Совокупность гласныхв языке носит название вокализм,а совокуп­ность согласных - консонантизм. Полная и неполная ассимиляция

Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со спо­собом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуля­ционным движением является размыкательное, тогда как при об­разовании согласных - необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; сло­гообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.

Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Выды­хаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (именно поэтому известный русский ученый В.А. Богородицкий на­зывал их «ртораскрывателями»). Фонетическая функция гласных -в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В ар­тикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутое™ языка вперед или назад; 3) положение губ; 4) положение мягкого неба.

В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы: 1) гласные нижнего подъема, при артику­ляции которых язык занимает максимально низкое положение в по­лости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широ­кими: рус. а; 2) гласные верхнего подъема, при образовании кото­рых язык занимает самое высокое положение в полости рта, при­чем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы; 3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выде-


лять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, отакм ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка).

Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках ми­ра делятся также на три группы: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е; 2) глас­ные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о; 3) гласные среднего ряда, при образовании ко­торых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а. Следует, однако, отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделя­ются только два ряда - передний (ö, ü ,/) и задний (у, о, и).

При артикуляции гласных важную роль играют губы, которые могут вытягиваться вперед с разной степенью округления или ла­биализации (< лат. labialis "губной"). С этой точки зрения глас­ные делятся на две большие группы: 1) лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор: рус. о, у; 2) не­лабиализованные, т.е. неогубленные, рус. и, е, а, ы.

По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:

1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и за­крывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные; 2) но­совые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португаль­ском, французском языках.

В некоторых языках мира учитываются также такие характери­стики гласных, как длительность и тон. При этом выделяются дол­гие и краткие гласные (однако есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдол­гие и краткие). Долгие гласные отличаются от соответствующих им кратких прежде всего длительностью звучания (ср. словенские дол­гие гласные е., а:), хотя иногда они могут отличаться и некоторыми артикуляционными характеристиками (например, английский звук /: долгий более закрытый и передний, чем /"). Долгота гласных в не­которых языках семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. os "кость" и o:s "рот",populus "народ" npo.pulus "толпа").

В тональных языках (например, в языках юго-восточной Азии) при классификации гласных по тону учитываются более сложные


признаки, в частности, скорость изменения частоты, время, за ко­торое происходит изменение, регистр и др.

Типологические исследования в области фонетики показали, что в основе системы вокализма большинства языков лежит противо­поставление трех универсальных признаков - подъема, ряда и ла­биализованное™, все остальные признаки являются уже специфи­ческими, отличительно характеризующими тот или иной язык.

С точки зрения однородности артикуляции гласные подразде­ляются на дифтонги (< греч. diphthongos "двугласный") и моно­фтонги (< греч. monos "один" и phthongos "звук"). Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикулято-рным движением (ср., например, английский дифтонг at, немецкий ае). В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходя­щие дифтонги: восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого сло­гообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг ue.fuente "источник"); нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немец­кий дифтонг au: Maus "мышь"); восходяще-нисходящий (или ис­тинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково уда­рных гласных (ср. латышский дифтонг au: tauta "народ"). Все диф­тонги, как правило, обладают большей длительностью, чем моно­фтонги. Монофтонг - это гласный, характеризующийся артику­ляционной и акустической однородностью, органы речи при арти­куляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции, тогда как при произнесении дифтонга происходит сдвиг органов речи (ср., например, английский дифтонг в сло­вах now "сейчас" и pound "фунт").

От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно не­однородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступаю­щий в качестве переходного (ср., например, русский диалектные звуки е" (е склонный к и) или к у).

