Социометрический метод выявляет. Социометрия как метод в психологии

sociometry) Морено описал целый ряд способов сбора данных о межличностных отношениях в группах. Один из таких подходов, получивший название С., привлек к себе большое внимание со стороны психологов и педагогов, поскольку обеспечивал простой метод измерения межличностной аттракции среди членов группы. Этот метод широко использовался в изучении соц. структуры игровых, рабочих и учебных групп, а тж оказался полезным в оценке межличностной привлекательности индивидуумов. Социометрические данные могут описываться в виде количества выборов (или отказов), получаемых отдельным членом группы. Они могут также выступать в качестве основы для построения "социограммы", представляющей собой "карту" выборов, осуществляемых в ответ на поставленный вопрос. С. может использоваться для изучения факторов, связанных с групповой моралью, и социометрические методы могут применяться в любом исслед., рассматривающем межличностные оценки, аттитюды, убеждения, или впечатления, возникающие в групповых условиях. К числу переменных, изучавшихся с использованием социометрического метода, относятся лидерство, честность, агрессивность, престиж и личная адаптация (personal adjustment). См. также Ингруппы/аутгруппы, Межличностное восприятие Г. К. Линдгрен

СОЦИОМЕТРИЯ

микросоциология) - созданные Дж. Морено наука об обществе, психологическая теория общества и одновременно - экспериментальный метод, тест социально-психологический, обеспечивающие изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемые для оценки связей межличностных эмоциональных в группе.

Ныне понимается преимущественно как отрасль социологии, психологии социальной и психотерапии групповой, направленная на изучение и гармонизацию отношений межличностных в группах малых с использованием различных количественных методов и методик инструментальных.

В основе теоретической социометрии лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни - экономические, политические - состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества, вне зависимости от его классовой структуры, могут быть разрешены путем перестановки людей согласно их эмоциональным предпочтениям - так, чтобы "социометрическая" революция позволила гармонизовать отношения общественные, являющиеся системами взаимного предпочтения или отвращения людей.

Одно из центральных понятий этой теории - теле, - термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность отношений межличностных, в кои они вступают. В результате социометрической процедуры составляются матрица социометрическая, социограмма, вычисляются социометрические коэффициенты сплоченности групповой, понимаемой как коммуникативная общность.

Для социометрии характерно активное использование анкетирования, интервьюирования, тестирования, индексации, применение социоматриц и социограмм, различных модификаций дискуссий групповых, игр ролевых и деловых, психодрамы и социодрамы.

Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные в рамках концепции опосредования деятельностного отношений межличностных, показали, что социометрия позволяет проанализировать лишь внешний эмоциональный слой активности групповой и не дает возможности проводить анализ отношений межличностных на основе учета факторов социальных.

СОЦИОМЕТРИЯ

англ. sociometry) - теория и метод, разработанные австрийско-амер. психиатром Якобом Морено (Moreno, 1890-1974), позволяющие эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. В настоящее время С. рассматривается как направление в социально-психологических исследованиях, в которых используются социометрические методы (методики, тесты). См. Социометрический метод исследования (в возрастной психологии). (Б. М.)

СОЦИОМЕТРИЯ

1. Свободное значение – любая попытка измерить, квантифицировать или формализовать межличностные связи. Наиболее разработанным методом является метод Дж. Морено. 2. Специальное значение – методы и теория, созданные в значительной степени благодаря деятельности Джекоба Л. Морено, которые являются основой для наиболее часто используемых процедур измерения социальных вещей. Методы Морено состоят, прежде всего, из выяснения сети взаимосвязей, существующих между различными членами группы. Процедурой для установления набора связей является социометрический тест, и окончательная схематическая диаграмма, которая строится на основании этого теста, называется социограммой.

Социометрия

Научный метод, с помощью которого можно количественно измерить взаимоотношения в группе. Этот метод позволяет предсказать законы межличностных взаимоотношений, которые будут действовать в конкретных ситуациях.

