Оттепели все чаще но пока ночи морозным. Виды связи в предложениях

«Физики» и «лирики», мечтатели и энтузиасты, представители научно-технической и гуманитарной интеллигенции. Как только не называли молодое поколение шестидесятников, которое в период «оттепели» оказалось на авансцене культурной и научной жизни тех лет. В сравнении с опытом предыдущего поколения их досуг стал более свободным и интеллектуальным. А массовые гуляния уступили место концертам джаз-бэндов и поэтическим чтениям. «Это было веселое, счастливое время. Все мы появились на свет почти одновременно. Это был 1959 год, плюс-минус несколько месяцев, мы все вдруг оказались знакомы, и сразу — близки. Хотя были в огромной степени людьми провинциальными. И, не скрою, нас очень сближали места отдыха», — вспоминал в своих мемуарах драматург Юлиус Элдис. Какие места отдыха выбирали шестидесятники, разобрался «РБК Стиль» .

Кафе

Говоря об эпохе оттепели, невозможно обойти стороной общепит шестидесятых. Кафе и рестораны были одной из наиболее заметных частей городской культуры тех лет. Ресторан «Одуванчик» стал «героем» рязановской комедии «Дайте жалобную книгу» . Писатель Петр Вайль вспоминал, что стиль эпохи «требовал легкости, подвижности, открытости», и отмечал, что «даже кафе стали на манер аквариумов — со стеклянными стенами всем на обозрение». А художник Борис Мессерер называл точкой притяжения столичной богемы кафе «Националь» . «Обаяние пейзажа, открывавшегося из окна кафе, затмевало все недостатки заведения, включая высокие цены», — рассказывал он.

Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»

Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»

Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»

Писатель Владимир Войнович признавался, что сердобольные официантки порой давали еду в долг и даже бесплатно кормили литераторов — завсегдатаев «Националя» . Переводчик Виктор Голышев вспоминал о «Якоре» на углу Большой Грузинской и Горького и «Арарате» с его рыбой и бифштексами. Эпоха влияла даже на меню заведений. Как отмечал Петр Вайль, «в ресторане подавалась вырезка в соусе "Модерн" и телячья паровая котлета "Радость" . Если даже котлета участвовала в борьбе за новое, то ясно, что веселым настроем, боевым огоньком, звонким смехом откликнулись литература, музыка, театр, кино».

Поэтические чтения

В годы оттепели полные стадионы, подобно рок-звездам, собирали поэты. Они выходили на сцену «Лужников» и представляли друг друга. Хотя это было и не обязательно — зрители уже знали своих «героев» в лицо, среди которых были Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. «Я помню, как зимние стадионы были набиты битком зрителями, которые хотели послушать поэзию, и даже нужна была конная милиция, чтобы сдержать этих людей. Сегодня конная милиция может понадобиться, скорее, чтобы загонять людей на поэтические вечера», — вспоминал Владимир Познер.


Евгений Евтушенко во время выступления

Валентина Мастюкова/ТАСС

После открытия памятника Маяковскому в 1958-м поэты и любители поэзии стали активно встречаться на площади у его подножия. Здесь читали стихи, обменивались книгами и обсуждали происходящее в стране и мире. Большую аудиторию привлекали и поэтические вечера в Политехническом музее .


Джаз

Хрущевская оттепель реанимировала джаз в СССР, который в сталинские времена считался сродни западной буржуазной пропаганде. Первый советский джаз-клуб — «​Д-58» — появился в Ленинграде в 1958-м, после прошедшего в Москве годом ранее Международного фестиваля молодежи и студентов . На него тогда был приглашен биг-бэнд Мишеля Леграна. В 1962 году на концерте Бенни Гудмана в Москве присутствовал лично Никита Хрущев. Американец тогда дал в СССР в общей сложности 32 выступления. Зрители встречали оркестр Гудмана овациями, а сам музыкант отмечал, что «у русских все в порядке с чувством свинга».


Authenticated News/Archive Photos/Getty Images

«В начале 1960-х у спекулянтов пластинки стоили от 25 до 40 рублей, почти как моя большая стипендия. Попасть на джазовые выступления случайно было почти невозможно, мы следили за этими островками свободы, стояли в очередях за билетами», — вспоминал переводчик и популяризатор джаза Михаил Сапожников.

