Путешествие во времени: бенин. история дагомеи

К:Появились в 1620 году К:Исчезли в 1900 году

История

Истоки Дагомеи прослеживаются до племени аджа из прибрежного королевства Аллада , которые переселились на север и осели среди жившего там народа фон . Начиная с 1650 года пришельцы стали господствовать над фон и соседним народом уэгбаджа и провозгласили одного из своих представителей королём. Столица Абомей стала центром централизованного государства с глубоко укоренённым и священным культом короля. При этом предкам королевского рода приносились человеческие жертвы. Всё в стране принадлежало непосредственно королю, который взимал налог на всю сельскохозяйственную продукцию.

Однако больше всего экономика Дагомеи выигрывала от работорговли на побережье. Продавая европейцам рабов для Америки , короли Дагомеи закупали ружья и другое огнестрельное оружие, с помощью которого они проводили политику экспансии. В эпоху правления короля Агаджи с по 1732 год Дагомея сумела завоевать Алладу, из которой происходила её правящая элита, получив прямой доступ к побережью. Однако соседнее государство Ойо , являвшееся главным конкурентом в торговле рабами, так и не было завоёвано, и само сумело навязать Дагомее обязанность платить ему дань . Несмотря на это, Дагомея сохранила независимость и продолжала расширять свои владения благодаря торговле рабами, а позднее и торговле пальмовым маслом с плантаций. Король и дальше владел монополией на всю страну и всю торговлю.

Окончательно Дагомея была завоёвана в 1894 году французскими войсками, преимущественно африканского происхождения.

Культура

См. также

Напишите отзыв о статье "Дагомея"

Литература

  • Robert Cornevin: Histoire du Dahomey . Editions Berger Levrault, Paris 1962
  • Auguste Le Hérissé: L’Ancien Royaume du Dahomey . H. Charles-Lavauzelle, Paris 1911
  • Melville J. Herskovits: Dahomey, an Ancient West African Kingdom . J. J. Augustin, New York 1938

