Социальные эмоции.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Рисунок 1. « »

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Эмоции - состояние, которое возникает при появлении стимула, важного с точки зрения потребностей и целей организма

  • Сигнальная функция: информация о текущей ситуации
  • Коммуникативная функция: формирование отношений с окружающими

Теории:

Психоэволюционная теория (Роберт Плутчик)

Базовые эмоции: восемь эмоций соответствуют восьми основным потребностям

Компоненты : заданы генетически специфичны для эмоции неизменны

Нейрокультурная теория (Пол Экман)

Базовые эмоции: страх, гнев, грусть, отвращение, радость, удивление

Компоненты: заданы генетически специфичны для эмоции врожденные компоненты могут изменяться

Культурно заданные эмоции

Базовые эмоции: не существуют

Компоненты: существуют биологические предпосылки эмоций но все компоненты подвержены влиянию культуры существуют межкультурные различия в эмоциях

Эмоции и социальное поведение

Эмпатия – понимание человеком эмоций, которые испытывает партнер (когнитивный компонент), и сопереживание ему (эмоциональный компонент)

  • Диспозициональная эмпатия
  • Ситуативная эмпатия

Аттракция – восприятие партнера как привлекательного для общения, симпатия по отношению к нему

Партнер

1. Внешность: большую аттракцию вызывают красивые люди Эффект якоря: понижение оценки окружающих после наблюдения за красивым человеком Эффект иррадиации красоты: более высокая оценка человека, имеющего красивого партнера Эффект самосбывающегося пророчества: формирование у красивых людей более позитивных характеристик под влиянием ожиданий окружающих

2. Статус: большую аттракцию вызывают высокостатусные люди

3. Ценности, аттитюды, личностные черты: большую аттракцию вызывают люди, которым приписывают позитивные «коммунальные» черты

4. Принцип подобия: большую аттракцию вызывают люди, которые похожи на нас по… …внешности …статусу …аттитюдам и ценностям

Взаимодействие

1. Знакомость - большую аттракцию вызывают люди, которые кажутся нам знакомыми

2. Близость в пространстве – большую аттракцию вызывают люди, которые находятся близко от нас

3. Отношение со стороны партнера – большую аттракцию вызывают люди, которые позитивно оценивают нас, сделали нам что-то хорошее

4. Отношение к партнеру – большую аттракцию вызывают люди, которым мы сделали что-то хорошее

Ситуация

1. Стимулы, вызывающие радость: приятные запахи, звуки, изображения, воспоминания, смешные рассказы и т.д. Большую аттракцию вызывают люди, с которыми мы встречаемся в радостной обстановке

2. Стимулы, вызывающие тревогу: прием у врача, проход по ненадежному мосту, занятия экстремальным спортом и т.д. Большую аттракцию вызывают люди, с которыми мы встречаемся в обстановке, вызывающей легкую тревогу

В системе межличностных отношений ребенка с другими людьми - со взрослыми и сверстниками - у него возникает и развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека.

Это прежде всего самолюбие, выражающее стремление ребенка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми.

Чувство ответственности, которое представляет собой способность ребенка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам. Наиболее интенсивно это чувство развивается у ребенка в условиях учебной деятельности.

Кроме того, позитивными качествами социального развития ребенка является его расположение к другим людям (взрослым и детям), которое при непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся у ребенка способности к сопереживанию. Сопереживание «успешного» ребенка «неуспешному» создает особую атмосферу солидарности между детьми: все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения со сверстниками и учителем, которые превалируют над всеми другими.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей представляет собой один из важнейших этапов развития ребенка данного возраста (Раттер М., 1987).

Вехи в развитии

Развитие общения со сверстниками знаменует новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации.

Наиболее существенным свойством взаимоотношений ребенка со сверстниками является их принципиальное равноправие, включающее равенство прав на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в детской группе. Удовольствие от совместного времяпрепровождения, совместных занятий, сильное желание их продолжать - все это помогает детям преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений. Практика согласования ведет к развитию у детей способности строить равноправное сотрудничество между своими сверстниками, мыслящими и чувствующими по-разному.


ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 263


Развитие общения ребенка со сверстниками способствует формированию у него новой стадии эмоционального развития, которая характеризуется появлением у ребенка способности к эмоциональной децентрации.

Эта стадия эмоционального развития обычно сосуществует с предыдущей: ребенок практикует одновременно две системы отношений - отношения послушания и некритичного принятия правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые для всей компании. Такая «двойная бухгалтерия» чувств длится обычно до начала подросткового возраста, когда у растущего человека появляется потребность унифицировать свои эмоциональные отношения с миром (Цукерман Г. А., Мастеров Б. М., 1995).

Исследования


Результаты исследований показывают, что отношение ребенка к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства.

Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется в основном внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы между детьми становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста (Коломин-скийЯ. Л., 1977).

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием его как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций отдельных детей (Славина Л. С, 1966). Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная при-

Мвжду 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто разделяет их интересы.

Итак, что же относят к социальным эмоциям и чувствам? К ним относятся нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические.
Нравственные эмоции и чувства возникают у детей и развиваются в процессе общения и в ходе совместной деятельности и во многом определяются нормами морали и нравственными принципами.
Интеллектуальными называются те эмоции и чувства, которые возникают у детей в процессе познания действительности. Интеллектуальные чувства дошкольников выражаются в познавательных интересах, любознательности, в переживаниях, связанных с поисками истины, с анализом и решением проблемных ситуаций.
Эстетические эмоции и чувства есть те, которые возникают у ребенка при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического. Такие эмоции и чувства вызывают у детей как творения природы, так и творения рук человека.

Формирование высших человеческих чувств и эмоций происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения.

В связи с этим А.В. Запорожец даёт следующее определение социальным эмоциям: «социальные эмоции - эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников». В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или как отталкивающие, как интересные, удивительные или неинтересные, обычные, добрые или как злые, как красивые или как безобразные. В соответствии с ней, как пишет А.В. Запорожец, ещё до того, как дошкольник начнёт действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых – педагогов и родителей.

Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий, и, вызванной им высокой оценки со стороны взрослых, связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующим поведение. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка. Развитие эмоциональной сферы идёт «рука об руку» со становлением произвольной регуляции. Эта произвольность сначала появляется в игровой деятельности, а на 5-6 году жизни входит в другие виды деятельности. Благодаря этому эмоциональные процессы начинают актуализировать и следы прошлого опыта, т.е. как бы переносить ребёнка не только в будущее, но и в прошлое, отсюда возможность появления таких феноменов, как «стыд», «чувство вины». Вышеперечисленные эмоции и чувства являются психологическими новообразованиями, которые характеризуют личность ребёнка дошкольного возраста в целом, его «систему Я» и мироощущение.

Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький , как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам .

б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.

2. «Мои эмоции»

Игра направлена на умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции. Ребенку предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик-трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый , обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.

3. «Покажи настроение»

Данная игра снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький , а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а теперь, как лягушка на болоте. Задумчиво пройдемся, как человек, который не знает, как ему поступить, пробежимся по солнечной лужайке».

4. Игра-обсуждение «Взаимоотношения»

Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:

Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

— Входи, не стесняйся, дружок.

На стол самовар поставит

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет Баба-яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

После прочтения стихотворения обсудите его с ребенком и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе. Задайте следующие вопросы:

Почему во второй части стихотворения вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-яга?

Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?

5. «Мимическая гимнастика»

Предложите ребенку выполнить следующие мимические упражнения: сморщить лоб - расслабиться. Поднять брови - расслабиться. Сморщить лоб - поднять брови - расслабиться. Закрыть глаза - открыть и расширить глаза - поднять брови - раскрыть рот - расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри - расслабиться. Улыбнуться.

6. «Настроение»

Данная игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой различные настроения.

Ребенок садятся на . Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например:

добрый - злой; веселый - грустный; ясный - мрачный; тихий - громкий; красивый - страшный; теплый - холодный; сильный - слабый; молчаливый - общительный.

7. «Продолжи предложение»

Ребенок садятся на . Бросающий произносит какое-нибудь незаконченное предложение, а тот, кто ловит мяч, должен его закончить.

8. «Послушай»

Это упражнение помогает детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.

Попросите ребенка сесть поудобнее и закрыть глаза. Сидим тихо-тихо и слушаем, что происходит вокруг нас, внутри нас. Прислушиваемся к своим ощущениям. Далее пусть поделится, что он чувствовал, чего хотел, что услышал.

9. «Ролевая гимнастика»

Игра направлена на снятие напряжения, на эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у ребенка.

а). Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:

Очень быстро;

Шепотом;

Со скоростью улитки;

Как иностранец;

Как робот.

б). Походи, как:

Младенец;

Глубокий старик.

в). Улыбнись, как:

Кот на солнышке;

Как само солнышко.

г). Посиди, как:

Пчела на цветке;

Наездник на лошади.

д). Попрыгай, как:

Кузнечик;

Кенгуру.

е). Нахмурься, как:

Осенняя туча;

Рассерженная мама;

Разъяренный лев.

Эту игру можно провести, когда у вас дома гости. В нее с удовольствием будут играть не только , но и взрослые. Для этой можно использовать различные рисунки, аппликации, выполненные ребенком и упакованные в конверты, бандероли и т. п. На каждому игроку прикрепляется номер, который будет играть роль его адреса. Перед игрой можно предложить играющим отгадать загадки, которые связаны с почтой. Например:

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей -

Не для белки, не для мыши

Не для нижнего жильца -

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести дома не гостят -

Во все стороны летят.

(Почтовый ящик)

Что путешествует по свету, оставаясь в одном и том же углу?

Каждый участник затем решает, кому он хочет отправить свое письмо или бандероль, и ставит на них соответствующий номер-адрес. Если вы заметите, что кому-нибудь из детей никто ничего не послал, пошлите ему сами - в этой игре никто не должен чувствовать себя одиноким и обиженным. После этого вся почта отдается заранее выбранному почтальону, который доставляет письма и бандероли адресатам.

Эта игра - релаксационная. С ее помощью снимается мышечное напряжение, успокаиваются и расслабляются.

Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Ребята, начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте меня и повторяйте мои слова, про себя. Спокойно отдыхайте. Пусть каждому приснится хороший, добрый «волшебный сон».

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают-Отдыхают, засыпают...

Отдыхают, засыпают--

Шея не напряжена,

А расслаблена... .

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется...

Все чудесно расслабляется-

Напряжение улетело...

И расслаблено все тело...

И расслаблено все тело...

Будто мы лежим на травке,

На зеленой, мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы теплые и вялые,

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали.

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Открыть глаза и встать».

В процессе этой , подражая движениям зверей, совершенствует и развивает выразительность своих движений, учится управлять своим телом. Игра способствует раскрепощению.

«Зайчик»

Руки согнуты перед ю, кисти опущены. Скачет, пе­редвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.

«Кошечка»

Встать на четвереньки, вытянуть правую «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть заднюю «лапу». Затем то же левой рукой и ногой. Прогнуться.

Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив руками колени, голову вниз.

«Петушок»

Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.

«Воробушек»

Скачет на двух ножках одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крыльями», движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться.

«Лошадка»

Бьет копытом - поднимает и опускает ногу, скользя носком по полу вперед-назад. Затем скачет приставным галопом - приставляет на скаку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Голова поднята, корпус прямой.

Большинство людей верят в то, что эмоции - это природная, неуправляемая реакция организма человека на события окружающей среды. Благодаря этому мифу в нашем обществе преобладают негативные эмоции, бездушие, жестокость, эгоизм.

Теория социального психоанализа эмоций показывает то, что основные социальные эмоции человека зарождаются и развиваются из событий детства, в первую очередь из обстоятельств взаимодействия ребенка с родителями. Также теория объясняет, что маленькие дети мастерски владеют управлением своими эмоциями - включают, выключают, подбирают их как ключики для решения тех или иных ситуаций.

Теория развенчивает миф о неуправляемости эмоций и доказывает, что управлять эмоциями - это для нас естественно. Это возвращение к своему мастерству, которое было у каждого из нас в детстве.

Вот основные положения теория социального психоанализа эмоций:

Дети рождаются не беспомощными, а достаточно сильными и владеющими всеми необходимыми инструментами управления родителями для того, чтобы заботиться о своих интересах и потребностях. Основные детские инструменты управления: это комплекс оживления, удивление, интерес, хныкание, разные виды плача (недовольство, агрессия, страх, отвращение). На начальном этапе этого ограниченного арсенала ребенку достаточно для управления родителями.

Примерно с 3 до 7 лет дети мастерски владеют своими эмоциями, знают для кого и зачем они их проявляют, эмоции у них намерены, осознанны и произвольны.

В этом возрасте ребенок может мгновенно запустить и остановить свой плач, выбрать необходимую громкость и тембр, адресат. Дети четко отвечают на два вопроса: кому они плачут и зачем. Также с 3-х лет для того чтобы обыгрывать родителей и родственников ребенок осваивает новые, более серьезные, энергичные эмоции - истерику, обиду, капризы, раздражение, злость, возмущение, стеснительность, скуку, усталость, страхи, отчаяние, ужас.

С 4- лет в процессе социализации у ребенка постепенно начинается деградация управления своими эмоциями, которые к 16-18 лет превращаются в непроизвольные и неуправляемые.

В процессе общения со сверстниками, такими же профессионалами во владении эмоциональными манипуляциями, ребенок осознает, что побеждает в эмоциональных боях сверстников тот, кто делает свои эмоции максимально сильными - т.е подключает всё тело, отключает мозги и делает себя будто неуправляемым. Дети постепенно начинают скрывать намеренность эмоций, ответственность за эмоции перекладывают на других. Усваивается привычка в трудных ситуациях не думать, а переживать. Требования родителей сопровождаются эмоциями, закладывается основа для Внутреннего саботажника.

Таким образом в возрасте от 16 до 18 лет ключи управления эмоциями теряются полностью. Ребенок надевает маску. Эмоции становятся шаблонной привычкой, непроизвольной, автоматической реакцией.

При выходе во взрослую жизнь ребенок встает перед выбором: вернуть ли себе ключи управления эмоциями или же верить в то, что его эмоции непроизвольны.

Если раньше выученные автоматические эмоции помогали ребенку выигрывать, то выходя во взрослую жизнь, взрослый ребенок понимает, что на его эмоции уже никто не реагирует, что уже так не получается получить то, что хочется.

Кто-то взрослеет и возвращает себе ключи управления эмоциями. А кто-то остается в состоянии ребенка и находит друзей, с которыми можно продолжать играть в эмоции, как в детстве, и продолжает по привычке выяснять отношения, спорить, мстить уже самому себе и своей Жизни.

Если в процессе всего воспитания родители не управляют ребенком, то ребенок начинает управлять родителями.

Если не управлять ситуацией, то в первую очередь ребенок выучивает негатив. Ребенок начинает подбирать ключи и управлять родителями с помощью негативных эмоций. Родители могут управлять ребенком - его вниманием, переключать и опережать его требования, устанавливать правила и требования, проявлять твердость. Важно не потакать капризам, но и не обвинять в ловкачестве, так как это негативные внушения. Искать и внушать позитив.

А что Вы думаете о теории социального психоанализа эмоций?

Управляете ли Вы своими эмоциями полностью или же ключи управления ими где-то потерялись?

Милена Владимова