Период правления святослава. Князь святослав игоревич

Удобная навигация по статье:

Походы князя Святослава

Великий князь Святослав Игоревич появился на свет в 940 году. При этом, данная дата не считается точной, ведь в различных, дошедших до наших дней источниках, она отличается. Святослав приходился сыном убитому древлянами князю Игорю, однако в первые годы после убийства отца Киевской Русью вместо своего малолетнего сына правила княгиня Ольга.

Поход против Хазарского Каганата

Богатая военная деятельность князя-воина началась в 964 году, когда он повёл свои отряды в восточные земли, на которых жили вятичи. После быстрого покорения этого славянского племени князь Святослав Игоревич принимает решение продвигаться дальше. Теперь в качестве его цели выступает Хазарский Каганат, который ранее являлся мощным великим государством, территории которого простирались по Волге и Дону. Но, в тот исторический период Каганат потерял всю свою силу.

В то время хазары были кочевниками, промышлявшие в основном работорговлей, земледелием и животноводством. Кроме того, им платили пошлины с судов. На землях Хазарского Каганата и по рекам, находящимся в его власти, проходило множество торговых путей. К примеру, так называемый путь Серебрян, по которому проходил из Азии весь поток драгоценностей в Европу.

Именно поэтому князь Святослав начинает свой путь с восточных земель. Ведь доступ к таким торговым путям открывал огромные перспективы для развития Киевской Руси. Это был очень важный стратегический ход, так как ещё князь Олег возвёл крепость Тмутаракань, которая позволяла славянским судам обходить территории хазар. Но в 830 году хазары построили свою крепость Саркел, блокирующую обходной путь Олега.

Поход на крепость Саркел

Итак, великий князь-воин пошёл на крепость Саркел в 865 году, где ему удалось разбить хазарские отряды и захватить крепость, которую позже было решено переименовать в Белая Вежа. Однако, это было только начало военных походов Святослава Игоревича. Следующей его целью стали северные территории Кавказа, по пути к которым он разрушил множество хазарских городов. Также, в этот исторический период правления Святослава славяне нанесли поражение племенам черкесов и осетин (ясов). Восточный поход великого князя оказался очень успешным и существенно расширил границы славянского государства.

Византийские походы князя Святослава

Дальнейшие действия правителей Руси были навязаны Византийской империей. Так, в 967 году византийский император решил решить свои давние проблемы, заручившись поддержкой и помощью Святослава. Греки давно пытались наказать болгар, территории которых довольно часто использовались венграми для выхода к морю, которые то и дело угрожали Константинополю расправой.

Император Византии отправил в Киев своих послов с дорогими дарами и обещаниями выделить Киевской Руси ещё больше золота, если та согласиться пойти войной на болгар. Великий киевский князь, согласно летописям, отличался особой расчётливостью, поэтому он согласился на предложение послов и выступил в Болгарию через Дунай со своим войском, которое насчитывало шестьдесят тысяч человек.

Как и прошлые военные мероприятия князя, болгарский поход Святослава увенчался успехом. Так как болгары понимали, что они не смогут дать достойный отпор – они приняли решение сложить оружие и сдаться славянам. Победителям досталось огромное богатство и они остановились в городе Переяслаец, который располагался севернее от современного городка Варна.

Однако, в 968 году на Киев нападают печенеги, которые осаждают город. Как только к Святославу приходит об этом весть – князь, планировавший дальнейшее движение в западные земли, отлаживает поход и возвращается в осаждённый Киев, где разбивает печенегов и освобождает город.

Пока князя и дружины не было в Болгарии там вспыхнуло народное восстание против оставшихся в Переяславце славян. Было собрано немалое болгарское войско, которое отбило у русских воинов Переяславец. В 970 году великий киевский князь Святослав выступает с войском в Болгарию, где жестоко отбивает захваченный город и карает всех, кто хоть как то помогал его захвату болгарами.