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дагомея

– Что будем с делать с ними? – судорожно вздохнув, показала на сбившихся в кучку малышей, Стелла. – Оставлять здесь никак нельзя.
Я не успела ответить, как прозвучал спокойный и очень грустный голос:
– Я с ними останусь, если вы, конечно, мне позволите.
Мы дружно подскочили и обернулись – это говорил спасённый Марией человек... А мы как-то о нём совершенно забыли.
– Как вы себя чувствуете? – как можно приветливее спросила я.
Я честно не желала зла этому несчастному, спасённому такой дорогой ценой незнакомцу. Это была не его вина, и мы со Стеллой прекрасно это понимали. Но страшная горечь потери пока ещё застилала мне гневом глаза, и, хотя я знала, что по отношению к нему это очень и очень несправедливо, я никак не могла собраться и вытолкнуть из себя эту жуткую боль, оставляя её «на потом», когда буду совсем одна, и, закрывшись «в своём углу», смогу дать волю горьким и очень тяжёлым слезам... А ещё я очень боялась, что незнакомец как-то почувствует моё «неприятие», и таким образом его освобождение потеряет ту важность и красоту победы над злом, во имя которой погибли мои друзья... Поэтому я постаралась из последних сил собраться и, как можно искреннее улыбаясь, ждала ответ на свой вопрос.
Мужчина печально осматривался вокруг, видимо не совсем понимая, что же здесь такое произошло, и что вообще происходило всё это время с ним самим...
– Ну и где же я?.. – охрипшим от волнения голосом, тихо спросил он. – Что это за место, такое ужасное? Это не похоже на то, что я помню... Кто вы?
– Мы – друзья. И вы совершенно правы – это не очень приятное место... А чуть дальше места вообще до дикости страшные. Здесь жил наш друг, он погиб...
– Мне жаль, малые. Как погиб ваш друг?
– Вы убили его, – грустно прошептала Стелла.
Я застыла, уставившись на свою подружку... Это говорила не та, хорошо знакомая мне, «солнечная» Стелла, которая «в обязательном порядке» всех жалела, и никогда бы не заставила никого страдать!.. Но, видимо, боль потери, как и у меня, вызвала у неё неосознанное чувство злости «на всех и вся», и малышка пока ещё не в состоянии была это в себе контролировать.
– Я?!.. – воскликнул незнакомец. – Но это не может быть правдой! Я никогда никого не убивал!..
Мы чувствовали, что он говорит чистую правду, и знали, что не имеем права перекладывать на него чужую вину. Поэтому, даже не сговариваясь, мы дружно заулыбались и тут же постарались быстренько объяснить, что же здесь такое по-настоящему произошло.
Человек долгое время находился в состоянии абсолютного шока... Видимо, всё услышанное звучало для него дико, и уж никак не совпадало с тем, каким он по-настоящему был, и как относился к такому жуткому, не помещающемуся в нормальные человеческие рамки, злу...
– Как же я смогу возместить всё это?!.. Ведь никак не смогу? И как же с этим жить?!.. – он схватился за голову... – Скольких я убил, скажите!.. Кто-нибудь может это сказать? А ваши друзья? Почему они пошли на такое? Ну, почему?!!!..
– Чтобы вы смогли жить, как должны... Как хотели... А не так, как хотелось кому-то... Чтобы убить Зло, которое убивало других. Потому, наверное... – грустно сказала Стелла.
– Простите меня, милые... Простите... Если сможете... – человек выглядел совершенно убитым, и меня вдруг «укололо» очень нехорошее предчувствие...
– Ну, уж нет! – возмущённо воскликнула я. – Теперь уж вы должны жить! Вы что, хотите всю их жертву свести на «нет»?! Даже и думать не смейте! Вы теперь вместо них будете делать добро! Так будет правильно. А «уходить» – это самое лёгкое. И у вас теперь нет больше такого права.
Незнакомец ошалело на меня уставился, видимо никак не ожидая такого бурного всплеска «праведного» возмущения. А потом грустно улыбнулся и тихо произнёс:
– Как же ты любила их!.. Кто ты, девочка?
У меня сильно запершило в горле и какое-то время я не могла выдавить ни слова. Было очень больно из-за такой тяжёлой потери, и, в то же время, было грустно за этого «неприкаянного» человека, которому будет ох как непросто с эдакой ношей существовать...
– Я – Светлана. А это – Стелла. Мы просто гуляем здесь. Навещаем друзей или помогаем кому-то, когда можем. Правда, друзей-то теперь уже не осталось...
– Прости меня, Светлана. Хотя наверняка это ничего не изменит, если я каждый раз буду у вас просить прощения... Случилось то, что случилось, и я не могу ничего изменить. Но я могу изменить то, что будет, правда ведь? – человек впился в меня своими синими, как небо, глазами и, улыбнувшись, горестной улыбкой, произнёс: – И ещё... Ты говоришь, я свободен в своём выборе?.. Но получается – не так уж и свободен, милая... Скорее уж это похоже на искупление вины... С чем я согласен, конечно же. Но это ведь ваш выбор, что я обязан жить за ваших друзей. Из-за того, что они отдали за меня жизнь.... Но я об этом не просил, правда ведь?.. Поэтому – это не мой выбор...
К:Появились в 1620 году К:Исчезли в 1900 году

История

Дагомея была основана в XVII веке и просуществовала до XIX века, когда была завоёвана французскими солдатами из Сенегала и присоединена к Французской Западной Африке .

Истоки Дагомеи прослеживаются до племени аджа из прибрежного королевства Аллада , которые переселились на север и осели среди жившего там народа фон . Начиная с 1650 года пришельцы стали господствовать над фон и соседним народом уэгбаджа и провозгласили одного из своих представителей королём. Столица Абомей стала центром централизованного государства с глубоко укоренённым и священным культом короля. При этом предкам королевского рода приносились человеческие жертвы. Всё в стране принадлежало непосредственно королю, который взимал налог на всю сельскохозяйственную продукцию.

Однако больше всего экономика Дагомеи выигрывала от работорговли на побережье. Продавая европейцам рабов для Америки , короли Дагомеи закупали ружья и другое огнестрельное оружие, с помощью которого они проводили политику экспансии. В эпоху правления короля Агаджи с по 1732 год Дагомея сумела завоевать Алладу, из которой происходила её правящая элита, получив прямой доступ к побережью. Однако соседнее государство Ойо , являвшееся главным конкурентом в торговле рабами, так и не было завоёвано, и само сумело навязать Дагомее обязанность платить ему дань . Несмотря на это, Дагомея сохранила независимость и продолжала расширять свои владения благодаря торговле рабами, а позднее и торговле пальмовым маслом с плантаций. Король и дальше владел монополией на всю страну и всю торговлю.