Кроме артикуляционных, существуют акустические характери­стики гласных, где в качестве дифференциальных выступают иные признаки: частота звука, зона его образования и др. Надгортанные полости (рта и носа), выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты гласных звуков. Эти резонансные частоты называются формантами гласных. При классификации гласных с акустической точки зрения учитывают обычно сведения о частоте двух формант - первой и второй, относительно которых известно,


что их частота определенным образом связана с артикуляционными свойствами гласных: частота первой форманты зависит от подъема гласного (чем более открытый гласный, т.е. чем ниже его подъем, тем выше частота первой форманты, рус. гласный а и, наоборот, чем более закрытый гласный, т.е. чем выше его подъем, тем час­тота ниже, рус. гласные и, ы, у); частота второй форманты зависит от ряда гласного (чем более передний гласный, тем выше частота второй форманты, рус. гласные е, и); лабиализованность гласных понижает частоту обеих формант. В соответствии с этим гласные верхнего подъема и, ы, у имеют наиболее низкую по частоте пер­вую форманту, тогда как гласный нижнего подъема а имеет наибо­лее высокую первую форманту. Наиболее высокую вторую фор­манту имеет нелабиализованный гласный переднего ряда и, а наи­более низкую - лабиализованный гласный заднего ряда у.

Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (поэтому согласные нередко называют «ртосмыкателями»). Согласные как класс звуков проти­востоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующими: само название «со-гласный», т.е. встречаю­щийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласно­го в слоге (хотя существуют языки, например, сербский, хорватс­кий, македонский, словенский и др., где согласные, но только со­норные, обладают слоговостью; в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова они также могут приобретать сло-говость, ср. бобр, мудр, ржав, льстить). Артикуляционная класси­фикация согласных строится на основе следующих признаков: 1) поведение голосовых связок; 2) положение активного действую­щего органа, образующего преграду; 3) способ образования пре­грады и ее место; 4) положение мягкого неба.

В зависимости от степени участия голосовых связок при обра­зовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артику­ляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных классификаций при­водится акустический признак - степень участия шума при образо­вании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо -голоса и шума) и сонорные (< лат. sonorus "звучный"), образуе­мые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.


В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где воз­никает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.

Губные согласные - это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, рус. п, б,м), либо губами и зубами (губно-зубные согласные,рус.в, ф).

В язычных согласных активным действующим органом, созда­ющим шумообразующую преграду, является язык, артикулирую­щий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зу­бов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спин­ки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязы­чные и заднеязычные согласные.

В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные (< лат. apex "верхушка"), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. /, d); дор­сальные (< лат. dorsum "спина"), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д); какуминальные (< лат. саситеп "острый конец, вершина"), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка (слн. dz "); рет­рофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).

В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создает­ся сближением средней части спинки языка ствердым небом (рус. j).

При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).

Увулярные согласные (< лат. uvula "язычок") - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове Buch или парижское произношение звука [г]).

Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. pharynx "зев") - это согласные, в которых шумообразующая преграда созда­ется путем сужения глотки (ср. укр., слц., чеш. [И], укр. нога; слц. hora; чеш. hlava).

Ларингальные или гортанные согласные (< греч. larynx "гортань") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (чеш. диал. ?око, араб, ahl "семья", иврит, mahir "искусный").


В зависимости от способа образования согласного, т.е. от того, каков характер преграды, преодолеваемой воздухом, и способ ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые

и дрожащие.

При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы. В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на взрывные, в кото­рых смычка раскрывается мгновенно (рус. п,б,щд,к г)", аффрикаты (< лат. affricata "притертая"), в которых смычка раскрывается мед­ленно, постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза, так как артикулирующие органы не раскрываются полностью и ме­жду ними сохраняется сужение (рус. ч, ц); носовые, в которых смы­чка образуется полным замыканием ротовой полости и одновре­менным опусканием небной занавески, вследствие чего воздух сво­бодно протекает в носовую полость (рус. н, м).

Некоторые ученые среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом (ср. рус. а[бб]ат, о[тт]уда).

Щелевые согласные - это согласные, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. с, з, ш, ж,ф,в,х, n,j), В зависимости от того, где образуется щель - в сре­динной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зу­бами) - различают срединные согласные (рус. с,з,ш,ж, ф, в, x,j) и бо­ковые (рус. л).

При образовании дрожащих согласных происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. р). По этому признаку дрожащие согласные рассматриваются иногда в классе смычных согласных.

В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной за-навески)при произношении согласных различают ртовые и носовые согласные. Ртовые согласные-это согласные, при артикуляции ко­торых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость но­са (все русские согласные, кромем,н); в носовых согласных мягкое небо опущено и открывает проход воздуха в полость носа (рус. м, н).

