Реформа сервия туллия сделала римское общество. Признательная память плебеев


Таким образом, в Древнем Риме родовое общество превратилось в замкнутую патрициальную общину среди многочисленной, бесправной, но несущей все обязанности массе плебеев. Жестокое долговое право вызывало недовольство у беднеющей части плебеев, которые в условиях возрастающей численности рабов становятся все более опасной силой для римской общины. Эти недовольства породили классовую борьбу плебеев за равноправие с членами римской общины.

Римский плебс стремился получить доступ к разделам земли общественного поля, которое принадлежало всей римской общине. Общественное поле увеличивалось за счет земель, отобранных римлянами у побежденных народов (отнималось от 1/3 до 2/3 всей земли). Однако только патриции могли оккупировать, т.е. занимать, земли общественного поля. Чтобы получить такое же право оккупации плебеи должны были добиться равенства с патрициями в политических правах. Кроме того, они требовали отмены долговой кабалы, ограничения процента ростовщиков.

Таким образом, борьба плебеев с патрициями в экономическом отношении была борьбой за землю. В V-IV вв. до н.э. плебеи вступили в длительную борьбу за равенство с патрициями в экономическом и политическом отношении. Эта борьба вызвала в середине IV в. до н.э. проведение реформ, приписываемых предпоследнему царю Древнего Рима Сервию Туллию.

    Реформы Сервия Туллия

Сервий Туллий – шестой рекс по римской исторической традиции, родился 13 августа в городе Корникуле, принадлежавший латинянам, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В бою погиб отец будущего царя - Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль - жене римского царя. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал, увидели, что вокруг его головы пылает пламя. Испуганные слуги принесли воду, чтобы затушить огонь, но мудрая царица Танаквиль велела не будить ребенка, пока он сам не проснется. И, действительно, огонь пылал, не обжигая, и исчез, когда маленький Сервий открыл глаза. Танаквиль, уведя мужа в уединенную комнату, объяснила ему, что этот огонь - знамение, посланное богами. Оно свидетельствует о том, что мальчик в минуту грозной опасности может стать их спасителем. Поэтому следует дать ему не то обычное воспитание, которое получают все дети, а тщательно заботиться о нем, развивая ум и доблесть. Так и было сделано, и Сервий Туллий стал юношей действительно царственного ума и высоких достоинств. По всем этим причинам и отдано было ему предпочтение перед остальными знатными юношами Рима, которые могли претендовать на руку царской дочери. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. Любимец царя, Сервий Туллий, пользовался и у народа и у сенаторов величайшим уважением. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквиль сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.

Военные успехи Сервия Туллия в его борьбе с этрусскими городами принесли ему огромную добычу и любовь народа, поскольку он проявил себя как доблестный военачальник, вполне достойный высокого сана царя римлян. Водворив мир в своих владениях и обезопасив их границы, Сервий Туллий приступил к упорядочению внутренней жизни римских граждан. Царь Сервий Туллий учел, что большое число свободных, но бесправных людей, недовольных своим положением, может представлять значительную опасность для интересов государства. Он продумал и провел в жизнь новое устройство римского общества на основе территориального и имущественного принципов.

Подобно всем своим предшественникам, Сервий стремился ограничить влияние родовой знати в обществе и добился этого. За ним числятся важнейшие установления. Во-первых, он поделил всю римскую территорию на 4 городских и 17 сельских округов, которые назвал трибами. Поскольку принадлежность к этим округам приобрела для людей большое значение, принадлежность к трем древним племенным трибам перестала приниматься во внимание. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся её старосте. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия. По территориальным округам Сервий установил ежегодную перепись населения. Технически это выглядело так: каждый человек – мужчина, женщина, ребенок – вносил в казну соответствующую плату по месту своего проживания, делался взнос и за родившегося и за умершего. Таким образом учитывалась динамика населения по полу и возрасту. Собранные взносы составляли часть общеримской казны. А главная ее часть состояла из налогов. Налоговые взносы собирались и раньше. Но Сервий Туллий сделал их регулярными и дифференцированными.

Затем Сервий провел еще одну реформу. Она проводилась как военная, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства. Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Вследствие этого возникло разное несоответствие между поселением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн. Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому Сервий Туллий учредил имущественный ценз. Главы всех римских семей, будь то коренные жители, насильственные переселенцы, или добровольные пришельцы, должны были явиться к царю и под присягой сообщить о состоянии своей семьи, о том, сколько земли, скота, рабов и прочего добра они имеют, какие доходы получают. В зависимости от имущества римские мужи зачислялись в цензовые разряды (впоследствии их стало шесть). В соответствии с уровнем достатка люди, уже независимо от принадлежности к родам и куриям, призывались в армию. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее с появлением в IV в. до н.э. денег (ассов) (асс – медная монета, первоначально весом в 1 фунт), была введена денежная оценка имущества. После ценза были проведены очистительные священнодействия и установлен пятилетний срок для следующего ценза.

Беднейшие слои населения, неимущие, не входили ни в один из разрядов и получили название пролетариев (от латинского proles - потомство). Этим названием подчёркивалось, что всё их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Число выставляемых центурий

Имущественный ценз в ассах

Имущественным положением определяло и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I разряда служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона. Граждане других классов занимали место в задних рядах.

Воины I разряда носили панцирь (lorica), шлем (galea), поножи (ocrea), круглый щит типа clipeus, а из наступательного оружия (tela) - копье (hasta) и меч (gladius или mucro).Такое полное вооружение в целом соответствует типу так называемого гоплитского снаряжения. Располагались воины 1-го разряда в передовых рядах поиска. Воины 2-го разряда уже были освобождены от панциря, а вместо круглого гоплитского щита имели продолговатый щит типа scutum. В бою им отводят место во втором ряду боевых порядков. Третий разряд по сравнению со вторым не имел поножей, а 4-й носил щиты scutum, мечи и по два копья - длинную hasta и метательный дротик verrutum; Ливий отрицает наличие у них даже щита и меча (I. 43. 6). В бою 4-й разряд занимал последнюю боевую пинию. Воины же 5-го разряда вооружались только пращами и метательными камнями. Они дислоцировались вне строя в качестве вспомогательных отрядов легковооруженных.

I класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса - по 20 центурий пехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооружённых пехотинцев. Кроме того, выставлялось ещё 5 нестроевых центурий: две ремесленников, две музыкантов и одна из пролетариев. Всего было 193 центурии, из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 16 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Оставив за собраниями по куриям решение лишь некоторых, связанных с религиозными установлениями, вопросов, Сервий Туллий перенес все важнейшие дела в собрания по центуриям. Таким образом, он ввел новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Эти собрания были выражением воли римского народа: они выбирали высших должностных лиц – консулов, преторов, цензоров, разбирали уголовные дела, решали вопросы объявления войны и заключения мира. Созывались центуриатные собрания верховными должностными лицами 2 раза в год вне черты города, на Марсовом поле. Магистрат ставил перед собранием решавшийся вопрос, распоряжался проведением голосования. Вначале голосование происходило внутри центурии, причём каждая центурия имела один голос, проходя маршем, каждая центурия подавала свой голос. После чего особый счетчик подсчитывал число центурий, голосовавших «за» и «против». Голосование прекращалось, как только становилось известно абсолютное большинство. Поскольку центурий состоятельных разрядов было много больше, чем центурий, включавших людей победнее, голосование всегда оказывалось в пользу богатых, хотя и не обязательно родовитых. Самые богатые римляне, преимущественно патриции, - всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине. Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того, были ли они патрициями или плебеями.

Верховное командование в армии осуществляя орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, определял необходимый военный контингент, выделял средства на ведение войны и т.д. Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената. Они воплощали институт верховного командования. Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан. Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

Создав новое войско вместо прежних родовых ополчений, Сервий укрепил свою власть и принизил родовую знать, которая этим ополчением командовала. А чтобы еще больше подавить ее, царь провел серию земельных конфискаций и наделил землей бедняков. Его демократический облик связывается в традиции с учреждением празднества Сатурналий. Они справлялись в течение недели в декабре после жатвы, когда можно было отдохнуть и повеселиться. Посвящались они богу Сатурну, который, по древним поверьям, прибыл из Греции, когда в Италии правил Янус (оба были потом обожествлены). Сатурну приписывается усовершенствование земледелия, за чем последовало всеобщее благоденствие, "золотой век". В память о нем во время Сатурналий пировали все вместе без разбора – и богатые, и бедные, и свободные, и невольники и господа даже прислуживали своим рабам.

Упорядочив таким образом внутренние дела государства, Сервий Туллий решил достичь усиления Рима среди остальных племен мирным путем. Он взял за образец прославленный на весь мир как одно из чудес света знаменитый храм Артемиды Эфесской, построенный сообща всеми государствами Азии. Восхваляя перед всеми, с кем он старался поддерживать дружеские отношения, пример подобного согласия и общего почитания божества, Сервий Туллий добился того, что в Риме общими силами был воздвигнут храм богини Дианы на Авентине за пределами городской стены и посвящен Диане – любимой общелатинской богине, имевшей знаменитое святилище у Немейского озера близ города Ариция. Строительство храма в плебейском районе означало благосклонность к плебеям и было заявкой Сервия на господство в латинском мире. Таким путем Сервию Туллию удалось добиться признания главенства Рима в Лациуме, из-за чего ранее возникали вооруженные столкновения.

Сервий удачно воевал, приобретая для Рима новые земли. Уделял он внимание и городскому благоустройству. Площадь города была расширена, возведены мощные укрепления – вал, ров и оборонительная стена, начали также сооружать храмы древнему женскому божеству Матери Матуте и богине удачи – Фортуне. Форум замащивался, дома вытеснили с улиц хижины. Рим становился настоящим городом, а Сервий из племенного вождя превращался в царя государства. Кем бы ни был Сервий по происхождению, правление его включено в традиции этрусской династии.

Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Однако формальное включение плебеев в состав единой с патрициями общины не решало вопроса о средствах производства – о земле. Как бы то ни было, Сервий царствовал в Риме (578–535 гг. до н.э.) и был выдающимся правителем. При нем завершились те общественные политические процессы, которые привели Рим от разлагавшегося первобытного строя к государству и цивилизации. В античной традиции запечатлен портрет Сервия Туллия как великого реформатора и народолюбца.

Заключение

Таким образом, важное социальное значение реформ Сервия Туллия состояло в том, что они заложили основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признакам. Реформы Сервия создали новое государственное устройство, которое положило начало становления римского государства. Публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан. Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течение 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Первой большой победой плебеев было принятие законов XII таблиц (451-450 гг. до н.э.) – эти законы, общие для патрициата и плебса, должны были защитить плебеев от произвола патрициев, закрепить частную собственность, рабство. Устанавливалось равенство патрициев и плебеев перед законами гражданского и уголовного права. Позднее были приняты законы, по которым допускались браки между патрициями и плебеями, за долги отвечало имущество должника, а не он сам, плебеи могли занимать государственные должности, в том числе и жреческие.

Список источников

    История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А - М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА М, 1998. - 480 с.

    Римляне ранней Республики. Маяк И.Л. / М.: Изд-во МГУ, 1993. - 160 с.

    Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. ИПФ «Воронеж». 1993 г. – 608с.

    Государство и право Древнего Рима. Бирюков Ю.М. М.: изд-во ВПА, 1969г., 105 с.

    История Древнего мира: Ч. II Греция и Рим. / под ред. Бокщанина А.Г. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 431 с.

    Классовая борьба в Древнем мире. А.М.Малеваный, Е.А.Чиглинцев, А.С.Шофман./ под ред. Жигунина В.Д. – Издательство Казанского университета, 1987. – 112 с.

    Римское право. Иво Пухан, Миряна Палнак-Акимовская. Римское право (базовый учебник) под ред. В.А.Томсинова. – М.:ИКД «Зерцало» - М, 2003 – 448 с.

Древнего Рима , что позволило...
  • Древний Рим (11)

    Реферат >> История

    2011г. Особенности государственного строя Древнего Рима в царский период Общественные... Древнего Рима в царский период Общественные отношения Древнейшее поселение Рима ... Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Туллий . Все свободное население Рима ...

  • Государственный и общественный строй Древнего Рима

    Курсовая работа >> Исторические личности

    2.1 Общественный строй древнейшего Рима . Патриции 2.2 Клиенты 2.3 Плебеи 2.4 Борьба плебеев с патрициями. Реформа Сервия Туллия Заключение Список... . Борьба плебеев с патрициями. Реформа Сервия Туллия По мере роста Рима число плебеев увеличивалось гораздо...

  • Политико-правовые учения в Древнем Риме

    Реферат >> Государство и право

    Жизни Древнего Рима за долгое время. Саму историю Древнего Рима принято... права. Эта борьба привела к реформам Сервия Туллия , шестого римского царя. В результате... Политические и правовые учения в Древнем Риме Римские авторы в своих построениях теоретически...

  • Реформы Сервия Туллия, превратившие Рим в государство.

    Печальна судьба реформаторов заботившихся о благополучии простых людей. Ярким примером из античности было незавидное завершение карьеры афинского поэта-архонта Солона. Предпоследний римский царь до республиканского периода Сервий Туллий отчасти подтвердил поговорку «не делай добра, не получишь зла».
    Чем же заслужил такую славу Сервий Туллий, оставшийся в памяти последующих поколений «народным царем». Для этого, следует выяснить, каким образом шестому царю Рима удалось разорвать корпоративные связи религиозного характера, сложившиеся внутри римских племен и родов. Как его реформы способствовали консолидации всех римских граждан (патрициев и плебеев) в единое гражданское общество.

    Путь к власти

    Судьба некоторых исторических личностей совершает настолько неожиданные кульбиты, что не сразу поверишь в реальность происходившего. В анналах римской истории есть два рассказа о корнях Сервия Туллия, по одной версии он ребенком попал вместе с матерью в плен к римлянам после захвата ими Корникула. В этом латинском городке семья будущего царя занимала видное положение.
    По второй версии Сервий Туллий был авантюристом из Этрурии. После того как его выгнали соплеменники, поселился в Вечном городе и с помощью хитроумных ухищрений добился царского трона. Обе версии вряд ли можно назвать абсолютно достоверными. Их легендарное содержание в целом дает представление о непростом детстве и восхождении на престол шестого римского царя.
    В любом случае юнец показал чрезвычайные способности и проявил недюжинное упорство в достижении цели. Конечно, немного везения оказалось нелишним. Оказавшись, приближенным к царскому двору смышленый парнишка сумел стать любимцем и зятем правившего тогда Римом Тарквиния Приска. Кроме того, Сервия полюбили в народе и самое важное, он завоевал теплое отношение большинства патрициев. Когда внуки четвертого римского царя Нумы Помпилия убили Приска, Туллий при помощи жены захватил и удержал власть в Риме.

    Начало преобразований

    Начиналось правление Сервия Туллия удачными военными походами против этрусков и города Вейи. Царь стремился привлечь всеми способами новых союзников для Рима и упрочить отношения со старыми. Так, для большего сплочения латинских городов под властью Рима он велел построить храм богини Дианы на Авентинском холме. Учрежденные Туллием союзные праздники поддерживали мирные отношения внутри римского сообщества.
    Тишь да гладь установившиеся с началом царствования, позволили подготовить и провести реформы Сервия Туллия. Эти преобразования в итоге дали римскому государству новое устроение, упорядочившие гражданские правоотношения. Именно они стали фундаментом свободы римских граждан.
    Во времена те дальние Рим населяли две общины, первая – это патриции, потомки первых поселенцев Рима. Они были гражданами, обладавшими полным набором прав и привилегий. Знатные роды патрициев владели всей полнотой власти в Риме и подвластных ему территориях. Вторые - плебеи, свободные люди, поселившиеся в римских владениях в более позднее время и интегрировавшиеся в гражданское общество полиса вне властной организации. Они платили все государственные налоги, наряду с патрициями несли воинскую повинность. Справедливости не было, нужны были нововведения для общественного покоя.

    От родовой общины к государству

    РеформыТуллия осуществлялись на принципах имущественной и территориальной перестройки общества. Изначально произошло разделение всех свободных жителей Рима на разряды, в зависимости от имущественного состояния каждого. Сначала оценивался размер земельного владения, а позже, с появлением денежного оборота стали подсчитывать и капиталы.
    Те, кто обладал полным наделом, получали первый разряд, за ними шли владельцы меньших долей. На крайних позициях оказались всадники, занявшие высшую точку в разрядной сетке и напротив, «пролетарии», выделенные в шестой разряд, стоявший особняком в самом низу социальной иерархии Рима.
    Каждому разряду было предписано выставить конкретное число экипированных и вооруженных воинов для сколачивания центурий. Всадники формировали конные сотни, граждане с первого по третий разряд комплектовали пехоту с тяжелым вооружением, а легковооруженными пехотинцами снабжали римское войско граждане четвертого и пятого разрядов. Пролетариям надо было выставлять одну центурию, без вооружения.
    Примечательно, что роль центурий не замыкалась только военной составляющей, они стали еще и важными политическими единицами. Народные собрания в центуриях – «центуриальные комиции», после реформы постепенно заменило куриатные народные собрания. Во второй части, реформы поделили весь свободный народ Рима по территориям, что в конце концов, решительно ослабило кровно-родственные связи. Были созданы территориальные округа – трибы, числом в двадцать одну, из них четыре городских и семнадцать сельских. Так утвердилась аристократия богатства, заменившая родственную, это завершило слом пережитков первобытно-родовых отношений в римской общине.

    Признательная память плебеев

    Плебеи, благодаря реформам Сервия Туллия получили значительные возможности в реализации своих прав, что существенно консолидировало общество в обеспечении более полного доминирования над рабами и утеснения пролетариев. Были далеко продвинуты процессы совершенствования властных структур и создания более совершенного государства.
    Плебеи, пробившие стену непонимания, были допущены к решению некоторых вопросов на народных собраниях. Но им потребовалось еще два века неутомимой борьбы, чтобы реально стать равными в правах с патрициями.
    Еще одним из итогов реформы Сервия Туллия было экономическое оздоровление Рима связанное с новой системой налогообложения «трибутом», который регулярно пополнял государственную казну твердыми налоговыми поступлениями. Они по большей части шли на содержание армии и если она одерживала победы, то из захваченной добычи возвращали налогоплательщикам их взносы.
    Процесс реформы не был единичным актом, на самом деле этот процесс был длительным и долговременным. Сервий Туллий в отпущенное ему историей время активизировал преобразования. Невзирая на то, что реформы не ликвидировали тотальное господство патрициев, они имели грандиозное практическое значение для дальнейшей истории Рима.
    Реформы во все времена были опасным делом, а судьбы преобразователей часто печальны. Не стал исключением Сервий Туллий. Он был убит детьми своего предшественника, но его запомнили как самого «народного царя», особенную приязнь к нему испытывали плебеи.

    Министерство образования РФ

    Муниципальное образовательное учреждение

    Средняя школа №33 г.Ярославля.

    Реферат на тему:

    Реформа Сервия Туллия.

    Выполнил ученик 10-2 кл.

    Школы №33

    Гунин Лев.

    Ярославль

    2004г.

    Введение 3

    1. Возникновение римской государственности 4

    2. Реформа Сервия Туллия 6

    Заключение 11

    Список использованной литературы 12

    Введение

    Древний Рим первоначально представлял собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство (полис), подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой, которая включала в себя значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию.

    Я выбрал эту тему реферата поскольку, она насыщенна открытыми вопросами и увлекательна, она имеет огромное значение в истории Древнего Рима.

    Реформа Сервия Туллия повлияла на становления и развития государственности и вместе с ней армии, как неотъемлемой части любого государства.

    Цель моего реферата - проанализировать реформу Сервия Туллия, подчеркнуть изменения в общественном строе Древнего Рима и сделать вывод, какие результаты принесла эта реформа. Для этого также необходимо иметь представление о римской государственности (я даю ей краткую характеристику в 1 разделе).

    Кроме того, данная работа позволяет определить место Древнего Рима в общеисторическом процессе. Она знакомит нас с общественным строем Древнего Рима до реформы Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе реформы.

    1.Возникновение римской государственности.

    Государственная надстройка, отражая и закрепляя в интересах экономически-господствующего класса основные процессы, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при изучении римского государства необходимо выделять следующие периоды:

    1 .Разложение родового строя - военная демократия. Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появления классов, возникновения новых органов государственной власти.

    2 .Римская республика (III - I века до н.э.). В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие тер-рии Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными территориями. Этот период сопровождался усилением классовой борьбы. Это привело к кризису Римской империи.

    3 .Римская империя (I век до н.э. - V век н.э.) - это период глубоких социальных потрясений римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, происходит стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи. Бурно развивается экономическая жизнь провинций. Но обострение классовой борьбы, углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры. Восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких мер для охраны классового господства рабовладельцев.

    Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью. Родовая община представляла собой родственную, хозяйственную общность людей. В течении длительного времени такая община была и ячейкой общественного самоуправления. На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес, избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей.

    Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности отдельных семей. Богатеющие семьи получали возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменников.

    На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая объединяла людей не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Родовой строй превратился в свою противоположность.

    Организация власти выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военноначальник является необходимым должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военноначальнике, совет воинов.

    В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев.

    Патриции - члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям.

    Плебеи - это население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин, а также из чужестранцев. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле.

    Браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

    2 . Реформа Сервия Тулия

    Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

    Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Возникло несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.

    Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все население Рима - было разделено по имущественному цензу на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.

    Разряды Число выставленных Имущественный ценз

    центурий в югерах в ассах

    1 80 от 20 100.000

    2 20 20 - 15 75.000

    3 20 15 - 20 50.000

    4 20 15 - 5 25.000

    5 30 менее 5 11.000

    Так выглядела центральная организация в зависимости от имущественного ценза.

    Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

    Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

    Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, не имели ничего общего, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано 21: 4 городских и 17 сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды.

    Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.

    Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции,- всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

    Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

    Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Причем только постепенно, центуриатные собрания вытеснили родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса.

    Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения.

    Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины, послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.

    Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов.

    Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

    Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.

    Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой нового деления населения состояла в удовлетворении, прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому это можно назвать военно-административным делением.

    Верховное командование в армии осуществлял орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, выделял средства на ведение войны.

    Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплощали институт верховного командования.

    Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.

    Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.

    Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

    Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.

    В период реформы Сервия Туллия армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Разрастание магистратур происходило вследствие завоеваний. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором.

    Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Рим данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим земли.

    Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства. Его элементами выступали центуриатные и трибутные комиции, где сосредотачиваются три вида власти. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.

    Заключение.

    Таким образом, реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.

    Она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был подорван разделением на классы и заменен государственной организацией, а плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

    Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с новой, причем только постепенно новая вытесняла её.

    Война и организация для войны были регулярными функциями общественной жизни; публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.Военная организация воплощала главную силу власти господствующего класса и играла ведущую роль внутри государства.

    Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам.

    Также реформа позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, чтобы вести захватническую политику.

    Список использованной литературы.

    1. Бирюков Ю.М. "Государство и право Древнего Рима".

    2. Орлов Г.В. "История государства и права зарубежных стран"

    3. Кузницин А.А. "История Древнего Рима"

    В середине VI в. в положении плебеев произошла важная перемена. Она связана с именем царя Сервия Туллия, который считался шестым от основания Рима и таким образом предпоследним в ряду римских царей. Его реформа имела сходство с законодательством Солона, потому что в её основу были положены разделение населения на имущественные классы независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление больших прав более зажиточным. Весь народ был разделен на пять классов (с участками земли, оценявшимися в 100 т., 75 т., 50 т., 25 т. и 12,5 т. ассов. (Асс стоил около 500 года копеек 15 на русские дореволюционные деньги; сто тысяч ассов равны 15 тысяч руб.) Каждые пять лет должен был совершаться ценз, т.е. распределение граждан по классам. Чем зажиточнее были граждане, тем лучше они должны были быть вооружены (на собственный счет) для войны и больше платить налогов. И патриции, и плебеи вместе, каждый в своем классе, должны были участвовать в новых народных собраниях, так называемых центуриатных комициях (comitia centuriata). Это название произошло из того, что весь народ был еще разделен на 193 центурии (сотни), из которых 98, т.е. больше половины (причем 18 было конных, 80 пеших) приходилось на первый класс, по 20 – на второй, третий и четвертый, 30 – на пятый, 4 – на ремесленников и одна – на всех неимущих (пролетариев) , освобожденных совсем от службы и налогов. Каждый подавал свой голос положительный или отрицательный на вопросы царя и сената в своей центурии, и большинство голосов в каждой центурии считалось за общий её голос. Таким образом всех голосов в центуриатных комициях было 193, и большинство всегда было обеспечено за первым классом, который располагал 98 голосами. Таким образом плебеи были включены в состав граждан и получили доступ в народное собрание . Богатые плебеи могли принадлежать к первому классу, обедневшие патриции – спуститься до одного из низших. Кроме того, Сервию Туллию приписывается разделение как самого города, так и тогдашней его области на участки, получившие название триб; их было в городе четыре, вне города 17 (позднее 31). Новые местные трибы заменили собою старые родовые, как это было и в Афинах с филами по законодательству Клисфена.

    234. Отдельные права римских граждан

    Создав новую организацию, Сервий Туллий, однако, не разрушил старой и не уравнял плебеев с патрициями в правах. Патрицианские комиции по куриям продолжали существовать и сохраняли свое прежнее религиозное значение. И долгое еще время после реформы лишь патриции имели право занимать высшие должности в государстве (jus honorum) и вступать между собою в браки (jus conubii), так что дети, происходившие от неравных браков, не могли принадлежать к патрицианским родам. Наконец, лишь одним этим родам принадлежало по‑прежнему право распоряжения государственными землями.

    Следует отметить, что самой первой и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает шестому римскому рексу Сервию Туллию , правившему городом в середине VI в. до н. э . Реформой Сервия Туллия было произведено разделение патрициев и плебеев на пять разрядов, или классов, в зависимости от имущественного положения:

    1) первый класс составили все те (как патриции, так и плебеи), имущество которых достигало 100 тыс. ассов. Из них образовали 80 центурий (сотен);

    2) второй класс – с цензом в 75 тыс. ассов – получал 22 центурии;

    3) третий класс – с цензом в 50 тыс. ассов – 20 центурий;

    4) четвертый класс – с цензом в 25 тыс. ассов – 22 центурии;

    5) пятый – с цензом в 11 тыс. ассов – 30 центурий.

    Верховным органом Рима были центуриатные комиции, состоявшие из представителей пяти классов населения. Каждому из классов было присвоено определенное количество центурий (сотен). Каждая центурия имела один голос и, следовательно, выступала как единое целое. Первыми по установленному порядку голосовали всадники и 80 центурий первого класса. Если они выступали согласно, на том дело и кончалось: остальные центурии к голосованию не привлекались. Требуемое большинство голосов было налицо (98 от 193). Так достигался главный эффект: решающее влияние в делах государственного управления оставалось за богатыми. Следует знать, что за 100 тыс. ассов принимался нормальный римский земельный надел, равный приблизительно 5 гектарам пашни, приносивший около 5 тонн зерна. Но так как главное богатство должно было в ту пору состоять не столько в земле, сколько в скоте, за единицу измерения был избран общий эквивалент – бронзовый асе. И в том и в другом случае речь идет о достаточно крупном хозяйстве, особенно если учесть сравнительную скромность быта и запросов, свойственных Древнему Риму.

    Реформой Сервия Туллия город Рим был разбит на четыре территориальных округа трибы. Начиная с 471 г. до н. э. собрания плебеев по трибам, так называемые трибутные собрания , получили право издавать постановления общего характера, обязательные для одних плебеев. Обязательными для всей римской общины, т. е. и для патрициев, постановления трибутных собраний сделались (по одной из версий) с принятием закона Валерия и Горация в 449 г. до н. э . Этими же консулами было проведено постановление, предоставлявшее плебею, обвиненному в преступлении, обращаться за защитой к народному собранию – центуриатным комициям (патриции обладали этим правом давно). В 444 г. до н. э. был представлен законопроект Канулея о допущении плебеев к консульской должности, высшей в государстве. Законопроект не прошел, но было принято компромиссное решение о допущении плебеев к замещению должности военных трибунов с консульской властью. В 445 г. до н. э. законом народного трибуна Канулея были разрешены браки между патрициями и плебеями, до этого времени строго запрещенные. Наконец, в 367 г. до н. э. после долгой и ожесточенной борьбы между патрициями и плебеями был принят закон Лициния и Секстия. Ими устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в собственности отдельных фамилий, – 125 га и максимальные пределы частного стада, пасущегося на общественном выгоне (100 голов крупного скота и 500 мелкого). Устанавливалось также, что одним из консулов Римской республики должен быть плебей. Как видно из сказанного, реформа Сервия Туллия еще далеко не уравняла патрициев с плебеями, не говоря уже о том, что число плебеев в центуриях первого класса не могло быть сколько-нибудь значительным.