Рабочая программа "развитие познавательных способностей". Программа внеурочной деятельности "развития познавательных способностей" Скачать программа криволапова развития познавательных способностей

Современное начальное образование ставит самой главной целью развитие личности ребёнка.

В концепции ФГОС второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксирует портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Курс «РПС» (развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышесказанных качеств выпускника начальной школы.

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи:

  • 1.Развитие познавательных способностей младших школьников.
  • 2.Развитие творческих способностей младших школьников.
  • 3.Расширение кругозора учащихся.
  • 4.Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
  • 5.Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления как анализ. Синтез. Исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 7 лет, рассчитан на 33 занятия, 1 раз в неделю.

В содержании курса интегрированы задания из разных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.

Обеспечение благоприятной атмосферы;

Безотметочная система обучения;

Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности;

Поощрения высказывания оригинальных идей;

Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;

Использование педагогами личного примера;

Представление детям возможности активно задавать вопросы.

Календарно –тематическое планирование курса «РПС», 1 класс

№ п/п Тема Познавательный аспект Развивающий аспект Дата проведения
План факт
Первый раз в первый класс Значение обучения, правила поведения в школе. Развитие внимания, слуховой памяти, воображения, фантазии, речи, рефлексии.
Работа над ошибками. Смысл понятия «работа над ошибками» Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления. Рефлексии.
Задания трёх поросят Содержание сказки «Три поросёнка» Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, рефлексии.
Здравствуй, осень! Три периода осени: ранняя осень. Середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, рефлексии.
Играем в «ромашку» Правила игры в «ромашку». Как инсценировать короткие диалоги. Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, артистических способностей, воображения, рефлексии.
По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Содержание русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Варианты окончания сказки. Головоломка «Танграм» Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, конструкторских способностей, рефлексии.
Рисуем яблоньку. Как инсценировать ситуацию с помощью жестов и мимики. Развитие внимания, мышления, артистических способностей, воображения, фонематического слуха, рефлексии.
Геометрический магазин. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, круг, ромб, их особенности. Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, зрительной памяти, сенсорных способностей, рефлексии.
По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» Содержание русской народной сказки «Маша и медведь». Варианты окончания сказки. Как инсценировать фрагмент сказки Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, конструкторских способностей, артистических способностей, рефлексии.
Шкатулка с сюрпризом. Игра «устами младенца» Развитие внимания, речи, логического мышления, воображения, быстроты реакции, рефлексии.
В гостях у Знайки Знайка - герой книги Н. Носова «приключения незнайки и его друзей» Развитие внимания. Быстроты реакции, мышления, зрительной памяти, воображения, чувства ритма, рефлексии.
Читаем письма. Краткое содержание популярных произведений, их главные герои: Алладин, Вини-Пух, Балда. Щелкунчик. Барон Мюнхгаузен. Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, рефлексии.
Наряжаем ёлочку. Традиционные ёлочные украшения. Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, конструкторских способностей, чувства рифмы, воображения, рефлексии.
«Прикольные» задания. Что такое «имя-перевёртышь», «сказка-«винегрет». Как изобразить несуществующее животное. Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии.
И снова «прикольные» задания Шуточное описание сказочного героя. Как изобразить портрет несуществующего человека. Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, в том числе нестандартного, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии.
Домашние животные. Роль домашних животных в жизни человека. Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, воображения, расширение словарного запаса, рефлексии.
Цепочка занимательных заданий. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, чувства рифмы, зрительной памяти, рефлексии.
О звёздах. Солнце-звезда Солнечной системы. Количество звёзд во Вселенной. Метеоры и метеориты. Развитие внимания, мышления, памяти, ориентировки в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии.
Дорогою добра. Смысл понятий «добро» и «зло» на примерах литературных произведений. Качества характера, символизирующие добро. Развитие внимания, памяти, мышления, речи, рефлексии.
Быть здоровым. Основные составляющие здорового образа жизни. Рассказ от лица неодушевлённого предмета . Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, памяти, речи, воображения, фантазии, рефлексии.
Незнайкин экзамен. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, логического мышления, быстроты реакции, воображения, конструкторских способностей, рефлексии.
Коллекция головоломок от Незнайки. Развитие внимания, мышления, смысловой и зрительной памяти, логического мышления, быстроты реакции, воображения, чувства ритма и рифмы, рефлексии.
Знаменитые малыши. Дюймовочка. Дюймовочка-героиня сказки Г.-Х. Андересена Происхождение имени Дюймовочка. Краткое содержание сказки. Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения, фантазии, рефлексии.
Букет для Русалочки. Краткое содержание сказки Г.-Х. Андересена «Русалочка». Водоёмы. Морские обитатели. Развитие внимания, слуховой и образной памяти, нестандартного мышления.
Спичечное ассорти. Значение слова «ассорти» Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, рефлексии.
Словесные забавы. Разнообразие игр со словами. Развитие внимания, нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии.
«Говорящие» головоломки. Разнообразие головоломок. Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, рефлексии.
Ловим рыбку Атрибуты рыбалки, особенности рыбалки как вида отдыха. Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, речи, рефлексии.
Рыбалка продолжается. Особенности рыбалки как вида отдыха. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, смысловой памяти, чувства ритма и рифмы, расширение словарного запаса, рефлексии.
Загадалки. Разнообразие игр на основе загадок. Развитие внимания, воображения, чувства рифмы, мышления, рефлексии.
Пернатые друзья. Интересные сведения из жизни птиц: соловей, синица, попугай, Развитие памяти, мышления, в том числе нестандартного, памяти, воображения, рефлексии.
Сказочные задания. Развитие быстроты реакции, внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии.
Сказочные задания опять и опять. Загадалки-с-толку-сбивалки. Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, воображения, рефлексии.