Театр

Не менее сложно, чем на джазовые концерты и поэтические вечера, было попасть на спектакли столичных «Современника» и появившейся спустя восемь лет после него «Таганки» , а также ленинградского БДТ . «Современник» , давший первый спектакль в 1956 году, не был учрежден «сверху»: он вырос «снизу» — силами группы молодых актеров под руководством Олега Ефремова. 15 апреля выпускники школы-студии МХАТ сыграли спектакль по пьесе Розова «Вечно живые» . Зрители были настолько потрясены постановкой, что не хотели уходить — и всю ночь, пока не открылось метро, говорили с актерами. А через год снятый Михаилом Калатозовым по этой пьесе фильм «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля .

Знаменитая «Таганка» открылась в 1964-м — на излете «оттепели». Это был год, когда еще печатали Солженицына и в «Манеже» прошла выставка Эрнста Неизвестного. Любимов поставил на «Таганке» «Доброго человека из Сезуана» по Брехту. На премьере студенческого спектакля в небольшом зале на Старом Арбате собрались Эренбург и Симонов, Евтушенко и Вознесенский, Ахмадулина и Окуджава, Плисецкая и Щедрин. Либеральные круги советской интеллигенции рассчитывали на Любимова и видели в нем человека, способного к «прорыву».


Евгения Кассина/ТАСС

Dior в Москве

В 1959 году в СССР прошел первый показ мод из капиталистической страны. Свою летнюю коллекцию в зале «Труд» дома культуры «Крылья Советов» представил дом Christian Dior . Переговоры, предшествовавшие «гастролям» моделей под руководством Ива Сен-Лорана, длились три месяца. И в итоге советская сторона разрешила французам привезти фотографа, парикмахера и «даже священника, если потребуется».


Lipnitzki/Roger Viollet/Getty Images

Самолет Air France приземлился в Москве 10 июня 1959 года. Багаж летел отдельно — 120 комплектов одежды с украшениями, зонтиками, перчатками, шляпками и обувью были застрахованы на 10 млн. франков. Всего за пять дней прошли 14 показов и съемка для журнала Life ,которуюустроили в ГУМе . Dior продемонстрировал советским людям другой мир, а на французских моделей, вышедших на московские улицы в элегантных платьях, шляпках и перчатках, прохожие оглядывались и порой смотрели, как на инопланетянок.

ЗАДАНИЕ 20: Предложения с разными видами связи.

Задание 20 из ЕГЭ по русскому языку посвящено предложениям с разными видами связи. Чтобы не допускать в нём ошибок, следует действовать по алгоритму.

АЛГОРИТМ.

1. Найдите все грамматические основы.

2. Найдите ВСЕ союзные слова/союзы.).

3. Задайте все вопросы между предложениями, чтобы понять, как части предложения взаимосвязаны (какое придаточное зависит от какого главного и т.д.).

4. Будьте внимательны: Вам не требуется находить уточняющие второстепенные члены предложения. Вы должны разделять знаками части сложного предложения и иногда (очень редко) однородные.

ПРОБЛЕМЫ.

Есть 3 основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в задании 20.

1. Стык союзов.

2. Роль сочинительного союза.

3. Однородное подчинение.

Рассмотрим КЛАССИЧЕСКИЙ пример из задания 20.

Я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня предадите (3) вам будет совестно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

1. Находим основы. Их 4: я хочу предупредить; вы предадите; будет совестно; это низкий поступок.

2. Находим союзы. Их 3: что, если, ведь.

3. Мы знаем, сколько у нас основ и какие у нас союзы, а потому можем понять, в каких цифрах необходимо поставить знаки, отделяющие одно предложение от другого. Это цифры 1,3,4.

4. Теперь подумаем, Следует ли разделять СТЫК СОЮЗОВ (ЧТО ЕСЛИ). Очевидно, что союзы ЕСЛИ и ВЕДЬ относятся к тем предложениям, в которых стоят (“если вы меня предадите” и “ведь это будет довольно низкий поступок”). К какому предложению относится союз ЧТО? Мы видим, что есть предложение без союза (“вам будет совестно”). Если есть такое предложение, значит, к нему и относится первый союз из стыка союзов. А это значит, что мы должны отделить его от соседнего союза (в данном случае - ЕСЛИ).

5. Задаём вопрос. “Я хочу вас предупредить” - О ЧЁМ? - “что вам будет совестно”.

6. Итак, нам нужны запятые в цифрах 1,2,3,4.

Я хочу вас предупредить, что, если вы меня предадите, вам будет совестно, ведь это будет довольно низкий поступок.

