Проза белгородских писателей о родном крае. "поэты белгородской области"

В литературном музее открылась выставка, посвящённая творчеству белгородских писателей, а вернее его аспекту, обращённому к детям. Трудно найти белгородского автора, который не прибегал бы к теме детства. Выставка включает несколько разделов, среди которых такие как «Волшебная страна детства», «Мастерство солнца», «В мире края нет дороже», «Расскажите мне о войне», и другие.

В экспозиции представлено литературное творчество разных поколений. Писатель Леонид Кузубов мальчишкой убежал на фронт, стал разведчиком, воевал в Сталинграде и дошёл до Берлина, а демобилизовался по ранению, как старослужащий(!), в возрасте шестнадцати лет. Среди четырнадцати книг Леонида Кузубова есть военная проза и мемуары, стихи, но две книжки адресованы самым маленьким читателям — «Весёлка» и «Азбука в стихах».

Василий Журахов принадлежит к иному поколению, его главная тема — столкновения в горячих точках, но память Великой Отечественной войны не оставляет и его. К примеру, есть у Журахова рассказ о солдате, сохранившем в гитлеровском плену боевую медаль, вырубив из неё нательный крест. Рассказ основан на реальных событиях, а реликвия и по сей день хранится в семье писателя.

Кроме книг, на выставке представлены иллюстрации к произведениям белгородских писателей. Трогательные эскизы художницы Ольги Поповой к повести основателя региональной писательской организации Жуковского «Слеза на реснице», авторские иллюстрации к собственным книгам писателя Вячеслава Колесника, и, конечно, работы белгородских школьников, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне.

С первыми посетителями, а ими стали учащиеся лицея №38 города Белгорода, встретились детский поэт Юрий Макаров, краевед Борис Осыков, сказочник из театра кукол Юрий Литвинов, редактор детской газеты «Переменка» Валерий Черкесов, поэтесса Ирина Чернявская, другие белгородские авторы детских книг.

Ребята услышали из первых уст смешные и серьёзные, но обязательно поучительные истории, поучаствовали в забавных и познавательных конкурсах, узнали много нового о любимых писателях.

Выставочные материалы рассказывают о произведениях, раскрывающих нравственные проблемы взросления, становления характера и личности в целом.

О природе родного края, любви к братьям нашим меньшим повествует отдельный раздел выставки, ведь данная тема — одна из самых привлекательных для детей. Так, по словам Юрия Макарова, одной из его самых популярных у ребят книг оказались рассказы из ветеринарной практики, не предназначавшиеся по замыслу писателя для детской аудитории.

Кроме книг, картин и фотографий на выставке представлены личные вещи писателей, исторические документы. Завершает экспозицию тематический стенд «О, сколько нам открытий чудных…» с рассказом о совместных акциях музея и его юных друзей. Впереди летние каникулы, и у сотрудников музея в связи с увеличением количества экскурсий школьников прибавится хлопот. Зато ребятишки сделают множество чудесных открытий в мире детской литературы Белгородчины.

В издании представлены материалы о творчестве членов Союза писателей России, ныне живущих на Белгородчине ; ушедших из жизни писателей, которые сыграли видную роль в деятельности областной писательской организации; о писателях, выехавших из области, но внесших определенный вклад в развитие литературного дела; членов литературных объединений.

Пособие не является исчерпывающим, так как носит рекомендательный характер. Его цель - познакомить читателей с творчеством белгородских поэтов и прозаиков.

Материал в указателе расположен в алфавите имен писателей. Автор, имеющий псевдоним, помещен под именем, наиболее известным широкому кругу читателей.

Сведения о каждом писателе включают автобиографию или биографию. Затем перечисляются произведения писателя и литература о его творчестве. В перечень произведений писателя включаются книги, публикации в коллективных сборниках и центральной периодической печати, а также в местных газетах. Сведения о переизданиях книг помещаются вслед за первым изданием.

Указатель может быть использован преподавателями, учащимися и студентами, критиками, журналистами, библиотечными работниками, учителями, краеведами, а также всеми, кто интере¬ суется литературной жизнью родного края.