К концу курса учащиеся должны уметь:

Находить и устанавливать закономерности в расположении предметов, достраивать логические ряды в соответствии с заданным принципом;

Находить принцип группирования предметов, давать обобщенное название этим группам;

Называть несколько вариантов исключения лишнего предмета среди групп однородных;

Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме. размеру);

Самостоятельно решать различного рода головоломки (ребусы, криптограммы, и т.д);

Подбирать рифмы к словам;

С помощью учителя ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями «вверх наискосок налево». «вниз наискосок направо» , «вниз наискосок справа налево»;

Пользоваться приёмами театрализации: разыгрывать несложные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности;

Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

Литература.

  • 1.Мищенкова Л.В. – 36 занятий для будущих отличников: занятия по развитию познавательных способностей (6-7лет)/Методическое пособие, 1 класс. – М.: Изательство РОСТ. – 198 с.

Рабочая программа внеурочной деятельности

Кружка (секции, клуба) «Развитие познавательных способностей»

для учащихся 5-8 классов

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Программа развития познавательных способностей учащихся» для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы:

сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса являются:

развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

формирование собственного стиля мышления;

формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

развитие интеллектуальных умений (5-7 классы);

обучение работе с информацией (8 класс).

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:

    учебная игра;

    развивающая игра;

    тематические задания по подгруппам;

    практическое занятие;

    беседа;

    викторина;

    участие в акциях.

Режим занятий

Год обучения

Класс

Всего занятий

В неделю занятий

Периодичность занятий

первый

еженедельно

второй

еженедельно

третий

еженедельно

четвертый

еженедельно

Планируемые результаты

В результате изучения курса обучающиеся должны:

Знать:

    правила конструирования определений, формулирования выводов;

    правила классификации и сравнения;

    методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, мозговой штурм; контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

    способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

    правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

    способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

    правила сохранения информации, приёмы запоминания.

Уметь:

    анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

    слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

    проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

    владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

    работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Тематический план

5 класс

п/п

Тема учебного занятия

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

Человек и его интеллект

0,5

0,5

Диагностическое тестирование

Обобщение и ограничение понятий

1,5

2,5

Обобщение понятий при построении определений

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

0,5

0,5

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

0,5

1,5

Сравнение понятий. Отношения противоположности

Установление причинно-следственных связей

0,5

1,5

Логические задачи

0,5

1,5

Классификация понятий

0,5

2,5

Сравнение понятий. Аналогия

0,5

1,5

Поиск закономерностей

0,5

4,5

Выделение существенных признаков предметов

0,5

0,5

Поиск закономерностей

Объяснение понятий в зависимости от контекста

0,5

1,5

Логические задачи

0,5

1,5

Итоговое тестирование

Итого:

6 класс

п/п

Тема учебного занятия

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

Диагностическое тестирование

0,5

0,5

Сравнение понятий

Выделение существенных признаков

0,5

1,5

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений

0,5

1,5

Смысловые словосочетания

Синонимы, антонимы

0,5

1,5

Творчество.