Теперь давайте рассмотрим на конкретных примерах, как следует действовать, чтобы справиться с каждой из перечисленных выше проблем.

СТЫК СОЮЗОВ.

Если перед вами два подряд союза, то вы разделяете их запятой в том случае, когда дальше в предложении есть такая часть, в которой вообще нет союза. Проще говоря: если первому союзу из стыка “есть куда пойти”, то вам следует отделить его от соседнего союза.

Если же этот союз больше нигде не нужен, то мы оставляем его вместе с “соседом”, не разделяя их знаком.

Чаще всего это происходит в тех случаях, когда в следующем предложении есть слова ТО, НО, ТАК .

Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он добирался до меня (3) то заплутал в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

1. Три основы: гость начал жаловаться; он добирался; заплутал и вынужден был заночевать.

2. Три союза: что, пока, то (ТО не является союзом и обладает другой функцией в предложении, но для упрощения мы будем причислять его к союзам, т.к. это ни на что не влияет).

3. В цифрах 1 и 3 мы ставим запятые, т.к. это необходимо для разделения разных основ.

4. В цифре 4 мы не ставим знак, т.к. союз И соединяет два однородных, а не два разных предложения (заблудился И вынужден был заночевать).

5. Перед нами стык союзов: ЧТО ПОКА. Мы не разделяем их знаками, т.к. союзу ЧТО “некуда пойти”: он не может относиться к предложению со словом ТО. Проще говоря: мы видим ТО в следующем предложении (и, кроме того, здесь больше нет “свободных” предложений, без союзов), и потому не разделяем союзы на стыке знаками. В цифре 2 запятой нет.

Дома мой гость сразу начал мне жаловаться, что пока он добирался до меня, то заплутал в лесу и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

РОЛЬ СОЧИНИТЕЛЬНОГО СОЮЗА.

Мы знаем, что сочинительный союз может соединять как однородные, так и сложносочинённые предложения (ССП).

В тех случаях, когда он стоит между предложениями, знак нужен.

В тех случаях, когда он стоит между однородными, знак не нужен.

Это значит, что каждый раз, когда вы видите сочинительный союз, вы должны задуматься: что он соединяет? Закончилось ли предложение, или оно продолжается после придаточной части?

К полуночи (1) Сергей обессилел (2) и (3) когда осознал (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

1. Находим союзы. Их три: и, когда, что.

2. Очевидно, что перед нами два ПРИДАТОЧНЫХ предложения (на это указывают подчинительные союзы КОГДА и ЧТО). ИХ МЫ ДОЛЖНЫ ОТДЕЛИТЬ ЗАПЯТЫМИ ОТ ГЛАВНОГО.

3. Задумаемся, что именно соединяет союз И (возле цифры 1). “К полуночи Сергей обессилел и тихо и горько заплакал”. Очевидно, что союз соединяет два однородных, т.к. ОБЕССИЛЕЛ и ЗАПЛАКАЛ стоят в одинаковой форме и могут относиться к слову СЕРГЕЙ. В части “тихо и горько заплакал” нет отдельного подлежащего, и потому логично, что это - продолжение главного предложения, а не новая часть.

К ПОЛУНОЧИ СЕРГЕЙ ОБЕССИЛЕЛ И, когда осознал, что с бумагами ему не совладать, ТИХО И ГОРЬКО ЗАПЛАКАЛ.

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ.

Что подразумевает однородное подчинение?

Если два придаточных предложения зависят от одного слова в главном предложении и при этом отвечают на один и тот же вопрос, то они являются однородными.

ЧТО ЭТО НАМ ДАЁТ? Как и любые другие однородные, однородные придаточные могут соединяться союзом. И в таком случае их не следует разделять запятыми.

Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг.

1. Находим основы. Их 4: Алексей был один; скрылись повозки; поле очистилось; он решил оглядеться.

2. Находим союзы. Их 3: и, когда, и.

3. Так как у нас в каждой из разделённых цифрами частей есть своя основа, мы понимаем, что первое предложение заканчивается в цифре 1, а значит, там нужен знак.

4. Очевиден и знак в цифре 5: он разделяет разные предложения, в каждом из которых есть своя основа.

5. В цифре 2, на стыке союзов, также есть знак, т.к. мы видим далее (после цифры 5) “свободное” предложение без союза (“он решил оглядеться вокруг.”). Союз И соединяет два предложения: “Алексей был в окопе один, и он решил оглядеться вокруг”.

