«Родина» (Некрасов): анализ стихотворения, о чем оно. Анализ стихотворения некрасова родина

Многие из некрасовских тем синтезируются монументальной темой родины, к которой постоянно обращался поэт. В ней нашла выражение его безграничная любовь к отчизне, его высокий патриотизм.

Уже в раннем творчестве поэта эта тема получает яркое, хотя и не совсем обычное воплощение. Речь идёт о стихотворении 1846 года «Родина» (Некрасов), анализ которого мы проведем. Оно создавалось в два этапа. Сначала была написана только первая его часть, которая привела в восторг В. Г. Белинского. Позже поэт, одобренный и воодушевленный критиком, продолжил стихотворение, углубив те «задатки отрицания», которые отметил у молодого автора его восторженный почитатель. Завершено произведение было в 1846 году, но в полном объёме оно будет напечатано лишь через 17 лет.

В анализируемом стихотворении «Родина» (Некрасов) нарисована обстановка в Грешневе, родовом поместье Некрасовых, и воспроизведены многие обстоятельства жизни семьи поэта. В том самом 1846 году, когда цензор А. В. Никитенко призывал раскрыть красоту дворянских гнезд и помещичьих провинциальных нравов («Вероятно, там скрываются такие жилы, откуда можно добывать не одну грязь, но и золото»), Некрасов показывает царящие в одном из таких гнёзд «бессмысленное чванство», грязный разврат и «мелкое тиранство». Существовала устойчивая традиция романтических восхвалений родового гнезда («Родина» Е. А. Баратынского, «Воспоминание» К. С. Аксакова), поэтизации каждой личности и каждого предмета, связанного с родной усадьбой. Некрасов же, используя ряд эпитетов, несущих эмоционально-эстетическую нагрузку, обнаруживает всю иллюзорность таких оценок, как «роскошный», «чудесный», «во всей красе», «золотой», применявшихся к псевдопоэтическим явлениям и предметам. Вот почему понятие «дом» наделяется теперь многозначительными определениями типа «серый», «старый», «пустой и мрачный»; «лик в аллее» становится «болезненно-печальным», а надежда — «несбыточной». Стихотворение поэта отличается антиромантической полемичностью. По словам А. Л. Гришунина, в этом стихотворении Некрасова можно увидеть даже — вопреки прежним, привычным оценкам родной стороны как «сердцу драгоценной» и «лучезарной» — «демонстративное очернение родного гнезда». Сам облик последнего давал для этого основания.

Вспоминая отца, Некрасов изображает угрюмого «невежду», сгубившего жизнь всех родных, давившего на всех в доме, жившего в мотовстве и разврате. Проникновенно рассказывая о матери, о её душе, гордой, упорной и прекрасной, наделяя её поэтическими чертами, автор стихотворения «Родина» (Некрасов) показывает её безгласной жертвой, страдалицей, рабыней. Он протестует против безгласия и рабской морали. Рисуя образ сестры, поэт с глубокой скорбью говорит, что и она делила с матерью «и горе и позор судьбы её ужасной» и повторила печальную её судьбу. У Некрасова это ещё одно размышление о тяжкой доле русской женщины, жившей в доме «крепостных любовниц и псарей». Поэт передает и растущее самосознание лирического героя, с детства проникающегося ненавистью к усадебному быту.

Однако щедро введя в стихотворение о родных местах (малой родине) автобиографические мотивы, автор мастерски преодолевает узко личную тему. Он обобщает каждый из вышеназванных образов и придаёт всему произведению широкий социальный смысл. Стихотворение «Родина» (Некрасов), анализ которого нас интересует, становится гневным отрицанием крепостничества в целом, а не только проявлений его в Грешневе. В этом плане существенны те изменения, которые произошли в процессе выбора заголовка произведения. Сначала оно называлось «Старые хоромы (Из записок ипохондрика)», потом «Старое гнездо (С испанского, из Ларра)». Наконец, возникает название «Родина», которое несёт не только и не столько значение «родного края», «места рождения», сколько широкое значение «отчизны», «страны». Мы ощущаем общерусские масштабы обличения деспотизма и крепостничества. В этом отношении стихотворение Некрасова внутренне родственно пушкинской «Деревне», но полемично по отношению к «Вновь я посетил...». Особенно ощутимо это в оценке образа няни (так ярко опоэтизированного Пушкиным), о «бессмысленной и вредной доброте» которой говорит Некрасов.

«Родина» Николай Некрасов

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег…
Воспоминания дней юности - известных
Под громким именем роскошных и чудесных, —
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде —
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой…
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Анализ стихотворения Некрасова «Родина»

Николай Некрасов по праву считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, который в своих произведениях изображал жизнь без каких-либо приукрашиваний. Очень многие его стихи вскрывают пороки общества, все еще обремененного крепостным правом, показывая резкий контраст между жизнью помещиков и крестьян. Одним из таких обличительных произведений является стихотворение «Родина», написанное в 1847 году, когда Некрасов уже был достаточно известным поэтом и публицистом, а также вполне состоявшимся и зрелым человеком. В этом произведении автор обращается к своим детским воспоминаниям, навеянным поездкой в родовое имение Грешнево Ярославской губернии.

Следует отметить, что детство поэта прошло под знаком вечной тирании отца, отставного поручика. В семье Некрасовых было 13 детей, и, по воспоминаниям поэта, царил казарменный порядок. Мать Некрасова, польская красавица Александра Закревская, вышла замуж по любви без родительского благословения и очень скоро разочаровалась неравным союзом, так как ее избранник оказался человеком неуравновешенным и жестоким. В подобной атмосфере нетерпимости и вырос Николай Некрасов, с детских лет наблюдая над тем, как отец издевается не только над крепостными крестьянами, но и над домочадцами. Поэтому родина у поэта ассоциируется с мрачным и угрюмым домом, темным садом и постоянным ощущением несправедливости. При этом автор отмечает, что «научился терпеть и ненавидеть», а также впервые примерил на себе обличие помещика, стыдясь этого в душе и не имея сил изменить домашний уклад жизни.

Мать свою поэт вспоминает как очень умную, гордую и образованную женщину, которая, тем не менее, всю свою жизнь вынуждена была сносить унижения со стороны мужа-тирана. При всех своих достоинствах Александра Закревская никогда не помышляла о том, чтобы восстать против собственного супруга. Поэтому «все, что вынести в тебе достало сил, предсмертный шепот твой губителю простил», — пишет поэт, обращаясь к матери .

Из стихотворения «Родина» становится ясно, что отец поэта не только свел в могилу свою законную супругу. Такая же участь постигла и многочисленных любовниц помещика Некрасова. Поэтому в холодном большом доме единственной отрадой будущего поэта была няня, к которой он убегал в самые трудные моменты своей жизни. Но даже ее доброту Некрасов называет «бессмысленной и вредной», так как она отравляла существование автора сильнее, чем царившая вокруг ненависть. Поэтому поэт отмечает, что в его юности «отрадного душе воспоминанья нет». И годы, проведенные в отчем доме, вызывают у него чувство злости . Поэт убежден, что этот период жизни стал для него проклятьем, и «всему начало здесь, в краю моем родном».

Именно поэтому картина разрушающегося родового гнезда, которое автор посетил спустя много лет, вызвала у Некрасова чувство отрады . Поэт словно бы хороним вместе со старым домом, вырубленной рощей и опустевшими полями свое безрадостное прошлое, которое ассоциируется у автора с болью, горечью и осознанием того, что он на своей родине почти так же бесправен, как и крепостные крестьяне. Это чувство вполне оправдано, так как юношей поэт был вынужден бежать из дома в Санкт-Петербург, провожаемый проклятьями отца, который грозился лишить его наследства. В итоге в родовом поместье из многочисленных наследников никто так и не захотел жить. Объясняя этот феномен, поэт отмечает, что в доме ему до сих пор чудится «глухой и вечный гул подавленных страданий». А единственным человеком, который ощущал себя здесь по-настоящему счастливым, был его отец.

Стихотворение “Родина” Н. А. Некрасов написал в 1846 году. В нем выразились воспоминания поэта о его детстве, родителях. Вам предлагается краткий анализ “Родины” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано в 1846 году.

Тема - произведение относится к циклу стихотворений о родине и детстве.

Композиция – кольцевая.

Жанр - элегия.

Стихотворный размер - ямб, используются разные виды рифмы (точная, неточная, мужская, женская) и парный способ рифмовки ААВВ.

Метафоры - “рой подавленных и трепетных рабов” , “…тревог огонь томительный до срока сердце жег , “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Эпитеты “Разврата грязного” , “покой благословенный” , “Огонь томительный” , Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных” , “лик… болезненно-печальный” , “душа… была горда, упорна и прекрасна” , “печальную судьбу” , “холодною и строгою улыбкой” , “Ее бессмысленной и вредной доброты” , “юности моей, мятежной и суровой” .

История создания

Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стиха. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилась его неприязнь к крепостничеству и всему, что с ним связано.

Тема

Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта. Но идея детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства” . Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом” . Но это ликование вполне оправданно, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве.

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…” . Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…” .

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы” .

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…” .

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом” . Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…” .

Жанр

Определяя жанр стихотворения “Родина”, многие исследователи относят его к элегии.

Стих состоит из шести строф и написан ямбом. Особенность состоит в том, что строфы имеют разное количество строк. Поэтом был использован парный способ рифмовки и разные виды рифмы: точная (места – пуста, чванства – тиранства), неточная (растленной – благослованной, дальней – болезненно-печальный), мужская (рабов – псов), женская (увидеть – ненавидеть).

Средства выразительности

Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры : “рой подавленных и трепетных рабов” , “…тревог огонь томительный до срока сердце жег” , “Ты жребий свой несла в молчании рабы” .

Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов : “Разврата грязного” , “покой благословенный” , “Огонь томительный” , “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных” , “лик… болезненно-печальный” , “душа… была горда, упорна и прекрасна” , “печальную судьбу” , “холодною и строгою улыбкой” , “Ее бессмысленной и вредной доброты” , “юности моей, мятежной и суровой” .

Некрасова всегда считали певцом свободы. Он не раз это доказывал своими произведениями. Уже ставшая классикой поэма «Кому на Руси жить хорошо» раскрывает темы социального неравенства, но откуда у самого поэта взялось стремление к справедливости и желание обличать жестокость и невежество. Корни этих чувств родом из детства. Свое отношение к родному поместью описывает Некрасов в стихотворении «Родина».

Уютного дворянского гнезда в детстве Некрасова не было. Отец его был тираном, которого боялись не только крепостные, но и собственные жена и дети. Поэтому, образ дома, который рисует поэт, малоутешителен. Он видит вокруг себя грязный разврат и тиранство.

Автор пытается показать, что все дворянско-помещичье сословие живет точно так же. Маленький мальчик не мог противостоять среде, поэтому это укрепило его характер и закалило в стремлении вырваться из порочного круга.

Тема сломленной и порабощенной родины проходит красной нитью через все стихотворение. Многие исследователи считают, что это ностальгическая элегия. Стихотворение состоит из шести строф, в каждой из которых разное количество строк. Использует поэт классический шестистопный ямб с парной рифмой.

Некрасов вспоминает своего отца, грозно помещика, погрязшего в бесплодной жизни и чванстве, мать и сестру безвременно ушедших, пронесших на своих плечах все тяготы жизни с тираном. Автор со стыдом признается:

Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я…
Некрасов считает большим грехом владение другими людьми.

В стихотворение большое число художественных тропов. Метафоры: рой рабов, отлетел покой, опутав жизнь. Эпитеты: строгая улыбка, тяжелый час, вредная доброта. Все произведение весьма гиперболично, явно преувеличен образ отца, мрачность дома.

В стихотворении дворянское гнездо представлено дисгармоничным, в нем нет места милосердию и улыбке судьбы. Особо Некрасов выделяет образ няни. В первых строках она напоминает образ созданный Пушкиным: заботливая, готовая выслушать и прийти на помощь. Но позже автор говорит о ее бессмысленной и вредной доброте.

Некрасов не оставляет своей «родине» ни капли человечности и милосердия. Для поэта образ родного дома воплотил в себе все то, что он категорически не принимал в своей жизни. Поэтому последние строфы наполнены злорадством и сарказмом: ведь он увидел отчий дом разоренным и запущенным.

Николая Алексеевича Некрасова стоит отнести к категории очень ранимых людей, тонко чувствующих настроение других, понимающих их чувства и боль. Его стихотворения относятся к русской реалистичной лирике, они наполнены совестливостью самого автора, пронзительной болью и горькой иронией. Некрасов всегда писал о том, что видит и чувствует, без каких-либо приукрашиваний. В его работах описывается жизнь простого народа, раскрываются все пороки общества, и анализ стихотворения Некрасова это ярко показывает.

Стихотворение «Родина» является одной из обличительных работ автора, в котором он показывает четкое различие между жизнью крепостных крестьян и богатых помещиков. Некрасов очень умело может сочетать героя с собственным «Я», поэтому такой собирательный образ воспринимается читателем, а его голос доходит до самого сердца.

Анализ стихотворения Некрасова «Родина» говорит о том, что это произведение было написано вполне зрелым и состоявшимся человеком, каким и был на тот момент поэт. Мотивом написания стихотворения послужила поездка Николая Алексеевича в свое родовое поместье. Нахлынувшие воспоминания о детстве и о прожитых днях в этом доме автор передал в строчках стиха.

В произведении «Родина» поэт изобразил самого себя, историю своей семьи. Анализ стихотворения Некрасова позволяет проследить за настроением автора, понять его чувства. Детство Николая Алексеевича прошло в постоянном страхе, его отец, поручик в отставке, издевался не только над крепостными крестьянами, но и над своей женой и детьми. Мать поэта была очень красивой, гордой и умной женщиной, но всю свою жизнь должна была покоряться тирану, обо всем этом и пишет Некрасов. Анализ стихотворения позволяет увидеть горечь и сожаление автора о бессмысленно прожитой жизни матери и сестры.

В стихе также рассказывается о том, что отец свел в могилу не только свою супругу, но и бесчисленное число любовниц, которыми являлись крепостные девушки. Некрасов говорит о том, что за это время научился не только ненавидеть, но и терпеть. Он со злостью говорит о но понимает, что не в состоянии что-нибудь изменить. Анализ стихотворения Некрасова показывает, насколько ему стыдно за то, что он помещик, ведь владеть людьми - это большой грех.

Под конец стихотворения прослеживается ирония, поэта радует картина разрушающегося родового поместья, перекосившегося старого дома. Анализ стихотворения Некрасова ясно дает понять, что вместе с родовым гнездом автор хочет похоронить и крепостное право. Он понимает, что так продолжаться больше не может, но в то же время бессилен что-то изменить.

Стихотворение наполнено болью, горечью и тоской. В детстве поэт был так же бесправен, как и которые завидовали жизни барских псов. Детство прошло, но чувство собственного бессилия осталось. Как бы ни хотелось автору навсегда вычеркнуть из своего сердца воспоминания о бедной матери, доброй няне и отце, который душил всех своим присутствием, у него это не получается. Точно так же он желает, чтобы все люди были равноправными, не было рабства, но существенных перемен, к сожалению, нет.