Расстройства мышления. Какова динамика изменения тета ритма при мыслительной деятельности?Литература

Речь - это исторически сложившаяся в ходе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевой деятельности), так и его результат (вещательные произведения, фиксируемые памятью или письмом). Речь занимает особое место среди когнитивных процессов, поскольку оно включается в различные познавательные акты (мышления, восприятия, ощущения) и обеспечивает вербализацию получаемой человеком информации.

Речь представляет собой многозвенный психофизиологический процесс, состоящий из различных элементов. Оно включает три основных звена: восприятие речи, продуцирования речи и "внутренняя речь". Этот процесс основан на работе различных анализаторов и включает в себя периферический рецептор, проводящие нервные пути, центральный участок коры головного мозга, которая отвечает за деятельность данного анализатора.

Выделяются три основные функции речи: коммуникативная, регулирующая и программирующая.

Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми. Речь используется для передачи информации и побуждения к действию. Благодаря речи человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ним. Речь расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности ее ориентации в природном и социальном мире.

Регулирующая функция речи связана с сознательными формами психической деятельности. Речь играет важную роль в развитии и проявлении произвольной, волевой поведения.

Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутого высказывания. В основе этого процесса лежит внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения различных движений и действий.

К сожалению, пока еще не выяснен механизм того, как один человек материализует свое мнение в поток звуков, а другая, восприняв этот звуковой поток, понимает обращенную к ней мнение.

Речь функционирует на основе второй сигнальной системы, возникла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда. Эта система оперирует знаковыми образованиями («сигналами сигналов»), охватывает все виды символизации и использует не только вещательные знаки, но и другие средства (мимические, жестикуляционным и эмоциональные, музыкальные звуки, рисунки, художественные образы, математические символы и т.п.).

Связь слова, обозначающего предмет, с этим предметом принципиально не отличается от связей первой сигнальной системы. В слове отражаются не конкретные, а наиболее существенные свойства предметов и явлений. Именно это дает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности.

В периферических органах речи выделяют три системы:

♦ энергетическая система дыхательных органов необходима для возникновения звука (легкие и головной дыхательная мышца - диафрагма)

♦ генераторная система - звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани - тоновый вибратор; щели и затворы, образующиеся во рту при артикуляции)

♦ резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка) .

Речь образуется в результате изменения формы и объема Надставной трубки, состоит из полости рта, носа и глотки. В резонаторная системе, отвечающей за тембр голоса, образуются определенные форманты, специфические для данного языка. Резонанс возникает в результате изменения формы и объема Надставной трубки.

Артикуляция представляет собой совместную работу органов речи, необходимая для выработки звуков. Ее регулируют вещательные зоны коры и подкорковые образования (зрительные бугры, гипоталамус, таламус, лимбическая система, ретикулярная формация). Локальные поражения левого полушария различной природы у правшей лиц приводят, как правило, к нарушению функции речи в целом, а не к выпадению какой-либо одной речевой функции. Для правильной артикуляции необходима определенная система движений органов речи, формируется под влиянием слухового и кинестезического анализатора.

Анализ и синтез в человека речевых звуков связан с фонематическим слухом, что обеспечивает восприятие и понимание фонем данного языка. Функционирование фонематического слуха непосредственно связано с таким "центром вещания", который расположен в слухомовленевий зоне коры больших полушарий (задняя треть верхней височной извилины левого полушария), как центр Вернике. Вторым "центром вещания" является зона Брока, которая обеспечивает моторную организацию речи (в большей части людей находится в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария).

Предполагается, что восприятие и произношение слов имеет такую последовательность. Вложена в слово акустическая информация обрабатывается в системе слуха и в других "неслухових" образованиях мозга (подкорковых областях). Поступая в первичную слуховую кору (зону Вернике), которая обеспечивает понимание смысла слова, информация превращается там для формирования программы речевого ответа. Для произношения слова необходимо, чтобы "образ", или семантический код, этого слова поступил в зону Брока. Обе эти зоны

(Брока и Вернике) связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон. В зоне Брока возникает детальная программа артикуляции, которая реализуется благодаря активации лицевой зоны области моторной коры, которая управляет лицевой мускулатурой. Но, если слово поступает через зрительную систему, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слово направляется в угловую извилину, связывает зрительную форму данного слова с его акустическим сигналом в зоне Вернике. Дальнейший путь, который приводит к возникновению речевой реакции, такой же, как и при исключительно акустическом восприятии .

Правое и левое полушария мозга отличаются по своим функциям при обеспечении речевой деятельности. Функционирование левого полушария обеспечивает способность к речевой и немовленевого общения, понимания устной и письменной речи, формулировки грамматически правильных ответов, регуляцию сложных двигательных речевых функций. Благодаря работе правого полушария человек различает интонации речи, модуляции голоса, человеческие лица, распознает сложные образы, которые не поддаются разложению на составные элементы, воспринимает музыку и произведения искусства как источник эстетических переживаний. Но при этих общих закономерностях следует иметь в виду, что вещательные функции локализованы преимущественно в левом полушарии у 95% правшей в и 70% - левшей, у 15% левшей - в правом полушарии, и в 15% левшей полушария не имеют четкой функциональной специализации по языке.

Психофизиология мышления

Мышление представляет собой наиболее обобщенную и опосредованную форму психического отражения, устанавливающая связи и отношения между объектами, которые познаются, и позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном степени познания. Мышление является сложной формой психической деятельности человека, вершиной ее эволюционного развития.

Мыслительный процесс осуществляется с помощью таких умственных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование. Его результатом является понятие, суждения и умозаключения.

