Роль дома в системе жизненных ценностей. Список главных жизненных ценностей человека

2. Философия ценностей

3. Ценности в литературе

4. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Заключение

Библиографический список

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.


1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

К материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

К духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

Ценность человеческой жизни

Многие люди задаются такими вопросами: Что самое ценное в жизни? Часто ли мы задумываемся о смысле жизни? И ценим ли саму жизнь? Теперь давайте поразмышляем: в чем ценность человеческой жизни? Какими возможностями мы обладаем?

Это прежде всего - сознание, ум человека. В отличие от животных, мы способны, встретившись с проблемой, не просто страдая, переживать ее, мы можем исследовать страдание, понять, каковы его причины. Мы можем найти пути устранения этого страдания и устранить его причины. В этом и состоит ценность человеческой жизни.

Ценность человеческой жизни - человеческая жизнь - это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность. Но ценность ресурса сама по себе еще ничего не значит. В качестве метафоры, возьмем, например алмаз - ценный, дорогой камень, но сам по себе он не сильно привлекателен: это просто кусочек скалы, прекрасный, но пока бессмысленный. Это позже, когда алмаз будет огранен руками мастера, он засияет, играя и переливаясь своими сверкающими гранями, отражая солнечные лучи юного дня и будет приковывать своей красотой взоры и дарить радость. Так же и жизнь человека: если он, внимательный мастер, добротно и красиво возводит свою жизнь, заботясь о том, чтобы и рядом с ним возводили такие же сильные жизни - его жизнь становится шедевром, его главным и великим творением. Если же человек вкривь и вкось складывает кирпичи абы как, использует все, что попало под руку, не заботится о крепком фундаменте и надежных стенах, с одной стороны строит, с другой рушит, да еще и другим мешает строить - его жизнь оказывается не более, чем грудой кирпичей сваленных вместе. Если жизнь проведена впустую, в никуда, в пьянки и пустой треп о красивых вещах - ценность такой жизни в результате оказывается низкой, хотя ресурс сам по себе был очень дорог. Если жизнь прожита красиво, сильно, в заботе как минимум о себе и своих близких, или о многих людях за свой счет - ценность такой жизни будет высокой. Ценность своей жизни человек делает сам: от его выбора зависит, в какую сторону он жить хочет и будет. И только его выбор будет, куда отдать невосполнимый, а потому невероятно ценный ресурс: похоронить его под грудой кирпичей или вложить в великолепный Храм. Жизнь человека - это огромная ценность. Она не сопоставима ни с какой другой ценностью (другого типа). В этом смысле она подобна трансфинитному числу. Которое по определению больше любого целого или вещественного числа. Бесконечно больше.

Так вот, ценность человеческой жизни не сопоставима с ценностью ничего другого. Она по определению больше ценности чего угодно ещё. Но она может быть сопоставима с ценностью другой человеческой жизни.

Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.

Поясню на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.

Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования.

К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Жизнь или существование - это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Если личность - это сущность, а жизнь - существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек - существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой - приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим - это другой вопрос. Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо - ниже, т. е., оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь - это не одно и то же.

Рождение личности - это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.

Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности - значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности.

Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой - ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью.

Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас - живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т. п.

И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, - вот лишнее подтверждение нашей мысли.

Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь - универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием.

Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности - все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Самое страшное, что может случиться с человеком - это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Здоровье - общее условие благоприятной и плодотворной жизни, и самая главная ценность, поэтому. Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью. Это на самом деле очень просто, всего лишь Необходимо:

  • - правильно питаться;
  • - ежедневно делать физические упражнения;
  • - избегать ненужных стрессов;
  • - уметь расслабляться и отдыхать;
  • - быть разумным и умеренным в получении удовольствий.

Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.

Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.

Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.

История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.

В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.

Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.

Хочется отдельно выразить свое мнение на данную тему. На мой взгляд, данная проблема, а именно, проблема актуальна в наше время. Многие люди не задумываются о своей жизни, обращаются с ней небрежно, разбрасываются своим здоровьем и силами. Человек думает что он всемогущ, и ему все под силу, и конечно же в суете повседневности мы не успеваем задаться этими вопросами. Но для каждого человека, я уверена, наступает момент, когда вопросы ценности человеческой жизни требуют непременного ответа. К сожалению, бывает, что момент этот наступает слишком поздно, чтобы можно было что-то изменить. Порой человек только перед лицом смерти понимает, что жил неправильно, что потерял то, что уже не вернешь. Так как же разобраться и понять прежде всего для себя, что для тебя ценно и что для тебя имеет значимость. Конечно, это трудный вопрос, но мне кажется каждый человек должен для себя определить это. Для кого-то ценность - это бесчисленные богатства и блага, огромное количество денег, кто-то мечтает быть популярным и талантливым, кто-то мечтает чтобы все вокруг были счастливы, а для кого-то ценность заключена в здоровье близких и родных. У каждого человека свой круг ценностей, и он абсолютно в праве сам для себя решать, что ценить.