Писатели Белогорья. Биобиблиографический справочник. Редакторы-составители: Г. Н. Бондарева Т. Н. Кублова, Т. Н. Мозговая, В. Е. Молчанов. Художник: В. В. Колесник. Тех. редактор: Д. А. Куликов. Корректор: Р. И. Никитина

© Белгородское региональное отделение Союза писателей России, 2004
© Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2004
© Колесник В. В., худ. оформл., 2004
© «Крестьянское дело», 2004

Последние статьи

Конорев Л. Ф. 1933

Я из того поколения, которое принято называть «детьми войны», хотя и родился раньше - в предвоенные тридцатые годы. Когда началась война, мне уже шел восьмой год, потому события той далекой-далёкой поры запечатлелись в памяти неизгладимо. И сегодня, спустя более полувека, вижу, как наяву, живые, с отчетливыми подробностями картины.

К. В. Петровна 1958.

Кобзарь Вера Петровна родилась 23 апреля 1958 года в селе Красноталовка Еланского района Волгоградской области в крестьянской семье. Отец - механизатор, мама - разнорабочая. Село Красноталовка - место живописное, утопающее в вишневых и яблоневых садах. Небольшая речка Бузулук была излюбленным местом детворы и взрослых.

Колесник В. В. 1949.

Родился я в селе Новая Ивановка Ровеньского района Белгородской области в 1949 году. 27 ноября. Вскоре после моего рождения отец мой, демобилизованный из Германии солдат, завербовался в Чечено-Ингушетию. Там, в городе Грозном, был я крещен в православной церкви. Но через три года семья наша вынуждена была вернуться на родину

.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иловская средняя общеобразовательная школа имени Героя России В.Бурцева

Алексеевского района Белгородской области

Поэты Белгородчины о войне

(Поэтический вечер в литературной гостиной)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Белых Светлана Ивановна

Учитель

Дорогой ценой досталась нам Победа! Мирная тишина, возможность жить, работать, учиться… Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая. И наш человеческий долг всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне. Я уверена, что мы никогда не забудем то, что сотворили наши деды. И раз солдаты и офицеры той войны не боялись отдавать свои жизни за нас с вами, так разве в нашем сердце не найдется место для всех них? Ответ очень прост. Эти люди не умрут никогда, ведь человек живет, пока о нем помнят. А пока человечество существует, о той войне будут помнить, и никто, как бы он этого ни хотел, не сможет переписать историю. Историю Великой Победы.

Совсем скоро День Победы! С особым чувством будут отмечать её мои земляки-белгородцы. Будут вечера памяти и классные часы для школьников, пройдут по ТВ любимые кинофильмы, отчеканят строгий шаг участники непременного военного парада на Красной площади, отстучит метроном традиционной минуты молчания. Но нам хотелось бы сегодня в своей работе выстроить другой парад. Парад исторической памяти, выраженный поэтическими средствами.

Историческая память-- огромная нравственная сила. Великий её смысл заключен в обращении не только к прошлому, а к настоящему и будущему.

Целью нашей встречи в литературной гостиной является изучение отображения исторической памяти современного поколения о событиях Великой Отечественной войны средствами поэзии. Итак, слово нашим читателям.

Выступление читателя №1 .

Первый толчок к пробуждению моего интереса к поэзии на военную тему был, когда я взяла в руки книгу Валерия Черкесова «Камни заговорили». А прочтя её, я поняла, что есть в современной поэзии темы, которые могут объединить людей разных поколений, наций, взглядов и убеждений. Эта тема - война, человек на войне, человечество после войны.

Выступление читателя №2 .

А моей поэтической энциклопедией стали сборники стихов и прозы наших белгородских авторов. Для меня многие стихи стали настоящим откровением. Очень много произведений наших поэтов печатаются в Белгородском общественно-политическом и литературно-художественном журнале «Звонница», в «Литературной странице» нашей областной и районной газетах. Именно в поэзии «о войне» белгородских авторов звучит гордость за силу и мужество советского солдата, солдата - освободителя, неутихающая боль о погибших, вера и надежда в мирное будущее нашей страны.

Чтец 1

Горькая правда первых лет войны - отступление. Отданные с тяжелейшими кровопролитными боями города и сёла. Горькая правда! Она в « Хлебе военных лет» Юрия Тимофеевича Грязнова:

Взгляну на хлеб- и в сердце наледь

Воспоминаний о войне.