Выделяют следующие формы мышления:

♦ наглядно-действенное - основывается на непосредственном восприятии предметов в процессе действий с ними

♦ образное - основывается на представлениях и образах;

♦ абстрактно-логическое (вербальное): 1) индуктивное (основывается на логическом выводе "от частного к общему" (построение аналогий) 2) дедуктивное (основывается на логическом выводе "от общего к частному" или "от частного к частному", сделанном в соответствии с правилами логики).

Вербальное мышление представляет собой наиболее сложную форму мышления человека, неразрывно связана с речью, что позволяет кодировать информацию с помощью абстрактных символов. Благодаря речи мышления человека в процессе эволюции стало нарицательным и опосредованным. Слово выступает не только как средство выражения мысли, но и перестраивает мышление человека, поскольку сама мысль совершается и формируется с помощью слова.

Образное мышление связано с височно-теменной области коры головного мозга, а абстрактно-вербальное мышление - с лобовыми отделами коры. Лобовая кора, очевидно, ответственная и за выбор целей, человек ставит перед собой, его оценки различных обстоятельств в связи с этими целями. Функции левого полушария отождествляются с осознанными, логическими процессами мышления, а функции правого - с интуитивным мышлением.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой внимание и которые являются ее основные свойства?

2. Какие основные психофизиологические механизмы и модели (теории) внимания?

3. Какие основные функции памяти?

4. Какие существуют виды памяти?

5. Какие основные психофизиологические механизмы и модели (теории) памяти?

6. Какие последовательность процесса вещания?

7. Какие основные психофизиологические механизмы речи?

8. Что представляет собой мышление как психофизиологический процесс?

Литература

1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. - СПб. Питер, 2005. - 317 с.

2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение / Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 246 с.

3. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 373 с.

4. Лебедев АЛ. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985. - 224 с.

5. Марютина Т.М., Ермолаев 0.10. Введение в психофизиологию. - Четвёртый изд. - М.: Флинта, 2004. - 400 с.

6. Психофизиология: Учебник для вузов / Под. ред. Ю.И. Александрова. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

Темы рефератов

1. Психофизиологические концепции внимания. -

2. Психофизиологические механизмы памяти.

3. Речь в фило- и онтогенетическом развитии человека.

4. Мышление как психофизиологический процесс.

Творческое задание

Подумайте, каким образом происходит взаимодействие различных познавательных процессов в каком-либо (на выбор) важном аспекте жизнедеятельности человека?

(Виды мышления. Патология мышления).

Основным познавательным психическим процессом является мышление - психический процесс отражения действительности.

Мышление -высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира;

В психологии и нейропсихологии относят к одной из высших психических функций.

Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отра-жения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципи-ально различных психофизиологических механизмах:

Образования и непрерывного пополнения запаса понятий и представлений;

Вывода новых суждений и умозаключений.

Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Любая деятельность всегда целенаправлена и обязательно включает предвидение ее результатов.Планирование действий,предвидение и обобщение фактов на основе предшествующего опыта и знаний-в узком смысле и составляет мышление.

Важнейшей особенностью мышления является опосредованность отражения, то есть возможность выявлять, оценивать и понимать то, что непосредственно в данный момент на органы чувств не воздействует. То есть, если ощущения и восприятие представляют собой процесс отражения в структурах мозга предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, то мышление, используя эти низшие ступени познания, резервы памяти и практику, отражает действительность опосредованно, обобщенно.

Простейшим актом мышления является суждение, в котором отражаются

связи предметов и явлений (например: идет дождь, камень твердый и т.п.) Когда на основе нескольких суждений образуется новое, то в этом случае речь идет уже о более высоком уровне мышления - умозаключении.

Различают два основных способа умозаключения: индукцию и дедукцию.

Индукция - это умозаключение, формирующее на основе частных случа-

ев общее суждение. Например, вначале устанавливается, что при нагревании и вода, и железо, и воздух расширяются. Затем делается вывод,что при нагревании все тела расширяются.

Дедукция - это обратный процесс, - от общего к частному.Например,зная, что при нагревании все тела расширяются, можно без каких-либо опытов уверено сказать, что и данное конкретное тело, например, железо, при нагре-вании расширяется.

Мышление слагается из отдельных умственных операций, то есть дей-ствий, отражаемых в психике. Выделяются следующие умственные опера-

ции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение и конкретиза-

Анализ - это умственное расчленение предметов или явлений на отдель-ные элементы и выделение в них существенного, главного.Например,поня-тие «гроза» включает: пасмурную погоду, низкие тучи, ветер, гром, молнии, дождь. Существенным же ее проявлением является выпадение осадков, то есть дождь.

Синтез - это умственный процесс обратный анализу. Например «соеди-нив» информацию о наличии низких туч, громе, молниях, ветре и дожде, мы делаем умозаключение о грозе, то есть совершаем умственную операцию обобщения.

Существенной формой познавательных процессов является абстракция , то есть мысленное выделение признаков или свойств предметов и явлений,недо-ступных непосредственному наблюдению, например, электрического тока, радиации, бесконечности, совести и др.

В процессе мышления человек часто использует сравнение объектов и яв-лений, сопоставляя в них общее и отличное. Сравнение помогает анализу и синтезу установить сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами и особенностями. Благодаря сравнению человек классифицирует части познаваемой действительности по сходным признакам и свойствам.

Обобщение характеризуется тем, что человек отражает общность абстра-

гируемых признаков многих предметов или явлений. С помощью обобщения осуществляется классификация по наиболее общим и характерным признакам и свойствам. Обычно, это выражается такими обобщенными понятиями как самолет, пароход, паровоз и т.д.

