Социализация личности и ее агенты. Агенты социализации личности

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

2. Вторичная социализация:

профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей.

включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это - агенты и институты социализации. Среди них выделяются:

    отдельные личности - агенты социализации, воздействующие на инди¬вида в процессе обучения и воспитания (например, учитель, родители и т. д.);

    учреждения - институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание (например, школа, вуз и т. д.). По характеру воздействия агентов социализации (прямому или опосредованному) выделяют первичную и вторичную социализации и их агентов. Так, агентами первичной социализации являются родители, родственники, семья, друзья, сверстники, учителя, врачи и т. д. Все они составляют первичную или ближайшую к человеку среду, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида.

Агентами вторичной социализации выступают администрации школы, вуза, предприятия, институты государства: армия, полиция, суд, а также церковь, средства массовой информации, политические партии и т. д.

На различных этапах социализации роль агентов неодинакова. В младенческом возрасте особое значение приобретают отношения ребенка с родителями, родственниками, братьями, сестрами, которые являются основными агентами социализации. Ведь ребенок в этом возрасте (от 1 до 3 лет) нуждается в заботе, ласке, любви, безопасности. На этом этапе социализации у ребенка важно сформировать мотивацию на привязанность к людям, желание доверять им, подчиняться определенным требованиям.

На следующей стадии (от 3 до 8 лет) наряду с основными агентами социализации появляются дополнительные, которые в своем влиянии более специализированы, то есть формируют конкретные качества. Среди них: учителя, воспитатели дошкольных учреждений, врачи, полицейские на улицах и т. д. На этом этапе агенты воздействуют с целью овладения мыслительными и познавательными навыками. Происходит постепенное вытеснение агентов первичной социализации, то есть родителей, и замена их сверстниками.

Существенное значение в процессе социализации приобретают средства массовой информации, особенно телевидение, поскольку информация телепередач легко усваивается, имеет символическое содержание, обеспечивает усвоение ценностей и стандартов поведения.

На стадии от 8 до 15 лет особая роль принадлежит малым социальным группам ровесников. С помощью группы сверстников облегчается переход от родительской опеки к взрослости, раскрываются те или иные индивидуальные качества, ранее подавленные авторитетом отца или заботой матери.

Нарушения в процессе социализации приводят к неудавшейся социализации (фобии, психические отклонения, маргинализация, преступность…).

Одной из причин подобных нарушений является депривация - отсутствие родительской заботы, которая оказывает влияние на эмоциональное и психическое здоровье и познавательные способности ребенка. Особенно остро они проявляются в экстремальных ситуациях.

Таким образом, социализация как процесс осуществляется в результате межличностного взаимодействия, в процессе которого происходит передача смысла и значения поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей, т.е. происходит обучение человека элементарным правилам человеческого общежития.

В результате социального взаимодействия осуществляется интернализация , т.е. превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и убеждения.

«Дети джунглей», воспитанные в животной среде, усваивают только повадки животных. И даже вернувшись в общество, они так и не становятся личностями. Подобных люди называют в науке феральными , т.е. не ставшими полноценными членами общества по причине их изоляции.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

Понятие социализации

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения индивидом общепринятых правил, действующих в обществе, с целью его успешного вовлечения в отношения в этом обществе и с обществом.

Социализация является многосторонним процессом, где человек не только изучает и усваивает нормы, но и сам является их носителем, а также воздействует на других людей и общество в целом.

Принято выделять первичную и вторичную социализацию:

  1. На стадии первичной социализации человек обучается социальным нормам, усваивает их.
  2. При вторичной социализации происходит разрушение ранее усвоенных норм и формирование новых.

И первичная, и вторичная социализация осуществляется при помощи агентов социализации .

Понятие агентов социализации

Определение 2

Агенты социализации – это социальные институты, люди, социальные группы, которые воздействуют на человека в рамках процесса социализации, оказывают на него влияние.

В зависимости от их роли в процессе социализации выделяют первичных агентов и вторичных.

Первичные агенты социализации – это те, кто в наибольшей степени влияет на человека, его близкое окружение. К первичным агентам следует отнести семью, друзей, родственников, школу, тренеров, т. е. всех тех, кто непосредственно влияет на усвоение человеком социальным норм. Особенность первичных агентов заключается в длительности контактов с человеком и их частоте.