Солдаты наши отступали,

Шли на восток.

А было мне

В то лето лет совсем немного,

И я мальчишеской душой

Не понимал ещё, что плохо

И что такое хорошо.

Вдоль сельских улиц, до окраин,

Где провожал на фронт отца,.

Шагал с мальчишками, играя

То в командира, то в бойца.

Шагал, весь радостью освечен

(Спешить не надо на урок!),

Пока не взял меня за плечи

Боец, уставший от дорог.

Чтец 2

Он попросил: « Нельзя ли хлебца?...

Из окруженья…Валит с ног!..»

И, помолчав: «Прогоним немца-

Все возверну тебе, сынок…»

В его глазах- ни капли шутки.

В его глазах была вина.

И я впервые понял жуткий

Смысл горьких слов: «Идёт война…»

Не знаю, как примчался в хату,

Слезами губы солоня,

Как нес последний хлеб солдату,

Что мать хранила для меня.

Учитель

Более 20 миллионов жизней советских граждан унесла Великая Отечественная война. Сколько судеб сломано, сколько слёз пролито! Горькой вдовьей доле сочувствует Юрий Васильевич Шумов:

Чтец 3

Ты же был сильным, Иван,

Где ж ты погиб на чужбине?

Птиц улетел караван,

Стынет рубашка на тыне…

Да сквозь холодный туман

Бродят вороны по полю.

Где ты, мой добрый Иван,

Встретил недобрую долю?

Все из-за дальних полян

Ветры холодные дуют,

Видно, правдивых, Иван,

Пули нигде не минуют.

Ты же был сильным, Иван,

Где ж ты погиб на чужбине?...

Птиц улетел караван,

Стынет рубашка на тыне…

Чтец 4

Островский Геннадий Владимирович. Стихотворение « Тётя Фрося»- маленькая баллада о женщине, встречающей и провожающей поезда на далеком переезде. И поезда для этой несчастной матери- как вестники той, далёкой, трагической разлуки с сыновьями - кровинушками.

Глухая будка.

Стоны сосен.

Да эти струны-провода.

На переезде тётка Фрося

Флажком встречает поезда.

Смолёных шпал

Морозный запах,

Ветра сквозные холодны.

В сорок втором

На фронт- на запад-

Уехали её сыны.

И не вернулись больше… Оба…

И не прислали письмеца…

За будкой горбятся сугробы,

А тётка Фрося у крыльца.

Чтец 5

Бывая во многих домах, где ещё живут участники войны, их жёны- вдовы, обратите внимание: в таких домах на самом видном месте- фотографии в нехитрых деревянных рамочках. И на этих простых фото, иногда умело подретушированных рукой фотографа – ясные, светлые лица. Солдаты, офицеры. Они погибли, попросту пропали без вести. Это их светлой памяти посвящает короткие, но такие ёмкие строки Михаил Николаевич Дьяченко:

Знали праздники, делали будни,

Ни пред кем не таили вины, -

Жили в доме обычные люди,

И – один, не пришедший с войны

Чтец 6

Тысяча четыреста восемнадцать дней. Четыре года. Именно так и назвал свой взгляд на хронологию военного времени Игорь Чернухин. А ведь и правда, можно посмотреть на страшную дату и необычно, что и делает автор. Он пишет о… гусях, о том, что:

Четыре года гуси плакали,

Узрев однажды с вышины

Дома, пылавшие, как факелы,

Дымы багровые войны.

Четыре года гуси видели

Внизу на поле –

Не жнивьё,

А танки мертвые, как идолы,

Пришельцев трупы, воронье…

Четыре года скрежет стали,

До облаков пожар сплошной…

А гуси

Все же прилетали,

Как и положено, весной.

Чтец 7

Вот и смолкли орудий раскаты.

Не пылает Берлин от огня.

У рейхстага столпились солдаты,

И сержант подозвал меня.

- Ну – ка, братцы, - сказал он солдатам, -

Дайте сыну полка острый штык,

На стене, вот на этой, проклятой,

Ставь автограф победный и ты.

И меня подхватили солдаты,

Под ногами качнулась земля,

И «ура» кто-то выкрикнул рядом.