Окончательно Дагомея была завоёвана в 1894 году французскими войсками, преимущественно африканского происхождения.

Культура

См. также

Напишите отзыв о статье "Дагомея"

Литература

  • Robert Cornevin: Histoire du Dahomey . Editions Berger Levrault, Paris 1962
  • Auguste Le Hérissé: L’Ancien Royaume du Dahomey . H. Charles-Lavauzelle, Paris 1911
  • Melville J. Herskovits: Dahomey, an Ancient West African Kingdom . J. J. Augustin, New York 1938

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дагомея

– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.
– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».
– Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался.
– Я думаю нет, – сказал он, – а впрочем да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой.
– Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите, ежели увидите ее прежде меня.
– Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер.
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.

Французская карта 1892 года

Расположение

Видео по теме

История

В XIX веке личная гвардия короля, помимо этих «дагомейских амазонок», состояла примерно из двух тысяч стрелков, вооруженных кремневыми ружьями . В случае войны войско можно было быстро увеличить в шесть-семь раз.

Король продавал европейцам рабов в обмен на оружие. Только лишь в 1750 году король Тегбесу заработал на работорговле около 250 000 фунтов . Европейцев интересовали обычаи местного населения, а также «дагомейские амазонки».

Во дворе королевского дворца периодически совершались человеческие жертвоприношения - людей умерщвляли, чтобы они служили высокочтимым предкам в загробном мире в качестве слуг, причем вместе с дворцовыми слугами убивали кого-то из знатного рода, чтобы он был «официальным послом» короля в загробном мире. Помимо этих повседневных обрядов, проводилось массовое человеческое жертвоприношение в дни похорон королей.

Поскольку рабы были основой экспорта Дагомеи, запрет европейцами работорговли стал причиной ослабления государства уже с начала XIX века. От Дагомеи отделились области Анло и Крепи , Порто-Ново стал французским протекторатом, хоть и управлялся формально одним из дагомейских «принцев». На севере область Махис со столицей в Савалу отвоевала полную независимость от Дагомеи.

Чтобы предотвратить проникновение европейцев в Дагомею, в стране не прокладывали дороги и не строили каналы. Экспорт рабов был заменён экспортом пальмового масла , и если раньше военные экспедиции дагомейцев снаряжались в основном за рабами для продажи, то теперь - за рабами для работы на плантациях масличной пальмы .

К концу XIX века армия Дагомеи состояла из 4500 человек регулярных войск, 10000 иррегулярных и корпуса амазонок. Вооружение составляли 8000 магазинных винтовок , 4000 старых ружей и несколько пушек, а также сабли, косы и луки.

Незадолго до смерти своего отца наследник престола Дагомеи Беханзин отказался от встречи с французским посланником Жаном Байолем, сославшись на занятость в связи с проведением обязательных ритуалов и церемоний. Вернувшись в город Котону , оскорбленный Байоль занялся подготовкой военных действий против Дагомеи. Однако Беханзин (к тому времени уже пришедший к власти) решил напасть первым: 21 февраля 1890 г. он атаковал французские войска, сосредоточившиеся неподалеку от дагомейских территорий, но получил отпор ввиду лучшей организованности и подготовленности противника. Этот конфликт, вошедший в историю как Первая франко-дагомейская война , продлился чуть более 8 месяцев. 3 октября 1890 года между Дагомеей и Францией был заключен мирный договор, согласно которому Дагомея признавала Порто-Ново и Котону владением Франции; в дальнейшем Франция обязалась ежегодно выплачивать Дагомее сумму в 20 000 франков . Эта территория стала именоваться Французским Бенином. В 1892 году после заключения французами нескольких договоров с королём Абомея всё королевство Дагомея было провозглашено французским протекторатом.

