Придаточные сравнения предложения примеры. СПП с придаточным сравнительным.pptx - Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения

1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами : как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели :

В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов).

Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой , местоимённое наречие иначе :

Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский).

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем . В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением:

Чем меньше женщину мы любим , тем легче нравимся мы ей (Пушкин).

3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

    Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).

    , (как - союз).

    С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

    [ , (как будто - союз), ].

    Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).

    (чем ), [тем ].

Обратите внимание!

1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как? . В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего - указательное слово так . Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном - союзом.

2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.

Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) - опущено сказуемое ходят .

Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого - оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов). - Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу .

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото , тёмную, как дёготь , и зелёную (М. Горький).

3) Средства связи чем, чем... тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!).

Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

Цели урока:

повторить сведения о способах выражения в языке значения сравнения (сравни­тельный оборот, творительный сравнения, сочетание сравни­тельной формы прилагательного и существительного, придаточ­ное сравнения); формировать умения пользо­ваться приемом синонимиче­ской замены, конструировать сложноподчи­ненные предложения с прида­точным сравнения, находить сложноподчи­ненное предложение с придаточ­ным сравнения и сравнительны­ми оборотами в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтакси­ческие конструкции.

Конспект урока.

I . Орг этап

II Проверка домашнего задания.

1. Упражнение 159, чтение и объяснение составленных схем по цепочке.: 1)объяснение смысла каждой пословицы,

2) назвать морфологические признаки наречий,3) прочесть 10 слов по заданной модели (каждый называет 1 слово, не повторяя прозвучавшее

упр 160 –конспект проверят дежурные по образцу.

(вопросы, сложности при выполнении).

II Работа с учебником.

    Чтение лингвистического материала § 20

На какой вопрос отвечают языковые конструкции, которые помогают выразить значение сравнения? Назовите данные языковые конструкции

1.Оскалить зубы

2.Радость ползёт улиткой.

3.Под ним струя светлей лазури

4.Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

СПП с придаточным сравнения.

Как, точно, словно, будто, как будто, как если бы

1)Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось. (М.Пришвин)

2)Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

ВЫВОД: СПП с придаточным сравнения более полно и ярко выражает сходство предметов и явлений.

    Упражнение 166

Проверка

Наречие образа действия

Творительный сравнения

(глагол +сущ в тв.п)

Сравнит ф прилаг +сущ

Сравнительный оборот

СПП с придат сравнения

Вывод. Сравнительные союзы могут присоединять придаточные предложения и сравнительные обороты. В этом случае запятая перед сою­зами ставится. А могут стоять при сказуемом, тогда запятая не ставится.

(Море как ртуть.)

IV . Закрепление материала.

Записать предложение (строки из стихо­творения Анны Ахматовой).

Для мирной жизни новых поколений,

От Каспия и до полярных льдов,

Как памятники выжженных селений

Встают громады новых городов.

Вывод. Придаточные сравнительные, как и сравнительные обороты, используются в поэтической речи и прозе и служат для создания вырази­тельности речи.

V . Работа с художественными текстами.

Фигура поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления, предмета или состояния с другим, называется сравнением.

Разберем несколько примеров, распределяя предложения по груп­пам.

Карточка.

1. Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка. 2. Она, как с давними друзьями, своими рощами, лугами ещё беседовать спешит (А. С. Пушкин). 3. Спорили, советуясь друг с другом, как спорят гордые в правде люди с сильными мира сего, не сдаваясь силе, но стараясь её убе­дить (М. Пришвин). 4". Мелкий грибной дождь не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К. Паустовский). 5. Анчар, как грозный часовой, стоит - один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

6. Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман (А. С. Пушкин).

7. Сосновый лес как золотой орган, пронизанный легчайшим свежим вет­ром (Дудин). 8. И эта песнь была нежна, как будто для земли она была на небе сложена! (М. Ю. Лермонтов.)

Проверка

Почему седьмое предложение не записано ни в одной колонке? (потому что сравнительный союз как входит в состав сказуемого: лес как орган).

Чем осложнены предложения? (деепричастными, сравнительными оборотами, обособленным определением, однородными членами предло­жения).