В зависимости от того, происходит ли наложение дополнитель­ной (йотовой) артикуляции на основную, все согласные подразде­ляются на мягкие (или палатальные < лат. palatum "небо") и твер­дые. Мягкие согласные - это согласные, при образовании кото­рых происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед (ср.


Рус. мягкие согласные б\ в", д\ т" и др.); твердые согласные про­износятся без этой дополнительной артикуляции, хотя последние исследования в области фонетики показали, что при произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация < лат. velum "завеса" (ср. произношение русского веляризованного согласного [л] и невеляризованного, т.н. европейского [/]).

Учитываются и другие артикуляционные признаки согласных, в частности, участие пассивного органа в образовании преграды (зубов, альвеол, различных частей неба). Так, например, язычные (по активному действующему органу) согласные по пассивному органу, т.е. по тому органу, с которым происходит смычка языка, могут быть охарактеризованы как дентальные (или зубные, рус. т,д,с,з,л,н,ц\ альвеолярные (или надзубные англ. /, d), передне­небные (рус. ш, ж, ч р), средненебные (рус. у), задненебные (рус. к, г, х).

Кроме артикуляционной, существует акустическая классифика­ция согласных, в которой учитывается прежде всего сила шумовых составляющих. В соответствии с этим критерием, как уже указыва­лось, согласные подразделяются на шумные и сонанты. При арти­куляции сонантов наблюдается преобладание голоса над шумо­выми составляющими, что с акустической точки зрения прибли­жает их к гласным, при образовании шумных согласных преоб­ладающим является шум.

Важнейшим акустическим признаком согласных является харак­тер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому при­знаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также харак­тер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глот-тализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артику­ляции (слн. [?]) и неглоттализованные. Существуют и другие акус­тические признаки, использующиеся в акустической классифика­ции согласных.

Стремление описать все многообразие звуков человеческой речи на единых классификационных основаниях способствовало раз­работке новых универсальных классификаций, построенных по дихотомическому (< греч. dicha "на две части" и tome "сечение") принципу. Первая такая классификация была предложена амери­канскими учеными P.O. Якобсоном, М. Халле, Г. Фантом. Выделив 12 пар различительных признаков (среди которых были, например, такие, как: гласный/негласный, согласный/несогласный, компакт-


ный/диффузный, т.е. учитывается степень концентрации произно­сительной энергии, напряженный/ненапряженный, т.е. степень на­пряжения мускулатуры речевых органов, прерванный/непрерван­ный, т.е. учитывается наличие и характер преграды при прохож­дении воздушной струи, носовой/ртовый, звонкий/глухой и др.), они попытались описать звуки, представленные во всех языках мира. Позднее эта классификация была упрощена американскими учены­ми Н. Хомским и М. Халле, предложившими учитывать три основ­ных признака при описании звуков речи: сонорный/несонорный, вокальный/невокальный, консонантный/неконсонантный, которые, однако, при необходимости можно расширить за счет введения дополнительных (таких, например, как способ артикуляции, место образования звука, источник голоса или шума и др.). Эти классифи­кации свидетельствуют о том, что возможности описания звуков речи во всем их многообразии еще далеко не исчерпаны. Работа над созданием универсальных классификаций продолжается и в настоящее время.

СЛОГ КАК АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения дру­гие. Существуют разные определения слога. Основное различие между ними связано с тем, какие признаки (артикуляционные или акустические) берутся за точку отсчета.

С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная еди­ница речевого потока (Л.В. Бондарко) или минимальная артикуля­ционная единица речи (Ю.С. Маслов). Иногда эти определения уточняют, расширяя их указанием на организацию дыхания в про­цессе речи: «Слог - это минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения» (Л.В.Щерба). Это так называемая экспираторная тео­рия слога. Однако данные экспериментальной фонетики свидетель­ствуют о том, что число дыхательных толчков и число слогов не совпадают.

