Совесть относится к. Совесть в Священном Писании

Нередко при совершении не вполне достойных поступков человек ощущает негативные эмоции внутри. Возникает некий дискомфорт, порой довольно сильный, не дающий спокойно существовать дальше. Подобное чувство принято называть совестью. Этот внутренний контролер гложет после негативных поступков, слов либо мыслей и приносит удовлетворение при противоположном поведении. Хотя догадываются о ее существовании почти все, мало кто с уверенностью сможет рассказать, что такое совесть, откуда берется и почему навевает определенные эмоции и ощущения. В этом стоит разобраться по порядку.

Что такое совесть: популярное определение

Существует множество вариантов трактовок природы этого явления, пояснений, что оно собою представляет. Значительное их число связано с различными религиозными течениями, где обычно под указанным термином понимается некое чувство вины перед высшими силами (Богом) за нарушение данных ими заповедей. Часто дается пояснение о «свете истины», мешающем поступать плохо. Популярное же определение, что такое чувство совести, не ассоциированное с религией, подразумевает в этом случае определенные свойства личности. Каждый психически здоровый и полноценно развитый человек вырабатывает внутренний саморегуляционный механизм, помогающий формулировать эталоны нравственности для последующего измерения всего сказанного и сделанного, оценки слов и поступков по собственной шкале достойного/недостойного.

Что такое стыд и совесть: врожденное или приобретенное

Те, кто пытается дать определение этому внутреннему «полицейскому», ломают копья в основном относительно того, дано ли подобное чувство от рождения априори или развивается уже по ходу взросления, на основе испытываемых человеком социальных влияний, внушенных ему нравственных установок, принятых в конкретной семье или социуме как таковом. Пока подобный вопрос остается открытым, по причине отсутствия доказательств с обеих сторон. Сходятся же они в одном: совесть представляет собою внутренние рамки, сформированные самим человеком исходя из принятых им моральных установок. Нарушение таких границ и вызывает дискомфорт разной интенсивности, а сохранение, особенно в ситуации непростого нравственного выбора, улучшает самооценку. Личность осознает, что сохранила свою идентичность, не позволила обстоятельствам ее попрать.

Как объяснить ребенку, что такое совесть

С подобной необходимостью сталкиваются родители подрастающего малыша и педагоги, которым приходится заниматься с ним в учебных учреждениях. Пояснения надо давать с учетом степени понимания конкретного крохи, его возрастных особенностей. При общении с дошкольниками стоит использовать конкретику, приводя доступные им примеры. Один из вариантов: совесть — это когда родители запрещают снимать шапку на холоде, и ребенок осознает, что не слушаться старших плохо. Потому, когда он снимает шапку, тем самым нарушая мамин и папин запрет, он отлично знает, что поступает нехорошо, из-за чего душа у него болит. Нужно дать крохе понять: указанное чувство — помощник, поскольку мешает вести себя неправильно, и к ней надо прислушиваться.

Что такое «совесть грызет»

Под этим выражением скрывается та самая гамма чувств, которую провоцирует не соответствующий нравственным установкам самого человека поступок. Сопряжены ее проявления с резким снижением самооценки. Появляется это из-за осознания предательства самого себя, собственных внутренних убеждений. Обычно сила таких душевных мук пропорциональная тяжести проступка. Разброс велик — от легких «покалываний» до настоящего огня, приносящего боль, мешающего полноценно жить дальше, особенно если отсутствует возможность исправления содеянного. Множество людей, превращавшихся в предателей или совершавших иные гнусные действия, нередко из-за невозможности перенести внутренние терзания отваживалось на суицид.

Что такое угрызение совести: поворот в конструктивное русло

Не стоит полагать, будто понимание, что такое совесть человека, и само ее действие деструктивны. Тут многое зависит от ракурса, под которым рассматриваются такие нравственные проблемы. Попытки бороться с проявлениями совести, заглушать ее путем воздействия на организм психотропных соединений, алкогольных возлияний, даруют лишь временную иллюзию спокойствия. Проступки никуда не деваются — человек только ненадолго сбегает от них, чтобы потом, по мере протрезвления, ощутить гамму еще больше усилившихся негативных эмоций. Нежелательно воспринимать указанное чувство как врага. Мудрая личность обернет ее проявления на пользу саморазвитию. Подсказками своего душевного нравственного регулятора имеет смысл пользоваться для предотвращения нежелательных поступков, избегания способного разрушить жизнь поведения. Подобный подход принесет личное счастье, карьерный рост, из-за возникшего уважения окружающих.