В процессе исторического развития и эволюции вначале возникло наг-лядно-действенное мышление, то есть мышление, связанное с непосредст-

венным восприятием и практическим осуществлением действий над пред-метами. Примером такого мышления является психическая деятельность

детей до 3-х летнего возраста, которые, образно говоря, мыслят «с помощю

рук». Но уже в дошкольном и младшем школьном возрасте складывается наглядно-образное мышление, когда для познания предмета уже нет необхо-димости в практическом взаимодействии с объектом познания. Например, ребенок школьного возраста уже может только с помощью умственного согласования частей механической игрушки сделать заключение о

причине ее неисправности.

В последующем на основе наглядно-действенного, наглядно-образного мышления и функции речи развивается высшая форма психической деятель-

ности: абстрактно-логическое мышление, то есть мышление в форме отвле-

ченных понятий и суждений. Большинство тестов, используемых при про-фессиональном психологическом отборе,направлены на исследование имен-

но абстрактно-логического мышления. Это, вероятно, связано с тем, что чем более «новой» в эволюционном аспекте является функция, тем больше диапазон ее индивидуальных отличий у людей.

К важнейшим характеристикам мышления относится скорость (или

темп), точность, глубина, самостоятельность, критичность и гибкость. При этом, если скорость мышления больше связана с наследственными(генети-

ческими) задатками, то такие качества как критичность, самостоятельность и глубина, в существенной степени формируется в процессе обучения и воспитания.

Мышление представляет собой высшую форму отражения действительности, и, по мнению И.М. Сеченова, в его основе лежит рефлекторный процесс. Мышление подчиняется общему закону всех психических процессов: возникает в результате внешних возбуждений и отражает реальную действительность. Процесс отражения осуществляется в результате аналитико-синтетической деятельности мозга, которая составляет «реальную сторону» психики. Отсюда ведущая линия учения И.М. Сеченова -признание единства познавательного процесса в его развитии от ощущения к мышлению. Это единство обусловливается тем, что даже самое отвлеченное мышление является «продолженным анализом», «продолженным синтезом» и «продолженным обобщением» чувственно отраженных внешних воздействий.

Рефлекторная теория мышления И.М. Сеченова была развита в учении И.П. Павлова о двух сигнальных системах и об их взаимодействии. И.П. Павлов экспериментально доказал рефлекторную природу мышления и открыл ее физиологическую основу -вторую сигнальную систему.

Мысль развивается из ощущения, и язык есть главнейшее условие перехода от чувственного отражения к абстрактному мышлению. Акты мышления можно рассматривать как «формы психической деятельности, которые, воплощаясь в слова, дают словесные образы, известные всякому под именем предложений (или суждений) и силлогизмов». Вследствие этой особенности рефлекторных процессов мышление есть качественно новая, высшая форма отражения. Мышление вскрывает закономерности, существенные связи объективного мира. Мысль как рефлекторный процесс есть отражение объективного мира, и законы отражательной работы мозга одинаковы для всех людей.

Рефлекторная теория позволила в какой-то степени понять некоторые механизмы мышления, связать воедино те вопросы, которые неизбежно возникали, но прежде не имели общей основы для решения. Речь идет, прежде всего, о материальном субстрате мышления, о взаимоотношении мышления, языка и речи, о связи чувственного и логического, о соотношении слова и образа, о связи мышления и деятельности и т.д. Простейшим мышлением И.М. Сеченов считал мышление чувственными образами: элементарное мышление зарождается в «чувствовании». Возникновение образной мысли можно наблюдать в тот короткий период раннего детства, когда ребенок еще не овладел речью и когда мысль его протекает «в чувственных конкретах». У детей-это ступень, ведущая от первоначального, домыслительного периода, к собственно человеческому, словесному мышлению. Реальная действительность в это время отражается мозгом только в виде непосредственных чувственных восприятий (зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и т.д.). Такое мышление, опирающееся на чувственные образы, И.М. Сеченов назвал «предметным»; объекты этого мышления -чувственные копии предметов внешнего мира, еще не обозначенные словами. В предметном мышлении он нашел то звено, которое связывает мышление и ощущение, те переходные формы, которые заключают в себе черты ощущения и мышления. Умственное развитие каждого человека непременно проходит «первоначальную школу предметного мышления». Формирующиеся чувственные образы становятся основой элементарного мышления, которое протекает в ощущениях.

И.М. Сеченов выделял в чувственном познании ряд этапов. Первый этап при возникновении предметной мысли-различение предметов, второй - сопоставление целых предметов, их частей и свойств или признаков и их состояний, следующая ступень -установление пространственных и временных связей. Способность узнавать предмет предполагает знание его постоянных особых признаков. Сущность узнавания заключается в сопоставлении предмета с воспоминанием о нем в виде чувственного образа. В процессе сопоставления детализируется и обогащается чувственный образ. Узнавание есть чувственный первообраз сравнения, доступный даже животным. С того момента, как речь дает возможность ребенку общаться с людьми, происходит величайший перелом в его жизни; общение с людьми неизмеримо расширяет его психическое развитие.

Слово является «средством общения» и условием развития мышления. «Когда мысль человека переходит из чувственной области во внечувственную, речь становится необходимостью как система условных знаков, развивающаяся параллельно и приспособительно к мышлению. Без нее элементы внечувственного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознании; она придает им объективность, создавая как бы фантом реальности, и составляет поэтому основное условие мышления внечув- ственными объектами. Слова придают «образ и форму» элементам внечувственого мышления и позволяют мыслить о тех отношениях и зависимостях, которые недоступны непосредственному чувству».

Мысль получает прямое выражение в речевой деятельности, становясь доступной другим людям; через речь раскрывается мышление человека. Действительность, отражающуюся в сознании человека, речь облекает «в такую форму, при которой все наши душевные состояния делаются доступными для других». Речь -это «выразитель чувственных процессов и идейных понятий», она - непосредственное воплощение того, что происходит в сознании.