6. Теперь задумаемся, что соединяет союз И (тот, который стоит между цифрами 3 и 4)? Нам очевидно, что после союзного слова КОГДА идёт придаточное предложение. Затем сочинительный союз И. Затем ещё одно предложение. Каждый раз, когда вы видите подобную картину, задумайтесь: не однородное ли это подчинение?

7. А раз мы “подозреваем” однородное подчинение, следует задать вопрос. “он решил оглядеться вокруг” - КОГДА? - “когда скрылись повозки” и КОГДА? “поле очистилось от пыли”. В цифрах 3 и 4 знаки не нужны. Перед нами однородные придаточные, зависящие от одного главного предложения. Отметим, что при однородном подчинении вполне достаточно одного подчинительного союза: перед второй частью он может не повторяться (здесь у нас одно слово КОГДА).

Алексей был в окопе один, и, КОГДА скрылись повозки И поле очистилось от пыли, он решил оглядеться вокруг.

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА.

Чтобы вам было легче работать с заданием 20, предлагаем краткую классификацию подчинительных союзов и союзных слов. Выучите их и узнавайте в предложениях. Ведь наличие такого союза означает, что перед вами новое предложение. И если вы их видите, то выполнить задание намного проще.

В придаточных причины: так как, потому что, поскольку, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, в силу того что, ибо, затем что и т.д.

В придаточных следствия: так что и т.д.

В придаточных цели: чтобы, чтоб, для того чтобы, затем чтобы, дабы и т.д.

В придаточных условия: если, если бы, коль скоро, когда бы и т.д.

В придаточных уступки: хотя, даром что; лишь бы; несмотря на то что, невзирая на то что; пусть, между тем как, правда и т.д.

В придаточных времени: едва, как только, когда, лишь, лишь только, по мере того как, после того как, с тех пор как, пока, покуда, прежде чем, только что, чуть лишь, чуть только, в то время как и т.д.

В придаточных места: где, куда, откуда и т.д.

В придаточных сравнения: как, что, будто, будто бы, как будто, как будто бы, словно (как), подобно тому как, точно, ровно (как), чем, нежели) и т.д.

В придаточных изъяснительных: что, будто бы, как, ли и т.д. + все вопросы косвенных падежей.

В придаточных определительных: который, какой, чей, где и т.д.

В придаточных образа действия: как, словно, точно, будто и т.д.

Задание 1 #5695

Битва была проиграна (1) и (2) пока последние солдаты разбегались с поля боя (3) главнокомандующий судорожно искал свой револьвер (4) поскольку он и не думал сдаваться в плен.

Четыре основы: битва была проиграна, солдаты разбегались, главнокомандующий искал, он и не думал сдаваться в плен.

Три союза: и, пока, поскольку.

На месте цифры 4 запятая очевидна.

Перед ПОКА (на месте цифры 2) запятая нужна, т.к. дальше нет союзов ТО или НО. Таким образом, союз ПОКА относится к третьему предложению.

Ответ: 1234

Задание 2 #5696

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он знал (1) что эта машина обладала некоторым сознанием (2) и (3) что теперь она обследовала окружающее пространство (4) поскольку нуждалась в деталях для самовосстановления.

Необходимо найти все основы, все союзы. Установить связь между частями предложения.

Четыре основы: он знал, машина обладала, она обследовала, нуждалась.

Четыре союза: что, и, что, поскольку.

Если вы видите подчинительный союз, значит, перед вами придаточное предложение. И, конечно, поэтому определить главное предложение несложно. Обозначим его: “Он знал”.

Перед нами ещё 2 придаточных: “что эта машина обладала определённым сознанием”, “и что теперь она обследовала окружающее пространство”. Мы отделяем их запятой от главного в цифре 1. Но в цифрах 2 и 3 мы запятые не ставим, потому что эти придаточные являются однородными. Они зависят от одного слова (ЗНАЛ что?) и соединяются союзом И.

Перед ПОСКОЛЬКУ запятая очевидна, т.к. это подчинительный союз, и потому перед нами придаточное предложение.

Ответ: 14

Задание 3 #5697

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пилот вывел корабль к небольшому вишнёво-красному солнцу (1) и (2) когда всё манёвры были завершены (3) увидел (4) что одна из планет этой системы относится к земному типу.

Необходимо найти все основы, все союзы. Установить связь между частями предложения.

Три основы: пилот вывел и увидел, манёвры были завершены, одна из планет относится.

Три союза: и, когда, что.

Подчинительные союзы КОГДА и ЧТО указывают на то, что в предложении два придаточных. Их мы отделяем запятыми в цифрах 2, 3, 4.

