Системный подход к сущности психики человека. Методологические принципы и системный подход в инженерной психологии

1. Основные понятия.

2. Принципы системного подхода в психологии. 3. Проблема закона в психологии.

4. Система детерминации поведения и психики.

Литература

1. Б.Ф.Ломов. Методологические и теоретические проблемы психологии. Гл. 2.

2. Диалектика и системный анализ. М., Наука, 1986. Отв. ред. акад. Гвишиани Д.М. Статьи: Гвишиани, Садовского, Уемова, Блауберга с Юдиным.

3. Материалистическая диалектика как научная система, МГУ, 1983, гл. 17 и 18.

4. Диалектическая логика. МГУ, 1986, гл. 5, § 3. Сведение к закону как одно из требований принципа детерминизма.

5. Принцип системности в психологических исследованиях. М., Наука, 1990 г., статьи Ломова и Анцифировой.

6. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. М., Наука, 1972.

7. Пономарев Я.А. Закон в психологии. – В кн. Категории материалистической диалектики в психологии. 1988 г.

1.Основные понятия.

Система – это расчлененные на отдельные относительно самостоятельные и необходимым образом взаимосвязанные элементы, материальное образование, обладающее определенной целостностью . (Материал. диалектика, МГУ, 1983, с. 217).

А.И.Уемов: система, вещь, свойство, отношение (формально-логический подход). Система – это множество объектов, «на которых реализуется заранее определенное отношение к фиксированным свойствам». Система характеризуется:

Надежностью, системные качества - минимальностью,

Стационарностью, - упорядоченностью


В.Г.Афанасьев : система, качество.

Система – совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств , несвойственных отдельно взятым образующим систему компонентам.

М.И.Сетров : система, целое, организация (применение системного подхода к анализу биологических систем, целостность которых проявляется в определенной организации).

«Даже в интуитивном понимании организация отражается в моменте единства целесообразно действующих частей , которые в организованном объекте выступают как органы . Органы же являются таковыми только потому, что они обладают относительновсей организации определенной функцией , их действие функционально и потому целесообразно».

В.Н.Саготовский : система, цель, структура. В системе все структуры работают на одну цель.

В.В.Дружинин, Д.С.Конторов : организационным фактором, определяющим способность системы к целенаправленности , адаптации, самоусовершенствованию и средоформирующей деятельности является наличие внутри системы информационноймодели среды и себя самой – отображение среды исамоотображение. (Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии. 1976. Предисловие Глушкова В.М., с. 5).

Блауберг и Юдин различают:


Исследование системного

(сложноорганизованного)


Системное исследованиеэтого объекта:


объекта:


изучение морфологии, строения организма не требует системных представлений.


описание целостного живого функционирования того же организма. Это требует при-


влечения понятийных средств, обеспечивающих представление организма как множества взаимосвя-занных элементов и подсис-тем, т.е. представление его в виде системы.


Системный, сложный объект – полиструктурное, многоуровневое образование, изучаемое с разных сторон разныминауками , поэтому выделение элементов, частей, подсистем будет осуществляться разными способами. На сложный объект не может быть наложено какое-то единственное представление о целом, исключающее другие представления.

Например, человек может рассматриваться

Как «фабрика» по переработке веществ (биохимия) и

Как субъект системы «человек-мир», как личность (общественные науки, психология).

Понятия «принцип системности », «системный подход », «системный анализ », «системный синтез » выстраиваются в направлении конкретизации.

Принцип системности входит в категориальный состав материалистической диалектики и вместе с другими философскими принципами (например, принципом развития) имеет методологическое значение для системного подхода (высший уровень методологии).

Принцип системности … означает, что явление объективнойдействительности, рассмотренное с позиций закономерностейсистемного целого и взаимодействия составляющих его частей,образует особую гносеологическую призму, или особое«измерение» реальности.

Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 1976, с. 10

Системный подход – общенаучная междисциплинарная системная методологическая концепция, основная задача которой является разработка специально-научных методологических понятий, методов и способов исследования системных объектов (второй уровень методологии). Эту задачу можно конкретизировать след. Образом:

Разработка концептуальных (содержательных и формальных) средств представления исследуемых объектов;

Построение обобщенных моделей систем и моделей разных классов и свойств систем;

Исследование методологических оснований различных теорий систем (биологических, социальных, технических, подходы к построению общей теории систем).

Системный анализ – методология, ориентированная на решение проблем практически-прикладного характера (третий уровень методологии).


Ситуация для системного анализа:

Нет зрелой, полной теории, относящейся к исследуемой ситуации; - сама задача о выделении исследуемой ситуации не

представляется тривиальной;

Цели исследования общи, расплывчаты, недостаточно конкретны; - не только не ясно, как лучше сделать то, что собираемся, но и

вообще неизвестно, как это сделать.

Задачей системного анализа является как построение картиныпроблемной ситуации (аналитическая фаза исследования), так и осознание тех конкретных задач , которые в этой ситуации целесообразно перед собой ставить, и тех действий , которые могут и должны привести к их решению (синтетическая фаза).

Системный синтез – теоретический идеал системного подхода (за системным анализом как конкретизацией идет восхождение к абстрактному в результате системного синтеза).

Системный подход находит конкретизацию в - выделении его аспектов, сторон, этапов,

а описание системного объекта

В формулировании функциональных принципов его организации.

М.С.Каган применительно к исследованию социальных систем выделяет три плоскости исследования, каждая из которых представлена двумя противоположно направленными векторами:

Прогностический Анализ внешнего


Компонентный анализ

Анализ внутреннего функционирования


функционирования

Структурный анализ

Генетический анализ


Все эти векторы хорошо реализуются в исследовании человеческой деятельности как системного функционального объекта.

М.И.Сетров в описании системного биологического объекта выделяет следующие функциональные принципы, в соответствии с которыми происходит становление организации и её сохранение:


Принцип совместимости,

Принцип актуализации функций,

Принцип нейтрализации дисфункций, - принцип сосредоточенности,

Принцип лабилизации функций.

В.К.Калин :

В изучении групповой деятельности (описание системного объекта), в частности группового субъекта деятельности (ГСД), наличие у группы отображения (модели) среды и самоотображения делает основным регуляционным принципом организации ГСД принцип саморегуляции , который в рассмотрении волевого аспекта групповой деятельности конкретизируется в принципе согласованного оптимума . Дальнейшая конкретизация с использованием идей М.И.Сетрова осуществляется в следующих принципах:

Оптимального расхода энергии, -сосредоточения функций

Достаточной актуализации функций, -нейтрализации дисфункций,

Рефлексии характеристик системы.

