Проектирование системы информационного обеспечения воспитательного процесса на уровне образовательной организации. Познавательно – речевое направление

Управление образование администрации г. Кемерово

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей)

«Детский дом №1»

(МБОУ «Детский дом №1»)

Публичный доклад
за 2012-2013 учебный год



Кемерово
СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3 с.

1 .

Общая характеристика детского дома

3 с.

2.

Ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса:

2.1. Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

2.2. Материально-техническая база и финансовые ресурсы Учреждения.


6 с.
6 с.
8 с.

3.

Методическая работа

8 с.

4.

Инновационная и экспериментальная деятельность

13 с.

5.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса:

5.1. Деятельность социально-психологической службы.

5.2. Деятельность логопедической службы.

5.3. Деятельность медицинской службы.


17 с.
25 с.

6.

Условия воспитательно-образовательного процесса:

6.1. Организация воспитательно-образовательного процесса.

6.2. Система дополнительного образования.

6.3. Безопасность образовательной среды.

6.4. Открытость информации об Учреждении.


46 с.

7.

Социальная активность и социальное взаимодействие

71 с.

8.

Управление Учреждением

76 с.

9.

Результаты воспитательно-образовательной деятельности:

9.1. Результаты учебной деятельности воспитанников в школах.

9.2. Результаты внеучебной деятельности воспитанников.


79 с.

10.

Основные составляющие направления развития детского дома на ближайшую перспективу

86 с.

ВВЕДЕНИЕ
Публичный доклад за 2012-2013 учебный год муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом №1» представляет собой отчет образовательного учреждения, адресованный широкой общественной аудитории.

Целью данного доклада является открытое позиционирование результатов деятельности, потенциала и условий функционирования детского дома, проблем и направлений его развития.

Задачи публичного доклада :

1. Предоставить информацию об основных результатах деятельности детского дома за 2012-2013 учебный год, проблемах и о приоритетных направлениях развития.

2. Способствовать обеспечению активного диалога и согласования интересов всех участников воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям деятельности детского дома.

3. Способствовать расширению круга социальных партнеров детского дома, повышению эффективности их взаимодействия с учреждением.

Анализ, представленный в докладе, охватывает комплексную характеристику актуального состояния детского дома, содержание его деятельности за учебный год и динамики основных показателей развития. Приведенные в докладе данные позволяют адекватно оценить проблемы и определить приоритетные направления работы детского дома и конкретные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие образовательного учреждения.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ

    1. Общие сведения об учреждении

Полное официальное наименование

МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом №1»

Сокращенное официальное наименование

МБОУ «Детский дом №1»

Место нахождение

650003, г.Кемерово, пр.Комсомольский 65 «А»

Телефоны, факс

74-03-91, 73-21-68 (факс)

E-mail

[email protected]

Официальный сайт

http://www.Detdom1.ucoz.ru

Год основания

1956 г.

Устав

Утвержден КУМИ г. Кемерово 03.08.2011

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности

Серия А № 0003300

Свидетельство о государственной аккредитации

Серия АА 146208

Лицензия на право осуществления медицинской деятельности

Серия ФС 0018769

Краткая историческая справка

Детский дом №1 был основан 24 марта 1956 года.

В 1999 году детский дом распоряжением администрации города Кемерово от 21.10.1999г. №2371 получил новый статус - Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа № 1».

В 2011 году переименован в муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом № 1».


Территориальное расположение

МБОУ «Детский дом №1» расположен в Ленинском районе. На прилегающей к детскому дому территории расположены МБОУ «СОШ №94», МБС(К)ОУ «Школа-интернат № 101», жилые дома и сквер.

    1. Состав воспитанников
В детский дом принимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет:

  • дети - сироты;

  • дети, отобранные у родителей по решению суда;

  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых, не установлено.
А также могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

Так, на начало учебного года в детском доме воспитывалось 156 воспитанников, из них:

Сироты - 37 чел.,

Оставшиеся без попечения родителей (законных представителей) – 119 чел.
Количественные характеристики
Численность (на начало уч.г.)

Диаграмма изменения контингента воспитанников

Вывод : численность воспитанников на начало учебного года составила 156, что превышает плановый показатель на 23%. Из диаграммы видно, что наблюдается плановое увеличение общего количества воспитанников 5-9 классов.
Движение контингента воспитанников

Всего воспитанников


Учебный год

2011-2012

2012-2013

На начало учебного года

150

156

Конец учебного года

156

150

Прибыло в течение года

15

12

Выбыло

10

18

Из них:

Усыновлено

1

-

Приемные семьи

3

11

Возвращены родителям

5

1

Опека

1

4

Переведены в другие учреждения

-

2

Вывод : из приведенных данных видно динамичное увеличение количества выбывающих по сравнению с прибывающими воспитанниками.

  1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Коллектив, работающий в детском доме, является сплоченным, инициативным, идущим в ногу с прогрессивными идеями в области педагогики, психологии, здравоохранения. В коллективе работают как молодые специалисты, так и педагоги с большим опытом в количестве 38 человек под руководством директора Коряковой Надежды Федоровны - Заслуженного учителя РФ, лауреата премии им. М.А. Аверина, Почетного гражданина города Кемерово.
Численность


2010-2011

2011-2012

2012-2013

Всего педагогов

42

38

38

мужчин

1

2

2

женщин

41

36

36

Возраст

Образовательный ценз

Образователь-ные

области

Технологии и

методики

Образовательная

область

«Физическое развитие»

  • Э.А.Степаненкова

«Физическое воспитание в детском саду» (2005-2010)

  • Н.С.Галицина

«Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении»(2004)

  • Н.И.Пезулаева

«Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет»

«Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет»

«Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет»(2010)

«Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет»

«Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет»

  • Л.И.Пензулаева

«Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» (2009-2010)

Образовательная

область

«Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

  • А.А.Смоленцева

«Введение в мир экономики»(2000)

«Математика до школы»(1996)

  • И.А.Помораева, В.А.Позина

«Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада»(2006-2010)

«Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада»(2006-2010)

«Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада»(2006-2010)

  • Р.Ю. Посылкина

«Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста» (2002)

Образовательная

область

«Социально-коммуникативное»

  • Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина

«Безопасность на улицах и дорогах», 1997

Методическое пособие для работы с детьми старшего дош.возраста.

  • Т.А.Шорыгина

«Осторожные сказки: Безопасность для малышей»(2004)

  • С.А.Новосёлова, Т.С.Комарова,

Е.В.Зворыгина

«Воспитание игрой»(1986)

О.В.Лещинская-Гурова

«Психологическая готовность детей к игровой деятельности»,

  • В.И.Петрова, Т.Д.Стульник

«Нравственное воспитание в детском саду»(2006-2010)

  • Т.С.Комарова, Л.Ф.Куцакова, Л.Ю.Павлова

«Трудовое воспитание в детском саду»(2005)

  • Л.Ф.Куцакова

«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду»(2007)

Образовательная

область

«Речевое развитие»

Методический комплекс к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой (Дыбина О.В., Максаков А.И., Гербова В.В. 2005)

  • В.В.Гербова

«Приобщение детей к художественной литературе»(2005-2010)

Образовательная

область

«Художественно-эстетическое развитие»

Продуктивная (конструктивная)

деятельность

  • Л.Ф Куцакова

«Занятия по конструированию строительного материала в средней группе»(2006)

«Занятия по конструированию строительного материала в старшей группе»(2006)

Методический комплекс к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой (Т.С.Комарова, О.А.Соломенникова 2005)

  • Н.Б. Халезова

«Декоративная лепка в детском саду» (2005)

  • Т.Н.Доронова

«Дошкольникам об искусстве»(2002)

  • Л.А.Парамонова

«Детское творческое конструирование»(1999)

  • М.Б.Зацепина

«Музыкальное воспитание в детском саду»(2005-2010)

«Культурно-досуговая деятельность»,

«Культурно-досуговая деятельность в детском саду»(2005-2010)

Детская литература:

Возрастная группа

Младшая группа

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички, «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи »...», «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...»,

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира.

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из

стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.).

Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;

Примерный список для заучивания наизусть

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.» - рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.)

Средняя группа

Русский фольклор

«Солнышко-ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа».

Проза. К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

Для заучивания наизусть

А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»);

Старшая группа

Русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок...»; «Как у бабушки козел...»; «Ты мороз, мороз, мороз...»: «Ранним-рано поутру...»: «Грачи-киричи «Ласточка- ласточка...»: «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки. «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути! », голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный садС. Есенин. «Береза», «Черемуха»;Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»; А. Барто. «Веревочка».

Проза. Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; «Чук и Гек» (главы); В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки. А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для заучивания наизусть

Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

Дополнительная литература

Проза. Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Поэзия. С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».

Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы).

Технические средства обучения:

  1. Магнитофон;
  2. Диапроектор;

Наглядно-дидактические пособия:

Образовательные области

Пособия

ОО «Познавательное развитие»

Плакаты большого формата:

Цвет. Форма. Цифры

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

Арктика и Антарктика, Деревья и листья,

Домашние животные, Домашние птицы,

Животные - домашние питомцы, Животные жарких стран, Животные средней полосы, Морские обитатели, Насекомые, Овощи, Фрукты

Цветы, Ягоды лесные, Ягоды садовые

Времена года, Зима, Осень, Весна, Лето.

Рабочие тетради:

«Математика для малышей» 3+, 4+, 5+

ОО «Речевое развитие »

Наглядно-дидактическое пособие.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет:

Плакаты большого формата

Буквы.

Рабочие тетради:

«Уроки грамоты для дошкольников» 3+, 4+, 5+

«Прописи для дошкольников» 4+, 5+4

«Развитие речи у дошкольников» 3+, 4+, 5+

Серия «Рассказы по картинкам»

Колобок. Курочка Ряба. Репка. Теремок.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

Авиация.

Автомобильный транспорт.

Бытовая техника.

Водный транспорт.

Инструменты домашнего мастера. Музыкальные инструменты.

Офисная техника и оборудование. Посуда. Спортивный инвентарь. Школьные принадлежности. День Победы. Знаки дорожного движения. Как избежать неприятностей?, Не играй с огнем. Права ребенка. Российская геральдика. Профессии. Как вести себя в быту. Один дома.

Наглядный материал «Безопасность» в III частях

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Серия «Мир в картинках»

Филимоновская народная игрушка. Городецкая роспись по дереву. Полхов-Майдан. :i

Каргополь -народная игрушка. Дымковская игрушка. Хохлома. Гжель.

Плакаты большого формата

Гжель. Гжель. Орнаменты.. Филимоновская свистулька

Изделия декоративно-прикладного искусства:

Керамические, деревянные, глиняные игрушки и шкатулки с разными росписями.

Серия «Мир в картинках»

Музыкальные инструменты

Великие композиторы

Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение.

К.С. Бабина «Комплексы утренней гимнастики в детском саду.»

Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»

Л.Ф Тихомирова «Упражнение на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет»

М.Г. Дрезина, О.А. Куревина «Навстречу друг другу»

З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи»

О.С. Ушакова «Скажи по-другому» (речевые игры, упражнения)

В. Валина «Веселая арифметика»

А.А. Столяр «Давайте поиграем»

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры к упражнениям в детском саду»

Б. Никитин «Развивающие игры»

Т.А. Сидорчук Серия «Триз дошкольникам»

З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»

А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»

А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»

Т.Г. Карепакова «Формирование дошкольного образа жизни у дошкольников»

Н.Е. Веракса А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»

Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду»

О.А. Соломенникова «Радость творчества»

О.Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду»

Н.Г. Комратова Л.Ф. Гритова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»

Т.А. Кислянская «Игры-заводилки»

Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр»

Л.А. Внгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Ф.Н. Блехер «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Т.В Тарунтаева «Развитие элементарных математических представлений дошкольников»

А.М. Леушина «Обучение счёту в детском саду»

Л.Д. Короткова «Сказкотерапия для дошкольников младших школьников»

Б. П. Никитина «Развивающие игры».

О. А. Шорохова «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников».

А.Ю Капская, Мирончик Т.Д. «Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей

В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Е.Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника

Е.А. Тимофеева «Подвижные игры»
М.А. Рунова «Движение день за днем».