Выше всех расписался и я.

Чтец 8

Валерий Николаевич Черкесов напоминает всем нам, читателям его поэзии, о таком трудном периоде жизни нашей страны, как восстановление разрушенного войной хозяйства. Его повествование – о Великом танковом поле, поле Курской битвы, ставшем просто плодородной пашней:

Думали, земля не уродит:

Сколько смертоносного метала

За войну в себя она впитала.

Лемех в борозде гремит, звенит.

Думали, но делали своё:

На себе родимую вспахали,

Семена последние поклали,

Песней разогнали воронье.

Бабы, старики и ребятня –

Мужики на фронте воевали –

На поле порою ночевали, -

Не хватало для работы дня.

Политое потом и дождем,

Кровью окропленное в сраженье,

Поле ожило – на удивленье! –

Добрые хлеба взошли на нем.

И когда с Победою пришли

С запада солдаты, подавали

На столы большие караваи –

Дар спасенной матушки – земли.

Чтец 9

9 мая мы будем отмечать день Победы. «День Победы» - таким великим праздничным словосочетанием обозначил свой гимн победе Павел Антонович Лыков.

День Победы

Был день в конце Большой войны.

Гремел салют большим раскатом.

Тот День стал праздником весны

В цветущем мае, в сорок пятом.

Взошел тот день на пьедестал

Истории, как гордость века.

Он, этот День победным стал

Во имя счастья человека!

Учитель

Читаю и вновь возвращаюсь к «военной» поэзии. В них настолько все понятно, просто, они ложатся на сердце, читая их, не замечаешь времени. Ясные рифмы, ненадуманные сюжеты, простые человеческие чувства и эмоции – вот чем отличаются стихотворения белгородских поэтов о войне.

Мы никогда не сможем забыть войну, ведь это самый высокий подвиг нашего народа за всю его историю. А историю нельзя вычеркнуть из памяти или переписать. О ней можно только написать. Написать так проникновенно и обжигающе, чтобы прочитали и почувствовали «военную» поэзию все, даже совсем молодые люди, ведь это именно о них пишет Галина Ходырева:

Свет памяти, свет скорби и любви…

И через сорок лет, и сквозь столетья

Горячей каплей пролитой крови

Его в себе проносят наши дети. 9

Список использованной литературы

    Валерий Черкесов. Камни заговорили. Поэтический репортаж. Белгород, 2000 г.

    Звонница. Белгородский общественно – политический и литературно – художественный журнал. 2005 г. Том 6

    Антология современной литературы Белгородчины. Издательство В.М. Шаповалова, 1993 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

по дисциплине «Литература Белгородского края»

Тема: «Поэзия Белгородского края»

Белгород, 2014

Введение

Почему мы так часто возвращаемся к хорошо изученным, исследованным произведениям классиков, и так мало уделяем внимания своим современникам, поэтам, живущих с нами в одном ритме и одном городе в то же время умеющим так распорядиться нашей речью, использовать обыденные слова, что берет за душу.

Как и во все времена, судьбы многих современных поэтов достаточно трагичны. Их имена становятся известными только после смерти.

Вероятно, легче оценить созданное по прошествии времени, когда само время голосует забвением за неталантливых. Но я чувствую в этом небрежении к современным поэтам некоторую несправедливость.

Мне показалось интересным сделать сравнительный анализ поэтического творчества известных классиков и нашего современника, одного из белгородских поэтов. Данная тема, на мой взгляд, действительно актуальна, свежа.

Мне известны многие замечательные поэты Белгородчины. Это и Владимир Михалев, и Игорь Чернухин, и Николай Грищенко, и Валерий Черкесов, и Владимир Молчанов. Творчество именно этих талантливых белгородцев я решила исследовать в своей работе.

творчество поэт стихотворение

1. Игорь Чернухин

Невозможно себе представить Белгородский край без поэзии Игоря Чернухина. Он - лирик, которому не чуждо происходящее в большом мире и в большой литературе. Не подчинен только одной узкой теме и поэтому интересен читателю на протяжении всего своего творческого пути.