способность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки, внутренний голос, предписывающий ему нормы долженствования и запреты. С точки зрения З. Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

Представления З. Фрейда о совести содержались в таких его работах, как «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Он не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Ее возникновение он связывал с психосексуальным развитием ребенка. Маленький ребенок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний. Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребенка. Впоследствии внешнее сдерживание со стороны родителей, воспитателей и авторитетов перемещается внутрь человека. Их место занимает особая инстанция, которую З. Фрейд назвал «Сверх-Я». Это Сверх-Я как раз и является совестью человека, олицетворяющей собой внутренние запреты и нормы долженствования.

Будучи олицетворением совести, Сверх-Я сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. В понимании З. Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей (в этом смысле З. Фрейд признавал ту часть психологической истины, которая содержалась в утверждении, что совесть божественного происхождения правда, при этом он отмечал, что в отношении совести Бог поработал недостаточно, поскольку большинство людей получили ее в довольно скромных размерах).

Согласно З. Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека. Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому Я жесткие требования. На первой ступени развития совесть была первопричиной отказа от влечений. Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести. При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести. В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).

По словам З. Фрейда, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени развития, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть». Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека. Несчастья как бы укрепляют власть совести над человеком, который уходит в себя, превозносит притязания своей совести, признает свою греховность.

Укоры совести порождают чувство вины. Постепенно сознание виновности становится уделом человека. Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений. Так, по мнению З. Фрейда, угроза внешнего несчастья, связанная с утратой любви и наказанием со стороны внешнего авторитета, превращается во внутреннее несчастье, обусловленное напряженным сознанием виновности.

Все это означает, что понимание совести в психоанализе исходит из признания ее двойственности. С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.

Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы. Отсюда особое внимание психоаналитиков к осмыслению истоков формирования и природы совести с целью лучшего понимания причин возникновения невротических заболеваний и их успешного лечения.

Проблема совести рассматривалась в работах Э. Фромма (1900–1980). В книге «Человек для себя» (1947) он провел различие между авторитарной совестью и гуманистической совестью. Авторитарная совесть – это голос интериоризованного внешнего авторитета (родители, церковь, государство, общественное мнение), которому человек стремится угодить и чьего неудовольствия он страшится. Предписания этой совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а повелениями и запретами, которые заданы авторитетами. Заданные извне нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. По сути дела, авторитарная совесть – это то, что было описано З. Фрейдом в качестве Сверх-Я.

Рассматривая природу авторитарной совести, Э. Фромм выделил чистую совесть и виноватую совесть. «Чистая совесть – это сознание, что авторитет (внешний и интеризованный) доволен тобой; виноватая совесть – это сознание, что он тобой недоволен». Чистая совесть порождает чувство благополучности и безопасности, виноватая совесть – страх и ненадежность. Парадокс, по мнению Э. Фромма, состоит в том, что чистая совесть – это порождение чувства покорности, зависимости, бессилия, греховности, а виноватая совесть – результат чувства силы, независимости, плодотворности, гордости. Парадокс и в том, что виноватая совесть оказывается основой для чистой совести, в то время как последняя должна порождать чувство вины.

В отличие от авторитарной совести гуманистическая совесть – это собственный, независимый от внешних санкций и поощрений голос человека. Данная совесть является реакцией всей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового. По словам Э. Фромма, гуманистическая совесть – это «наша реакция на самих себя», «голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически – то есть стать тем, чем мы потенциально являемся». Поступки, мысли и чувства, способствующие раскрытию личности, рождают чувство подлинности, свойственное гуманистической чистой совести, а поступки, мысли и чувства, губительные для личности, рождают чувства беспокойства и дискомфорта, свойственные виноватой совести.