Мир между Францией и Дагомеей длился два года, на протяжении которых обе стороны продолжали готовиться к очередной войне. На сей раз в 1892 г. первыми атаковали французы, без объявления войны перешедшие границу Дагомеи . К 1894 году страна была полностью захвачена французами, король Дагомеи Беханзин был выслан на

Дагомея (Dahome, Dahomey) - негритянское государство в северо-западной Африке, на Невольничьем берегу. Граничит на З с Того, на С с областью Маге (Mähe), на В с государством Иоруба и английской колонией Лагос; на Ю примыкает к Бенинскому заливу, на берегах которого область Порто-Ново и гавани Котону, Видах и Большой Попо, согласно договору, находятся во владении французов. Пространство более 10400 кв. км; жителей до 600000 (в 1891 г.), из которых 360000 живут в областях, находящихся под властью французов. Вдоль песчаного побережья, отделенные от моря узкими косами, тянутся лиманы, сообщающиеся с морем лишь во время разливов. Непосредственно над ними поднимается до болот Лама (Ко), имеющих 10-12 км ширины, низкое плато, поросшее густыми лесами. На С в окрестностях главного гор. Абоме начинается волнистая холмистая страна, красная, железистая почва которой покрыта частью тропической растительностью, частью обширными саваннами с рощами пальм и хлопчатника. С С под 8° с. ш. Д. примыкает к горной стране Маге, откуда берет начало единственная значительная река Д. Веме (Wheme) или Окпара, судоходная лишь на небольших протяжениях, имеющая 700м ширины и впадающая в море близ Порто-Ново. Климат очень нездоровый на побережье, но становится более сносным внутри страны. Дождливое время года продолжается от середины апреля до конца августа; самые лучшие месяцы сентябрь и октябрь. Фауна и флора типичны для тропической Африки. Главный продукт - пальмовое масло; кроме того, на особенно тщательно возделанных полях растут кукуруза, сорго, маниок, бататы и земляные орехи, а в покрытой садами местности между Абоме и Канной - всевозможные овощи. Из домашних животных держат овец, свиней и различный породы кур. Дичи почти вовсе нет. Население, по-видимому, принаддежит к корню эве (Ewe); по крайней мере его язык (фон , по которому называется и самый народ) считается одним из наречий эве . Первоначальные жители (эйо) почти совершенно истреблены. Жители умны, способны к ученью и отличаются церемонной вежливостью, переходящею в рабское подобострастие по отношению к королю и всякого рода властям. Религия, не смотря на веру в высшее, недостижимое существо, воплощенное в солнце, представляет собою фетишизм. Дагомейцы обращаются с молитвами не только к змеям, леопардам и обезьянам, но даже к европейскому оружию. Убежденные в бессмертии души, дагомейцы, вместе с тем, не считают преступлением умерщвление ближних. Их знаменитые человеческие жертвоприношения носят на себе скорее характер религиозного фанатизма, чем кровожадной жестокости. Жен покупают и считают полной собственностью мужей. Каждый мужчина и юноша несет воинскую повинность; до 800 женщин, отказавшихся от брака, составляют отряд амазонок, охраняющий короля; смелостью и бесстрашием они стремятся превзойти мужчин. В мирное время дагомейцы - прилежные земледельцы и искусные садовники; их промышленность ограничивается тканьем, гончарным ремеслом и изготовлением сабель. Король считается божеством и пользуется абсолютной властью над жизнью и имуществом своего народа. Кроме множества женщин и рабынь, он имеет любимую жену, сыновья которой пользуются правом престолонаследия. Детям остальных жен раздаются доходные должности. Существуют министры королевского дома, финансов, юстиции и военный. Чиновников, управляющих страною (кабессеры), назначает король; чем дальше от резиденции, тем безграничнее их деспотизм. Армия состоит из 4500 чел. регулярных войск, 10000 иррегулярных и корпуса амазонок: она вооружена 8000 магазинных ружей, 4000 старых ружей и несколькими пушками, саблями, косами и луками. Главный город - Абоме (см.), или Абгоме, в 120 км от берега; превосходное шоссе соединяет его с отстоящей на 10 км Канной, летней резиденцией, имеющей около 10000 жит. Аллада (прежде Ardrah), к югу от болота Лама, в здоровой местности - прежняя столица; еще и теперь король прежде вступления на престол в Абоме должен торжественно восседать на древнем троне в Аллада; теперь это важный торговый пункт. Видах или Глехуэ (Whydah, Glehuö), португ. Айюда (Ajuda), с фортом - французская гавань и центр морской торговли. Ценность обмена товаров при ввозе и вывозе через все гавани составляет около 15 млн. фр. Дагомейцы были прежде незначительным народом, с главным городом Дахиф. Старшина Такудун овладел в начале XVII ст. Абоме и основал государство Д., расширявшееся путем завоеваний. В 1772 г. Д. впервые вступила в сношения с европейцами и заключила договоры о вывозе невольников. Человеческие жертвоприношения вызвали неудовольствие европейцев; они были отменены, но скоро восстановлены, не смотря на возражения английского консула. Португалия в 1885 г. объявила свой протекторат над страною, но уже в 1887 г. формально отказалась от него. Франция твердо укрепилась на берегу. В 1878 г. король Гле-Гле уступил ей владычество над Котону; в 1883 г. она заключила договор с владетелем Порто-Ново, в 1885 г. заняла Большое Попо и принудила в 1890 г. короля Беганзина признать ее власть над Порто-Ново и согласиться на занятие Видаха. Беганзин, смотревший с возрастающим неудовольствием на быстро развивающееся процветание прибрежных пунктов, объявил весною 1892 г. войну Франции. Французы в течение дождливого времени должны были вести оборонительную войну, но в августе перешли под начальством ген. Доддса в наступление и, несмотря на упорное сопротивление дагомейцев, совершили победоносный поход, окончившийся взятием Абоме.