Перед цифрой 1 запятой нет, т.к. слово УВИДЕЛ также относится к первому предложению, т.е. первое предложение не заканчивается перед цифрой 1. Союз И соединяет не два разных предложения, а однородные сказуемые ВЫВЕЛ И УВИДЕЛ. Запятая не нужна.

Ответ: 234

Задание 4 #5698

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Говард считал приготовление пищи искусством (1) и (2) если бы он не был бизнесменом (3) то стал бы поваром (4) как советовал когда-то его отец.

Необходимо найти все основы, все союзы. Установить связь между частями предложения.

Четыре основы: Говард считал, он не был бизнесменом, стал бы поваром, отец советовал.

Четыре союза: и, если, то, как.

Перед И (на месте цифры 1) запятая нужна, т.к. первое предложение закончилось и далее нигде не продолжится.

На месте цифр 3 и 4 запятые очевидны (перед ТО и подчинительным союзом КАК).

Перед ЕСЛИ (на месте цифры 2) запятая не нужна, т.к. после второго предложения есть союз ТО. Мы не разделяем стык союзов (И ЕСЛИ), когда дальше следуют ТО, НО, ТАК.

Ответ: 134

Задание 5 #5699

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

{Оттепели всё чаще), (1) [НО, (2) (ПОКА ночи морозны (3)), стеклянная бахрома сосулек не плавится] (4) , [снег не тает].

4 предложения, все отделяются запятыми

В опасном месте на стыке союзов НО ПОКА зпт нужна, нет второй части «ТО»

Ответ: 1234.

Ответ: 1234

Источник: Досрочный экзамен ЕГЭ-2017.

Актуальность: Текущий учебный год

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Идея биогенеза исходит из древних индусских и персидских религиозных представлений об отсутствии начала и конца у природных явлений и представляет собой одну из гипотез происхождения жизни на Земле. (2) этой версии жизнь существует во Вселенной вечно. (3)Простейшие организмы или их споры («семена жизни») могли быть из космоса занесены на Землю, где нашли благоприятные условия, размножились и дали начало эволюции от простых форм к более сложным

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Идея биогенеза, основанная на древних восточных религиях, представляет собой гипотезу космического происхождения жизни на Земле, согласно которой жизнь существует во Вселенной вечно.

2. О космическом происхождении жизни на Земле, как гласит идея биогенеза, свидетельствуют наскальные изображения «семян жизни» – предметов, похожих на летательные аппараты.

3. Согласно персидским религиозным представлениям появившиеся на Земле «семена жизни» размножились и дали начало эволюции во Вселенной.

4. В соответствии с идеей биогенеза, основанной на древних восточных религиях, жизнь во Вселенной существует вечно, а на Земле она появилась благодаря занесённым из космоса простейшим организмам или их спорам.

5. Гипотеза биогенеза гласит, что жизнь на Землю из космоса могла быть занесена с помощью космических кораблей, присланных внеземными цивилизациями.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Благодаря

2. Вопреки

4. Согласно

5. Вне зависимости от

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, -я, ср.

1. Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете.

2. Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора).

3. Предъявление, сообщение чего-н. кому-н. П. документов суду.

4. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

аэропортЫ

отозвалА

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

2. В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

3. В этом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.

4. ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

5. В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ШЕСТИСТА лет

ПОЕЗЖАЙТЕ

навстречу ЕЙ

нет ТУФЕЛЬ

ВЗГЛЯНИ на картину

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 1) Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас.
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело.
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3) Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами.
Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения 4) Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью 5) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию.
6) Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
7) Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения.
8) МГУ отпраздновало свой юбилей.
9) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заж..гает

заг..реться

аккл..матизация

прил..жение

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..града, пр..ютить

бе..помощный, ..горел

об..грел, поз..бросил

поз..вчера, нед..бор

под..йти, р..зобрать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

застенч..вый

присва..вать

предвид..мый

догматич..ский

перенос..ца

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

вывал..шь

знач..мый

брош..нный

исправ..ться

неслыш..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.

2. Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.

3. В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.

4. Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

5. Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Пруд в парке, затянутый (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОЙ ряской, стоял БУД(ТО) громадное чёрное зеркало.

2. (В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия.

3. Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

4. (В)ПРОЧЕМ, только неожиданный снегопад может заставить пернатых лететь дальше, (НЕ)ВЗИРАЯ на ветер и стужу.