Данные предложения позволяют повторить правописание гласных в личных окончаниях глаголов, перед суффиксом -л- в прош. вр. глагола, в падежных окончаниях существительных; -н- и -нн- в полных и кратких причастиях и прилагательных.

VI . Обобщающий вывод.

С помощью каких союзов и союзных слов присоединяются прида­точные сравнительные?

Какие конструкции могут присоединять сравнительные союзы, кро­ме придаточных?

В каких случаях перед сравнительным союзом не ставится запятая?

Как называется поэтическая фигура (троп), основанная на сопостав­лении предметов, явлений, состояний и т. д.?

Для чего употребляются в поэтической речи сравнения?

VII . Домашнее задание. § 20, упражнение 168

Отвечает на вопросы - как? как что? подобно чему?

Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы. В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным.

Особую группу внутри СПП со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней -- к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе.

Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями -- сравнительные или сопоставительные.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Отвечает на вопросы - как? каким образом?

Относится к одному слову в главной части -- указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяется к главной части союзным словом как. Придаточные образа действия располагаются за главной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Отвечают на вопрос - до какой степени?

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.

Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия.

Отдельную группу среди СПП с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам столько, настолько с помощью союзных слов сколько, насколько. В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия. Придаточные меры и степени могут иметь дополнительный оттенок сравнения; в этом случае они присоединяются сравнительными союзами.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

В русском языке представлен еще один тип придаточных предложений. Это придаточные присоединительные. Их особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу. Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного -- союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем, вмещающие в себя содержание главной части.

На какие вопросы отвечают придаточные сравнительные и уступительные, какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному, в каких случаях мы можем ошибиться в определении вида придаточных - об этом наш урок.

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными

Термин придаточное сравнительное говорит о том, что в предложении что-то сравнивается, сопоставляется с чем-то. Придаточное сравнения как раз и поясняет содержание главного с помощью сравнения, обычно располагается после главной части и относится ко всему главному. Средством связи главного и придаточного предложений служат сравнительные союзы как, точно, словно, будто, как будто, как если бы, чем…тем и др.

Если в главном есть указательное слово так , то в придаточном значение сравнения сочетается со значением образа действия: Как дерево роняет тихо листья , так я роняю грустные слова (С. Есенин).

Придаточные сравнения часто бываю неполными: Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов)

Особое место в системе сложноподчинённых предложений с придаточным сравнительным занимают предложения с двойным союзом чем... тем . В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением:

Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось сердце. (С. Аксаков / см. М. Разумовская.)

Придаточное сравнительное более полно и ясно, чем другие сравнительные конструкции, выражает сравнение предметов и явлений.

Важно не путать придаточные сравнительные со сравнительным оборотом (это часть простого предложения, его выделяем запятыми, он не имеет сказуемого), со сказуемым, в состав которого входит союз как , с нераспространенными обстоятельствами сравнения, которые часто можно заменить творительным сравнения.

Придаточные уступительные отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? К главному предложению прикрепляются союзами хотя (хоть), несмотря на то что, пусть, пускай, даром что, союзными словами с усилительной частицей ни (что ни, как ни, где ни, куда ни и т.д .): Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет. (М. Лермонтов.)

Так как сложноподчиненные с придаточными уступительными по своему значению близки сложносочиненным предложениям с противительными союзами но, а, однако, тем не менее, все же , эти союзы мы можем увидеть в главном предложении сложноподчиненного с придаточным уступительным. Не путайте эти предложения.

Надо отличать придаточное уступительное с союзным словом что бы ни от придаточного цели с союзом чтобы: Чтобы написать книгу, требуется много времени.- Что бы ни писал автор, его произведения всегда пользовались спросом.

Домашнее задание

Вопросы

1. К чему относится придаточное сравнительное?

2. Чем связывается придаточное сравнительное с главным?

3. С каким обстоятельственным значением может сочетаться придаточное сравнительное?

4. С какими конструкциями можно спутать придаточное сравнительное?

5. На какие вопросы отвечают придаточные уступительные?

6. Чем прикрепляются придаточные уступительные к главному?

7. Где возможна ошибка в определении придаточных уступительных?

Упражнение 1. Определите вид придаточных предложений.