Существует и другая теория слога - сонорная, основанная на акустических критериях. При акустическом подходе слог определя­ют как волну нарастания и ослабления звучности. «Слог - это отре-


зок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучнос­тью» (Р.И. Аванесов). Этот наиболее звучный звук является слого­образующим, вокруг него группируются неслогообразующие звуки.

Существуют и другие, менее распространенные теории слога, например, динамическая, согласно которой слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (Л.Л. Касаткин).

В русском языке (как и во многих других языках) слогообра­зующим является гласный. Именно гласный образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются соглас­ные. Однако существуют языки (например, сербский, хорватский, македонский, чешский), в которых в роли слогообразующего могут выступать и согласные, но только сонорные (ср. сх. врх "верх", мак. врба "верба", чеш. vlk "волк"). В русском языке в потоке речи со­норные также могут иногда приобретать слоговость, однако только в позиции конца или начала слова при беглом произношении (ср. смотр, театр, рдеть, рты).

Слоги могут иметь разную структуру: если элементы слога обо­значить латинскими буквами С - consonans "согласный", V - vocalis "гласный", то структуру слога можно представить следующим об­разом: CV (мо-ло-ко), CVV (лау-ра), V (у-жас), С VC (о-вес), VC (ар-ка), CVVC (нем. Maus "мышь"), CCVVV (вьетнам. ngoäi "снаружи"): в двух последних случаях один гласный, а именно [а], составляет ядро, а другие периферию и т.д.

В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог, различают открытые и закрытые слоги. Открытые слоги оканчи­ваются слоговым звуком (ма-ма), закрытые - неслоговым (у-тес). Учитывается не только качество звука, закрывающего слог, но и звука, с которого начинается слог. В зависимости от этого слоги подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: бар-кас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетае­мости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех соглас­ных типа встре-ча и невозможность подобных сочетаний во фран­цузском языке), есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия остро­вов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков более типичны закрытые слоги (тип CVC).


В истории русского языка существовали разные тенденции в по­строении слога. В древний период (Х-ХИ вв.) преобладала тенден­ция к открытому слогу, которая имела силу закона, о чем свиде­тельствуют древнерусские памятники, где встречаются написания типа къто, съна и др., в которых первый слог заканчивает редуци­рованный гласный звук «ер». Однако со временем (после процесса «падения редуцированных») эта тенденция стала носить менее вы­раженный характер, так как появились и закрытые слоги (др.-рус. съ-нъ > сон).

Конец одного слога и начало другого образует слогораздел, являющийся границей слога. На границе слога происходит, как правило, уменьшение звучности, что связано со строением слога. В современной фонетической литературе существует несколько тео­рий слогораздела. Согласно теории, разработанной Р.И. Аванесо-вым, каждый слог в русском языке строится по закону восходя­щей звучности, т.е. звуки располагаются в слоге от наименее звучного к наиболее звучному, поэтому слогораздел проходит всегда на месте спада звучности (в слове, имеющем слоговую структуру CVCV, слогораздел пройдет между гласным и после­дующим согласным CV-CV: во-да). Исходя из того, что наиболее звучными являются гласные, а из согласных - сонорные, Р.И. Ава­несов предложил следующие правила слогораздела:

1) сочетание шумных согласных между гласными (модель
VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-стюм;

2) сочетание шумного и сонорного согласного между гласными (модель VCCV)otxoäht к последующему слогу, т.е. V-CCV: до-бро;

3) сочетание сонорных между гласными (модель VCCV) отхо­дит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-рма;

4) сочетание сонорного и шумного между гласными (модель VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: пар-ma, по­скольку сонорный обладает большей звучностью, чем шумный. При таком слогоразделе следующий слог строится в соответствии с законом восходящей звучности.

5) сочетание j с любым согласным между гласными (модель
VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: лей-ка.

Однако эти правила слогораздела распространяются только на неначальные слоги, в начальных слогах закон восходящей звучно­сти нарушается (ср. рта, льды, где имеются два «пика звучности» -на начальном сонорном и на гласном), иногда он может нарушаться и в неначальных слогах (ср. ло-жка, где щелевой согласный [ш] более звучный, чем смычный [к]). В связи с этим появилась другая


теория, согласно которой слогораздел всегда проходит после глас­ных (Л.В. Бондарко).