0,5

1,5

Метод контрольных вопросов

0,5

1,5

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

0,5

1,5

Воображение

0,5

1,5

Компьютерный практикум

Конструирование на плоскости

0,5

1,5

Конструирование в пространстве

0,5

1,5

Постановка и разрешение проблем

0,5

1,5

Разрешение проблемных ситуаций

0,5

1,5

Метод разрешения противоречий

0,5

1,5

Итоговое тестирование

Решение творческих задач

Итого:

6,5

27,5

7 класс

п/п

Тема учебного занятия

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

Секреты и методы творчества

2

0,5

1,5

Поиск закономерностей

2

0,5

1,5

Логические цепочки

2

2

Логические цепочки. Причинно-следственные связи

2

0,5

1,5

Как решать изобретательские задачи

2

0,5

1,5

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности

2

0,5

1,5

Развитие воображения

2

2

Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия

1

0,5

0,5

Изобретательское творчество

2

0,5

1,5

Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий

2

0,5

1,5

Решение задач методом разрешения противоречий

2

0,5

1 ,5

Творчество и фантастика

2

0,5

1,5

Методы решения творческих задач

2

2

Преобразование свойств

1

1

Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов

1

1

Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат

2

0,5

1,5

Методы решения творческих задач: морфологический ящик

2

0,5

1,5

Методы решения творческих задач

2

2

Решение творческих задач

1

1

Итого:

34

6

28

8 класс

п/п

Тема учебного занятия

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

Что мы знаем о чтении

2

1

1

Чтение как способ получения информации

1

0,5

0,5

Выявление навыков традиционного чтения

1

1

Компьютерный практикум

1

1

Интегральный алгоритм чтения

2

0,5

1,5

Дифференциальный алгоритм чтения

1

1

Изучающее чтение

2

0,5

1,5

Понимание смыслового содержание текста

2

0,5

1,5

Приёмы работы с текстом

1

1

Учимся задавать и отвечать на вопросы

2

0,5

1,5

Поисково-просмотровое чтение

2

0,5

1,5

Конспектирование при чтении

2

0,5

1,5

Учимся готовить сообщение

1

1

Учимся вести диалог

2

0,5

1,5

Компьютерный практикум

5

0,5

4,5

Библиографический поиск. Каталог

2

0,5

1,5

Справочник. Работа со справочной литературой

2

0,5

1,5

Компьютерный практикум

2

0,5

1 ,5

Итоговое занятие

1

1

Итого:

34

7

27

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ

5 КЛАСС

Развитие интеллектуальных умений

Человек и его интеллект.

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностика интеллектуального развития.

Обобщение и ограничение понятий.

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Тренинг внимания. Ограничение понятий.

Выделение существенных признаков понятий.

Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания и развивающие игры.

Обобщение понятий при построении определений.

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Отношения между понятиями: рядоположности, часть – целое.

Функциональные отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Практические задания и развивающие игры.

Сравнение понятий. Отношения противоположности.

Сравнение понятий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Практические задания и развивающие игры.

Установление причинно-следственных связей.

Функциональные отношения между понятиями причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания и развивающие игры.

Логические задачи.

Установление связей между понятиями. Практические задания и развивающие игры.

Классификация понятий.

Классификация понятий. Правила классификации. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Умение классифицировать понятие по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Практические задания и развивающие игры.

Сравнение понятий. Аналогия.

Аналогия. Умение проводить аналогии. Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Развивающие игры.

Поиск закономерностей.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Объяснение понятий в зависимости от контекста. Логические задачи. Практические задания и развивающие игры.

Выделение существенных признаков предметов.

Существенные и несущественные признаки. Практические задания и развивающие игры.

Объяснение понятий в зависимости от контекста.

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания и развивающие игры.

6 КЛАСС

Учимся мыслить творчески.

Диагностическое тестирование.

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий

Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Правила классификации. Умения классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания и развивающие игры.

Сравнение понятий.

Сравнение понятий. Отношения между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности. Выявление сходства и различий. Практические задания и развивающие игры.

Выделение существенных признаков.

Существенные и несущественные признаки. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Развивающие игры.

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений.

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста.

Практические задания и развивающие игры.

Смысловые словосочетания.

Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Синонимы, антонимы.

Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы.

Творчество.

Что такое творчество? Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры.

Метод контрольных вопросов.

Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов

Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

Воображение.

Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Компьютерный практикум.