Герой Чернухина притягивает своей искренностью и истинностью. В сборнике его стихотворений проступает характер биографическими чертами связанный с автором и страной, но все же обобщенный, близкий всеобщностью переживаний каждому читателю. Индивидуален поэт, и его герой становится близок и в силу этого и благодаря тому, что настоящая поэзия через частное способна выразить близкое всем. Объемный мир поэта наполнен образами классики и деталями реальной жизни, которые естественно «рождают» это обобщение, которое необходимо для полноты восприятия смысла стихотворения.

Поэт и его лирический герой живут в одном локусе, приметы его известны и дороги Белгородским читателям: меловые горы, реки и речки со знакомыми с детства названиями, деревни и села, однако их мир - Россия, Земля, Вселенная. Их волнует не только история края, но и история человечества, не только будущее окружающего, но и будущее как категория философского. Думается, что менталитет героя сформирован не в узком мерке мелких забот, требований и желаний, а широком пространстве мировой культуры, в традициях отечественной культуры, которая, прежде всего, была совестлива и исповедальная. Поэтому стихотворений с библейскими образами и ритмами молитвы с годами становится больше, они так же искренни и органичны, как и стихи посвященные женщине, дочери, внучке, родному городу. О чём бы ни писал И.Чернухин: о лагере, о друзьях, о любви или непростых отношениях в семье, последние обычно остаются в тени, он открыт, честен и искренен. Не каждый способен подвергнуть свою жизнь жёсткому анализу, не пытаясь переложить вину на других, и написать обо всём этом с редкой откровенностью.

Я говорю тебе опять:

До встречи!

И слышу там за окнами галчат.

Проснулись таки бестии, галдят…

Не любишь ты.

Ты снова к ней вернёшься…-

Устало и печально улыбнёшься

И отведёшь рассеянно свой взгляд.-

2. Владимир Михалев

По другому звучат поэтические строчки Владимира Михалева, всю жизнь свою посвятившему стихам и дому и родным просторам, которые он исходил с пастушьим посохом и стадом. Его лирический герой не замкнут на быте и не отгорожен от большого мира околицей села - он сохраняя свою самобытность, смело открывает для себя пространство и время человечества. Герой патриархален, ценности его - это ценности человеческой жизни, прожитой на своем месте, в гармонии и радости, порой вопреки невзгодам. Честность это одно из почитаемых поэтом качество, поэтому любовь и поэзию он сопоставляет и меряет единой мерой - сердечностью. Почти все стихи В. Михалёва посвящены тому, что происходит на земле сегодня. Среди них лишь несколько звучат как бы из давних времен. Но и они -- живое дыхание поэта, а не стилизация под старину.

Степь-поля -- мой дом. Роща -- горница. В моей горнице Стонут горлицы. Белый свет не мил -- Извела жена, -- Ловил голубя, Поймал коршуна. Пойду к старосте -- Гонит староста. Скажу барину -- Бьёт безжалостно. Поп, мой батюшка, Кади ладаном, Душа грешная, Жисть нескладная!..

Сверстники Владимир Молчанов, Николай Грищенко, Валерий Черкесов - следующее поколение Белгородских поэтов. Разные индивидуальные судьбы - следовательно разные лирические герои, разные ритмы, настроения, мировоззрения, при общности судьбы поколения, пережившего поколения перемен, развала страны в которой выросли, тематическая общность, обусловленная постоянным интересом всякого пишущего стихи, к вечным вопросам любви и ненависти, вере и безверью, к природе, России, земле.

3. Владимир Молчанов

Владимир Молчанов родился на Белгородчине, и его талант питает вырастившая его земля. Ему дорого ее прошлое, настоящее и будущее. В прошлом его привлекает подвиг, совершенный его земляками, настоящее растущего и процветающее края, дает основания верить в поистине светлое будущее. Это главная тема лирики. Лирический герой - это философская и мудро мыслящая личность. Жизнь и смерть, память и забвение, смысл существования на земле, кратковременность отпущенного человеку времени для его земного пребывания, любовь материнская и сыновья, чувство вины преодоление боли потери во имя жизни - этот круг волнует поэта. Возникает мысль о том, что именно здесь обнаруживается, та степень исповедальности, которая позволяет говорить о максимальном сближении поэта и его лирического образа.

Жизнь моя - на волоске,

Но надежды - не убиты.

Я тоскую о тоске,

Обижаюсь на обиды.

То усну мертвецким сном,

То бессонницею маюсь.

Но и все ж при всем притом

Умирать не собираюсь.

Воскресив в себе мечту,

Я, как в юности - поверьте! -

Тяжесть жизни предпочту

Даже самой легкой смерти.

4. Николай Грищенко

Николай Грищенко тоже связан своими корнями с Белогорьем. Его лирическому герою внятна тишина и покой мира природы, а жизнь его проходит в тесноте и шуме города. Но не только антитеза как принцип мировидения свойственно герою Грищенко: он ищет ответ на главные вопросы бытия в более сложных проявлениях человека и его окружающих сфер. Поэтому он обращен к Богу, он идет в храм, и этот путь приносит ему умиротворение, ощущаемое лирическим героем во всем Божьем мире.

Храмы божьи, храмы божьи,-

Столько храмов на Руси

Из бесчисленного множества

Храмов светлых на Руси

Есть одни, что всех дороже,

Ближе сердцу оттого,

Что во мраке бездорожья

Освятила ты его…

Валерий Черкесов

Истину в книгах в книгах своих стихов приобретает и Валерий Черкесов, приехавший в наш город четверть века назад. Этот поэт, в отличие от представленных здесь традиционалистов, по-иному слышит время. Стихам его свойственна ироничность (порой ее недостает в стихах других Белгородских поэтов), сложность рифмовки, он старается найти новую форму строки и строфы. Его лирический герой смотрит на мир как на неизбежное соединение непредсказуемо разных состояниях, как на смешение в принципе несочетаемого по существующим где-то законам гармонии.

Вот его «презентация» братства поэтов современников: «Пасынки великой литературы, выросшие как сорняки, в среде, из которой чаще выходят воры, чем поэты, мы надрываем голос, надсаживаем душу, пытаясь доказать свое право на существование. Но, увы, Отечество глуховато». Как всякое поэтическое высказывание, это миниатюрное стихотворение имеет множество толкований: дело за читателем и его читательской компетенцией. Но лексика, интонация не оставит никого безразличным, а пробудить чувства в равнодушном, задеть за живое - это уже успех. Его лирический герой со своей усмешкой над собой и над всеми так и норовит попасть, то в интеллектуалы, то в неформалы, то в оригиналы: и содержание и форма соответствуют, и стихи его читаются, и находят отклик у каждого, кто готов, читать, слушать, понимать поэтическое слово.

До рассвета - чуток.

Прорезаются светлые полосы

по - над лесом туманным - угрюмой стеною стоит.

Пробудить тишину: вскрикнет, всхлипнет и вновь замолчит.

Заключение

Тайна мастерства поэта и тайна его воздействия на читателя не может быть разгадана до конца. Это аксиома. Можно выстроить концепцию жизни поэта и лирического героя, опираясь на ключевые слова его творений, можно воссоздать парадигму ценностей, присущих его поэзии, найти доминанту, но есть нечто, что только угадывается и остается не названным и в поэзии и в около поэтических изысканиях. Может быть это чудо, явленное в вывериности ритмического строя, волшебстве и гармонии интонации, и обязательно (!) соответствии созвучий слов живых. В этом сила настоящего поэта.

Поистине, в «краю белгородском» осуществилась давняя мечта Маяковского: «много поэтов хороших и разных…». Они профессионалы члены Союза писателей. Их печатают, читают, слушают, соглашаются и спорят читатели, вводя лирических героев названных поэтов в контекст своей жизни…

Я выбрала данную тему, потому что считаю, что каждый житель Белгородчины должен знать своих выдающихся земляков. Проделанная работа помогла мне понять красоту моей малой родины, присмотреться внимательнее ко всем милым сердцу истинного патриота мелочам, научила уважать труд на родной земле. Я думаю, что результаты моего исследования внесут определенный вклад в развитие белгородского литературоведения и краеведения, а также будут полезны тем, кому небезразлична судьба нашей земли и кто хочет оставить свой след в ее летописи.

Используемые источники

1. Слово - слову»: сборник/ Белгор. обл. издат. совет [сост.: В.Е. Молчанов, М.А. Кулижников] - Белгород: Константа, 2009.-500 с.

2 Антология современной литературы Белгородчины. - Белгород, 1993. - 296с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы и особенности эволюции лирического героя в поэзии А. Блока. Своеобразие мира и лирического героя цикла "Стихи о Прекрасной Даме". Тема "страшного мира" в творчестве великого поэта, поведение лирического героя в одноименном цикле произведений.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2014

    Анализ творчества А. Блока, великого русского поэта начала ХХ века. Сопоставление мировоззрения с идеями Уильяма Шекспира на примере произведения "Гамлет". Доказательство присутствия в творчестве поэта так называемого "Гамлетовского комплекса" героя.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2011

    Детские годы Бориса Александровича Ручьева. Обучение в школе крестьянской молодежи. Становление поэта. Пейзажные зарисовки из стихотворений. Летописец Магнитогорского металлургического комбината. Поэзия Ручьева – поэзия верности. Символика творчества.

    реферат , добавлен 08.02.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного российского писателя и поэта Ивана Бунина, отличительные черты его первых произведений. Темы любви и смерти в творчестве Бунина, образ женщины и крестьянская тематика. Поэзия автора.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    История создания стихотворения. Кто является лирическим героем данного стихотворения. Что объединяет лирического героя с людьми. Какая поэтическая лексика используется. Особенности поэтического языка. Как изменяется речь и настроение лирического героя.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Тематическое многообразие русской поэзии. Тема суицида в лирике В.В. Маяковского. Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии. Анализ биографических фактов жизни и творчества поэта Бориса Рыжего. Поэтическое наследие уральского поэта.

    реферат , добавлен 17.02.2016

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного американского поэта периода "поэтического возрождения" Карла Сэдберга, начало его пути. Анализ самых известных произведений Сэдберга, их своеобразие. Политическая деятельность поэта.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2009

    Особенности изучения лирического произведения в школе. Система изучения поэзии А.С. Пушкина в различных классах согласно школьной программе, анализ методов и приемов. Классная и внеклассная формы преподавания поэтического наследия поэта в школе.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Есенин Сергей Александрович - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Основные вехи биографии поэта: детство, юность, личная жизнь, гибель. Изучение творчества Есенина, анализ стихотворений.

    презентация , добавлен 05.02.2012

    Краткий очерк жизни и творчества А.И. Солженицына как советского и российского писателя, драматурга, публициста, поэта, общественного и политического деятеля. Лауреата Нобелевской премии. Тематика и основное содержание самых известных произведений.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?»

- эту мысль высказал в своё время Д.С. Лихачев.
Учёный-краевед сам же и отвечает на свой вопрос в статье. Он пишет о том, что «каждый должен принимать посильное участие в сохранении культуры. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностях он живёт». Ведь краеведение не только наука, но и деятельность! Краеведение как явление культуры теснейшим образом связано с педагогической деятельностью. Поэтому ещё в школе нас учат любить свой край, свою землю, свою Родину. И в этом сочинении мне хочется ещё раз признаться в любви к родному краю - милой Белгородчине посредством яркого поэтического творчества любимых мной поэтов-земляков.

Белгородчина…

Это благодатная и замечательная земля, где есть всё: богатство недр, красота природы, голубое чистое небо, яркое солнце, но самое главное - талантливые и трудолюбивые люди. Иван Николаевич Крупа, поэт, ныне живущий в посёлке Чернянка, но много лет проработавший в Новооскольской районной газете «Вперед», в этом году отмечает 80-летний юбилей. А на 55-летний юбилей образования Белгородской области он написал это стихотворение, подходящее к нынешнему 60-летнему юбилею:
Край любимый и родной

Белый город, Белогорье,

Край любимый и родной,
Мы и в радости, и в горе
Кровно связаны с тобой.
На твоих полях трудились,
Хлеб растили для страны
И с врагами храбро бились
Твои верные сыны.
О тебе несётся слава:
О твоих больших делах
Знает вся наша держава -
В деревнях и городах.
Областей других моложе -
Лет тебе пятьдесят пять -
Быть для них примером можешь,
Можешь фору каждой дать.

Но поэты Белгородчины не только прославляют свой край, они умеют увидеть прекрасное в самых обычных уголках родной природы, передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси, продолжая есенинские традиции:

Я поклонюсь берёзе белой —

Спрошу родную, как дела?
Ты так зимой заиндевела,
Что даже в май не отошла!
Бывало, зоренькою росной
Я пастушком за рощей дрог.
Дышал на изморозь берёзы
И отогреть ничуть не мог…

Это стихотворение «Берёза» принадлежит моему любимому поэту-старооскольцу Владимиру Васильевичу Михалёву. Для него берёза - не только символ русской природы, но и всей нашей Родины, аллегория чистоты, сердечности, красоты души русского народа.
У поэтессы из Грайворона Жанны Николаевны Бондаренко трудная судьба. Но никакие невзгоды не истребили любовь к родному краю, желание писать о нём:

«Мой край и я…»

Мой край и я - неразделимы,

Здесь родилась я и росла,
И льются в душу мне
незримо
Потоки света и тепла.
Судьбой изменчивой ведома,
Жила я в разных городах,
Но улыбались только дома
Мне звёзды в ясных небесах.
Здесь солнце ярче и добрее
И звонче музыка дождей.
Здесь сердцу любится
вольнее
И в счастье верится сильней.

Через образы родной природы поэт Николай Грищенко воспринимает события жизни человека. Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы. Рисуя смену времён года, Николай Иванович принимает вечные законы жизни и природы.

И лёгкой грустью дышит синь,

Напоминая нам о лете.
Но в тихом шелесте осин
Уже шумит осенний ветер.
И та особенная грусть
Опять разлита над полями,
Как будто дедовская Русь
Опять восстала перед нами.
И то, что не стирается в веках,
Отчётливей и ярче проступило.
В глазах простого мужика
Сияет предков наших сила.

Белгородский поэт, член Союза писателей России Игорь Чернухин сказал о Грищенко и его творчестве так: «Это поэт, которого мы еще не поняли и не полюбили. Он пишет честные стихи о России, и у него это получается здорово. Высокая культура стиха, богатая ритмика и хорошее поэтическое мастерство отличают его от других».
Сам Игорь Андреевич Чернухин родился в посёлке Томаровка Белгородской области. С какой гордостью и любовью он пишет в своём стихотворении о родных и милых сердцу местах, где прошло его детство.
Реку Ворскла со столетними дубравами на берегу, туман над рекой, соловьиные трели ярко и образно описывает поэт в своём стихотворении «За Ворсклой».

Ты о чем там,

сорока-воровка,
Как тебя в этот край занесло?
Где за дымкой годов-
Томаровка,
Вечно белое наше село.
Со времен, утверждают, петровских
По пути на Полтаву
царем
Где-то здесь, за туманною Ворсклой,
Срублен был незатейливый дом.
С той поры по округе деревни
И пошли с легкой царской руки
Вдоль задумчивой, тихой и древней,
Затерявшейся в вербах реки.
Томаровка, Борисовка…
кровный
Край мой детства - земля и зенит,
Где на месте подворья Петрова
Лес столетний за Ворсклой стоит.

История Белгородской области, полная знаменательных событий и ратных, трудовых свершений даёт нам сегодня право гордиться нашей малой родиной. Всё, что сделано белгородцами, являет собой пример достойного и верного служения родному краю, служит основой будущего процветания Белгородчины. Эти стихи я посвятил родному краю:

Край родной, Белгородский край!

Сердцу моему ты очень дорог.
Нет тебя на свете лучше, знай!
Света и тепла всегда ты полон.
Есть одно местечко у реки,
Где люблю я наблюдать порою,
Как колышет ветер камыши,
Как кузнечики галдят гурьбою.
Берег весь усыпан земляникой,
И душистых ягод здесь не счесть.
Каждая мне шепчет: «Посмотри-ка,
Где на свете лучше место есть?»
Тут весной черёмуха в цвету
Рассыпает ароматный запах.
Каждый миг я в сердце сберегу
И другой мне родины не надо!

Изучение краеведения позволяет нам ещё больше любить родной край, знать его историю, традиции предков. И своё сочинение я хочу закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека».

Любите свой край, участвуйте в его судьбе!