Существует, однако, еще одна теория, сформулированная JLB. Щер-бой, в соответствии с которой граница слогораздела в русском язы­ке тесно связана с ударностью слога:

1) если ударным является первый слог, то следующий за ним со­гласный является сильным и примыкает к ударному гласному, образуя закрытый слог: шап-ка;

2) если ударным является второй слог, то оба согласных в моде­ли VCCV отходят к ударному слогу в связи с действующей в рус­ском языке тенденцией к открытому слогу: до-стать;

3) в сочетании сонорного и шумного согласных между гласны­ми принцип ударности не действует, так как слогораздел проходит внутри слога, т.е. VC-CV: сол-дат.

Однако данные экспериментальной фонетики не подтвердили зависимости места слогораздела от локализации ударения, хотя признак ударности слога для слогораздела является значимым.

Законы слогораздела в языках мира неодинаковы (во француз­ском языке, например, в отличие от русского, слогораздел, как правило, проходит между согласными, ср. tek-nik), они могут раз­личаться в диалектах даже одного языка (ср., например, северно­русское и южнорусское слогоделение слова картошка: сев.-рус. кар-тош-ка, юж.-рус. ка-рто-шка).

В разных языках соотношение между членением слова на слоги и его морфемным членением складывается по-разному: в русском, например, связь между слоговым и морфемным членением отсут­ствует (ср. различие в слоговом и морфемном членении слова сбе­жали: слоговое членение сбе-жа-ли, морфемное с-беж-а-л-и). Об отсутствии влияния морфологической границы на слогораздел свидетельствует и тот факт, что согласный в абсолютном конце слова произносится в одном слоге с гласным, начинающим сле­дующее слово, ср. [но-чу-жа-са]. Однако в китайском и вьетнам­ском языках (являющихся языками слогового строя) эта связь про­слеживается: слог почти всегда выступает в качестве представителя морфемы, и границы слогов не могут перемещаться, ср. вьетн. bat "чашка" и bat Ыее "чашечка".

Наша речь представляет собой поток звуков, и при членении этого речевого потока, кроме звука и слога, выделяются фонетиче­ское слово, фонетическая синтагма (или речевой такт) и фраза, хотя выделение их происходит на разных основаниях - собственно фо­нетических, функциональных, смысловых и интонационных.


Фонетическое слово -это отрезок речевой цепи, объединен­ный одним ударением. В русском языке это чаще всего сочетание знаменательного слова с примыкающим к нему служебным (ср. сон ли, на гору, чтобы прочитать), однако есть языки, где в этот отре­зок могут входить три и более знаменательных слова (ср. франц. Elle est heureuse "она счастлива").

Фонетическая синтагма - это отрезок речевой цепи, объеди­ненный интонационно-смысловым единством входящих в него зна­менательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу (ср. Завтра вечером \ туристская группа \ в полном составе \ воз­вращается на базу). В семантическом плане синтагма представляет собой отрезок осмысленно расчлененной речи, в противном случае речь теряет свою информативность (ср. нарушение смысла выска­зывания при ином его членении на синтагмы: Завтра \ вечером ту­ристская I группа в полном \ составе возвращается на \ базу).

Фраза - это отрезок речевой цепи, заключенный между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризу­ющийся синтаксической связанностью. Фраза как фонетическая единица может состоять из одного или нескольких предложений (ср. фразу, которая представлена тремя предложениями: Вот вы сели, лошади тронулись, колокольчик зазвенел).

Классификация звуков речи (фонем)

§ 42. Звуки речи можно характеризовать и классифицировать по разным признакам – физическим, или акустическим, и физиологическим, или артикуляционным. При классификации звуков речи, при характеристике отдельных звуков или определенных групп звуков следует строго различать их акустические и артикуляционные признаки, которые в современном языкознании не всегда достаточно последовательно разграничиваются. На это в свое время обращал внимание еще Л. В. Щерба, который в 1912 г. в статье "Русские гласные в качественном и количественном отношении" писал: "Впрочем, самый главный недостаток в наших системах гласных (т.е. в их описаниях. – В. Н.) – это незнание связи между акустическими и физиологическими качествами" . Это не в меньшей степени относится и к описаниям согласных звуков. Сравним, например: "Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса; 2) по месту образования шума; 3) по способу образования шума; 4) по отсутствию или наличию палатализации" .