Э. Фромм считал, что в реальной жизни каждый человек обладает двумя видами совести – авторитарной и гуманистической. При психоаналитической терапии важно распознать силу каждой из них и их взаимоотношение в пациенте. Так, часто бывает, что чувство вины воспринимается сознанием как проявление авторитарной совести, в то время как в динамике его возникновение связано с гуманистической совестью, а авторитарная совесть является рационализацией гуманистической совести. «На уровне сознания человек может считать себя виновным за то, что авторитеты недовольны им, в то время как бессознательно он чувствует себя виновным за то, что живет, не оправдывая собственных надежд». Одна из задач психоаналитической терапии как раз и состоит в том, чтобы дать возможность пациенту различить в себе действенность обоих типов совести, понять, что безнравственное поведение может восприниматься, с авторитарной точки зрения, как «долг», прислушаться к голосу гуманистической совести, составляющей суть морального опыта жизни.

Совесть

высшее нравственное чувство человека, основанное на индивидуально принятой системе норм морали, нарушение которых эти человеком или другими людьми вызывает у него специфические переживания, называемые угрызениями совести. Такие переживания Включают в себя чувство стыда, грусть о содеянном, Желание изменить, исправить случившееся. Совесть - один из признаков высокого уровня личностного развития человека. Утрата совести ведет к психологической деградации человека.

СОВЕСТЬ

способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - например, угрызений совести.

Согласно З. Фрейду, совесть - внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний, с акцентированием того, что эта недопустимость несомненна и не нуждается в доказательствах. Может быть понята как особая психическая инстанция, имеющая назначением обеспечить нарциссическое удовлетворение, исходящее от Сверх-Я, и с целью этого беспрерывно наблюдающая за действительным Я и сравнивающая его с идеалом.

СОВЕСТЬ

Обоснованный набор интериоризованных моральных принципов который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Исторически, теистическая точка зрения приравнивала совесть к голосу Бога, и, следовательно, считали ее врожденной. Согласно современной точке зрения, запреты и обязательства, определяемые совестью, являются приобретенными; фактически Фрейдовские характеристики суперэго были попыткой объяснить происхождение, развитие и способ функционирования совести. См. моральное развитие.

Совесть

способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например, "угрызений С."). Л.А. Карпенко

СОВЕСТЬ

высшая форма способности личности к моральному самоконтролю, сторона ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), но и отдавать себя служению определенным ценностям, др. людям, обществу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями общества, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С. – общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в которые он поставлен. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний («угрызения С.»). Воспитание в каждом человеке С. – одна из наиболее важных сторон формирования личности. С. – один из основных, хотя и скрытых факторов, влияющих на возникновение и протекание большинства конфликтов. Особую роль С. играет в содержании и динамике внутриличностных конфликтов. С. выступает ядром нравственности. Поведение совестливого человека в конфликтах, как правило, конструктивно, бессовестного – деструктивно. «Без С. в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животным, кроме печального преимущества блуждать без какого-нибудь руководства от заблуждения к заблуждению» (Ж. Ж. Руссо). Напр., проблемы с С. у многих отечественных лидеров выступают первоисточником целого ряда социальных конфликтов. «С. царствует, но не управляет» – считалось в прошлом веке. В XXI в. С., судя по всему, уже и не царствует. Воспитание С. в каждом человеке – важнейшее условие профилактики и конструктивного завершения большинства конфликтов.

Совесть – это некий внутренний цензор, контролер и судья, присущий только людям. В жизни человека совесть может служить проводником, помогать поступать в соответствии с моральными правилами. Однако для начала следует понять - что такое совесть.

Какая бывает совесть?

Чтобы понять, что такое совесть, в первую очередь можно обратиться к психологическим и философским трактатам. Психологи понимают совесть как внутреннее качество, которое указывает на то, что личность осознает свою ответственность за тот или иной поступок. Философы называют совесть нравственным сознанием, которое способно различать хорошее и плохое, и побуждать человека к добрым поступкам.

По В. Далю совесть – это нравственное внутреннее сознание, тайник души, в котором происходит разделение поступков на достойные одобрения или порицания, рожающее любовь к добру и ненависть к злу.

Чистая и спокойная совесть бывает у нравственного человека, который старается не отступать от своих правил. Неспокойная и нечистая совесть терзает такого индивида, если он совершил что-то неблаговидное. Про человека, который не испытывает мук совести даже при совершении очень злых деяний, говорят, что его совесть спит или потеряна.

Как понимают совесть верующие люди?

Термин «совесть» появился с приходом христианства, он имеет греческое происхождение и состоит из двух слов: «содружество» и «весть». Т.е. по сути, совесть – это форма соучастия в социуме. Верующие люди отождествляют совесть с Всевышним и его голосом, который либо радует, либо наказывает. Индивид, у которого нет совести, для них человек без души.

Что значит иметь совесть?

Нечистая совесть проявляет себя через укоры, негативные переживания, стыд, тревожность. При отсутствующей или слабо развитой совести человек не раскаивается при совершении злых дел, а порой даже и не осознает, что своими поступками причинил кому-то ущерб. И, соответственно, не испытывает недовольства собой, стыда и желания исправить положение.

Известный психолог З. Фрейд в свое время высказал интересную теорию появления совести у человека. В младенческом периоде ребенок крайне зависим от родительских чувств, поэтому он очень быстро усваивает важные для взрослых правила, их ценности и мировоззрение. И все это с единственной целью – не вызвать разочарования родителей и не лишиться любви.

Исследования показали, что более совестливыми вырастают те дети, которым при проступках взрослые высказывали свое огорчение, а не наказывали физически, т.к. такое наказание ведет к негодованию и протесту. Во взрослом возрасте имеющий совесть человек при неблаговидных поступках испытывает , осуждает и наказывает себя сам.

Что делать, если мучает совесть?

Верующие люди считают, что если человека мучает совесть, ему необходимо покаяние. Рассказать о своих грехах можно священнику, он выслушает и поможет. Неверующим можно исповедаться матери или отцу, они примут своего ребенка любым, и не будут смотреть на него через призму проступка. Если совесть мучает из-за деяния, в результате которого пострадал человек, покаяться нужно и перед ним.

Полученное прощение станет настоящим бальзамом на душу. Облегчить муки совести и хотя бы частично восстановить равновесие между добром и злом можно хорошими делами, молитвами, постом, трудом на благо других людей.

Психологи советуют при муках совести не стараться заглушить их, а постараться понять, что именно стало причиной потери душевного покоя. Совершенный проступок не всегда равноценен испытываемым мукам. Например, девушка может переживать из-за потери невинности до свадьбы, потому что ее так воспитали, и муки ей причиняет неактуальная моральность. Этой девушке нужно понять, что ее поступки – это личные достижения, на которые оказал влияние ее жизненный опыт.

Одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущеесостояние и поведение других людей по отношению к "носителю" совести. является одним из продуктов воспитания. По совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во многих европейских языках слово "совесть" этимологически значит "совместное знание"; в русском языке оно происходит от слова "ведать" - "знать"). Ассоциативный блок. В связи с тем, что совесть - свойство личности, то ее "наполнение и качество" существенно зависят от той культуры, которой обладает человек (как этнической, так и индивидуальной).

Определения, значения слова в других словарях:

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С....

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(русс, совместная весть, обобщенное знание). 1. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом нравственные принципы, взгляды, убеждения. 2. В оккультизме – проявление в индивиде критериев...

Философский словарь

(совместное знание, ведать, знать): способностьчеловека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. «Дело совести есть дело человека, которое он ведет...

Философский словарь

Способностьчеловека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного...

Философский словарь

(греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способностьчеловека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто "имеет совесть", но "сам есть совесть" (С.Фейджин)....

Философский словарь

Этическая категория, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиции добра и зла отношение к своим и чужим поступкам. выносит свои оценки как бы независимо от практических интересов, однако в различных проявлениях совесть человека...

Философский словарь

Категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных...

Философский словарь

Понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражениеспособности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил...