Сочинение: Судьба человеческая судьба народная в рассказе Шолохова Судьба человека. Cочинение «Попытки Соколова преодолеть одиночество

Андрей Соколов пытался преодолеть своё одиночество, уехав далеко от родного города. Когда это не помогло, стал частенько выпивать. Но одиночество нельзя победить бегством и алкого­лем, по-настоящему от него можно спастись, лишь начав забо­титься о человеческой душе. Усыновив мальчика Ваню, Соколов будто ожил. Человеку всегда надо о ком-то заботиться. Мальчик, потерявший всех родных, и взрослый, зрелый мужик, также по­терявший всех до одного родственников, в том числе и детей, - они воистину нашли друг друга.

Соколов страдал, но тянулся к жизни, поэтому и усыновил мальчика.

Слова “Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать” Со­колов и говорит в связи с признанием Вани о том, что у него ни­кого нет. Соколов инстинктивно понял, что по одиночке они оба обречены на горе и несчастье. Вместе они могут преодолеть его. Два человека - это всегда гораздо больше, нежели один плюс один человек. Два человека - это уже выход за пределы самого себя, умение отдавать и принимать, это обмен энергией челове­ческого тепла и участия. Когда вода из одного водоёма постоянно переливается в другой

и обратно, она не заплесневеет, не превра­тится в болото, как отграниченная от всего лужа.

Портрет Андрея имеет в рассказе очень большое значение, потому что основное повествование идёт от его лица. Большие тёмные руки рабочего человека, крепкое рукопожатие, усталая сутулость, переходящая в трагическую сгорбленность - всё это сообщает о характере человека не меньше его слов и хорошо по­ясняет их.

Автору было трудно смотреть в его глаза, “словно присыпан­ные пеплом”, потому что он не мог ничем ему помочь. Участие в чужом горе - очень тяжкое дело, далеко не каждому и не в каж­дом состоянии оно под силу. Тоска незнакомого человека по сво­ей изуродованной судьбе требует большого самоотречения и ис­кренности у невольного свидетеля. Но такая вековая тоска очень чутка и обращается в мир с претензией на свою безысходность. В присутствии таким образом страдающего человека всегда смол­кает всякое веселье и смех, всё погружается в унылое оцепене­ние. Автор не хотел попадать под воздействие Соколова, он не был готов бездейственно страдать рядом с ним, зато после он смог восстановить в мельчайших деталях эту встречу и проник­новенно поведать о ней миллионам читателей.

Глоссарий:

  • Как преодолевает андрей соколов свое одиночество?
  • как преодолевает андрей соколов свое одиночество что нового
  • как преодолевает своё одиночество андрей соколов
  • как преодолевает андрей соколов свое одиночество что нового прибавляет
  • как преодолевает Соколов своё одиночество

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Рассказ не вызывает ощущение безысходности, несмотря на свою трагичность, потому что он повествует об огромных народ­ных силах, заложенных в каждом советском человеке. Умение преодолевать великие...
  2. Влияет ли одиночество на личность – вот проблема, над которой рассуждает М. Широкова. Автор данного эссе с тревогой рассуждает о том, что одиночество очень влияет...
  3. 1. Поведение главного героя как отражение его внутренней сущности. 2. Нравственный поединок. 3. Мое отношение к поединку Андрея Соколова и Мюллера. В рассказе Шолохова “Судьба...

Андрей Соколов пытался преодолеть своё одиночество, уехав далеко от родного города. Когда это не помогло, стал частенько выпивать. Но одиночество нельзя победить бегством и алкого­лем, по-настоящему от него можно спастись, лишь начав забо­титься о человеческой душе. Усыновив мальчика Ваню, Соколов будто ожил. Человеку всегда надо о ком-то заботиться. Мальчик, потерявший всех родных, и взрослый, зрелый мужик, также по­терявший всех до одного родственников, в том числе и детей, - они воистину нашли друг друга. Соколов страдал, но тянулся к жизни, поэтому и усыновил мальчика. Слова «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать» Со­колов и говорит в связи с признанием Вани о том, что у него ни­кого нет. Соколов инстинктивно понял, что по одиночке они оба обречены на горе и несчастье. Вместе они могут преодолеть его. Два человека - это всегда гораздо больше, нежели один плюс один человек. Два человека - это уже выход за пределы самого себя, умение отдавать и принимать, это обмен энергией челове­ческого тепла и участия. Когда вода из одного водоёма постоянно переливается в другой и обратно, она не заплесневеет, не превра­тится в болото, как отграниченная от всего лужа.

Портрет Андрея имеет в рассказе очень большое значение, потому что основное повествование идёт от его лица. Большие тёмные руки рабочего человека, крепкое рукопожатие, усталая сутулость, переходящая в трагическую сгорбленность - всё это сообщает о характере человека не меньше его слов и хорошо по­ясняет их.

Автору было трудно смотреть в его глаза, «словно присыпан­ные пеплом», потому что он не мог ничем ему помочь. Участие в чужом горе - очень тяжкое дело, далеко не каждому и не в каж­дом состоянии оно под силу. Тоска незнакомого человека по сво­ей изуродованной судьбе требует большого самоотречения и ис­кренности у невольного свидетеля. Но такая вековая тоска очень чутка и обращается в мир с претензией на свою безысходность. В присутствии таким образом страдающего человека всегда смол­кает всякое веселье и смех, всё погружается в унылое оцепене­ние. Автор не хотел попадать под воздействие Соколова, он не был готов бездейственно страдать рядом с ним, зато после он смог восстановить в мельчайших деталях эту встречу и проник­новенно поведать о ней миллионам читателей.

    В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец семейства, жил и...

    Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь...

    О красоте души советского человека говорится в рассказу М. Шолохова "СЧ", в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью, во имя жизни одолеть смерть. Андрей Соколов рассказывает о своей жизнью, которая была полна...

  1. Новое!

    Психологический поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером занимает в рассказе центральное место, так как имен­но в этой ситуации Соколов сдавал экзамен на крепость и цель­ность своего характера. Именно в этом моменте сконцентрирова­лась вся прошлая...

М.А. Шолохов прошел Великую Отечественную войну практически от начала до конца – он был военным корреспондентом. На основе фронтовых заметок писателем созданы главы книги «Они сражались за Родину», рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека».

«Судьба человека» – это не просто описание военных событий, а глубокое художественное исследование внутренней трагедии человека, душу которого искалечила война. Герой Шолохова, прототипом которого является реальный человек, с которым Шолохов встретился за десять лет до создания произведения, – Андрей Соколов, рассказывает о своей нелегкой судьбе.

Первое испытание, которое проходит Соколов, – фашистский плен. Здесь герой воочию наблюдает, как проявляются в экстремальных условиях все лучшие и худшие человеческие качества, как тесно соседствуют мужество и трусость, стойкость и отчаяние, героизм и предательство. Наиболее показательным в этом отношении является ночной эпизод в разрушенной церкви, куда согнали русских военнопленных.

Так, перед нами возникает, с одной стороны, образ врача, который даже в такой отчаянной ситуации не теряет присутствия духа, пытается помогать раненым, до конца сохраняя верность своему профессиональному и нравственному долгу. С другой стороны, мы видим предателя, который собирается выдать фашистам взводного – коммуниста Крыжнева, следуя логике приспособленчества и малодушия и заявляя, что «товарищи остались за линией фронта» и «своя рубашка к телу ближе». Этот человек и становится тем, кого впервые в своей жизни убивает Соколов (до того времени работавший военным шофером) на том основании, что предатель – «хуже чужого».

Описания существования военнопленных на принудительных работах наводят ужас: постоянный голод, непосильный труд, жестокие побои, травля собаками и – главное – постоянное унижение… Но герой Шолохова выдерживает и это испытание, символическим доказательством чего может служить его моральный поединок с лагерным комендантом Мюллером, когда Соколов отказывается пить за победу немецкого оружия и, отвергая хлеб с салом, демонстрирует «свое, русское достоинство и гордость». Андрею Соколову удалось выжить в таких нечеловеческих условиях – и это свидетельствует о его мужестве.

Однако, несмотря на то, что герой сохранил себе жизнь в физическом смысле, его душа была опустошена войной, которая отняла у него дом и всех родных: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг…». Случайный знакомый Соколова, которому тот и пересказывает историю своей сложной судьбы, прежде всего поражается взгляду своего собеседника: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Наедине с собой Соколов мысленно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»

Мы видим, что наиболее жестоким испытанием для Андрея Соколова стала именно мирная, послевоенная жизнь, в которой он не мог найти себе места, оказался как бы лишним, духовно невостребованным: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?». Во сне герой постоянно видит своих детей, плачущую жену, отделенных от него колючей проволокой концлагеря.

Таким образом, в небольшом по объему произведении раскрывается сложное, неоднозначное отношение писателя к событиям военного времени, обнажается страшная истина послевоенного времени: война не прошла бесследно, оставив в сознании каждого ее участника мучительные картины насилия и убийства, а в сердце – незаживающую рану утраты родных, друзей, однополчан. Автор относится к войне за Родину как к святому правому делу, считая, что человек, защищающий свою страну, проявляет высшую степень мужества. Однако автор подчеркивает, что сама по себе война как событие, делающее миллионы людей физическими и моральными калеками, противоестественна и противна человеческой природе.

Соколову помог духовно возродиться маленький мальчик Ванюшка, благодаря которому Андрей Соколов не остался одиноким. После всего пережитого одиночество для него было бы равносильно смерти. Но он нашел человечка, который нуждался в любви, заботе, ласке. Это спасает героя, «закаменевшее от горя» сердце которого постепенно «отходит, становится мягче».

Судьба шолоховских героев – «двух осиротевших людей, двух песчинок, заброшенных в чужие края военным ураганом невиданной силы», в одиночку выживших и после всего пережитого вместе «шагающих по русской земле», является художественным обобщением судеб миллионов наших соотечественников, чью жизнь опалила война. Автор использует прием максимальной типизации, отражая в судьбе главного героя рассказа наиболее характерные черты русского национального характера.

Достойное преодоление Соколовым тяжелейших испытаний, переживание страшнейших событий – смерти близких, всеобщего уничтожения и разрушения и его возвращения к полноценной жизни, говорят о необыкновенном мужестве, железной воле и чрезвычайной силе духа героя.

В этом отношении признание потерявшего семью Андрея Соколова в том, что он в буквальном смысле является отцом также потерявшего семью Ванюшки, приобретает символическое значение. Война как бы уравнивает героев в их обездоленности и, одновременно, позволяет им восполнить душевные утраты, преодолеть одиночество, «оставляя» в далеком Воронеже кожаное отцовское пальто, о котором случайно вспоминает Ваня.

Пронизывающий все произведение образ дороги выступает символом вечного движения, меняющейся жизни, человеческой судьбы. Не случайно также, что рассказчик встречается с героем именно весной – это время года также символизирует постоянное обновление, возрождение жизни.

Великая Отечественная война – одна из самых значительных и, одновременно, самых трагичных страниц истории России. Это значит, что книги, написанные об этой войне, в том числе «Судьба человека», никогда не потеряют силы идейно-художественного воздействия на читателя, останутся литературной классикой на долгие времена.

Андрей Соколов пытался преодолеть своё одиночество, уехав далеко от родного города. Когда это не помогло, стал частенько выпивать. Но одиночество нельзя победить бегством и алкого­лем, по-настоящему от него можно спастись, лишь начав забо­титься о человеческой душе. Усыновив мальчика Ваню, Соколов будто ожил. Человеку всегда надо о ком-то заботиться. Мальчик, потерявший всех родных, и взрослый, зрелый мужик, также по­терявший всех до одного родственников, в том числе и детей, - они воистину нашли друг друга.

Соколов страдал, но тянулся к жизни, поэтому и усыновил мальчика.

Слова «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать» Со­колов и говорит в связи с признанием Вани о том, что у него ни­кого нет. Соколов инстинктивно понял, что по одиночке они оба обречены на горе и несчастье. Вместе они могут преодолеть его. Два человека - это всегда гораздо больше, нежели один плюс один человек. Два человека - это уже выход за пределы самого себя, умение отдавать и принимать, это обмен энергией челове­ческого тепла и участия. Когда вода из одного водоёма постоянно переливается в другой и обратно, она не заплесневеет, не превра­тится в болото, как отграниченная от всего лужа.

Портрет Андрея имеет в рассказе очень большое значение, потому что основное повествование идёт от его лица. Большие тёмные руки рабочего человека, крепкое рукопожатие, усталая сутулость, переходящая в трагическую сгорбленность - всё это сообщает о характере человека не меньше его слов и хорошо по­ясняет их.

Автору было трудно смотреть в его глаза, «словно присыпан­ные пеплом», потому что он не мог ничем ему помочь. Участие в чужом горе - очень тяжкое дело, далеко не каждому и не в каж­дом состоянии оно под силу. Тоска незнакомого человека по сво­ей изуродованной судьбе требует большого самоотречения и ис­кренности у невольного свидетеля. Но такая вековая тоска очень чутка и обращается в мир с претензией на свою безысходность. В присутствии таким образом страдающего человека всегда смол­кает всякое веселье и смех, всё погружается в унылое оцепене­ние. Автор не хотел попадать под воздействие Соколова, он не был готов бездейственно страдать рядом с ним, зато после он смог восстановить в мельчайших деталях эту встречу и проник­новенно поведать о ней миллионам читателей.