(1) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М. Лермонтов) (2) Несмотря на то что экзамен уже был сдан, волнение все еще не покидало Свету. (3) Несмотря на сданный экзамен, волнение не покидало Свету. (4) Роса как алмазы на листьях. (5) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. (И. Тургенев) (6) Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов)

Упражнение 2. Задайте вопрос к придаточному.

(1) Чтобы написать книгу, требуется много времени. (2) Что бы ни писал автор, его произведения всегда пользовались спросом. (3) Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось сердце. (С. Аксаков / см. М. Разумовская) (4) Как дерево роняет тихо листья, такя роняю грустные слова. (С. Есенин) (5) Пусть арфа сломана, она еще рыдает. (С. Надсон)

Упражнение 3. Сделайте вывод о виде придаточных в предложениях упражнения 2.

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Русский язык. Теория 5-9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

С придаточными образа действия и придаточ­ными степени по значению несколько сближаются п р и д а т о ч ­н ы е с р а в н и т е л ь н ы е. По средствам связи и по значению они распадаются на две группы.

I. В первую группу входят придаточные сравнительные к а ч е с т в е н н о г о характера, которые присоединяются ко всей главной части сравнительными союзами как, словно, точно, словно как, точно как, что, будто, как. будто, будто бы. В главной части этим союзам (кроме союза что) может соответствовать указательное слово так: 1) Как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума. (П.) 2) Засмеялся он, точно сталь зазвенела . (М. Г.) 3) Губы бледно алеют, будто сквозь бело-прозрачное утреннее небо льётся едва приметный алый свет зари . (Г.) 4) Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести. (Гонч.) (придаточные сравнительные; при помощи союзов будто и как будто устанавливается предположительный характер сходства). 5) Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навёл . (Т.) 6) Муж, что в воду канул , весточки не шлёт (Ник.) (придаточные сравнительные с союзом словно и особенно с союзом что имеют окраску разговорного стиля).

Союзу как в главной части предложения может соответство­вать указательное сочетание подобно тому, которое иногда сли­вается со словом как в один сложный союз, например:Подобно тому как на фронте, попав во вторые эшелоны армии, трудно судить о размерах и ожесточённости битвы на переднем крае, так и на переправе, находясь где-то в глубоком тылу её, в по­следней очереди, нельзя судить об истинных размерах бедствия. (Фад.)

Придаточные со сравнительными союзами могут иметь на­ряду со сравнительным значением и другие значения; эти зна­чения создаются указательными словами в главной части пред­ложения, например: 1) Поднял такую за собою пыль , как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посреди улицы играть в кашу (Г.) (значения сравнительное, определительное и степени). 2) От лошадей пошёлтакой пар, как будто бы они отхватили не переводя духа станцию. (Г.) (значения сравнительное, опре­делительное и степени). 3) На душе былотак тяжело, как будто кто взвалил на тебя дохлую корову (Г.) (значения сравнительное и степени). (См. § 102.)

II. Во вторую группу входят придаточные сравнительные к о л и ч е с т в е н н о г о характера, присоединяемые союзными словами сколько, насколько, как, которым в главной части со­ответствуют указательные слова столько, настолько, так, напри­мер: 1) Тут увидишь тыстолысо золота, сколько ни тебе ,ни Коржу не снилось. (Г.) 2)Насколько Иудушка прежде был придирчив и надоедлив в отношении к другим,настолько он те­перь сделался боязлив и угрюмо-покорен. (С.Щ.) 3) Этот сле­пой не так слеп ,как оно кажется. (Л.) (придаточные сравни­тельные количественного характера, естественно, включают и значение степени).

III. Сравнительные союзы часто присоединяют не придаточ­ные части, а сравнительные обороты, которые бывают или об­стоятельствами образа действия, например: Сначала он жил, как настоящий запорожец (Г.), или сказуемыми, например:

Дома городаточно груды грязного снега. (М. Г.) (См. § 47, 21.)

Упражнение 148. Прочитайте, укажите придаточные части. Выделите сравнительные обороты. Спишите, вставляя пропущенные буквы и рас­ставляя знаки препинания.