Создание компьютерного рисунка.

Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания и развивающие игры.

Конструирование в пространстве.

Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем.

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания и развивающие игры.

Разрешение проблемных ситуаций.

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания и развивающие игры.

Метод разрешения противоречий.

Анализ проблемной ситуации. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Практические задания и развивающие игры.

Решение творческих задач.

7 КЛАСС

Методы решения творческих задач

Секреты и методы творчества.

Творчество. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

Поиск закономерностей.

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания и развивающие игры.

Логические цепочки.

Тренинг внимания. Установление функциональных отношений между понятиями. Сравнение. Аналогия. Практические задания и развивающие игры.

Логические цепочки. Причинно-следственные связи.

Установление причинно-следственных связей. Логические рассуждения. Умозаключения. Практические задания и развивающие игры.

Как решать изобретательские задачи.

Как рождаются изобретения. Постановка и разрешение проблем. Мозговой штурм. Практикум изобретателя. Практические задания и развивающие игры.

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности.

Тренинг внимания. Умение быть наблюдателем. Правила наблюдения. Практические задания и развивающие игры.

Развитие воображения.

Воображение. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Интеллектуальная разминка. Ребусы. Составление рассказа по вопросам Тренинг воображения. Творческие задачи. Развивающие игры.

Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия.

Умение анализировать, выбирать и обосновывать своё решение, действие. Практические задания и развивающие игры.

Изобретательское творчество.

Что такое изобретение. Из истории изобретательства. Альфред Нобель. Практические задания и развивающие игры.

Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий.

Метод решения изобретательских задач: метод проб и ошибок. Что такое противоречие. Свойство и антисвойство. Функции и противоположные функции предметов. Практические задания и развивающие игры.

Решение задач методом разрешения противоречий.

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Приёмы разрешения противоречий: изменения окраски, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», приём «наоборот». Практические задания и развивающие игры.

Творчество и фантастика.

Что такое фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Изобретательские приёмы в литературных произведениях. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения творческих задач.

Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая,символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения методов. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения творческих задач: преобразование свойств.

Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов.

Метод фокальных объектов: сущность метода.

Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат.

Что такое идеальный конечный результат. Методы решения творческих задач. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения творческих задач: морфологический ящик.

Методы решения творческих задач: творческий практикум. Принципы решения изобретательских задач. Практические задания и развивающие игры.

Решение творческих задач.

8 КЛАСС

Учимся работать с информацией

Что мы знаем о чтении.

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Практические задания и развивающие игры.

Чтение как способ получения информации.

Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

Выявление навыков традиционного чтения.

Самодиагностика: выявление навыков традиционного чтения. Практические задания и развивающие игры.

Компьютерный практикум.

Организация поиска информации в компьютерном тексте. Практические задания.

Интегральный алгоритм чтения.

Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.

Дифференциальный алгоритм чтения.

Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

Изучающее чтение.

Виды чтения. Приёмы работы с текстом при изучающем чтении. Приёмы осмысления текста при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения. Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки.

Понимание смыслового содержание текста.

Что значит понимать смысл. Понимание смысла слова, предложения, текста. Ступени понимания. Условия понимания и причины непонимания. Практические задания и развивающие игры.

Приёмы работы с текстом.

Приёмы работы с текстом: чтение с пометками, таблицы «ЗУХ».

Учимся задавать и отвечать на вопросы.

Приёмы работы с текстом: метод контрольных вопросов, предваряющих вопросов. Практические задания и развивающие игры.

Поисково-просмотровое чтение.

Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали»; чтение «слалом»; чтение «по двум вертикалям», чтение «островками»; чтение «пинг-понг».

Конспектирование при чтении.

Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Учимся готовить сообщение.

Способы представления информации в различных видах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Учимся вести диалог.

Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.

Компьютерный практикум.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов. Создание нумерованного и маркированного списка. Представление информации в виде таблицы. Преобразование таблицы в текст и текста в таблицу. Практические задания.

Библиографический поиск. Каталог.

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

Компьютерный практикум.

Операции с файлами и каталогами (поиск, переименование, копирование, премещение, сохранение информации. Практические задания.

Справочник. Работа со справочной литературой.

Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.

Учебно-методические средства обучения

Литература

  • Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012.

    Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004.

    Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996.

Технические средства обучения

    Мультимедийный компьютер

    МФУ

    Мультимедиапроектор

    Средства телекоммуникации

    Экран навесной

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы:

сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Составитель : Сафонова Л.Д.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы:

Сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основные задачи :

  • развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
  • формирование собственного стиля мышления;
  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
  • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

  • развитие интеллектуальных умений
  • учимся работать с информацией

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в программу внесены изменения так, как программа рассчитана на 34 учебных недели, а у нас 35, то мной по одну часу было добавлено на повторение: «Решение логических задач» в 5 и 6 классе, «Решение творческих задач» в 7 классе, «Компьютерный практикум» в 8 классе.

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:

  • учебная игра;
  • развивающая игра;
  • тематические задания по подгруппам;
  • практическое занятие;
  • беседа;
  • викторина;

участие в акциях.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  • диагностическое тестирование;
  • диагностический тренинг;
  • итоговое тестирование.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Требования к уровню подготовки учащихся 2 года обучения

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Выделение существенных признаков понятий

Учащиеся знают:

Правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

Учащиеся умеют:

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • развитие этических чувств;
  • самооценка;
  • самоопределение;

Сравнение понят

Учащиеся знают :

Сходства и различия;

Понятия одного порядка;

Антонимы, синонимы, омонимы;

Главные и второстепенные признаки явлений;

Аналогия.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Классификация понятий

Учащиеся знают :

Правила классификации;

Правила обобщения понятий.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Объяснение значения слов

Учащиеся знают :

Устойчивые словосочетания;

Смысловые сочетания;

Роль смысловых сочетаний в тексте.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Творчество.

Воображение.

Учащиеся знают :

Виды воображения:

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Учащиеся знают :

Методы их решения.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Владеть монологической и диалогической речью.

Учащиеся знают :

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Формулировать выводы;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Требования к уровню подготовки учащихся 3 года обучения

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

Творчество.

Воображение.

Учащиеся знают :

Что такое творчество, воображение;

Методы решения творческих задач;

Виды воображения:

Приёмы развития воображения.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми - детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение;

Конструирование на плоскости и пространстве

Учащиеся знают :

Понятия танграм, головоломок;

Методы их решения.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Проводить наблюдения, измерения;

Владеть монологической и диалогической речью.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем.

Учащиеся знают :

Положительные и отрицательные стороны явлений;

Методы разрешения проблемных ситуаций;

Методы разрешения противоречий.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Выделять главную мысль, абстогировать;

Формулировать выводы;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Метод решения изобретательских задач

Учащиеся знают :

Метод контрольных вопросов;

Метод синектики;

Метод преобразования свойств.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Выделять главную мысль, абстогировать;

Формулировать выводы;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 года обучения

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

Чтение как способ получения информации

Учащиеся знают:

Виды чтения;

Правила быстрого чтения;

Чтение укороченной строки.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Строить умозаключения;

Владеть монологической и диалогической речью.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми - детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение;

Приёмы работы с текстом.

Недостатки традиционного чтения.

Учащиеся знают :

Гипертекстовое представление информации;

Метод толстых и тонких вопросов;

Чтение с пометками, чтение с пропусками;

Метод смысловой догадки;

Интегральный алгоритм чтения;

Правила выделения ключевых слов;

Выделение основного смысла отрезков текста.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Пересказывать прочитанный текст;

Передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

Составлять план текста;

Строить умозаключения;

Владеть монологической и диалогической речью.

Способы обработки полученной информации

Учащиеся знают :

Понятия: план, выписка, цитаты, тезисы, аннотации, конспект, реферат, рецензия.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Пересказывать прочитанный текст;

Передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

Составлять план текста;

Составлять тезисы;

Представлять информацию в различных видах;

Строить умозаключения;

Владеть монологической и диалогической речью.

Способы представления информации в различных видах

Учащиеся знают :

Способы представления информации: вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический;

Графические методы;

Кодирование и декодирование информации.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

- составлять план текста;

Представлять информацию в различных видах (вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический);

Выявлять закономерности;

Владеть монологической и диалогической речью.

Работа с устными текстами. Библиографический поиск. Справочная литература

Учащиеся знают :

Правила дискуссии;

Виды каталогов;

Правила работы с каталогами;

Роль и назначение справочников;

Правила работы со справочной литературой.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение, библиографический поиск, работа со справочником);

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

  • Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
  • Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
  • Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996

Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер
  • Мультимедиапроектор
  • Средства телекоммуникации
  • Экран навесной

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, составлять план текста, передавать прочитанное и сжатое или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми - детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса обучающиеся должны:

знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;
  • правила классификации и сравнения;
  • методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, контрольные вопросы, преобразование свойств;
  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
  • правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать,владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №..

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ :

Методический Совет Директор МБОУСОШ №..

___________ «______»_____2014 г. «______»__________ 2014 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

___________________________________________________________________

Возраст обучающихся 7лет

Количество часов в год 33ч

Педагог, реализующий программу

Клюшкина Александра Сергеевна

Рецензия

на программу дополнительного образования детей « Развитие познавательных способностей» педагога Клюшкиной Александры Сергеевны, учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № … города Сургута. Объединение « Развитие познавательных способностей» является формой дополнительного образования, посредством деятельности которого реализуется данная программа. Курс « Развитие познавательных способностей» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы. Духовно-нравственный подход в образовании способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса « Развитие познавательных способностей» в рамках начальной школы. В этом заключается актуальность программы.

Автор выдвигает цель: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.

Для реализации цели в программе поставлены следующие задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

В программе указан ожидаемый результат, а также нормативно- правовые и научно- методическое обеспечение программ. Программа рассчитана на 4 года реализации, возраст детей: 7-10 лет; 1 час в неделю, 33 часа в год. Имеется содержание программы.

Программа содержит следующие разделы:

1. Паспорт дополнительной общеобразовательной программы.

2. Пояснительную записку.

3.Тематическое планирование.

4. Список используемой литературы.

Данная программа отвечает современным требованиям по разработке образовательных программ; структура выдержана. Программа приемлема для работы в системе дополнительного образования МБОУ СОШ №.. соответствует его специфике. Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.


Заместитель директора по УВР _________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию познавательных способностей составлена на основе следующих нормативных документов:

    постановление Администрации города от 16.05.2013 г. № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»;

    постановление Администрации города Сургута от 24.02.2012 г. № 1113 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2012-2014 годы» (с изменениями от 05.07.2012 № 5058);

    постановление Администрации города Сургута от 30.11.2012 г. № 9202 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2013-2015 годы» (с изменениями от 04.09.2013 г. № 6360, от 06.02.2014 г. № 868);

    постановление Администрации города от 13.12.2013 г. № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2016 годы» (с изменениями от 30.04.2014 г. № 2896, от 20.06.2014 г. № 1721);

    постановление Администрации города от 21.12.2012 г. № 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными департаменту образования Администрации города (с изменениями от 24.03.2014 г. № 1941, от 24.06.2014 г. № 4178);

    Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;

    постановление Администрации города от 21.11.2013 г. № 8483 «О календарном плане мероприятий для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2014 год»;

    постановление Администрации города от 22.17.2014 г. № 5089 «О календарном плане мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2015 год»;

    приказ департамента образования Администрации города «Об организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в 2014-2015 учебном году в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования» (проект).

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МБОУ СОШ№…

Название программы

Развитие познавательных способностей

Направленность программы

Духовно-нравственная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Клюшкина Александра Сергеевна

Год разработки

2012г

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Методический Совет ___________

Информация и наличие рецензии

Руководитель Методического Совета школы

Цель

Цель программы – это развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.

Задачи

Обучающие:

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

Формирование и развитие логического мышления;

Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

Развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

Развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

Развитие речи и словарного запаса учащихся;

Развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

Формирование положительной мотивации к учению.

Формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

Формирование умения работать в группе

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

Увеличить скорость и гибкость мышления

Выделять существенные признаки и закономерности предметов;

Сравнивать предметы, понятия;

Обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

Определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

Концентрировать, переключать своё внимание;

Развивать свою память;

Улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

Уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

Самостоятельно выполнить задания;

Осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; - решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать; - находить несколько способов решения задач;

Работать в группе.

Срок реализации программы

Реализация программы рассчитана на четыре года, познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.

Все задания условно можно разбить на несколько направлений:

Задания на развитие внимания;

Задания на развитие памяти;

Задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;

Задания на развитие мышления;

Задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Количество часов в неделю / год

Количество часов в неделю – 1ч

Количество часов в год - 33 ч

Возраст обучающихся

7лет

Формы занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Работать по данному комплекту можно на факультативах, в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам. Данное пособие можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание интеллектуально-логическому развитию детей.

Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 30-35 минут (в 1 классе).

Методическое обеспечение

Учебно - методический комплекс курса:

    Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). Методическое пособие 1 класс / О.А.Холодова. – М.: Росткнига, 2008

    Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) : Рабочие тетради в 2-х частях / О.А.Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2011г.

Формы подведения итогов

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

-– степенью помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

результаты выполнения заданий на разных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», интеллектуальных марафонах и т.п., при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно и насколько эффективно;

косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

Отзывы учителей, воспитателей ГПД, родителей.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Для проведения занятий по РПС предполагается использование учебно-методического комплекта « Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» О.А. Холодовой, состоящего из:

    двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради для 1 класса № 1, 2/ О.А. Холодова. – М.: Росткнига, 2011

    программы и методического руководства для учителя;

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». – М.: Росткнига, 2011

Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2014/2015 учебный год

Учебно-тематический план (далее – УТП) составлен в соответствии с программой « Развитие познавательных способностей », разработанной О.А. Холодовой и рекомендованной к реализации Департаментом образования

и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».

Направленность дополнительной общеобразовательной программы

Вид образовательной деятельности – духовно-нравственная.

Цель (для данного года обучения) – это развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Задачи (для данного года обучения):

Обучающие:

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

Формирование и развитие логического мышления;

Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

Развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

Развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

Развитие речи и словарного запаса учащихся;

Развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

Формирование положительной мотивации к учению.

Формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

Формирование умения работать в группе

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2014/2015 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

4г.

Год обучения (первый, второй и т.д.)

1г.

Возраст обучающихся

7л.

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

25ч.

Количество часов в неделю

1ч.

Общее количество часов в год

33ч.

Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий;

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

Работать по предложенному плану;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

2. Познавательные :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя имеющиеся предметные учебные знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

3. Коммуникативные универсальные учебные действия :

Уметь доносить свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

Слушать и понимать речь других;

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные универсальные учебные действия:

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

Выделять существенные признаки предметов;

Сравнивать между собой предметы, явления;

Обобщать, делать несложные выводы;

Классифицировать явления, предметы;

Определять последовательность событий;

Судить о противоположных явлениях;

Давать определения тем или иным понятиям;

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

Выявлять функциональные отношения между понятиями;

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Учебно-тематический план

на 2014/2015 учебный год

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование воображения

Развитие логического мышления

ИТОГО: 33 часа

Календарно-тематическое планирование

для группы (1 г.о.)

№п/п

Наименование раздела

Наименование темы занятия

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

Выявление уровня развития детей

Вводное занятие.

Выявление уровня развития детей

Развитие концентрации внимания

Развитие концентрации внимания

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

Обучение поиску закономерностей

Совершенствование воображения

Тренировка внимания

Развитие логического мышления

Развитие концентрации внимания

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

Тренировка слуховой памяти

Обучение поиску закономерностей

Совершенствование воображения

Развитие логического мышления

Развитие концентрации внимания

Тренировка зрительной памяти

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

Обучение поиску закономерностей

Обучение поиску закономерностей

Совершенствование воображения

Развитие логического мышления

Развитие концентрации внимания

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование воображения

Тренировка зрительной памяти

Обучение поиску закономерностей

Совершенствование воображения

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

Развитие концентрации внимания

Тренировка внимания

Поиск закономерностей

Выявление уровня развития познавательных процессов

Главной особенностью региона Европы и активности в нем «третьего сектора» - НПО – является, прежде всего, его история, которая и обеспечила теоретическую, а затем и практическую базу основ демократического общества в действии. Возникновение третьего сектора в Европе тесно связано с теоретическими философскими моделями гражданского общества. Становление определения гражданского общества, его потенциала и функций, во многом предопределило функции третьего сектора в нем.

Рассматривая главные тенденции образования философии гражданского общества в Европе, можно выделить следующих авторов, для которых концепция гражданского общества определялась несколько различными составляющими. Так, Г. Гегель выделял в гражданском обществе, прежде всего, его моральные качества, считал его главной функцией основу морального облика правительства и государства в целом. Для К. Маркса гражданское общество составляло основу поддержки буржуазии. В определении же А. Грамского Antonio Gramsci , гражданское общество – это «этическое содержание государства», арена защиты обществ против рынка и государства. 1 Противопоставляя государство и общество друг другу, он в некоторой мере воспитал взаимное недоверие, в особенности у общества и политических партий друг к другу.