Произвольная память. Виды памяти

Произвольная и непроизвольная память

Словесно-логическая память

Образная память

Эмоциональная память

Двигательная (моторная) память

Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память

В различных видах деятельности могут преобладать различные виды активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается соответственно в движениях, чувствах, образах, мыслях. Виды памяти, которые обслуживают эти процессы, получили название двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная (моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться ходить, писать и т. д.

Эмоциональная память - это память на эмоции, чувства, переживания. Эмоции всегда сигнализируют нам, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают нас к действию, либо удерживают от него. Способность сочувствовать другому человеку также

основана на эмоциональной памяти. Часто именно эмоциональная память оказывается сильнее других видов памяти.

Образная память - это память на образы, представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Некоторые люди способны вызвать в своем сознании очень яркие образы памяти, которые детализированы и наглядны - эйдетические образы.

Словесно-логическая память - это память на мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память присутствует только у человека (в отличие от эмоциональной, двигательной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным), и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 71


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]



В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Что влияет на непроизвольное запоминание? Какие ситуации непроизвольно «врезаются» нам в память? Отечественный психолог П. И. Зинченко (1961) провел серию экспериментов, направленных на изучение произвольного и непроизвольного запоминания. Экспериментатор неожиданно для испытуемых просил их вспомнить все, что они запомнили по дороге из дома на работу и рассказать. В ходе исследования выяснилось, что испытуемые чаще всего запоминали:



То, что делали (а не то, о чем думали);

То, что способствовало или препятствовало цели;

Нечто странное и необычное;

То, что было связано с кругом знаний и интересов испытуемого.

Автор сравнивал продуктивность непроизвольного запоминания одного и того же материала в зависимости от того, какое место занимает этот материал в структуре деятельности (мотив, цель, способ выполнения деятельности). Был получен убедительный результат: материал, связанный с целью, запоминается лучше по сравнению с материалом, связанным с условиями достижения цели. Фоновые раздражители запоминались хуже всего.

П. И. Зинченко также исследовал особенности запоминания в зависимости от того, насколько активной и содержательной была та мыслительная работа, «внутри которой осуществлялось запоминание». Испытуемым давалась задача механически запомнить слова или найти смысловую связь между словами. Было показано, что чем более осмысливалось содержание слов и, чем больше требовалось активности при этом осмысливании, тем лучше запоминались слова. Итак, психологами

был сделан вывод о том, что непроизвольное запоминание зависит от основной линии деятельности, в ходе которой оно осуществлялось, и от мотивов и намерений, определяющих эту деятельность.

Пожалуй, важнейшей особенностью человеческой психики является память . Благодаря ей индивид способен удерживать каждый когнитивный элемент.

Произвольная и непроизвольная память у детей

И все это благодаря памяти.

Памяти свойственны произвольность и непроизвольность . Как раз о непроизвольной детской памяти тут и стоит порассуждать.

На основе непроизвольной памяти без применения каких-либо мнемических усилий формируется основной жизненный когнитивный опыт ребенка. Все время поражаюсь этому процессу. Когда приезжаю к своей внучке возрастом менее трех лет, всегда поражаюсь, как много она знает по сравнению с предыдущим моим приездом. Новые выражения, да такие своеобразные. Откуда она этого набралась. Родители уж точно такому не учили. Но ведь где-то услышала. Понятно, что телевидение и компьютер играют тут весьма развивающую роль. Но ведь нужно это все налету схватить и запомнить. Вот такой удивительный процесс — эта память.

Что же касается нашей сайтовой тематики, то достаточно сказать, о том, что детям свойственно запоминание. Ребенок запоминает непроизвольно очень много информации.

Но подходит время идти ребенку в школу. И тут непроизвольности запоминания мало. Объем школьной информации потребует от малыша больших усилий, чтобы удержать ее в памяти. На смену непроизвольной памяти должна прийти произвольная. Память у детей надо формировать.

Для формирования произвольной памяти часто используют различные приемы, специальные игры и упражнения. Те методы, которые подходят данному возрасту.

Такой дух соперничества является отличным приемом формирования произвольности памяти .

