Предложения с разными видами придаточных упражнения. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Высшее достижение поздней фетовской поэзии - его любовные стихи, несомненно, самые необыкновенные и самые страстные любовные стихи, написанные семидесятилетним человеком. В них метод Фета - использовать в поэзии только свои собственные подавленные эмоции - одержал блистательную победу. Они так насыщены, что выглядят как квинтэссенция страсти. Их гораздо труднее перевести, чем его ранние мелодии, и я не решаюсь цитировать тут примеры, которые приводит профессор Элтон в своем докладе о Фете. Но эти стихи принадлежат к самым драгоценным бриллиантам нашей поэзии. Любовная тема для Фета особенно значительна. Фет считал ее основной темой поэзии: «Изящная симпатия, установленная в своей всепобедной привлекательности самою природою в целях сохранения видов, всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить» (письмо Полонскому). Между тем Тургенев, тонкий ценитель лирики Фета, писал ему: «Все Ваши личные, лирические, любовные, особенно страстные стихотворения -- слабее прочих: точно Вы их сочинили, и предмета стихов вовсе не существовало». Что собственно имеет в виду Тургенев? Видимо, то, что при тонком раскрытии душевных переживаний Фет не дает индивидуальных образов женщин. Фет живописует чувства, переживания, но не тех, кто переживает. Однако это можно сказать не только о женщинах, но и о мужчинах, -- прежде всего о лирическом «я» стихов Фета. Это очень обобщенное «я», почти не имеющее индивидуальных признаков. Мы можем сказать о субъекте стихов Фета, что это человек, страстно любящий природу и искусство, наблюдательный, умеющий находить красоту в обыденных проявлениях жизни и т. п., но дать более конкретную -- психологическую, биографическую, социальную -- характеристику его мы не можем.

В уединении забудусь ли порою,

Ресницы ли мечта смежает мне, как сон, --

Ты, ты опять в дали стоишь передо мною,

Моих весенних дней сияньем окружен.

Всё, что разрушено, но в бедном сердце живо,

Что бездной между нас зияющей легло,

Не в силах удержать души моей порыва,

И снова я с тобой -- и у тебя светло.

Не для тебя кумир изменчивый и бренный

В сердечной слепоте из праха создаю;

Мне эта даль мила: в ней -- призрак неизменный

Опять чиста, светла я пред тобой стою.

Ни детских слез моих, ни мук души безгрешной,

Ни женской слабости винить я не могу,

К святыне их стремлюсь с тоскою безутешной

И в ужасе стыда твой образ берегу.

Это одно из редких в русской поэзии стихотворений, написанных мужчиной от лица женщины. Сознание своей безгрешности сосуществует в ней с сознанием своего позора. Самое светлое, неотразимо влекущее к памяти юных дней -- это то, что вызывает безутешную тоску и ужас стыда. Разрушенный кумир вновь и вновь воссоздается и опять превращается в прах. Стихи написаны от лица женщины, но по своей тональности они близки стихам, вдохновленным памятью о Лазич, -- и можно думать, что и эти стихи внушены поэту теми же переживаниями. Светлая, чистая, безгрешная -- эти эпитеты естественнее в устах мужчины, оплакивающего загубленную им женщину, чем в устах женщины, вспоминающей о своей юности: тут они отдавали бы самодовольством, самовлюбленностью. Если так -- здесь творческий эксперимент: Фет представляет себе Марию оставшейся в живых, представляет себе те чувства, которые она испытывала бы, мысленно обращаясь к нему. Что-то в этом роде есть и в других стихотворениях:

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Когда ты здесь, передо мной.

И снится мне, что ты встала из гроба,

Такой же, какой ты с земли отлетела,

И снится, снится: мы молоды оба,

И ты взглянула, как прежде глядела.

(«В тиши и мраке таинственной ночи...»)

Присмотримся к ранним стихотворениям Фета, которые современникам казались «гениевскими». Вот стихотворение, каждая из трех строф которого начинается словами: «Я жду...». Ждет, конечно, свою любимую, -- но прямо это не сказано. В конце второй строфы усиливается напряженность ожидания:

Я слышу биение сердца

И трепет в руках и в ногах.

У другого поэта той эпохи напряжение разрешилось бы приходом или неприходом любимой; у Фета конец иной:

Звезда покатилась на запад...

Прости, золотая, прости!

(«Я жду... Соловьиное эхо...»)

Создавалось резкое впечатление фрагментарности, нарочитой оборванности. Снится безответно любимая девушка -- вот более чем обычная тема для лирического стихотворения. Но как развивает ее Фет?

Ах, дитя, к тебе привязан

Я любовью безвозмездной!

Нынче ты, моя малютка,

Снилась мне в короне звездной.

Что за искры эти звезды!

Что за кроткое сиянье!

Ты сама, моя малютка,

Что за светлое созданье!

Образ царицы звезд вытеснил тему «безвозмездной» любви и оборвал стихотворение «по-гениевски».

Фет полюбил Марию Лазич, но ни чувство, ни сознание того, что он встретил женщину, способную понять его и осветить его жизнь своей любовью, не смогли победить убеждения Фета в том, что он окончательно погибнет, женившись на бесприданнице... Любовь Фета отступила перед прозаическим расчетом. Да и была ли его любовь той любовью, какая способна дать подлинное счастье любящему и любимой? Не был ли Фет вообще способен только на такую любовь, которая тревожит воображение и, сублимируясь, изживает себя в творчестве?

Иль это страсть больная солгала

И жар ночной потухнет в песнопеньи?

Роман кончился разлукой, за которой вскоре последовала смерть Лазич, сгоревшей от неосторожно брошенной ею спички. Возможно, что это было замаскированное самоубийство.

Воспоминание об этом трагическом романе во всю жизнь не утратило для Фета своей остроты, и ряд замечательных стихотворений связан с этим воспоминанием.

Та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь на сердце, чем старе оно, тем свежей...

Слова о наступившем равнодушии были навсегда забыты. Образ Марии Лазич в ореоле доверчивой любви и трагической участи на всю жизнь приковал поэтическое чувство Фета, до смерти этот образ вдохновлял его. С его пера срывались слова любви, раскаяния, тоски, часто удивительные по бесстрашной откровенности. В "Вечерних огнях" появляется целый цикл стихов (не выделенных формально в цикл), посвященных трагически погибшей возлюбленной юности Фета Марии Лазич. Вечность, неизменность, постоянство любви к ней поэта, его живое восприятие давно ушедшего человека выступают в этих стихотворениях как форма преодоления времени и смерти, разделяющих людей.

Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной

И в час душевных мук мгновенно воскресили

Все, что давно-давно утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры

Одну доверчивость, надежду и любовь,

И задушевных слов поблекшие узоры

От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые

Весны души моей и сумрачной зимы.

Вы те же светлые, святые, молодые,

Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

А я доверился предательскому звуку --

Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!

Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь...

(«Старые письма»)

Ты душою младенческой все поняла,

Чтo мне высказать тайная сила дала,

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

Очей тех нет -- и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твое,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твое небытие!

(«Ты отстрадала, я еще страдаю...»)

Долго снились мне вопли рыданий твоих, --

Долго, долго мне снился тот радостный миг,

Как тебя умолил я -- несчастный палач.

Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»

Чуть в глазах я заметил две капельки слез;

Эти искры в глазах и холодную дрожь

Я в бессонные ночи навек перенес.

(«Долго снились мне вопли рыданий твоих...»)

Хоть.память и твердит, что между нас могила,

Хоть каждый день бреду томительно к другой, --

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,

Когда ты здесь, передо мной.

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот, тебя я узнаю;

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.

(«Нет, я не изменил. До старости глубокой...»)

Любовную лирику Фета питают больше воспоминания и мечты, чем непосредственное чувство. В большинстве любовных стихотворений Фета глаголы употреблены в прошедшем времени. В настоящем времени или в повелительном наклонении («Не избегай; я не молю...», «Прости -- и все забудь в безоблачный ты час...», «Не упрекай, что я смущаюсь...», «Люби меня! Как только твой покорный...» и др.) глаголы даются преимущественно в любовных стихах последнего десятилетия. В период 1882-- 1892 гг., на седьмом и восьмом десятке лет, Фет пишет особенно много любовных стихов, и они почти впервые говорят о теперешней, а не о прошедшей любви, обращены к ныне любимой, а не только к образу прежней возлюбленной. Можно было бы говорить о втором любовном цикле Фета, если бы было известно, к кому он обращен, -- хотя бы к одной ли женщине или к нескольким женщинам, вызывавшим в поэте чувство влюбленности, даже только ли новые переживания фиксированы в этих стихах или и старые творчески перемещены из прошлого. Для некоторых стихов последнее трудно принять, -- настолько живо они рисуют перипетии любовных отношений, -- но сам Фет объяснял их происхождение так, и несколько стихотворений посвятил теме былого молодого чувства, сохраненного в памяти старика: «В. С. Соловьеву» («Ты изумляешься, что я еще пою...»), «Полуразрушенный, полужилец могилы...», «Все, все мое, что есть и прежде было...». Последнее стихотворение начинается так:

Всё, всё мое, что есть и прежде было,

В мечтах и снах нет времени оков;

Блаженных грез душа не поделила:

Нет старческих и юношеских снов.

Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.

(«Еще люблю,.еще томлюсь...»)

Е. В. Ермилова тонко замечает о старческих любовных стихах Фета: «...это все то же чувство влюбленности в жизнь, в ее вечную красоту, осознаваемую поэтом на исходе лет с еще большей остротой». В сущности то же сказал сам Фет:

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный, --

Не тебе песнь любви я ною,

А твоей красоте ненаглядной

Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. У него и сама природа любит -- не вместе, а вместо человека.

Гречишникова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения.

Подготовка к ГИА. Задание В8.

Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА

Задачи урока:

Образовательные

  • совершенствовать умения различать виды подчинения в сложноподчиненном предложении;
  • познакомить с творчеством Юрия Афанасьева.

Развивающие

  • развивать синтаксические навыки;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать навыки работы с тестами (задания А1 – В9).

Воспитательные

  • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре народов Севера, населяющих Ямал;
  • воспитывать думающего читателя на произведениях писателей Ямала.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • учебник;
  • тетради;
  • раздаточный материал (тесты, тексты).

Ход урока

  1. Языковая разминка
  1. Прочитайте текст – отрывок из рассказа-были Юрия Афанасьева «Две ели» (тексты распечатать для каждого учащегося или спроецировать на доску).

1.Из-за шторма буксир отстаивался в заводи. 2. Время торопило. 3. Почти неделю Едук с Оксаной добирались протоками до поселка на калданке. 4. Почти неделю - это по времени. 5. А по жизни для Едука было одно мгновение. 6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют. 9. Забот у всех много. 10. Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят. 11. Подумать только, представить себя в Заполярье без одежды пусть даже не зимой, хоть летом (?!). 12. Однако и Оксане не верить он не мог. 13. Их отношения были так близки, ее глаза так глубоко понимали его, что он боялся своих плохих мыслей. 14. «А что? - подумал Едук. - Почему не породниться, своим человеком быть в теплом, сытном поселке?»

15. И вот поселок неожиданно появился из-за талого мыса. 16. Рассыпанные по увалу домики на склоне сгрудились, как цыплята. 17. Среди них глухаркой возвышалась церковь, красновато отсвечивая лиственничными бревнами.18. А дальше за поселком гребешком торчали остроконечные ели. 19. Голову кружил чуть уловимый запах теплого хлеба. 20. Этот запах Едук смог бы отличить с большого расстояния. 21. Его ни с чем не спутаешь...

  1. Найдите в тексте диалектные слова, замените их стилистически нейтральными синонимами.

Калданка (в пр. 3) – лодка

Увал (в пр. 16) – возвышенность, косогор

  1. Во 2 абзаце найдите сравнения. Запишите номера предложений со сравнениями.

16 – как цыплята

17 – глухаркой (форма творительного падежа)

18 – гребешком (форма творительного падежа)

  1. Выпишите номер предложения с вводным словом.
  1. Выпишите грамматические основы из предложений 7, 12, 20

7 – мир большой , беспокойный

12 – он не мог не верить

20 – Едук смог бы отличить

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «звери в тайге» (предложение 8). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью согласование.

Связь – управление; таёжные звери

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «беспокойный мир» (предложение 7). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью управление.

Согласование; мир без покоя

  1. Выпишите номера сложноподчиненных предложений.

6, 10, 13

  1. Актуализация знаний

Выпишите из текста предложение 10.

Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят.

Постройте схему этого предложения: [ === ], (что === ____), (где ____ ===).

Определите вид подчинения (последовательное).

Какие виды подчинения в сложноподчиненном предложении вы знаете? (Памятка, Приложение 1).

Приведите примеры.

  1. Закрепление
  1. Определите вид подчинения. Заполните таблицу (Приложение 2). Устно прокомментируйте ответ. Таблицы с примерами предложений распечатать для каждого учащегося. Выпускники заполняют только 2 столбик.

Предложение

Вид подчинения

Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь , который считается прародителем

Последовательное (главное → придаточное определительное → придаточное следствия)

не приводят , что только скрупулёзная работа позволит ему выйти прийти

Однородное (главное → придаточное изъяснительное, придаточное изъяснительное)

Если обратиться

Параллельное, или неоднородное (придаточное условия → главное → придаточное изъяснительное)

придётся преодолеть множество препятствий,

Параллельное, или неоднородное (придаточное цели → главное → придаточное определительное)

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые учить родной язык, предпочитают

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное определительное)

роль фигурирует в легендах.

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное уступки)

За права народа, который обращается поэтом , который взывает

Параллельное, или неоднородное (придаточное определительное → главное → придаточное определительное). В этом предложении придаточные части относятся к разным словам в главном предложении.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить

Однородное (главное → придаточное цели, придаточное цели).

  1. Выполните сжатие текста. Из предложений 6-8 (отрывок из рассказа «Две ели») составьте 1 сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных.

Как называется этот способ сжатия текста? (Упрощение – слияние нескольких предложений в одно).

  1. Среди данных ниже предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:

1. Не разбирая дороги, он бежал в лесотундру, бежал навстречу Уралу. 2. Бежал до изнеможения. 3. Он боялся остановиться. 4.Он чувствовал, что, если остановится, его изнутри разорвет. 5. Сердце не выдержит. 6. И он бежал, бежал по бездорожью, выплескивая из себя горечь и обиду.

Ответ: 4

  1. Используя текст рассказа-были Ю. Афанасьева «Две ели», продолжите предложения так, чтобы получились СПП с разными видами подчинения:

Последовательное : Не могу сказать, сколько лет этим елям….. (которые растут на берегу Оби).

Однородное : Сблизило нас одиночество или ожидание утра, когда проснется поселок с рыбацким потом, мычаньем коров, дыханием свежего ветра,…. (когда кулик-бекас деревянной шаманской трелью оповестит начатый день.

Параллельное (неоднородное) : Когда староста улыбается, кажется, …. (что он тебя, как маленькую рыбешку, готов проглотить).

  1. Тестирование. Часть В8. Презентация (лучше проводить занятие с мобильным компьютерным классом, чтобы каждый выпускник смог самостоятельно поработать с тестами. Если такой возможности нет, задания можно распечатать для каждого ученика).

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Многие ехали не осваивать Север и жить на Ямале, а зарабатывать. (2) Не отсюда ли пошло: отработал 15 лет, отдал «все силы» дикому Северу - верните меня на место, дайте мне все. (3) И давали, и целовались на прощание, а «молчащие» все больше отбрасывались в темноту, как будто заранее были приговорены: из местных кадры не вырастить. (4) Во втором и третьем поколениях детям раскулаченных не выдавали паспорта.

(5) «Третий удар Ямал получил с началом освоения нефти и газа. (6) Сейчас и сами организаторы не знают, для чего понастроили города, что делать с населением».

2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.

(1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.

(6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.

3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выгодность лицензионного лова не только в сборе средств, часть из которых должна идти на развитие рыболовства, главное – в воспитании самого человека. (2) Хочешь рыбачить – поработай на очистке живунов, высади несколько кустов для укрепления берегов нерестовых рек, внеси свой вклад по спасению молоди. (3) Тот, кто взял рыбу, но не отдал ей, кто нарушил правила рыболовства, может быть исключен из общества или временно отстранен от рыбалки. (4) Думается, что рыбаки-любители по месту своего жительства будут более ревниво следить за своим участком, окажут и помощь в борьбе со злостным браконьерством. (5) Открытие дел последних пока что незначительно.

4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Браконьеры. (2) Кто они? (3) Конечно, люди. (4) Но это люди, которые сознательно идут на то, чтобы нанести природе ущерб. (5) А как быть с остальными, кто любит свою Обь, кто по той или иной причине попадает в нарушители? (6) Не оскорбляет ли его слух само слово – браконьер? (7) Пока же такого различия не видно и только потому, что далеко не все использовано в организации любительского рыболовства.

5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.

6. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) «Сейчас будет «жик»!» - объяснил Степка своей наставнице, которая с мигреневой болью воспринимала детский шум и нетерпением ждала, когда кончится ее дежурство. (2) Откуда она приехала, Степка не знал. (3) Да разве его могло интересовать, что одни едут на Крайний Север строить, другие – вырабатывать северный стаж на пенсию, за коэффициентом. (4) Но приметилась воспитательница интерната в поселке своей нелюдимостью, не доверяла чистоплотности ягушек и малиц, остерегалась бывать в семьях тундровиков. (5) Нелегко оленеводов и рыбаков собрать в интернат на родительское собрание, но приход в свой дом – чум – почитают. (6) А если учитель начинал говорить к тому же на их родном языке, то становился не меньше как румой – другом, которому при случае подарочек надо сделать.

7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Вьюга все громче и злее подвывала, но голоса в чуме, освещенном снаружи несколькими электрическими лампочками, слышны были далеко. (2) Не успел Чупров откинуть полог, как человек в маске плеснул ему за шиворот полный ковш ледяной воды. (3) «Ну и шуточки», - охнул Степка. (4) Хозяину шутка пришлась по душе, да и выходка эта прибавила шума и веселья всем гостям.

(5) Как же он не предусмотрел все последствия? (6) Ведь он должен бы знать, что его приглашают и везут, как заложника, к Одноглазому, что при необходимости и в угоду хозяину заготовителя свозят в поселок.

8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выводок волков он знал еще с прошлого года, а нынче четыре годовалых щенка тоже практику проходили в пургу. (2) Как ножом нарезали всех ослабших оленей, трупы их чернели на снегу. (3) Кое-где и росомаха постаралась: прыгая с дерева на дерево, она перегрызала горло, выпивала кровь, да так и бросала животное…

(4) Хунзи уже не думал про обещания Зырянова – при стопроцентной сохранности оленей передать тридцать процентов ему. (5) Весь этот рынок не для него. (6) Единственное, о чем он сейчас подумал, что снег, небо, воздух, тундру, где он шагает, отнять у него никто не сможет.

9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Хунзи шел на волка невооруженным, только вот с этой палкой-лопаткой. (2) Ни страха, ни злобы против волка у него не было. (3) То, что ему приснилось, пропало. (4)Хунзи, вглядываясь в след, видел, что вот он пытался перемахнуть через овраг, но поберегся большого снежного заноса, что вот он посидел, повертелся и опять двинулся напрямую.

(5) Наконец Хунзи увидел волка на противоположном берегу речки-югана. (6) Пойма была заснежена на два-три метра глубиной – так легко не перебежишь…

10. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Все дальше и дальше уносит пастуха олень. (2) С таким оленем и безоружному не страшно ехать. (3) Как не радоваться пастуху оленям, как не спеть про них песню! (4) Нарасьюх, расскажи про синий ветер каслания и про оленя-минырува, святого оленя, который за всю жизнь не знает, что такое упряжка. (5) Расскажи, как минырув нацепил на свои рога солнце и как в тихую ночь от быстрого бега звезды колокольчиками звенят в ушах…

Ответы

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  • Что нового узнали на уроке?
  • Как найти сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения?
  • Чем отличается однородное подчинение от параллельного?
  • Какие проблемы поднимает Ю.Н. Афанасьев в своих произведениях?
  • Какие лексические особенности можно отметить в использованных на уроке текстах? (Диалектные слова, обилие средств выразительности, особенно – сравнений).
  • Заметили ли вы синтаксические особенности произведений писателей Ямала? (Простые предложения, вводные слова, инверсия).
  1. Дифференцированное задание на дом (по выбору).
  1. Подготовить презентацию из 20 слайдов на тему «Подготовка к ГИА. В8» (Возможно выполнение в группах).
  2. Разработать памятку для запоминания теоретического материала по теме.
  3. Составить таблицу для систематизации знаний по теме и запоминания теоретического материала.
  4. Прорешать несколько вариантов заданий В8 из сборника по подготовке к ГИА.

Список литературы

  1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/ Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  2. Львова С.И. ГИА 2014. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс/ С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2013.
  3. Назарова Т.Н. ГИА. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В/ Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  4. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  5. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Д.А. Хаустова. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : Издательство «Экзамен», 2012.

Интернет-ресурсы

  1. Губкинская централизованная библиотечная система. http://www.gublibrary.ru
  2. Афанасьев Ю.Н. Ритмы тундры. Однажды наступив на грабли. Две ели. Корпоративный информационно-библиотечный портал ЯНАО. http://libraries-yanao.ru

Приложение 1.

ПАМЯТКА

ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ

Сложноподчинённое предложение может иметь два и более придаточных предложений. Отношения таких придаточных между собой определяют вид подчинения.

1. Параллельное подчинение

При параллельном подчинении к одному главному относятся разнотипные придаточные, которые отвечают на разные вопросы:

Разум, (несмотря на что?) даже если его притесняют и пренебрегают им, в конечном счёте всегда одерживает верх (почему?), потому что жить без него невозможно (А. Франс).

2. Однородное подчинение

При однородном подчинении придаточные предложения являются однотипными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью:

Видел Егорушка (что?), как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла (что?), как засветились одна за другой звёзды (А. Чехов).

3. Последовательное подчинение

При последовательном подчинении главному предложению подчиняется придаточное (придаточное первой степени), которому, в свою очередь, подчиняется следующее придаточное (придаточное второй степени), и т. д. (части образуют цепочку). При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна: который считается прародителем людей, поэтому именно ему посвящено наибольшее количество сказаний.

Исторический опыт доказывает , что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят , что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти, «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.

Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать , что сказочный герой Р. Ругина давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.

Чтобы стать хозяевами своей судьбы , хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность .

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты , которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него изучать английский.

Показательно , что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль , чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.

Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом , который взывает к сердцу людей и их эмоциям.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить читателя ханты взглянуть на своё прошлое, чтобы идти вперед, строить будущее.


Однородное подчинение

1. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.

2. Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевали птицы, когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка, весь лагерь пришёл провожать.

3. Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

4. В лесу человек особенно остро ощущает, что природа полна тайн, что за каждым деревом таится загадка.

5. До рассвета ни русские, ни союзники не подозревали, что их разделяет только тёмная ночь, что они находятся так близко друг от друга.

6. Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.

7. Скажи мне, ветка, где ты росла, где ты цвела?

8. Я порою себя ощущаю связной между теми, кто жив и кто отнят войной.

9.Травы скашивают ранним утром, пока ещё нет росы, пока они нежатся в её прохладе под её дремотной сладкой тяжестью.

10. Расскажите, что слышно на свете и поют ли ещё соловьи.

11. В те края, где я рос под клёном, где резвился на жёлтой траве, шлю привет воробьям, и воронам, и рыдающей в ночь сове.

12. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.

13. Но и тогда, когда на всей планете пройдёт вражда племён, исчезнет ложь и грусть, я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

14. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.

15. Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.

Последовательное подчинение

1. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.

2. Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

3. Когда иду я Подмосковьем, где пахнет мятою трава, природа шепчет мне с любовью свои заветные слова.

4. Проснулись мы на следующий день рано и в такой тишине, что было слышно, как со слабым звоном капала с крыши на перевёрнутое ведро ночная роса.

5. Есть такие глухие озёра, где такая стоит тишина, что до них доберётся нескоро предзакатного ветра волна.

6. Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар превратился бы в камень.

7. В столовой стояли уже два мальчика, сыновья Манилова, которые были в тех летах, когда сажают уже за стол, но ещё на высоких стульях.

8. Я знал, что существую, пока ты была со мной.

9. Я хотел, чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, где под музыку лягушек я растил себя поэтом.

10. Было время, когда из предместья я мечтал по-мальчишески – в дым, что я буду богат и известен…

11. Не знали вы, что я в сплошном дыму, в разворочённом бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий.

12. Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.

13.Его (Брюса) почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учён потому, что давно уже продал душу дьяволу.

14. Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.

Параллельное подчинение

1. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

2. Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

3. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца, я понял, что день кончился.

4. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человеческий род свою судьбу устроит на планете.

5. Когда поднялись на холм, стало видно, где дорога делает поворот.УПР 199

6. Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

7. Когда прогремел гром, то не следует бояться молнии, потому что опасность её удара уже миновала.

8. Если мы знаем скорость распространения звука, вполне возможно определить, как далеко проходит гроза.

9. Когда тело опускается в жидкость, то оно теряет часть своего веса, которая равна весу вытесненной им жидкости.

10. Хотя горы состоят из твёрдых каменных пород, они всё-таки постепенно разрушаются, так что на месте прежних высоких гор теперь нередко находят низкие холмы и даже равнины.

11. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

12. Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. 11-й класс

Цель урока : повторение классификации СПП с несколькими придаточными, приведение в систему знания по теме.

Задачи урока :

    систематизировать знания по теме “знаки препинания в СПП с несколькими придаточными”;

    отработать навык постановки знаков препинания в СПП;

    проверить степень усвоения материала.

Ход урока:

    Организационная часть.

Проверка дом. Задания: 2 конверта на 2 группы – распределить сочинительные союзы и подчинительные союзы.

2. повторение теории:

Какие предложения называют СПП?

К чем разница между простыми предложениями в составе СПП?

Где может находиться придаточная часть по отношению к главному?

Назовите виды СПП?

Назовите виды СПП с придаточными обстоятельственными?

    Практическая часть:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ г лавному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном.

[ ___=], ( как ___=),( что =).

Определяем виды придаточных предложений: 1-е отвечает на вопрос что?, значит оно – изъяснительное, 2-ое на вопрос какие ? - оно определительное.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ способ подчинения, при котором оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов.

Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

( Когда = ___), [ ___=], ( как =___).

Определяем виды придаточных предложений: 1-ое отвечает на вопрос когда?, оно обстоятельственное времени, 2-ое на вопрос что?- оно изъяснительное.

ОДНОРОДНЫЙ способ подчинения, при котором придаточные предложения в данном СПП являются предложениями одного типа, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос

Я знаю, что наступит весна, что птицы начнут песни петь.

[__=], ( что ___=), ( что =___).

1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: что? И являются придаточными изъяснительные.

Учитель: Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

Алгоритм

    Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.

    Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

    Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

    Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Практическая часть:

1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем. (СПП с параллел. Подч.)

2. Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперед.(СПП с однород.подч.)

3. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева.(СПП с послед. Подчин.)

4. Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.(СПП с послед. Подчин.)

5. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.(СПП с однород.подч.)

6. Рассказывали также, что раза два в год графиня давала бал, на который приглашались дворяне и чиновники со всей губернии и приезжал даже Варламов…(СПП с послед. Подчин.)

7. Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (СПП с однород. Подчин.)

8. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (СПП с парал. Подчин.)

9. И Лужин постепенно стал понимать, что райская пустота, в которой витают его прозрачные мысли, со всех сторон заполняется.(СПП с послед. Подчин.)

10. Макар знал что лютый мороз не шутит с людьми которые уходят в тайгу.(СПП с послед. Подчин.)

11. Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней, которых он выудил без меня.(СПП с послед. Подчин.)

Особенности пунктуационного оформления СПП с несколькими придаточными.

Вспомним правило, которое отражено в схеме.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1. , .

2. и.

3. или.

4. , и, и.

5. , но.

6. , а.

( Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными соединительными и разделительными союзами)

Посмотрите на следующий слайд.

1. , (как) и (как).

2. , (что) и (как).

3. , (когда) и ().

4. , (), и (), и ().

5. , () или ().

6. , (что), а (что).

Что объединяет эти предложения ? (Все они с однородным подчинением)

Т.е. все предложения здесь (однородные)

Глядя на схемы, сделайте вывод о знаках препинания в СПП с однородным подчинением.

(Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения)

Особое внимание надо обратить на строение предложения, прежде чем ставить запятую перед И.

1. [ , (), и, (), ],

[ Нас просили узнать, (в сохранности ли вещи), и, (если будет возможность), перевезти их в другое место].

2. , и, (когда), .

[ Предзакатное солнце горело над степью ], и, (когда Петя в плаще появился на тропинке), [ его тень была очень длинной].

4. Тренировочные упражнения.

Задание 1. (на листочках)

1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух,

на холме снова уселись белые птицы.

Часто встречаются конструкции, где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова.

Рассмотрим особенности пунктуации в таких предложениях.

[Пущин вспоминал], (что, (когда он приехал навестить поэта), Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

, (что , (когда) , ).

[Пущин вспоминал], (что__ (когда он приехал навестить поэта), то Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

, (что_ (когда), то ).

Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке союзов.

(В 1-ом есть запятая, а во 2-ом-нет)

Структурно предложения отличаются? (во 2-ом есть ТО )

Давайте попробуем убрать придаточное предложение. (В 1-ом изымается, а во 2-ом –нет)

Какой вывод мы сделаем? (Если поле придаточного предложения есть слово ТО, то запятая на стыке союзов не ставится, а если нет, то ставится)

4) Задание 2. (на листочке)

Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б ) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В ) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

Подведение итогов.

1. Фронтальная беседа.

Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

Могут ли быть сочинительные союзы в СПП с однородным подчинением придаточных?

2. Проверка знания материала

Тема урока

СПП с несколькими придаточными

Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение? Как связаны между собой части предложения? Зачем нужны предложения с разными видами подчинения? Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как средство повторения раздела «Сложноподчиненное предложение».

Повторим изученное на прошлых уроках

Посмотрите видеоурок.

Проверь себя

До-маш-нее за-да-ние

Во-про-сы

1.На какие виды де-лят-ся слож-но-под-чи-нен-ные пред-ло-же-ния с несколь-ки-ми при-да-точ-ны-ми?

2. С по-мо-щью чего при-да-точ-ные при-со-еди-ня-ют-ся к глав-ным пред-ло-же-ни-ям?

3. Чем объ-яс-нить, что слож-но-под-чи-нен-ное пред-ло-же-ние с несколь-ки-ми при-да-точ-ны-ми ис-поль-зу-ет-ся в ос-нов-ном в на-уч-ном стиле?

Упраж-не-ние 1. Опре-де-ли-те вид связи при-да-точ-ных пред-ло-же-ний в слож-но-под-чи-нен-ном, спишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

(1) Но груст-но ду-мать что на-прас-но была нам мо-ло-дость дана что из-ме-ня-ли ей все-час-но что об-ма-ну-ла нас она (А. Пуш-кин). (2) Дерсу ска-зал что это не тучи а туман и что зав-тра день будет сол-неч-ный и даже жар-кий (В. Ар-се-ньев). (3) Если бы мне иметь сто жиз-ней они не на-сы-ти-ли бы всей жажды по-зна-ния ко-то-рая сжи-га-ет меня (В. Брю-сов). (4) Она при-ш-ла в ужас когда узна-ла что пись-мо нес отец (Ф. До-сто-ев-ский). (5) Вода об-ру-ши-лась так страш-но что когда сол-да-ты бе-жа-ли внизу им вдо-гон-ку уже ле-те-ли бу-шу-ю-щие по-то-ки.(6) Кто в мо-ло-до-сти не свя-зал себя проч-ны-ми свя-зя-ми с внеш-ним и пре-крас-ным делом или по край-ней мере с чест-ным и по-лез-ным тру-дом тот может счи-тать свою мо-ло-дость бес-след-но по-те-рян-ной как бы ве-се-ло она ни про-шла сколь-ко бы при-ят-ных вос-по-ми-на-ний она ни оста-ви-ла.

Упраж-не-ние 2. За-дай-те во-прос от глав-но-го к при-да-точ-но-му пред-ло-же-нию, опре-де-ли-те вид при-да-точ-но-го, составьте схемы предложений.

(1) Где бод-рый серп гулял и падал колос те-перь уж пусто все (Ф. Тют-чев). .(2) Пи-са-рев писал что че-ло-ве-че-ская при-ро-да до такой сте-пе-ни бо-га-та силь-на и эла-стич-на что может со-хра-нить свою све-жесть и кра-со-ту по-сре-ди са-мо-го гне-ту-ще-го без-об-ра-зия окру-жа-ю-щей об-ста-нов-ки. (3) Доб-рый че-ло-век не тот кто умеет де-лать добро а тот кто не умеет де-лать зла (В. Клю-чев-ский).