Началом мысли является любое чувственное раздражение, в том числе устная или письменная речь. Возможно и автоматическое включение мыслительного процесса, особенно в случае возникновения доминантного очага возбуждения в мозге. Анализ и синтез продолжаются уже не над «чувственными продуктами», а над «абстрактными». Воздействие слова, как и всех других чувственных впечатлений, вызывает ответную реакцию, которая может выражаться или в движении, или в его торможении, или в ответной речи. Внешний мир с его предметными связями и зависимостями был и будет первичным фактором в развитии мысли, но это не значит, что мысль, заимствуя свои элементы из действительности, только отражает их, как зеркало. Мысль - не фотографический снимок с реальной действительности. Фотографическое отражение не позволило бы познать существенные связи, которые составляют «пружины внешней жизни, придающие ее явлениям определенное значение и смысл». Мышление абстрагирует общее от единичного, отражая в понятиях сущность явлений. Благодаря этому оно глубже отражает единичное и конкретное, так как отвлекается от побочных, случайных связей, маскирующих постоянные, закономерные, объективно существующие связи предметов.

Процесс формирования мышления у ребенка происходит следующим образом. Вначале ребенок мыслит только конкретными, чувственными образами - данная кукла, данная тарелка (слова-интеграторы I порядка). Позднее он обозначает объекты мысли словом, в единичном выделяя общее: кукла «вообще», тарелка «вообще» (слова-интеграторы II порядка). Обобщение происходит дальше: объектом мысли становятся «игрушка», «посуда» - группы несравненно более обширные, чем «кукла» и «тарелка» (слова-интеграторы III порядка). Обобщение обозначается новым словом. Дальнейшее движение мысли в этом направлении приводит к тому, что ее объекты все более удаляются от «чувственной конкретики» к обобщенному понятию - таков путь «продолженного обобщения» (слова- интеграторы IV порядка). Так постепенно от познания единичного, конкретного, специфического ребенок приходит к познанию общего, закономерного, существенного. Соответственно, происходит переход мысли от предметов к свойствам и отношениям, т.е. главными объектами в мысли на место предметов внешнего мира становятся признаки, состояния и отношения их друг к другу.

Можно выделить три наиболее существенных аспекта мышления: принятие решения, распознавание (устойчивый поиск) и стратегия

решения задач. Процесс принятия решения связан преимущественно с деятельностью височных и лобных отделов коры больших полушарий. Устойчивый поиск связан в большей мере с участием теменно-затылочных отделов коры головного мозга. Стратегия принятия решения реализуется при участии лобных, височных и лимбических отделов мозга. Особое значение в организации мышления придают ассоциативной коре. В отличие от специфических центров сенсорных систем, ассоциативная кора -это место обработки информации, поступающей по различным каналам, где текущая информация объединяется с той, что содержится в памяти. Так, ассоциативные поля теменной доли осуществляют интеграцию сведений от специфического сомато-сенсорного центра со слуховой и зрительной информацией, поступающей из височной и затылочной коры. При участии височной коры и гиппокампа происходит интеграция этой сенсорной информации со следом памяти, что делает возможным, например, оценку положения тела и головы в пространстве. Деятельность лобной коры позволяет интерпретировать эти сенсорные раздражители в зависимости от конкретной ситуации. Двусторонние связи лобной коры и лимбической системы обеспечивают эмоциональную оценку ситуации.

При старении эти процессы мышления могут сохраняться на уровне зрелого возраста или даже улучшаться за счет накопления индивидуального опыта. Однако при некоторых нарушениях мозговой деятельности (склероз сосудов головного мозга, болезнь Альцгеймера, инсульт, т.д.) возникают различные формы нарушений мышления (см. ниже).

Таким образом, мышление представляет собой процесс познавательной деятельности человека, заключающийся в обобщенном и опосредованном отражении действительности (внешнего мира и внутренних переживаний).

Структура процесса мышления

Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Появление речи в процессе эволюции принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека к человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем ее в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выражены лишь в жестах и мимике. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется с помощью слова.

Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становится более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной - с другой.

У человека различают два основных вида мышления: наглядно-образное и словесно-логическое. Последнее функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний период филогенетического и онтогенетического развития мышления.

Вербальный и невербальный интеллект

На основании соотношения первой и второй сигнальных систем И.П. Павлов предложил классификацию специально человеческих типов высшей нервной деятельности, выделив художественный, мыслительный и средний типы.

Художественный тип характеризуется преобладанием функций первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не дробя их на части. У мыслительного типа, у которого усилена работа второй сигнальной системы, роезко выражена способность отвлечения от действительности, основанная на стремлении анализировать, дробить действительность на части, а затем соединять части в целое. Для среднего типа свойственна уравновешенность функций двух сигнальных систем.

Межполушарная асимметрия мозга по-разному представлена у мыслительного и художественного типов. Утверждение, что у «художников» доминирует функция правого полушария как основа их образного мышления, а у «мыслителей» ведущая роль принадлежит доминатному, левому полушарию, наиболее часто связанному с речью, в целом справедливо. Однако, как показывает изучение организации полушарий у людей искусства, живописцев-профессионалов, они более интенсивно, чем обычные люди, используют и левое полушарие. Для них характерна интеграция Способов обработки информации, представляемая различными полушариями.

Фокусы мозговой активности и мышление

Специально человеческие типы высшей нервной деятельности ияют на локализацию фокусов взаимодействия информации, о опытах с построением зрительного образа из ограниченного набора простых элементов у лиц с преобладанием первой сигнальной системы над второй оба фокуса взаимодействия находились преимущественно в правом полушарии. У лиц с преобладанием второй, речевой сигнальной системы оба фокуса локализовались в левом полушарии. Различные мыслительные операции используют разные фокусы взаимодействия. На первом этапе, когда сначала требовалось определить, что можно построить из имеющихся элементов, и сформировать целевой образ, функционировал фокус взаимодействия в затылочно-височных отделах, а на этапе детального конструирования образа - в лобной коре. При этом нахождение решения при всех типах задач, даже если речевой ответ не требовался, сопровождалось появлением фокуса взаимодействия в левой височной коре (вербальной зоне).

Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности

В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Различие между левым и правым полушариями можно выявить, не прибегая к хирургическому вмешательству - рассечению комиссур, связывающих оба полушария. Для этого может быть использован метод «наркоза полушарий». Он был создан в клинике для выявления полушария с речевыми функциями. По этому методу в сонную артерию на одной стороне шеи вводят тонкую трубку для последующего введения раствора барбитуратов (амиталнатрия). В связи с тем что каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полушарие, снотворное, введенное в нее, попадает в одно полушарие и оказывает на него наркотическое действие. Во время теста больной лежит на спине с поднятыми руками и считает от 100 в обратном порядке. Через несколько секунд после введения наркотика можно видеть, как бессильно падает одна рука пациента, противоположная стороне инъекции. Затем наблюдается нарушение в счете.

Использование методик, с помощью которых можно избип тельно воздействовать только на одно полушарие, позволил исследователям продемонстрировать значительные различия в умственных способностях двух полушарий. Полагают, что левое по лушарие участвует в основном в аналитических процессах; это полушарие - база для логического мышления. Преимущественно оно обеспечивает речевую деятельность - ее понимание и построение, работу со словесными символами. Обработка входных сигналов осуществляется в нем, по-видимому, последовательно. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление и имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одномоментно и целостным способом. Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных сигналов, глубины в стереоскопических изображениях. Однако левое полушарие обнаруживает большие способности в отношении других аспектов зрительно-пространственного восприятия. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются только одной чертой. Правое полушарие лучше различает их, когда они отличаются не одной, а многими чертами. Предполагают, что левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. Это различие согласуется с клиническими данными. При патологиях правого полушария рисунки больных утрачивают целостность обшей конфигурации. При поражении левого полушария основная конфигурация объекта обычно воспроизводится, но рисунок обеднен деталями. «Пространственное» правое и «временное» левое полушарие вносят каждое важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности. По-видимому, у левого полушария больше возможностей во временной и слуховой областях, а у правого - в пространственной и зрительной. Следует отметить, что каждое полушарие, функционируя изолированно, предпочитает формировать целостное изображение.

Расстройства мышления


Под мышлени ем понимают такую форму отражения в сознании человека окружающей действительности, с помощью которой устанавливается взаимосвязь, взаимозависимость, общность, различия предметов и явлений. Мышлени е может быть конкретно-ситуационным (образно-эмоциональным) и отвлеченно-словесным (абстрактно-логическим). В первом случае человек в процессе мышлени я преимущественно оперирует непосредственно предметами и явлениями окружающего мира, во втором - на первый план выступает абстрагирование понятий, отвлечение.

Формы мышлени я обычно взаимосвязаны, взаимозависимы, и преобладание той или иной из них сказывается на индивидуальных особенностях личности. При многих патологических состояниях правильное соотношение мыслительных процессов нарушается. В таких случаях может нарушаться течение ассоциаций (изменяется тип мышлени я, его последовательность, логичность и т. д.) и содержание мыслительных процессов. В последнем случае возникает патологическая продукция - бредовые, навязчивые, сверхценные мысли.

Нарушения течения мыслительного процесса проявляется в замедленности мышлени я, в его заторможенности, скудности, затрудненности. Больной утрачивает способность быстро отвечать на вопросы. Речь его медленна, однообразна, малословна. Заторможенность мышлени я наблюдается при депрессивных состояниях, а также при апатоабулическом и астеническом синдромах.

В ряде случает у больных, находящихся в маниакальном состоянии, можно наблюдать ускоренное мышлени е, которое характеризуется часто сменой представлений, понятий, идей, многословием в сочетании с повышенной отвлекаемостью внимания. Мышлени е у таких больных быстрое, но поверхностное. При обстоятельном мышлени и, сопровождающемся тугоподвижностью, инертностью мыслительного процесса, обнаруживается вязкость, застревание на мелочах, невозможность выделения главного из второстепенного. Такое мышлени е характерно для больных с эпилепсией и лиц с органическими поражениями центральной нервной системы.

Больная Л., 38 лет, страдает эпилепсией с выраженными характерологическими изменениями. На вопрос врача "Как вы себя чувствуете?" отвечает: "Я вам расскажу все честь честью, все как положено. У меня с головой плохо. Я правду люблю и никогда не вру. Это моя сестра все время ругается со мной. Вот вчера приходит домой в синем пальто. Смотрю, у нее одна пуговица оторвана, пальтишко-то у нее без пуговицы оказалось. Как не стыдно, сама работает в магазине, а не может купить пуговичку. Я бы никогда так на улицу не вышла. А ходит как? У нас звонок не работает, так она кулаком стучит. Тут я ей все сказала - и почему пуговицу не пришивает, и про звонок вспомнила, вообще все вспомнила. А она еще ругается. А я больная, у меня с головой плохо:"

В данном случае можно выделить ведущий признак нарушения мышлени я - обстоятельность, сопровождающаяся повышенной детализацией фактов, вязкостью, инертностью, употреблением уменьшительно-ласкательных слов, характерных для речи больных эпилепсией.

