Почему сдвинутость населения к побережьям океанов и морей в Африке выражена меньше, чем в Зарубежной Азии? Уровень и темпы урбанизации африки.

4. Особенности демографической ситуации в регионе:

А) сложный этнический состав (300-500 этносов)

Б) высокий уровень рождаемости

В) высокоурбанизированная территория – 70% городского населения

Г) проживание населения на побережье материка и в долинах некоторых рек

6. Особенности типа ведения хозяйства (2 варианта ответа):

А) сильное отставание транспорта

Б) развитие всех отраслей промышленности

В) преобладание малотоварного низкопродуктивного сельского хозяйства

Г) хорошее развитие непроизводственной сферы

10. Определи страны, к которым относятся следующие утверждения:

А) страна, расположенная на острове площадью более 600 кв. км

Б) страна, столицей которой является город

В) страны, находящиеся внутри государства ЮАР

Г) страны в пределах медного пояса

Д) самая богатая природными ресурсами страна Африки

13. Страна, являющаяся развитой в регионе:

А) Нигерия

Б) Египет

14. Какая из перечисленных стран не имеет значительных лесных ресурсов?

Б) Египет

В) Демократическая республика Конго

15. Какая страна имеет крупные месторождения нефти:

Б) Мавритания

В) Замбия

Г) Мадагаскар

19. Какая страна имеет наименее выгодное положение на материке?

А) Египет

В) Марокко

20. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:

А) в Африке наибольшее количество стран, не имеющих выхода к морю

Б) Африка в большей степени пострадала от колониального гнета.

В) в Африке редки государственные перевороты

Г) Страны Африки вошли в объединение Африканский Союз.

21. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:

А) в Африке самая высокая рождаемость

Б) в африканских странах самый низкий уровень грамотности населения

В) этнический состав населения стран Африки отличается большой пестротой.

Г) в Африке высокий уровень продолжительности жизни

22. Что является основой экономики стран Африки?

А) обрабатывающая промышленность

Б) легкая промышленность

В) сельское хозяйство

Г) пищевая промышленность

23. В каких странах выращивают хлопчатник?

А) в Нигерии и Алжире

Б) в Нигерии и Судане

В) в Ливии и Египте

Г) в Заире и Алжире

Д) в Египте и Судане

24. В какой части Африки преобладает овцеводство?

А) в южной

Б) в северной

В) в западной

Г) в восточной

Д) в центральной
26. Африканские страны относятся к странам:
а) I типа воспроизводства населения
б) II типа воспроизводства населения
27. В странах Африки:
а) преобладает мужское население
б) одинаковый процент мужского и женского населения
в) преобладает женское население
28. Государственными языками африканских стран являются (3 варианта ответа):
а) французский
б) испанский
в) английский
г) немецкий
д) португальский

5. Наибольшее количество беднейших стран мира находится в:  Азии  Латинской Америке  Африке  Океании 6. Больше всего в мире насчитывается:

 Унитарных республик  Федеративных республик  Унитарных монархий  Федеративных монархий

7. Меньше всего в мире насчитывается:  Унитарных республик  Федеративных республик  Унитарных монархий  Федеративных монархий

8. Странами с республиканской формой правления являются:  Испания, Франция и Турция  Аргентина, Пакистан и Нигерия  Япония, Норвегия и Малайзия  Италия, Марокко и Бельгия

9. Странами с монархической формой правления являются:  Испания, Франция и Индонезия  Аргентина, Бразилия и Мексика  Нидерланды, Швеция и ОАЭ  Италия, Таиланд и Дания

10. Абсолютными монархиями являются:  Швеция и Малайзия  Малайзия и Непал  Непал и Кувейт  Кувейт и Саудовская Аравия

11. Основная часть разведанных запасов нефти и природного газа сосредоточено в:  Азии  Австралии и Океании  Африке  Латинской Америке

12. Изучите данные таблицы: Показатель Запасы нефти (2001г.) млрд т Добыча нефти (2000 г.) млн т Саудовская Аравия 36,0 400 Кувейт 13,3 106 Ливия 3,8 81 Венесуэла 11,2 173 Если объем добычи не изменится, то страной, наиболее обеспеченной запасами нефти следует считать:  Саудовскую Аравию  Кувейт  Ливию  Венесуэлу

13. Изучите данные таблицы: Показатель Запасы нефти (2001г.) млрд т Добыча нефти (2000 г.) млн т Иран 12,3 193 ОАЭ 13,0 121 Великобритания 0,7 127 Ирак 15,2 133 Если объем добычи не изменится, то страной, наименее обеспеченной запасами нефти следует считать:  Иран  ОАЭ  Великобританию  Ирак

14. Изучите данные таблицы: Показатель Разведанные запаса угля млрд т Объем добычи угля (2000 г.) млн т Польша 25 162 Китай 105 1045 Австралия 85 285 Индия 23 333 Если объем добычи не изменится, то страной, наиболее обеспеченной запасами угля следует считать:  Польшу  Китай  Австралию  Индию

15. Изучите данные таблицы: Показатель Разведанные запаса железной руды млрд т Объем добычи железной руды (2000 г.) млн т Швеция 3,4 20,6 Канада 25,3 37,8 Бразилия 49,3 197,7 Австралия 23,4 172,9 Если объем добычи не изменится, то страной, наиболее обеспеченной запасами железной руды следует считать:  Швецию  Канаду  Бразилию  Австралию

16. Крупнейшими запасами водных ресурсов (полного речного стока) обладает:  Россия  Бразилия  Швеция  Бангладеш

17. Численность населения земного шара составляет:  Около 4 млрд чел  Немногим менее 5 млрд чел  Примерно 450 млн чел  Более 6 млрд чел

18. Из перечисленных стран численность населения превышает 100 млн чел. лишь в:  Японии  Саудовской Аравии  Польше  ЮАР

19. По показателю грузооборота ведущим видом транспорта в мире является:  Автомобильный  Железнодорожный  Морской  Трубопроводный

20. По показателю пассажирооборота ведущим видом транспорта в мире является:  Автомобильный  Железнодорожный  Морской  Трубопроводный

21. В Японии по показателю пассажирооборота ведущим видом транспорта является:  Автомобильный  Железнодорожный  Морской  Трубопроводный

22. Какая проблема не входит в число глобальных:  Экологическая  Демографическая  Урбанизации  Продовольственная

23. Самая экологически опасная отрасль хозяйства – это:  Производство стройматериалов  Сфера услуг  Железнодорожный транспорт  Целлюлозно-бумажная промышленность

24. Выпадение кислотных дождей в первую очередь связанно с загрязнением атмосферы предприятиями:  Металлургии и энергетики  Транспорта  Химической промышленности  Текстильной промышленности

Географические аспекты урбанизации и особенности развития крупнейших урбанизированных зон мира

Конспект лекции 9-10

· Развитие городов Европы за последние тридцать лет.

· Особенности городских территорий стран Северной и Латинской Америки, островов Карибского моря за последние 30 лет.

· Урбанизация в странах Африки.

· Города Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока.

· Урбанизация полярных регионов.

Развитие городов Европы. С 1972 года население Европы возросло на 100 млн. человек, составив в 2000 году 818 млн. человек, или 13,5% общей численности населения мира. Наиболее существенным демографическим процессом, протекающим на большей части региона, является старение населения в результате низкого уровня рождаемости и возросшей средней продолжительности жизни. Другая проблема – перемещение населения по территории Европы, вызванное как конфликтами (вытесняемые и беженцы, транзитные мигранты из развивающихся стран), так и поисками лучшей жизни (Глобальная экологическая перспектива, 2002). На рис. 1 показана динамика городского населения Европы с 1970 по 2000 гг.

Рис. 1. Городское население Европы за последние 30 лет в % от общей численности (по Глобальная экологическая перспектива, 2002) .

Как видно из рисунка 1, с 1970-х гг. численность городского населения в Европе неуклонно увеличивалась на фоне массового оттока жителей центральных районов в пригороды. Основным направлением развития городских поселений стало их расширение в связи с развитием инфраструктуры, увеличением семейных доходов, дроблением и сокращением размеров семей, а также старением населения. За период с 1980 по 1995 год численность городского населения в Западной Европе увеличилась на 9 %, а количество домашних хозяйств возросло на 19% (Глобальная экологическая перспектива, 2002). Примером таких изменений является рост городов на средиземноморском побережье Франции, приведенный на рисунке 2.

Рис. 2. Расширение городских территорий на средиземноморском побережье Франции с 1975 по 1990 гг. (по Глобальная экологическая перспектива, 2002)

Приведенные на рисунке 2 карты отражают расширение городов в 10-километровой полосе вдоль французского побережья Средиземного моря. На двух картах слева показаны сельскохозяйственные и лесные земли, вовлеченные в процесс урбанизации в 1975–1990 годах. Карта справа иллюстрирует конечный результат – около 35 процентов прибрежной полосы сейчас застроено.

Сейчас уровень урбанизации в Европе составляет 74,6%. Ежегодный прирост данного показателя в период 2000-2015 годов ожидается на уровне 0,3%. Таким образом, можно ожидать, что доля городского населения в Европе может стабилизироваться на уровне около 82%. Сейчас половина населения Европы проживает в небольших городах с населением от 1000 до 50 000 человек; четверть европейцев - жители средних городов с населением от 50 000 до 250 000 человек, и оставшаяся четверть живет в городах с населением более 250 000 человек (Глобальная экологическая перспектива, 2002).



Проблемы, связанные с развитием городов и их влиянием на окружающую среду, создают сложности при формировании европейской социальной политики. В странах Центральной и Восточной Европы и в некоторых государствах СНГ ответственность за решение городских проблем, в том числе экологических, передается местным и региональным органам власти, которые, однако, не получают соответствующие финансовые ресурсы. Отсутствие финансирования сдерживает эффективное управление городской средой.

В Европе местные власти приступили к реализации программ "Локальная повестка дня на XXI век" и "Повестка дня на XXI век для поселений". Многие присоединились к "Хартии европейских городов", в которой подчеркивается необходимость более тесного сотрудничества между городами и комплексного подхода к обеспечению их устойчивого развития. Анализ реализации программы "Повестка дня на XXI век для поселений" показывает, что в Европе удалось добиться определенных успехов в повышении эффективности водопотребления главным образом за счет внедрения передовых технологий и разработки планов и программ управления водными ресурсами. Кроме того, прилагались усилия по снижению загрязнения воздуха и воды путем уменьшения или прекращения выбросов наиболее опасных загрязняющих веществ, а также за счет вторичного использования и переработки отходов. Однако серьезную проблему по-прежнему представляет все возрастающее загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта. В Восточной Европе загрязнение связано главным образом с использованием устаревших систем коммунального отопления и применением в них угля как основного топлива (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Главные проблемы большинства европейских городов связаны с транспортом: более половины автомобильных поездок совершаются на расстояние не более 6 км, а 10% не превышают 1 км. Движение автотранспорта возрастает под влиянием таких факторов, как увеличение расстояний до мест работы, учебы, покупок или отдыха. Расстояния же эти увеличиваются потому, что конечные пункты поездок (жилые кварталы, промышленные районы, торговые зоны) размещаются все дальше друг от друга и с самого начала освоения территории соединяются автодорогами. Растущая в результате глобализации конкуренция заставляет людей искать работу дальше от дома, а также работать в разных местах в разное время дня. Альтернативы личному автотранспорту пока еще слабо развиты или плохо приспособлены к новой городской планировке. Рост автомобильного движения оказывает значительное влияние на качество воздушной среды в городах. В странах Западной Европы это воздействие частично сглаживается введением более жестких стандартов на ограничение автотранспортных выбросов. Тем не менее, множество жителей городских районов Европейского континента по-прежнему подвергаются воздействию высоких уровней загрязнения воздуха, что ухудшает состояние здоровья населения.

Другой проблемой европейских городов является шумовое загрязнение. Из 75% европейцев, проживающих в городах, более 30% испытывают в своих квартирах значительное воздействие шума уличного движения. Резкое увеличение воздушных перевозок с 1970 года привело к значительному повышению уровня шума вблизи аэропортов. Законодательные инициативы, в том числе, запрещение полетов в ночное время, применение авиадвигателей с пониженным уровнем шумности в середине 1990-х годов позволили сократить авиационное шумовое загрязнение в 9 раз по сравнению с уровнем 1970 г.

Экономический рост напрямую связан с увеличением количества отходов в городах. Как в Западной, так и в Восточной Европе переработка отходов экономически невыгодна. Поэтому в большинстве европейских стран основным способом удаления отходов остается их захоронение на свалках, хотя все в большей степени ощущается нехватка их площади.

Загрязнение воздуха, шумовое загрязнение и накопление твердых отходов – это далеко не все экологические проблемы городов Европы. К их числу относятся также транспортные пробки на улицах, использование озелененного пространства, управление водными ресурсами, а также "старение" городской инфраструктуры, в частности обветшание жилых домов и коммуникаций. Важным инструментом реализации программ улучшения городской среды является законодательство, экономическое стимулирование, повышение осведомленности населения с помощью информационных кампаний или долгосрочные капиталовложения в городскую инфраструктуру (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Особенности городских территорий Северной Америки. Северная Америка - высоко урбанизированный регион. К 1970-м годам послевоенный отток населения из крупнейших городов привел к окончательному формированию субурбанизационной модели расселения, при которой города окружены пригородами с низкой плотностью населения. С 1970 по 2000 гг. в Северной Америке количество населения, проживающего в городах, увеличилось с 73,8% до 77,2%. Развитие субурбанизации в Северной Америке обусловлено экономическим ростом, стимулированием индивидуального домовладения, правительственными субсидиями и финансированием строительства автомагистралей и пригородной инфраструктуры.

В США сокращалось использование городского транспорта, возрастала роль легковых автомобилей и увеличились расстояния, преодолеваемые жителями пригородов, которые ежедневно ездят на работу в город. Те же тенденции наблюдались в Канаде в 90-е годы. Между 1981 и 1991 годами количество пассажиро-километров в год на душу населения Канады и США увеличилось на 23% и 33,7% соответственно. Развернувшееся в 1990-е строительство новых дорог и низкие цены на топливо в США способствовали увеличению численности населения пригородов в период 1990-1998 годов на 11,9% в сравнении с приростом жителей городских центров, составившим только 4,7%. В настоящее время субурбанизация в США на 50% связана с ростом населения и на 50% - с отводом городских земель под индивидуальную жилую застройку. С 1982 по 1992 гг. под городское строительство в США ежегодно отводилось в среднем 5670 км 2 лучших фермерских земель. Сейчас в среднем 9 320 км 2 земель переходят ежегодно в категорию городских, причем значительная их часть используется для пригородной застройки на земельных участках площадью 0,5 га. В Канаде площадь городских территорий, занимающих земли, пригодные для выращивания сельскохозяйственных культур, увеличилась с 9000 км 2 в 1971 году до 14 000 км 2 в 1996 году (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

В последнее десятилетие в Северной Америке расширяется сбалансированное планирование городских территорий, при котором отвод земель под жилую и административную застройку чередуется с их выделением для розничной продажи. Такое планирование не требует больших площадей, позволяет сокращать дальность поездок, стимулирует передвижение пешком, на велосипедах и общественном транспорте, позволяет сохранять газоны и лужайки, места обитания диких животных и фермерские земли, а также уменьшает количество заасфальтированной площади, способствуя улучшению дренирования почвы и качества воды (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Особенности городских территорий стран Латинской Америки и островов Карибского моря. В развивающемся мире Латинская Америка и острова Карибского моря - самый урбанизированный регион. На рисунке 3 показана динамика городского населения за последние 30 лет (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Рис. 3. Рост городского населения Латинской Америки и стран Карибского бассейна за 30-летний период (% от общей численности населения).

Как видно из рисунка 3, с 1972 по 2000 гг. городское население выросло с 176,4 до 390,8 млн. человек, что связано с лучшими по сравнению с сельскими районами социально-экономическими условиями. Доля населения, проживающего в городах, увеличилась с 58,9% до 75,3%. В Южной Америке она составила 79,8%, в Центральной Америке - 67,3%, а на островах Карибского моря – 63%. Наиболее высок уровень урбанизации в странах юга латиноамериканского континента. Соотношение доли городского и сельского населения в странах Латинской Америки схоже с соотношением населения в высокоиндустриальных странах.

За исключением Бразилии, в каждой стране региона имеется всего лишь один крупный город. Помимо роста городских территорий, в сельских регионах активно идут процессы рурбанизации - 61% населения региона Амазонки в настоящее время проживают на урбанизированных зонах. Для большинства стран региона характерна высокая степень расслоения общества и социального неравенства, большая часть бедного населения сконцентрирована именно в городах. Например, треть населения Сан-Паулу и 40% населения Мехико живут за чертой бедности. С 1970 по 2000 год количество бедных жителей выросло с 44 млн. человек до 220 млн. человек. Хотя экологические проблемы характерны не только для городов, их влияние там наиболее заметно.

На урбанизированных территориях к ним, прежде всего, относятся проблема коммунальных и промышленных твердых отходов, недостаточное обеспечение канализацией, а также загрязнение воздуха. За последние 30 лет качество воздуха во многих городах Латинской Америки резко ухудшилось, а его загрязнение стало выше норм, установленных Всемирной организацией здравоохранения. В загрязнение воздуха вносят значительный вклад увеличение числа машин и увеличение времени движения в связи с дорожными пробками. Неэффективная организация транспорта и промышленных зон в совокупности с большими расстояниями от дома до работы, как следствие неэффективного планирования городских территорий, способствуют к росту уровней загрязнения воздуха выбросами от автотранспорта и промышленных предприятий. В отдельных случаях, увеличению уровней загрязнения окружающей среды способствуют сложный рельеф и метеорологические условия больших городов. Город Мехико, например, расположен в долине, где в результате особого метеорологического режима и температурной инверсии вредные вещества не выносятся за пределы долины, вызывая сильный смог в городе (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Процессы урбанизации в странах Африки. Несмотря на то, чтобольшая часть населения Африки (62,1%) все еще относится к сельскому, темпы урбанизации в регионе составляют около 4% в год и являются самыми высокими в мире. Они примерно в два раза превышают средние общемировые показатели. По прогнозам, в течение ближайших 15 лет темпы роста будут в среднем держаться на уровне 3,5% в год, то есть с 2000 по 2015 год доля африканцев среди городского населения мира увеличится с 10 до 17%. На рисунке 4 приведена динамика численности городского населения по отдельным регионам Африки за последние 30 лет (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Рис. 4. Динамика городского населения (млн. чел.) по отдельным регионам Африки за последнее тридцатилетие (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Как видно из рисунка 4, абсолютная численность жителей городов африканского континента с 1972 по 2000 гг. возросла более чем в 2 раза. Наиболее интенсивный рост городского населения наблюдался в северной, западной и южной частях континента. Наиболее высока доля городского населения в Северной Африке, где оно составляет 54%; затем идут Западная Африка (40%), Южная Африка (39%), Центральная Африка (36%) и острова западной части Индийского океана (32%). Наименее урбанизированным регионом является Восточная Африка, где только 23% населения проживают в городах (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

В Африке не просто увеличивается численность городского населения, но растут как сами города, так и их количество. В настоящее время на континенте насчитывается 43 города с населением свыше 1 млн. жителей, причем ожидается, что к 2015 году их может стать почти 70.

Несмотря на быстрый рост, крупные городские зоны по территории континента распределены неравномерно. На рисунке 5 представлен уровень урбанизации отдельных стран Африки. Приведенные на рисунке данные представленные в процентах от общей численности населения (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Рис. 5. Уровень урбанизации отдельных стран Африки в процентах от общей численности населения (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Как видно из рисунка 5, лишь в нескольких странах Африки отмечается высокая численность городского населения. Но большая часть населения континента проживает в сельской местности. В целом, высокие темпы урбанизации африканского континента - результат миграции сельского населения в города, прироста населения и (в отдельных случаях) военных конфликтов. Люди покидают сельскую местность из-за снижения продуктивности сельскохозяйственного производства, роста безработицы, отсутствия доступа к основным фондам материальной и социальной инфраструктуры. Однако надежда на более высокий доход и уровень жизни в городах осуществляется редко, поэтому и там возрастает количество бедного населения.

