Русское словесное ударение. Произношение

Русский язык недаром отнесен лингвистами к группе наиболее сложных для изучения. Огромное количество правил плюс примерно столько же исключений из них поддадутся далеко не каждому студенту. Одной из важнейших составляющих языка является фонетика, изучающая звуковое строение речи, а также орфоэпия, предмет изучения которой - правильное произношение слов. А значит, здесь не обойтись без такого понятия, как ударение. Ведь зачастую от правильности употребления слова зависит не только мнение слушающего о грамотности говорящего, но и в целом понимание оппонента. В подтверждение сказанному рассмотрим особенности русского ударения, его основные черты, правила расстановки.

Определение

Ударение - это выделение одного из элементов в речевой цепочке при помощи использования средств фонетики. Таким образом, ударение бывает словесное (выделение слога в слове), синтагменное (выделение слова в синтагме) и фразовое (выделение синтагмы в фразе). Статья наша коснется словесного ударения.

Особенности ударения в русском языке

1. Разноместность. Ударение в русском языке может быть направлено на любой слог в слове: собАка - пОлночь - расскАз - дОлжность. Более того, даже в однокоренных и родственных словах ударение не стоит на месте: рЕзать - вырезАть - вырезнОй - вЫрезать. Благодаря этой особенности русского ударения, в речи легко можно различить омографы, то есть слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению и значению: мукА - мУка, оргАн - Орган, проклЯтый - прОклятый, дорогА - дорОга, замОк - зАмок.

2. Подвижность. Еще одна характерная черта русского языка - это подвижность ударения, то есть при изменении формы слова (по роду, числу, времени и т.д.) меняется и фонетически выделяемый слог: окнО - Окна, водА - водЫ - вОды, травА - трАвы.

3. Вариативность. Такие особенности русского ударения, как подвижность и разноместность, дают возможность существования понятия акцентологических вариантов, то есть слов с двойным ударением. Причем оба варианта употребления будут грамматически верными: одновремЕнно - одноврЕменно, бодрЫ - бОдры, петлЯ - пЕтля, творОг - твОрог.

4. Стилистическая значимость. Говоря о существовании акцентных вариантов, нельзя забывать и о тех словах, ударение в которых напрямую зависит от ситуации, в которой оно употребляется, в разговорной речи или в ее литературном варианте. Немаловажным является и профессиональный статус говорящего, и употребление им так называемых профессионализмов: прИкус (медицинское) - прикУс (общее), феномЕн (разговорное) - фенОмен (литературное), шЁлковый (общее) - шелкОвый (народно-поэтическое).

Стоит запомнить!

Несмотря на перечисленные особенности русского ударения, необходимо запомнить следующие слова: тОрт, облегчИть, шАрф, бАнт, красИвый, квартАл, звонИть, повторИть. Фонетически выделенный слог остается в них неподвижным, каким бы изменениям не подвергалось само слово.

Заключение

И, как видно из всего вышесказанного, основная особенность «великого и могучего» в том, что правила ударения в русском языке совершенно отсутствуют. Так что сложна и незавидна участь иностранца, ставшего на путь изучения языка, даже носители которого не всегда употребляют его слова правильно.

Введение

Знак ударения - это небуквенный орфографический знак русской письменности; по другой терминологии - один из надстрочных диакритических знаков. Ставится над гласной буквой, соответствующей ударному звуку.

То, как проявляется ударение в речевом потоке, в большой степени зависит от языка. В некоторых языках ударные слоги имеют более высокий или более низкий тон, чем безударные - это так называемое тоновое, или музыкальное ударение. В других языках они могут выделяться более высоким или низким тоном по сравнению с окружающими слогами (тоновое отклонение) в зависимости от типа предложения. В русской фразеологии ударения играют огромную и особую роль, является неотъемлемой частью при грамотном и смысловом описании того или иного предмета, а также фраз и предложений прямой речи. Ударение указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесённого, а также и записанного или напечатанного впоследствии - как в отдельном слове, так и в целом предложении.

Как известно, ударение в русском языке свободно (т.е. может падать на любой по счету слог слова) и подвижно (т.е. может перемещаться внутри основы и между основой и окончанием в разных словоформах одной и той же лексемы). Эти особенности русского ударения, представляют значительную сложность как для самих носителей русского языка, так и для всех, изучающих русский язык как не родной. Кроме того, при всей консервативности русской акцентологии, именно эта подсистема русского языка обладает наибольшей лабильностью и изменчивостью -- за последние три века в акцентологической системе русского языка произошли (и продолжают происходить) довольно существенные изменения. Каждый день создаются новые и исчезают и меняются старые нормы в орфоэпии, влияние на этот процесс оказывает сама жизнь, живой язык и меняющаяся культура.

Цель данной работы: изучение развития русского ударения.

О понятии ударения в русском языке

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Функции ударения: лексикологическая - является дополнительным средством различения слов - атлас-атлас; морфологическая - является дополнительным средством различения грамматической формы слова - руки-руки; некоторые слова в русском языке имеют акцентные варианты, и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы - иначе-иначе. Основная функция словесного ударения - фонетическое объединение слова в одно целое, обеспечение его цельнооформленности. Эта функция осуществляется путем выделения одного из слогов в слове - ударного - и подчинения ему остальных, безударных.

В русском языке его значение особенно велико, так как оно служит:

Средством различения слов (лемкарство - лекамрство, мемтчик - метчимк, консервамторский - корсерватомрский, рефлемкторный - рефлектомрный);

Грамматических форм (струным - струмны, стеклам - стёкла, водым - вомды).

В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков. Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. Ударные гласные характеризуются и особым тембром.

Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание. Такое ударение называется свободным.

Местом ударения различают следующие варианты слов: общеупотребительные и профессиональные - добыча-добыча; литературные и диалектные - холодно-холодно; литературный и просторечный - магазин-магазин; нейтральный и разговорный - звонишь-звонишь. Однако, подобные варианты в русском языке встречаются нечасто: русский язык имеет зафиксированное, устойчивое ударение. Знак ударения может употребляться последовательно и выборочно. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. - М.: Эксмо, 2006. - §116.

Последовательное употребление знака ударения принято в следующих текстах особого назначения:

В лингвистических словарях: в неодносложных заголовочных словах, в приводимых грамматических формах;

В неодносложных заголовочных словах большинства энциклопедических словарей;

В текстах для изучающих русский язык как иностранный (используется алфавит из 33 букв - с буквой ё , употребляемой последовательно.)

Выборочно знак ударения употребляется в обычных текстах. «Правилами» рекомендуется использовать его в следующих случаях:

Для предупреждения неправильного опознания слова, например: бомльшая, вимдение, вомроны, временныме, домроги, отремзать, помзднее, помтом, промклятый, рассымпать, стомящий, умже, узнамю, чудном (в отличие от: большамя, видемние, воромны, времменные, доромги, отрезамть, позднеме, потомм, проклямтый, рассыпамть, стоямщий, ужем, узнаюм, чумдно); ср. «Чуднамя» - название рассказа В.Г.Короленко, «Момлодец» - название поэмы М.И.Цветаевой;

Для предупреждения неправильного ударения в недостаточно хорошо известном слове, в том числе в собственном имени, например: гумру, юмкола, Гарсима, Конакрим, Фемрми;

Над буквой е знак ударения может использоваться в целях противопоставления букве ё : для предупреждения неправильного опознания слова, например: всем (в отличие от всё), беремт (в отличие от берёт); для предупреждения ошибочного произношения, например: афемра, гренадемр, дебемлый, Кремз, Олемша (фамилия);

Для различения относительного местоимения чтом и союза что, например: «…Рассказать, что отовсюду, на меня весельем веет, Что не знаю сам, чтом буду, петь, - но только песня зреет…» (А.А.Фет).

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Таблица 1

Логическое ударение

Словесное ударение (или просто ударение)

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне...

произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называетсяударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные.

Знак ударения « м» ставится над гласным ударного слога: стенам, помле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке - на пред последний слог, в чешском языке - на первый слог.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: кумхонный, красимвее, баловамть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: замговор - договомр, начамть - намчал, сиротам - сиромты.

3. Именно ударение может:

Отличать одно слово от другого;

Ср.: амтлас - атламс.

Быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: румки - руким.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высоґкоодарённый, веґчнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музымка уж греметь устала; а сейчас мы произносим - мумзыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным водупроизносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мномй) безударным становится предлог; во втором случае (пом воду) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творомг и твомрог, баржам и бамржа, камфарам и каммфора, комбамйнер и комбайнёр, щепомть и щемпоть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безумдержный, демвичий, занялсям), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безудемржный, девимчий, занямлся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: замнялся, докуммент, магамзин, киломметр, квамртал, амлкоголь, момлодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялсям, докумемнт, магазимн, киломемтр, квартамл, алкогомль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Гвоздинская Л.Г.
зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм).

Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка —мукА, трУсит — трусИт, погруженный на платформу — погружЁнный в воду ) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лис т, но в ботанике: семейство лАвровых ). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ».

Как установлено учёными, бóльшая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка. Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй . Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода : прАвый — прав — прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА .

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма : если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее : сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе ; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАлъна — печАлънее, протИвна — протИвнее . То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах — это формы прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть — сидЕла, стонАть — стонАла, прЯтатъ — прЯтала, начинАть — начинАла . Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли — жилА; ждать — ждал — ждАло — ждАли — ждалА; лить — лил — лИло — лИли — лилА . Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы- , которая принимает ударение на себя: вЫжитъ — вЫжила, вЫлитъ —вЫлила, вЫзвать — вЫзвала .

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла .

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАтъся — началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться — принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь .

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт . Эта традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.

Ударение – это выделение с наибольшей силой одного из компонентов речи (слога в слове – словесное ударение, слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение и др.). Кроме того, ударение помогает различать слова или формы слов, которые одинаково пишутся или произносятся: за´мок – замо´к, ка´пать – копа´ть [капа´т"] и др.

Русское ударение имеет свои отличительные особенности: оно характеризуется подвижностью и разноместностью . Это значит, что ударение в словах в русском языке может перемещаться с одного слога на другой при изменении (нога́ – но́гу, при́нял – приняла́ ), а также принципиально не закреплено в слове за конкретным слогом (например, в польском языке ударение фиксируется на предпоследнем слоге, во французском – на последнем и др.) – пра́вило, а́збука, буржуази́я . Кроме того, на постановку правильного ударения в заимствованных словах часто влияет язык-источник – вспомним хотя бы спор о ма´ркетинге и марке´тинге .

Часто в русских словам мы можем встретить два ударения – основное и побочное . Побочное ударение имеют некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. Как правило, побочное ударение по порядку бывает первым (ближе к началу слова): кля́твопреступле́ние, о́колозе́мный, ви́це-президе́нт.

Также во всех русских словах, где присутствует буква ё , ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные и сложные, составные слова (трёхъя́русный и др.).

Несмотря на знание закономерностей, правильное ударение в словах может стать для нас значительной трудностью. Это зависит от многих причин – наличия исключений и слов для запоминания, влияние другого языка, веяние модных тенденций и проч. Обратите внимание на следующие слова, правильное ударение в которых необходимо запомнить:

апостро´ф, борода´вка, боя´знь, ве´рба, во´лосы, вприся´дку, где´-нибудь, гли´няный, гу´бчатый, де´вятеро, долото´, доска´, звони´т, зло´ба, ика´ть, ка´шлянуть, кирка´ (инструмент), кишка´, коклю´ш, креме´нь, лопу´х, недои´мка, облегчи´ть, обеспе´чение, осо´ка, столя´р, това´рищество, то´рты, у´гли, щаве´ль и др.

Не будем делать ошибки и в таких «проблемных» словах, как сре´дства, катало´г, кварта´л, хода´тайствовать, диспансе´р, зна´мение, подо´шва, берёста, мастерски´, афи´няне, каучу´к, краси´вее, крапи´ва, ку´хонный, свёкла, балова´ть и др.

Полезно будет запомнить и несколько правил: например, у многих глаголов прошедшего времени в женском роде ударение падает на окончание – была´, создала´, начала´, отперла´, приняла´ и др.

Нелишним станет и обращение к словарям, т.к. на современном этапе развития ударения мы все чаще сталкиваемся с явлением вариативности (ма´рке´тинг, кулина´ри´я, пицце´ри´я и др.)

Успехов в нелегком изучении русского языка!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.