А. К. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.

Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников"

О. Акулова «Театрализованные игры»

А.А. Шадрина «Детские народные игры»

З.М Богуславская, У.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
В.Н. Шебеко «Развивающие игры по физической культуре для младших дошкольников»

Предварительный просмотр:

Перечень используемых технологий.

1. Социоигровая технология

способствует:

Развитию взаимодействия ребенка со сверстниками (коллективные дела в малых группах непосредственно образовательной деятельности);

Коррекции импульсивного, протестного, агрессивного, комфортного поведения;

Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия; (Игры с правилами, игры-соревнования, игры - драматизации, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры)

Создание условий для развития личностных качеств и способностей дошкольников; (Сказкотерапия; создание проблемных ситуаций с элементами самооценки)

Литература.

  1. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников младших школьников»

2. Никитина Б. П. «Развивающие игры».

3. Шорохова О. А. «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников».

4. Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. «Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей

5.В. Воскобовича В.В. «Сказочные лабиринты игры»

6.Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника

7.Тимофеева Е.А. «Подвижные игры»
8. Рунова М.А. «Движение день за днем».

9. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.

10. Удальцова Е. И, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников"

11.Акулова О. «Театрализованные игры»

12.Шадрина А.А. «Детские народные игры»

13.Богуславская З.М., Смирнова У.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
14. Шебеко В.Н. «Развивающие игры по физической культуре для младших дошкольников»

2.Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых

знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Литература.

  1. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
  2. Елжова Н.В. «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении

3.Князькина З. П. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ »

4.Крылова Н.И.» Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия»

5.Харченко Т.Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников»

6.Э.Й.Аанашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду»

3. Личностно-ориентированные технологии

Цель: обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. «Педагогика сотрудничества»

2.Анисимов О.С. КапустинН.П. «Индивидуально – рефлексивная самооценка воспитания»

4.ГраницкаяА.С., В. Д. Шадриков В.Д «Технология индивидуализации обучения»

5.Зайцев Н.А «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте»

6.Карнеги Д. «Технология формирования лидерских качеств»

4.Костина Э.П. «Технология развития креативности» Педагогическая технология развития самостоятельности детей дошкольного возраста.

5.Куцакова Л.В., Гербова В.В., Новоселовал.С.. «Педагогическая технология развития самостоятельности детей дошкольного возраста»

6.МашароваТ.В. «Использование личностно-ориентированных технологий в образовании»

7.Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская А.Н. «Региональный опыт использования технологии портфолио в практике Российской школы»

8. Б. Эльконина-В. В. Давыдова Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

4.Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)

Используются для повышения эффективности образовательного процесса в:

Подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, (сканирование, интернет- ресурсы; принтер, презентация);

Подборе дополнительного познавательного материала к непосредственно образовательной деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

Обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками других педагогов России

Оформлении групповой документации, отчетов

Создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, праздничных мероприятий;

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для непосредственно образовательной деятельности, расширения кругозора детей;

Оформление буклетов, визитной карточки группы, материалов по различным направлениям деятельности.

Средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями:

∙ Компьютер

Мультимедийный проектор

∙ Принтер

Видеомагнитофон

∙ Фотоаппарат

∙ Видеокамера

5.Технологии проектной деятельности.

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

Литература.

  1. Полат Е.С. «Метод проектов»
  1. КиселёваЛ.С., Т.А. Данилина Т.А., ЛагодаТ.С., М.Б. Зуйкова М.Б. "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения" М.: "АРКТИ", 2006г.
  2. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»
  3. Шестакова В. "Праздники и развлечения для дошкольников и младших школьников"
  4. Коренева Т. «Музыкально-ритмопластические спектакли для детей дошкольного младшего и сред. школьного возраста.»
  5. Власенко О.П. «Лето красное, звонче пой!». Сценарии утренников и развлечений для дошкольников

6.Технологии исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления..
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;

Трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Литература.

1.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

2. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»

  • Базисная программа развития ребёнка – дошкольника "Истоки", Москва, Центр "Дошкольное детство" имени А. В. Запорожца, 1997 год.
  • Белошистая А. В. "Обучение математике в ДОУ", Москва, "Айрис - пресс", 2005 год.
  • Белошистая А. В. Современные программы математического образования дошкольников, Феникс, 2005 год.
  • Давидчук А. Н. "Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений", Дошкольное воспитание № 12 – 1996 год стр.71.
  • Ерофеева Т. "Немного о математике и не только о ней", Дошкольное воспитание № 10 – 2001 год стр.7.
  • Ерофеева Т. И. "Знакомство с математикой", Москва "Просвещение", 2006 год.
  • Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. "Математика для дошкольников", Москва "Просвещение", 1992 год.
  • Корнеева Г., Родина Е. "Современные подходы к обучению дошкольников математике", Дошкольное воспитание № 3 – 2000 год стр.46.
  • Методические советы по программе "Детство", Санкт – Петербург "Детство - пресс", 2003 год.
  • Михайлова З. А. "Игровые занимательные задачи для дошкольников", Москва "Просвещение", 1985 год.
  • Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. "Математика от 3 до 7", Санкт – Петербург "Акцидент", 1998 год.
  • Михайлова З. А., Цыплашкина И. Н. "Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей. Диагностика освоенности математических представлений", Санкт – Петербург "Детство - пресс", 2002 год.
  • Новикова В. П. "Математика в детском саду", Москва, "Мозаика - Синтез", 2001 год.
  • Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. "Логика и математика для дошкольников", Санкт – Петербург "Акцидент", 1996 год.
  • Осипова Л. Е. "Работа детского сада с семьёй", издательство "Скрипторий 2003", 2008 год.
  • Перова М. Н. "Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста", Москва "Просвещение", 1996 год.
  • Поддъяков Н. "Проблемы психического развития ребёнка", Дошкольное воспитание № 9 – 2001 год стр.68.
  • Попова М. В. "Психология растущего человека", Москва, Творческий центр "Сфера", 2002 год.
  • Программа "Развитие"(основные положения), Москва, "Новая школа", 1994 год.
  • Смоленцева А. А. "Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием", Москва, "Просвещение", 1987 год.
  • Смоленцева А. А., Суворова О. В. "Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей", Нижний Новгород, 1999 год.
  • Столяр А. А. "Давайте поиграем", Москва "Просвещение", 1991 год.
  • Удальцова Е. И. "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, "Народная Асвета", 1976 год.
  • Фидлер М. "Математика уже в детском саду", Москва "Просвещение", 1981 год.
  • Щербакова Е. И. "Методика обучения математике в детском саду", Москва, 1998 год.

Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения

отчет по практике

4. Методическое обеспечение образовательного процесса

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому, создавая развивающую среду, оформляя групповые комнаты, учитываются особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организована так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.

Развивающая предметно-пространственная представлена центрами активности детей и оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, группа соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно - гигиеническим требованиям.

Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе находятся ковры различных размеров для игр детей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Столы и стулья переставляются в зависимости от задуманной деятельности.

В центре активности познавательному развитию весь игровой и дидактический материал расположен на открытых полках, обеспечивающих легкий доступ детей.

Центры предназначены как для самостоятельной, так и для совместной деятельности детей и взрослых

В центры активности помещен материал для опережающего развития детей

Все материалы развешаны на уровне глаз ребенка. В группе оборудованы информационные стены - магнитные доски, где дети могут размещать материалы к тематическим неделям, которые будут востребованы в образовательной работе: иллюстрации, картины, схемы, памятки, информационные листки и т. д. Причем дети являются активными преобразователями окружающего пространства.

Центр речевого развития включает в себя книжный уголок, который расположен на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой и тематическим планированием. На одной полке представлены авторские книги, на другой - книги о временах года, на третьей - произведения устного народного творчества (загадки, пословицы, скороговорки, русские народные сказки и сказки народов мира). Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей, книжки-самоделки, любимые книжки детей, альбомы для рассматривания по изучаемым лексическим темам, книги и иллюстрации по краеведению. Все книги и иллюстрации обновляются каждую неделю.

Центр активности по экологическому развитию детей расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.

Этот центр сочетает в себе центр экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями и паспортами на них, лейками, опрыскивателем. Здесь же представлены буклеты, альбомы, дидактические игры, лото и домино о временах года, животных, овощах, фруктах.

В центре художественного - эстетического развития - имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Совместно с детьми было изготовлено дидактическое пособие «Окошки для мышат».

Это пособие может использоваться во время НОД, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе.

Дидактическая игра "Окошки для мышат" предназначена для изучения, повторения и закрепления основных цветов; формируя умение узнавать различать и называть некоторые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; группировать предметы по цвету, форме; развивает мелкую моторику пальцев рук. Материал: цветной картон, изображение мышек (раскраски, бархатная цветная бумага, клей, степлер, липучка, смотрим Приложение Г..

Адаптированная образовательная программа по математике во 2–ом Б классе для учащегося с легкой степенью умственной отсталости

Программно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику...

Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов

Администрация училища, преподаватели и мастера производственного обучения, используя здоровьесберегающие образовательные технологии, обращают внимание на следующие факторы. Во-первых, на действие звуковых раздражителей...

Медиация в учебных заведениях Российской Федерации

На первом этапе своей деятельности лаборатория медиации столкнулась с дефицитом научно-методического обеспечения развития школьной медиации в образовании, дефицитом кадрового обеспечения (сокращение педагогов-психологов...

Методический анализ темы "Языки программирования баз данных и СУБД"

Кадровое обеспечение образовательного процесса (по стажу и образованию) Показатели Кол-во % к общему количеству педагогов Всего педагогов 75 100,0 Педагоги, имеющие образование: 75 100,0 Среднее специальное, всего 17 20,2 в т.ч...

Организация деятельности Центра развития творчества детей и юношества г. Киселевска

Материальная база Центр развития творчества детей и юношества г. Киселевска располагает: · Учебными помещениями: 5; · Швейной мастерской, оснащенной универсальными (стачивающая) и специальными (петельная, обметочная, зигзаг) машинами...

Организация методической работы в дошкольном учреждении

Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение методического процесса. С этого начинается организация методической работы в любом МДОУ...

Педагогические условия организации закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста

Важным педагогическим условием организации закаливания детей в ДОУ является методическое обеспечение: наличие литературы, пособий, рекомендаций по закаливанию, отчетов о проделанной работе, диагностик результативности. Все это...

Применение мнемотехнических приемов для формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка

Основной формой организации учебного процесса в общеобразовательной школе является урок. Урок -- форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками...

Реальным воплощением современных информационных технологий в учебном процессе является система развивающих средств обучения, построенная на базе электронных учебных пособий...

Традиционные и инновационные методы обучения иностранному языку

До того, как ребёнок достигнет 6-7 лет, происходит активное формирование нейронных связей. Именно этому периоду жизни маленького человека необходимо уделять особое внимание.

Дошкольные образовательные учреждения, принимая значительную долю участия в развитии детей, возлагают на себя огромную ответственность. Давайте же узнаем, из каких направлений складывается образовательный процесс в ДОУ.

Планирование образовательного процесса в ДОУ

Выбор формы планирования крайне важен не только для удобства воспитателя, но и для эффективной организации образовательного процесса. Предлагаем ознакомиться с планом Н. А. Коротковой. Он основан на комплексно-тематическом принципе планирования. Компактен. Разрешает охватить все факторы, образующие темы и культурные практики в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, а также разглядеть их взаимосвязь во времени.

Таблица Н. А. Коротковой

А вот вариант плана, широко используемого в работе МДОУ №26:

Рассмотрим подробно ещё один вариант планирования образовательного процесса, состоящий из четырёх разделов.

1-й раздел. Общие сведения

Раздел подразумевает использование таблиц, которые составляются воспитателями группы под присмотром старшего воспитателя в самом начале учебного года. В этих таблицах содержатся следующие столбцы:

  • данные о детях и родителях;
  • взаимодействие с родителями;
  • режим дня на холодное время года;
  • режим дня на тёплое время года;
  • листок здоровья;
  • система закаливания;
  • режим физической активности;
  • гимнастика;
  • итоги обследования речи детей;
  • индивидуальная работа с воспитанниками по звуковой культуре речи.

2-й раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми

Второй раздел можно представить в виде таблицы, которая предусматривает перспективное планирование на учебный год с разбивкой на месяцы и недели. Она выстраивается с учётом традиций, событий, праздников.

Комплексно-тематическое планирование.

При составлении плана необходимо учитывать развивающую среду, способствующую становлению самостоятельности детей:

  • события, происходящие в реальном мире и возбуждающие интерес детей;
  • события воображаемые, рассказываемые воспитателем из художественного произведения;
  • события, специально «смоделированные» педагогом. Изучение неизвестных прежде детям предметов с необычным эффектом или предназначением, которые будут вызывать детский интерес и подвигать их к активности;
  • события, случающиеся в жизни возрастной группы, которые «заражают» детей и приводят к укрепляющейся на какое-то время заинтересованности.

3-й раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности

Раздел предусматривает планирование работы с детьми на 3 месяца и на 1 месяц по основным видам детской деятельности:

  • коммуникативная;
  • двигательная;
  • изобразительная;
  • трудовая;
  • познавательная;
  • музыкальная;
  • игровая;
  • восприятие художественной литературы;
  • конструирование.

Каждая из них обладает своими специфическими блоками и планируется как в коллективной деятельности с воспитателем, так и в независимой деятельности детей.

4 -й раздел. Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)

К еженедельному плану работы подключаются ещё два блока: содержание НОД и формы организации деятельности детей.

Чтобы обеспечить высокое качество педагогического процесса, необходимо осуществлять контроль за полнотой выполнения заданной программы, педагоги используют перспективно-тематическое и календарное планирование. Оно основывается на следующих принципах, которые должны соблюдаться и учитываться в работе:

  1. Оптимальность учебной нагрузки в соответствии с СанПиНом.
  2. Внесение в планы педагогического процесса деятельности, способствующей физическому росту и развитию детей.
  3. Соблюдение медико-гигиенических норм непосредственно во время педагогического процесса. В особенности это касается режимных действий и процедур.
  4. Учёт местного климата, времени года и погодных условий. Иметь в запасе план на день в неожиданную непогоду будет большим плюсом.
  5. Понимание и учёт индивидуальных особенностей детей: их темперамент, интересы, сильные и слабые стороны, комплексы. Это помощь в поиске подхода для вовлечения детей в педагогический процесс.
  6. Рациональное чередование самостоятельной и организованной деятельности детей раннего возраста и дошколят.
  7. Учёт перемены умственной активности детей в течение недели. Вторник и среда — «загруженные дни» и на их долю выпадает чередование занятий с предельной умственной нагрузкой и занятий с высокой двигательной активностью.
  8. Проявление внимания к уровню развития воспитанников (индивидуальная работа с каждым ребёнком и разделение занятий/игр по подгруппам).
  9. Понимание взаимосвязи обучающих процессов и развития детей. Задачи, направленные на обучение, должны быть включены в различные виды деятельности.
  10. Последовательность и систематичность воспитательных действий. К примеру, можно взять любую ролевую игру:
  • день первый - ознакомить детей с игрой и правилами ролевого поведения;
  • день второй - дать понять, что план игры полезно придумывать заранее;
  • день третий - совместить с другой ролевой игрой;
  • и т. д., усложняя задачи.
  1. Внесение в план занятий, направленных на эмоциональную разрядку, таких как музыка, психогимнастика, релаксация.
  2. Поиск, включение и поддержание мотивации для детей ко всем видам занятий.
  3. Взаимодействие с остальными специалистами и объединение усилий: интегрированные занятия и их подготовка.
  4. Разнообразие занятий для максимального раскрытия потенциала каждого ребёнка.
  5. Соответствие строящихся планов с общими задачами ДОУ.
  6. Вовлечение в воспитательный и образовательный процессы родителей.

Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ

В любом ДОУ, находящемся в режиме постоянного функционирования, на методическую службу выпадает профессиональная забота об обеспечении коррекции образовательно-воспитательного процесса в случаях его отклонения от норм. Результативность воспитательного процесса — это следствие организованной работы всей команды педагогов и специалистов узкой направленности. Увеличение этой результативности в ДОУ напрямую зависит от качества труда воспитателя, условий, выстроенных руководителем для творческого поиска инновационных методов и форм взаимодействия с детьми, а также от сложившихся в педагогическом коллективе взаимоотношений. Формирование личности педагога — одна из важнейших составляющих методической работы.

Если коллектив дошкольного образовательного учреждения переходит в режим обновления содержания обучения или же реализует новые педагогические технологии, то необходимо разработать новую модель методической деятельности. Это необходимо для обеспечения успешного перевода учреждения из функционирующего режима в режим развития.

Общая картина задач по методической работе выглядит следующим образом :

  • поддержание уровня педагогических навыков и знаний;
  • повышение уровня педагогических знаний;
  • повышение уровня мастерства и профессиональной техники педагога;
  • рост уровня психологической компетентности и готовности специалиста;
  • изучение и применение на практике современных методик воспитания;
  • поддержка специалистов, ведущих разработку авторских программ и пособий;
  • выработка устойчивых профессиональных ценностей и убеждений;
  • формирование интереса и умения творчески подходить к работе;
  • организация условий для привития интереса педагогов к самообразованию;
  • способствование усвоению и практическому использованию педагогов в своей деятельности технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания;
  • способствование усвоению и практическому использованию современных способов диагностирования успешности детей;
  • способствование практическому использованию в работе основ научной организации труда.

Анализ задач позволяет сделать вывод о том, что методическая работа в ДОУ - это единая система взаимосвязанных мер, целью которой является повышение профессионального мастерства воспитателей и поддержание качества образовательной работы в ДОУ на должном уровне.

  1. Развитие личностных качеств педагога. Функции :
  • обогащение знаний, как в теории, так и на практике;
  • развитие ценностных ориентаций;
  • мотивирование творческой деятельности;
  • формирование нравственных качеств;
  • выработка актуального в настоящее время педагогического мышления;
  • выработка способности к эмоционально-волевой саморегуляции;
  • развитие профессиональной техники и мастерства.
  1. Развитие творческих возможностей коллектива. Функции :
  • формирование общих педагогических взглядов, традиций и ориентаций;
  • обнаружение, исследование и распространение прогрессивного педагогического опыта;
  • материальное и моральное стимулирование инициативы и творчества;
  • организация диагностики детей и педагогов;
  • экспертная оценка пособий, авторских программ и планов, разработанных коллективом;
  • анализ определённых результатов педагогического процесса;
  • приобщение коллектива к научно-исследовательской работе.
  1. Обновление процесса образования и формирование сотрудничества ДОУ с иными образовательными системами . Функции :
  • поддержка в понимании требований общественного заказа и нормативных документов, обеспечивающих деятельность ДОУ;
  • реализация преимуществ ведущего и новаторского опыта;
  • внедрение научных достижений психологии и педагогики;
  • популяризация за рамки ДОУ опыта работы педагогического коллектива.

Основой методической работы дошкольной образовательной организации являются :

  • документы, предоставляемые правительством и государством;
  • улучшенные образовательные программы и учебные пособия, способствующие реконструкции педагогического процесса;
  • положительные стороны системы дошкольного образования;
  • инструктивно-методические документы;
  • информация о передовом и массовом опыте;
  • свежие результаты исследований в психолого-педагогической области;
  • результаты анализа образовательно-воспитательного процесса;
  • сведения об уровне развития воспитанников;
  • сведения об уровне развития профессиональной осведомлённости педагогов.

Практика говорит следующее: упущение из виду любого из этих источников приводит к оскудению и потере актуальности содержания методической работы и, соответственно, к понижению её эффективности.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ


Вопрос использования компьютеров, интернета и других современных вспомогательных средств для дошкольного образования в рамках ФГОС сегодня весьма актуален.

После вступления в силу приказа Минобрнауки №1155 от 01.01.2014 появились новые требования к педагогам дошкольного образования. Одно из новых требований — это владение ИКТ-компетенциями, достаточное для планирования, осуществления и оценки образовательной деятельности.

Средства ИКТ — это интернет, персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны, телевизоры, проигрыватели мультимедиа, то есть всё, что может оказывать помощь и расширять возможности коммуникации и информационной доступности.

Главные направления использования ИКТ в ДОУ:

  1. При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми . Часто то, что трудно растолковать ребёнку на словах или показать на примере в реальной жизни, можно легко объяснить и продемонстрировать в иллюстрациях, презентациях, познавательных видеороликах и аудиозаписях. Правильное использование интернета позволяет педагогам участвовать с детьми в разнообразных конкурсах по различным направлениям развития. Наиболее целесообразно прибегать к использованию ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.
  2. Взаимодействие специалистов дошкольного образования с родителями. В этом случае ИКТ могут послужить средствами вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, даже если у них сильно ограничено время для очного общения с педагогами. Как это может выглядеть? Например, персональная страничка в соцсети, на которой можно:
  • организовать удалённые консультации;
  • создать фотогалереи по прошедшим событиям (чем занимались дети на занятиях);
  • публиковать текстовые заметки типа «Сегодня мы учились петь песню «В лесу родилась ёлочка», прикреплять к ним аудиозапись и текст песни, чтобы дома родители с ребёнком могли повторить эту песенку;
  • проводить опросы для родителей, направленные на решение общих проблем;
  • организовать открытые обсуждения, чтобы родители могли делиться своим мнением и опытом.

Также средства ИКТ можно использовать для оформления наглядного материала при проведении родительских собраний, практикумов, круглых столов.

  1. При организации методической части работы с педагогами. Семинары, конференции и педсоветы можно представить и без дополнений в виде мультимедийного сопровождения: видеосюжетов, схем, диаграмм, текстового сопровождения на экране. Но ведь включение этих дополнений в доклады как минимум повышает эффективность методической работы и снижает временные затраты.

Следовательно, применение ИКТ в ДОУ оказывает неоспоримую помощь в образовательном процессе. Специалисты ДОУ имеют возможность профессионально развиваться посредством общения с коллегами в сети Интернет. Используя электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в работе с детьми, педагоги могут мотивировать воспитанников к познавательной деятельности новыми способами. А мотивация в свою очередь служит хорошим стимулом к развитию, росту и достижениям детей. Родитель, отмечающий интерес ребёнка к образовательному учреждению, станет активнее принимать участие в групповых проектах и будет охотнее прислушиваться к советам педагогов.

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ

Стержневым положением ФГОС в дошкольном образовании является принцип индивидуализации. Индивидуализация представляет собой процесс пробуждения интереса у человека к приобретению собственного опыта и самоанализу. По-хорошему, в этом процессе ребёнок признаёт себя личностью, имеющей возможность свободно определять и реализовывать личные цели. При этом к нему приходит понимание, что он сам несёт ответственность за принятие решений и за свою деятельность.

Индивидуализация образования — действия, осуществляемые педагогами с целью поиска, выработки и дальнейшей конструкции у конкретного ребёнка собственного «человеческого образа».

Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ

Педагогическая технология - комплекс психолого-педагогических установок, которые определяют выбор воспитательных средств, форм, приёмов, методов и способов обучения. Своего рода организационно-методический кладезь педагогического процесса.

Инновационными же технологиями в образовательном процессе можно назвать те, которые были созданы или изменены с целью выхода на качественно новые результаты по завершении определённого объёма работы.

Вот общий список технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях:

  • Метод проектов;
  • Здоровьесбережение;
  • Исследовательская деятельность;
  • Портфолио;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Игровые технологии.

Суть инновации сводится к тому, чтобы показатели образовательного учреждения выглядели приблизительно следующим образом:

  • удовлетворение меняющихся со временем образовательных потребностей населения;
  • постоянность инновационной работы и поисковой характер деятельности специалистов;
  • периодическое внесение изменений в цели ДОУ в соответствии с меняющимися условиями экономической и культурной жизни региона;
  • высокий уровень образовательного учреждения как целостной системы.

