Солдатский быт в годы великой отечественной войны. Истории о солдатской смекалке во время великой отечественной

ВОВ многогранна, на эту тему написано много книг, статей, мемуаров и воспоминаний. Но долгое время под воздействием идеологии эти темы освещались в основном с политической, патриотической или общевоенной точки зрения, роли каждого отдельно взятого солдата уделялось очень мало внимания. И только во времена хрущевской «оттепели» стали появляться первые публикации основанные на фронтовых письмах, дневниках и неопубликованных источниках, освещающие проблемы фронтового быта, периода Отечественной войны 1941 – 1945 г. Как жили солдаты на фронте, чем занимались в короткое время передышек, что ели во, что были одеты, все эти вопросы важны в общем вкладе в великую победу.


На начальном войны солдаты носили гимнастерку и штаны с накладками из брезента в районах локтей и колен, накладки эти продлевали срок службы обмундирования. На ногах носили ботинки и обмотки, которые были главным горем всей служивой братии, особенно пехоты так, как они были неудобными, непрочными и тяжелыми.


Вплоть до 1943 года непременным атрибутом являлась так называемая "скатка", скатанная и надетая через левое плечо шинель, доставляющая массу хлопот и неудобства от, которой солдаты избавлялись при любом удобном случае.



Из стрелкового в первые годы войны большим почтением и любовью у солдат пользовалась легендарная "трехлинейка", трехлинейная винтовка Мосина образца 1891 г. многие солдаты давали им имена и считали винтовку настоящим боевым товарищем ни когда не подводящим в тяжелых условиях боя. А вот например винтовку СВТ-40 не любили из за ее капризности и сильной отдачи.


Интересную информацию о жизни и быте солдат содержат такие источники информации, как воспоминания, фронтовые дневники и письма, менее всего подверженные идеологическому влиянию. Например традиционно считалось, что солдаты жили в блиндажах и дотах. Это не совсем верно, большинство солдат располагалось в окопах, траншеях или просто в ближайшем лесу ни сколько об этом не жалея. В дотах было всегда очень холодно в то время еще не существовало систем автономного отопления и автономного газоснабжения , которыми мы сейчас пользуемся например для отопления дачи и поэтому солдаты предпочитали ночевать в окопах, накидав на дно веток и растянув сверху плащ-палатку.


Питание солдат было нехитрым "Щи да каша-пища наша" эта пословица точно характеризует паек солдатских котелков первых месяцев войны и конечно же лучший друг солдата сухарь, любимое лакомство особенно в походных условиях, например на боевом марше.
Также солдатский быт в кроткие периоды отдыха невозможно представить без музыки песен и книг, рождавших хорошее настроение и поднимавших бодрость духа.
Но все-таки самую важную роль в победе над фашизмом сыграла психология русского солдата, способного справиться с любыми бытовыми трудностями преодолеть страх, выстоять и победить.

Лагерь екатерининских солдат. Иллюстрация Александра Бенуа для издания «Картины по русской истории». 1912 год Wikimedia Commons

Рекрут XVIII столетия после долгой дороги попадал в свой полк, который становился для молодых солдат родным домом — ведь служба в XVIII веке была пожизненной. Только с 1793 года ее срок был ограничен 25 годами. Новобранец принимал присягу, навсегда отделявшую его от прежней жизни; получал из казны шляпу, кафтан, плащ-епанчу, камзол со штанами, галстук, сапоги, башмаки, чулки, исподние рубахи и портки.

«Инструкция полковничья конного полку» 1766 года предписывала учить рядовых «чистить и вохрить штаны, перчатки, перевязь и портупею, связывать шляпу, наложить на нее кашкет и обуть сапоги, положить на них шпоры, привить косу, надеть мундир, а потом стоять в требуемой солдатской фигуре, ходить просто и маршировать… и когда во всем том он привыкнет, начать обучать ружейным приемам, конной и пешей экзерциции». Требовалось немало времени, чтобы научить мужицкого сына молодцевато себя держать, «чтобы крестьянская подлая привычка, уклонка, ужимка, чесание при разговоре совсем были у него истреблены». Солдаты должны были бриться, но зато им разрешалось отпускать усы; волосы носили длинные, до плеч, и в парадные дни пудрили их мукой. В 30-х годах солдатам было приказано носить букли и косы.

Требовалось немало времени, «чтобы крестьянская подлая привычка, уклонка, ужимка, чесание при разговоре совсем были у него истреблены»

Приходя в роту или эскадрон, вчерашние мужички-общинники включались в привычную для них форму организации — солдатскую артель («чтоб не меньше восьми человек в каше было»). При отсутствии развитой системы снабжения (и привычных для нас магазинов и лавочек) русские солдаты приспособились обеспечивать себя всем необходимым. Старослужащие обучали новичков, опытные и умелые закупали на артельные деньги дополнительный провиант, сами чинили амуницию и шили мундиры и рубахи из казенного сукна и полотна, расторопные на постое нанимались на заработки. Деньги из жалованья, заработков и наградных отчислялись в артельную кассу, во главе которой солдаты избирали степенного и авторитетного «расходчика», или ротного старосту.

Такое устройство военной жизни делало русскую армию XVIII века социально и национально однородной. Чувство связи в бою обеспечивало взаимную выручку, поддерживало боевой дух солдата. С первых же дней новобранцу внушали, что теперь «он уже не крестьянин, а солдат, который именем и чином своим от всех его прежних званий преимуществен, отличается от них неоспоримо честью и славою», так как он, «не щадя своей жизни, обеспечивает своих сограждан, обороняет отечество… и тем заслуживает признательность и милость Государя, благодарность земляков и молитвы чинов духовных». Рекрутам рассказывали историю их полка с упоминанием сражений, где этот полк участвовал, и имен героев и полководцев. В армии вчерашний «подлый мужик» переставал быть крепостным, если был им прежде. Крестьянский парень становился «государевым слугой» и в эпоху постоянных войн мог дослужиться до унтера и даже — если повезет — до обер‑офицера. «Табель о рангах» Петра I открывала дорогу к получению дворянского звания — таким образом «вышла в люди» примерно четверть пехотных офицеров петровской армии. За примерную службу предусматривалось повышение оклада, награждение медалью, производство в капралы, сержанты. «Верные и истинные слуги отечества» переводились из армии в гвардию, получали медали за сражения; за отличия по службе солдат жаловали «по рублю» с чаркой вина.

Повидавший в походах дальние края служивый навсегда порывал с прежней жизнью. Состоявшие из бывших крепостных полки без колебаний подавляли народные волнения, и в XVIII и в XIX веках солдат не ощущал себя крестьяни-ном. Да и в повседневной практике солдат привыкал жить за счет обывателей. На протяжении всего XVIII века русская армия не имела казарм. В мирное время она располагалась на постой в домах сельских и городских жителей, которые должны были предоставлять военным помещения, постели и дрова. Освобождение от этой повинности было редкой привилегией.

В повседневной практике солдат привыкал жить за счет обывателей
Фузилеры пехотных полков 1700-1720 годов Из книги «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», 1842 год

В короткие дни отдыха от боев и походов солдаты гуляли вовсю. В 1708 году во время тяжкой Северной войны бравые драгуны «становились постоем в городках. Вино и пиво собирали до обозу. А некой чины шляхетские пили невмочь. Поносили таковых зело, а також били батожьем государевым именем. А блудовство все же являлось. Имали по закутам драгунов швадроных шляхетов. Были дети те млады и проходу от сих блядовин девкам да бабам никакого нету «Шляхеты» — служившие в драгунском эскадроне («шквадроне») дворяне (шляхта). Эти-то молодые дворяне и не давали прохода бабам. . Полковник наш и кавалер достойный Михаил Фаддеич Чулишов страшать всех тех, кто дерзок, велел и бити в батоги. <…> А те дра-гуны да гранодиры, кои из баталий мелких вышадши были, — те отдыхали и с калмыки да со татаре кумыс пили, сдобря водкой, а потом с соседским полком на кулаки дрались. Де мы, корили, бились и животы лишались, а де вы ховались и свеев Свеи — шведы. убоялись. И в дальний швадрон шатались и лаялись матерно, и полковники не знали, что и делать. Государевым повелением самые злостные ималась и вещались и в батоги бились на козлах пред всем фрунтом. И нашим из шквадрона двоим тоже досталось драгуну Акинфию Краску и Ивану Софийкину. Вешаны были за шею. А у Краска так от удавления язык выпал, то даже до средины грудей доставал, и многие дивились тому и глядеть ходили» «Записки служебные (дневник) Симеона Куроша, капитана швадрона драгунского, рославского же». .

И в мирное время постой войска в каком-либо местечке воспринимался обыва-телями как настоящее бедствие. «Он распутствует с его женой, бесчестит его дочь… ест его цыплят, его скотину, отнимает у него деньги и бьет непрестанно. <…> Каждый месяц перед выходом из мест квартирования должны собирать крестьян, опрашивать их о претензиях и отбирать у них подписки. <…> Если крестьяне недовольны, то их поят вином, напаивают их, и они подписывают. Если же, несмотря и на все это, они отказываются подписывать, то им угро-жают, и они кончают тем, что умолкают и подписывают», — описывал поведение солдат на постое в екатерининское время генерал Ланжерон.

Солдат распутствует с его женой, бесчестит его дочь, ест его цыплят, его скотину, отнимает у него деньги и бьет непрестанно

Офицеры имели возможность более изысканного досуга — особенно за границей. «…Все прочие офицеры нашего полку, не только молодые, но и пожилые, занимались совсем иными делами и заботами. Всех их почти вообще усердное желание быть в Кенигсберге проистекало совсем из другого источника, нежели мое. Они наслышались довольно, что Кенигсберг есть такой город, который преисполнен всем тем, что страсти молодых и в роскоши и распутствах жизнь свою провождающих удовлетворять и насыщать может, а именно: что было в оном превеликое множество трактиров и бильярдов и других увеселительных мест; что все что угодно в нем доставать можно, а всего паче, что женский пол в оном слишком любострастию подвержен и что находится в оном превеликое множество молодых женщин, упражняющихся в бесчестном рукоделии и продающих честь и целомудрие свое за деньги.
<…> Не успело и двух недель еще пройти, как, к превеликому удивлению моему, услышал я, что не осталось в городе ни одного трактира, ни одного винного погреба, ни одного бильярда и ни одного непотребного дома, который бы господам нашим офицерам был уже неизвестен, но что не только все они у них на перечете, но весьма многие свели уже отчасти с хозяйками своими, отчасти с другими тамошними жительницами тесное знакомство, а некоторые побрали уже к себе и на содержание их, и все вообще уже утопали во всех роскошах и распутствах», — вспоминал бывший поручик пехотного Архангелогородского полка Андрей Болотов о пребывании в завоеванном русскими войсками Кенигсберге в 1758 году.

Если по отношению к мужикам допускались «продерзости», то во «фрунте» от солдат требовали дисциплины. Солдатские стихи той эпохи правдиво описывают повседневную муштру:

В караул идешь — так горе,
А домой придешь — и вдвое,
В карауле нам мученье,
А как сменишься — ученье!..
В карауле жмут подтяжки,
На ученье жди растяжки.
Стой прямее и тянись,
За тычками не гонись,
Оплеухи и пинки
Принимай так, как блинки.

Нарушителей по «Артикулу воинскому» ожидали наказания, которые зависели от степени проступка и определялись военным судом. За «чародейство» полагалось сожжение, за поругание икон — отсечение головы. Самым обычным наказанием в армии было «гоняние шпицрутен», когда нарушителя проводили с привязанными к ружью руками между двумя шеренгами солдат, которые наносили ему по спине удары толстыми прутьями. Совершившего проступок впервые водили сквозь весь полк 6 раз, провинившегося повторно — 12 раз. Строго спрашивали за плохое содержание оружия, за умышленную порчу его или за «оставление ружья в поле»; за продажу или проигрыш своего обмундирования наказывали продавцов и покупателей. За троекратное повторение этого проступка виновного приговаривали к расстрелу. Обычными преступлениями были для служивых воровство, пьянство и драки. Наказание следовало за «невнимание в строю», за «опоздание в строй». Опоздавшего в первый раз «взят будет за караул или на два часа по три фузей Фузея — гладкоствольное кремнёвое ружье. на плечо». Опоздавшему во второй раз полагался арест на двое суток или «по шести мушкетов на плечо». Кто в третий раз опаздывал, того ждало наказание шпицрутенами. За разговор в строю полагалось «лишение оклада». За халатное несение караульной службы в мирное время солдата ждало «серьезное наказание», а в военное время — смертная казнь.

За «чародейство» полагалось сожжение, за поругание икон — отсечение головы

Особенно строго наказывали за побег. Еще в 1705 году вышел указ, согласно которому из трех пойманных беглецов одного по жребию казнили, а двух других ссылали на вечную каторгу. Казнь проходила в том полку, откуда бежал солдат. Бегство из армии принимало широкий размах, и правительству приходилось издавать специальные обращения к дезертирам с обещанием прощения добровольно вернувшимся в строй. В 1730-е годы положение солдат ухудшилось, что вело к росту численности беглых, особенно среди рекрутов. Усиливались и меры наказания. Беглецов ожидала или казнь, или каторга. Один из указов Сената 1730 года гласит: «Которые рекруты учнут бегать за рубеж и пойманы будут, то из первых заводчиков на страх другим казнить смертию, повесить; а прочим, которые не сами заводчики, чинить политическую смерть и ссылать в Сибирь к казенным работам».

Обычной отрадой в солдатской жизни было получение жалования. Оно было различным и зависело от рода войск. Меньше всех платили солдатам внутренних гарнизонов — их жалование в 60-х годах XVIII века составляло 7 руб. 63 коп. в год; а больше всех получали кавалеристы — 21 руб. 88 коп. Если учесть, что, например, лошадь стоила 12 рублей, то это было не так уж и мало, однако этих денег солдаты не видели. Что-то уходило за долги или в руки оборотистых маркитантов, что-то — в артельную кассу. Случалось и так, что полковник присваивал себе и эти солдатские гроши, заставляя идти на кражу и остальных офицеров полка, поскольку они все должны были подписывать расходные статьи.

Остатки жалованья солдат просаживал в кабаке, где порой в лихом кураже мог «бранить всех матерно и называть себя царем» или поспорить: с кем именно «блудно живет» государыня Анна Иоанновна — с герцогом Бироном или с генералом Минихом? Собутыльники, как полагается, тут же и доносили, и болтуну приходилось оправдываться обычным в таких делах «безмерным пьянством». В лучшем случае дело оканчивалось «гонянием шпицрутен» в родном полку, в худшем — кнутом и ссылкой в дальние гарнизоны.

Солдат мог поспорить, с кем именно «блудно живет» государыня Анна Иоанновна — с герцогом Бироном или с генералом Минихом?

Скучая на гарнизонной службе, молодой солдат Семен Ефремов поделился как‑то с сослуживцем: «Молись Богу, чтоб турка поднялся, то б мы отсюда вон». Он избежал наказания только благодаря объяснению своего желания начала войны тем, что «пока молод, может дослужитца». Уже понюхавшие пороху старые служивые думали не только о подвигах — в числе «вещест-венных доказательств» в делах Тайной канцелярии сохранились изъятые у них заговоры: «Укрепи, Господи, на рати и на бою и на всяком месте от татар и от розных верных и неверных языков и от ратного всякого оружия… а меня, раба своего Михайлу, сотвори яко же лева силою». Иных же тоска и муштра доводила, как рядового Семена Попова, до страшного богохульства: солдат написал своей кровью «богоотступное письмо», в котором «дьявола к себе призывал и богатества у него требовал… чтоб чрез то богатество отбыть от военной службы».

И все же война давала шанс удачливому. Отлично знавший психологию солдата Суворов в своем наставлении «Наука побеждать» упоминал не только о быстроте, натиске и штыковой атаке, но и о «святой добыче» — и рассказывал, как во взятом жестоким штурмом под его командой Измаиле солдаты «делили золото и серебро пригоршнями». Правда, так везло далеко не всем. Прочим же «кто остался жив — тому честь и слава!» — обещала та же «Наука побеждать».

Однако самые большие потери армия несла не от неприятеля, а от болезней и отсутствия врачей и медикаментов. «Ходя при захождении солнца по лагерю, видел одних полковых солдат, копавших ямы для умерших своих собратий, других уже хоронивших, а третьих совсем погребавших. В армии весьма мно-гие болеют поносом и гнилыми лихорадками; когда и офицеры преселяются в царство мертвых, за коими во время их болезни всеконечно лучше присмат-ривают, а за деньги их пользуют врачи собственными своими лекарствами, то как не умирать солдатам, оставленным в болезни на произвол судьбы и для коих лекарств или недовольно, или совсем в иных полках не имеется. Болезни рождаются от того, что армия стоит в каре, четвероугольником, что испраж-няемый кал, хотя немного ветр подует, распространяет по воздуху весьма дурной запах, что вода лиманская, будучи употребляема сырою, весьма нездорова, а уксусу не делят солдатам, что по берегу везде видимы трупы мертвые, потонувшие в лимане в трех бывших на нем сражениях» — так описывал осаду турецкой крепости Очаков в 1788 году армейский чиновник Роман Цебриков.

Большинству же выпадала обычная солдатская участь: бесконечные марши по степи или горам в жару или по грязи, биваки и ночевки под открытым небом, долгие вечера на «винтер-квартирах» по крестьянским избам. 

Тематика истории ВОВ многогранна, на эту тему написано много книг, статей, мемуаров и воспоминаний. Но долгое время под воздействием идеологии эти темы освещались в основном с политической, патриотической или общевоенной точки зрения, роли каждого отдельно взятого солдата уделялось очень мало внимания. И только потом стали появляться первые публикации, основанные на фронтовых письмах, дневниках и неопубликованных источниках, освещающие проблемы фронтового быта, периода Отечественной войны 1941 – 1945 г. Как жили солдаты на фронте, чем занимались в короткое время передышек, что, во что были одеты, все эти вопросы важны в общем вкладе в великую победу.

Цель нашей работы: исследование быта солдат во время Великой Отечественной Войны.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить типы униформ.
2.Рассмотреть экипировку солдат.

3.Выявить трудности фронтовой жизни.
4.Изучить рацион солдат.
5.Рассмотреть понятие "полевые кухни".
6.Проанализировать проблему антисанитарии во время войны.
7.Рассмотреть варианты отдыха солдат.
8.Изучить фронтовую жизнь по воспоминаниям прачек и санитаров.

Актуальность: в связи с приближением 70-летней годовщины победы в Великой Отечественной Войне вспоминаются различные подвиги героев, проявивших себя на поле боя. Но мало кто задумывается над тем, какой была в это тяжелое время жизнь отдельно взятого солдата.

Теоретическая часть

2.1 Униформа.

2.1.1.Типы униформы

У офицеров и солдат Красной Армии было три типа униформы: повседневная, караульная и выходная, каждый из которых имел два варианта - летний и зимний. В период с 1935 по 1941 год в одежду красноармейцев вносились многочисленные мелкие изменения.

Полевую униформу образца 1935 года изготавливали из материи различных оттенков защитного цвета. Главным отличительным элементом была гимнастёрка, которая по покрою, одинаковому для солдат и офицеров, напоминала русскую крестьянскую рубаху. Гимнастёрки тоже были летними и зимними. Летнюю униформу шили из хлопчатобумажной ткани более светлого цвета, а зимнюю - из шерстяной ткани, которая отличалась более насыщенным, тёмным цветом. Офицеры подпоясывались широким кожаным ремнём с латунной пряжкой, украшенной пятиконечной звездой. Солдаты же носили более простой ремень с открытой пряжкой. В полевых условиях солдаты и офицеры могли носить два типа гимнастёрок: повседневную и выходную. Выходную гимнастёрку часто называли френч. Вторым главным элементом униформы были шаровары, также называемые галифе. Солдатские шаровары имели ромбической формы усиливающие нашивки на коленях. В качестве обуви офицеры носили высокие кожаные сапоги, а солдаты - ботинки с обмотками или кирзовые сапоги. Зимой военнослужащие носили шинель из коричневато-серого сукна. Одинаковые по покрою солдатские и офицерские шинели, тем не менее, отличались качеством.

2.1.2.Головные уборы

В Красной Армии использовали несколько типов головных уборов. Большинство частей носили будёновки, которые имели зимний и летний вариант. Однако в конце 30 годов летняя будёновка повсеместно вытеснялась пилоткой. Офицеры летом носили фуражки. В частях, дислоцированных в Средней Азии и на Дальнем Востоке, вместо пилоток носили широкополые панамы. В 1936 году на оснащение Красной Армии начала поступать каска нового образца. В 1940 году в конструкцию каски внесли заметные изменения. Офицеры повсеместно носили фуражки, фуражка была атрибутом офицерской власти. Танкисты носили специальный шлем, изготавливаемый из кожи или брезента. Летом использовали более лёгкий вариант шлема, а зимой надевали шлем с меховой подкладкой.

2.1.3.Экипировка

Экипировка советских солдат была строгой и простой. Распространённым был брезентовый вещмешок образца 1938 года. Однако настоящие вещмешки были не у всех, поэтому после начала войны многие солдаты выбрасывали противогазы и использовали противогазные сумки в качестве вещмешков. По уставу каждый солдат, вооружённый винтовкой, должен был иметь две кожаные патронные сумки. В сумке можно было хранить четыре обоймы для винтовки системы Мосина - 20 патронов. Патронные сумки носили на поясном ремне, по одной на боку. Офицеры использовали небольшую сумку, которую изготавливали или из кожи или из брезента. Имелось несколько типов таких сумок, некоторые из них носили через плечо, некоторые подвешивали к поясному ремню. Сверху у сумки располагался небольшой планшет. Некоторые офицеры носили большие кожаные планшеты, которые подвешивали на поясной ремень под левой рукой

2.1.4.Новая униформа

В 1943 году Красная Армия приняла новую униформу, кардинально отличавшуюся от использовавшейся до тех пор. Изменилась и система знаков различия. Новая гимнастёрка очень походила на ту, что использовалась в царской армии и имела воротник-стойку, застёгивающийся на две пуговицы. Главной отличительной чертой новой униформы стали погоны. Предусматривалось два типа погон: полевые и повседневные. Полевые погоны изготавливали из ткани защитного цвета. На погонах возле пуговицы носили маленький золотой или серебряный значок, обозначающийся род войск. Офицеры носили фуражку с чёрным кожаным подбородочным ремнём. Цвет околыша у фуражки зависел от рода войск. Зимой генералы и полковники РККА должны были носить папахи, а остальные офицеры получили обычные ушанки. Звание сержантов и старшин определялось по числу и ширине лычек на погонах. Окантовка погон имела цвета рода войск.

На начальном этапе войны солдаты носили гимнастерку с откладным воротником, со специальными накладками в районе локтей. Обычно эти накладки делались из брезента. Гимнастерка носилась со штанами, имеющими такие же брезентовые накладки в районе колен. На ногах – ботинки и обмотки. Именно они были главным горем солдат, особенно пехоты, так как именно этот род войск ходил в них. Они были неудобными, непрочными и тяжелыми. Такой тип обуви был вызван экономией средств. После опубликования в 1939 г. пакта «Молотов–Риббентроп» армия СССР за два года увеличилась до 5,5 млн. человек. Обуть всех в сапоги было невозможно. Экономили на коже, ботинки шили из той же кирзы. До 1943 г. непременным атрибутом пехотинца была скатка через левое плечо. Это шинель, которую для мобильности скатывали и надевали ее так, чтобы солдат не испытывал неудобств при стрельбе. В остальных случаях скатка доставляла массу хлопот. Если летом при переходе пехоту атаковала немецкая авиация, то из-за скатки солдаты были видны на земле. Из-за нее же невозможно было быстро убежать в поле или укрытие. А в окопе ее просто сбрасывали под ноги – с ней было бы не повернуться

2.2. Тяготы фронтовой жизни.

Традиционно считалось, что солдаты жили в блиндажах и дотах. Это не совсем верно, большинство солдат располагалось в окопах, траншеях или просто в ближайшем лесу ни сколько об этом не жалея. В дотах было всегда очень холодно (в то время еще не существовало систем автономного отопления и автономного газоснабжения), и поэтому солдаты предпочитали ночевать в окопах, накидав на дно веток и растянув сверху плащ-палатку.

Солдатский быт можно разделить на несколько категорий, связанных с тем, где располагалась та или иная часть. Самые большие тяготы выпали людям, находящимся на передовой линии, - там не было никакого привычного умывания, бритья, завтрака, обеда или ужина.

2.3.Рацион солдат.

Солдатский рацион – вопрос первостепенный: голодный много не навоюет. Продовольственная проблема в армии решалась значительно лучше, чем в тылу, ведь вся страна работала в первую очередь для фронта. Продовольственный ассортимент был таков: хлеб из ржаной и обойной муки, мука пшеничная второго сорта, крупа разная, макароны – вермишель, мясо, рыба, масло растительное, сахар, чай, соль, овощи, махорка, спички, курительная бумага. У всего личного состава Красной Армии он был одинаков, различались только нормы выдачи. В некоторых военных частях обязательно горячая пища выдавалась утром до рассвета и вечером после заката. Любимыми блюдами, которые готовились на полевой кухне, были: кулеш – жидкая каша с мясом, борщ, щи, тушёный картофель, гречка с мясом. Причем, из мяса была преимущественно говядина, и употреблялась она в варёном или тушёном виде.

Варили где-нибудь неподалеку, так, чтобы враг не смог увидеть кухонного дыма. А отмеряли каждому солдату по черпаку в котелок. Буханку хлеба резали двуручной пилой, потому что на морозе он превращался в лед. Бойцы прятали свою «пайку» под шинель, чтобы хоть немного согреть. У каждого солдата в то время была за голенищем сапога ложка, как мы ее называли, «шанцевый инструмент» - алюминиевая штамповка.
Во время наступления выдавали сухой паек - сухари или галеты, консервы, но они по-настоящему появились в рационе, когда американцы объявили о вступлении в войну и стали оказывать Советскому Союзу помощь.

Особое место занимало употребление личным составом алкоголя. Почти сразу после начала ВОВ спиртное было официально узаконено на высшем государственном уровне и включено в ежедневное снабжение личного состава. Солдаты рассматривали водку не только как средство психологической разгрузки, но и как незаменимое лекарство в условиях русских морозов. Без нее было невозможно, особенно зимой; бомбежки, артобстрелы, танковые атаки так действовали на психику, что только водкой и спасались

2.4.Полевые кухни.

Полевые кухни войны были не просто выездными столовыми – а своеобразными «клубами» - солдаты не просто, отдыхали и наслаждались едой, а, в первую очередь, окунались в атмосферу мирной жизни. Полевые кухни – были средоточием жизни вообще, так как подкармливали не только солдат, но и мирных жителей.

В вопросах приготовления пищи руководство советской армии исходило из того, что солдат готовить не умеет, то есть индивидуальное приготовление (например, варка супа или каши в собственном котелке) было исключено (еда готовилась в котлах).

2.5.Антисанитария.

Существовала проблема завшивленности, особенно в теплое время года. Но в войсках достаточно эффективно работали санитарные службы. Были специальные «вошебойки» - машины с закрытыми кузовами-фургонами. Туда загружалось обмундирование и обрабатывалось горячим воздухом. Но это делалось в тылу. А на передовой солдаты разжигали костер так, чтобы не нарушить правила маскировки, снимали нижнее белье и приближали его к огню. Вши только трещали, сгорая! Однако даже в таких суровых условиях неустроенности быта в войсках не было сыпного тифа, который обычно переносят вши.

2.6.Отдых.

Также солдатский быт в кроткие периоды отдыха невозможно представить без музыки песен и книг, рождавших хорошее настроение и поднимавших бодрость духа.

Звучала гитара или гармонь. Но настоящим праздником был приезд художественной самодеятельности. И не было более благодарного зрителя, чем солдат, которому, возможно, через несколько часов предстояло идти на смерть.

2.7.Прачки.

«Стирала... Через всю войну с корытом прошла. Стирали вручную. Телогрейки, гимнастерки... Белье привезут, оно заношенное, завшивленное. Халаты белые, ну эти, маскировочные, они насквозь в крови, не белые, а красные. Черные от старой крови. В первой воде стирать нельзя - она красная или черная... Гимнастерка без рукава, и дырка на всю грудь, штаны без штанины. Слезами отмываешь и слезами полощешь. И горы, горы этих гимнастерок... Ватников... Как вспомню, руки и теперь болят. Зимой ватники тяжелые, кровь на них замерзшая. Я часто их и теперь во сне вижу... Лежит черная гора...» (Мария Степановна Детко, рядовая, прачка)

« На Курской дуге меня перевели из госпиталя в полевой прачечный отряд замполитом. Прачки были вольнонаемные. Вот, бывало, едем мы на подводах: лежат тазы, торчат корыта, самовары – греть воду, а сверху сидят девчата в красных, зеленых, синих, серых юбках. Ну, и все смеялись: "Вон поехало прачечное войско!" А меня звали "прачкин комиссар". Это уже потом мои девчата оделись поприличнее, как говорится, "прибарахлились".

Работали очень тяжело. Никаких стиральных машин и в помине не было. Ручками... Все женскими ручками... Вот мы приходим, дают нам одну какую-нибудь хату или землянку. Мы стираем там белье, прежде чем сушить, пропитываем его специальным мылом "К", для того чтобы не было вшей. Был дуст, но дуст не помогал, пользовались мылом "К", очень вонючее, запах ужасный. Там, в этом помещении, где стираем, мы и сушим это белье, и тут же мы спим. Давали нам двадцать-двадцать пять граммов мыла – на одного солдата постирать белье. А оно черное, как земля. И у многих девушек от стирки, от тяжестей, от напряжения были грыжи, экземы рук от мыла "К", слазили ногти, думали, что никогда уже не смогут они расти. Но все равно день-два отдохнут – и нужно было опять стирать» (Валентина Кузьминична Братчикова-Борщевская, лейтенант, замполит полевого прачечного отряда)

Когда люди говорят о войне, они, чаще всего, рассматривают определенные события, победы или поражения. Мы же посмотрели на это с другой стороны. Изучили фронтовую жизнь солдата как отдельного человека, а не части огромной армии.

Подводя итоги, мы можем сказать, что, на протяжении всех военных действий составляющие быта советских солдат являлись их отличительной чертой и поднимали общий дух. По нашему мнению, именно они сыграли одну из решающих ролей в исходе войны.

26 ноября, 2014

Военная история знает много случаев жестокости, коварства и предательства.

Одни случаи поражают своей масштабностью, другие - своей верой в абсолютную безнаказанность, очевидно одно: по некоторым причинам, некоторые люди, попавшие в суровые военные условия почему-то решают, что им закон не писан, и они вправе распоряжаться чужими судьбами, заставляя людей страдать.

Ниже представлены одни из самых жутких реальностей, происходивших в военное время.

1. Детские фабрики нацистов

На фото ниже показан обряд крещения маленького ребёнка, который был "выведен" путём арийской селекции .

Во время обряда один из эсэсовцев держит над малышом кинжал, а новоиспечённая мама даёт нацистам клятву верности .

Важно отметить, что этот малыш был один из десятков тысяч младенцев, участвовавших в проекте "Lebensborn". Однако, не все детки получали жизнь на этой детской фабрике, некоторые похищались, и их там только растили.

Фабрика истинных арийцев

Нацисты полагали, что арийцев со светлыми волосами и голубыми глазами мало в мире, поэтому и было принято решение, кстати, теми же людьми, которые были ответственны за Холокост, о запуске проекта "Lebensborn", занимавшегося выведением чистокровных арийцев , которые в будущем должны были пополнить нацистские ряды.

Селить детей планировалось в красивых домах, которые были присвоены после массового истребления евреев.

А начиналось всё с того, что после оккупирования Европы активно поощрялось среди эсэсовцев смешение с коренными жителями. Главное, чтобы численность нордической расы росла.

Беременных незамужних девушек, в рамках программы "Lebensborn", размещали в дома со всеми удобствами, где они рожали и растили своих детей. Благодаря такой заботе в годы войны удалось вырастить от 16 000 до 20 000 нацистов.

Но, как впоследствии выяснилось, такого количества оказалось недостаточно, поэтому были приняты другие меры. Фашисты стали насильно отнимать у матерей детей, обладавших нужным цветом волос и глаз.

Стоит добавить, что многие из присвоенных детей были сиротами . Конечно, светлый цвет кожи и отсутствие родителей - это не оправдание деятельности нацистов, но, тем не менее, в то тяжелейшее время у детей было что поесть и крыша над головой.

Некоторые родители отдавали своих детей, чтобы не закончить жизнь в газовой камере. Тех же, которые максимально подходили под заданные параметры, отбирали буквально сразу же, без лишних уговоров .

При этом не проводилось никаких генетических экспертиз, детей отбирали, основываясь лишь на визуальной информации. Отобранных включали в программу, или же они направлялись в какую-то немецкую семью. Те, которые не подошли, заканчивали свою жизнь в концентрационных лагерях.

Поляки говорят о том, что из-за этой программы, страна лишилась около 200 000 детей. Но вряд ли когда-либо удастся узнать точную цифру, потому как многие детишки успешно освоились в немецких семьях.

Жестокость во время войны

2. Венгерские ангелы смерти

Не думайте, что только фашисты зверствовали во время войны. Пьедестал извращённых военных кошмаров с ними делили обычные венгерские женщины.

Оказывается, чтобы совершать преступления вовсе не обязательно нести службу в армии. Эти милые хранительницы домашнего фронта, объединив свои усилия, отправили на тот свет почти триста человек.

Началось всё во время Первой мировой войны. Именно тогда многие женщины, проживающие в деревне Нагирёв, мужья которых ушли на фронт, начали вовсю интересоваться расположившимися недалеко военнопленными союзнических армий.

Женщинам нравились такого рода интрижки, военнопленным, судя по всему, тоже. Но, когда их мужья начали возвращаться с войны, стало происходить что-то ненормальное. Один за одним солдаты умирали . Из-за этого деревня получила название "район убийств".

Убийства начались в 1911 году, именно тогда в селе появилась повитуха по имени Фузекас (Fuzekas). Она и научила женщин, оставшихся временно без мужей, избавляться от последствий контактов с любовниками.

После того, как солдаты стали возвращаться с войны, повитуха предложила жёнам варить липкую бумагу, предназначенную для уничтожения мух, чтобы получить мышьяк, а затем добавлять его в еду.

Мышьяк

Таким образом они смогли совершить огромное количество убийств, а безнаказанными женщины оставались благодаря тому, что деревенский чиновник был братом повитухи , и во всех свидетельствах о смерти жертв писал "не убит".

Способ получил настолько сильную популярность, что практически любая, даже самая незначительная проблема, стала решаться при помощи супа с мышьяком . Когда соседние поселения наконец-то поняли, в чём дело, пятидесяти преступницам удалось убить триста человек, в том числе неугодных мужей, любовников, родителей, детей, родственников и соседей.

Охота на людей

3. Части человеческого тела как трофей

Важно сказать, что во время войны многие страны вели пропаганды среди своих солдат, в рамках которых им внедрялось в мозг, что противник - это не человек.

Отличились в этом плане и американские солдаты, на психику которых воздействовали очень активно. Среди них распространялись так называемые "охотничьи лицензии".

Одна из них звучала так: Сезон охоты на японцев открыт! Ограничений нет! Охотники получают вознаграждение! Бесплатные боеприпасы и экипировка! Вступайте в ряды американской морской пехоты!

Поэтому ничего удивительного нет в том, что американские солдаты во время сражения Гуадалканал (Guadalcanal), убивая японцев, отрезали у них уши и хранили их как сувениры.

Более того, из зубов убиенных мастерили ожерелья, их черепа отправлялись домой как памятные подарки, а уши часто носили на шее или на ремне.

УДК94(47)"1941/45"

ОТДЫХ И ДОСУГ КАК КОМПОНЕНТ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Ларионов Алексей Эдиславович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и политология», [email protected]

г. Москва

Настоящая статья посвящена малоисследованной до настоящего времени проблеме отдыха и досуга военнослужащих действующей армии (РККА) в годы Великой Отечественной войны. На основе мемуарных и архивных источников рассматриваются различные грани организации отдыха солдат и офицеров Красной Армии в 1941-1945гг, осуществляется комплексный анализ приводимых исторических фактов и примеров в контексте истории военной повседневности и событий Великой Отечественной войны. Делаются выводы о значительном влиянии специфики отдых и досуга на боеспособность частей и соединений Красной Армии и на исход войны в целом.

This article is dedicated to so far uncharted problem of leisure and recreation of soldiers of the army (Red Army) during World War II. The author considered different aspects of organization of leisure of officers and soldiers of the Red Army in 1941-1945, performed a comprehensive analysis of historical facts, and cited examples in the context of military history and the everyday events of the Great Patriotic War. All this is based on the memoirs and archival sources. The article presented conclusions about the significant impact of specific recreation and leisure activities on fighting efficiency of units and formations of the Red Army and on the outcome of war in general.

Ключевые слова: война, досуг, отдых, повседневность.

Keywords: War, leisure, recreation, everyday life.

Мало кого может оставить равнодушным известная картина советского художника Ю.М. Непринцева «Отдых после боя», написанная в 1960 г., но задуманная им ещё в годы войны, когда он услышал в солдатской землянке строки из поэмы «Василий Тёркин». Эта картина словно бы открывает нам окно в ту грань Великой Отечественной войны, которая, чаще всего, остаётся за рамками нашего основного внимания - солдаты не идут здесь в атаку и не отражают натиск врага, а отдыхают, пользуясь редкой, а для многих и последней, возможностью хоть на краткий миг отрешиться от страшной реальности войны, почувствовать себя просто людьми, вспомнить дом, близких, написать или прочитать письмо, спеть песню.

Помню, как в разговоре с одним из ветеранов во время празднования 50-летия Победы (1995 г.) меня буквально поразила одна его реплика в ответ на вопрос кого-то из молодых собеседников о том, не страшно ли было на войне. Николай Васильевич Червяков, уроженец села Костино Дмитровского района Московской области ответил тогда буквально

следующее: «После того, как пройдёшь под осенним дождём километров 30 с полной выкладкой, то так устанешь, что о смерти уже и не думаешь. Только бы упасть и уснуть. Даже если и убьют - слава Богу, хоть отдохну». Получается, война - это не только сражения и подвиги, но и тяжелейшая работа, поглощающая все моральные и физические силы человека. Но человек не может только тратить их - ему необходимы хотя бы кратковременные передышки, паузы, хотя бы для того, чтобы потом снова идти в бой.

Что же представлял собой отдых советских солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны, как они распоряжались своим свободным временем, много ли его у них было, какими способами восстанавливали свои силы, сбрасывали нечеловеческое напряжение? На эти и смежные с ними вопросы попытаемся дать ответ в настоящей статье.

Первое, что необходимо понять, говоря о досуге и отдыхе военнослужащих, - это то, что всякая армия есть строго регламентированный социальный организм, в котором формализованные нормы и стандарты касаются любой стороны жизни. Потому-то ошибкой будет полагать, будто отдых солдата - это время его полной свободы. Основная масса вопросов досуга красноармейцев находилась в ведении Главного Политического управления (Главпура) РККА, в составе которого согласно утверждённой ещё 1 ноября 1938 г. оргструктуре существовал Отдел культуры и пропаганды.1 Очевидно, что организация культурного досуга была неразрывно связана с задачами партийнополитического воспитания личного состава. Таков был взгляд «сверху», существовавший до войны, не претерпевший в этом плане существенных изменений и в военное время. Потому-то политработники различных уровней нередко старались заполнить солдатский досуг разного рода воспитательными и политическими беседами. Однако воспринималось это в реальной боевой обстановке по-разному, далеко не всегда однозначно и не всегда так, как это ожидалось организаторами. Многое здесь зависело от личности конкретного политработника, его умения найти общий язык с солдатами, понять, что же они действительно хотят услышать и какие слова способны всколыхнуть их сердца.

Поэтому в воспоминаниях фронтовиков, воевавших в различных званиях и в разных родах войск, можно встретить диаметрально противоположные оценки политработников, их значимости и сыгранной роли. В то время как одни ветераны признают их значимость и нужность, другие не скрывают своего негативного отношения, откровенно заявляя, что политработник только мешал нормально отдыхать после боёв и тяжёлых переходов. Чтобы не быть голословным, приведу несколько цитат из

1 Как следует из архивных документов, в его состав в октябре 1941г. был включён Отдел культурнопросветительских учреждений, а сам Отдел агитации и пропаганды в июле 1942г. был преобразован в специальное Управление агитации и пропаганды ГЛАВПУРККА. - См. ЦАМО, фонд 32, оп.11302, 11315.

воспоминаний участников Великой Отечественной войны, иллюстрирующих как первую, так и вторую точку зрения.

Например, в воспоминаниях командира танковой роты старшего лейтенанта Иона Лазаревича Дегена о причинах негативного отношения к политработникам говорится достаточно резко и откровенно. В числе прочего, содержится и такая характерная деталь, как чрезмерная активность замполитов во время затиший, что мешало танкистам качественно отдохнуть: «...Если честно, у нас и не было много свободного времени. Во время затишья мы занимались своей техникой, тренировками, изучали район боевых действий и так далее. Да ещё на нашу голову сваливались всякие замполиты, проводившие бесчисленные, никому не нужные партийные и комсомольские собрания. Отдыхать нам особо не приходилось».

В другом месте своих воспоминаний этот же ветеран вновь обращается к теме взаимоотношений с политработниками, категорично утверждая, что в танковых войсках они были вообще не нужны, т.е. фактически являлись помехой. К тому же он приводит ряд крайне негативных характеристик конкретных политработников, с которыми ему приходилось встречаться. Однако такое мнение, хотя и имеет своих сторонников в среде ветеранов, не является единственным. Другие участники войны высказываются по-иному. Например, ветеран противотанковой артиллерии Николай Дмитриевич Марков отзывается о роли политработников следующим образом: «Я отдаю должное этим людям. Это были инженеры человеческих душ. На войне человеку тяжело, ему надо поговорить. Это были ребята культурные, вежливые. Они выполняли свою функцию по воспитанию человеческой души. Это зависит от человека, но, в принципе, это нормальные ребята. Они воспитывали правильное отношение к человеку».

Можно привести и пример третьего мнения, относительно нейтрального. Ветеран, его высказавший, воспринимал политработников как некую неизбежность, оценивая их действия коротко: «Работа у людей была такая». Безусловно, по нескольким мнениям проблематично составить полную картину того, как воспринимали бойцы действующей армии общие усилия политработников по воспитанию личного состава в свободное время. Однако ясно одно, а именно то, что определённая часть свободного от военных действий (или подготовки к ним) времени обязательно занималась под морально-воспитательные беседы, в том числе идейно-политического характера. Таким образом, советский солдат на войне не был полновластным хозяином своего досуга, хотя именно это было мечтой (чаще всего несбыточной) большинства военнослужащих, ежедневно находившихся под реальной и высоковероятной угрозой гибели или ранения. Тем сильнее было у людей желание расслабиться, отвлечься от военных будней.

По свидетельствам участников войны, воспоминания о доме и семье, о довоенной жизни, составляли существенную часть бесед во время отдыха и затишья на фронте. Они же с успехом играли роль релаксационного средства, равно как и наполняли смыслом само бытие солдата на войне, поскольку делали бои, стрельбу во врагов и даже саму смерть не бессмысленной мясорубкой, а только средством защиты нормальной невоенной жизни. «Кровавый бой», по выражению Твардовского, действительно шёл «ради жизни на земле». Надо ли подробно говорить о том, как важно было для миллионов солдат ощущать связь с домом, с родными местами, с оставленными за сотни и тысячи километров родными и близкими? Практически единственным средством поддержания этой связи была фронтовая почта. Письма писались с фронта и на фронт с первого до последнего дня войны. Треугольник письма стал своеобразным символом Великой Отечественной. Отсутствие писем из дома нервировало солдат, понижало их общее моральное состояние, поэтому нет ничего удивительного в том, что с первых дней войны вопрос нормальной и своевременной доставки писем в действующую армию стал предметом внимания на высшем государственном уровне.

Свидетельством этого является посвящённое вопросам почтового сообщения Постановление ГКО от 20 августа 1941 г., ставшее основой функционирования фронтовой почты в течение всей войны:

Совершенно секретно

Москва Кремль

ОБ УЛУЧШЕНИИ РАБОТЫ ПО ПЕРЕВОЗКЕ И ПЕРЕСЫЛКЕ ПИСЕМ И ПЕЧАТИ В КРАСНУЮ АРМИЮ И УЛУЧШЕНИИ РАБОТЫ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ В СТРАНЕ

В целях радикального улучшения работы по перевозке и пересылке писем и печати в Красную Армию и улучшения работы почтовой связи в стране - Государственный Комитет Обороны постановляет:

1. Обязать НКПС:

а) включить почтовые вагоны в составы всех скорых, пассажирских и товарнопассажирских поездов;

б) в случае скопления значительного количества почтовых отправлений и печати и невозможности перевозки их в обычных почтовых вагонах, выделять по требованию органов НКСвязи товарные вагоны, прицепляя их к прямым маршрутным поездам.

2. Запретить дальнейшую мобилизацию автотранспорта и конского поголовья, занятого на перевозке почтовой корреспонденции и печати.

3. Ввести с 22 августа 1941г. обязательную платную трудгужповинность населения для обеспечения бесперебойной перевозки и доставки почты и печати на внутриреспубликанских (внутриобластных и внутрирайонных) почтовых трактах. Оплату за перевозку почты производить в соответствии с установленными НКСвязи нормами оплаты за перевозку почты для каждой области (края, республики).

Совнаркомам Союзных и автономных республик и областным (краевым) исполкомам Советов депутатов трудящихся обеспечить для указанных целей бесперебойное выделение гужевого транспорта по заявкам местных органов НКСвязи.

4. В целях улучшения перевозки и доставки почты и печати в действующие части Красной Армии, обязать ГУГВФ (т. Молоков) с 21 августа 1941 года ежедневно перевозить транспортными самолетами красноармейские письма и газеты по следующим маршрутам:

1. Ленинград - Петрозаводск - Мурманск

2. Москва - Ленинград

3. Москва - штаб Западного фронта

4. Москва - штаб Центрального фронта

5. Москва - Харьков

6. Харьков - штаб Юго-Западного фронта

7. Харьков - штаб Южного фронта

8. Харьков - Ростов

5. Для обеспечения нормальной перевозки почтовых отправлений и печати в звене фронт - армия не позже 22.VTTT.1941 г. выделить для каждого управления полевой связи фронта по 20 автомашин вместе с водительским составом, а всего 140 автомашин ГАЗ-АА за счет мобилизации их в народном хозяйстве.

6. Ответственность за бесперебойную перевозку красноармейских писем и печати в звене армия - войсковые соединения возложить на Военные Советы армий.

7. Обязать НКВД СССР:

а) Оказывать местным органам НКСвязи всемерную помощь в организации и обеспечении своевременной перевозки и доставки почтовой корреспонденции и газет, взяв под свое особое наблюдение прохождение почтовой корреспонденции и печати на важнейших железнодорожных, автомобильных и гужевых трактах и узлах перевозки почты;

б) организовать работу военной цензуры таким образом, чтобы, начиная с 21 августа 1941г., задержка писем в органах военной цензуры, как правило, не превышала 36 часов.

8. Обязать НКСвязи и НКО закончить формирование и укомплектование учреждений полевой связи для всех соединений действующей армии не позже 20 августа 1941 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН Выписки посланы: т.т. Пересыпкину, Берия, Шапошникову, Чадаеву - все СНК республик, обл(край)исполкомам, ЦК, обкомам, крайкомам - п. 3; т. Молокову - п. 4; т. Кагановичу - п.п. 1, 7-а.2

В приведённом документе особый интерес вызывают пункты 2 и 3, оговаривавшие запрет мобилизации почтового транспорта на посторонние нужды и привлечение гражданского населения для перевозки почты по трудмобилизации. Фактически, это означало, что доставка почты становилась задачей стратегического значения наравне со строительством укреплений. Потому правомерно говорить о существовании государственно-управленческой тенденции по организации досугового времени красноармейцев, пристальном внимании и заботе об их психологическом отдыхе как важном условии успешного ведения военных действий.

2 РГАСПИ, фонд 644, опись 1, д.7, лл.125-126.

стр. 125 из 262

Также при анализе данного документа следует обратить внимание на его дату и уровень. Август 1941 года - тяжелейшее в плане военной обстановки время: германские войска рвутся к Ленинграду и Киеву, замкнут «Уманский котёл», ставший гигантской могилой для 6-й и 12-й общевойсковых армий Юго-Западного фронта, немцы и румыны осаждают отрезанную от «Большой земли» Одессу, в страшной спешке и неразберихе, при отсутствии воздушного прикрытия осуществляется эвакуация. И вот в это страшное для страны время верховное военно-политическое руководство СССР на уровне самого Сталина находит возможным и необходимым обсудить меры и принять вполне конкретный, не допускающий двояких толкований, документ по вопросу оптимизации доставки почты сражающимся и погибающим на фронтах бойцам и командирам!3 Это может служить дополнительным, хоть и косвенным свидетельством того, что высшее советское руководство не теряло веры в Победу даже в критической, точнее, катастрофической ситуации лета 1941 года. И это была именно глубокая внутренняя убеждённость, а не фраза или жест, рассчитанные на сиюминутный внешний пропагандистский эффект.

Приведённый документ может привлечь наше внимание и ещё по одной причине. Тот факт, что высшее руководство СССР во главе со Сталиным (без чьего просмотра и санкции это постановление вообще не появилось бы) изыскало возможность летом 1941 г. специально озаботиться доставкой почты в действующую армию, говорит против расхожего тезиса о том, что на бойцов и командиров смотрели как на «пушечное мясо». Как известно, данная мифологема весьма популярна в либерально-антисоветской историографии и публицистике, посвящённой теме Великой Отечественной войны. В интересах исторической истины можно подвергнуть ревизии этот тезис, в том числе и с опорой на фактологический материал по военной повседневности.

Однако не стоит преувеличивать степени воздействия «сверху» на организацию солдатского отдыха и досуга в условиях фронта. Общие организационно-управленческие усилия, даже с идеологическим компонентом, вовсе не означали тотального и мелочного контроля за тем, чем занимаются военнослужащие в свободное время. В связи с этим уместно обратиться к ещё одной грани фронтового досуга - это выступления артистов и литераторов перед бойцами и командирами Красной Армии. В своё время в общественном сознании был создан стереотип, согласно которому приезд певцов, артистов театров, поэтов на передовую был чуть ли не обыденным явлением во время Великой

3 Необходимо заметить, что вплоть до февраля 1943г. в официальной и повседневной практике употреблялись именно понятия «боец» (либо «красноармеец») и «командир», тогда как термины «солдат» и «офицер» связывались с дореволюционным прошлым и были официально введены в обиход в феврале 1943 г. вместе с возвращением погон старого образца.

стр. 126 из 262

Отечественной войны. Своеобразными символами стали песни «Синий платочек» в исполнении К. Шульженко и «Валенки» в исполнении Н. Руслановой. Последняя исполняла её в мае 1945 г. на ступеньках Рейхстага в присутствии маршала Г. К. Жукова. Эти действительно яркие моменты деятельности советских артистов оставляли глубокое впечатление у всех, кто был их свидетелем или хотя бы слышал о них. Однако насколько часто солдатам первого эшелона действующей армии действительно выпадала подобная удача? Ответ на этот вопрос могут в какой-то степени дать «солдатские мемуары».

Так, в собранных Артёмом Драбкиным воспоминаниях серии «Я дрался.» ни один (!) из фронтовиков не приводит случая выступления профессиональных артистов на передовой, отвечая отрицательно на соответствующий вопрос. Не приводят таких случаев в своих дневниках и воспоминаниях бывший самоходчик Электрон Приклонский, артиллерист Пётр Демидов, командир батареи 76-мм орудий Иван Новохацкий, бывший командир взвода танкового десанта Евгений Бессонов и др. Уже упоминавшийся Ион Лазаревич Деген как особо примечательный случай вспоминает приезд в часть Ильи Эренбурга: «Никакого организованного досуга у нас не было. Никогда к нам не приезжали артистические бригады или фронтовые ансамбли. Я не помню, чтобы к нам в бригаду приезжали писатели или корреспонденты центральных газет. Сразу после взятия Вильнюса на расстоянии 20 метров я увидел своего кумира тех лет, знаменитого писателя и публициста Илью Эренбурга. Ко мне подошёл его сопровождающий, в звании капитана, и сказал:

Младший лейтенант, с вами хочет побеседовать товарищ Эренбург.

Но я перед этим хорошо выпил, от меня разило спиртом за версту, и я постеснялся подойти к Эренбургу. Сказал, что мне приказали немедленно прибыть в бригаду. После дико сожалел о своей глупости. Эренбурга уважали все фронтовики».

Таким образом, появление профессиональных артистов, равно как и других деятелей культуры, на передовой было, скорее, исключением, нежели правилом. Это касалось даже тех частей и родов войск, которые находились в сравнительно привилегированном положении. Например, служивший в 298-м Гвардейском артиллерийском полку РВГК (Резерва Верховного Главнокомандования) Николай Иноземцев в своём пространном и подробном «Фронтовом дневнике» ни разу не упоминает о приезде артистов. Это, однако, не означает, что в частях действующей армии какая-либо культурная жизнь отсутствовала вовсе. Просто организовывалась она на ином, собственно армейском уровне. Самодеятельные творческие коллективы были, практически, в каждой части и соединении, причём собирались в них люди талантливые, способные обеспечить своим боевым товарищам полноценный культурный досуг.

стр. 127 из 262

Ниже приводится характерное описание празднования Нового года (1945 г.) в воинской части, находившейся на передовой. При анализе первоисточника необходимо учитывать, что праздник происходил на завершающем этапе войны, когда военный быт являлся отлаженным, фронтовая самодеятельность органично вписалась в его структуру. В начале воны, особенно в период отступлений и окружений, едва ли была возможность организовывать столь масштабные празднества.

«Днём 31 декабря еду.встречать Новый год. Клуб иллюминирован, в центре большая ёлка с игрушками, на сцене - традиционные цифры «1944», сделанные из красных лампочек (видимо, описка автора, по хронологии дневника и описываемых в нём событий, встречали именно 1945 год). Начинается концерт. Выступает хор. Гимнастический этюд Тарасенко. С диким криком и визгом появляется из зала Мезенцев

в. клоунском костюме. На ремнях, верёвках и верёвочках тащит за собой дюжину собак всех мастей и размеров. Долго их рассаживает по голосам и «солистка» собачьего хора Роза (фокстерьер начальника штаба) начинает завывать под губную гармошку Сержа Мезенцева. Номер проходит с огромным успехом. Несколько вещей Симонова читает Сафонов. Первое отделение кончилось. Во втором выступает трио с «Тиритомбой» и украинскими песнями. Затем Лобов под аккомпанемент баяна исполняет «Офицерский вальс» самую популярную вещь зимы 1944 г.

Первое отделение кончилось. Во втором выступает трио с «Тиритомбой» и украинскими песнями, затем - ритмичный танец и появление Сержа. В трудных пируэтах вдруг замирает с головой, обращённой к нотам и кричит конферансье:

Переверни, переверни!

Номер оригинален и вызывает громкий хохот солдатской аудитории. Выступает джаз. Одна за другой исполняются любимые песни собравшейся аудитории. Завершается концерт «Красноармейским плясом», мастерски поставленным Мезенцевым. Впечатление у всех от концерта, без преувеличения, - самое хорошее».

Подобные описания самодеятельной организации праздников и знаменательных дат, дней рождения можно в достаточном количестве встретить в мемуарной литературе и дневниках фронтовиков. Однако и здесь необходимо отметить определённую избирательность. Она с очевидностью вытекает даже из приведённого отрывка. Во-первых, автор - офицер артиллерии, не полевой и противотанковой, которая часто именовалась служившими в ней солдатами и офицерами «Прощая, Родина!» либо «Ствол длинный - жизнь короткая!», а не менее чем корпусного уровня и Резерва Ставки. Даже солдатский состав находился в частях РВГК на относительно привилегированном положении.

стр. 128 из 262

Никаких подобных описаний мы не встретим в воспоминаниях пехотинцев, танкистов, войсковых разведчиков, миномётчиков батальонных и даже полковых миномётов.4 При той интенсивности боевых действий, их напряжённости и высоких потерях, существовавших в названных родах войск, не было и быть не могло ни времени, ни сил, ни соответствующих ресурсов для организации отдыха и досуга на столь высоком уровне. Впрочем, отсутствие возможности вовсе не означает отсутствия желания. Потому, как только выпадала свободная минутка, пауза между боями или перерыв в маршах, солдаты и офицеры любых родов войск проявляли удивительную находчивость и изобретательность в организации досуга, развлечений и отдыха как индивидуальных, так и коллективных.

«Немного глубже в тыл, где располагался штаб дивизии, у политического отдела была большая землянка-клуб. Там демонстрировались кинофильмы, выступали с концертами артисты, которые приезжали к нам на плацдарм5, выступала наша фронтовая самодеятельность, проводились другие мероприятия. Но бывать нам в ней приходилось редко. Во-первых, не хотелось поздно через лес возвращаться к своему расположению. Во-вторых, у нас не выкраивалось время, потому что стояли мы на танкоопасном направлении и ослаблять внимание просто не имели права. Так за всё время только и видели два кинофильма.

Но скучать мы не скучали - доморощенных артистов у нас своих хватало. Особым вниманием пользовался механик-водитель Семён Поздняков. Он был начинён всякого рода историями, рассказывал так уморительно и забавно, не хуже любого артиста. Вокруг него всегда собиралось много ребят, и хохот не умолкал. А если вкупе с гармошкой, то получалось не хуже, чем в именитом театре. Нельзя без улыбки вспоминать эти прекрасные минуты нашего фронтового отдыха».

Из приведённого отрывка очевидно подтверждение уже сказанного - отсутствие реальной возможности организованного культурного отдыха и его посильная замена свободными импровизациями и силами самих военнослужащих в промежутках между боями. Как видно, рассказчик нигде ни словом не говорит о том, что ему и его товарищам было обидно по поводу невозможности посещать «клуб», смотреть кинофильмы или выступления профессиональных артистов. Подавляющее большинство солдат и офицеров Красной Армии воспринимали трудности фронтового быта как вполне естественные в

4 В РККА к батальонным относились миномёты калибра 82 мм, к полковым - калибра 120мм. См.: Советская военная энциклопедия. Т.5. М., 1978. С.306.

5 Часть, в составе которой воевал Станислав Горский, входила в состав 1-го Белорусского фронта и в момент описываемых событий находилась на левом берегу Вислы, на Наревском плацдарме, готовясь к Висло-Одерской операции.

стр. 129 из 262

сложившихся обстоятельствах и предпочитали выходить из положения самостоятельно. Из этого можно сделать второй промежуточный вывод: наряду с централизованными мерами по организации свободного времени и отдыха личного состава РККА в годы Великой Отечественной войны не менее значимую, а порой и более важную роль играли самостоятельные, в порядке личной инициативы, действия военнослужащих действующей армии по созданию для себя и своих товарищей сферы досуга, развлечений и отдыха. Можно сказать, что в этом отношении Красная Армия была вполне автономным организмом, в котором существовали, устойчиво поддерживались и самовоспроизводились традиции и навыки по организации отдыха, невзирая на перманентно экстремальные обстоятельства и высокую степень текучести личного состава в боевых частях в результате потерь в период интенсивных боёв. При этом, как следует из мемуарных источников, явное предпочтение отдавалось коллективным формам отдыха и досуга, в которых равноправными участниками, а не пассивными зрителями, выступали большинство военнослужащих части или подразделения: это касается анекдотов, песен и плясок, совместных воспоминаний о доме и обсуждения новостей, сообщаемых в письмах. Данный феномен коллективности как значимого фактора солдатского отдыха в период Великой Отечественной войны, бесспорно, заслуживает того, чтобы ему было уделено особое внимание. В нём, как в капле воды, отразилась специфика человеческих взаимоотношений не только в Красной Армии военного периода, но и советского общества предвоенного и военного периода как общества традиционного в своей основе, члены которого связаны друг с другом солидарно-идеократическими связями. Здесь мы видим и характерные для русского традиционного общества стремление к созданию автономных и самовоспроизводящихся структур восстановление привычного жизненного уклада, массовое равноправное участие в увеселениях с временным игнорированием служебной иерархии и армейской субординации и создание эффективных релаксационно-компенсаторных механизмов в экстремальных и даже смертельно опасных условиях. Проявлению всех этих социокультурных особенностей способствовала и связанность всех военнослужащих общей целью, гомогенной сотериологической телеологии Православия - соборному спасению. В данном случае эта сотериологическая идея трансформировалась в идею коллективного спасения Родины. Подтверждением этого могут служить и популярные песни военных лет, часто исполнявшиеся солдатами во время отдыха. Во всех них, от «Священной войны» до «В лесу прифронтовом» или «Эх, дороги.», явственно доминирует идея коллективной, общей судьбы, полного и всецелого подчинения индивидуального общественному, однако без растворения первого в последнем, что также соответствует христианскому идеалу, где

слияние человеческой личности с Богом не означает её стирания, а лишь придаёт ей полноту и совершенство. Отзвук, отблеск такого слияния пронизывал повседневную жизнь красноармейцев в годы Великой Отечественной войны, что отразилось, в частности, на примерах отдыха и досуга. Сколь бы пафосно это ни звучало, но армия, организованная на таких идеалах, действительно была непобедима, какие бы тяжёлые поражения она ни понесла в начале войны. Так, через призму разрозненных фактов военной повседневности можно выйти на уровень кардинальных вопросов изучения событий и закономерностей Великой Отечественной войны и предложить оригинальные варианты ответов на них.

Жизнь и свободное время в любых обстоятельствах не сводятся к одним только развлекательным моментам. У каждого человека всегда присутствуют желание побыть одному, отвлечься от любых внешних забот и тревог, погрузиться в мир своих самых сокровенных желаний и переживаний. Казалось бы, невыполнимая для фронта и армии задача. Однако и здесь люди ухитрялись находить ту нишу, куда не долетали кровь и грохот войны. Она была в их душах и выражалась в переписке с родными и близкими людьми. Об организации почтового сообщения в действующей армии уже говорилось. Здесь рассмотрим только то, как в жизни реализовывалась потребность солдат в общении. Письма с фронта и на фронт шли в течение всей войны. Читались и писались всегда, когда предоставлялась такая возможность. При анализе переписки военных лет, хранящейся в архивах, музеях и частных архивах, неизменно возникает странное ощущение: солдаты и офицеры, авторы писем, словно бы забывали о том, где и в каких обстоятельствах они находятся. Войны для них в эти моменты как будто совсем не было, а были только родные люди, с которыми давно не виделись и хочется поговорить о жизненно важных для всех вещах; либо война упоминается как досадная помеха, не дающая людям счастливо жить. Чтобы не быть голословным, приведу только одно письмо фронтовика домой:

«Здравствуй, дорогая дочурка Раечка! Поздравляю тебя с днем твоего рождения с надеждой, что к этому дню 21 января 1943 года ты это письмо получишь. Дорогая Раечка, искренне от всего сердца желаю я тебе большого счастья, расти и будь здоровой. Пишу тебе это письмо в ночь под новый год, через несколько минут наступит 1943 год. Поэтому я поздравляю одновременно тебя с Новым счастливым 1943 годом! Дорогая дочь, я очень сожалею, что я сегодня не вместе с вами, в нашей маленькой любимой семье встречаю новый год. Жаль, что не имею такой возможности видеть тебя в День твоего рождения, и слышать твой голос. Но пока идет война, мы должны уничтожить немцев, а может быть, день твоего рождения я отмечу подвигом по уничтожению фрицев. Эта война ведется не на жизнь, а на смерть, чтобы победить врага и предоставить вам <...> юношам

стр. 131 из 262

счастливую крепкую жизнь, чтобы вам не видеть немецкую кровавую кабалу. Раечка, как вернусь домой, снова заживём, все позабудут былые бури и невзгоды. Снова заживем под музыку. <...>Ну а сейчас, Раечка, нужно слушаться маму и бабулю, жить в совете с Витей. Ну, все, на этом я кончаю своё письмо, живы будем - эти письма войдут в историю семьи и попадут в семейный архив. Будь здоровенька, дорогая дочь. Крепко целую тебя. Твой папа. 1 января 1943 года».6

Практически все фронтовые письма дышат любовью и глубоким духовным спокойствием, резко контрастирующим с окружающими обстоятельствами. Любовь, будучи важнейшей потребностью человека, находила себе место и среди войны и смерти, составляя важную и глубоко интимную часть военной повседневности. Иной раз ради краткого свидания солдат или офицер совершали поступки, немыслимые с точки зрения военной дисциплины. О мимолётной любви по пути на фронт вспоминает московский ополченец Владимир Шимкевич , о своих встречах и расставаниях с русской девушкой, пережившей ужасы оккупации на Западной Украине пишет в мемуарах офицер-артиллерист Пётр Демидов: «Неожиданно дивизион передислоцировался в село Хотын. Жалко было расставаться с полюбившейся мне Анютой. Сколько в Хотыне мы простоим, никто не знал, но мне вдруг захотелось увидеть свою хозяйку: я наскоро тогда простился с ней, сказав лишь несколько тёплых слов. Стал продумывать, как и на чём съездить в Баратин? Машина исключалась. Велосипед!.. Вскоре я уже стучался в окно Анюты. Ночь пролетела как один час. Расставание было трогательным: оба понимали, что вряд ли увидимся когда-нибудь ещё раз. ». Представьте себе, офицер действующей армии, командир дивизиона реактивных миномётов («катюш»), готовящегося к передислокации в связи с поставленной боевой задачей, в ночь один едет за несколько километров, предупредив об этом лишь ординарца и заместителя по боевой подготовке! В том случае, если бы он опоздал к общему сбору, ему бы грозил трибунал, но это его не пугало. Без сомнения, таких примеров было огромное количество, хоть и не все они заканчивались так же благополучно, как этот.

Однако, как было сказано в начале данной статьи, неизменным спутником солдат в годы войны была усталость. Часто солдаты и офицеры были лишены самых минимальных удобств. Тем ценнее они были в их глазах. На первое место выступали возможность помыться, поспать в тепле и сухости, обогреться. Часто это было самой лучшей формой отдыха. Советские солдаты проявляли чудеса изобретательности в организации походных бань, а уж спать могли при малейшей возможности. Если не было крыши над головой, то бойцы с удовольствием спали на корме танка, куда доходило тепло двигателя, танкисты

6 Письмо взято с сайта: http://www.krskstate.ru/pobeda/pisma. Дата обращения: 11.12.2010.

стр. 132 из 262

укладывались прямо в боевом отделении и т.п. Однако сколь часто сон их прерывался внезапной боевой тревогой, необходимостью вновь наступать или отражать атаку врага. Тем драгоценнее становились минуты отдыха, украденные у войны и смерти. В этом смысле песня на слова Алексея Фатьянова «Соловьи» невероятно точно передаёт дух военных лет. Певец просит соловьёв не тревожить солдат. Не будем же тревожить их и мы, а просто вспомним с благоговением и благодарной памятью тех, кто своим жертвенным подвигом дал возможность последующим поколениям спать спокойно.

Завершая настоящую статью, хотелось бы подвести некоторые итоги. Из проанализированного материала с очевидностью вытекает, что отдых и досуг солдат и офицеров Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, как и вся их повседневная жизнь в этот период, существовали и развивались на нескольких взаимопересекающихся линиях:

1) организованные и самодеятельные формы;

2) коллективные и индивидуальные;

3) идеальные и утилитарные составляющие.

Отдых и досуг (как и вся повседневная жизнь РККА) развиваясь в контексте событий войны, обладали не только эндогенным (средство релаксации), но и экзогенным смыслом - как один из факторов, обеспечивших конечную победу СССР в войне.

В числе привходящих факторов, обусловивших многообразие форм военного отдыха и досуга, были тот или иной период войны, обстановка на фронтах вообще и на данном участке, в частности, характер военных действий (наступление, оборона или отступление), личные человеческие качества солдат, офицеров и политработников, определявшие качество их взаимоотношений, в том числе во время досуга.

Если абстрагироваться от перечисления конкретных фактов и вариантов их локальной интерпретации, перейдя на более общий уровень анализа, то можно сделать вывод о том, что фронтовой отдых со всеми его составляющими - это не просто попытка отвлечься от крови и смерти в их запредельной концентрации, но и нечто большее -неосознанное отрицание войны как арпвп патологического состояния и столь же бессознательное стремление воспроизвести, восстановить нормальную, то есть мирную жизнь хотя бы на краткое время.

В конечном итоге, на примере военного отдыха и досуга можно ещё раз убедиться в событийной и смысловой неисчерпаемости, многогранности и неоднозначности такого глобального исторического феномена, как Великая Отечественная война, а следовательно, и в необходимости дальнейшего развития исторических исследований в её области.

Литература

1. Бессонов Е. И. На Берлин. 3800 километров на броне танков. М., 2005.

2. Горский С. А. Записки наводчика СУ-76. Освободители Польши. М., 2010.

3. Демидов П. А. На службе у бога войны. В прицеле чёрный крест. М., 2007.

4. Драбкин А. Вставай, страна огромная./серия «Я помню». М., 2010.

5. Драбкин А. И всё-таки мы победили/серия «Я помню». М., 2010.

6. Драбкин А. Священная война/серия «Я помню». М., 2010.

7. Драбкин А. Я дрался на Т-34. М., 2009.

8. Драбкин А. я дрался с панцерваффе: двойной оклад - тройная смерть. М., 2007.

9. Драбкин А. Я ходил за линию фронта: откровения войсковых разведчиков. М., 2010.

10. Иноземцев Н. Н. Фронтовой дневник. М., 2005.

11. Лоза Д. Ф. Танкист на «иномарке». М., 2007.

12. Михеенков С. Е. В донесениях не сообщалось. Жизнь и смерть солдата Великой Отечественной. М., 2009.

13. Михеенков С. Е. Взвод, приготовиться к атаке!.. Лейтенанты Великой Отечественной. М., 2010.

14. Новохацкий И. М. Воспоминания командира батареи. Дивизионная артиллерия в годы Великой Отечественной войны. М., 2007.

15. Першанин В. Штрафники, разведчики, пехота. «Окопная правда» Великой Отечественной. М., 2010.

16. Приклонский Э. Е. Дневник самоходчика. Боевой путь механика-водителя ИСУ-152. 1942 - 1945. М., 2008.

17. Шимкевич В. Судьба московского ополченца. М., 2008.

ИЗ ОПЫТА РЕШЕНИЙ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ ПРОБЛЕМ

НА СЕЛЕ В 70-80-е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Баранов Александр Васильевич, кандидат исторических наук, профессор кафедры «История и политология», [email protected]

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Статья посвящена реализации комплексных мероприятий по социальноэкономическому преобразованию сельских поселений. В ней анализируется работа партийных, советских и хозяйственных руководителей Подмосковья по обновлению и реконструкции сел и деревень с целью создания наиболее благоприятных условий для проживания, отдыха после трудового дня и всестороннего развития сельских тружеников и их детей.

The article is devoted the implementation complex measures for socio-economical transformation of rural settlements. It analyzes the work of the party, of governmental and economical leaders of the Moscow region in the aspect of renewal and reconstruction of villages in order to create the most favorable conditions for living, relax after hard day"s work and the comprehensive development of rural workers and their children.

Ключевые слова: селяне, обновление, услуги, кооперация.