На тему произвольности и непроизвольности памяти старших дошкольников написана курсовая работа. Ознакомиться с планом этой работы можно ниже. Заказать можно по адресу на главной странице.

Пожалуй, важнейшей особенностью человеческой психики является память. Благодаря ей индивид способен удерживать каждый когнитивный элемент.

Если сказать проще, то благодаря памяти как психическому процессу человек может воспроизводить любую информацию.

Ребенок — удивительное создание. Уже в раннем возрасте ему под силу запоминать слова, предметы. Кажется, что его никто этому не учил, а дитя произносит такииие фразы. Здесь хочется поставить восклицательный знак.

И все это благодаря памяти.

Памяти свойственны произвольность и непроизвольность. Как раз о непроизвольной детской памяти тут и стоит порассуждать.

На основе непроизвольной памяти без применения каких-либо мнемических усилий формируется основной жизненный когнитивный опыт ребенка. Все время поражаюсь этому процессу. Когда приезжаю к своей внучке возрастом менее трех лет, всегда поражаюсь, как много она знает по сравнению с предыдущим моим приездом. Новые выражения, да такие своеобразные. Откуда она этого набралась. Родители уж точно такому не учили. Но ведь где-то услышала. Понятно, что телевидение и компьютер играют тут весьма развивающую роль. Но ведь нужно это все налету схватить и запомнить. Вот такой удивительный процесс — эта память.

Хорошо, с этим понятно. Хотя тут можно было бы поговорить о мозговых процессах непроизвольного запоминания. Но боюсь, что это уже тема другого сайта. Не будем вдаваться в медицинские и психические терминологии.

Что же касается нашей тематики, то достаточно сказать, о том, что детям свойственно запоминание. Ребенок запоминает непроизвольно очень много информации.

Память у детей

Но подходит время идти ребенку в школу. И тут непроизвольности запоминания мало. Объем школьной информации потребует от малыша больших усилий, чтобы удержать ее в памяти. На смену непроизвольной памяти должна прийти произвольная. А ее надо формировать.

Учебная информация непроизвольно запоминается далеко не у каждого школьника.

Для формирования произвольной памяти часто используют различные приемы, специальные игры и упражнения. Те методы, которые подходят данному возрасту.

Произвольность запоминания

В старшем дошкольном возрасте в игре создаются самые благоприятные условия для произвольности запоминания. Особенно эффективно этот процесс происходит в коллективных играх. Детей просят запомнить, например, картинки, а потом их назвать по памяти. Каждый ребенок хочет победить, выиграть это соревнование и старается запомнить больше других.

Такой дух соперничества является отличным приемом формирования произвольности памяти.

На тему произвольности и непроизвольности памяти старших дошкольников написана курсовая работа. Ознакомиться с планом этой работы можно ниже.

Текст работы «Память у детей» полностью можно приобрести, заполнив форму

Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти.

Непроизвольная память

Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких специально прилагаемых усилий.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов, зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок учащийся запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например, отложить отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного детства значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

Непроизвольная и произвольная память в месте с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объёму, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Произвольная память

Произвольное запоминание - это продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность произвольного запоминания зависит от степени интеллектуальной активности школьников в этой деятельности. Условием же, содействующем интеллектуальной активности, является овладение средствами запоминания. К числу этих средств относятся прежде всего дефференцировка школьниками мнемических задач, т.е. целей, которые ставятся перед запоминанием в каждом конкретном случае, использование рациональных приемов в процессе запоминания и самоконтроля. В большой мере произвольное запоминание связано и с общей организованностью школьника в учебной работе.

Перейдем к рассмотрению этих средств.

Произвольное запоминание всегда подчинено какой-то конкретной задаче. В одном случае ученик должен запомнить точнее или даже совсем точно, как в учебнике, в другом случае - запомнить так, чтобы рассказать своими словами. В иных случаях необходимо запомнить последовательность материала и т.д.

Немаловажное значение имеет отчетливое понимание школьниками задач запомнить дословно или запомнить содержание, чтобы потом рассказать своими словами.

При правильной организации процесса запоминания школьник не будет запоминать дословно, если эта дословность не определяется характером учебной задачи.

Положительное влияние задач, которые ставятся перед школьником при запоминании, объясняется тем, что они соответствующим образом направляют его внимание, побуждают его активно запоминать, лучше вникать в смысл запоминаемого, иначе повторять (в зависимости от характера задачи), усиливать самоконтроль.

В ориентировке учащихся на выполнение конкретных мнемических задач при запоминании ими учебного материала заключается один из важных путей развития целенаправленного произвольного запоминания и воспроизведения.

Особым видом произвольного запоминания является заучивание наизусть.

Заучивая наизусть, школьники не используют рациональные приемы запоминания. Когда нужно повторить материал комбинированно - в целом виде и по частям, - они заучивают лишь в целом, не членят на части по смыслу, поэтому хуже понимают.

К.Д. Ушинский называл воспроизведение при запоминании активным повторением материала, способствующим развитию и укреплению памяти учащегося.

Как известно, наиболее активной формой произвольного воспроизведения является припоминание. В процессе запоминания активнее оживляются временные связи. Припоминание связано для школьника с напряжением. По меткому наблюдению К.Д. Ушинского, школьники не любят припоминать того, что позабыли они охотно передают «то, что свежо сохранилось в их памяти».

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Для запоминания каких-либо знаний необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы.

Понимание - необходимое условие логического, осмысленного запоминания. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом.

Один из важнейших приемов логического запоминания - составление плана заучиваемого материала (разбивка материала на составные части, озаглавливание, связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций).

Произвольное систематическое запоминание называется заучиванием.

Запоминание может быть различным по качеству. Скорость, полнота, точность и прочность - об этих характеристиках запоминания можно судить по воспроизведению закрепленного материала.

Главное средство запоминания - воспроизведение, выступающее в форме пересказа самому себе. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала.

Качество и успешность запоминания зависит от особенностей состояния (положительное отношение к запоминаемому материалу намного повышает качество запоминания) и деятельности отдельных сторон психики в процессе запоминания, кроме того, от применения специальных ассоциативных методических приемов запоминания.

Кроме того, нельзя не упомянуть и такой немаловажный фактор - число органов чувств, подключенных к процессу запоминания. О количестве повторений усваиваемого материала и говорить не приходится - это само собой разумеющееся.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Овладение произвольными формами памяти включает в себя несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Совершенствование произвольной памяти у школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребёнку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети 3-4-летнего возраста.

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Для развития произвольной памяти ребёнка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить.

Работа произвольной памяти тесно связана с произвольным вниманием. Если непроизвольное внимание само обращается на интересные вещи и ситуации, произвольное нужно направлять самому. Успех произвольного запоминания во многом зависит от способности сконцентрироваться, а также важна правильная мотивация. Для произвольного запоминания было придумано много мнемотических техник, облегчающих этот процесс. Например, построение слова из первых буков ряда понятий, которые необходимо запомнить.

При произвольном запоминании человек должен четко осознавать, для чего ему нужна информация, ему нужно задать себе установку. Некоторые ученые считают, что при непроизвольном запоминании тоже имеются установки, только они не осознаны. Установки для произвольной памяти могут даваться на полное или частичное, точное или , кратковременное или долговременное запоминание. Человек учится давать себе эти установки, начиная с младшего школьного возраста.

Когда дается установка на точность запоминания, в основном читают материал очень поверхностно, без вникания в смысл. При воспроизведении характерно стремление «увидеть» выученный фрагмент в памяти, для этого человек может закрыть глаза. Иногда заучиваемый материал насыщается эмоционально, чтобы облегчить его понимание и усвоение. Если установка дается на полноту воспроизведения, обращают внимание не на отдельные части материала, а на их связь друг с другом. Для долговременного запоминания важно регулярное повторение.

Особенности работы произвольной памяти

На произвольное запоминание влияют условия, в которых запоминается материал, и индивидуальные качества запоминающего. Наличие эмоционального отношения и интереса, а также степень сложности материала. Различны и мотивы для запоминания, которые движут человеком. Например, мотивами могут служить похвала или возможность победить в соревновании.

