они сохраняются в письменных и устных источниках этноса, как своего рода эталоны, образцы, примеры, на которые "желательно" (а нередко и обязательно) должны ориентироваться личности» .

«Национальное самосознание, менталитет любого народа - это лишь субъективный потенциал хозяйственной и других видов деятельности. Реальное поведение человека всегда зависит от тех социальных реалий, с которыми он встречался в своей повседневности, тех функций, которые он реализовал в обществе. И это естественно были прежде всего своеобразие и характер его работы, зависящие от участия этноса в разделении труда»

М.А.Винокуров и А.Д.Карнышев считают, что «…в сознании каждой отдельной личности национальное самосознание проявляется, по крайней мере, в трех интегративных и взаимозависимых феноменах: а) этническая мотивация, б) мировоззренческие установки и их совокупность как часть менталитета - в) этнические стереотипы. Названные компоненты национального самосознания проявляются чаще всего не только на личностном уровне. Они сохраняются в письменных и устных источниках этноса, как своего рода эталоны, образцы, примеры, на которые "желательно" (а нередко и обязательно) должны ориентироваться личности» [12 ].

«В социологических и этнопсихологических исследованиях данный вид оценочных стереотипов определяется как автостереотипы и гетеростереотипы. Первые из них - автостереотипы - представляют собой суждения и оценки относительно собственной общности и обычно носят положительную окраску. Гетеростереотипы являются аналогичными суждениями и оценками, касающимися представителей других народов, особенностей их быта и деятельности . Авто- и гетеростереотипы с достаточной степенью истинности отражают реальные характеристики как “наших”, так и “не наших”, и в этом случае они играют положительную роль. Но они также могут иметь и необъективную основу, искажать какие-то особенности и черты людей, и тогда» [12 ]

Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно - представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.

Этноцентризм – склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, восприятие и интерпретация поведения чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего народа.

Для этноцентризма характерно:

· тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие;

· чем больше культурные или поведенческие различия, тем больше потенциальный негативизм их оценки

· рассматривать обычаи своей группы как универсальные;

· действовать так, чтобы члены своей группы были постоянно в выигрыше.