I. 1) Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно как будто звали с собой. (Ч.) 2) Лес стоит молча н...подвижно словно всматр…вается куда-то своими верхушками и ждёт че­го-то. (Ч.) 3) Тарантас вдруг по...скочил точно его передёрнули судороги. (Ч.) 4) Мигнула молния и так ярко что осв…тила часть стены и место где ясное небо гранич…ло с чернотой. (Ч.) Щ...чки такие кругленькие что иной шалун надуется нарочно а таких н... сделает. (Гонч.) 6) Речка так блестит и сверка...т на солнце что глазам больно. (Гонч.) 7) Он держался прямо как будто маршировал или проглотил аршин. (Ч.) 8) На этот раз Арина Петровна действовала настолько энергично что оста­лась победительницей. (С.-Щ.) 9) Н..одолимая хотя тихая си­ла увл.-.кала меня подобно тому как ещё задолго до водопада стремление потока увл...кает лодку (Т.)

II. 1) На месте где солнце зак...тилось так же спокойно как покойно взошло на небо алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землёй. (Т.) 2) Снега г...рели румяным бле­ском так весело так ярко что каже..ся тут бы и остался жить навеки. (Л.) 3) Месяц ещё н... вставал и только две звёздочки как два спасительных маяка св...ркали на тёмно-синем своде. (Л.) 4) Казалось избыток счастья надломил её слегка как рас­пустившийся цветок иногда надламыва...т свой стебель. (Т.) 5) Кузьма Васильевич нагнулся было к ней но она медле...о отклонилась и выпрям...лась как уж на которого набрели в лес­ной траве. (Т.) 6) Лаврецкий смеялся но Лемм н... выходил из своего угла молчал тихо шевелился весь как паук. (Т.) 7) Ива­ну Андреевичу показалось что слова старухи летели к нему винтом вот как летают турманы. (Т.) 8) Первый звук его голо­са был слаб и н...ровен и казалось н... выходил из его груди но принёсся откуда-то издалека словно залетел случайно в комна­ту. (Т.) 9) В двадцати саж...нях слышно как пролетит и про­жужжит жук да в густой траве кто-то всё храпит как будто кто-нибудь завалился туда и спит сла...ким сном. (Гонч.)

III. 1) Поёмная почва луга в изобилии насыще...ая весен­ней влагой вымёт...вала и растила такое богатое разнотравье что глаза Аксиньи т...рялись в этом чудеснейш...м сплетении цветов и трав. (Шол.) 2) Так мила сердцу Натальи была уста­новившаяся после орудийного гула тишина что она н... шевелясь с жадностью вслушивалась и в бесхитростные песни жаворон­ков и в скрип колодезного журавля и в шелест напита...ого по­лынной горечью ветра. (Шол.) 3) Надзорные постройки обвет­шали и выглядели так будто много лет не касались их забот­ливые человеческие руки. (Шол.) 4) За один год смерть ср...зила столько родных и знакомых что при мысли о них на душе Пантелея Прокофьевича становилось тя...ко и весь мир тускнел и словно одевался какой-то чёрной пеленой. (Шол.)

149. Придумайте семь следующих предложений с союзом как: 1) чтобы союз как присоединял придаточное сравнительное; 2) чтобы союз как при­соединял сравнение (сравнительный оборот); 3) чтобы союз как присоединял часть составного сказуемого к глаголу-связке; 4) чтобы союз как присоеди­нял сказуемое к подлежащему; 5) чтобы союз как входил в сочетание не больше как; 6) чтобы союз как входил в сочетание не кто иной, как: 7) что­бы союз как употреблялся в значении «в качестве».

150. Прочитайте и укажите сложные предложения; выделите сложнопод­чинённые, укажите значение придаточных частей и их связь с главной; затем спишите, расставляя пропущенные запятые.

Тройка выехала из города. Теперь уже по обе стороны вид­ны были только плетни огородов и одинокие ветлы а впереди всё застилала мгла. Здесь на просторе полумесяц казался более и звёзды сияли ярче. Но вот пахнуло сыростью; почтальон глуб­же ушёл в воротник и студент почувствовал как неприятный хо­лод пробежал сначала около ног потом по тюкам по рукам по лицу. Тройка пошла тише; колокольчик замер точно и он озяб. Послышался плеск воды и под ногами лошадей и около колёс запрыгали звёзды отражавшиеся в воде.