Предлагаемая здесь классификация звуков речи (фонем) основана на их артикуляционных, физиологических признаках.

Гласные и согласные как основные типы звуков речи

§ 43. Артикуляционная характеристика звуков речи, их классификация по артикуляционным признакам начинается с выделения двух основных классов, или типов, звуков – гласных и согласных, которые различаются во всех языках мира. "Первое и главное членение в этой классификации – членение на гласные и согласные" . Артикуляционные различия между гласными и согласными звуками состоят в следующем:

  • 1. При образовании (произношении) гласных звуков путь для прохождения струи выдыхаемого воздуха в речевом канале свободен, открыт, воздушная струя проходит свободно, беспрепятственно; при образовании согласных в речевом канале образуются различные преграды для воздушной струи (ср., например, произношение звуков а и б).
  • 2. Названным различительным признаком определяется различие силы выдыхаемой струи воздуха: при образовании гласных струя воздуха относительно слабая, при образовании согласных – более сильная, способная преодолеть образующуюся в речевом канале преграду. В этом можно убедиться, произнося отдельные гласные и согласные перед пламенем горящей свечи: при произнесении гласных оно колеблется значительно слабее, чем при произнесении согласных.
  • 3. Когда мы произносим гласные, напряженность речевого аппарата и сила струи выдыхаемого воздуха равномерны на протяжении всего их звучания; при произношении согласных напряженность речевого аппарата и сила воздушной струи больше в местах образования преграды и в момент ее преодоления. Это связано с необходимостью преодоления при образовании согласных препятствия, которое при образовании гласных отсутствует. (Под препятствием здесь понимается преграда, затрудняющая прохождение воздушной струи.)

Артикуляция большинства согласных звуков, а именно согласных шумных (т.е. всех согласных, кроме сонорных), отличается от артикуляции гласных также по положению голосовых связок. При образовании согласных голосовые связки менее напряжены, чем при образовании гласных, чем и объясняется преобладание шума над голосом, на что уже обращалось внимание при акустической характеристике звуков речи.

По названным выше артикуляционным признакам разные согласные звуки (разные группы согласных) отличаются от гласных в неодинаковой степени. Наиболее резко противопоставлены гласным взрывные согласные, особенно глухие (п, т, к). Менее ярко проявляются артикуляционные различия между гласными и так называемыми фрикативными, или щелевыми, шумными согласными (такими, как в, ф, х, з, с, ш). Наименее заметны указанные различия между гласными и сонорными согласными, которые по своей артикуляции приближаются к гласным; по положению голосовых связок (следовательно, и по соотношению голоса и шума) они ближе к гласным, чем к согласным; именно поэтому они могут выступать в качестве слоговых (слогообразующих) звуков, функцию которых обычно выполняют гласные (подробнее об этом говорится в § 53). На этом основании сонорные согласные иногда выделяются в особую группу звуков речи, занимающую промежуточное положение между согласными и гласными.

Классификация гласных звуков

§ 44. В артикуляционном отношении гласные звуки различаются в зависимости от работы активных органов речи, а именно: языка, губ, нёбной занавески, или (в иной терминологии) мягкого нёба.

Язык при образовании гласных может занимать разное место по отношению к передней или задней части полости рта и по отношению к нёбу. В зависимости от этого осуществляются две классификации гласных звуков: а) по месту подъема языка, или по месту образования, и б) по степени подъема языка, или по способу образования.