Социометрия

лат. societas - общество + греч. metreo - измеряю] - разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. В основе теоретической С. лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни - экономические, политические - состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Дж. Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества, вне зависимости от его классовой структуры, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так, чтобы "социометрическая" революция позволила гармонизировать общественные отношения, являющиеся, по их мнению, системами взаимного предпочтения или отвращения людей. Одно из центральных понятий этой теории "теле" - термин, обозначающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которые они вступают. В результате социометрической процедуры составляются социометрическая матрица, социограмма, вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности. Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные в рамках концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений, показали, что С. позволяет проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности и не дает возможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе учета глубинных социальных факторов. И.В. Поротова

СОЦИОМЕТРИЯ

от лат. societas - общество и греч. metreo измеряю) - - метод стандартизированных испытаний с целью измерения межличностных отношений в малых группах. С, являясь одной из форм группового опроса, позволяет диагностировать и прогнозировать изменения в структуре взаимоотношений личности в коллективе, дает возможность количественного подхода к изучению явлений межличностного общения. Сущность социометрического подхода состоит в том, что при помощи субъективных оценок деятельности других члейов коллектива или выборов по каким-либо признакам определяется как облик отдельных личностей в коллективе, так и облик всего коллектива. Наиболее распространенными являются два основных варианта социометрического опроса: 1) метод выборов- каждый человек выбирает другого человека для какой-либо совместной деятельности, основываясь на симпатиях или антипатиях к этому человеку; 2) метод оценки - каждый человек оценивает или характеризует других членов группы. Оба этих метода позволяют исследовать неофициальную структуру группы. Они позволяют получить структуру взаимоотношений в группе на момент исследования: раскрыть имеющиеся группировки, определить степень авторитетности всех членов группы, выявить лиц, вносящих в сферу общения элементы раздора, вражды, и т. д. Выявление этих вопросов позволяет определенным образом строить воспитательную работу с целью повышения эффективности группы, однако эту работу нужно проводить весьма деликатно и осторожно; в противном случае можно получить отрицательный эффект. Результаты социометрического опроса заносятся в специальную таблицу - социоматрицу и обрабатываются с применением специальных математических методов, на основании чего строится графическое изображение взаимоотношений в группе- социограмма. В инженерной психологии метод С. в сочетании с другими методами (гомеостат, кибернометр и др.) применяется для изучения взаимоотношений в операторских группах (расчетах, экипажах, бригадах), в частности для определения типа коммуникативного поведения отдельных операторов, анализа психологической совместимости группы и пр.

Социометрия - это совокупность методов, с помощью которых в психологии измеряют межличностные отношения на основе определённых данных и параметров. Разработчиком этой теории считается социальный психолог и психиатр из США Якоб Леви Морено.

Фундамент социометрии был заложен им во время Первой мировой войны, когда Морено ещё был подданным Австро-Венгрии и работал в лагере для беженцев . Он обратил внимание, что можно значительно улучшить микроклимат в лагере, устранить конфликты и гармонизировать социальные отношения, если перед расселением людей по баракам распределять их в зависимости от таких факторов, как политические взгляды, религиозные убеждения и национальность. Результаты своего исследования Морено изложил в письме, отправленном им на имя министра внутренних дел Австро-Венгрии, в котором, кстати, впервые прозвучал термин «социометрия» .

Чаще всего методы социометрии применяют для изучения особенностей взаимодействия индивидов в небольших группах, например, чтобы узнать, какие связи внутри группы складываются между людьми, какова причина возникновения иерархических уровней взаимоотношений. Реже социометрические исследования используются для выявления закономерностей функционирования крупных социальных образований, таких, как социальные слои, классы населения или даже коллективы очень крупных предприятий.

На современном этапе социометрия - абсолютно прикладная наука, которая применяет теоретические разработки социологии и психологии и не имеет самостоятельного статуса. Сегодня деятельность социометристов заключается в том, чтобы исследовать и гармонизировать отношения между людьми в малых группах, используя разработанные ими количественные методы, а также инструментальные методики.

Зачем нужна социометрия?

Якоб Морено полагал, что абсолютно любую сторону жизни социума: политическую, спортивную, образовательную или экономическую, - можно объяснить отношениями между индивидами, возникающими на эмоциональном уровне, т. е. на основе антипатий и симпатий, возникающих между личностями в процессе общения или другого взаимодействия. Поэтому Морено предлагал провести в обществе так называемую социометрическую революцию, цель которой заключается в том, чтобы улучшить и привнести гармонию в общественные отношения .

Эти отношения, по его мнению, во многих случаях конфликтны и неэффективны ввиду того, что люди, к какому бы социальному слою или классу они ни принадлежали, взаимодействуют на эмоциональном уровне. Отсюда он сделал вывод: чтобы улучшить производительность труда или разрешить застарелые политические междоусобицы, нужно выявить эмоциональные предпочтения индивидов, а затем осуществить перестановку людей в соответствии с выявленными закономерностями. В этом, с точки зрения Морено, и заключается смысл и цель «социометрической революции ».

Понятия, применяемые в социометрии

  1. «Теле» - это наиважнейшее понятие, которое применяют социометристы. Оно означает простейшую чувственную единицу , которая может передаваться от одной личности к другой. С помощью «теле» учёные определяют, в какое количество межличностных отношений вступили изучаемые индивиды и насколько их взаимодействия оказались успешными.
  2. На основе «теле» формируются социограммы, социометрические матрицы и индексы . Что это такое? В результате социометрического исследования, проведённого с помощью методов, о которых подробно будет рассказано ниже, учёные вычисляют коэффициенты, позволяющие судить о сплочённости, наличии или отсутствии коммуникации между членами группы, наличии скрытых конфликтов и других параметрах, характеризующих исследуемый объект. Эти коэффициенты заносятся в матрицу, с их помощью вычисляются социометрические индексы, отношения между индивидами графически отображаются на социограмме, и социометристы на их основе могут предоставить обоснованный вывод о существующих межличностных связях в изучаемой группе.

Тезисы социометрии

Важные данные, выявляемые с помощью социометрических методов

  1. Уровень разобщённости или сплочённости социальной группы.
  2. Динамика и структура отношений, сложившихся внутри группы.
  3. Психологический климат в социальной группе.
  4. Этап развития группы (она появилась недавно или уже организована и крепко сплочена).
  5. Выявление неформальных лидеров и группировок, которые они возглавляют.
  6. Выявление социального статуса членов группы или, иными словами, внутригрупповой авторитетности (лидер, свита, середняки, низший класс, изгои).

Социометрическое исследование: как оно проводится

Как правило, предпосылкой к использованию социометрических методик является серьёзная напряжённость внутри коллектива и в связи с этим, постоянно возникающие конфликты, значительно ухудшающие эффективность совместной деятельности. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить очаги напряжения , определить, какие люди неприязненно относятся друг к другу, и на основе полученных данных переместить враждующих сотрудников в разные отделы.

Большой плюс социометрических методов заключается в следующем: они совсем не затратны по времени (в большинстве случаев на исследование достаточно пятнадцати минут) и не требуют индивидуальных бесед с каждым членом коллектива.

Недостатком этих методик является то, что социометрия работает с причинами конфликтов, в основе которых находятся антипатии или симпатии людей , поэтому, если междоусобицы и трения вызваны какими-либо иными источниками, необходимо использовать другие способы их разрешения.

Человеку, проводящему такое исследование, нужно позаботиться об обеспечении его надёжности. Для этого требуется правильно отобрать критерии для изучения в соответствии с методикой исследования и предварительно познакомиться с людьми, составляющими группу или коллектив, чтобы иметь представление об особенностях изучаемой общности индивидов .

Схема действий при проведении социометрического исследования

Какие вопросы задают социометристы при проведении социометрического исследования?

Если изучаются деловые взаимоотношения , то набор вопросов может быть таким:

  • С кем бы вы отправились в служебную командировку на продолжительное время?
  • С какими сотрудниками из трудового коллектива вы бы ни за что не поехали в командировку?
  • Кто, по вашему мнению, лучше всех справился бы с обязанностями лидера?
  • Кому ни в коем случае не следует брать на себя лидерские функции?
  • Кого из членов группы вы могли бы попросить оказать вам посильную помощь? Укажите, к кому вы обратились бы в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь?
  • Кто не заслуживает вашего доверия, и к кому вы не стали бы обращаться с просьбой о помощи, даже если бы очень в ней нуждались?

Если требуется изучить личные отношения , то вопросы могут быть следующего рода:

Формы социометрической процедуры

На настоящий момент социометрия различает две формы и методики проведения исследований.

Первая из них называется непараметрическая процедура . Её суть заключается в том, что испытуемый при ответе на предлагаемые вопросы не ограничен исследователями в числе выборов. На практике это означает следующее: если число членов коллектива или группы составляет, например, восемь человек, включая опрашиваемого, то при ответе на любой вопрос испытуемый вправе выбрать от 1 до 7 вариантов либо не выбрать ни один из них.

К несомненному достоинству этой процедуры следует отнести то, что она эффективно выявляет социальные связи в группе во всём их многообразии и определяет эмоциональную экспансивность испытуемого. Однако, если число членов коллектива превышает шестнадцать человек, то для тщательного анализа отношений внутри группы может понадобиться помощь электронно-вычислительных средств.

Существенным недостатком этого метода считается значительная вероятность получения так называемого случайного выбора , когда опрашиваемый из моральных или личных побуждений пишет или отвечает, что выбирает всех. Как правило, такое поведение продиктовано вежливостью или формальной лояльностью к исследователям или членам своей группы. Это затрудняет получение адекватных и объективных результатов.

Для того чтобы преодолеть недостатки непараметрической процедуры, была разработана параметрическая процедура . Перед началом опроса каждому испытуемому говорится, что он может выбрать определённое число людей из участников группы, не больше и не меньше. В социометрии в подобном случае пишут, что на опрашиваемого наложили социометрическое ограничение или, согласно терминологии некоторых социометристов, лимит выборов.

В чём преимущества такой процедуры? Прежде всего, она способствует более внимательному отношению испытуемых к исследованию и тщательному обдумыванию ответов. Учёные отмечают, что при применении параметрической процедуры надёжность собранных данных улучшается , а это, в свою очередь, облегчает и ускоряет обработку материалов статистическими методами. И, разумеется, преодолевается главный недостаток непараметрической формы - случайные и необдуманные ответы.

Социометрические методы были предложены в 1930-х гг. известным американским психиатром и социальным психологом Якобом Л. Морено(1892-1974) в рамках развиваемой им теории социометрии – метода исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами.

Социометрия в трактовке Морено – проект социальной науки в целом. Основная идея – малая группа – модель общества: для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных (неформальных) отношений, которую возможно выявить посредством специальных методов. Психическое здоровье, адекватность поведения человека зависят от его положения во внутренней, неформальной структуре отношений в малой группе; недостаток симпатий порождает жизненные трудности.

Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно и это неустранимо. Структура неформальных групповых отношений зачастую не совпадает с объективной структурой групп; несовпадение этих структур порождает конфликты, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей. А значит, все проблемы современного общества могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Способствовать этому должна социометрия, т.к. социометрические процедуры позволяют определить положение человека в неформальных связях, понять его проблемы.

Социометрический метод – метод исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Назначение социометрической процедуры:

а) изменение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Основная цель – превращение старого социального устройства в новое социальное устройство и преобразование групп, чтобы формальная поверхностная структура соответствовала глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.

В узком смысле социометрические методы – это способы изучения структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Правило адекватной мотивации участников: процедура любого теста должна совпадать с интересами испытуемых.

Триединая система Морено включает в себя три группы методов: социометрическую тестовую методику (тест), психодраму и социодраму, а также групповую моренотерапию (групповую терапию).


Критерии (по Золотовицкому):

1. Социометрия должна быть добровольна, а не анонимна.

2. Критерий выбора должен быть событие, а не вопрос, очевидное и понятное всем. Самый надежный способ, оказаться всем в одном и том же событии – это социодрама.

3. Экспериментов должно быть столько, сколько человек в группе.

4. Результатом будет не знание, а определение и оптимизация меры общения.

5. Культурный запрет на отрицательные выборы и на перенос выбора на человека.

Возможности социометрического метода:

1. изучение межличностных отношений в малых группах.

2. изучение социометрического статуса членов малой группы,

3. выявление уровня сплоченности группы, представление о групповых ценностях,

4. возможная коррекция взаимоотношений людей в группах.

Ограничения метода:

1. данный метод можно реализовывать только при наличии всех или почти всех членов группы,

2. исследование можно проводить только в коллективах имеющих опыт в 6 месяцев,

3. полученные данные нельзя рассматривать как полноценную картину внутригрупповых отношениях, надо проводить еще другие методы,

4. ситуация в группах быстро меняется, она динамична. Изменяются социометрические статусы и роли,

5. социометрическая карточка не является анонимной.

Понятие «социометрия»

В системе социальных наук особое место как объект исследования занимает малая группа. Внутри малой группы часто можно встретиться с конфликтными ситуациями и разногласиями, которые необходимо урегулировать. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является социометрия.

Сам термин «социометрия» имеет латинское и греческое происхождение и обозначает:

  • С одной стороны – отрасль социальной психологии и социологии. Отрасль занимается изучением межличностных отношений, симпатиями и антипатиями внутри группы;
  • С другой стороны – прикладное направление, оно включает в себя изучение, совершенствование, использование необходимого инструментария для решения практических задач.

Как теоретическая система и как система практических методов, социометрия связана с жизнью и творчеством известного социолога, психиатра, социального психолога Джекоба Л. Морено. Он считается основателем социометрии. Термин был предложен ученым в 30-е годы XX века. Важными работами Л. Морено в этой области являются такие как «Социометрическая статистика социальных конфигураций» (1937), «Социометрия в действии » (1942), «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» (1951) и многие другие.

Л. Морено оказал большое влияние на развитие современной западной социологии и социальной психологии. Методы социометрии, получив широкое распространение, используются во многих странах мира. В нашей стране внедрение этого метода связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова и др.

Диагностируя межличностные взаимоотношения в малой группе метод социометрии, позволяет выявить:

  • Особенности систем неформальных отношений в малой группе;
  • Степень психологической совместимости людей, входящих в группу;
  • Внутригрупповые статусы участников процедуры;
  • Качество психологической атмосферы группы.

Достоинством этого метода является то, что внутригрупповые отношения конкретно выражены в виде таблиц, графиков, схем, числовых величин. Недостаток заключается в том, что социометрия не дает возможности установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Отсюда следует, что полное изучение малой группы должно проходить в комплексе с другими методиками.

Социометрия в настоящее время активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.

Социометрические тезисы Морено

Люди родились из общения, и влияют друг на друга. Превратить старое социальное устройство в новое, является целью социометрического эксперимента и Дж. Морено выдвигает свои социометрические тезисы:

  • Между собой все люди связаны, а человечество представляет собой органическое единство со своей собственной структурой. Социометрическая структура определяет все остальные – социальную, экономическую, психологическую, политическую и др. В социометрической структуре заключена самая мощная энергетика всех изменений человеческой реальности. Напряженность общества в той ли иной ситуации будет тем сильнее, чем сильнее различаются между собой социометрическая структура и внешнее общество;
  • Социальная реальность складывается из субъективных реальностей человека, её нельзя исследовать объективно и кому-то преподнести. Экспериментатор, работающий с группой, должен на это время становиться частью этой группы;
  • Социометрический метод работает с уникальной и неповторимой ситуацией, поэтому его нельзя считать ни психологическим, ни социологическим. Социометрический метод:
  1. Ищет наиболее актуальную реальность для конкретной группы, т.е. проводит диагностику группы;
  2. Любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию её участниками, проверяет на реальность;
  3. Очерчивает границы ситуации, границы контракта.
  • В любой группе и в каждой ситуации нельзя устранить неравномерность выборов.
  • Каждая ситуация имеет свою социодинамику, т.е. своих «звезд» и своих отверженных. В каждой группировке есть свои лидеры. Такие отверженные есть у всех народов и во все времена, Морено называет их «социометрический пролетариат». В своем обществе, в конечном итоге, он и страдает от экономической, расовой, политической, религиозной, психологической нищеты;

  • Социометрия – это возможность совместного действия, а не просто ответ на вопрос – почему люди действуют так, а не иначе, выбирают тех, а не других. Социометрия Морена погружается во все отношения всех участников;
  • Развитие социальных структур идет социогенетически. Социометрические методы дают возможность увидеть рудиментарные структуры отношений предшествующей формацией и будущей. Действуют они одновременно и могут сопротивляться не только изменениям, но и консервации. Социометрия может это увидеть и повлиять на дальнейшее развитие. Между тем, социометрия не утверждает и не навязывает ценностей, не оценивает их. Она может просто помочь проявлению реальных чувств, взгляду на себя и на других со стороны. Она не призывает – «Давайте жить дружно» и не примеряет людей ради самого мира. Социометрия делает отношения реалистичными и открытыми. В конечном счете, результаты социометрического эксперимента обязательно принесут пользу не только отдельным участникам, но и всей группе в целом;
  • На первых порах социометрия становится важным делом конкретных людей именно здесь и сейчас. Эти «здесь» и «сейчас» множеством нитей связывают их с другими людьми не только выбором. Выбор – это, прежде всего, эмоционально чувственный канал, канал передачи любого человеческого содержания: знаний, энергии, верований и др. Это еще и констатация социометрической ситуации и первый шаг по её изменению.
  • Сегодня особенно важно понять, что невозможно отгородиться непроницаемой стеной, поставить заслон между людьми и группами людей, организациями и государствами, т.к. это означало бы социальную смерть. Понять себя и свой путь – это значит понять окружающих, прояснить отношения со всеми, со всем человечеством. Социометрия меняет группу изнутри, меняет её отношение к другим группам и вызывает социальную революцию на микроскопическом уровне.

    Методы социометрии

    Различные социологические методы и, в частности, методы социометрии, используются при изучении малых групп. В различных сферах микросоциологии свое применение находит технический аппарат социометрии. Он позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, выработать принятие коллективных решений.

    Аутосоциометрические методы

    Аутосоциометрия используется для осознания взаимосвязей, объединяющих людей в группы и представляет собой способы изучения взаимоотношений. В качестве объекта изучения выступают представления индивидов об отношениях друг к другу. На какое-то время каждый человек в группе становится как бы социометристом. Задача исследователя заключается в сборе всех мнений о групповой структуре, и решаться может различными способами. Выбор способа зависит от состава группы, степени её сплоченности, вовлеченности каждого члена группы во внутригрупповую деятельность и др. Способы, наиболее приближенные к социометрии:

    • Ретроспективная аутосоциометрия. Суть способа заключается в заполнении аутосоциоматрицы или, говоря другими словами, каждый член группы прогнозирует выборы других членов по какому-либо критерию. Кроме этого, он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы и ему. Способ для участников группы достаточно труден и проводится или с учебными целями или для развития собственной рефлексии – предугадывание поведения других людей;
    • Прямое ранжирование всех индивидов по их положению в группе.
    • Ранжирование проводится с использованием каких-то категорий, например, попросить каждого ученика распределить всех одноклассников, включая себя, на четыре группы:

  • Упражнение «Планета». Это косвенный путь видения своего положения в системе межличностных отношений. Это упражнение, заимствованное из социодрамы, может быть включено в тренинг личностного роста или использоваться в русле учебных занятий по психологии;
  • Социометрический перцептивный тест. Он используется, как правило, в психодиагностических целях и для определения показаний к психодраматической терапии. Испытуемый не только отмечает свои выборы, в соответствии с заданными критериями, он отмечает выборы, касающиеся его самого и отвержения со стороны членов группы. Результаты социометрического перцептивного теста и реального социометрического теста в результате сопоставления социограмм у психически здоровых людей в значительной степени совпадают.
  • Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    Социометрическая процедура может иметь целью:

    а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
    б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии , где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
    в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

    Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

    Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

    Социометрическая процедура

    Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

    Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

    С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

    Примеры вопросов для изучения деловых отношений

    1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

    б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

    2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

    б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

    3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

    б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

    Примеры вопросов для изученным личных отношений

    1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

    б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

    2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

    б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

    3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

    б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

    При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

    Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

    Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

    В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.

    Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

    Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

    Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

    Социометрическая карточка

    При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

    Величины ограничения социометрических выборов

    Результаты социометрии. Обработка данных

    Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

    Социоматрица (таблица) . Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

    По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

    Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

    Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 Иванов +1 +2 +3 -1
    2 Петров +1 +3 +2
    3 Сидоров -1 +1 +2 +3
    4 Данилова +2 +1 +3
    5 Александрова +2 +1 +3 -3 -2
    6 Адаменко
    7 Петренко +1 +3
    8 Козаченко +1 +3 +2
    9 Яковлева +2 +1 +3 -1
    10 Шумская +2 +1 +3 -1
    Кол-во выборов
    Кол-во баллов
    Общая сумма

    Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.

    Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.

    Социограмма

    Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий . Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

    ——> позитивный односторонний выбор,
    <——> позитивный обоюдный выбор,
    ------> негативный односторонний выбор,
    <------> негативный обоюдный выбор.

    Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

    Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

    Социометрические индексы

    Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.

    I-члена группы определяется по формуле:

    где С i — социометрический статус i-члена, R + и R - — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.

    Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

    Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

    Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

    J-члена группы высчитывается по формуле

    где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R j — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

    Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности .

    Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

    где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? R j (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

    Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

    :

    где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, А ij + — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

    Литература:

    1. Методы психологической диагностики. - М., 1993
    2. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990