После этого князь выступает дальше и подчиняет всю болгарскую землю Киевской Руси. Дойдя до Адрианополя, русское войско было встречено византийцами, которые побоявшись, что Киевская Русь закрепит за собой отобранную территорию, поспешили разбить противника.

Дошедшие до нас летописи об этом походе упоминают, что на десять тысяч русских воинов выступило восемьдесят тысяч греков, но даже это войско не смогло сломить дух киевского князя, который вдохновил своё войско и победил в этой неравной битве. Император Византии сразу же поспешил предложить Руси мир, одарив князя и его воинов, но спустя несколько месяцев греки снова развязали войну, заблокировав устье Дуная своими кораблями. В следующие месяцы русские терпели поражение, после чего Святослав ушёл из Болгарии и был убит печенегами на пути в Киев.

Святослав и его походы

Святослав (один из Рюриковичей, сын князя Игоря и Ольги) был одним из крупнейших полководцев в истории человечества (Святослав умер в 972 г. Он был убит печенегами по пути в Киев, куда он возвращался из Болгарии после войны с болгарами и византийцами ).

По меткому и образному замечанию проф. В. В. Мавродина, «Княжение Святослава - это последний взмах меча, создавшего основу Киевского государства. Недолгое, продолжавшееся менее десяти лет, княжение Святослава наполнено шумом битв. Русские дружины прошли от Оки до Кавказа и от Волги до Адрианополя, вписав славную страницу в великую книгу истории русского народа.

Венчанное победой и славой овеянное русское оружие проложило Руси дорогу на восток и на юг и в бесчисленных битвах вселило в «ворогов» Руси убеждение в ее могуществе и монолитности» (В. В. Мавродин - Древняя Русь. Происхождение русского народа и образование Киевского государства, М., Госполитиздат, 1946 ).

Военная деятельность Святослава, серьезно задуманные им крупные походы на юг были тесно связаны с замыслами его как крупного государственного деятеля и патриота русской земли.

Известно, например, что, освободив от осады печенегов Киев, Святослав не остался жить в нем. «Не любо мне в Киеве, - говорил Святослав, - хочу жить в Переяславце на Дунае, потому что там середина моей земли. Там все хорошее сходится: из Греции поступают: золото, шелк, вина и фрукты, из Чехии и Венгрии - серебро и лошади, из Руси же - меха, воск и челядь». В этих словах Святослава запечатлено страстное желание закрепить за Русью экономически выгодные придунайские области, получить выход в Черное море, укрепить свои позиции в борьбе с притязаниями Византийской империи на политическое и экономическое господство в бассейне Черного моря. Святослав упорно стремился создать сильную славянскую русско-болгарскую державу у самых стен Византии, и был непрочь завоевать последнюю.

Греческому историку X века Льву Диакону мы обязаны описанием внешнего облика великого русского полководца древности:

«Прибыл он (Святослав) на простой скифской лодке и, взяв в руки весло, греб наравне с прочими, как простой воин. Вот какой он был по внешности он был умеренного роста, ни слишком высок, ни слишком мал; брови густые, голубые глаза, плоский нос, редкая борода, верхняя губа его была обильно покрыта густыми и вниз спускающимися волосами. Голова была совсем голая, лишь на одной стороне висел локон волос - знак благородного происхождения, шея толстая, плечи широкие и все сложение очень стройное. Взгляд его был мрачный и суровый. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином посреди. На нем была белая одежда, только чистотой отличная от других. Поговорив немного… сидя на лавке лодки он отправился к себе».

Все годы своего княжения Святослав провел в походах и войнах, опираясь на боевую дружину, составленную из отборных воинов-смельчаков (При чем надо иметь в виду, что в больших походах Святослава участвовала не только княжеская дружина, но и многочисленные русские «вои» - вооруженный народ. О качествах воинов Святослава свидетельствует Лев Диакон: «говорят, что побежденные тавроскифы (русские - Б. Л.) никогда живыми не сдаются неприятелям… что сей народ отважен до безумия, храбр, силен» ). Дружина Святослава славилась своими большими и быстрыми переходами. Дружинники были вооружены длинными копьями, а еще чаще - мечами, лукам и высокими щитами. Они имели также засапожные ножи, которыми действовали в рукопашных схватках, когда длинные копья и мечи теряли свои преимущества, становясь неудобным, малоподвижным оружием

Каково было вооружение русских дружинников в X веке?