Произвольное запоминание протекает так. Сперва происходит осмысление материала, понимание его главной идеи. Нужно стараться как можно ярче представить прочитанное в виде образов. Это нужно для установления связи между частями прочитанного. Параллельно происходит сопоставление новой информации с опытом и имеющимися знаниями. Ранее неизвестному уделяется наибольшее внимание. После этого последовательность образованных ассоциаций запоминается и закрепляется в памяти с помощью многократных повторений.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специ­альная цель что-то запомнить или припомнить, называется непро­извольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем пред­ставляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необ­ходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднаме­ренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Кратковременная и долговременная память . Оперативная па­мять. В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии Запоминания, еще до закрепления следов внешних воздей­ствий, а также в самый момент их образования. Для того чтобы тот или иной материал закреплялся в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая перера­ботка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что прошедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, чего уже непо­средственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они настолько специфичны и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в ка­честве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной па­мяти.



В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повто­рения и воспроизведения, кратковременная память характери­зуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведе­нием (в первые же секунды после восприятия материала).

Вместо термина «кратковременная память» в литературе неред­ко употребляются различные его синонимы: «мгновенная», «пер­вичная», «немедленная», «краткосрочная память» и т.п.

Взаимосвязь различных видов памяти . Критерии, принятые здесь за основание деления памяти на виды, связаны с различ­ными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве. Такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логической, является также в каждом частном случае либо непроизвольной, либо произ­вольной; одновременно она же обязательно будет либо кратко­временной, либо долговременной.

С другой стороны, различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, тоже оказываются взаимосвя­занными. Так, двигательная, образная, словесно-логическая па­мять не могут существовать изолированно друг от друга уже потому, что между собой связаны прежде всего соответствующие стороны предметов и явлений внешнего мира, а следовательно, и формы их отражения. Сложные преемственные связи существуют также между непроизвольной и произвольной памятью (сущность их будет раскрыта при характеристике процесса запоминания). Что касается кратковременной и долговременной памяти, то они представляют собой две стадии единого процесса. Кратковре­менная память - это тот пропускник, минуя который ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной памяти всегда начинаются все ее процессы.

Кроме видов памяти, выделяют еще ее процессы . При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуа­лизацию, возобновление), а также сохранение и забывание мате­риала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также протекание ее актов как особых самостоятельных действий.

Хотя при сопоставлении процессов памяти бросается в глаза, казалось бы, противоположная их функциональная направлен­ность, эти процессы необходимо рассматривать в единстве. Единство сказывается не только в очевидной их внешней связи и взаимной обусловленности (характеристики воспроизведения материала, например, во многом определяются особенностями его запоминания, а также сохранения, забывания), но и в более тес­ных отношениях взаимного проникновения и диалектических переходов одного процесса в другой.

Можно сказать, что вся память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс. Невоз­можно представить себе такое состояние сознания, чтобы оно обходилось без памяти.

Протекание процессов памяти детерминируется деятельностью личности, ее направленностью на достижение предстоящих целей.

. Запоминание. Запоминание можно определить как процесс памя­ти, в результате которого происходит, закрепле­ние нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необ­ходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Чем же определяется выбор?

Запоминание и действие . Экспериментально доказано, что вся­кое запоминание, в том числе и непроизвольное, есть закономер­ный продукт действия субъекта с объектом.

Таким образом, запоминается то, с чем человек действует. Эта закономерность обнаружена и в опытах с практическими, трудовыми действиями.

Характеристики запоми­нания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности. С этих позиций следует рас­сматривать характеристики процесса запоминания во всех его формах и на всех этапах формирования, в том числе и на самом начальном уровне, т.е. на уровне кратковременного запоминания.

Кратковременное и долговременное запоминание. Что такое кратковременное запоминание? Если бы нам продиктовали не­сколько случайных цифр, букв или слов и предложили сразу же повторить их, мы бы без труда это сделали. Даже воспроизведение ряда бессмысленных слогов не вызывало бы у нас больших затруднений (при условии, что в ряду не более пяти-семи элемен­тов). Исследования кратковременного запоминания, вызванные нуждами прежде всего инженерной психологии, приобрели сегод­ня большое общетеоретическое значение. Можно сказать, что вся современная проблематика психологии памяти так или иначе связана с исследованием закономерностей ее кратковременных процессов. Здесь должно быть получено решение узловой проблемы в изучении памяти - проблемы ее механизмов - на основе синтеза всех уровней исследования: психологического, нейрофизиологического, биохимического.