Использование инновационных технологий актуально тогда, когда есть реальная проблема, когда создаются противоречия между прогнозируемыми и реальными результатами. Инновация успешна в том случае, если с её помощью удалось решить ту или иную проблему в ДОУ. Поэтому подход к инновационным задачам так важен. Он должен быть тщательно распланирован и принят всеми участниками образовательного процесса.

Модели организации образовательного процесса в ДОУ

Разберём модели образовательного процесса по видам.

Учебная модель

В учебной модели воспитатель занимает учительскую позицию. Именно ему принадлежит направление и инициатива деятельности ребёнка. Цель учебной модели — предварительное строгое программирование образовательной среды с помощью соответствующих методик.

В этой модели образовательный процесс реализуется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Для тех педагогов, которые её практикуют, она представляет ценность из-за своей доступности (конспекты-разработки по отдельным методикам часто издаются) и высокой технологичности.

Предметно-средовая модель

В данной модели воспитатель выступает в роли организатора предметной среды. В его задачи входит:

  • подбор развивающего материала;
  • побуждение ребёнка действовать в различных ситуациях:
  • отметка об ошибках в действиях ребёнка.

Хороший пример классической предметно-средовой модели — система Марии Монтессори. Модель предусматривает менее жёсткую организацию предметной среды и пробуждение творческого потенциала педагога. Определение набора тем выпадает на воспитателя, что вносит систематичность в образовательный процесс (направленность которого в большей степени — расширение представлений ребёнка об окружающем мире). Чаще всего это моделью пользуются педагоги-логопеды. Отбор тем — очень сложный процесс. К творческому и педагогическому потенциалу, общей культуре воспитателя данная модель предъявляет высокие требования.

Комплексно-тематическая модель

Для организации образовательных содержаний в комплексно-тематической модели за основу берётся тема, выступающая как сообщаемое знание. При её подаче важно использовать образно-эмоциональную форму. Дети приобретают опыт присутствия в теме посредством деятельности, организованной воспитателем, а тот в свою очередь занимает более свободную позицию, приближенную к партнёрской.

Этапы образовательного процесса в ДОУ

Структура образовательного процесса, основанная на системно-деятельностном подходе, может выглядеть следующим образом.

Введение в образовательную ситуацию

Первый этап базируется на формировании психологической направленности на игровую активность. Воспитатель, оценивая различные ситуации и возрастную группу, с которой работает в данный момент, применяет соответствующие приёмы работы.

Для примера можно взять персонажа, который случайно заскочил на огонёк в детский сад (его роль может исполнять как педагог, непосредственно работающий с группой, так и вспомогательный специалист, аниматор или родитель). Пусть это будет белка с мешком орехов. Для пущего эффекта к приветствию белки и её дальнейшему присутствию можно добавить звуки леса, спрятать шишки по комнате для дальнейшей игры. Под всю эту шумиху можно проводить обучающий процесс под видом игры или рассказа.

Создание проблемной ситуации

Второй и очень важный этап. Детям даётся возможность действовать в знакомой ситуации, но при этом воспитатель вводит в неё проблему, которая должна заинтересовать детей и активизировать их умственную деятельность.

Значимая часть этого этапа — предлагать детям делать выбор, исходя из их личного опыта. Оценка же ответов детей на данном этапе менее важна.

Пример с нашей белкой: «Белка любит гулять в лесу со своими друзьями. Ребята, а вы бы хотели прогуляться по лесу с белкой? Вы поможете белке собрать шишки?». Вспоминаем про спрятанные шишки и начинаем игру по поиску шишек.

Когда игра закончится, можно рассказать о том, что у белки очень мало друзей, они все куда-то подевались. «Куда же подевались друзья белки? Кто подскажет?» и дети начнут выдавать свои варианты. Когда предложения кончатся, можно тактично рассказать о том, что белок забирают люди.

Выполнение действий

На этом этапе создаётся новая последовательность действий на основе прежней последовательности и происходит возвращение к проблеме. Решение проблемы основывается на поучительном материале.

На примере нашей мученицы-белки можно организовать обсуждение такой проблемы с детьми: «Как белке завести новых друзей? Что сделать, чтобы белки больше не пропадали?». Затем предложить несколько правильных знаков-подсказок для детей, чтобы они смогли понять и самостоятельно растолковать, что нельзя забирать белок из леса, нельзя мучить их, что у них там свои детёныши остаются без мамы-белки и т. д.

Подведение итогов и анализ проведённой деятельности

На четвёртом этапе происходит:

  • закрепление полученных знаний наводящими вопросами: «Что мы сегодня узнали?»;
  • выяснение практического использования новых способов решения проблемы: «Как вы будете поступать с белками?»;
  • оценка эмоциональной составляющей: «Вы хотите помочь белке? Вам жалко тех белок, которых забрали люди?»;
  • рефлексия действий в группе: «Что вы сегодня смогли сделать вместе с ребятами?»;
  • рефлексия собственных действий ребёнка: «Что у тебя получилось? Что тебе не удалось? Почему?».

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ

Для растущего человека корневым и приоритетным «учебным заведением», конечно же, является семья. Это его мир, в котором он учится всему, приобретает эмоционально-нравственный опыт: отношение к окружающим, убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Что можно сказать о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями? В первую очередь, необходимо объединить цели, сосредоточить внимание и организовать совместную деятельность для развития гармоничного и здорового воспитанника. Главные задачи педагогов при этом:

  • приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ;
  • объединение усилий ДОУ и родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;
  • вовлечение родителей в активное участие в деятельности детского сада, посредством организации увлекательных форм работы;
  • обогащение воспитательно-образовательных навыков родителей;
  • создание среды общения между родителями для обмена опытом.

Предполагаемые результаты выполнения этих задач:

  • положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;
  • повышение педагогической грамотности самих родителей;
  • обогащение практики межличностного общения детей, родителей и педагогов;
  • плодотворное творческое взаимодействие воспитателей и родителей;
  • рост профессиональной компетентности педагогов.

Выделим основные направления взаимодействия с родителями:

  1. Совершенствование педагогических умений родителей, посредством групповых консультаций, родительских собраний, индивидуальных бесед, родительских уголков.
  2. Вовлечение семьи в работу ДОУ с помощью организации совместных мероприятий.

А теперь отметим наиболее результативные формы взаимодействия с родителями:

  1. Информационно-коммуникативные.
  2. Коллективные
  3. Наглядно-информационные.
  4. Индивидуальные.

Готовых технологий для взаимодействия с родителями не существует. Это трудная работа, успех которой зависит от инициативы педагога, его терпения, профессионализма и умения найти подход к каждому ребёнку и родителю.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция

(условия организации воспитательно-образовательного процесса, условия комфортности, материально-техническое обеспечение, организация питания)

Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

2. условия организации воспитательно-образовательного процесса

В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ среда должна:

−соответствовать принципу развивающего образования, цель которой - развитие ребенка

−сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости;

−обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой образовательных областей;

−предусматривать решение задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

−в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей.

Таким образом, организация образовательной среды - направление, связанное с созданием целостной системы материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно- воспитательных задач в оптимальных условиях.

3. Вся работа в воспитательно -образовательном процессе проводится по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • интеграция задач художественно - эстетического воспитания дошкольников в целостный педагогический процесс;
  • взаимодействие с семьёй в интересах полноценного развития ребёнка;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

4. условия комфортности

Начальный этап воспитательно-образовательного процесса дошкольника – это адаптация, успешность которой будет зависеть от того, какие подходы и методы используют педагог и родитель. Комфортность – уютная атмосфера для детей и взрослых, удовлетворение основных жизненных потребностей: в эмоционально-психологической, нравственной; охране жизни и здоровья, в общении, участие в жизни детского сада.

В нашем детском саду созданы условия по обеспечению социально-психологической комфортности:

предметно-развивающая среда (эстетичность, полифункциональность помещений ДОУ и

оборудования); индивидуальность, дифференцированный подход в организации воспитательно-образовательного процесса; сотрудничество педагогов.

1. До прихода в детский сад необходимо проводить анкетирование для того, чтобы проанализировать готовность ребенка к поступлению в ДОУ.

5. 2. В период адаптации проводится ряд следующих мероприятий с детьми:

Использование музыкального сопровождения, Обеспечение теплового комфорта, Использование массажа, Назначение витаминов, Сохранение привычных воспитательных приемов.

Щадящий режим, Дневной сон, Прогулки на свежем воздухе, Питание, Спокойная и доброжелательная обстановка в семье, Положительно настроенные родители на посещение ребенком детского сада.

6. С точки зрения психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе, выделяется определенная последовательность использования современных подходов в режиме дня дошкольника.

1) Начнем с того, что ребенок утром приходит в детский сад. Многие дети плачут и по какой-то причине не заходят в группу, именно в этом случае мы можем использовать ситуацию – отвлечение:

Чтение потешки. Использование игрушек. Использование игровой ситуации.

7. 2) Следующий момент – это утренняя гимнастика. Мы можем использовать следующие подходы: Проведение гимнастики в игровой форме. Использование положительного эмоционального настроя. Учитывать индивидуальные желания детей.

8. 3) Самостоятельная деятельность детей: Использование детьми различных игровых материалов. Использование личностно-ориентированного стиля общения педагога.

9. 4) Деятельность детей на занятиях: Все занятия проводятся в игровой форме. Перед занятием психологическая игра. Дыхательная гимнастика. Занятия проводятся по подгруппам. Использование индивидуальных занятий

10. 5) Для смены деятельности и снятия эмоционального напряжения после занятий можно использовать следующие подходы: Релаксация. Игротерапия (использование театрализованных игр, подвижных игр, словесных игр, игр-забав, игр со строительным материалом) .

11. 6) Следующий важный момент – приготовление ко сну: Индивидуальный подход. Усыпительная гимнастика. Чтение книг.

7) Современные мероприятия, которые проводятся после сна: Гимнастика после сна. Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты: Носиком вдохнули (делаем носом вдох) , Ротиком подули (3-4 раза) Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем. Улыбку вдыхаем – «капризки» выдыхаем. Здоровье вдыхаем – болезнь отпускаем! Гимнастика в кроватях. Метод обширного умывания. Закаливающие мероприятия.

8) При проведении всех последующих режимных моментов необходимо учитывать: Личностно-ориентированный подход. Общение на уровне глаз. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Использовать психологические и эмоциональные игры.

12. материально-техническое обеспечение

Большая роль в эффективности качества воспитательно- образовательного процесса детского сада отводится материально- техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей.

В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью. Помещения групп детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.

13. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты. Каждая группа имеет свое «лицо» в соответствии с названием. В целом она организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группах порядок и уют. При создании предметно-развивающей среды в групповых комнатах также учтена полоролевая специфика. Созданы игровые уголки для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки изодеятельности, театрализованной деятельности, уголки для самостоятельной деятельности детей.

14. Музыкальный зал. Для выполнения задач по художественно- эстетическому циклу имеется красиво оформленный музыкальный зал, музыкальные инструменты для обучения игре на них.

15. В дошкольном учреждении созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития:

Спортивный зал оборудован необходимым инвентарем для проведения закаливающих мероприятий, разработана система упражнений для занятий на спортивных тренажерах; предстоит разработать и разместить информацию по вопросам физического воспитания на официальном сайте ДОУ.

16. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, проводится вакцинация детей против гриппа, предстоит освоить систему оздоровительной работы с детьми (закаливание, воздушные ванны, босохождение в теплое время, гимнастика после сна, курсы поливитаминов) ;

17. в дошкольном образовательном учреждении функционируют следующие помещения:

методический кабинет; кабинет заведующей; кабинет завхоза, бассейн, прачечная, кухня. Игровые площадки на территории д/с,

В условиях современного развития общества невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому нашему учреждению также необходимо внедрять информационные технологии в систему дошкольного воспитания и обучения.

18. организация питания

Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества как в семье, так и в организованных детских коллективах.

Основным принципом питания дошкольников в детском саду служит максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей. Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Надо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.

19. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, причем три из них обязательно включают горячее блюдо.

Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов) , у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

Организация питания детей в детском саду должно сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.

Уважаемые родители!

Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты.

Никогда не давайте ребенку с собой никаких продуктов питания, это может навредить его здоровью!!!

Спасибо за внимание!