При нарушении логичности мышлени я наблюдается разорванное мышлени е. Больной грамматически правильно строит фразы, но логическая связь между ними отсутствует. Начальные этапы развития данной патологии проявляются в ответах "мимо", когда больной отвечает на вопросы невпопад. Например, на вопрос "Сколько вам лет" отвечает: "Я совершенно здоров"; "Что вас беспокоит?" - "Я самый главный военный психи атр мира". В ряде случаев разорванность речи проявляется в виде "соскальзывания" понятий. При этом больной в разговоре часто переходит с одной темы на другую, не связанную с предыдущей по смысл у. В тяжелых случаях имеет место и грамматический распад предложений, когда речь представляет собой набор случайных слов, обрывки фраз, произносимых совершенно беспорядочно, без всякой логической связи. Эту крайнюю степень разорванности мышлени я называют "словесной окрошкой" (нем. Wortsalat) или шизофазией.

Больная Е., 40 лет, отмечается разорванность мышлени я в виде "словесной окрошки". "Время, события, люди: надо мной Кащей Бесфамильный: из Америки: магазины: книги, на них витрины: зеленый свет - наши дети: написаны брошюры: автоматы - люди: машины, магазины: автомат по географии на полу: помощь Красного Креста: муки задержал: три мужик: три окна портят: усатый-полосатый, два автобусных талона: 77 - хозяйка всем: пробиты дырочки: давай тигровую шубу: автоталоны: 25 - это есть: хозяйка своих знаний".

У больных шизофренией мышлени е может быть логично по форме, но по содержанию оно банальное, пустое и сводится к бесплодному мудрствованию. Это так называемое резонерство. Больной может рассуждать следующим образом: "Курица пьет воду, подымая клюв кверху. Отсутствие глотаний требует этого движения. Оно имеет преимущество в том, что курица посматривает периодически по сторонам, нет ли где опасности. Лошадь же, имея мощную мускулатуру пищевода, прекрасно успевает напиться, держа постоянно голову вниз. При резонерствующем мышлени и часто наблюдается симптом "монолога" - больной длительное время рассуждает на второстепенные темы, не пытаясь установить контакт с собеседником.

Нередко встречается так называемое символическое мышлени е, при котором больные в разговоре общепринятые конкретные предметы, символы, метафоры, иносказания подменяют другими, произвольн ыми предметами, словами, выражениями, знаками. В результате явления и предметы окружающего мира приобретают совершенно иное значение. Например, больной, заметив на столе две вилки, случайно скрещенными, утверждает, что для него это означает смерть, одинокий камень на берегу речки означает одиночество, иссохшее дерево - жизнь, сломанный цветок, гром, молнии - крах жизни.

При патологической склонности больных к уединению, замкнутости часто наблюдается так называемое аутистическое мышлени е. Такое мышлени е оторвано от внешнего мира и загружено болезненными мечтаниями. Аутистическое мышлени е характерно для больных шизофренией, шизоидных психопатов.

Несколько реже встречается такое нарушение мышлени я, как персеверация - однообразное повторение одних и тех же фраз, т. е. мышлени е больного как бы застревает на определенных представлениях, и на любые вопросы он дает один и тот же ответ. Персеверация встречается при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, различных интоксикациях, шизофрении.

При изучении расстройств мышлени я по содержанию из клинической картины больных выделяют бредовые, навязчивые, сверхценные и доминирующие идеи, бредоподобные фантазии.

Бредовые идеи - это болезненно искаженная оценка фактов действительности, неправильные суждения и умозаключения, не поддающиеся коррекции. Они могут быть систематизированными и отрывочными.

В первом случае в суждения больного доминируют логические ошибки, на основании которых он формально правильно интерпретирует внешние явления. Поэтому систематизированный бред иногда называют бредом толкования или интерпретативным бредом. Систематизированные бредовые идеи подразделяются на идеи преследования, открытий, изобретательств, ревности и др. Например, больной считает себя изобретателем "дымоулавливателя". Он длительное время работает над его усовершенствованием, разработал "особый принцип его действия". Предлагает установить "этот аппарат" на всех улицах города для очистки воздуха от выхлопных газов машин.

Отрывочные бредовые идеи (образный бред) развивается на фоне расстройств восприятия, эмоций и характеризуются подвижностью, разноплановостью, незаконченностью болезненных суждений и повышенной их изменяемостью. Отрывочные бредовые идеи имеют много разновидностей.

В начале развития того или иного бредового состояния проявляется так называемый бред отношения. Больному кажется, что окружающие его люди (сослуживцы, друзья, родственники) с подозрением, неприязненно относятся к нему.

По мере прогрессирования заболевания возникают другие бредовые идеи, в частности бред преследования. Больной убежден, что его постоянно преследуют враги. Они не оставляют его в покое, контролируют каждый его шаг, хотят уничтожить, отравить (бред отравления). Больной уверен, что против него организован заговор. Он ведет себя крайне осторожно, иногда вступает в борьбу с мнимыми преследователями (преследуемые преследователи).

При бреде физического воздействия больной убежден, что находится под постоянным действием "атомной энерги и, космических лучей, магнитного поля, радиоаппаратуры, северного сияния", считает, что к этому причастны люди, пытающиеся "уничтожить" его или "обречь на вечные муки". Иногда ему кажется, что на него действуют гипнозом, с помощью которого "читают" его мысли, "навязывают" различные чувства по отношению к родным, близким, к себе самому (бред гипнотического воздействия).

Развивается и так называемый ипохондрический бред. Больной уверен, что страдает неизлечимой болезнью, находит у себя все ее признаки, постоянно жалуется на плохое состояние здоровья, обращается к различным врачам с просьбой всесторонне обследовать его и лечить.

В более тяжелых случаях больной убежден, что его "внутренние органы не работают, сердце сгнило и упало в желудок; в жилах течет не кровь, а гной; вместо внутренних органов плева, все тело мертво, безжизненно, все вокруг уничтожено, все погибло" (нигилистический бред).

Подобное усложнение ипохондрического бреда в сочетании с подавленным настроением - бредом самообвинения (больные бичуют себя за допущенные "неисправимые ошибки", якобы приведшие к гибели семьи, окружающего мира) - сопровождается появлением синдрома Котара. Больной убежден в безысходности своего положения, считает, что он "живой труп", уверен, что "жизнь исчезла" и "наступает гибель всего мира". Этот синдром встречается при тяжелых депрессивных состояниях и нередко сопровождается попытками самоубийства (суицид).

Больная Т., 32 лет, обратилась к участковому врачу с просьбой сделать ей операцию, при этом объяснила: "Когда мне лечили зубы, то сверлили отверстия и вложили в них червей, которые разрушили все десны, съели все во рту, проникли в голову, во внутренние органы. Сейчас я вся стала дефектная, вся мертвая, тело мое нечувствительное. Стала толстой, а была худенькой. У меня нет ничего жизненного, вся грудь треснула, осталась только кожа. Я требую операции, чтобы удалить дефекты, иначе мне не жить".

Симптоматика этой больной указывает на развитие у нее нигилистического бреда.

Нередко встречается бред материального ущерба. Больной заявляет, что его ценности, сбережения исчезают из квартиры, что его тайно обворовывают родные, соседи, решившие "пустить его по миру с сумой". Все свои вещи, деньги он держит под замками; на замки запирает двери, сундуки, шкафы и даже кастрюли. Бред ущерба наиболее характерен в старческом возрасте.

Различают также бред величия. Больной патологически переоценивают собственные достоинства, считает себя великим поэтом, художником, полководцем. Этот бред встречается при маниакальных состояниях.

У больных хроническим алкоголизмом часто проявляется бред ревности (супружеской измены; чаще встречается у мужчин). Больной убежден в неверности супруги, стремится найти улики, неправильно истолковывает факты, поражает нелепостью высказываний и поведения. Бред постепенно может принять генерализованн ый характер.

Больной Р., 38 лет, считает, что жена ему изменяет со своим братом и сыновьями. К такому заключению пришел после употребления спиртных напитков во время семейного торжества. Заметил, что брат жены как-то необычно смотрит на нее, а старший сын подмигивает матери. Брат жены долго стоял в углу, читал газету, и больной решил, что все ждут, когда он уйдет из дому. Считая, что жена ему изменяет, много раз оставлял ее, но снова возвращался. Чтобы доказать неверность жены, посыпал песком лестничную площадку возле квартиры, уходил на время, а затем тщательно искал на нем следы любовников. Постоянно требовал от жены "признания", выискивал "улики" на белье, постели, на лице жены. Однажды вечером, выпив 250 г. водки и 750 г. вина, после очередного конфликта с женой, взял охотничье ружье, залез на чердак соседнего дома и стал "подстерегать" любовников. Когда приехали работники милиции, начал стрелять по их машине.

Навязчивые идеи характеризуются появлением в сознании больного представлений, мыслей, от которых он не может избавиться, хотя и относится к ним критически, в отличие от бредового больного, убежденного в правильности своих болезненных суждений. Такие больные обращаются к врачу, и часто психотерапия дает хороший эффект.

Кроме навязчивых идей, различают навязчивые влечения (мании) и навязчивые страхи (фобии).

Навязчивые влечения к счету носят название арифмомании, к воспоминанию имен когда-то увиденных людей - ономатомании, к воровству совершенно ненужных вещей - клептомании, к поджогам - пиромании и др.

Навязчивые страхи также чрезвычайно разнообразны. Наиболее часто встречается боязнь открытых пространств, широких улиц, площадей, залов. Это так называемая агорафобия. Клаустрофобии, наоборот сопровождаютя боязнью узких помещений, закрытых пространств. Гипсофобия - боязнь высоты. Нозофобия - навязчивая боязнь заразится неизлечимой болезнью. Сифилофобия - боязнь заразится сифилисом. Канцерофобия - боязнь заболеть раком.

Больной Л., 35 лет, страдает неврозом навязчивых состояний. Во время беседы с врачом говорит: "Я постоянно нахожусь в состоянии страха за свою жизнь. С одной стороны, я хорошо понимаю, что со мной ничего не произойдет, и в то же время боюсь, что любое мое действие может отрицательно сказаться на моем здоровье. Когда иду по улице, начинаю непроизвольн о считать какие-нибудь вещи, предметы, будь то столбы, дома, машины. Когда мне кажется, что сосчитал правильно, успокаиваюсь на некоторое время. Если же по каким-то причинам сбиваюсь со счета, возникает страх перед тем, что меня ждет неприятность. Особенно трудно на работе. Окончив какое-то задание, начинаю сомневаться, все ли сделано правильно. Если нахожу, что какая-то деталь выполнена некачественно, сразу же появляются слабость, дрожь, сердцебиение. Чувствую, что уже ничего не могу изменить, переделать, а остается только ждать, чем все это кончится. Я постоянно нахожусь в двойственном состоянии: знаю, что должен работать, обеспечивать материально семью, но не могу взяться за дело из-за невыносимого чувства страха за свое здоровье".

Данного больного преследуют и навязчивое влечение к счету, и навязчивое опасение за свое здоровье. Такие больные, понимая нелепость своих переживаний, пытаются их преодолеть и иногда прибегают к защитным действиям - ритуалам. Например, прежде чем выйти на улицу, больной несколько раз приседает, курит только те сигареты, на которых поставлены четные номера, встает с постели только с правой ноги и т. д. Это на некоторое время облегчает его состояние, и он чувствует себя удовлетворительно.

Навязчивые состояния обычно наблюдаются у людей с тревожно-мнительным характером, при психастении, неврозах, шизофрении.

Сверхценные идеи проявляются в виде эмоционально ярко окрашенных мыслей, которым больной придает особенно важное значение. Объективно же эти мысли не столь важны. Например, больной считает, что его несправедливо уволили с работы, и эта мысль овладевает всем его сознанием.

В отличие от навязчивых состояний сверхценные идеи не сопровождаются тягостным чувством, желанием избавиться от них. Больной со сверхценными идеями глубоко убежден в своей правоте и стремится ее доказать. В отличие от бреда сверхценные идеи имеют реальную основу. Путем убеждения больного или изменения ситуации их удается ослабить или вообще устранить. Сверхценные идеи встречаются при паранойяльном синдроме.

Доминирующие идеи можно наблюдать и у здоровых людей, когда они усиленно к чему-то стремятся, сосредоточены только на достижении цели, отдают этому большую часть своей жизни и совершенно критически относятся к своим поступкам.

Бредоподобные фантазии обнаруживаются у людей с аномалиями формирования характера и как эквивалент бреда - у детей. При этом наблюдаются фантастические, иногда правдоподобные высказывания, похожие на бредовые идеи, но в отличие от последних они крайне нестойки и легко устраняются убеждением.

Происхождение ряда бредовых идей можно понять, основываясь на анализе современных научных данных и клинической картины психи ческих переживаний. Некоторые бредовые состояния находятся в тесном единстве с нарушением восприятия. В частности, галлюцинаторным расстройством по содержанию могут сопутствовать бредовые идеи. Поэтому если больной слышит угрожающие голоса, у него, несомненно, возникает бредовая интерпретация окружающего, развивается бред преследования. При сенестопатических явлениях болезненные ощущения со стороны внутренних органов сопровождаются соответствующим патологическим толкованием этого состояния. В результате возникает ипохондрический бред.

При болезненно повышенном настроении - маникальном состоянии - возникает болезненная переоценка собственной личности - бред величия. При сниженном же настроении, депрессии больной все воспринимает в мрачном свете, убежден в своей нечестности, несправедливости, обвиняет себя во многих мнимых проступках. Это приводит к развитию идей самообвинения, самоуничижения.

Когда психи ческое заболевание сопровождается расстройством сознания, окружающая действительность воспринимается больным неадекватн о и фрагментарно. Отрывочно поступающая информация о событиях внешнего мира не всегда истолковывается им правильно, и тогда имеет место болезненная трактовка фактов.

Иногда патологический процесс сопровождается скованностью или насильственными движениями больного. Он в этих случаях приходит к заключению, что на него воздействуют какой-то посторонней силой, аппаратурой, гипнозом и т. д.

Вполне понятно, что отмеченные механизмы бредообразования не могут существовать в изолированном виде. Они, как правило, проявляются в комплексе в результате сочетания и взаимодействия различных причин, их вызывающих. Последние ни в коей мере не охватывают весь сложный патогенез бредовых идей, а могут лишь способствовать лучшему пониманию механизма бредообразования.

Но как объяснить те случаи, когда галлюцинаций у больного нет, сознание формально ясное, эмоциональная сфера без выраженных колебаний, сенестопатии и нарушения движений отсутствуют, а бред налицо? Это наблюдается при так называемом первичном бреде, бреде толкования. Наиболее объективно объяснить происхождение этого вида бреда попытался Павлов (1927, 1951). Он пришел к выводу, что в основе его лежат два нейрофизиологических механизма: патологическая инертность раздражительного процесса и ультрапарадоксальная фаза торможения.

При хроническом перенапряжении процессов возбуждения и торможения в первую очередь страдает внутреннее торможение, которое вырабатывается при индивидуальном развитии человека. В этих случаях возбуждение в определенных участках коры не меняется торможением, что приводит к развитию очага патологической инертности раздражительного процесса и, как следствие, бредовых идей.

В основе ультрапарадоксальной фазы лежат явления запредельного торможения и извратившихся взаимоиндукционных отношений. Корковые клетки, ослабленные болезненным процессом, под влиянием раздражителей, являющихся для них в этих условиях сверхсильными, впадают в состояние запредельного торможения. Согласно закону взаимной индукции, возбуждение от тормозного пункта распространяется на нейрон ы, находящиеся в тормозном состоянии, т. е. при ультрапарадоксальной фазе наблюдается обратное норме функционирование: заторможенные участки мозга возбуждаются, а возбужденные, наоборот, затормаживаются. Так Павлов объяснял, к примеру, развитие бреда у больной, у которой безукоризненная честность явилась сверхсильным раздражителем. При заболевании у нее развился бред по механизму ультрапарадоксальной фазы, и больная стала высказывать мысли о своей беспечности и распущенности.

Павлов также предположил, что бред как болезненно искаженное отношение мысли к окружающей действительности может возникать в связи с ослаблением деятельности второй сигнальной системы. В результате больные не в состоянии в достаточной степени оперировать общими понятиями причинности, следствия, пространства, что приводит к извращенному отражению объективной реальности и создает тем самым предпосылки для бредообразования. При возникновении психи ческого заболевания вторая сигнальная система как филогенетически более молодая в первую очередь поражается патологическим процессом. В связи с этим она утрачивает способность контролировать работу первой сигнальной системы и последняя начинает функционировать хаотично. При этом бредовые больные не могут критически оценивать свои высказывания и поддаваться логическому разубеждению.

В последние годы было установлено, что при интерпретативном бреде отмечается угнетение поступления информации по специфическим путям, функционирующим в более узком информационном диапазоне. В то же время активность системы неспецифической афферентации, связанной с субъективной оценкой поступающей информации, относительно повышена. Извращенные таким образом соотношения систем проведения специфической и неспецифической информации носят устойчивый, патологический инертный характер. Возможно, поэтому больные с интерпретативным бредом в большей мере способны воспринимать скрытые, латентные, формально-специфические свойства и признаки поступающей информации, подвергать их детальной переработке и придавать им повышенную личностную значим ость. Схема переживаний и поведения больных с интерпретативным бредом отличается однотипностью, косностью, патологической устойчивостью.