Этапы системного подхода наиболее четко выделяются теми авторами, которые связывают представление о системе с конечными результатами (основной конечной целью) системы и авторы, занимавшиеся проблемой проектирования систем. (напр. В.Н.Саготовский, Ф.И.Перегудов).Проектировать можно и деятельность.

Можно выделить следующие этапы в проектировании системного объекта:

1. Формулировка (синтез) глобальной цели системы (у А.И.Уемова это концепт системы).

2. Построение дерева целей (декомпозиция глобальной цели). 3. Описание функций, т.е. дается ответ на вопрос: как должна

вести себя система, чтобы достигнуть цели (целей)?

4. Разработка конструкции системы под функциональную структуру.

5. Анализ внешних условий, действующих на входы системы, а также выступающие как ограничители на функционирование системы. Окончательная «подгонка» всех сторон системы под набор условий.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Системный подход.
Рубрика (тематическая категория) Психология

В корне лежит исследование объектов как системы. Ориентирован на раскрытие целостности объектов и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Система - ϶ᴛᴏ совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг к другу, которые образует определœенное целостное единство, новые качества по сравнению с теми же элементами, но не включенные в систему. Подход разрабатывается в тектологии А.А. Богданова, в работах Вернадского, в праксиологии Т. Хонтарбиньского. Была разработана общая теория систем Л. фон Берталанфи, Н. Винœера. А.И. Уемов.

Система – совокупность элементов, образующих определœенную целостность, которая обладает общими свойствами, несводимыми к сумме свойств ее элементов.

Понятие системы включает в себя принципы:

1) Принцип целостности – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого.

2) Структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, ᴛ.ᴇ. сети связей, отношений системы, обусловленности поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, но и свойствами ее структуры. То есть при выпадении какого-либо элемента система перестает существовать, а то, что осталось - ϶ᴛᴏ уже новая система.

3) Взаимозависимость системы и среды – система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой, являясь при этом ведущим и активным компонентом взаимодействия

4) Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться в свою очередь как система, а исследуемая в данном случае система может рассматриваться как один из компонентов более сложной системы. Каждый элемент, свойство системы зависят от его места͵ функции внутри целого

5) Принцип множественности описаний системы – в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества.. моделœей, каждая из которых описывает лишь определœенный аспект системы

Важнейшая особенность систем – передача в них информации и наличие процессов управления. К наиболее сложным относятся целœенаправленные системы и самоорганизующиеся системы (способные менять свою структуру в процессе функционирования). Таким образом в любой системе можно выделить два аспекта:

1) Статическая структура – кол-во, состав, порядок расположения элементов и их иерархия. Она придает единство, упорядоченность взаимодействий всœех элементов, что и обеспечивает целостность системы

2) Динамическая организация – определяет взаимодействие элементов системы и предполагает процесс, протяженность существования системы во времени. Система в статичном состоянии до некоторого предела – почти полная абстракция, то есть динамика присутствует всœегда

Системные свойства, необходимые для определœения объекта как системы:

1) Организованность – отражает уровень организации системы, определяет, на каком объекте система сосредотачивает свои действия и ресурсы, какие свойства в системе станут дополнительными с точки зрения целœей данной системы, а какие основными. Оценить организ-ть можно по параметрам надежности, результативности

2) Целостность – способность сохранять свою качественную специфичность в изменяющихся условиях среды. Осуществляется за счёт интеграции ее элементов. Благодаря интегрированности появляются свойства и качества системы: активность, устойчивость, связность, иерархичность, коррелятивность, цикличность во внутренних процессах системы, наличие внешней границы, отделяющей систему от среды.

3) Сложность – количественное и качественное разнообразие, различие элементов системы

4) Функциональная анизотропность – разные элементы или подсистемы в системе не равнозначны по функциям, по направлению действий, обладают различной сопротивляемостью к воздействиям среды и имеют различный потенциал для развития

5) Инерционность – способность системы сохранять свое состояние и оказывать определœенное сопротивление факторам, которые, воздействуя на систему, могли бы ее изменить. Проявляется в двух формах: запаздывание реакции на воздействие и изменение в системе во время перехода от одного состояния системы к другому.

Системный анализ – совокупность методологических средств…

Часто употребляется как системный подход. В узком смысле сист анализ – инструмент системного подхода. Применение сист анализа особо эффективно в тех областях, где постоянно происходит смена условий и велик элемент неопределœенности.

Процедуры и методы направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблем, выявление масштабов неопределœенности по каждому из вариантов и их сопоставление по различным критериям эффективности.

Важнейшие принципы системного анализа:

1) Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целœей

2) Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять всœе последствия и взаимосвязи каждого частного решения

3) Необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целœей

4) Цели отдельных подразделœений не должны вступать в конфликт с целями всœей программы

Центральной процедурой в системном анализе является построение сист модели, отображающей всœе факторы и взаимосвязи в реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решений. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата в ходе применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому. Учитывается кол-во затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям.

Метасистемный подход не ограничивается рассмотрением явления как отдельной системы. Он предполагает анализ тех систем, рядоположных с рассматриваемой или выше ее по уровню, во взаимодействиях с которыми находится изучаемая система. Согласно этому подходу можно выделить след уровни рассмотрения явлений:

1) Элементный – исключает самые простые составные элементы системы, которые не имеют качественного разнообразия и бывают в любой системе

2) Компонентный – компоненты состоят из элементов, обладают специфичными качествами данной системы

3) Субсистемный – компоненты объединяются в субсистемы как составные части системы, они могут становиться самостоятельными системами, обладают качественной специфичностью, функциональной соотнесенностью; за счёт этого изменений на этом уровне происходит трансформация всœей системы в целом

4) Системный - -//-

5) Метасистемный – входят системы, рядоположные с рассматриваемой или выше ее по уровню; между этими системами происходит взаимодействие и взаимовлияние.

Пример: анализ научной деятельности с точки зрения этого подхода:

1) Операции – открыть книгу, включить компьютер, нажимать клавиши

2) Действия – печать, письмо

3) Инфрадеятельностный – последовательность сложных действий: составление плана, поиск информации, подготовка и проведение эксперимента и т.д.

4) Вся деятельность – научная деят-ть с ее спецификой

5) Другие деятельности, которые осуществляют другие субъекты

Метасистемный анализ предусматривает реализацию 5 этапов:

1) Метасистемный или антологический – предполагает обоснование существования системы в контексте ее взаимодействия и включенности в системы более высокого порядка

2) Метастрктурный или содержательный – анализ и раскрытие содержания самой системы, ее компонентов

3) Функциональный – анализ функций каждого элемента системы и функций подсистемы

4) Генетический – рассмотрение того, как происходит становление, развитие системы, анализ ее динамического компонента

5) Интегративный – создание определœенной матрицы, где относительно каждого компонента системы расписаны всœе этапы его становления, изменение его функциональной нагрузки и его взаимодействие с метасистемами

Принципы системного подхода в психологии – Ломов.

На данный момент понятийный аппарат психологии включает в себя как специальные научные понятия, так и понятия, совпадающие по звучанию с житейскими, но отличающиеся по содержанию.

К примеру: деятельность, чувства и т.д.

Психология имеет очень разветвленный понятийный терминологический аппарат. По этой причине в методологии встают проблемы: очень четкого содержательного определœения понятий, разведения житейских и научных понятий и определœения крайне важно сти введения новых понятий, придания статуса общепсихологической категории ряду понятий.

Определœение (дефиниция) - ϶ᴛᴏ логическая операция установления смысла терминов.

Позволяет сформулировать значение принципиально нового содержания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вводиться в науку. Определœение раскрывает содержание понятия. Раскрыть содержание понятия – значит перечислить его существенные признаки, то есть признаки необходимые и достаточные для отличения данного предмета от сходных с ним. С психологической точки зрения постановка определœений может рассматриваться как врожденная и неосознаваемая функция человеческого мышления.

Виды определœений:

1) Астенсивные – формир-ся в рез-те чувственных восприятий. Οʜᴎ дают значение терминов, указывают на предмет или группу предметов, которые данный термин обозначает. Данные определœения бывают крайне не точны.

2) Вербальные - явл-ся более точными, поскольку даются не через указания на отдельные предметы, а через указания отличительного признака этих предметов. Призвано полностью отражать смысл термина, понятия, обозначающего некоторый предмет. Это достигается через указание смысла других терминов, уже известных.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, астенсивное определœение дает значение терминам, а вербальное раскрывает его смысл. Наука имеет дело с абстрактными объектами, с идеализациями, в которых почти полностью отсутствует реальность. В реальности мы находим только конкретизации идеализации, то есть наука работает с вербальными определœениями.

Классификация определœений.

Неявные – носят круговой характер.
Размещено на реф.рф
На место определœения подставляется контекст или набор аксиом. То есть исходные термины определяются друг через друга.
Явные – то, что определяется, совпадает с тем, посредством чего оно определяется. Между ними устанавливаются отношения равенства. Определœение дается через родовой признак, который указывает на тот круг предметов, из числа которых нужно выделить определяемый предмет. Аксиоматические – явл-ся фундаментальными, не содержат круга, но и не подлежат проверке. Частный случай явного определœения. В психологии их нет.
Номинальные – посредством их в язык вводятся новые знаковые выражения и термины, обозначающие понятия и уточняющие существующие Реальные – посредством их происходит спецификация объектов, они отображают существенные признаки, св-ва и хар-ки объектов с целью формир-ия отличий от др объектов Классификац-ые – образуются путем указания на область предметов по родовому признаку и специфические отличия по видовым признакам; иногда указываются классы, к которым определяемый предмет не принадлежит. Генетические – указывает на процесс формир-ия предмета͵ подлежащего определœению; данный способ должен быть специфичен, характерен только данному предмету и никакому другому. Контекстуальное - наиболее близко к экстенсивному определœению, позволяет понять незнакомое слово через контекст. Контекст в шир значении – условие употребления данной языковой единицы в речи.

Методологически грамотные определœения.

Критерии:

1) Полнота – всœе объекты определяемого класса подпадают под это определœение и только они

2) Функциональность – определœение применимо в данной научной и предметной области и адекватно поставленным в исследовании и практике задачам.

3) Плодотворность (креативность, эвристичность) – позволяет логическим путем из данного определœения вывести новые св-ва изучаемого объекта.

Процесс построения определœения состоит из нескольких этапов, на каждом из которых требуется решение определœенных задач. Как правило, в первую очередь определяют родовое понятие определœения, то есть что-то, что включает в себя определœение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ хотим дать. Далее определят его видовую специфичность: описание хар-ик объекта͵ которые отличают наш объект в сравнении с др объектами того же вида.

Конкретизация понятия предполагает … ближайшего понятия и отличительных признаков по сравнению с др определœениями др понятий.

Методологический этап – пояснение смысла терминов, указание правил определœения его …

Проверка определœения – подведение под определœение различных предметов, то есть распознавание у них признаков, достаточных для отнесения их к данному понятию.

Выведение следствий – процесс, обратный подведению под определœение. Когда уже понятно, что объект к этому классу относится, то решается обратная задача – поиск у предмета тех существенных признаков, которыми он должен обязательно обладать, в случае если относится к данному определœению.

Основные методологические проблемы психологии

Проблемы делятся на несколько групп исходя из того, каким объёмом знаний они обладают:

1) Знание о знании: какую теорию или подход выбрать при исследовании напр.; проблема, как справится с имеющимися знаниями, как их систематизировать, как организовать и использовать

2) Знание о незнании: проблемная ситуация, выявление незнаемого (то, что мы не знаем, - существует), выбор методов исследования и их обоснование, выбор способов форм интерпретации

3) Незнание о незнании: не знаем о существовании чего-либо, это допроблемная ситуация, из которой произрастает предпроблемная ситуация, когда в поле зрения исследователœей попадают некие странные феномены, о которых сразу нельзя сказать, реальны они или нереальны, ставят ли они новую научную проблему или это очередная псевдопроблема

Психологическая наука чаще всœего работает с проблемами первых двух групп. По уровню и содержанию эти проблемы можно разделить на три вида:

1) Метапсихологические проблемы (онтологические, фундаментальные, философские, методологические) – они вызваны сущностью самой науки, ее предметов; они вставали на протяжении всœего периода развития психологии, начинали разрабатываться в донаучный период. Их решение требует привлечения других наук. Эти проблемы при определœенных условиях могут приобретать статус общенаучных. В этом разделœе три проблемы:

· Психофизическая – каково место психики в материальном мире

· Психофизиологическая – как соотносятся соматические, нервные, гуморальные процессы и сознательные и бессознательные психические процессы

· Психогностическая – соотношения восприятий, представлений и реальных свойств отдельных вещей, то есть насколько адекватно психика отражает реальность и насколько вообще психика познаваема

2) Внутренние эмпирические и … проблемы, их появление связано с логикой и содержанием развития психологической науки, с открытиями в психологии и других науках, с запросами в практике, сменой общей социальной, культурной, политической и научной ситуации в стране и в мире. Таких проблем очень много, в их выделœении у психологов нет единства, трудно определить приоритет таких проблем и их значимость. При определœенных условиях данные проблемы могут переходить в разряд фундаментальных

3) Проблемы общества, людей, которые бывают решены с помощью психологии. Это проблемы вне науки, но наука может помочь их решить, применив весь арсенал средств и знаний. Как правило, эти проблемы решает прикладная психология

Психофизическая проблема.

Плюрализм. Существовал в древности. Теория Гиппократа носит остатки плюрализма. В восточной философии он также присутствует.

До научной революции душа понималась как движущее начало жизнедеятельности. После за счёт трудов Ньютона и др.
Размещено на реф.рф
пришла механистическая картина мира. Эти вопросы стимулировали интерес к психофизической проблеме.

Представление телœесного и духовного в глобальных космических масштабах. Поиск некой мировой души. Идеи психофизического параллелизма развивались в трудах Мольбранша, идея о монизме – в трудах Гартли.

В 19 в были открыты законы сохранения вещества и энергии, которые были признаны фундаментальными. Эти законы перестали учитывать сознание в психической картинœе мира, а следовательно и его влияние на физический мир.
Размещено на реф.рф
Психология приобрела возможность стать самостоятельной наукой.

Современные открытия в физике, особенно в квантовой, ядерной, всё ближе приводят нас к идее общности, универсальности как психических, так и физических явлений.

Психофизиологическая проблема.

Стала разрабатываться давно в теоретическом и прикладном плане. Эта проблема разрабатывалась в медицинœе: влияет ли как-то душевное состояние на болезнь и болезнь на душевное состояние.

Взаимосвязь между телом и психикой была выявлена очень давно. Первое объяснение такого взаимодействия связано с понятием пневмы – тончайшего вещества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ носилось по сосудам и было носителœем психики.

Проблема поиска органа души.

Аристотель вводит понятие общего чувствилища, некого органа, где живет душа.

Другой аспект проблемы: каковы соотношения между качеством ощущений и особенностями вызывающего его внешнего материального источника (ʼʼможем ли мы видеть руками?ʼʼ).

Психофизиологич проблема решалась также как и психофизическая – монизм, дуализм (параллелизм и взаимод-е).

Проблема соотношения сознательного и бессознательного рефлекторного поведения.

Проблема первичности.

Концепция локализационизма (Белл) и концепция анатомического начала (Галль).

Принципиально иной подход к решению проблемы появился с работами Сеченова – вводит понятие нейродинамики, процессов возбуждения и торможения. Это сильно изменило представление о физиологической базе психики. Далее Павлов вводит первую и вторую сигнальную систему.

Значит. вклад вносят также культурно-историческая теория Выготского и работы Лурия. Появились идеи о промежуточном третьем элементе, связующим между психическим и физиологическим. У Выготского - ϶ᴛᴏ знак. Лурия развил его идею и выделил элемент – информация.

Психогностическая проблема.

Имеет много аспектов. Причиной появления проблемы явл-ся.. В человеке своего апогея достигает поисковый инстинкт. Он трансформируется в особую область деятельности – вначале познавательная деят-ть, потом научная деят-ть.

Первоначально в фокусе внимания этой проблемы находились познавательные процессы и их продукты.

Два направления решения из античности: эмпиризм и рационализм.

Вопрос о формах и методах познания, которые бы обеспечили истинность, неискаженность данных об окружающем мире. В русле данной проблемы рождались новые научные методы.

Декарт предлагает гипотетико-дедуктивный метод. Ф. Бэкон предложил метод индукции.

Проблема рефлексии, а именно рефлексии второго порядка и возможности самопознания – а можем ли мы познавать сами себя? Сделать предметом изучения собственную психику?

Еще один аспект проблемы – субъективизм знаний. Какова роль познающего субъекта в их искажении? На данный момент не существует методов, способных исключить субъекта из изучения.

Интропсихологические проблемы.

Размывание, популяризаторство психологических знаний и психологии, разделœение на теоретическую и прикладную – схизис. Проблема сохранения методологической и теоретической идентичности. В наст время от психологии ждут решения всœех проблем – политических, экономических, социальных и т.д.

Проблема когерентности – останется ли психология единой наукой или распадется на несколько отдельных?

Проблема этики психолога, ᴛ.ᴇ. личного профессионального самосознания.

Экстрапсихологические проблемы

Проблемы практики. Напр.
Размещено на реф.рф
– проблема управления массовым сознанием, повышение психологической культуры поведения, предоставление эффективных средств психологической защиты, поиск новых способов обучения.

Системный подход. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Системный подход." 2017, 2018.

Для успешного решения перечисленных задач в инженерной психологии разработан ряд методологичес­ких принципов. Выполнение их на практике способству­ет повышению результативности инженерно-психоло­гических исследований и разработок. Основными из этих принципов являются следующие.

Принцип гуманизации труда. При решении важ­нейших практических вопросов, в том числе и таких, как повышение производительности, качества и эффек­тивности труда, отечественная инженерная психоло­гия исходит прежде всего из требований, предъявляе­мых человеком к технике и организации труда, из его возможностей и особенностей деятельности. Принцип гуманизации подчеркивает также ведущую, творчес­кую роль человека в процессе труда. Противоположным ему является принцип симпфликации (упрощения), широко распространенный в зарубежной инженерной психологии. При реализации этого принципа стремят­ся к максимальному упрощению деятельности челове­ка, из нее выхолащиваются все творческие элементы, а сам человек низводится до придатка машины, оста­ваясь исполнителем лишь механических действий и движений.

Принцип активного оператора. В общем случае активность человека определена его человеческой при­родой, тем, что человек в процессе работы обязательно имеет в виду конечную цель своих взаимодействий с машиной; тем, что он не просто перерабатывает инфор­мацию, принимает решение, манипулирует органами управления, но обязательно действует, имеет свое лич­ное отношение к выполняемым действиям, активно стре­мится к цели. Поэтому согласно принципу активного оператора при определении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы он не был просто придатком машины, а осуществлял активные функции. Это вызвано тем, что при пассивной позиции оператора его переход к актив­ным действиям требует значительной затраты сил, од­нако эффективность его работы при этом может ока­заться невысокой. При активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его психофизиологические затраты оказываются меньшими. Необходимо уже на стадии проектирования СЧМ определить характер будущей деятельности, ее психологическую структуру, функции и уровень активности оператора. Из этого вытекает следующий принцип, который может быть определен как принцип проектирования деятельности.

Принцип проектирования деятельности. Вопрос о проектировании деятельности был поставлен в 1967г. . Проект деятельности должен выступать как осно­ва решения всех остальных задач построения СЧМ. Точно так же, как при разработке СЧМ проектируются технические устройства, необходимо спроектировать деятельность человека, который будет пользоваться этими устройствами. Более того, сами эти устройства, используемые в СЧМ (системы отображения инфор­мации, коммуникации, ввода информации в машину и т. п.), должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей деятельности человека-оператора. Их нельзя рассматривать сами по себе, безотносительно к человеку. К техническим устройствам нужно подходить как к средствам сознательной деятельности человека.