А минут через десять стало так темно что уж не было видно ни звёзд ни полумесяца. Это тройка въехала в лес. Колючие еловые ветви то и дело били студента по фуражке и паутина садилась ему на лицо. Колёса и копыта стучали по корневищам и тарантас покачивался как пьяный.

(А. П. Ч е х о в.)

§ 109. Сравнительно-сопоставительные сложноподчинённые предложения.

Своеобразное значение имеют сложноподчинён­ные предложения с двойным сравнительным союзом чем - тем, например:Чем ночь темней, тем ярче звёзды. (Майк.) Каждая

часть двойного союза соединяется с формой сравнительной сте­пени. Обе части этого сложного предложения взаимно связаны и взаимно обусловлены, поэтому нельзя выделить ни главной, ни придаточной части. В этом сложном предложении сопостав­ляются по степени два явления: темнота ночи и яркость звёзд.

Сопоставление явлений по степени может быть выражено и одиночным союзом чем или устаревшим союзом нежели, на­пример: 1) Время шло медленнее,чем ползли тучи по небу. (М. Г.) 2) Молодой человек получал из дома более,нежели должен был получать. (Дост.)

Иногда сравнительные союзы чем и нежели присоединяют не предложения, а члены предложения, например: Пустынник наш скорее,чем Мишенька, устал. (Кр.)

П р и м е ч а н и е. Союзы чем и как входят в цельные сочетания меньше чем, не больше чем, не больше как. которые не имеют сравнительного зна­чения, в произношении не выделяются, и запятая в них перед чем и как не ставится, например: 1) Меньше чем через полчаса прибежал запыхавший­ся Прохор. (Шол.) 2) Он опоздал не больше как на полчаса.

Упражнение151. Прочитайте вслух, укажите сложноподчиненные пред­ложения с двойным сравнительным союзом чем - тем, их значение, затем укажите сложноподчиненные предложения с одиночным сравнительным со­юзом чем и, наконец, члены предложения, присоединяемые этим сравнитель­ным союзом. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

1) Чем дальше мы уходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг. (М. Г.) 2) Чем больше он говорил тем больше краснел. (С.-Щ.) 3) Чем скорее догорал огонь тем вид­нее становилась лунная ночь. (Ч.) 4) Это были скорее кари­катуры чем портреты. (Т.) 5) И старый кот Васька был к нему кажется ласковее нежели к кому-нибудь в доме. (Гонч.) 6) Луч­ше расстаться прежде чем раскаиваться потом. (Т.) 7) Каза­лось что здесь было светлей чем в поле. (Ч.) 8) Голос его по­казался Якову более тихим чем всегда и лицо было тоже точно новое. (М. Г.)

§ 110. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

I. Придаточные части со значением времени относятся, ко всей главной части сложноподчинённого предложения, при­соединяются к ней временными союзами когда, пока, как только, устаревшим покамест и отвечают на вопросы к о г д а? к а к д о л г о? с к а к –и х п о р? д о к а к и х п о р? н а с к о л ь к о в р е м е н и?

В главной части могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза:

то, так и.

Разница в отношениях выражается главным образом союза­ми и указательными словами, а также глагольными формами вида и времени.

П р и м е р ы. 1) Очнулся он,когда солнце стояло уже высо­ко. (А. Г.) 2) Они проснулисьтогда, когда в избе было совсем светло. (А. Г.) 3) Алитет залез на вышку и долго следил за шхуной,пока она не скрылась из вида. (Сёмушк.) 4) Гуляли мыдо тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звёзд. (Ч.) 5) Трудись,покамест служат руки. (Н.) 6)Как только провяла земля, начались полевые работы. (А.) 7)Когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчётливо каждую осинку. (Ч.) 8) Рыхлая почва готова, сейте, покуда весна. (Ник.) (Союз покуда употребляется теперь очень редко.) 9)Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипе­ла. (П.) 10) По синим волнам океана,лишь звёзды блеснут в небесах, корабль одинокий несётся, несётся на всех парусах. (Л.) 11) Разошлись по домампосле того, как отряд остановил­ся в центре города и стал размещаться по квартирам. (Н. О.) 12) Хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне и одна за другой гаслипо мере того, как бледно­ватый отблеск востока разливался по тёмно-лиловому своду. (Л.) 13) Маланья Сергеевна,как вошла в спальню Анны Пав­ловны, так и стала на колени возле двери. (Т.) 14)Чуть лёг­кий ветерок подёрнет рябью воду, ты зашатаешься, начнёшь сла­беть... (Кр.) 15)Едва яркое солнце вышло из-за горы и стало освещать долину, волнистые облака тумана рассеялись. (Л. Т.) 16)Прежде чем я приступлю к описанию самого состязания, считаю не лишним сказать несколько слов о каждом из дейст­вующих лиц моего рассказа. (Т.)

Некоторые из указательных слов теряют своё значение, пе­рестают быть членами предложения и сливаются с союзом как в один сложный союз: в то время как, между тем как, тогда как, по мере того как и т. п., например:

1)В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок. (Л. Т.) 2)Между тем как с бережку лиси­ца рядит-судит, кум рыбу удит. (Кр.) 3)По мере того как семейство моё богатело, старые фавориты незаметно исчезали из нашего дома. (С.-Щ.)

II. Если в придаточной части с союзом когда есть усили­тельная частицани, то такая придаточная часть имеет обобща­ющий характер и в главной сочетанию когда ни соответствует не указательное, а обобщающе-определительное или отрица­тельное местоимение-наречие (всегда, никогда), например:

1)Когда ни заходил к нему, всегда заставал его за работой.

2)Когда ни спросишь, он никогда прямо не ответит.

III. Придаточные времени могут иметь добавочное уточняю­щее значение. В этом случае они относятся к обстоятельствам времени, выраженным наречиями (завтра, сегодня, вчера, сначала, теперь, иногда и т. д.), например:Теперь, когда свершён опасный путь, родимый край они узрели снова. (П.) (Когда именно теперь?)

Придаточные времени с уточняющим значением могут быть и при обстоятельствах, выраженных именами существитель­ными, например:После чая, когда, по моему расчёту, охота на уток должна была кончиться, я снова спустился на мельницу.

IV. Подчинительный союз когда может переходить в главное по смыслу предложение, например: Уж солнце закатилося,когда с базарной площади Ермил последний тронулся. (Н.) (Вмес­то ожидаемого Ермил тронулся с базарной площади последним, когда уже закатилось солнце. Это чаще бывает в поэтическом языке.)

V. Среди сложноподчинённых предложений с временными значениями выделяются предложения, части которых взаимно обусловлены, вследствие чего в них нельзя выделить ни глав­ной, ни придаточной части, например: 1) Едва он выехал со двора, как отец её вошёл. (П.) 2) Уж он хотел перескочить с конём через узкую реку, как вдруг конь на всём ходу остановился... (Г.) 3) Ещё солнце не дошло до половины неба, как все запорожцы собрались в круги. (Г.) 4)Не прошло пяти минут, как со всех сторон затрещали и задымились костры. (Л. Т.)

В этих сложноподчинённых предложениях говорится о том, что за первым действием быстро и неожиданно началось второе.

Упражнение 152. Укажите придаточные части,их связь с главнойи ихзначения. Спишите, расставьте запятые.

I. 1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце. (Ч.) 2) Когда зимой ешь свежие огурцы то во рту пахнет весной. (Ч.) 3) Как он только вошёл в сени с отворенной дверью его охватила росистая свежесть лунной ночи. (Л. Т.) 4) Художественное произведение тогда лишь значительно и полезно когда оно в своей идее содержит какую-нибудь серьёз­ную общественную задачу. (Ч.) 5) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного света он малодуш­но погружён. (П.) 6) К поэту летал соловей по ночам как в небе луна выплывала. (Н.) 7) Он заметно поседел с тех пор как мы расстались с ним. (Т.) 8) По мере того как Левин подъезжал к лугу ему открывались шедшие друг за другом растяну­той вереницей различно махавшие косами косцы. (Л. Т.) 9) Уж моя соломенная шляпа была почти полна орехами как вдруг услышал я шорох. (П.) 10) Она Алексея ещё не видела между тем как все молодые соседки только о нём и говорили. (П.)

II. 1) Потом когда вошли глубже в лес мне показалось что весь он как-то внезапно и чудесно оживился. (М. Г.) 2) Гру­стью и запустением пахнуло на Григория когда через повален­ные ворота въехал он на заросший лебедою двор имения. (Шол.) 3) Страшная усталость овладела Григорием едва он вышел на улицу. (Шол.) 4) Дарья окончательно развеселилась после того как с поля пришла Дуняша. (Шол.) 5) Стадо по мере того как волы и коровы утоляли жажду переходило на ту сторону реки.(Фад.)

III. I) Железо на оковку положил такое какого не клал на сотникову таратайку когда ходил на работу в Полтаву. 2) Супруга нашего Черевика сидела как на угольках когда при­нялись они шарить по всем углам хаты. 3) Чуден Днепр и при тёплой летней ночи когда всё засыпает и человек и зверь и птица. 4) Чуб выпучил глаза когда вошёл к нему кузнец и не знал чему дивиться. 5) В то самое время когда Солоха затворила за ним дверь кто-то постучал снова. 6) Не успела переступить она за порог хаты как почувствовала себя на руках парубка в белой свитке который с кучею народа выжидал её на улице. 7) Не успел он докончить последних слов как все чудища выскалили зубы и подняли такой смех что у деда на душе захолонуло. 8) В изнеможении готов уже был он упасть на землю как вдруг послышалось ему что сзади кто-то гонится за ним.

(Н. В. Г о г о л ь.)

153. Составьте сложные предложения, в которых союз когда и союзное слово когда присоединяли бы следующие придаточные части: времени, изъясни­тельные и определительные.

154. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите придаточные времени, определительные и изъяснительные. Объясните правопи­сание букв о и ё после шипящих.

Это была дли...ая процедура. Сначала Пашка ш...л с матерью под дождём то по скоше...ому полю то по лесным тропинкам где к его сапогам липли ж...лтые листья ш...л до тех пор пока н... рассвело. Потом он стоял часа два в тёмных сенях и ждал когда отопрут дверь. В сенях было н... так холодно и сыро как на дворе но при ветре и сюда залетали дождевые брызги. Когда сени мало-помалу битком набились народом стиснутый Пашка припал лицом к чьему-то тулупу от которого сильно пахло солёной рыбой и вздремнул. Но вот щёлкнула задви...ка дверь pacn..-хнулась и Пашка с матерью вош…л в приёмную. Тут опять пришлось долго ждать. Все больные сидели на скамьях н... шевелились и молчали. Пашка оглядывал их и тоже молчал хотя видел много странного и смешного. Раз только когда в приёмную подпрыгивая на одной ноге вош...л какой-то парень Пашке самому захотелось также попрыгать; он толкнул мать под локоть прыснул в рукав и сказал:

Мама гляди: воробей!

Молчи детка молчи! - сказала мать.

В маленьком окошечке показался заспанный фельдшер.

Подходи записыва...ся! - пробасил он.

(А. П. Ч е х о в.)

§ 111. Сложноподчинённые предложения с придаточными условными.

П р и д а т о ч н ы м и у с л о в н ы м и называются такие части сложноподчинённого предложения, которые присо­единяются к главной части условными союзами если (бы), ежели (бы), кабы. коли, когда (бы), раз, коль, скоро, как скоро и отвечают на вопрос п р и к а к о м у с л о в и и?, например:

1)Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне инте­реснейшие собрания. (М. Г.) 2) Всё было бы спасено,если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. (Л.) Они ука­зывают условие, при котором возможно, желательно или нужно то, о чём говорится в главной части.

Если придаточные условные с указанными союзами стоят впереди главной части, то в последней может быть добавочная часть союза -то: Если завтра будет такая же погода, то я с утренним поездом поеду в город. (Ч.)

Кроме указанных союзов, придаточные условные присоеди­няются ещё союзами как, добро бы, например: 1)Как зарубил что себе в голову, то уже ничем его не пересилишь. (Г.) 2)Добро бы было в гору или в ночную пору, а то и под гору и днём! (Кр.) Подобные конструкции отличаются некоторой устарелостью; придаточные условные с союзом как свойственны, крометого, разговорной речи (ср.:Как начнёт смеяться, никак остановиться не может).

Союзы если, когда устарелые ежели, коли могут сочетаться с неопределенной формой глагола, которая является сказуемым, например: До чего же бывает речная вода хороша,если пить её в полдень большими глотками из каски! (Сурк.)

Все условные союзы, кроме если, имеют добаьочные оттенки значения. С частицей бы условные союзы употребляются при сказуемом в сослагательном наклонении, когда условие имеет предположительный характер, например: Если бы Чичиков встретил его так принаряженного где-нибудь у церковных дверей , то, вероятно, дал бы. ему медный грош. (Г.) (Как правило, сослагательному наклонению в придаточной части соответствует сослагательное наклонение в

главной.)

Союз ежели в настоящее время является приметой народной речи и упо­требляется писателями наряду с другими средствами, чтобы оттенить её; на­пример, в рассказе Чехова «Егерь» этот союз употребляет охотник Егор:Ежели который мужик записался в охотники или в лошадники, то прощай соха.

Союз раз по значению ближе всего к выражениям если уж , а если. Он употребляется в разговорной речи, например: Раз сядет в человека вольный дух , то ничем его не выковырнешь. (Ч.)

Союз когда в условном значении свойствен язык разговорному, например:

Когда в товарищах согласья нет , на лад их дело не пойдёт. (Кр.) Он также употребляется в сочетании с частицей бы, например: Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда!.. (Ахм.)

Очень часто условные предложения с союзом когда двойственны по зна­чению: придаточная часть в них может обозначать и условие, и время действия, поэтому иногда не представляется возможным отнести союз когда в какую-либо определённую группу, например: Когда кто-нибудь заслонял лампочку и большая тень падала на окно, то виден был яркий лунный свет. (Ч.)

То же самое можно сказать и про сою з как, например:Как посравнить да по­смотреть век нынешний и век минувший - свежо предание, а верится с трудом.

В качестве указательного слова может выступать сочетание в случае, в том случае, например:в том случае, если мы повернём на Кубань, явится опасность распадения отряда. (Шол.) Сочетание в случае может сливаться с союзом если в один сложный союз, в случае если, например: Степан грозил сам прийти в Вешенскую,в случае если Аксинья не явится в сотню. (Шол.)

Упражнение 155. Прочитайте вслух, укажите придаточные части, их связь с главной и значения. Спишите, расставляя знаки препинания.

I. 1) Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей ка­чалке в соседней комнате я заходил к ней. (Кор.) 2) Если б ростом я с телёнка только был то спеси бы со львов и барсов я посбил. (Кр.) 3) Ежели ты ничего не понимаешь то лучше молчи и не рассуждай. (Ч.) 4) Кабы не всегдашние хлопоты я бы уже побывала у тебя в гостях. (П.) 5) Коли парень ты румяный братец будешь нам названый. (П.) 6) Как известно тряпка самая обыкновенная коль скоро ею завяжут рану или вообще больное место уже сама по себе представляет как бы лекарство медикамент. (Г. У.) 7) Пахарь ли песню вдали заведёт долгая песня за сердце берёт; лес ли начнётся сосна да осина. (Н.) 8) Раз вы согласились так уж нельзя вам отказаться. (Даль) 9) Ка­кой бы шум вы все здесь подняли друзья когда бы сделал это я. (Кр.) 10) Последних крох не жалеем лишь бы сына всему научить. (Фонвизин) 11) Упади на него целый сугроб то и тогда бы кажется он не нашёл бы нужным стряхивать с себя

II. 1) Голова любит иногда прикинуться глухим особенно если услышит чего не хотелось бы ему слышать. (Г.) 2) Драка возобновилась бы снова если бы дьяк увидевши теперь что ему некуда скрыться не выкарабкался из мешка (Г.) 3) Коли пойдёшь так скажи что здесь Максим Максимыч. (Л.) 4) Если бы я знал что у тебя такой отец я бы не женился на тебе. (Г.) 5) Казаки наши ехали бы может и далее если бы не обволокло всего неба ночью словно чёрным рядном. (Г.)