БЕНИН. ИСТОРИЯ ДАГОМЕИ.

(Николай Баландинский, 2008 г.)


Относительно подробную историю Дагомеи можно проследить начиная с XVI века. Мы знаем, что примерно в это время на территорию нынешних государств Бенин и Того с территории йоруба (в Нигерии) проникает группа племен, которые образуют две большие группы: фон и эве. Собственно говоря, именно фон и можно считать дагомейцами. Формирование чёткой государственной структуры завершается к середине XVIII века. Фон создают три небольших государства. В начале XVII века они основывают государство Аллада, а затем – Абомей и Аджаче (переименованное португальцами в Порто-Ново).

Государство Абомей было основано около 1625 года. Абомей сумел одержать верх над йорубами, хотя на протяжении всей истории Абомея йорубы то и дело брали реванш. В абомейском фольклоре йорубы представали в образе исконных врагов абомейцев-дагомейцев. Этими «кровожадными злодеями» пугали маленьких детей… Хотя сами дагомейцы отнюдь не отличались человеколюбием, если не считать, конечно, пристрастия к ритуальному каннибализму в особо торжественных случаях.

В начале XVIII века Абомей «поглощает» Алладу, Уиду и получает новое официальное название «Дагомея». Эта страна управлялась двумя «королями» - один правил днём, другой ночью. Дагомея поглощала всё больше своих слабых соседей на протяжении всего XVIII и XIX века. Впрочем, границы Дагомеи лишь слегка заходили за границы нынешнего Бенина. Поэтому не стоит считать Дагомею какой-то сверхдержавой вроде Империи Мали. Северные рубежи Дагомеи вообще не были четко обозначены. Своим последующим расцветом она обязана работорговле. Португальцы основались на Гвинейском побережье еще в начале XVII века и стали деловыми партнерами причудливой дагомейской монархии, опиравшейся на отряды женщин-амазонок, и отправлявшей мрачные ритуалы, оставлявшие после себя груды человеческих черепов во дворе королевского дворца в Абомее.

Пришедшие на смену португальцам французы заключили серию торговых и политических договоров в 1841, 1858, 1868 и 1878 годах, покуда король Беханзин не осознал наконец, что «исчислил Господь царствие» его. Сопротивление Беханзина было сломлено в 1890 году военной экспедицией Терильона. Ровно на 70 лет Дагомея стала французской колонией.

Дата основания Дагомеи – 1625 год – достаточно спорна. Некоторые историки считают, что возникновение дагомейской государственности следует относить к периоду между 1650 и 1680 годами, во время правления князя Уагбаджи. Именно при нем в обиходе входит название Дан-хоме – Дагомея. Откуда взялось оно? По одной версии, название страны переводится как «Чрево Даха (Дана)» или чрево змеи. По другой, один из военачальников при осаде города Канны дал обет принести в жертву своего короля по имени Дах, что он и сделал, обмакнув в его распоротое брюхо закладной камень города Абомея. Честно говоря, версия со змеей кажется более убедительной, учитывая культ священных питонов в Уиде. Но есть еще один вариант: «дан» - это жизненная энергия в мифологии фон и эве. Скорее всего, именно она имелась в виду. Правда, географ Лев Африканский (1491-1540 гг.) упоминает какое-то государство Даума в этих краях, но нет никаких доказательств того, что он подразумевал Дагомею.