Принцип последовательности. Согласно ему вы­полнение инженерно-психологических требований не должно представлять собой одноразовое мероприятие по созданию проекта деятельности оператора, а долж­но быть обеспечено на всех этапах существования СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. Иными словами, проект деятельности оператора дол­жен явиться не только основой построения СЧМ, но и основой для ее правильного применения по назначению, включая такие вопросы, как обучение и трени­ровки операторов, организация их труда, контроль и оценка результатов их деятельности и т. п. Реализация на практике принципа последовательности позволяет разработать и внедрить единую систему инженерно-психологического обеспечения СЧМ на всех этапах ее существования.

Принцип комплексности. Реализация этого прин­ципа означает необходимость развития междисципли­нарных связей инженерной психологии, взаимодей­ствия ее с другими науками о человеке и технике. Этот принцип опирается на идеи Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева и других о комплексном изучении человека и человеческого фактора . Подчеркивая ведущее, пер­востепенное значение психологической проблематики, необходимо иметь в виду, что только ею не исчерпыва­ются все «человеческие» проблемы, возникающие при анализе, изучении и оптимизации СЧМ. В связи с этим возникает потребность тщательного изучения не толь­ко информационного взаимодействия, но и других ас­пектов функционирования систем «человек - маши­на», в частности антропометрических, гигиенических, физиологических и т. п.

Основой для практической реализации рассмот­ренных принципов является применение системного подхода. Сущность такого подхода для анализа различ­ных явлений в природе и обществе раскрыта в работе В.П.Кузьмина .

Весьма актуально применение системного подхода к изучению систем «человек - машина». Дело в том, что человек-оператор, будучи сам специфической сложной системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвя­зями между ними. Основные черты системного подхо­да применительно к инженерно-психологическим яв­лениям и процессам сводятся к следующему .

Во-первых, с позиций системного подхода пси­хические явления следует рассматривать как много­мерную и многоуровневую систему. Многомерность проявляется в том, что при изучении психических про­цессов необходимо в совокупности рассматривать их различные характеристики: информационные, опера­ционные, мотивационные и т. п. Причем каждая из этих характеристик может быть рассмотрена на различных уровнях их изучения. Так, например, процесс приня­тия решения оператором может рассматриваться с разных сторон: и как нейрофизиологический акт, и как некоторое действие, и как сложный в психическом отношении творческий процесс, и как социально-пси­хологическое образование со своими параметрами. При этом структура и механизмы принятия решения будут различными на разных уровнях психической регуля­ции деятельности.

Во-вторых, при изучении психических свойств человека нужно учитывать множественность тех отношений, в которых он существует. Это обусловливает разнопорядковость его свойств. Поэтому важной зада­чей является определение того, какие свойства чело­века, в каких случаях и каким образом нужно учиты­вать при проектировании и эксплуатации СЧМ. Для этого нужна разработка многомерной классификации свойств человека. Природные свойства нервной сис­темы, способности, черты характера, мотивация и го­товность к деятельности - все это свойства разного порядка. И, очевидно, их следует учитывать по-разно­му при решении различных задач оптимизации систем «человек - машина».

Например, считается (и это в общем верно), что надежность человека в СЧМ в значительной мере оп­ределяется уровнем его тренированности. Однако В.Д. Небылицин , уделивший очень много внима­ния изучению свойств нервной системы и индивиду­альных различий между людьми, показал, что в слож­ных ситуациях, опасных для жизни, иногда берут верх природные свойства человека, определяемые свойства­ми его нервной системы. Как видим, в зависимости от обстоятельств, даже при решении одной и той же за­дачи (оценка надежности деятельности человека в СЧМ) приходится принимать во внимание различные свойства человека.

В-третьих, система психических свойств человека не является чем-то застывшим и неизменным. Систем­ный подход требует рассматривать психику человека в динамике, в развитии. Это положение имеет большое значение для инженерной психологии. Определяя, например, требования к системе отображения инфор­мации, конструктор может исходить из некоторой экс­периментально проверенной схемы, характеризующей структуру операции приема информации человеком. Но в ходе обучения, тренировки и приобретения про­фессионального опыта эта структура может изменить­ся. Поэтому то, что было сделано на основе первона­чальных рекомендаций, может оказаться впоследствии уже не самым лучшим вариантом.

Учет данного положения возможен путем создания адаптивных систем, причем таких, в которых адапта­ция (приспособление к новым, изменившимся услови­ям) осуществляется с помощью технических устройств. Некоторый опыт в этом направлении уже есть. К ним относятся системы со сменными или развиваю­щимися мнемосхемами ; системы, в которых вы­числительная машина как бы прослеживает стратегию деятельности человека и в зависимости от этой стра­тегии осуществляет селекцию информации, передава­емой человеку ; системы с применением логичес­кого фильтра - преобразователя, включаемого между объектом управления и оператором, через который информация в преобразованной адекватной для вос­приятия форме поступает к оператору. Настройка фильтра - преобразователя осуществляется в зависи­мости от состояния человека-оператора .

Наконец, в-четвертых, из системного подхода вы­текает необходимость иного (по сравнению с часто встречающимся) понимания детерминизма (причинной обусловленности) психических процессов. Очень час­то при анализе психических явлений причины и след­ствия представляются в виде одномерной цепочки. Следовательно, понятие детерминизма в этом случае отождествляется с той его формой, в которой он суще­ствует в классической механике, где речь идет о де­терминизме линейного, «жесткого» типа. Такое пони­мание детерминизма мало пригодно для инженерной психологии. Как отмечал Л.С. Рубинштейн, то или иное воздействие на человека вызывает какой-либо эффект не прямо и непосредственно: этот эффект опосредству­ется внутренними условиями, всем психическим скла­дом человеческой личности . В детерминистичес­ком анализе психических явлений важное значение имеет введенное П.К. Анохиным понятие «системооб­разующий фактор». Он выступает в роли фактора, организующего всю систему процессов, включенных в тот или иной акт. Так, в деятельности оператора та­ким системообразующим фактором является цель, орга­низующая всю систему психических процессов и со­стояний, включенных в эту деятельность.

Примером реализации рассмотренных принципов системного подхода является концепция включения, разработанная А.А. Крыловым . Теоретическим обоснованием и экспериментальным исследованием он показал, что новые сигналы не блокируются на «вхо­де» оператора, а ведут к гибкой перестройке инфор­мационного процесса в мозгу оператора. «Новый» процесс, включаясь в систему протекающих психоло­гических процессов, приводит к перестройке ее в но­вую систему. После перестройки изменяется характер протекания психических процессов. На основе концеп­ции включения предложена система частных принци­пов организации информационных процессов приме­нительно к деятельности оператора.

Реализация рассмотренных принципов позволяет решить основную задачу инженерной психологии, направленную на гуманизацию труда и оптимизацию деятельности человека-оператора. Однако решение этой задачи не является самоцелью, оно должно спо­собствовать решению основной народнохозяйственной задачи - повышению эффективности общественного производства. На основании этого могут быть сформу­лированы условия проведения инженерно-психологи­ческих разработок и внедрения их в жизнь. Суть их заключается в следующем.

1. Конечным, выходным результатом инженерно-пси­хологических разработок должно быть получение и оптимизация обобщенных показателей деятель­ности оператора и системы «человек - машина», и прежде всего таких, как эффективность, надеж­ность, точность, быстродействие и др. При этом следует иметь в виду, что стабильные и высокие значения этих показателей не могут быть обеспе­чены без создания оптимальных условий деятель­ности оператора.

2. Получение и оптимизация требуемых показателей деятельности оператора и СЧМ должны осуществ­ляться уже на этапе проектирования, поскольку возможности их оптимизации и корректировки в процессе эксплуатации крайне ограничены. Поэто­му по своему характеру инженерная психология должна быть прежде всего проективной.

3. В процессе разработки на основе проекта деятельно­сти человека должны быть обеспечены требуемые значения показателей функционирования СЧМ (так называемые потенциальные значения). Учет инженерно-психологических требований в ходе эксплуатации СЧМ позволяет поддерживать ее реальные характе­ристики на уровне, близком к потенциальному.

Нетрудно видеть, что первое условие определяет конечный результат инженерно-психологических раз­работок, второе показывает, когда этот результат дол­жен быть обеспечен, а третье определяет способ его получения. Только при таком подходе к проведению инженерно-психологических исследований и разрабо­ток может быть обеспечено создание высокоэффектив­ных систем «человек - машина» за счет всесторонне­го учета человеческого фактора при их проектировании, производстве и эксплуатации.

32. Комплексный и системный подходы в отечественной психологии

Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве системных объектов рассматриваются объекты природы (неорганической или органической), человек, общество, материальные и идеальные явления. Методолог Э.Г.Юдин отмечал, что специфика системного исследования определяется выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения, новой ориентацией всего исследования. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта. Системный подход характеризуется следующими особенностями:

Описание элементов целостной системы не имеет самостоятельного значения; каждый элемент описывается не как таковой, а с учетом его места в структуре целого.

Один и тот же объект выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения.

Исследование системного объекта неотделимо от изучения условий его существования.

Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого.

В системном исследовании недостаточны лишь причинные объяснения функционирования объекта; для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая черта их поведения.

Источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе; она является самоорганизующейся системой.

Возможности реализации системного подхода в психологии обсуждал Б.Ф.Ломов. Он сформулировал общие требования к системному анализу психических явлений:

Психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах измерения.

Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая, строиться иерархически.

При описании психических свойств человека необходимо иметь в виду множественность тех отношений, в которых он существует, т.е. представлять разнопорядковость его свойств.

Многомерность и многуровневость психических явлений с необходимостью предполагают систему их детерминант.

Психические явления должны изучаться в развитии; в ходе развития происходит изменение его детерминант, смена системных оснований.

33. Психология установки

Человек воспринимает либо прямое воздействие со стороны процессов самой действительности, либо воздействие словесных символов, представляющих эти процессы в специфической форме. Если поведение животного определяется лишь воздействием актуальной действительности, то человек не всегда подчиняется непосредственно этой действительности; большей частью он реагирует на ее явления лишь после того, как он преломил их в своем сознании, лишь после того. Как он осмыслил их. Само собой разумеется, это очень существенная особенность человека, на которой, быть может, базируется все его преимущество перед другими живыми существами.

Согласно всему тому, что мы уже знаем относительно человека, естественно приходит в голову мысль о той роли, которую может играть в этом случае его установка.

Если верно, что в основе нашего поведения, развивающегося в условиях непосредственного воздействия окружающей нас среды, лежит установка, то может возникнуть вопрос. Что же происходит с ней в другом плане – плане вербальной, репрезентированной в словах действительности? Играет ли и здесь какую-либо роль наша установка или эта сфера нашей деятельности построена на совершенно иных основаниях?

При повторном выступлении той или аналогичной задачи, в объективации нет более нужды и она разрешается на базе соответствующей установки. Раз найденная установка может пробуждаться к жизни и непосредственно, помимо впервые опосредовавшей ее объективации. Так растет и развивает объем установочных состояний человека: в него включаются не только непосредственно возникающие установки, но и те, которые когда-то раньше были опосредованы актами объективации.

Круг установок человека не замыкается такого рода установками – установками, опосредованными случаями объективации и возникшими на ее основе собственными актами мышления и воли. Сюда нужно отнести и те установки, которые впервые когда-то были построены на базе объективации других, например, творчески установленных субъектов, но затем они перешли в достояние людей в виде готовых формул, не требующих более непосредственного участия процессов объективации. Опыт и образование, например, являются дальнейшими источниками такого же рода формул. Им посвящается специальный период в жизни человека – школьный период, захватывающий все более и более значительный отрезок времени нашей жизни. Но обогащение такого же рода сложными установками продолжается и в дальнейшем – опыт и знание человека беспрерывно растут и расширяются.

34. Теория планомерного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий – П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др. В ее основе лежат следующие положения. Знания, умения и навыки не могут быть усвоены без деятельности человека.

В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане, средствах выполняемых или предстоящих действий. Причем, чтобы безошибочно эти действия осуществить ему необходимо сосредоточить свое внимание на наиболее важном в деятельности, чтобы желаемое не выпустить из-под контроля. Следовательно, обучение должно строиться в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения должен состоять из следующих этапов:

На первом этапе складывается отношение обучаемых к целям и задача предстоящего действия, к содержаний) материала, а также выделяются системы ориентиров и указаний, учет которых необходим, для выполнения действий.

На втором этапе обучаемые производят требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действий, в частности - на схему ориентировочной основы действия.

На следующем этапе в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость использовать ориентировочную схему. Ее обобщенное и сокращенное содержание выражается в речи (проговаривание осуществляемых действий вслух).

На пятом этапе постепенно исчезает звуковая сторона речи - действия формируются во внешней речи «про себя».

Данная теория позволяет сокращать время формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения действий; достигать высокой автоматизации выполняемых действий; обеспечить контроль качества как всего действия и его отдельных операций. Однако создание конкретных образцов действий (подробные схемы ориентировочных основ их выполнения) представляется не всегда простым, а формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий иногда происходит в ущерб их творческому развитию.


Список литературы

1. Адлер А. Психология развития. – М.: Школьная пресса, 2000.

2. Дюркгейм Э. Социология образования. - М.: Просвещение,1996.

3. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С.41-44.

4. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.

5. Романова И.А. Психология и педагогика. – М.: Экзамен, 2006.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Основы психологической антропологии. – М.: Школьная пресса, 2000.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

8. Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – Л.: Наука, 1990.

9. Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблемы объективации. // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1997.

10. Франкл В. Логотерапия. – СПб.: Речь, 2002.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

12. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

13. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – М.: Педагогика, 2001.


Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-47.

Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – Л.: Наука, 1990.

Дюркгейм Э. Социология образования. - М.: Просвещение,1996. - с.55-56.

Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Основы психологической антропологии. – М.: Школьная пресса, 2000. – с.-62-63.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. – М.: Педагогика, 2001.

Альфред Адлер // Психология развития. – М.: Школьная пресса, 2000. – С – 120 – 156.

Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005. – с.-15.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - с.-28.

Франкл В. Логотерапия. – СПб.: Речь, 2002.

Психологии, богатый передовыми философскими и научными традициями, с которыми связаны грандиозные успехи отечественной психологической науки, все более и более привлекает внимание ученых зарубежных стран. Преобладание моноцентрического подхода, т.е. освещения истории психологии в какой-либо отдельно взятой стране, безотносительно к истории развития психологии в других странах, является общей...

Применить к истории психологии концепцию развития науки Т. Куна, использовать другие достижения в области философии науки. История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики...

В мучительных поисках истины) человеческому уму. Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно – деятельность людей, занятых познанием психического мира. Научная деятельность в трех аспектах. Эта деятельность совершается в системе трех...

Принцип системности (Б.Ф.Ломов)

Система есть совокупность взаимосвязанных объектов, образующих определённую целостность, в которой в результате их взаимодействия возникают новые, интегративные свойства, отсутствующие в этих объектах. Человек является сложнейшей из известных науке систем, обладающей уникальными характеристиками и разнообразными качествами. Он одновременно является существом физическим, биологическим и социальным. В связи с этим, все психические явления должны изучаться в единстве с физическими, биологическими и социальными явлениями (но не сводиться к ним).

Системный подход предполагает, что изучение всех этих качеств должно происходить не отдельно, а в системе, быть направленным на понимание взаимосвязи и взаимовлияния всех составляющих.

Системный подход предполагает рассмотрение всех психических явлений в нескольких планах:

1) как некоторой качественной единицы, как системы, имеющей свои специфические закономерности (выявление и изучение психических процессов);

2) как части своей видо-родовой макроструктуры, закономерностям которой она подчиняется (изучение психики в контексте всех других форм отражения);

3) в плане микросистем, закономерностям которых оно также подчиняется (изучение биофизических и биохимических процессов);

4) в плане его внешних взаимодействий (изучение психики в связи с условиями её формирования и развития, т.е. в контексте жизнедеятельности человека).

Методологические основы современной психологии

К общей теории, или методологическим основам науки относят такие понятия:

· парадигма

· принцип

Парадигма (гр. paradeigma – пример, образец) принятая определенным научным сообществом теоретико-методологическая структура, которая определяет способ постановки и решения исследовательских задач

Наличие парадигмы - методологическая основа единства научного содружества (школы, направления), которая значительно облегчает профессиональную коммуникацию. Парадигма имеет приоритет перед другими средствами регуляции научной деятельности и соединяет логически-атомарные компоненты (законы, стандарты, правила) и совокупную научную деятельность в единую функционирующую целостность.

В последние годы в отечественной психологии все больше распространяется гуманитарная парадигма как общий подход к человеку и исследовательская стратегия в отдельных отраслях психологии, в отличие от природно-научной парадигмы, которая доминировала раньше. Специфика гуманитарного знания состоит в том, что:
1) Объектом изучения в гуманитарных науках являются духовные и культурные феномены, т.е. феномены, так или иначе связанные с человеком и обществом, и выраженные с помощью текстов.
2) Непосредственным предметом гуманитарного познания является постижение (интерпретация) глубинного содержания текста.
3) Объект и предмет гуманитарного знания обусловливает ряд специфических черт последнего:
а) аксиологичность: ценности исследователя определяют содержание интерпретационных схем
б) рефлексивность: полученные путем исследования результаты могут изменять поведение объекта исследования
в) интенция исследователя на понимание того, что допускается диалог, столкновение, конфликт двух активных субъектов- исследователя и испытуемого
г) субъективность или субъективированная форма результатов
д) принципиальная невозможность извлечения текстов из мира культуры, вне которого они теряют свою значимость
е) необходимость установления отношений с объектом
ж) исследование единичных, уникальных и неповторимых объектов
4) Исходя из специфики гуманитарного знания, из того, что содержание текста скрыто от исследователя, на первое место выходят интерпретационные методы исследования.
Методы гуманитарной психологии - методы описания и понимания природы человека: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, беседа, клиническое обследование, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоаналитический метод.

Парадигма это:
образец для исследования,
какие проблемы и как их исследовать,
ставить исследовательские задачи и решать их.
(например: естественно научная парадигма - масса, исследование реакции. Гуманитарная парадигма - каждый человек уникален, исследовать - ценности, смысл жизни, уникальный единичный случай)

Парадигма - что я буду исследовать и какими методами.

Категории наиболее общие понятия, которые отражают свойства и закономерности явлений объективной реальности и определяют характер научно-теоретического мышления эпохи

1. Отражение - категория материалистической философии. Эта категория позволяет определить место психики в общем взаимодействии явлений окружающего мира. Недостаточно отнести психическое явление к категории отражения - необходимо выявить его специфику, отличие психического отражения от других уровней и форм. Высшая форма отражения - сознание.

Решение заданий выявления специфики психического отражения требует изучения деятельности человека, реального бытия психического отражения.

Из понимания деятельности как общественно-исторической категории выплывает необходимость исследовать не только индивидуальную, но и общественную деятельность - общение. Но ни деятельность, ни общение сами по себе не имеют никаких психологических характеристик. Их имеет общественный субъект деятельности и общения -личность.

Принципы

Принцип (лат.) - основа, в логике - основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции.
Принцип психологии - это кратко сформулированная теория психологии, отражающая ее закономерность, подытаживающая ее прошлый опыт и ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построения дальнейшей теории.

Основные принципы психологии
1) Принцип детерминизма : актуальное состояние психики и поведения индивида детерминировано (обусловлено) предыдущими событиями его жизни, а все разнообразие феноменов человеческой жизнедеятельности, которые можно наблюдать, определяются взаимодействием двух групп факторов: наследственностью и окружающей биосоциальной средой
2) Принцип единства сознания и деятельности: психика, сознание, личность развиваются в неразрывном единстве с деятельностью - сложной, специфической человеческой формой целенаправленной активности.
3) Принцип развития (историзма) или генетический принцип : при переходе психических феноменов от одного уровня организации к другому, при возникновении новых форм психических явлений и процессов происходит их изменение, которое имеет закономерный характер.
4) Принцип системности: явления действительности необходимо исследовать в их зависимости от того целого, которое они создают, приобретая при этом свойства целого.
5) Системно-структурный принцип
6)Принцип личностного подхода

Принципы глубоко связаны с закономерностями и законами.

Законы психологии

Закономерность - объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.

Психологическая закономерность - это еще недостаточно раскрытый психологический закон, который предусматривается, но еще не может быть точно сформулирован.

Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция.

Типы законов в психологии

· относительно элементарные зависимости (например, основной психофизический закон);

· законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.);

· законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти);

· законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения от уровня его психической регуляции (закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью выполнения поведенческих заданий; законы, которые характеризуют уровни работоспособности, стрессовые состояния);

· законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабе его жизни;

· законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека - законы нейродинамики (нейрофизиологические основания темперамента);

· законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями организации в структуре личности).

Чисто научный подход требует не только определить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, при которых он может действовать, его ограничения.

13. Современная ситуация реформирования высшего образования в России

· Внедрение системы «Бакалавриат-Магистратура». Существовавшая в советское время система специалитета как матрицы получения высшего образования включала в себя, как правило, 5 лет обучения по очной форме и 6 лет обучения по очно-заочной форме. Внедряемая на сегодняшний день в соответствии с Болонской конвенцией система бакалавриата предписывает переход к четырехлетней системе обучения. В результате, имеющиеся в образовательной программе базовые учебные курсы урезаются до минимума и часто ставятся к преподаванию на младших курсах института, что весьма существенно отражается на их усвоении студентами ВУЗов. Дисциплины же, имеющие специальный и узкопрофильный характер, либо подаются вперемежку с базовыми учебными предметами, либо имеют фрагментарно-мозаичный характер. Такая образовательная матрица естественным образом формирует специалистов-недоучек, не способных ни глобально мыслить, ни выполнять разнообразные практические задания. Не лучше сложилась ситуация и во второй ступени современного высшего образования – магистратуре. Как правило, специализации, по которым впоследствии должны идти магистранты, в спешном порядке придумываются в рамках профильных кафедр, после чего под них «подбивается» некая система спецкурсов, читаемых иными кафедрами (и формулируемых ими же). Как результат – создание в голове у магистранта некоего хаотичного разнобоя «на заданную тему». Если же учесть, что многие магистранты не имеют базового профильного образования, описываемая нами картина приобретает еще большую яркость.

· Введение балльно - рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. Эта мера, хотя и не прописана в существующем российском законодательстве, весьма активно внедряется образовательными ведомствами в учебный процесс. В отсутствие единой централизованной системы оценки знаний и успеваемости студентов (а подобную систему едва возможно выработать), каждое учебное заведение вопрос о выставлении баллов решает по своему собственному усмотрению. На практике, семинарское занятие, на котором по определению должны иметь место дискуссии и творческие обсуждения пройденного материала, стремительно превращается в «гонки за баллы», когда отдельно взятый студент, боясь быть недопущенным к сессии, старается обязательно успеть сказать два слова чтобы, не дай бог, не уйти без заработанной цифры. Таким образом, проведение семинаров приобретает формалистский характер, в которых творческий компонент заведомо убивается.

14. Многоуровневая система образования и особенности построения психологических курсов

Цель многоуровневой системы высшего образования - расширить возможности высшей школы в удовлетворении многообразных культурнообразовательных запросов личности и общества. Раньше, как вы помните, на первом месте стояло общество, социальный заказ. Сейчас же, это видно уже из Закона РФ об образовании (см. раздел 2.1), на передний план выдвигается личность, ее интересы.

Суть многоуровневой системы образования в нашей стране состоит в том, что оно представляет совокупность основных образовательных программ различного уровня, длительности и назначения.

Многоуровневая система образования повышает гибкость общекультурной, профессиональной и научной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей рыночной экономики. Она учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и международную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО, отвечает требованиям нашего времени формирования единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества.

Усилиями группы ученых во главе с Госкомитетом РФ по высшему образованию разработан, а постановлением Правительства РФ № 940 от 12 августа 1994 г. введен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, основанный на многоуровневой системе.

Первый уровень включает двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме среднего специального учебного заведения со средней продолжительностью обучения 3-3,5 года. Лицам, успешно окончившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, и они могут быть зачислены в вуз для освоения вузовской программы бакалавриата. Лицам, освоившим всю программу 1-го уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании и присваивается квалификация согласно перечню специальностей среднего профессионального образования.

Программы 2-го уровня предоставляют личности возможность уже в рамках вуза овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям. Эти программы дают базовое высшее образование. Лица, освоившие программы 2-го уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательным и профессиональным программам 3-го уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения в вузе по программам 2-го уровня - не менее 2 лет для тех, кто успешно окончил двухлетнее обучение в колледже по программе 1-го уровня, и 4 лет - на основе общего среднего образования. Выпускникам вузов, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения. Лица, проучившиеся не менее 4 лет в вузе по программам 2-го уровня, получают высшее образование, и им присваивается академическая степень инженера.

Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1-2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра.

Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.

Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.

Многоуровневая система высшего образования коснулась как структуры, так и содержания образования. В 1992 г. была разработана новая модель вузовского обучения, в которой «знания, умения и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности обучаемого». Современный выпускник вуза любого уровня обучения должен уметь адаптироваться к складывающимся условиям рыночной экономики, быть гибким в своей профессиональной деятельности. Он должен быть знаком с новейшими технологиями, уметь пользоваться компьютером, базами и банками данных, обобщающими весь мировой опыт. Но главное, за годы обучения в вузе он должен развить в себе черты творческой личности, сформировать навыки исследователя, способность находить и выделять существенное, предвидеть и предотвращать или сводить к минимуму аварийные ситуации, разрабатывать или учитывать экологически чистые технологии.

15. Гос стандарт образования по направлению «Психология», его назначение

Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

· на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

· участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

· владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

1. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

o диагностическую и коррекционную;

o экспертную и консультативную;

o учебно-воспитательную;

o научно-исследовательскую;

o культурно-просветительную.

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.

Возможности продолжения образования.

Психолог (специалист), освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020400 “Психология”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 020400 "Психология".

Задача основной образовательной программы подготовки специалиста – сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.

3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализации;

ФТД - факультативы.