На этот вопрос хорошо отвечают данные археологических раскопок древних курганных погребений. Находки оружия в этих курганах показывают, что дружинники имели мечи с прямой крестовиной и, обычно, полукруглым набалдашником. Мечи были массивными, свыше 90 сантиметров длиною. Иногда встречается наряду с мечами так называемый скрамасакс - большой боевой нож. В X веке были также распространены на Руси копья и боевые топоры. Наконечники стрел изготовлялись ромбовидные. Шлемы дружинников были вытянуты кверху. Такие шлемы в более позднее время называли шишаками. Имели дружинники и щиты. Широко применялись в X столетии кольчуги - железные рубахи. В этом отношении русская дружина опережала западных воинов (Скандинавии, Франции, Германии), у которых доспехи были кожаные, часто покрытые металлическими нашивками, в том числе и кольцами, но у которых настоящего кольчужного плетения до XII века не было.

В X веке от печенегов, торков и половцев проникла на Русь и сабля. Лук и стрелы применялись дружинниками очень широко и с большим успехом.

Таким образом, как правильно отмечает проф. А. В. Арциховский, «русские дружинники X-XIII веков были настоящими профессиональными воинами, не уступавшими по вооружению своим западным современникам. Военная отсталость Руси - явление позднейшее».

Вступая в бой, дружинники представляли собой сплошной и глубокий строй, составленный из двадцати, а то и больше шеренг и включавший в себя несколько тысяч человек, надвигавшихся на врага, сомкнув щиты и выставив копья, могучей и несокрушимой стеной.

Любопытно, что во времена Святослава копье, брошенное в направлении войска противника, означало и сигнал к началу боя. Так, «Повесть временных лет» сообщает, что когда Ольга, собрав воинов, пошла в 946 году со своим сыном Святославом на древлян, то «суну копьем Святослав на древляны, и копье лете сквозь уши коневы и удари в ноги коневы, бе бодетек (ибо был Святослав дитя и не мог бросить копья далеко). И рече Свенелд и Асмолд: «Князь уже почал; потягнете, дружина, по князе».

У рядовых воинов Святослава копье было не только основным, но чаще всего и единственным оружием. Мечи и сабли были распространены реже и, очевидно, являлись принадлежностью знатных богатых воинов.

Византийский писатель Скилица, говоря о походах Святослава, добавляет, что славяне шли на войну в веселом, бодром настроении, с музыкой, свирелями, бубнами и с танцами, то есть сохраняя бодрое и увереннее расположение Духа.

Вот как проникновенно писал про Святослава поэт-декабрист Рылеев.

«По манию его руки Бесстрашный рос, пылая местью, На грозные врагов полки Летал - и возвращался с честью, Он на равнинах дальних сих, Для славы на беды готовой, Дивил и чуждых и своих Своею жизнию суровой. Ему свод неба был шатром И в летний зной, и в зимний холод, - Земля под войлоком одром, А пищею конина в голод. «Друзья, нас бегство не спасет! Гремел герой на бранном поле, Позор на мертвых не падет, Нам биться волей иль неволей… Сразимся ж, храбрые, смелей; Не посрамим отчизны милой - И груды вражеских костей Набросим над своей могилой!» И горсть славян на тьмы врагов Текла - вождя послышав голос - И у врагов хладела кровь И дыбом становился волос!..»

(«Святослав». Поэма К. Ф. Рылеева. Цит. по кн.: К. Рылеев. Стихотворения. Библиотека поэта, № 57, Издательство «Советский писатель», M., 1947 )

Своими военными подвигами Святослав и его войско вписали замечательные страницы в историю русского оружия.