5. С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. На столе лежали как журналы и газеты так и книги.

2. В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.

3. Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.

4. Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.

5. Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!

16

Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Всё (1) казалось (2) замерло перед надвигающейся бурей. На улицах (3) к счастью (4) не было ни людей, ни машин.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом романе мне показалось особенно интересным то, что герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…

(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!

(8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки.

(9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился – и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. (14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

– (15)Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шёл наверх.

– (16)Я не хочу спать, maman, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.

(17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.

(18)Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что сама разбудит меня. (19)Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка: пора идти спать».

(20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.

– (22)Вставай же, мой ангел.

(23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди.

(26)Она ещё нежнее целует меня.

(27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Люблю папеньку и маменьку». (28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они?

Задание 19

Вариант 1

Расставьте знаки препинания:

1.Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2)
и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.

2.Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.

3. Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

4.Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

5.Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

Задание 19

Вариант2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
.

1.Несколько дней лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда.

2.Лето в самом разгаре (1) и (2) если вы побудете подольше в лесу (3) то увидите пеночку (4) которая мелькает среди ветвей.

3.Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

4. Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть

. 5. А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

Задание 19

Вариант 3

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

1. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

2. Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

3. Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

4. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

5. Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

Задание 19

Вариант 4.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

1. Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

2. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

3. Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла тишина.

4. Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

5. Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

Задание 19

Вариант 5.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1.Огурцы настолько нежны (1) что (2) если посмотреть на свет сквозь их кожицу (3) то можно увидеть крупные зёрна (4) которые отливают белизной.

2.Н.В. Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки
читателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.

3.Собирали грибы, разговаривали (1) и (2) когда Маша спрашивала
о чём-нибудь (3) то она заходила вперёд (4) чтобы видеть моё лицо.

4.Трудно было оставаться дома в первый зимний день (1) и (2) чтобы мы не заблудились (3) дед проводил нас до опушки (4) которую мы приметили уже давно.

Задание 19

Вариант 6

Расставьте знаки препинания:

1.Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

2.Отец обещал (1) что (2) если к полудню небо прояснится (3) то он непременно возьмёт сына с собой на матч (4) и Алёша всё утро с тоской и надеждой смотрел на моросящий за окном дождь.

3.Туристы шли по той же дороге (1) и (2) если каменистые выступы казались им более крутыми (3) то только оттого (4) что за этот переход они очень устали.

4.Княгиня была женщина ума необыкновенного (1) и (2) хотя она была очень небогата (3) и не могла давать обедов и балов (4) она сумела приобрести всеобщее уважение.

5.Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.

Задание 19

Вариант 7

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Я был уверен в том (1) что (2) если понадобится (3) то брат сразу же приедет (4) потому что он очень добрый и отзывчивый человек.

2.Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.

3. Мне казалось (1) никто не мог нарушить (2) окружавшего меня покоя (3) и тем неожиданнее было внезапное появление Алексея с друзьями.

4. Существует мнение (1) что погода влияет на самочувствие человека (2) и (3) я в этом не раз убеждался

5. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

Задание 19

Вариант8

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

1. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

2. Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе .

3. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

4. Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

5

Задание 19 Вариант 9

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

1. Полина вышла к гостям на открытую веранду (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

2. По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

3. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

4. Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже
не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

5. Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.

Задание 19 Вариант10

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

1.Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

2. Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

3. Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

4. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

5. Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

Задание 19 Вариант 11

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1. Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

2. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

3. Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

4.Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

5.После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

Задание 19 Вариант 12

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1.Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.

2.На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

3.Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

4.На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

5.Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.

Задание 19 Вариат13

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1.Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

2.Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

3.Сестра попробовала рассказать Кити (1) о чём говорил доктор (2) но (3) хотя он говорил очень долго и очень складно (4) ей не удалось передать смысл сказанного им.

4.После того как все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) она не стала удерживать сына.

5. Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг.

Задание 19 Вариант 14

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1.Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.

2.После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

3.Старцев избегал разговоров (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился (4) и ел молча.

4.Пели нескончаемую песню комары (1) и (2) по мере того как сгущались сумерки (3) и смолкали все другие звуки (4) до меня стал доноситься шум далёкого водопада.

5.Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.

Задание19 Вариант 15

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1.Елена не успела уйти со сцены с другими актёрами (1) и (2) когда занавес распахнулся (3) шумящая волна зала (4) накрыла её.

2.Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.

3. Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.

4. Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

5. Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

Задание 19 Вариант 16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1.Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

2. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

3.Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

4. Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

5.Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который куры и цыплята хорошо понимали.