Природные катастрофы и военные конфликты также стали причиной того, что многие люди стали покидать сельские районы и искать убежища в городских центрах. В Мозамбике из-за гражданской войны 1980-х годов 4,5 млн. сельских жителей переселились в города, а третье по величине поселение в Сьерра-Леоне - лагерь перемещенных лиц.

По причине замедленного экономического роста, отсутствия должных стратегий развития и увеличения количества небольших жилых домов и земельных участков во многих африканских странах развивающаяся инфраструктура не в состоянии удовлетворить бурно возрастающие потребности городского населения в жилье и обслуживании. В результате во многих африканских городах появляется все больше перенаселенных неофициальных районов, "бидонвиллей", построенных из подручных материалов и плохо обеспеченных дорожной инфраструктурой, уличным освещением, водопроводом, канализацией и удалением бытовых отходов. Нередко такие жилые районы возникают в неподходящих для застройки местах - на крутых склонах, в оврагах и на затопляемых поймах. Неадекватная архитектура домов и слабая планировка этих поселений способствуют снижению безопасности и росту преступности в африканских городах. Правительства и местные власти пытаются решить проблему нехватки жилья и обслуживания путем увеличения объемов строительства.

Программы развития городов в отдельных странах Африки. С 1985 г. в Гане осуществляется целый ряд проектов городского развития. В результате к 2000 г. улучшилось обслуживание примерно полумиллиона жителей пяти крупных городов. В 1998 г. по инициативе негосударственных и общественных организаций с целью профилактики правонарушений началась реализация программы "Дар-эс-Салам - безопасный город" в Танзании. В рамках этой программы создаются рабочие места, организуются общественные группы охраны порядка. Подобные программы стали осуществляться в Дакаре, Дурбане, Йоханнесбурге. В 1997 г. в ЮАР было построено более 200 дешевых домов, оснащенных экологически приемлемым оборудованием, канализацией и солнечными батареями, чтобы снизить потребности в электроэнергии, необходимой для отопления и приготовления пищи.

Города Азиатско-Тихоокеанского региона. Урбанизация – одна из наиболее важных проблем, стоящих перед Азиатско-Тихоокеанским регионом. Этот регион является одной из наиболее густонаселенных зон мира. Но неконтролируемый рост городов, слабая утилизация отходов, низкий уровень систем водоснабжения и канализации, наводнения и проседание грунтов – характерные проблемы городов региона. В городах создаются лучшие возможности для занятости, развития образования и здравоохранения, однако создание реальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения соответствующих служб для поддержания здоровья и благосостояния населения, сопряжено с большими трудностями. Тем не менее, за последнее тридцатилетие численность городского населения в регионе возросла более чем в 2 раза, о чем свидетельствуют данные рисунка 6 (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Рис. 6. Динамика городского населения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, млн. чел. (по Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Как видно из рисунка 6, наиболее интенсивный рост городского населения наблюдался в южной, восточной Азии и северо-западной части Тихого океана. В этой части Азиатско-Тихоокеанского региона находятся такие страны, как Китай, Индия, Япония, Малайзия и некоторые другие. По прогнозам в 2001-2015 годах темпы урбанизации в Азиатско-Тихоокеанском регионе составят 2,4% в год. В настоящее время доля городского населения колеблется от 7,1% в Бутане до 100% в Сингапуре и Науру. Самые урбанизированные страны региона - Австралия и Новая Зеландия (85%), наименее урбанизированные - южная часть Тихого океана (26,4%). Уровень урбанизации превышает 75% в 7 странах - Австралии, Японии, Науру, Новой Каледонии, Новой Зеландии, Республике Корея и Сингапуре. Около 12% городского населения проживает в 12 мегалополисах региона: Пекине, Калькутте, Дели, Дакке, Джакарте, Карачи, Маниле, Мумбаи, Осаке, Сеуле, Шанхае и Токио.

Главные экологические проблемы городов в регионе – загрязнение воздуха и неадекватный доступ населения к коммунальному и социальному обслуживанию. Загрязнение воздуха – наиболее распространенная проблема, особенно в городах развивающихся стран, обусловленная увеличением числа транспортных средств и развитием промышленности. Например, в Индии и Индонезии более половины всех транспортных средств составляют мотоциклы и трехколесные такси с двухтактным двигателями, которые сильно загрязняют среду. Загрязнению способствуют также недостаточное техническое обслуживание, низкое качество топлива и плохие дороги. Сжигание биомассы – древесины и сельскохозяйственных отходов – еще один источник загрязнения воздуха во многих бедных районах (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Города Ближнего Востока. На рисунке 7 приведены показатели доли численности городского населения в странах Аравийского полуострова (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Рис. 7. Доля численности городского населения в странах Аравийского полуострова (по Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Как видно из рисунка 7, большая часть населения Ближнего Востока живет в городах. Выдающийся рост и переселение людей в города произошли в Омане, где доля городского населения возросла с 11,4% в 1970 году до 84% в 2000 году. Во всех странах Аравийского полуострова уровень урбанизации превышает в настоящее время 84%, за исключением Йемена, где он составляет всего 24,7%. К 2000 году почти все население Бахрейна (92,2%), Кувейта (97,6%) и Катара (92,5%) проживало в городах. В целом, с 1970 до 2002 гг. городское население региона возросло вдвое. Ожидается, что к 2030 году в городах Ближнего Востока будет проживать 142,6 млн. человек.

Прошедшие 30 лет сопровождались важными экономическими, политическими и технологическими изменениями, оказавшими влияние на структуру и функционирование городов в Западной Азии. Три основных фактора изменили городской ландшафт региона: о нефтяной бум 1970-х годов; широкомасштабные миграции людей из-за вооруженных конфликтов и гражданских войн; процессы глобализации, благодаря которым происходит интеграция стран в глобальную экономику и возрастает роль информационных технологий.

Ускоренные темпы урбанизации происходят и за счет сокращения сельских поселений, что может неблагоприятно сказаться на общей экономической ситуации региона. Почти во всех странах Ближнего Востока наблюдалась массовая миграция населения из сельских районов в города, а также иммиграция иностранных рабочих в города, особенно в арабских государствах Персидского залива. За 1972-1980 годы общая численность городского населения возросла с 17,8 млн. человек (44,7% всего населения) до 27 млн. человек (55,8%). За тот же период среднегодовой прирост городского населения составлял 5,6%, что было намного выше прироста населения в целом, равного 3,6%. Урбанизация развивается более быстрыми темпами, чем прирост населения в целом.

По мере расширения городов, сельскохозяйственные земли, береговые зоны и леса отводятся под застройку. В наибольшей степени расширение городов угрожает прибрежным экосистемам, включая избыточно увлажненные земли, приливные зоны, соленые болота морских побережий и мангровые заросли. Преобразование земель включает разнообразные мероприятия – от дренирования и засыпки болот до крупномасштабных проектов мелиорации, в результате которых формируется новая береговая линия. В Ливане такая работа проводится в течение десятилетий. За 1970–1985 годы территория города Дубай увеличилась с 18 до 100 км 2 за счет мелиорации побережья. Продолжающаяся мелиорация земель вдоль побережья Бахрейна для городской застройки изменила очертания острова. С 1975 по 1998 год территория Бахрейна увеличилась с 661,9 до 709,2 км 2 (на 7,15 процента); земля главным образом отводилась под жилую застройку, промышленные и рекреационные цели (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Несмотря на то, что в городах живет все большее количество населения Ближнего Востока, доля населения, живущего в крупных городах с численностью более 1 млн. жителей, пока еще невелика. В 1975 году только два города (Багдад и Дамаск) имели население более 1 млн. человек, что составляло четверть всего городского населения региона. Количество крупных городов удваивается каждые 10 лет, в 2000 году их стало уже 12, однако доля их населения в общем городском населении колеблется в пределах 25-37%. Тем не менее население, живущее в этих городах, возросло за 1975-2000 годы с 3,88 до 23,8 млн. человек.

Процессы урбанизации сложным образом связаны с экономическими преобразованиями, происходящими в регионе, в процессе которых аграрные и кочевые общества переходят к укладу, основанному на производстве и услугах. Экономическое развитие способствовало коренным изменениям уровня благосостояния жителей Ближнего Востока, в том числе увеличилась продолжительность жизни, возросли доходы, сократился уровень детской смертности. Однако, несмотря на положительные сдвиги, многие города в настоящее время испытывают переходные процессы, имеющие негативные последствия. Рост городского населения стал синонимом роста городской бедноты. Большая часть крупных городов перенаселена, характеризуется высоким уровнем загрязнения воздуха из-за роста транспортных нагрузок, потребления энергии и промышленного производства (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

Городские территории полярных регионов. Постоянное население Арктики, единственного обитаемого полярного региона планеты, насчитывает, по данным Совета северных стран, 3,75 млн. человек. Большинству населенных пунктов Севера удалось сохранить небольшие размеры и население, не превышающее 5 тыс. человек. Подавляющее большинство современных жителей Арктики представляют - так называемое некоренное население. Иммиграция протекала на фоне неуклонного роста урбанизации с перемещением жителей из сравнительно небольших населенных пунктов в более крупные районы городской застройки. Данная тенденция прослеживается по всей Арктике.С 1970-х годов урбанизация охватила Гренландию, около четверти населения которой проживает сейчас в столице острова - городе Готхоб (Нук). Подобное сосредоточение городского населения в одном городе характерно и для других стран Арктики: 40 процентов населения Исландии проживает в Рейкьявике, треть населения Фарерских островов живет в Торсхавне и почти 40% жителей северо-западных территорий Канады - в городе Йеллоунайф. В Северо­американском секторе Арктики лишь население Анкориджа (Аляска, США) превышает 100 тыс. человек. В 2001 году в этом быстро растущем городе проживало 262 200 человек, при том что население Фэрбанкса - второго по величине города арктической Аляски - даже несколько сократилось за последнее десятилетие и составляет 30 500 человек.

В Северной Америке предпринимались специальные усилия к тому, чтобы избежать образования постоянных населенных пунктов вокруг горных разработок и нефтяных месторождений: вместо переселения рабочих с их семьями на Север практиковалась вахтовая занятость. Технические сооружения и производственные мощности целенаправленно размещались вдали от поселений коренных народов. С 80-х годов сложилась практика выработки соглашений и развития партнерства с участием организаций, защищающих интересы коренного населения, с намерением снизить экологические и социальные последствия промышленной экспансии и увеличить занятость среди местного коренного населения (Глобальная экологическая перспектива, 2002).

В Российской Федерации к северу от 60-й параллели расположено 11 городов с населением более 200 тыс. человек. Все они были построены вокруг мест добычи и разработки природных ресурсов - центров рыбного промысла и переработки древесины, рудников и мест добычи горючих полезных ископаемых. После распада Советского Союза начался отток населения из российского сектора Арктики, о котором уже говорилось ранее.

Ускоренный рост населения Арктики и все большая его концентрация в городах заметно отразились на состоянии хрупких экосистем Севера. И хотя урбанизация оказывает на экосистемы всех регионов сопоставимое воздействие, в Арктике оно усугубляется суровыми климатическими условиями и отдаленностью. В частности, в условиях зимних температур, местами опускающихся ниже -60°С, и полярной ночи, длящейся месяцами почти без перерывов, здесь потребляется очень много энергии на душу населения, что заметно обостряет проблему загрязнения. За исключением Исландии, где используется энергия термальных вод, города Арктики живут за счет дизельного топлива, гидро- и ядерной энергии. Создание дорожной сети и строительство промышленных объектов все чаще создает проблемы для дикой природы и вступает в противоречие с интересами коренного населения.

Организованные системы канализации имеются только в крупных городах, а сравнительно небольшим населенным пунктам еще только предстоит обеспечить своих жителей системами очистки или дезинфекции сточных вод. Серьезными проблемами российского Севера и небольших населенных пунктов Аляски являются бедность жилищных фондов, низкое качество воды и техническое несовершенство систем канализации. Развитие таких отраслей промышленности, как горнодобывающая, приводит к образованию вокруг промышленных объектов ореолов загрязняющих веществ – тяжелых металлов, двуокиси серы. Промышленное загрязнение привело к оттоку местного населения из таежных и тундровых экосистем, использовавшихся ранее скотоводами и охотниками, нарушило естественную динамику популяций и миграционные пути дикого северного оленя.

Литература

1. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999. -232 с.

2. Глобальная экологическая перспектива 3. Прошлое, настоящее и перспективы на будущее. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде. М.: ЮНЕПКОМ, 2002. -504 с.

Происходящая в последние годы стремительная урбанизация Африки является по сути новым фактором, опасность которого для стабильности обстановки в государствах континента до настоящего времени недооценивается.

Африка переживает серьезные демографические перемены под влиянием многочисленных причин: поиск новых экономических возможностей и перспектив, перемещение людей вследствие конфликтов, тяготы сельской жизни и др. В результате этого городское население на континенте растет беспрецедентными темпами, на 15-18 млн. человек ежегодно. Если в начале 90-х годов прошлого века 65 процентов африканцев жили в сельской местности, то к 2025 году более половины населения будет жить в городах, а к 2030 году количество нынешних горожан удвоится и достигнет 760 млн. человек, что превысит сегодняшнюю численность городских жителей всего Западного полушария.

В Восточной Африке двойной прирост городского населения произойдет уже в предстоящие 9 лет – с нынешних 50,6 до 106,7 млн. человек к 2017 г.

Три гигантских мегаполиса Африки - Каир, Киншаса и Лагос - стремительно разрастаются и являются крупнейшими в мире. Если в 2007 г. в Каире проживали 11,9, в Лагосе – 9,6, а в Киншасе – 7,8 млн человек, то к 2015 г. численность жителей там составит уже порядка 13,4, 12,4 и 11,3 млн. соответственно. Прогнозы показывают, что Киншаса станет к 2025 г. самым большим мегаполисом континента с населением в 16,7 млн. человек.

Поскольку более 40% африканцев моложе 15 лет, города превратились в центры, перенаселенные безработной молодежью, своего рода «горючей» смесью, которая подпитывает преступность, наркоторговлю, обеспечивает приток кадров в банды, укрепляет связи с транснациональными организованными преступными группами и экстремистами, усиливает политическую нестабильность. Ее влияние ощущает на себе практически каждая страна континента. К примеру, районы трущоб в Найроби (Кения), Абудже (Нигерия), Йоханнесбурге (ЮАР), Киншасе (Демократическая Республика Конго), Дуале (Камерун) давно по большей части являются зонами, закрытыми для местных органов безопасности. Ускорение процесса урбанизации повлечет за собой дальнейшее обострение обстановки и проблем безопасности.

Опережая всех по темпам роста городского населения, Африка имеет наименьшие показатели, характеризующие экономическое развитие городов. По этой причине урбанизация Африки, в отличие от других регионов мира, никак не способствует росту валового национального продукта и в целом не приводит к повышению уровня благосостояния людей. Это противоречит общепринятой теории, что процесс разрастания городов способствует созданию и доступности для населения новых рабочих мест, сфер коммунального обслуживания и социального обеспечения.

Повседневный уклад жизни городской бедноты подвержен более многочисленным и серьезным рискам, чем в сельской местности. В городе люди находятся в гораздо большей зависимости от возможности иметь доход живыми деньгами, острее ощущают на себе колебания рыночных цен, особенно на продовольствие. Сельские же жители могут сами производить какое-то количество необходимых им продовольственных товаров в периоды экономических кризисов и роста цен.

Правительства многих стран относятся к трущобам, как к нелегальным поселениям, и не хотят тратить средства на развитие в них коммунальной и иной инфраструктуры. Политики тоже обходят их стороной, понимая, что оказывая помощь обитателям трущоб, большой имиджевой выгоды для себя не приобретешь. Местные власти стремятся преимущественно финансировать явно резонансные с политической точки зрения проекты, находящиеся за пределами населенных беднотой кварталов.

Статистика зачастую не дает представления о той материальной пропасти, в которой находится данная категория жителей. Уровнем бедности в африканской стране, как правило, считается, если семья живет на 1-2 доллара в день. При этом, однако, не учитываются многие другие траты. Так, если селяне могут добыть топливо для очага, строительные материалы, кое-что из еды, воду и другие необходимые вещи в месте проживания и в окрестностях, по сути, бесплатно, то городской житель должен за все это заплатить.

В результате во многих африканских странах 20% беднейшего городского населения живет хуже беднейших 20% сельского населения. По имеющимся оценкам, 300 млн. городских жителей к 2020 г. будут жить в районах без канализации, около 225 млн. будут лишены доступа к питьевой воде. Такая ситуация, усугубляемая распространением болезней и нехваткой продовольствия, повышает риск нестабильности обстановки и уязвимости городов в плане их безопасности. Наглядные примеры того, к чему это может привести, - городские беспорядки в 2007-2008 гг. в Буркина-Фасо, Камеруне, Сенегале и Мавритании, «арабская весна» в Тунисе в 2011 г. и последующие события в Ливии, Египте и других странах региона, вызванные ростом цен на продовольствие, одежду и бензин. В условиях отмечаемого постоянного удорожания продуктов питания народные волнения могут повториться в любом из государств.

Уязвимость положения городских жителей обусловлена еще и более высоким уровнем насилия в местах их проживания и в целом слабыми межобщинными связями. Вместе с тем насилие и нестабильность обстановки в городах не являются сами по себе прямым следствием урбанизации, а объясняются скорее слабостью местных и национальных институтов государственной власти, наличием ограниченного или неравного доступа к участию в экономической жизни. При этом играют роль и другие факторы, присущие конкретным регионам, такие как увеличивающаяся наркоторговля, особенно в Западной Африке, трансграничные потоки политических и экономических мигрантов, климатические изменения и скудость ресурсов, порождающие этнические конфликты в Восточной Африке.

В целом эти процессы свидетельствуют о низкой легитимности репрессивных государственных институтов и недоверии населения к полиции и властям. Если, к примеру, изучение ситуации в странах-членах Организации экономического и социального развития показало слабую взаимосвязь между урбанизацией и насилием, то в Африке высокая экономическая нестабильность, борьба за ресурсы, слабость государственной власти и проистекающая отсюда неспособность правительств удовлетворять насущные запросы людей играют ключевую роль.

Особую опасность в этих условиях представляет активизация радикальных и террористических организаций в среде городского населения африканских стран. Большое скопление народа в общественных местах мегаполисов в отличие от сельскохозяйственных районов, создает благоприятные условия для массированной обработки населения. Именно здесь они в основном пополняют свои ряды с учетом растущего количества недовольной социальным положением молодежи, охотно откликающейся на призывы присоединиться к различным бандитским и экстремистским группировкам, принять участие в качестве вооруженных наемников в конфликтных зонах и джихадистов.

В этой связи с уверенностью можно утверждать, что в предстоящие годы вопросы нестабильности обстановки в городах будут занимать все большее место в политике властей многих государств (особенно африканского региона), направленной на обеспечение их интересов и безопасности. Привычные подходы, в особенности силовые, здесь не сработают. Необходимы решительные действия по усилению деятельности местных органов власти, по более эффективной воспитательной и профилактической работе, а также по созданию условий и возможностей для безработной городской молодежи наряду с решением проблем трущоб в мегаполисах.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебно-методический комплекс: Учебник В.П. Максаковский «Социальная и экономическая география мира. 10 класс» – основной учебник, В.Н. Холина, А.С. Наумов, И.А. Родионова «Социально-экономическая география мира. Справочное пособие», М: Дрофа, 2008 г., атлас «География 10 класс».

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями и главными чертами урбанизации в мире в целом и его отдельных субрегионах.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся представление об урбанизации как о всемирном процессе.
  • Рассмотреть особенности процесса урбанизации, выявить причины и тенденции его развития.
  • Рассмотреть особенности размещения городского населения в развитых и развивающихся странах.

Развивающие:

  • Продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа.
  • Продолжить развитие навыков работы с первичными источниками информации.
  • Закрепление умений и навыков работы с учебником и различными видами статистического материала и картами атласа.

Воспитательные:

  • Прививать умение слушать учителя и своих одноклассников.

Оборудование: Карта «Плотность населения и крупнейшие агломерации мира», политическая карта мира, статистические материалы, мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка ранее изученного материала.

  1. Назовите мировые религии и расскажите о их размещении на Земле.
  2. Как вы объясните территориальный разрыв между районов возникновения и ареалами современной концентрации верующего населения мировых религий?
  3. Работа с карточкой – 1 человек.

III. Объяснение нового материала.

Мы продолжаем изучать население мира. Сегодня мы будем говорить о городах и их роли в современном мире, рассмотрим особенности городского населения и его размещения в разных районах мира, вспомним старые и познакомимся с новыми терминами.

Люди, как правило, не живут изолированно. Они концентрируются в поселениях, где на ограниченной территории компактно размещены дома, места работы, учебы, магазины, банки и т. п. Человеческие поселения занимают очень маленькую долю от площади Земли (около 1%), но оказывают огромное влияние на экономику и культуру, являясь центрами инноваций, кроме того, в городах проживает 47% населения мира.

Вопрос: Вспомните из курса истории, когда и где появились первые города, что послужило причиной возникновения городов?

Главной причиной формирования городской сети стали разделение ремесла и сельского хозяйства, а так же появление добавочного продукта, который можно было обменять или продать. Наиболее древние города возникли по берегам рек Нил, Тигр и Евфрат как центы торговли.

В средние века самыми большими городами мира были Нанкин (Китай, 470 тыс. чел.), Каир (Египет, 450 тыс. чел.), Виджаванагар (Индия, 350 тыс. чел.), Пекин (Китай, 320 тыс. чел.). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс. чел.), почти в два раза от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона едва достигало 50 тыс. чел.

К началу ХIХ в. появился первый город-миллионер – Пекин, крупнейшими городами Европы стали Лондон (860 тыс. чел.), Париж (550 тыс. чел.), Неаполь (430 тыс. чел.), Константинополь (570 тыс. чел.), контролирующий стратегические проливы Средиземноморья. В Азии резко увеличилась численность населения в городах Японии – Токио (690 тыс. чел.), Осаке и Киото (по 380 тыс. чел.).

В мировой практике не существует единых критериев выделения города, поэтому данные национальной статистики о численности и доле городского населения являются несопоставимыми. В одних странах к городам относятся все административные центры, независимо от численности проживающего в них населения, в других, кроме показателя людности, учитывается плотность населения, наличие городских удобств, структура занятости. Различается и такой показатель, как число жителей в городе. Так, например, В Дании, Швеции и Финляндии к городу относится поселение с числом жителей свыше 200 человек, в Канаде, – свыше 1 тыс. человек, в Индии – свыше 5 тыс. человек, а в Японии – свыше 30 тыс. человек. Да и по внешнему виду населенного пункта, называемого «город», тоже нельзя принять однозначное решение.

Вопрос: Так что же существует общего у всех городских поселений, что их объединяет?

Слайд 2.

Признаки городского поселения:

  1. значительная численность населения, занятого преимущественно вне сельского хозяйства.
  2. характер жилой застройки – преобладание высотных зданий, большое количество учреждений.
  3. более высокая плотность населения;
  4. исторически сложившийся статус города – самый маленький город югославский Хум. Число постоянный жителей 25 человек, но имеет статус города с XIII века.
  5. административные функции;
  6. уровень благоустройства.

Вопрос: Какие функции выполняет современный город. Для ответа на этот вопрос прочитайте текст учебника на странице 74.

Слайд 3.

Главные функции городов:

  1. производство товаров и услуг;
  2. управление;
  3. межрайонный обмен;
  4. транспортные центры;
  5. культурные.

По особенностям выполняемых функций города делятся на многофункциональные и однофункциональные.

К числу наиболее важных социально-экономических процессов современного общества относится урбанизация.

Вопрос: Из курса географии 9 класса вспомните, что такое урбанизация. Найдите определение в тесте учебника, впишите его в тетрадь.

В мировом процессе урбанизации выделяют 3 этапа:

  1. Начальный этап (локальный)– XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке; . Так, среди жителей Англии и Уэльса в середине 19 в. горожан было 50% (в мире – 6,3%), а в начале 20 в. – уже 75%. За счет урбанизации на Западе доля горожан во всем мире выросла с 5,1 % до 13,6 %.
  2. Планетарный этап – первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира; За 50 лет 20 в. горожан стало больше на 0,5 млрд. Этот этап характеризуется развитием в основном больших городов (100 тыс. чел. и более). Если в 1800 г. их было 65, 1900 г. – 360, то в 1950 г. – 950.
  3. Глобальный этап – вторая половина XX века. Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации (территориальной группировке городов и сельских поселений), а также формирование мегалополисов (слияние городских агломераций), что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность. Современная урбанизация характеризуется преимущественным развитием крупных (свыше 500 тыс. жителей) и миллионных городов и является одним из факторов глобализации мира.

Современная урбанизация как всемирный процесс обладает общими чертами, характерными для большинства стран.

Задание: В тексте учебника (стр. 75-76) определите главные черты урбанизации.

Слайд 4.

  1. Быстрые темпы роста городского населения, особенно в наименее развитых странах.

Рост доли городского населения и числа городских агломераций, 1700–2015 гг.:

Вопрос : Прокомментируйте пример 1 на странице 76 и данные таблицы 3 на странице 77 учебника. Для каких регионов мира характерен наиболее высокие темпы урбанизации. Прокомментируйте данные слайда.

В течение многих столетий, даже тысячелетий, Африка оставалась преимущественно сельским материком. Правда, в Северной Африке города появились очень давно. Достаточно вспомнить Карфаген, крупные городские центры эпохи Римской империи. Но в Африке южнее Сахары города начали возникать уже в эпоху Великих географических открытий, преимущественно как военные опорные пункты и торговые (в том числе работорговые) базы. В период колониального раздела Африки на рубеже XIX и XX вв. новые городские поселения возникали главным образом как местные административные центры. Тем не менее сам термин урбанизация по отношению к Африке до конца нового времени можно применять, по всей видимости, только условно. Ведь еще в 1900 г. на всем континенте был только один город с населением более 100 тыс. жителей.
В первой половине XX в. положение изменилось, но не столь уж кардинально. Еще в 1920 г. городское население Африки насчитывало всего 7 млн человек, в 1940 г. - 20 млн и только к 1950 г. увеличилось до 51 млн человек.
Но во второй половине XX в., особенно после такого важного рубежа, каким стал год Африки, на континенте начался настоящий городской взрыв. Это иллюстрируют прежде всего данные о темпах роста городского населения. Еще в 60-е годы во многих странах они достигли феноменально высоких показателей в 10-15, а то и 20-25% в год! В 1970-1985 гг. городское население в среднем за год увеличивалось на 5-7%, что означало удвоение его через 10-15 лет. Да и в 80-х годах эти темпы сохранились примерно на уровне 5% и только в 90-х годах стали снижаться. В Африке начали быстро увеличиваться численность горожан и число городов. Доля городского населения в 1970 г. достигла 22%, в 1980 г. - 29, в 1990 г. - 32, а в 2000 г. - 38%. Соответственно, и доля Африки в городском населении всего мира возросла с 4,5% в 1950 г. до 10,7% в 2000 г.
Как и во всем развивающемся мире, городской взрыв в Африке характеризуется преимущественным ростом больших городов. Число их увеличилось с 80 в 1960 г. до 170 в 1980 г. и в дальнейшем еще более чем удвоилось. Заметно увеличилось также число городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей.
Но особенно наглядно эту отличительную черту африканского городского взрыва можно продемонстрировать на примере роста числа городов-миллионеров. Первым таким городом еще в конце 20-х годов стал Каир. В 1950 г. их было только два, но уже в 1980 г. стало 8, в 1990 г. - 27, а численность жителей в них возросла соответственно с 3,5 млн до 16 и 60 млн человек. По данным ООН, в конце 90-х годов в Африке насчитывались уже 33 агломерации с населением более 1 млн человек, которые концентрировали 1/3 всего городского населения. Две из этих агломераций (Лагос и Каир) с населением более 10 млн человек уже вошли в категорию сверхгородов. В 11 агломерациях численность жителей находилась в пределах от 2 до 5 млн человек, в остальных - от 1 до 2 млн человек. Примерно половина всех агломераций-миллионеров ныне находится в Тропической Африке. В 2001 г. агломераций-миллионеров стало уже 43.
Рассматривая процесс городского взрыва в Африке, нужно принимать во внимание то обстоятельство, что именно с городами связаны промышленное и культурное развитие стран, углубление процессов этнической консолидации и другие положительные тенденции. Однако наряду с этим городской среде сопутствуют и очень многие отрицательные явления. Это объясняется тем, что в Африке не просто происходит урбанизация вширь (а не вглубь , как в развитых странах), но преобладает так называемая ложная урбанизация , свойственная тем странам и регионам, где фактически отсутствует или почти отсутствует экономический рост. По данным Всемирного банка, в 70-90-х годах городское население Африки возрастало в среднем на 4,7% в год, в то время как ВВП на душу населения ежегодно уменьшался на 0,7%. В результате в большинстве своем африканские города так и не стали двигателями экономического роста и структурных преобразований в экономике. Напротив, во многих случаях они начали выступать в роли главных центров социально-экономического кризиса, став средоточием острых социальных противоречий и контрастов, таких как безработица, жилищный кризис, преступность и т. п. Сложность положения усугубляется тем, что города, особенно большие, продолжают привлекать беднейших сельских жителей, которые все время пополняют прослойку маргинального населения. Статистика свидетельствует о том, что в десятку городов мира с самым низким качеством жизни входят девять африканских городов: Браззавиль, Пуэнт-Нуар, Хартум, Банги, Луанда, Уагадугу, Киншаса, Бамако и Ниамей.
Для городского взрыва в Африке очень характерна гипертрофированная роль столичных городов и в населении, и в хозяйстве. О степени такой гипертрофии говорят следующие цифры: в Гвинее столица концентрирует 81% всего городского населения страны, в Конго (Браззавиль) - 67, в Анголе - 61, в Чаде - 55, в Буркина-Фасо - 52, еще в нескольких странах - от 40 до 50%. Впечатляют и такие показатели: еще к началу 90-х годов в производстве промышленной продукции на долю столиц приходилось: в Сенегале (Дакар) - 80%, в Судане (Хартум) - 75, в Анголе (Луанда) - 70, в Тунисе (Тунис) - 65, в Эфиопии (Аддис-Абеба) - 60%.
Несмотря на многие общие черты городского взрыва в Африке, для него характерны и довольно значительные региональные различия , в особенности между Северной, Тропической и Южной Африкой.
В Северной Африке уже достигнут весьма высокий (51%) уровень урбанизации, превышающий среднемировой показатель, а в Ливиии он достигает 88%.
В Египте численность горожан уже превышает 30 млн, а в Алжире - 17 млн. Поскольку Северная Африка стала ареной городской жизни уже очень давно, рост городов здесь не носил такого взрывного характера, как в других субрегионах континента. Если иметь в виду материальный облик городов, то в Северной Африке преобладает давно сформировавшийся тип арабского города с традиционными для него мединой, касбой, крытыми базарами, которые в XIX-XX вв. были дополнены кварталами европейской застройки.
В Южной Африке уровень урбанизации составляет 48%, причем решающее влияние на этот показатель, как нетрудно догадаться, оказывает наиболее экономически развитая и урбанизированная Южно-Африканская Республика, где численность горожан превышает 20 млн человек. В этом субрегионе тоже сформировались несколько агломераций-миллионеров, крупнейшая из которых - Йоханнесбург (5 млн). В материальном облике городов Южной Африки находят отражение и африканские, и европейские черты, а социальные контрасты в них - даже после ликвидации системы апартеида в ЮАР - остаются еще очень ощутимыми.
В Тропической Африке уровень урбанизации ниже: в Западной Африке он составляет 40%, в Восточной - 26, в Центральной - 35%. Примерно таковы же средние показатели для отдельных стран. Симптоматично, что в континентальной части Тропической Африки есть только три страны, где доля городского населения превышает 50% - это Джибути (81%), Габон (81) и Конго (Браззавиль) (63%). Зато здесь находятся такие наименее урбанизированные страны, как Руанда (6%), Бурунди (9), Уганда (14), Буркина-Фасо (15), Эфиопия (18%). Здесь есть и такие страны, в которых столица концентрирует 100% всего городского населения: Бужумбура в Бурунди, Прая в Кабо-Верде. А по общей численности горожан (более 50 млн) внеконкурентное первое место во всей Африке занимает Нигерия. Ю.Д. Дмитревский в свое время отмечал, что для многих городов Тропической Африки характерно подразделение на туземную, деловую и европейскую части. Многие из городов Тропической Африки отличаются чрезвычайной скученностью населения. Самый яркий пример такого рода - Лагос, который по этому показателю (около 70 тыс. человек на 1 км 2) занимает одно из первых мест в мире.
Демографические прогнозы предоставляют возможность проследить ход городского взрыва в Африке до 2010, 2015 и 2025 гг. Согласно этим прогнозам, в 2010 г. численность городского населения должна возрасти до 470 млн человек, а доля его в общем населении - до 44%.
Подсчитано, что если в 2000-2015 гг. темп роста городского населения будет в среднем держаться на уровне 3,5% в год, то доля городских жителей в Африке приблизится к 50%, а доля этого континента в городском населении всего мира возрастет до 17%. По всей видимости, в 2015 г. число агломераций-миллионеров увеличится до 70. При этом в группе сверхгородов останутся Лагос и Каир, численность их жителей возрастет соответственно до 24,6 и 14,4 млн. Семь городов будут иметь от 5 до 10 млн жителей (Киншаса, Аддис-Абеба, Алжир, Александрия, Мапуту, Абиджан и Луанда). А в 2025 г. городское население Африки превысит 800 млн человек при доле его в общем населении в 54%. В Северной и Южной Африке эта доля увеличится до 65 и даже 70%, а в ныне наименее урбанизированной Восточной Африке она составит 47%. К этому же времени число агломераций-миллионеров в Тропической Африке может возрасти до 110.