В долговременную память поступает информация , приобре­тающая не тактическое, а стратегическое значение для дости­жения жизненно важных целей деятельности личности. Дол­говременное запоминание, будучи закономерным продуктом деятельности человека, является не просто сопутствующим «сле­довым» эффектом действий, а формируется прежде всего как внутренне необходимое условие его протекания. Иными словами, запоминание любого материала - это продукт предшествующего действия и вместе с тем условие, средство осуществления после­дующего.

Непроизвольное и произвольное запоминание . В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание - это продукт и условие осуще­ствления познавательных и практических действий. Поскольку при этом само запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим: «Само запомнилось». На деле же это строго закономерный про­цесс, детерминируемый особенностями нашей деятельности. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот матери­ал, который вызывает активную умственную работу над ним.

Известно, что мы непроизвольно запоминаем, иногда на всю жизнь то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесемся к содержанию выполняемой задачи. Произвольное запоминание - это продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также свя­зана с особенностями его целей, мотивов и способов осу­ществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания - четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и после­довательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат.

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления. Понимание - необходимое условие логического, осмысленного запоминание. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержа­тельно не связанное с прошлым опытом. Непонятный материал обычно не вызывает и интереса к себе.

Один из важнейших приемов логического запоминания - составление плана заучиваемого материала . Оно включает в себя три момента: 1) разбивка материала на составные части; 2) при­думывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала; 3) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций. Объединение отдельных мыслей, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые надо запомнить, не уменьшая объема запоминаемого материала. Запоминание облег­чается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененную и упорядоченную форму. Благодаря этому он легче схватывается мысленно в процессе самого чтения.

Большое значение имеет сравнение как прием логического запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути.

Одно из важных средств запоминания - воспроизведение, вы­ступающее в форме пересказывания самому себе запоминаемого содержания. Однако к этому способу полезно обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала, осо­бенно в тех случаях, когда материал сложный, трудный для по­нимания. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала. Плохо понятый материал обычно связан с «чужой» языковой формой, хорошо понятый легко «переводит­ся» на «свой язык».

Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучивании наизусть, так как при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляем самоконтроль. Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторе­ний - это включение усвоенного материала в последующую деятельность.

Воспроизведение Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит ак­туализация закрепленного ранее содержания психики путем извлече­ния его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Процесс актуализации (восстановление прежде усвоенного материала) может характеризоваться различной степенью трудно­сти или легкости протекания: от «автоматического» узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоми­нания забытого. В соответствии с этим, выделяя внутри процесса воспроизведения его различные виды, можно расположить их в следующем порядке: узнавание, собственно воспроизведение (ко­торое может быть непроизвольным и произвольным) и припо-

минание. Особое место занимают воспоминания - историческая память личности.

Узнавание . Узнавание - это воспроизведение какого-либо объек­та в условиях повторного восприятия. Узнавание имеет большое жизненное значение. Без него мы каждый раз воспринимали бы предметы как новые, а не как уже знакомые нам. Узнавание всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как непроизволь­ный или как произвольный процесс. Обычно, когда узнавание пол­ное, ясное, определенное, оно осуществляется как одномомент­ный непроизвольный акт. Мы непроизвольно, без каких-либо усилий, незаметно для себя, в процессе восприятия узнаем предмет, который ранее воспринимали. Непроизвольное узнава­ние включается в повседневную деятельность человека.

Воспоминание. Воспоминание - это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. При воспоминаниях мы не только воспроизводим объекты прошлого, но и относим их к определенному времени и месту, т.е. вспо­минаем, где, когда, при каких обстоятельствах они воспринима­лись нами, связываем их с определенными периодами нашей жизни, осознаем их временную последовательность.

История жизни каждого человека связана с общественной жизнью. События общественной жизни и служат человеку опорными пунктами для локализации во времени его воспоминаний. Вспоминая о чем-нибудь, мы говорим: это было накануне чернобыльских событий, это было после Великой Отечественной войны и т.п. Воспоминания связаны также со сложной умственной деятельностью, необходимой для осознания содержания воспроизводимых событий, их последовательности, причиной связи между ними. Поэтому содержание наших воспо­минаний не остается неизменным. Оно динамично. Оно рекон­струируется и переосмысливается в связи с эволюцией направлен­ности личности.

Поскольку воспоминания так или иначе касаются личной жиз­ни человека, они всегда сопровождаются целым рядом эмоций.

Забывание . Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуа­лизация забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо становится вообще невозможной. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жиз­ненных целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Забывается конкретная, «фактическая» форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде. Как доказано опытами И.П. Павлова, угасшие рефлексы требуют для своего возобновления меньшего количества повторений, чем для их начального образования . Кроме того, угасшие рефлексы могут при определенных условиях растормаживаться. Этим объясняются отдельные факты неожи­данного воспроизведения того, что казалось давно забытым. Так, один человек в болезненном состоянии заговорил на немецком языке, которому научился много лет назад, но потом, долго не пользуясь им, казалось, совсем его забыл.

В принципе забывание - явление целесообразное . То, что, включаясь в деятельность личности, остается значимым для нее, не забывается. Включение в деятельность - надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борь­бы с забыванием. Одним из приемов такого включения является систематическое повторение того, что должно быть сохранено.

Отсюда вытекают важные педагогические выводы. Во-первых, при переходе от одного материала к другому необходимо делать небольшой перерыв, отдыхать от умственной работы. Во-вторых, готовя домашние задания, надо по возможности учить менее сходные по содержанию предметы: например, после литературы - алгебру, а не историю. Этим правилом надо руководствоваться и при составлении расписания уроков.

Для длительного сохранения временных нервных связей имеет значение, прежде всего, степень их прочности. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают, и наоборот. Следовательно, нужно заучивать материал прочно с самого начала. То, что прочно закреплено, долго сохраняется и меньше забывается.

Главным средством борьбы с забыванием знаний является использование их в дальнейшей деятельности, применение на практике . Это ведет не только к сохранению прошлых знаний, но и к более глубокому их усвоению.

Индивидуальные различия в процессах памяти , различия памяти Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т.е. в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон харак­теризуют продуктивность памяти каждого человека.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к вос­произведению. Скорость запоминания определяют числом повторе­ний, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность выражается в со­хранении заученного материала и в скорости его забывания. Наконец, готовность памяти выражается в том, насколько легко и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо. Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Особен­ности высшей нервной деятельности и связанные с ними инди­видуальные различия в процессах памяти изменяются под влиянием условий жизни и воспитания. Поэтому указанные особенности памяти определяются условиями ее воспитания и зависят в первую очередь от того, насколько сформированы у каждого человека рациональные способы запоминания. Они связаны с привычкой к точности и аккуратности в работе, нали­чием ответственного отношения к своим обязанностям, настой­чивостью в их выполнении и т.д. Готовность памяти, кроме того, зависит от систематичности в приобретении и закреплении знаний.

Типы памяти . Индивидуальные различия в памяти проявля­ются также в том, что у одних людей более продуктивно за­крепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т.п.), у других - словесный материал (понятия, мысли, числа и т.п.), у третьих - не замечается явного преимущества в запоминании определенного материала. В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный типы памяти . Эти типы зависят в определенной мере от соотношения первой и второй сигнальных систем в выс­шей нервной деятельности людей. Жизненные факты доказывают, что преобладание в запоминании образов или мыслей опреде­ляется в первую очередь условиями жизни и деятельности людей. Требования жизни, профессиональной деятельности обусловлива­ют более или менее выраженные особенности того или иного типа памяти. Так, наглядно-образный тип памяти чаще встреча­ется у художников, словесно-абстрактный тип - у ученых-теоре­тиков. Но обычно у людей не наблюдается преобладания того или иного типа памяти.

Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависи­мости от того, какой анализатор оказывается наиболее продук­тивным при запоминании различных впечатлений. В соответствии с этим различают двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Но в чистом виде эти типы встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный. Соответствующими особенностями своей памяти человек пользуется как приемом повышения ее продуктивности.