Вторичные агенты социализации – это социальные группы, социальные институты, люди, учреждения, отношения в которых строятся на формально-деловом подходе, и которые влияют на формирование у человека тех или иных ценностей и норм. К числу вторичных агентов социализации принято относить различные государственные учреждения, СМИ, государство, армию, коллег по работе, работодателей и т.д.

Характеристика основных агентов социализации

Основными агентами первичной социализации, то есть до взросления, являются:

  • родители,
  • родственники,
  • друзья,
  • школа,
  • средства массовой информации,
  • Интернет.

Семья является одним из ключевых агентов социализации, поскольку оказывает в большинстве случаев наибольшее влияние на человека с самого его рождения. Успешность, в том числе и вторичной социализации, во многом зависит от условий социализации, которые формирует семья. Так, ребенок, воспитуемый в благополучной семье, где родители имеют высокий социальный статус, достаточный уровень культуры имеет больше возможностей для успешной социализации. Соответственно, дети из неблагополучных семей, вынуждены сталкиваться с обстоятельствами, осложняющими процесс социализации.

Особое значение в подростковом возрасте имеет школа, друзья и СМИ.

Социализация в школе отличается от семьи, поскольку является официальным учреждением с авторитарной властью, большей по количеству участников. Школа закладывает социальные нормы и ценности, вовлекает подростка в построение межличностных взаимодействий в социальных группах, старается нейтрализовать действие десоциализирующих факторов.

Улица и взаимодействие со сверстниками могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на процессы социализации. Взаимодействие с группами сверстников учит строить межличностные отношения.

Замечание 1

В подростковый период друзья по степени влияния могут соперничать с семьей, поэтому крайне важно сформировать благоприятное окружение для ребенка.

Одним из ключевых агентов социализации в век информационных технологий являются СМИ и Интернет.

Средства массовой информации в современном мире имеют огромное влияние на человека. Посредством кинофильмов, музыки, журналов, прессы они способны сформировать образ успешного человека, а значит заложить те ценности и идеалы, которые этот успешный человек должен освоить.

Особое влияние на человека оказывает телевидение. Человек значительное количество информации приобретает посредством зрения, а потому усваивает в большем количестве то, что он увидел.

Все большее влияние на человека оказывает Интернет и информационные сети. Интернет дает человеку больше возможностей для самовыражения без страха общественного осуждения под маской анонимности. Виртуальные игры позволяют человеку примерить на себя некоторые социальные роли без страха негативных реальных последствий. По сути, Интернет избавляет от страхов. Одновременно с этим, Интернет сеть аккумулирует огромное количество информации, ставя человека перед выбором, чему верить, а что ставить под сомнение, что принять, а что отвергнуть. Формирующаяся личность человека в такой ситуации может сделать неправильный выбор, усвоив неправильные социальные нормы, что приведет к девиантному поведению.

В более взрослом возрасте значительное влияние на человека оказывает трудовой коллектив. На зрелый возраст приходится становление человека в профессиональном плане, поэтому успешность его социализации в обществе зависит от успеха его профессиональной социализации. В этот период значительное влияние на человека оказывают коллеги и работодатель. В трудовой период социализации человеку важно состояться как профессионал, быть оцененным коллегами и обществом.

Десоциализация и ее агенты

Наряду с социализацией следует выделить понятие десоциализации.

Определение 3

Десоциализация – это процесс, обратный социализации, т. е. утрата приобретенных социальных качеств.

Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.

Десоциализация как и социализация имеет своих агентов, т.е социальные группы и люди, которые способствуют утрате социальных качеств человека. К числу агентов десоциализации можно отнести асоциальные и неблагополучные семьи, алкоголиков и наркоманов, лиц с неустойчивой психикой, криминогенные и преступные группировки.

Назовите любые три при­зна­ка по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции и кон­кре­ти­зи­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной организации:

1) наличие определённой идеологии, си­сте­мы общих ценностей: (На II съез­де пар­тии Z была при­ня­та про­грам­ма партии, от­ра­жа­ю­щая при­вер­жен­ность тра­ди­ци­он­ным ценностям).

2) стремление прий­ти к вла­сти за­кон­ным путем. (Партия R вы­ста­ви­ла своих кан­ди­да­тов на вы­бо­рах де­пу­та­тов му­ни­ци­паль­ных собраний).

3) нацеленность на вы­ра­же­ние ин­те­ре­сов определённых со­ци­аль­ных групп. (Партия Y от­ста­и­ва­ет сни­же­ние на­ло­га на мел­ких и сред­них предпринимателей).

Пояснение.

Могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие виды ду­хов­ных ценностей:

1) Ху­до­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния (картина И.Е. Ре­пи­на «Не ждали», поэма А.С. Пуш­ки­на «Руслан и Людмила»).

2) Мо­раль­ные нормы (заповедь «не убий»).

3) На­уч­ное от­кры­тие (периодический закон Д.И. Менделеева).

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие примеры.

Пояснение.

1. Уча­стие в ре­ше­ние глобальных проблем.

Для ре­ше­ния экологической про­бле­мы ряд го­су­дарств пришли к соглашению, под­пи­сав Киотский протокол, обя­зы­ва­ю­щий их со­кра­тить выбросы пар­ни­ко­вых газов.

2. Обес­пе­че­ние национальной безопасности, ис­поль­зо­ва­ние вооруженных сил для ре­ше­ния решения задач.

В 2003 г. США с со­юз­ни­ка­ми разработали опе­ра­цию "Шок и трепет", при осу­ществ­ле­нии которой с по­мо­щью вооруженных сил был сверг­нут режим С. Хусейна.

3. За­щи­та и под­держ­ка экономических ин­те­ре­сов страны.

Для за­щи­ты своих эко­но­ми­че­ских интересов, со­зда­нии единого эко­но­ми­че­ско­го и та­мо­жен­но­го пространства между Россией, Бе­ло­рус­си­ей и Ка­зах­ста­ном был со­здан Таможенный союз.

4. От­ста­и­ва­ние интересов в меж­ду­на­род­ных организациях.

Россия, как по­сто­ян­ный член Со­ве­та Безопасности ООН, за­бло­ки­ро­ва­ло решение Совета, про­ти­во­ре­ча­щее ее интересам.

Могут быть при­ве­де­ны другие примеры.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

Автор утверждает, что аген­тов со­ци­а­ли­за­ции су­ще­ству­ет так же много, как со­ци­аль­ных групп. Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, на­зо­ви­те любые три со­ци­аль­ные группы, не ука­зан­ные в тексте, и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие на ин­ди­ви­да каж­дой из них.


Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.

Громадное количество исследований было посвящено анализу влияния определённых типов телевизионных программ на социальные установки детей и взрослых, однако окончательные ответы не получены. Нет единого мнения, например, по вопросу, в какой степени показ насилия вызывает агрессивное поведение у детей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом…

В наше время лишь незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации. Средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным; в самых удалённых регионах третьего мира нередко можно найти людей, у которых есть радиоприёмники или телевизоры.

Агентов социализации существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей «ходят на работу», т.е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделённом от дома. В традиционных обществах многие обрабатывают землю вблизи того места, где живут, или работают в мастерских на дому. «Работа» в таких обществах не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало «хождения на работу» подразумевает гораздо бóльшие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.

Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью её влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

Э. Гидденс

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны со­ци­аль­ные груп­пы и при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры:

1) од­но­класс­ни­ки (например, уче­ни­ки тре­бу­ют от сво­е­го одноклассника, чтобы он со­блю­дал дис­ци­пли­ну на уроке и не мешал им заниматься);

2) эт­ни­че­ская груп­па (например, ребёнка обу­ча­ют на­ци­о­наль­но­му языку, на­ци­о­наль­ным тра­ди­ци­ям и танцам);

3) дру­зья (например, че­ло­век учит­ся стро­ить от­но­ше­ния по пра­ви­лам взаимовыручки).

Могут быть на­зва­ны дру­гие группы, при­ве­де­ны дру­гие примеры.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 201.

Пояснение.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки де­мо­кра­ти­че­ско­го государства:

Вы­бор­ность ор­га­нов управления. Пример: На­се­ле­ние стра­ны В. участ­ву­ет в вы­бо­рах президента

На­ли­чие у на­се­ле­ния де­мо­кра­ти­че­ских прав и свобод. Люди вышли на де­мон­стра­цию в за­щи­ту своих интересов.

Де­ле­ние вла­сти на ветви. За­ко­но­да­тель­ную власть в РФ пред­став­ля­ет Фе­де­раль­ное Собрание.

Источник: РЕШУ ЕГЭ - Пред­эк­за­ме­на­ци­он­ная ра­бо­та 2014 по обществознанию.

Пояснение.

Почетная грамота, го­су­дар­ствен­ные награды;

Повышение в должности;

Премирование;

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы институты (организации, группы) и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) школа (первоклассник учится соблюдать дисциплину в классе, выполнять домашние задания);

2) компания друзей (от друзей человек узнаёт о важных событиях, новинках музыки и кино, получает житейскую информацию);

3) СМИ (распространяя информацию о различных событиях в стране и мире, публичных персонах, СМИ влияют на формирование общественного и индивидуального сознания).

Могут быть названы другие институты (организации, группы), приведены иные примеры

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды социальных норм:

1) обычаи и традиции (например, традиция наряжать ёлку на Новый год);

2) правовые нормы (например, переходить улицу по пешеходному переходу);

3) моральные нормы (например: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» и т. п.).

Могут быть названы другие виды норм, приведены другие примеры

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы источники права и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) правовой обычай (например, судебные поединки у варварских народов Европы или обычай кровной мести);

2) нормативно-правовой акт (например, конституция, указ главы государства, постановление правительства);

3) нормативный договор (например, договор дарения, межцународный договор о дружбе и сотрудничестве).

Могут быть названы иные источники права, приведены другие примеры

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами конкурентные преимущества фирмы:

1) высокое качество выпускаемой продукции (например, тепличное хозяйство поставляет в супермаркеты города овощи и выигрывает y конкурентов за счёт свежести своей продукции, привычного для потребителей вкуса овощей, отсутствия обработки овощей консервантами);

2) привлекательность внешнего вида продукции (например, женщины в стране Z предпочитают мобильные телефоны ярких расцветок с различными украшениями телефонам «стандартных» цветов, поэтому производители ярких телефонов выигрывают у своих кон-курентов);

3) отличный сервис (например, компания по изготовлению металлических дверей, в отличие от конкурентов, предлагает клиентам сервисные услуги на всё время эксплуатации двери);

4) удобство расположения офиса (например, предприниматели города Z стремятся арендовать помещения в торговых центрах, расположенных y станций метро).

Могут быть названы иные конкурентные преимущества, приведены другие примеры

Основу экономики в стране Z составляют микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Всё больше трудоспособного населения находит работу в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые три признака, соответствующих этому типу общества, не упомянутых в тексте задания.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) тип – информационное (постиндустриальное) общество;

2) признаки, например:

– информация (знания) становится ведущим фактором производства;

– растёт удельный вес «среднего класса»;

– созданы необходимые условия для непрерывного образования.

(Могут быть названы другие признаки.)

Повторение указанных в тексте задания признаков не засчитывается при оценивании

Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 419)

Конституция провозглашает государство Z демократической федеративной парламентской республикой.

Назовите любые три признака формы правления государства Z.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы следующие признаки:

1) высшие органы государства избираются гражданами государства на определённый срок;

2) правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством);

3) правительство ответственно перед парламентом;

4) правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента;

5) в полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством;

6) премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции или коалиции, имеющей парламентское большинство.

Признаки могут быть сформулированы иначе

Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 513)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы виды экономической деятельности и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) производство (например, кондитерский цех изготавливает 30 наименований тортов и пирожных);

2) распределение (например, продукция автоконцерна доставляется в сотни автосалонов по всему миру / в компании по производству бытовой техники работники получают доход в виде заработной платы, а собственники получают дивиденды);

3) обмен (например, гражданка купила молоко в фирменном магазине молокозавода);

4) потребление (например, гости ели торт, купленный в магазине). Могут быть приведены другие уместные примеры


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Обыденное знание можно определить как всю совокупность знаний, полученных индивидом благодаря его жизненно-практическому опыту, которая не имеет строгой структуры и не требует для своего усвоения специальной подготовки, а также является общим достоянием всех членов общества и передаётся от поколения к поколению. Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает...