В XVII веке главным городом региона была Аллада. В 1724 году дагомейцы его разрушили и убили всех жителей, что не помешало впоследствии объявить это место священным. Отныне главным городом становится Абомей. В 1725 году дагомейцы предпринимают успешный поход в сторону побережья и подчиняют королевство Айюду со столицей Сави (португальское «Ксавье») главным портом Фидой (Уидой). Название Айюда – португальское. Дагомейцы звали этот город Глеуэ. Уида стала символом скорби: отсюда в Америку ежегодно отправлялись десятки тысяч людей в трюмах кораблей. После обретения Бенином независимости на песчаном берегу, в самом конце «дороги рабов» был поставлен памятник – «Ворота невозвращения». Уида стала некоронованной столицей Невольничьего Берега, а Дагомея – его самым процветающим государством, затмив королевство Ашанти на западе и Эгбу на востоке, на земле йорубов.

Поскольку рабы были основой экспорта Дагомеи, постепенная отмена рабства стала причиной её ослабления уже начиная с начала XIX века. От Дагомеи отделились области Анло и Крепи, причем не без участия французов и немцев, чьи торговые фактории начинали преобразовываться в нечто большее. Порто-Ново стал французским протекторатом, хоть и управлялся формально одним из дагомейских «принцев». На севере область Махис со столицей в Савалу отвоевала полную независимость от Дагомеи. Из нигерийского Лагоса мутили воду англичане…

Что же представляла из себя Дагомея накануне своего падения?

В основе религии народа фон лежал культ предков. Этот культ был по сути государственной религией. Во дворе королевского дворца периодически отправлялся ритуал, целью которого было пополнение «обслуживающего персонала» умерших королей Дагомеи – людей умерщвляли с тем, чтобы они служили высокочтимым предкам в загробном мире в качестве слуг, причем вместе с «челядью» на тот свет отправлялся кто-то из знатного рода, чтобы служить «официальным послом умершего короля». Помимо этих повседневных обрядов проводилось массовое заклание жертв в дни похорон королей, которых хоронили тут же, на территории дворца. Жертвы должны были нести в руках связки ракушек каури и калебасы с брагой «тафией» в качестве «платы за переезд» в другой, лучший мир. «Простых людей» было положено хоронить под тем ложем, на котором они скончались. При этом хорошим тоном считалось перерезать горло ребенку и положить эту жертву вместе с усопшим. Впрочем, тела совсем простых и никому не нужных дагомейцев просто выбрасывались в степь или в лес на съедение диким зверям.

На побережье отправлялся другой культ, культ Змея, который персонифицировался в «священного питона». Храм «священного питона» и поныне существует в Уиде, как раз напротив католической церкви. Он не требовал человеческих жертвоприношений. Повседневно и повсеместно дагомейцы приносили менее драматичные жертвы; фетишизм по сию пору процветает в городах и селениях Бенина, и трудно пройти по их улочках, не наткнувшись ненароком на «священное дерево» или глиняный бугорок с глазками из ракушек каури – родовой фетиш живущей в соседнем доме семьи.

Впоследствии сонм дагомейских духов, божков и божеств оформился в культ Вуду (или водун), который более всего популярен и известен в американской обработке, произошедшей на землях Гаити и Бразилии. Вуду и Бенин стали почти синонимами. Действительно, «фестивали» Вуду проводятся каждые две недели в Уиде: собираются жрецы, режут кур, впадают в транс, воскрешают мертвецов (иногда). Культ Вуду практикуется также в Того и в Гане, но Бенин по праву считается его «прародиной».

Главой законодательной, исполнительной и вообще всей власти в Дагомее был «король». Ниже стояли «минган» (премьер-министр), два «мео» (вице-премьеры), а также их заместители. В Уиде короля представляли «наместники» из числа его самых преданных рабов – «йевогхан» и «агор». Подобно римским цезарям, король Дагомеи считался живым божеством, «Абомейским львом», «Братом леопарда» и т.д. Никто не мог лицезреть, как король принимает пищу, а донесения своих подданных он выслушивал как пастор в исповедальне – за отдельным пологом, недоступный взорам простых смертных. Удивительно, как ни у кого не возникало соблазна взять и подменить короля! Тем более, что считалось, будто бы вместе с королем царствует его «астральный двойник», король-дух, который и отдает основные распоряжения.