Известны слова Святослава - «Иду на вы», которые часто посылались им врагу как грозное предупреждение. Талантливый полководец древней Руси никогда не нападал на противника без того, чтобы не быть уверенным в своих силах и победе, и лишь после того, как были тщательно заранее изучены сильные и слабые стороны врага и учтены свои собственные возможности «Иду на вы», «хочю на вы итти» - в устах такого непобедимого, покрывшего себя славой военачальника, как Святослав, звучало для противника серьезной и реальной угрозой, действовало на него устрашающе.

В своих походах Святослав на голову разбивал не только легкую восточную конницу. В известной войне с дунайскими болгарами и Византией Святослав наносил сокрушительные удары прославленной своей мощью тяжелой римской кавалерии.

В 966-967 гг. Святослав со своей дружиной выступил из Киева против волжско-камских болгар. Разбив армию болгар и овладев их столицей Болгаром (у устья реки Камы), Святослав продолжал свои боевые действия, спустился вниз по Волге к Каспийскому морю. По дороге он вышел победителем и в схватках с племенем бургасов.

Проплыв далее Каспийским морем на юг, Святослав достиг местности между реками Кумой и Тереком, разбив здесь ясов и касогов. Обратно в Киев Святослав возвращался через Северный Кавказ. По пути он на Азовском море завоевал и присоединил к Руси Тмуторокань (Таманский полуостров, составлявший тогда часть хазарских владений). После этого, окруженный ореолом бесстрашного победителя, Святослав вернулся в Киев.

В боях и сражениях Святослав прошел по малоизвестным местностям 3000 километров по суше и 1500 километров по воде.

Еще до похода 966-967 гг., в 965 году Святослав нанес сокрушительные удары по Хазарскому царству, овладев, в частности, известной нам крепостью на Дону - Саркелом.

Русская летопись XII века, рассказывающая нам «откуда пошла Русская земля, кто в Киеве первым начал княжить и как устроилась Русская земля», так сообщает о взятии Саркела Святославом:

«В лето 6473 иде Святослав на Козары Слыша же Козары изыдоша противу с князем своим каганом и соступиша бити; и бывши брани межи ими, одоле Святослав Козаром и град их Белу Вежу взя... Ясы победи и касоги» (Полное собрание русских летописей, том II, изд. 2-е, СПБ, 1908 ), т. е.:

«В лето 6473 (в 965 г) пошел Святослав на козар. Услышали козары, вышли против с князем своим - каганом и вступили в бой. Одолел Святослав козар и город их Белу Вежу взял. Ясов победил и касогов».

В чем смысл похода Святослава на Хазарию? Каган Хазарии подчинил себе и сделал своими данниками ряд славянских племен, и они ждали своего освобождения от вассальной зависимости. Без этого освобождения замедлялся процесс объединения русских племен под эгидой Киевского князя, тормозился рост русского государства. Хазарский барьер отсекал Русь от Волги, Дона, Кавказа, преграждал Святославу путь на юг и восток. Освобождая из-под ига хазарского кагана восточную ветвь славяно-русских племен, Святослав ставил своей целью обезопасить Русь с Востока и, выйдя на Кавказ, к берегам Азовского, Черного и Каспийского морей, завершить начатую еще до Святослава борьбу Руси за выход на Восток.

Со взятием Святославом Саркела греки лишились важного опорного пункта своего влияния на, север Черного моря. После же побед Святослава над прикавказскими племенами ясов и касогов, в южно-русских степях преобладание хазар уступило место преобладанию русских. Черноморские владения Византийской империи были поставлены отныне под угрозу. Известно, что в 968 году Святослав предпринял успешные походы за Балканы. Его отряды появились в непосредственной близости к Константинополю.