Если говорить о связи обыденного знания и науки, то следует отметить, что обыденное знание не стоит рассматривать только как антитезу научно- теоретическому знанию (мышлению), хотя в определённом смысле они, конечно же, противостоят друг другу. Во-первых, обыденное знание является неспециализированным, повседневным знанием, в то время как знание научное есть продукт специализированный, профессиональной формы человеческой деятельности. Во-вторых, обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность, ориентируется на поиск нового.

Несмотря на то что обыденное знание ограничивается констатацией фактов, не объясняет их, как наука, тем не менее оно предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта... Данные виды знания тесно связаны между собой. Это объясняется тем фактом, что в настоящее время в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами. Благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания... Продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием.

Конечно, на современном этапе своего развития наука далеко ушла от обыденного знания, но вместе с тем нельзя забывать, что исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания. Наука связана с этим знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.

((К.С. Турбина) )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы различия и приведены соответствующие примеры:

1) обыденное знание не требует для своего усвоения специальной подготовки, а для усвоения научного знания необходимо владеть языком науки, понимать её основы, методы и т.п. (например, даже ребёнок имеет представление о том, как пользоваться различными бытовыми приборами, а для работы учёного с лабораторным оборудованием необходимо владеть специальными знаниями);

2) обыденное знание основано на жизненном опыте, а научное знание приобретается в результате специально организованного, целенаправленного исследовательского процесса (например, для борьбы с кротами многие владельцы садовых участков кладут в кротовые ходы пахучие растения (чеснок, лук и т.п.); учёные выявили звуки, издаваемые кротами в случае опасности, и изготовили специальные устройства, генерирующие подобные звуки);

3) обыденное знание неспециализированное, а научное знание представлено в различных отраслях, группах наук (например, в народе принято считать, что перед дождём птицы летают низко; поведение птиц специально изучают учёные-орнитологи (одна из специальностей в рамках биологических наук));

4) обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность (например, хозяйки знают, что очищенный картофель быстро темнеет; учёные установили, что потемнение очищенного картофеля связано с окислением содержащихся в нём органических веществ).

Различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках, в том числе в виде цитат соответствующих положений текста. На основе текста могут быть сформулированы иные различия.

Могут быть приведены другие примеры

Процесс формирования личности называется социализацией. Сложный процесс длится в зависимости от индивидуальных особенностей человека, условий его проживания, экологии, состояния здоровья и других многочисленных факторов. Становлению личности помогают также множество условий; такие факторы имеют свой научный термин - агенты.

Понимание процесса

8 класс предлагает начать изучение процесса социализации с научной точки зрения.

Агенты социализации - это люди и структуры, отвечающие за обучение конкретного человека его социальным ролям. В обществознании раздел строится на проникновении в суть понятий.

Агенты обладают способностью переходить из одной группы в другую. Принцип социализации - не просто приспособление человека к окружению. Все подвергается взаимозависимости, проникновению и превращению, свойственному только человеческому обществу.

Структура агентов

Схема «Агенты социализации» помогает понять распределение задач социализации личности.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Первичные агенты.
  • Вторичные агенты.

Первые - это близкое окружение. Но понимать термин следует не в прямом смысле. Близкими являются:

  • родители;
  • родственники (даже если они живут далеко);
  • друзья (родителей и самого человека);
  • сверстники (одноклассники, одногруппники);
  • учителя (воспитатели, няни, тренеры, педагоги кружков и студий);
  • врачи.

Первичные агенты близки по способу общения и воздействия на психологию человека, формирующего свой характер и индивидуальный стиль жизни.

  • представители администрации тех учреждений, где учится человек (детский сад, школа, образовательная организация высших ступеней);
  • представители предприятий, являющихся рабочим местом;
  • сотрудники полиции и других надзорных органов;
  • служители церкви;
  • сотрудники средств массовой информации.

Составляющие схемы различны, они зависят от уровня жизни окружения ребенка, его возраста, потребностей и желаний.

Первичные агенты считаются неформальными группами, окружающими личность. Они составляют сферу близкого личного общения, формируют умение находиться в семье близких, компании друзей, группе сверстников. Каждый агент, входящий в первичную социализацию, выполняет поставленную перед ним задачу, социальную роль:

Например:

  • отец добывает средства для комфортного проживания;
  • мать заботиться о состоянии психологии;
  • друг защищает и помогает;
  • учитель дарит знания;
  • сверстник помогает отдохнуть;
  • врач следит за состоянием здоровья.

Первичная группа агентов связана с человеком тесно, но связи могут быть и на расстоянии. Отец даже в командировке способен повлиять на поведение сына. Бабушка, живущая за сотни километров, воспитывает доброту и терпение.

Функционал агентов первичного уровня

Вторичные социальные группы строят формальные отношения. Это контакты деловых связей. Они влияют на воспитание человека, формирование его социализации:

  • школа учит выбирать знания, которые нужны в будущем для выбранной профессии;
  • церковь учит канонам религии, придерживающейся членами всей семьи;
  • предприятие помогает построить свой день так, чтобы получать от труда удовольствие;
  • полиция требует соблюдать нормы, утвержденные законами страны;
  • телевидение расширяет знания о жизни вокруг;
  • государство заставляет жить по законам для всех жителей.

Формальные отношения иногда носят неформальный характер. Например, учитель, являющийся классным руководителем или преподающим любимый предмет более близок, чем другие. Отношения с ним дружественные, переходящие в личностный контакт.

Изменения агентов

В течение жизни круг общения человека претерпевает изменения. На одних этапах неформальная группа очень большая, с течением жизни она уменьшается или расширяется. Все зависит от выбора человека, его социализации. Друзей в детстве и юности много, затем остаются только настоящие, других разбрасывает судьба. Тоже происходит и с формальными связями. Они на пике в период зрелости и выполнения трудовых обязанностей. Для человека имеют значения оба вида отношений, но их ценность проходит по этапам:

  • до 18 лет - важны неформальные отношения;
  • от 18 до 60 - формальные;
  • после 60 лет - неформальные.

Распределение на этапы относительно. Каждый человек строит свою жизнь по своим законам, выбирает для себя место учебы, любимого человека, профессию.

Что мы узнали?

Структурными единицами процесса социализации являются различные понятия. Их научный термин - агенты. В курсе изучения придется познакомиться с классификацией агентов: первичными и вторичными группами. Рассматривается система взаимосвязи агентов, их изменений и преобразование в течение жизни.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 188.

До сих пор мы рассматривали по преимуществу индивидуальный аспект социализации, а теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она предстает как совокупность агентов и институтов , формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть: помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Семья единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребенок – объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек – одновременно субъект (по отношению к детям) и объект социализации (по отношению к другому супругу). Он перестает служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков.

Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга. Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей, переходят в новое качественное состояние: из объектов воспитания они становятся его субъектами, и на первых порах происходит мучительный процесс овладения новой социальной ролью. Молодожены обращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта, – как пеленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно супруги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализация происходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.

Школа является главным агентом или институтом вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах. Она продолжает процесс социализации, начавшийся в семье. Школа – это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение лиц определенных возрастов в специально оборудованных помещениях и под руководством профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения – дать систематические знания в основных областях человеческой деятельности: физика, математика, литература, язык, история и т.п. Образование – это систематический и формализованный способ передачи знаний, навыков, ценностей.

В школе детей впервые учат взаимодействовать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других людей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу. Здесь ребенок учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним особую привязанность и любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один школьник не рассматривается в качестве уникальной личности – любимого сына, единственного ребенка и т.п. Школа стандартизирует людей, индивидуальные качества ребенка не являются здесь предметом специального внимания. Став школьником, ребенок перестает быть незаменимым и уникальным, каким он был в семье. Теперь он один из многих и подчиняется тем же правилам, каким подчиняются все остальные. Стандартизация мыслей и поведения достигается благодаря школьной форме, стандартному набору учебников и письменных принадлежностей, постоянному режиму дня, четко установленной очередности предметов (расписанию уроков), стабильности преподавательского контингента и учеников. Успехи детей также оцениваются стандартно – при помощи школьных оценок.

Институты и агенты социализации необходимо различать в тех ситуациях, когда люди не в состоянии заниматься социализацией и их функцию берут на себя учреждения или институты. К примеру, когда взрослые дети (агенты социализации) осгавля ют престарелых родителей без материальной поддержки, государство (в данный момент оно выполняет функцию института социализации) издает соответствующие законы, принуждающие их делать это. В свою очередь, когда родители бросают маленьких детей на произвол судьбы, государство привлекает их к уголовной ответственности.

Термин "первичная социализация" имеет в социологии два смысла. Он обозначает: а) родителей, родственников и друзей, т.е. первичную группу, или непосредственное окружение; б) самый ранний этап социализации в младенчестве и детстве. Вторичная социализация соответственно относится к вторичным группам (социальным институтам и учреждениям) и продолжается всю оставшуюся часть жизни. На протяжении первичной социализации индивид учится быстрее и легче, усваивает больше, чем на протяжении вторичной социализации, хотя первая намного короче второй. Первичная социализация – в основном область приписываемых статусов, вторичная – сфера достигаемых статусов.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Если коротко, то существует три агента первичной социализации: семья , школа и ровесники .

Согласно Ч. Кули (а именно его точка зрения считается общепринятой) процесс социализации проходит главным образом в первичных группах. Он начинается с того, что ребенок учится понимать самого себя как объект посредством принятия ролей других людей. Ребенок воспринимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди относятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.

Для агентов первичной социализации, находящихся в межличностных отношениях и системе взаимной зависимости, характерна так называемая рециирокная социализация – процесс взаимной социализации родителями детей и детьми – своих родителей. Родители координируют свои слова и поступки в присутствии детей, поскольку те очень восприимчивы ко всему, что исходит от этих самых авторитетных для них агентов социализации. Тем самым родители воспитывают самих себя. К двунаправленным процессам влияния агентов социализации следует отнести супружескую социализацию, в ходе которой муж влияет на жену, а жена – на мужа.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин "вторичный" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне социализации, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения и их сотрудников: предприятие, государство, СМИ, армия, суд, церковь и т.д. К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее (как и школу) называют первичным институтом социализации , а когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (например, отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), агенты вторичной социализации – одну-две функции. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, учитель, если между ним и учеником существуют доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то явится агентом вторичной социализации.

К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди: рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, увеличивая период телесного контакта. В других культурах их отлучают рано, передают кормилице либо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными отправлениями, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) и т.п. составляют основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесный инструктаж, проповеди, поучения и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социализации (инкультурации).

Способы социализации зависят от гендерных характеристик агента первичной социализации. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец поощряет силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.

Подростковый период и юность представляют собой такой возраст, когда агенты первичной социализации (за исключением группы сверстников) начинают играть меньшую роль, а агенты вторичной социализации – большую. В зрелом возрасте агенты вторичной социализации выходят на первый план либо уравниваются по степени влияния с агентами вторичной социализации. Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастают агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции, ровесники , напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников своих детей как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной – нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации, и наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников: вторые могут заменить первых. Но то же самое нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заме- нить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. Однако в отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Итак, агенты социализации делятся на первичных и вторичных (в этом случае их называют институтами). Первые наибольшую помощь оказывают в раннем детстве, вторые – в молодости, зрелости и старости. Первичная социализация – область межличностных отношений и приписываемых статусов. Вторичная социализация – область формальных отношений и достигаемых статусов (рис. 7.12). Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей сохраняется и во второй.

Рис. 7.12.

В течение жизни на индивида оказывают влияние формальные и неформальные агенты социализации. В первой и последней третях жизни наиболее значимыми для человека являются неформальные отношения

В постиндустриальном обществе кардинально меняется соотношение и роль агентов социализации, которые на протяжении предыдущих тысячелетий были неизменными. Никогда еще так агрессивно средства массовой информации, прежде всего телевидение и Интернет, не вмешивались в процесс первичной социализации. СМИ влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. В традиционном и индустриальном обществах социализация протекала в "живом" контексте, в окружении родителей, родственников и друзей. Сегодня ребенок проводит у мониторов, в среде "неживых" агентов не меньше времени, чем среди людей. Институты вторичной социализации вторглись в сферу первичной социализации и начинают их вытеснять. Исследования показывают, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников.

  • От лат. reciprocus – взаимный.