Несмотря на то, что в Дагомее была одна королева, помимо этой официальной жены король мог содержать сколько угодно жен в своем гареме. При этом принцами крови становились только сыновья «официальной» королевы, а сыновьям неосновных жен доставались роли пажей или мелких дворянчиков, которые при этом должны были тщательно скрывать, кто их отец. В гареме было также своеобразное «разделение труда». Одна из жен поддерживала огонь в очагах, другая была хранительницей и «носительницей» королевской плевательницы. Но в основном жены короля занимались кухней, поэтому не стоит думать, что они целый день проводили в неге.

Но женщин в Дагомее использовали не только в качестве посудомоек, хранительниц плевательниц и наложниц. Подобно женскому батальону, охранявшему Зимний в тот злополучный вечер, дворец королей Дагомеи охраняли несколько сотен элегантно одетых девственниц-амазонок, готовых сложить головы за своего правителя. Эти дагомейские весталки, впрочем, не давали обета оставаться в девстве пожизненно и рубить головы мужикам. Они могли уйти со службы и завести семью. Я думаю, что они были даже завидными невестами, хотя вряд ли видавший виды гренадер в юбке мог бы стать хорошей и доброй женой; малейшая ссора с ней могла бы закончиться однозначно в её пользу.

В XIX веке личная гвардия короля, помимо «женского батальона», состояла примерно из двух тысяч стрелков, вооруженных кремневыми ружьями. В случае войны войско можно было быстро увеличить в шесть-семь раз. Для подчинения маленьких племенных союзов и микро-государств этого было достаточно, но недостаточно для противостояния с европейскими державами.

Для того, чтобы предотвратить их фатальное проникновение в Дагомею, была избрана оригинальная тактика – в стране не прокладывались дороги и не строились каналы, хотя для этого были все предпосылки. Да, европейцы дружили с Дагомеей. Сначала им нужны были рабы, затем – пальмовое масло, и если раньше военные экспедиции дагомейцев снаряжались в основном за «экспортными» рабами, то теперь – за рабами на плантации масличной пальмы. Интересно отметить, что побережье Дагомеи номинально находилось под протекторатом Португалии аж до 1886 года. В 1877 году англичане подтолкнули несколько дагомейских уездов к отделению и «добровольному» присоединению к Лагосу. Но настоящими хозяевами в стране становились французы. Французы появились в Дагомее еще в XVII веке и известно, что еще в 1670 году правитель Аллады отправил посла к Людовику XIV. Однако в следующем веке отношения с Францией пришли в упадок, и только в 1844 году в Уиде был открыт французский торговый дом фирмы «Режи & Фабр» с разрешения короля Гезо, деда последнего дагомейского короля Беханзина. В 1863 году племянник Гезо – принц Дасси – стал королем Порто-Ново под именем Тоффы. Он первым заключил договор с французами о протекторате. В 1868 и 1878 годах король Гле-Гле заключил договора с Францией уже от имени Дагомеи. Французы утвердились в Котону, Годоме и Абомее-Калаве, несмотря на тщетные протесты со стороны Португалии.

На французов точили зуб не только португальцы. Немцы, обосновавшиеся в 1884 году в Того с дипломатической помощью выдающегося немецкого путешественника и специалиста по Африке Густава Нахтигаля, мечтали вытеснить французов из Дагомеи. Когда в 1889 году Гле-Гле решил обложить иностранных коммерсантов в Котону и Уиде дополнительными налогами, Франция возмутилась, но Гле-Гле нашел неожиданных союзников в лице немцев и англичан. Для того, чтобы исправить ситуацию, Париж направил в Абомей своего посланника – лейтенанта Жана Байоля, губернатора Гвинеи (со столицей в Конакри). Прибыв в Котону, лейтенант отправил королю Гле-Гле свой жезл. По всей видимости, Гле-Гле намеревался увидеть не жезл, а шпагу в качестве смиренного подношения. Прием, который был оказан Байолю в Абомее, был не очень любезен. Лейтенанта продержали под стражей 36 дней, заставили подписать договор об отмене французского протектората над Котону (по сути, о возвращении Котону Дагомее), а под конец, для того, видимо, чтобы доставить незадачливому дипломату больше моральных страданий, вынудили присутствовать в качестве «почетного гостя» на церемонии человеческих жертвоприношений. Особенно усердствовал в глумлении над французским послом принц Кондо. Когда же наконец лейтенант Байоль выбрался из Абомея, он узнал, что спустя два дня по его отъезду Глее-Гле скончался. Королем стал принц Кондо под именем Беханзин…

Байоль поведал о своих мучениях своему руководству, и в 1890 году в Дагомею отправились две роты сенегальских стрелков и полурота габонских стрелков под началом Терильона. В общей сложности, «экспедиционный корпус» французов состоял из 320 человек. 20 февраля 1890 года они взяли Котону и провозгласили его французской территорией. 23 февраля, в день Советской Армии и Флота, дагомейская армия понесла еще одно поражение от французов. Однако уже 1 марта атака дагомейских амазонок-мужеистребительниц отбросила французов обратно к Котону. Французские торговцы в Уиде были частью убиты, частью закованы в кандалы и отправлены вглубь страны. Терильон потерял сорок человек убитыми и ранеными, а армия Беханзина насчитывала как минимум две тысячи стрелков. Пусть ружья у них были большей частью кремневые, но пуля – дура, сами понимаете, нас Суворов этому учил. Однако Беханзин повел себя странно. Он объявил, что не намерен отвоевывать Котону, а хочет захватить Порто-Ново и посчитаться со своим братом Тоффой. Французская канонерка «Изумруд» 28 марта пришла на помощь Тоффе. Она прошла вверх по реке Веме и расстреляла несколько дагомейских деревень. Уже в апреле французская эскадра у берегов Дагомеи насчитывает шесть кораблей, а сухопутный контингент – 895 человек. Решающая битва разворачивается у деревни Атиупа 18 апреля. Убиты 1500 дагомейцев и 8 французов. Армия дагомейцев рассредоточивается, собираясь с силами для последующей борьбы, но наступает сезон дождей и лихорадок. Не до войны. Новый командующий французским корпусом полковник Клипфель предлагает снова послать эскадру вверх по Веме и в одну кампанию захватить Абомей. Однако осуществление этого плана решено отложить.

Начинаются переговоры. Король Беханзин пытается задобрить французов. Он отпускает пленников из Абомея, и подобно Александру Ярославичу Невскому посылает с ними «звуковое письмо»: «На вас, бусурман французских, зла не держим. Дворян наших дагомейских из полону отпустите, города наши Котону и Порто-Ново верните, супостата Тоффу отдайте нам на суд». К Беханзину отправляют переговорщиков, но он уже занят войной с йорубами, и явно дает понять, что ему пока не до них. Только третий посланник, священник отец Доржер, добивается успеха, и 3 октября 1890 года в Уиде подписывается договор, по которому Беханзин обязывается уважать права французов на Порто-Ново и Котону. Более того, Франция обязала Беханзина прекратить человеческие жертвоприношения.

Дагомея недолго оставалась свободной. В 28 мая 1893 года во главе французских войск становится полковник Доддс. Именно этому человеку суждено было поставить точку в истории Дагомеи. 19 сентября он бьет дагомейцев у Догбы, 4 октября – у Погессы, 6 октября – у Адегона. 6 ноября взята Канна, и, наконец, 17 ноября – Абомей, столица Дагомеи. Однако, как говаривал Де Голль, «проиграна битва, но не проиграна война». Правда, сказал он это много позже, когда немцы уже маршировали по Парижу в очередной раз… Эта аналогия вполне к месту: Беханзин помогали продолжать сопротивление немецкие добровольцы из соседнего Того. В Абомее им даже поставлен памятник. Однако, всё это уже не имело смысла. В январе 1894 года Доддс берет Беханзина в плен.

… Границы новой колонии Франции были определены франко-германской конвенцией 23 июля 1893 года и англо-французской конвенцией 12 февраля 1898 года. В 1919 году к Французской Дагомее была присоединена восточная часть бывшего Германского Того.

Беханзин вместе с несколькими женами был отправлен в ссылку сначала на Мартинику, потом в Алжир, где и скончался в 1906 году. В Абомее Беханзину поставлен памятник как национальному герою. Такой же памятник поставлен Тоффе в Порто-Ново. Оставляя за скобками вопрос об исторической справедливости, хочу только отметить, что Мартиника – не самое плохое место для почетной ссылки.