Удары Святослава были тем больше чувствительны для хазар, что хазарская держава ко времени княжения Святослава находилась в состоянии междоусобных феодальных распрей и внутренней борьбы между отдельными племенами. С падением Хазарского царства прекратило свое существование и большинство его населенных пунктов, и лишь некоторые города, подобно Саркелу, устояли и продолжали свое дальнейшее существование.

Немалую роль в падении Хазарского царства сыграл и русский князь Мстислав Владимирович. В союзе с византийским императором Василием, который прислал греческий флот в Азовское море, Мстислав разбил хазар и взял в плен хазарского кагана Тузлу.

Как бы на развалинах Хазарского царства и возникло сильное русское государство - Киевская Русь.

«Киевская Русь, - говорит акад. Б. Д. Греков, - последнее звено древней исторической цепи и первое новой. Она унаследовала от великого прошлого города торговлю, культуру. Святослав борется за скифское наследство, прочищает пути восточных сношений».

Так «упрямой связью мертвых и живых» тянулись нити из древнего скифо-сарматского мира Подонья-Приазовья к славяно-русскому населению времен Святослава и через них - к русскому населению нашего края в последующий период - в лице бродников XII-XIII веков, а затем - донских казаков. Так уходит своими корнями в глубь веков история освоения Подонья-Приазовья великим русским народом.

В результате походов русских князей на Хазарию среднерусские оседлые племена отпали от хазарской власти. Разгром Святославом хазарского каганата и взятие Саркела усилили движение на юго-восток славяно-русского населения и, в частности, создали более благоприятные условия для роста славяно-русского населения в Подонье-Приазовье.

Когда вырос и возмужал, оказался храбрым и суровым воином и талантливым, неутомимым полководцем. Летопись так описывает его характер и поступки: начал он собирать воинов многих и храбрых, ходя легко, как барс; много воевал. Идя в поход, возов с собой не возил, ни котлов, потому что мяса не варил, но, изрезав тонкими ломтиками конину, или зверину, или говядину, пек на угольях; шатра у него не было, а спал он на конском потнике, положивши седло под голову; таковы были и все его воины. Решив начать войну, он посылал в разные страны, к разным народам с объявлением: «иду на вас...»

Сначала Святослав предпринял ряд удачных походов на восток. Он подчинил своей власти самое восточное славянское племя – вятичей, которые до тех пор платили дань хазарам. Около 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам, взял и погромил их главные города – Итиль, Белую Вежу и Семендер. Он победил северокавказские племена ясов и касогов и подчинил себе приазовскую область с г. Тмутаракань; победил он также волжских болгар , причем взял и разграбил их столицу Булгар.

Разгромив всех восточных неприятелей и соседей Руси, Святослав обратился на запад. Византийское правительство просило его помощи в борьбе с дунайскими болгарами, и Святослав, собрав большую рать, в 967 г. двинулся на Дунай , победил болгар, завоевав Болгарию и – к великому неудовольствию византийского правительства – решил остаться там навсегда и сделать г. Переяславец на Дунае своею столицею.

Во время отсутствия Святослава новые враги с юго-востока – печенеги – вторглись в русские пределы и угрожали самому Киеву. По рассказу летописи, киевляне послали к Святославу послов с гневными упреками: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же отрекся, – чуть-чуть нас не взяли печенеги, вместе с твоею матерью и твоими детьми; если не придешь, не оборонишь нас, то опять возьмут; неужели тебе не жалко отчины своей, ни матери-старухи, ни детей своих?»

Услышав это, Святослав поспешил к Киеву и прогнал печенегов в степи. Однако скоро он заявил своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае: там середина земли моей, туда со всех сторон свозят все доброе: от греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от чехов и венгров серебро и коней, из Руси – меха, мед, воск и рабов».

По смерти Ольги Святослав «посадил» своего старшего сына Ярополка на свое место в Киеве, Олега в земле древлянской, несовершеннолетнего Владимира с дядей его Добрынею отпустил в Новгород, по просьбе новгородских послов, а сам снова отправился на Балканы (970 г.). Однако византийский император Иоанн Цимисхий решил изгнать беспокойного и нежелательного соседа и выступил против него с огромным войском.

По рассказу начальной летописи, русские воины испугались, увидя перед собой огромное множество неприятельского войска, далеко превосходившего их числом. Тогда Святослав произнес свое знаменитое обращение к дружине: «Уже нам некуда деться, волею или неволею приходится стать против неприятеля; так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми здесь; «мертвые бо срама не имуть»; если же побежим, то некуда будет убежать от стыда: станем же крепко. Я пойду впереди вас, а если голова моя ляжет, тогда промышляйте о себе». Дружина отвечала князю: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим».

Встреча князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием на берегу Дуная. Картина К. Лебедева, ок. 1880

Последовало жестокое сражение («бысть сеча велика»), в котором, по русской летописи, Святослав одержал полную победу. Однако в действительности его армия чрезвычайно уменьшилась от непрерывных битв, и, видя невозможность победы над многочисленными войсками византийского императора, Святослав вынужден был заключить с ним мир, обязавшись очистить Болгарию. Главные русские силы отступили с Балкан сухим путем, Святослав же с малой дружиной отправился домой по морю и по Днепру; в Днепровских порогах печенеги напали на Святослава и убили его (972 г.).

В характере и деятельности Святослава, этого наиболее блестящего и знаменитого витязя Древней Руси, мы все еще видим в большой мере черты бродячего норманнского викинга , чем национального государя Русской земли.

Святослав, двинув войско на восток, освободил вятичей от хазарской дани (964 г.). Перезимовав на Волге, на следующий год Святослав разгромил хазарское войско, взял Итиль и древнюю столицу Хазарии Семендер. Перейдя с войском на Дон, Святослав взял хазарскую крепость Саркел (Белую Ве­жу) и с триумфом двинулся дальше, покоряя ясов (осетин) икасогов (черкесов), и вышел к Азовскому морю. Тогда же он захватил крепость Тмутаракань на Таманском п-ове Азовского моря и вполне мог бы захватить и византийский Крым.

Византийцы переключили усилия Святослава, предложив ему повоевать на Балканах с досаждавшими Византии болгарами. Святослав двинулся на Балканы и разгромил болгар. Решив сам воспользоваться этой победой, князь стал закрепляться на Балканах, планируя даже перенести сюда столицу из Киева. Нетрудно догадаться, что Византии это очень не понравилось, и византийцы, привыкшие загребать жар чужими руками, натравили на Киев печенегов.

В осаждённом печенегами Киеве не хватало воды, и старая Ольга, находившаяся в городе вместе с внуками, послала гонца на Балканы сообщить Святославу, какая беда грозит его семье. Святослав вернулся в Киев и наголову разбил печенегов.

После смерти матери Святослав посадил в Киеве своего старшего сына Ярополка, среднему Олегу отдал древлянские земли, а новгородцы попросили себе в князья младшего - Владимира. Сам Святослав поспешил вернуться на Балканы. Русско-болгарская война на Балканах перешла в русско-византийскую, так как действия Святослава шли вразрез с интересами империи на этой территории. С 969 по 971 г. русские ожесточённо воевали с византийцами. Ведя своё войско в бой, Святослав обращался к воинам: «...не посрамим земли Русской, костьми за неё ляжем, мёртвые сраму не имут...» Воинство отвечало князю: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои сложим».

Византийский император Иоанн Цимисхий оказался опытным полководцем и хорошим политиком. Доблесть русского воинства не помогла Святославу удержаться на Балканах. Святослав и

Цимисхий подписали почётный для русских мир. Дружина Святослава, нагруженная дарами, беспрепятственно покинула Балканы.

В походе Святослава сопровождал старый воевода Свенельд, служивший ещё его отцу. Он предложил Святославу ехать через степь, обойдя днепровские пороги, у которых могут стоять печенеги. Не вняв совету опытного воеводы, Святослав предпочёл отделиться от Свенельда и с частью ус­талого войска поплыл на ладьях. Предали Святослава жители Переяславля, предупредив печенегов, что Святослав возвращается с большими сокровищами и малой дружиной. В 972 г. у днепровских порогов печенеги разбили русских. В этом бою пал и великий воин Святослав. Печенежский вождь Куря по традиции кочевников сделал из черепа Святослава чашу, оправленную золотом и каменьями, и пил из неё на пирах.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ХАРАКТЕР И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РУСИ………………………………………………………………………………5

2. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ СВЯЗИ…………………………………………8

3. ПОХОДЫ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА………………………………………….13

3.1. Поход князя Святослава на Хазарский каганат…………………………...13

3.2. Походы Святослава на Болгарию и Византию……………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

ВВЕДЕНИЕ

От конца 9-го века до нас дошли сведения о расширении Русью внешнеполитических связей с окружающими странами и народами, что объяснялось потребностями экономического и политического развития Руси, необходимостью торговых связей с соседями и походов ради интересов феодализирующейся знати и купечества, так и подобными же встречными тенденциями со стороны других стран и народов, что приводило к военным конфликтам, мирным соглашениям, поискам союзников и т.п. и содействовало совершенствованию дипломатии, как средства достижения государственных внешнеполитических целей. На исходе 9-го века Русь заключает «мира и любви» с варягами, который основывался на тех же принципах, что и подобные многочисленные соглашения Византии с варварскими народами и государствами, а также внутри «варварского» мира. За мир на своих северо-западных границах, а также за союзную помощь, как это показали следующие события, когда варяги шли вместе с Олегом и Игорем на Константинополь, Русь установила им выплату ежегодной денежной дани. Мир с уграми был совершенно иного происхождения. Их кочевые полчища на исходе 9-го века осадили Киев, и руссы добились снятия осады и отхода противника, лишь согласившись на уплату уграм, как и варягам, ежегодной денежной дани. Если в случае с варягами можно -с различного рода оговорками -проследить основные моменты их мирных и союзных отношений с руссами, как указывает летопись, 150 лет, то в отношении угров сделать это не удается, хотя нельзя абстрагироваться от того знаменательного факта, что в одновременных антивизантийских действиях Руси и угров в конце 30-х и в начале 40-х годов 9-го века, в их союзных с Русью действиях против Болгарии в 968 году, в рейде угров 968г.по византийской Фракции, в их совместном военном походе под руководством Святослава на Константинополь летом 970-го года их интересы совпали. Все это позволяет высказать предположение, что и с уграми Русь установила отношения мира и союза, скрепленными либо упоминаемым договором, заключенным под стенами Киева, либо договоренностью во время последующих русско-венгерских переговоров. Дружеские отношения были установлены и с Болгарией Симеона Великого, по чьей территории русское войско в 907г.прошло к византийской столице. Таким образом, готовясь к очередному походу против Византии, Олег не только мобилизовал общерусские силы подчиненных ему племен и союзных тиверцев, но и располагал союзной помощью варягов, по меньшей мере благожелательным нейтралитетом угров и тайной помощью со стороны Болгарии, заключившей к этому времени мирный договор с Византией, но не отказавшейся от борьбы с ней. Поход Руси против Византии в 907г.увенчался успехом и новым русско-византийским договором «мира и любви», т.е.политическим межгосударственным соглашением, регулирующим основные вопросы взаимоотношений между двумя государствами. 907 год стал в истории русской дипломатии вехой не менее, если не более, значительной, чем год 860-й, когда Русь была признана Византией и заключила с империей первый договор «мира и любви».В отличии от договора 860 года, в летописи сохранилось сообщение о заключении перемирия, о ходе переговоров по поводу выработки мирного договора, и о его содержании.

1. ХАРАКТЕР И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РУСИ

Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было посольство в городе Константинополь (Царьград) в 838 году - столице Византийской империи, наиболее могущественного государства Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Отношения с Византией и в последующее время являются важным направлением русской внешней политики. Периоды длительного мира, во время которых русские наемные военные отряды нередко участвовали на стороне Византии в войнах с ее соседями, сменялись военными конфликтами. В 860 году состоялся первый поход Руси на Константинополь. Русское войско на 200 судах появилось на берегах Босфора, когда император Михаил III был занят войной с арабами. Результатом похода было мирное соглашение. Вскоре после этого часть древнерусской знати приняла христианство.

В 907 году Киевский новгородский князь Олег (882 - 912) привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого кроме киевской дружины вошли отряды зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники-варяги (найм варяжских отрядов, в основном дружин шведских викингов, продолжался в течение всего X - начала XI веков; часть наемников, обогатившись на службе у киевских князей, возвращалась на родину, часть оседала на Руси, вливаясь в ряды древнерусского дружинного слоя, подобно тому, как это произошло во второй половине IX века, с дружинниками Рюрика). Результатом похода, в ходе которого были опустошены окрестности Константинополя, было заключение в 907 и 911 годах выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные "Повестью временных лет" - древнерусской летописью начала XII века - самые древние памятники древнерусской дипломатии и права. Согласно договору 907 года, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, получали привилегированное положение. Договор 911 года регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов. В договоре имеются ссылки на "Закон русский" - внутренние правовые нормы формирующегося Древнерусского государства.

Преемник Олега князь Игорь в 941 году совершил новый поход на Константинополь. Поводом для похода послужило, по-видимому, нарушение византийцами действующего договора. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве. Тогда в 944 году русский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор. Текст договора 944 года также сохранился в летописи.

Княгиня Ольга поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 году (вопрос о датировке спорен) она совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Но этот акт не повлек за собой массовое крещение населения Руси.

Необычайной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги Святослава (945 - 972; он оставался язычником, несмотря на уговоры матери). В 964 - 965 годах Святослав покорил живших на Оке вятичей, вышел на волгу, разгромил Волжскую Булгарию (мусульманское государство на Средней Волге и Нижней Каме) и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян - Хазарский каганат. Это некогда могущественное, но уже ослабевшее к тому времени государство не выдержало натиска (были взяты Итиль и Саркел).

В 967 году князь Святослав сменил направление своей внешней политики с Востока на Балканы. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием русского князя, в 968 году едва не взяли Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь, заключив союз с болгарским царем Борисом, он начал войну с Византией и, перейдя Балканы, вторгся во Фракию.

2. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ СВЯЗИ

Уже с IX в. начинаются первые, еще очень робкие, попытки к мирным контактам Киевской Руси и Византии. Эти попытки предпринимались не только верховной властью того и другого государства, но и купцами, воинами, которые в X в. постоянно появлялись на побережье Малой Азии и стремились к установлению стабильных торговых и политических отношений с Константинополем-Царьградом.

Во время правления киевского князя Олега (882-912), создателя древнерусского государства, внешняя политика Киевской Руси по отношению к Византии отличалась довольно легко прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность пройдет через всю историю дипломатии Руси и Византии. Князь Олег дважды предпринимал походы на Византию -- в 907 г. и в 911 г. И последующие великие киевские князья также будут либо совершать походы, либо возглавлять (или снаряжать) посольства в Византию. В результате этих походов подписывался двусторонний договор, в который включались торговые, военные и политические статьи. Договоры, заключенные в результате походов князя Олега, были выгодными для Руси. По договору 911 г. Русь получала право беспошлинно торговать на рынках Константинополя. Византийская сторона обязывалась содержать за свой счет купцов и послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного пути в Киевскую Русь.

В 941 г. великий киевский князь Игорь (912-945) совершил сокрушительно неудачный поход на Византию. Его войско было сожжено под Константинополем знаменитым «греческим огнем». Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправиться в Византию -- возможно, это был поход-реванш. Судя по всему, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь. В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи.