Преемственность в работе детского сада и школы. понятие о преемственности преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, - презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению Учителя должны Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям

Задачи преемственности детского сада и школы Развитие любознательности Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)

Цель - создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. - обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. - создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Задачи укрепление и сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе. - всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. - создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Психологическая готовность включает в себя Личностно-социальную готовность Интеллектуальную готовность Мотивационную готовность Эмоционально - волевую готовность.

Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам: · В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками; · Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованными и любопытными; · Был тревожным и имел низкую самооценку; · Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения; · Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.

Формы осуществления преемственности:

экскурсии в школу; посещение школьного музея; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. Работа с детьми

совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения. Работа с педагогами

совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; анкетирование, тестирование родителей; образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей визуальные средства общения; заседания родительских клубов Работа с родителями

Целевые ориентиры дошкольного образования Инициативность и самостоятельность Уверенность в своих силах Положительное отношение к себе и другим Развитость воображения, фантазии, творчества Умение подчиняться социальным нормам Развитость крупной и мелкой моторики Проявление любознатель-ности Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности Способность к принятию собственных решений

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком ранее"

В.А. Сухомлинский

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.

Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.

Образование – это ресурс развития общества.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е.развить 3 сферы:
личностную, интеллектуальную и физическую.

Для реализации ФГОС в плане преемственности необходим ряд условий:

  • высокопрофессиональные специалисты;
  • специально организованная развивающая среда;
  • методическое обеспечение;
  • сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем основным направлениям:
  • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
  • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
  • работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

Дошкольное образование

Начальное образование

Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

Предметные результаты
(знания, умения, навыки).

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др.

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др.

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наш детский сад тесно сотрудничает со школой №71: дошкольники ходят на экскурсию в школу, на мероприятия. Частые и желанные гости наши выпускники - школьники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам. Так же привлекаем их к участию в праздниках.

Проводятся взаимопосещениия уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Конечно «красной нитью» всей нашей работы проходит вопрос развития речи детей, ведь от этого зависит успеваемость и на других занятиях.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:
- способность действовать по образцу;

Умение слушать и выполнять инструкцию;
- умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
- умение задавать и отвечать на вопросы;
- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей

Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности) , который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет выпускника начальной школы»:

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Закончить свой доклад хочу совами В.А.Сухомлинского

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

В.А. Сухомлинский


Преемственность дошкольного и начального образования в свете внедрения ФГОС по ДО. Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № № 46 «Одуванчик» Катиркина Альфия Фаридовна г. Димитровград 2015г.

ФГОС. Понятие преемственности. «Преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержание, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка» . Одной из важных задач ФГОС – обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования ФГОС – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.

Дискомфорт Тревожность Низкая успеваемость Претензии НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ШКОЛЕ Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности?

Цель преемственности Объединение усилий педагогических коллективов образовательных организаций для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся повышение уровня качества образования

Основанием преемственности разных уровней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Основы для реализации на практике решения проблемы преемственности в свете ФГОС. Единые теоретические основания Принципы организации работы с детьми. Создана нормативная основа преемственности в непрерывной системе ДОУ – начальная школа: Преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации образовательного процесса

Общая цель дошкольного и начального школьного образования – согласованность целей и задач воспитания и обучения Цель ДОУ Цель НОО Общее развитие ребенка в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека. Формирование предпосылок учебной деятельности. Продолжать общее развитие детей с учетом возможностей, специфики школьной жизни. Освоение важнейших учебных навыков и становление учебной деятельности (мотивация, способы общения и т. д.).

Преемственность ДОУ и школы в свете реализации ФГОС предусматривает преемственность на уровне ООП ДО и ООП НОО. Совокупность требований к ООП К структуре ООП К условиям реализации ООП К результатам освоения ООП ФГОС

ООП ДО и ООП НОО направлено на ООП ДО ООП НОО Охрана и укрепление физического и психического здоровья Формирование общей культуры Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка Духовно-нравственное развитие Социальное развитие Формирование общей культуры воспитанников Личностное развитие Интеллектуальное развитие Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности обучающихся

Преемственность на уровне структуры ООП ДО ООП НОО Обязательная часть ООП 60% 80% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 40% 20%

Разделы ООП 1. Целевой раздел пояснительная записка планируемые результаты пояснительная записка планируемы результаты учебный план 2. Содержательный раздел описание образовательной деятельности по 5 образовательным областям описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП коррекционная работа программа формирования УУД программы отдельных учебных предметов, курсов программа духовно-нравственного развития программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы 3. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения ООП система оценки планируемых результатов

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и / или созданных ими самостоятельно Внеурочная деятельность: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное, Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное

Преемственность на уровне требований к условиям реализации ООП ДО ООП НО Требования к кадровым условиям реализации ООП Требования к материально-техническим условиям реализации ООП Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП Иным: информационно-образовательна я среда образовательного учреждения, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества Активную познавательную деятельность детей Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей детей Если мы рассмотрим стандарт НОО, то их особенностью является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Результаты освоения ООП ДОУ Начальная школа Предметные ЗУН по предметам 5 образовательных областей Метапредметные или надпредметные Личностные Предпосылки УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Целевые ориентиры 7 качеств личности (портрет выпускника начальной школы)

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования Инициативность и самостоятельность Развитость воображения, фантазии, творчества Положительное отношение к себе и другим. Уверенность в своих силах Умение подчиняться социальным нормам Развитость крупной и мелкой моторики Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности. Проявление любознательности Способность к принятию собственных решений

Личностные характеристики выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Сравнивая модели выпускника ДОУ и начальной школы, мы приходим к выводу, что педагоги ДОУ и учителя начальной школы способствуют формированию у детей одних и тех же качеств личности, обеспечивая тем самым преемственность.

Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Педагог ДОУ Педагог начальной школы Содержание. Задачи Методы. Цели Форма организации воспитания и обучения. Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности?

Каковы реальные проблемы преемственности? 1. Отсутствие знаний родителей о подготовке детей к школе. 2. Формальность договоров о преемственности ДОУ и школы. Программа ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Формы осуществления преемственности Методическая работа с кадрами — Взаимопосещения открытых занятий в ДОУ и уроков в нач. школе; — Рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагогов- психологов, учителей- логопедов, др. специалистов по выпускникам; — Проведение Дней открытых дверей в ДОУ для учителей начальной школы; — Совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы; — взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; — открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

Участие в совместных педсоветах, семинарах- практикумах, круглых столах, конференциях, консультаций (ДОУ и школа) Совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы

Формы осуществления преемственности Работа с семьей совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные» ; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; анкетирование, тестирование родителей; образовательно — игровые тренинги и практикумы для родителей визуальные средства общения; заседания родительских клубов

Формы осуществления преемственности Работа с детьми: знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. Посещение праздника «Прощания с Букварем» , «Посвящение в первоклассники» ; Посещение дошкольниками секций и кружков школы; Шефская помощь учениками старшим дошкольникам; Совместное участие школьников и дошкольников в проектной деятельности.

«Масленица» в начальной школе Совместные праздники и спортивные соревнования «День Победы» в детском саду

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей. Цель портфолио ученика: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию. Портфолио дошкольника — как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой.

Ожидаемые результаты: Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей. Мотивационная готовность детей к обучению в школе. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.













1 из 12

Презентация на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СО ШКОЛОЙ

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

«Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова». Д.Б.Эльконин

№ слайда 3

Описание слайда:

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования, и проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Одним из направлений нашего дошкольного учреждения является - тесное сотрудничество с Бахчисарайской общеобразовательной школой № 2. Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

№ слайда 4

Описание слайда:

Преемственность с позиции школы – это опора на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

№ слайда 5

Описание слайда:

В связи с этим, ежегодно разрабатывается совместный план работы дошкольного учреждения и школы. Так, в январе в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 14 «Вишенка» прошёл день открытых дверей, были приглашены родители воспитанников и учителя младших классов БОШ №2 – Турянская Светлана Эдуардовна и Османова Гульнара Рустемовна.

№ слайда 6

Описание слайда:

Вниманию гостей педагоги дошкольного учреждения совместно с дошколятами старших возрастных групп продемонстрировали интегрированные занятия: - в разновозрастной средне – старшей группе «Знайки» воспитатель – Гузюк Раиса Евгеньевна провела образовательную деятельность для обеих возрастных подгрупп, цель которого - подбор прилагательных к существительному; - ориентация во времени (утро, день, вечер, ночь); - дни недели; - соседние числа; - сравнение множеств на основе счёта и соотнесения предметов; - сравнение рядом стоящих чисел; - получение равенства, неравенство предметов, добавляя или убирая к количеству один предмет; - цифровой ряд от 1 до 10; - сравнение предметов по количеству; - звуковой анализ слов; - состав предложений с заданным словом; - времена года, месяцы зимы и их признаки.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

В разновозрастной средне-старшей группе с образованием на крымскотатарском языке «Фиданлар» («Листочки») непосредственно-образовательная деятельность прошла с дошкольниками старшего дошкольного возраста; подготовила и провела воспитатель - Куртмуллаева Лера Ильясовна, программное содержание: - ход и последовательность сезонных изменений в природе, объектами природного окружения; - виды деревьев и кустарников, животные Крыма; - слова на заданный звук; - местоположение звука в слове; - единицы речи: звук, слово, слог; - состав предложений с заданным словом; - звуковой анализ слов; - счёт от 1 до 8, от заданного числа; - соседние числа; геометрические фигуры; - дни недели; - ориентировка в пространстве.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

В ходе работы с детьми воспитатели особое внимание уделяют тому, чтобы ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. По завершению Дня открытых дверей, когда у каждого родителя воспитанников была возможность задать интересующий их вопрос как педагогам дошкольного образования, так и школьного, был проведён педагогический анализ просмотренной образовательной деятельности. В целом, отмечено, что подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе идёт на должном уровне. Одним из факторов педагогической работы, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в воспитательно-образовательном процессе, ставшей традиционной ежегодно. Цель показа открытого занятия определяется выявлением уровня у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких, например, как математика и русский язык. В государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию написано: содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области: ● коммуникативно-личностное развитие; ● познавательно-речевое развитие; ● художественно-эстетическое развитие; ● физическое развитие.

№ слайда 11

Описание слайда:

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, что предполагает формирование у детей предпосылок учебной деятельности. Поэтому ведущей целью педагогов по подготовке к школе является формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью (любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др).

№ слайда 12

Описание слайда:

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский А помогаем детям мы, взрослые. Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "Радость детства". С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования. При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. В воспитательно-образовательном процессе педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.




Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться


Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.


Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению Учителя должны Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям


Задачи преемственности детского сада и школы Развитие любознательности Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками


Цель программы - создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. - обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. - создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.


Задачи укрепление и сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе. - всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. - создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.


Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.




Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам: · В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками; · Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованными и любопытными; · Был тревожным и имел низкую самооценку; · Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения; · Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.


Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы. Организация работы по преемственности Методическая работа с педагогами Работа с родителями Работа с детьми




Экскурсии в школу; посещение школьного музея; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. Работа с детьми


Совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения. Работа с педагогами


Целевые ориентиры дошкольного образования Инициативность и самостоятельность Уверенность в своих силах Положительное отношение к себе и другим Развитость воображения, фантазии, творчества Умение подчиняться социальным нормам Развитость крупной и мелкой моторики Проявление любознательности Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности Способность к принятию собственных решений


Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования


Ожидаемые результаты: портрет выпускника детского сада Деятельный и активный Креативный Любознательный Инициативный Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах Чувство собственного достоинства




Используемая литература: 1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, – 304 с. 2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232 с. 3. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // 5. Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.rusch177.pskovedu.ru 6.Л. Н. Кравцова " Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения ".



Ольга Цыгвинцева
Преемственность детского сада и школы

Презентация : "Преемственность детского сада и школы " Методическая разработка Цыгвинцевой О. А., воспитателя ГБОУ школы №555 Белогорье Приморского района Санкт-Петрербурга

2 слайд. Преемственность между детским садом и школой остаётся актуальной и сегодня. В системе образования дошкольное образование самая первая ступень. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. (Л. Выготский)

Ребёнок, переступающий порог школы , должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости .

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы .

Выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ , гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ. Учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка, специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя.

Завышенные требования к готовности ребенка гимназии и лицеи. При поступлении в такую школу требуется , чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое.

Недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу . Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Недостаточного количества специалистов-психологов в ОУ.

Недостаточной обеспеченности методическими материалами, дидактическими пособиями.

решения данной проблемы последовательное выполнение этапов :

1. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности ;

2. Мероприятия для родителей : - Оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к школе : параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию

Проводятся родительские собрания, встречи за “круглым столом” где специалисты детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи) затрагивают проблемы подготовки ребенка к школе , выбора школы и будущих программ обучения детей. Где социальный педагог, психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации.

-"День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т. д. ;

Мероприятия для учителя нач. классов и воспитателя подг. гр.

Проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч по темам : “Психологическая готовность ребенка к школе” , “Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе” , “Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе” .

Совместные мероприятия учителя начальных классов и воспитателя.

Изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении , обсуждение критериев «портрета выпускника» , изучение и обмен образовательными технологиями. Подробнее какие мероприятия проводим в течение года остановлюсь чуть позже.

Конечно, не все наши дети идут учиться в нашу школу 50% наших выпускников обучаются в других школах , где проделанная работа помогает детям легко адаптироваться и успешно учиться.

Диагностика : "Критерии готовность ребёнка 6-7 лет" показывает на сколько сформированы предпосылки учебной деятельности в октябре и мае.

Анкетирование родителей, позволяет узнать оценку готовности ребёнка к школьному обучению , в начале октябре и в конце мая.

Слайд 7 Для воспитания интереса дошкольников к школе проводятся совместно с учителем следующие мероприятия

Рождество воспитывать духовно-нравственные чувства : знакомить детей с обычаями и традициями на Руси, приучать детей бережно относиться к этим традициям.

Слайд 8 Блокада : воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Слайд 9 А. С. Пушкин воспитание нравственных качеств; умение сочувствовать, сопереживать, воспитание любви к сказкам.

Дошкольник узнаёт , как здороваются в школе ученики при входе учителя,

Что нужно сделать, прежде чем ответить вопросы, какие правила поведения ученика. Что сделать,если он выполнил задание

Слайд 11 Тема : «Сказка колобок» . Дети учатся взаимодействовать с учениками, договариваться о том какого персонажа будут лепить, не стесняются просить помощи.

Слайд 12 Библиотека в школе : дошколят знакомят с тем , какие бывают литературные жанры, формирование интереса к книге.

Слайд 13 Познакомить школьников с куклой «Ангелочек» , её предназначение, техникой изготовления сувенирной куклы.

Таким образом мы знакомим дошкольника деятельностью школьников , а совместные мероприятия способствуют развитию социально-коммуникативных навыков, умению договариваться, попросить помощи при необходимости, дети не боятся идти в школу , так как они уже знают требования к школьнику , правила поведения в школе .