Но к сожалению, человек часто выбирает не те ценности, которые могли бы успешно и благотворно повлиять на жизнь и здоровье человека. Часто люди запутываются в себе, переступают грани антигуманного и бесчеловечного, а это, в свою очередь тянет за собой тяжкие последствия, такие как: различные социальные конфликты, преступления, аморальное поведение, причинение вреда здоровью себе и окружающим. Этот список может продолжаться и продолжаться.

Человек сам себя загоняет в тупик, не оставляя выбора, чтобы что-то изменить, Тем более осознание того, что твоя жизнь была прожита в пустую приходит очень поздно и человек не в силах уже что-либо изменить. Безусловно, причин, по которым человек выбирает свои ценности, огромное количество, Но хочется заметить, что только сам Человек хозяин своей жизни. А жизнь-это цветок. Если за ним перестать ухаживать, поливать, удобрять, заботится о нем, то он завянет.

Так и у человека. Если бездумно и небрежно относиться к себе, тратить в пустую время, здоровье и силы, то в конечном итоге, жизнь, как безжалостный цветок, угаснет.

Поэтому, цените себя и окружающих, цените каждое мгновение, каждую секунду, умейте находить в плохом частичку хорошего, ведь жизнь нам дана лишь только раз! философский жизнь антигуманистический

Фразы знаменитых людей о ценности жизни:

  • - Я понял, что жизнь ничего не стоит, но я также понял, что ничто не стоит жизни (Андре Мальро);
  • - Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою (Еврипид);
  • - Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна, это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности (Эйнштейн Альберт);
  • - Поистине тот, кто не ценит жизнь, тот ее не заслуживает (Леонардо да Винчи).

Мы редко задаем себе вопросы типа «Зачем мы живем», «Что для нас является жизненной ценностью» и т.п. Не говоря об этом, мы, тем не менее, руководствуемся определенными принципами, выбираем для себя самое главное, если невозможно сохранить все. Например: «любовь», «свобода» или «работа» для кого-то ценнее «семьи». Если не нужно выбирать между ними, всё мирно сосуществует. А если требуется сделать определенный выбор? Он будет сделан в пользу того, что для человека важнее всего, как бы ни казалось со стороны это неправильным или необдуманным решением. Конечно, не исключено, что со временем человек обвинит себя в том, что когда-то сделал «неправильный» выбор. Только выбирает он всегда в настоящем, а в этом настоящем уже другие ценности.
Есть ли такие жизненные ценности, которые одинаково важны для людей независимо от их возраста, пола и того, в какой стране мира они живут? Конечно, есть. Это семья, здоровье, работа. Помимо этого, люди называют и другие ценности, как-то: образование, любовь, дружба, самоуважение, карьера, власть, деньги, секс…
Интересно было бы сравнить ценности «отцов» и «детей», ведь их различие может мешать взаимопониманию между поколениями.
Что же выбирают наши подростки, мы узнали их ответов 130 учеников 5-х и 9-х классов из школы №3 г. Конаково. 45% опрошенных поставили «счастливую семью» на 1-е место среди других 17 жизненных ценностей. 85% детей включили «семью» в число пяти наиболее значимых ценностей. На 2-м месте оказалась «дружба» (58%). Хотя отношения со сверстниками в подростковый период играют важнейшую роль, только 6% отвели ей почетное первое место. Действительно, семья продолжает играть важнейшую роль в процессе взросления подростка. Он нуждается в мудром наставничестве со стороны взрослых, но не показывает этого и бунтует против родителей, стремясь к общению на равных.

Далеко не все, а только 54% школьников, считают «образование» жизненной ценностью. Среди пятиклассников только 45% разделяют это мнение. Еще меньшее число школьников (всего 18%) стремится к высоким достижениям в спорте или искусстве.
Некоторые юноши и девушки выстраивают такой ряд ценностей:
Образование – работа, карьера – деньги, богатство. Или еще «круче»: работа, карьера – деньги, богатство – слава, восхищение и уважение окружающих.
Среди подростков 10-11 и 15-16 лет одинаково небольшое количество тех, кто начинает осознавать как ценность «благополучие государства». «Наука как познание нового» занимает в списке ценностей чуть ли не самые последние места (с 9-го по 17-е). Только один юноша считает «науку» приоритетной для себя ценностью, наряду с такими как «власть» и «успех».
36% подростков выбирают такую ценность, как «счастье близких людей».
Ответы взрослых (а их было опрошено 30 чел.) отличались большим разнообразием. Практически все перечисленные в анкете ценности были ими названы, за исключением такой ценности, как «пища». А для 13% подростков пища стоит того, чтобы о ней говорить как о ценности. Собственно, давно известно, что есть иерархия потребностей, и первое место в этой пирамиде занимают физиологические потребности. К ним относятся пища, одежда, сон, отдых. Человек способен думать и стремиться к удовлетворению более высоких потребностей только тогда, когда удовлетворены его первичные (физиологические) потребности. Недаром есть поговорка: «Пустое брюхо к ученью глухо».
У 13% взрослых в качестве аналогичной первичной потребности выступает жилье: собственная квартира или дом.
Главными ценностями опрошенных мужчин и женщин в возрасте от 22 до 52 лет являются «семья» и «здоровье». На втором месте оказывается «работа». Для 66% респондентов очень значима категория «счастье близких людей». На порядок ниже число выборов в пользу «любви» и «дружбы». 26% людей называют их в качестве важных жизненных ценностей. Не очень высок рейтинг у образования. Только 20% взрослых считают образование важной жизненной ценностью. Примерно столько же (20-25%) выбирают «благополучие государства», стремятся к самоуважению. Для 15% взрослых людей необходимо уважение окружающих. К карьере, власти стремится не более 5 %. Отношение к деньгам, как некоей жизненной ценности, выявилось у 20 % подростков и 10% взрослых.
Получается, что ценности «отцов» и «детей» очень похожи, хотя в каждом конкретном случае это далеко не так. А как именно, вы можете обсудить после прочтения этого материала. Желаю приятных открытий.


В чём смысл жизни? Что по настоящему ценно в жизни? Какое моё Предназначение?

Это главные вопросы, на которые мы пытаемся найти ответ.

Наверно ответы на эти вопросы знают люди, которые в своей жизни столкнулись лицом к лицу со своей смертью.

Читая о людях, которые узнали, что очень скоро умрут, или те, кто пережили клиническую смерть, узнаешь, что они поменяли свои жизненные приоритеты.

Я нашла в Интернете интересные "исследования". Здесь собраны данные на тему «о чем сожалеют перед смертью»ю Есть мысли великих мудрецов об этом. И получился этот список из пяти истинных ценностей в жизни каждого человека.

«Если бы не моя болезнь, то я никогда и не задумался бы над тем, как прекрасна жизнь» (Рэнди Пауш «Последняя лекция»).


1. САМОБЫТНОСТЬ

Все в жизни имеет свое назначение. У каждого живого существа на планете есть своя миссия. И у каждого из нас есть своя роль. Реализуя свои уникальные таланты и способности, мы обретаем счастье и богатство. Путь к своей уникальности и миссии лежит через наши желания и мечты еще с самого детства.

«Индивидуальность — высочайшая ценность в мире» (Ошо).

Одна женщина (Бронни Вее) много лет проработала в хосписе, где ее задачей было облегчать душевное состояние умирающих пациентов. Из своих наблюдений она выявила, что наиболее частое сожаление у людей перед смертью, — это сожаление о том, что им не хватило смелости жить жизнью, правильной именно для них, а не жизнью, которую ожидали от них другие. Ее пациенты сожалели о том, что они так и не воплотили в жизнь многие свои мечты. И лишь в конце пути они осознали, что это было только последствием их выбора, который они сделали.

Составьте список своих талантов и способностей, а так же список любимых дел, в которых они выражаются. Так вы найдете свои уникальные таланты. Используйте их для служения другим. Для этого спрашивайте себя как можно чаще: « Чем я могу быть полезен (миру, людям, с которыми соприкасаюсь)? Как я могу служить

Смело бросайте нелюбимую работу! Не бойтесь нищеты, неудач и ошибок! Доверяйте себе и не беспокойтесь о мнении окружающих. Верьте всегда, что Бог позаботится о вас. Лучше один раз рискнуть, чем потом сожалеть о том, что вы прожили серую и бездарную жизнь, «убиваясь» при этом на нелюбимой работе в ущерб себе и своим близким.

Всегда помните, что вы уникальны, и ваша миссия - это дать максимум своей уникальности миру. Только тогда вы обретете истинное счастье. Так задумал Бог.

«Откройте свою божественность, найдите свой уникальный талант, и вы сможете создать любое богатство, какое захотите» (Дипак Чопра).


2. САМОРАСКРЫТИЕ И ДУХОВНЫЙ РОСТ

Перестаньте быть животным!..

Конечно, нам необходимо удовлетворять физиологические потребности, но только лишь для того, чтобы развиваться духовно. Люди в основном гоняются за материальным благополучием и озабочены, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда, как первичный смысл и цель человеческой жизни заключаются в том, чтобы осознать, что он духовное существо и ничего материального ему, на самом деле, не нужно.

«Мы не человеческие существа, получающие время от времени духовный опыт. Мы духовные существа, получающие время от времени человеческий опыт» (Дипак Чопра).

Осознайте Бога внутри себя. Человек - это переходное существо от животного к духовному. И у каждого из нас есть ресурсы совершить этот переход. Чаще практикуйте состояние «Быть», когда у вас нет мыслей и вам ничего не нужно, когда вы просто ощущаете жизнь и наслаждаетесь ее полнотой. Состояние «здесь и сейчас» — это уже духовное переживание.

«Среди нас есть люди, — немного, но есть, — которые понимают, что начинать откладывать деньги на старость надо еще в то время, пока она далеко, чтобы успела скопиться определенная сумма… Так почему бы заодно не позаботиться и о том, что важнее денег, — о душе?» (Юджин О’Келли, «В погоне за ускользающим светом»).

И не надо самосовершенствоваться, вы уже совершенны, потому что вы духовные существа. Занимайтесь самораскрытием…

«Познать себя как можно лучше, чтобы быть как можно большим для мира - это важнейшая задача человека » (Робин Шарма).

Даже тогда, когда вы достигаете целей, истинный успех связан не с достижением, а с теми переменами в сознании, которые произошли, как неизбежное следствие вашего продвижения к этим целям. Дело не в реализации целей, а в том, что происходит с вами в процессе ее достижения.


3. ОТКРЫТОСТЬ

Как часто перед лицом смерти люди сожалеют о том, что им так и не хватило смелости выразить любовь своим родным и близким! Они сожалеют о том, что часто подавляли свои эмоции и чувства, потому что боялись реакции окружающих. Они сожалеют, что не позволили себе быть более счастливыми. Лишь в конце пути они осознавали, что быть счастливым или нет - это вопрос выбора. Каждое мгновение мы выбираем реакцию на ту или иную ситуацию, и каждый раз по-своему интерпретирует события. Будьте бдительны! Следите за своим выбором каждое мгновение…

«Что посеешь, то и пожнешь » (народная мудрость).

Что нужно сделать, чтобы стать более открытым?

1) Дайте волю своим эмоциям и чувствам.

Покатайтесь на самом крутом аттракционе и покричите в свое удовольствие; поделитесь своими чувствами с другими людьми; станьте оптимистом — радуйтесь, смейтесь, веселитесь, несмотря ни на что.

2) Примите себя и жизнь такой, какая она есть.

Позвольте себе быть таким, какой вы есть, а событиям случаться самим. Ваша задача мечтать, двигаться и наблюдать, какие чудеса преподносит вам жизнь. И если что-то складывается не так, как вы хотели, значит будет еще лучше. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.

«Я умираю и веселюсь. И я собираюсь веселиться каждый отпущенный мне день » (Рэнди Пауш «Последняя лекция»).


4. ЛЮБОВЬ

Печально, но многие люди лишь перед лицом смерти осознают как мало было в их жизни любви, как мало они радовались и наслаждались простыми радостями жизни. Мир преподнес нам столько чудес! Но мы слишком заняты. Мы не можем оторвать взор от своих планов и насущных проблем, чтобы взглянуть на эти дары и насладиться ими.

«Любовь - это питание для души. Любовь для души - это то же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа » (Ошо).

Самый лучший способ поднять волну любви в своем теле - это благодарность. Начните благодарить Бога за все, что он преподносит вам каждое мгновение: за эту пищу и крышу над головой; за это общение; за это ясное небо; за все, что вы видите и получаете. И когда вы поймаете себя на раздражении, сразу спрашивайте себя: «Почему я должен быть благодарен сейчас ?» Ответ придет из самого сердца, и, поверьте, он вас воодушевит.

Любовь — это энергия, из которой соткан мир. Станьте миссионером любви! Дарите людям комплименты; заряжайте любовью все, к чему прикасаетесь; давайте больше, чем получаете… и двигайтесь по жизни от сердца, а не от головы. Именно оно подскажет вам самый верный путь.

«Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий » (Карлос Кастанеда).


5. ОТНОШЕНИЯ

Когда проходит жизнь и в повседневных заботах мы часто теряем из виду своих родных и друзей, в конце пути мы будем чувствовать опустошение, глубокую печаль и тоску…

Как можно чаще проводите время с теми, кого любите и цените. Они - это самое дорогое, что у вас есть. Всегда будьте открыты для общения и новых знакомств, это обогащает. Как можно чаще дарите людям свое внимание и восхищение ими, — все это вернется к вам. С радостью и бескорыстно помогайте, дарите и так же с радостью принимайте дары от других.

«Блаженство тоже заразительно, как любая болезнь. Если ты помогаешь другим быть счастливыми, по большому счету ты помогаешь быть счастливым самому себе» (Ошо).

Так о чем Вы будете сожалеть в конце своего пути?

Рубрики:

Метки: Предназначение человека Понедельник, 29 Декабря 2014 г. 13:01 ()
Исходное сообщение Сияние_Розы_Жизни

В чём смысл жизни? Что по настоящему ценно в жизни? Какое моё Предназначение?


Тейяр де Шарден пришёл к обоснованному выводу, что каждая ветвь эволюционного дерева заканчивалась наиболее интеллектуальными видами этой ветви, поэтому "история жизни есть по существу развитие сознания". Впоследствии палеонтологи обнаружили в эволюции процесс энцефализации - тенденцию увеличения размеров головного мозга от предков к потомкам. Похоже, что естественные механизмы, подправляющие эволюцию живой материи в определённом направлении, имеют единственную цель - самопознание природы. Причём, вещественный мир природа "видит" глазами и умом живых организмов.
Человек своим сознанием реализует основную функцию живой материи - не только освоение вещественного мира, но и его познание. Показательно, что в древней Греции изучение законов гармонии Вселенной считалось прерогативой свободных граждан. Механику же и ремёсла (говоря современным языком - технологию) они оставляли на долю рабов и чужестранцев. Во все века основное предназначение человека реализовывали редкие "люди не от мира сего". Ньютон пережил пятерых королей, гражданскую войну, революцию и реставрацию монархии, а занят был наукой, весьма далёкой от происходящего вокруг. На протяжении двух страшных чумных годов (1665 - 1666), когда умерло около трети населения Англии, Ньютон сформулировал основу того, что разрабатывал всю последующую жизнь.
Б.Франкл, считающийся на Западе главным специалистом по поиску смысла жизни человека, утверждает:"Не человек ставит вопрос о смысле жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человек отвечает на него не словами, а действием". Это не смысл, который произошёл от слова "мысль", а бездумная жизнь животного. Лягушки поколение за поколением стремятся ловить вкусных комариков, греться на солнышке, спариваться и, оставив потомство, бесследно уйти в небытиё. Если условия жизни в любимом болоте не изменятся, то потомки год за годом будут в точности повторять один и тот же жизненный цикл. Многие, искренне считающие себя весьма прогрессивными мыслителями, например А.Никонов (2005), не видят основного отличия человека от лягушки. Смысл жизни человека он признаёт чисто лягушачий:"Если вы живёте безрадостно, не испытывая никаких удовольствий... , то зачем вы вообще коптите небо?". Лягушачья идеология Никонова и миллиардов его единомышленников является случайной реверсией эволюции человека, а не закономерным результатом развития.
А.Пуанкаре (1905) по своему опыту знал, что "если мы всё более и более хотим избавить человека от материальных забот, так это затем, чтобы он мог употребить свою отвоёванную свободу на исследование и созерцание истины". При посредстве людей природа познаёт саму себя. Остальное в людях ей не нужно и не интересно. Размножение, питание, развлечения, другие биологические потребности и удовольствия от их удовлетворения - это всё не цели, а средства, которыми природа добивается от людей того, что ей нужно. Ответить С цитатой В цитатник