В зависимости от положения языка по отношению к передней или задней части полости рта, т.е. от того, какая часть спинки языка и в каком месте полости рта поднимается к нёбу, различаются гласные переднего ряда, или передние, заднего ряда, или задние, и среднего, смешанного ряда, или средние. При образовании гласных переднего ряда средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твердому нёбу, оставляя в передней части полости рта небольшой резонатор. В качестве примеров гласных переднего ряда можно привести русские и, э. При образовании гласных заднего ряда задняя часть спинки языка в большей или меньшей степени поднимается к мягкому нёбу, образуя в полости рта большой резонатор; к ним относятся, например, русские гласные о, у. При образовании гласных среднего ряда вся спинка языка высоко поднята к нёбу, в результате чего образуется резонатор в форме длинной трубы. Примером такого гласного звука может служить русский гласный ы.

В зависимости от положения языка но отношению к нёбу, по степени его подъема, различаются гласные верхнего, высокого подъема, или верхние; нижнего, низкого подъема, или нижние; среднего подъема, или средние. При образовании гласных верхнего подъема язык находится в верхней части полости рта, максимально ограничивая пространство для прохода воздушной струи, поэтому такие гласные называются еще узкими, или закрытыми. К ним относятся, например, русские гласные и, ы, у. При образовании гласных нижнего подъема язык располагается в нижней части полости рта, в результате чего между языком и нёбом создается наиболее широкое пространство для прохода воздушной струи. В связи с этим их называют также широкими, или открытыми. В качестве примера таких гласных можно привести русский звук а. При образовании гласных среднего подъема язык слегка приподнят к нёбу, т.е. занимает положение более низкое, чем при произношении гласных верхнего подъема, и более высокое, чем при произношении гласных нижнего подъема. Такими гласными являются, например, русские э, о.

В зависимости от положения губ, от степени их участия в образовании гласных звуков, различаются гласные губные, огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – "губа"), и негубные, нелабиализованные. При образовании губных гласных губы выпячиваются вперед и округляются, создавая относительно узкое отверстие для прохождения струи выдыхаемого воздуха. Губными являются, например, гласные о, у русского и многих других языков, немецкие гласные, обозначаемые на письме буквами б, й, употребляющиеся в словах horen (слышать), mogen (мочь), f!!!iiren (вести), f!!!iinf (пять), Fr!!!iihing (весна) и других подобных. При образовании негубных гласных губы находятся в обычном разомкнутом положении и образуют более широкое отверстие. Можно привести, например, произношение любого русского гласного, кроме названных выше губных (за исключением случаев, когда рядом с гласным произносится носовой согласный, под воздействием артикуляции которого гласный приобретает носовой оттенок).

В зависимости от положения нёбной занавески различаются гласные носовые, или назализованные (от лат. nasalis – "носовой"), и ртовые (ротовые), неносовые, неназализованные, или чистые. Ртовые гласные произносятся тогда, когда нёбная занавеска находится в обычном, приподнятом положении и закрывает проход в полость носа, а поэтому вся струя выдыхаемого воздуха проходит через полость рта. К ротовым относятся, например, все гласные русского языка, а также большинство гласных других языков. Когда нёбная занавеска опускается, открывается проход в полость носа, в которую при произнесении звуков направляется часть воздушной струи. В результате этого гласные приобретают определенный носовой призвук, получаются носовые гласные.

В современном русском языке, как отмечено, все гласные ртовые, т.е. носовых гласных как таковых нет; возможны лишь носовые оттенки различных гласных, возникающие под воздействием артикуляции соседних носовых согласных м, н (о чем речь пойдет ниже, в § 69). Носовые о, э употреблялись в общеславянском, древнерусском языках; в древнерусских текстах они обозначались буквами, называемыми юсами – юсом большим (носовое о) и юсом малым (носовое э) (ср., например: зѫбъ (зуб), пѧть (пять)). Из современных славянских языков носовые о, э хорошо сохранил польский язык, где эти гласные обозначаются на письме, соответственно, буквами q и q (ср. некоторые примеры слов современного польского языка с данными гласными: dqb (дуб), zqb (зуб), rqka (рука), jqzyk (язык)). Употребляются носовые гласные и в других современных языках. Широко распространены они, например, во французском языке. Носовые i и и употребляются в португальском языке. В некоторых диалектах литовского языка сохранились носовые а, е, i, и, которым в литературном литовском языке соответствуют ртовые долгие гласные, обозначаемые на письме особыми знаками (ą, ę, į, ų), например: kqsti (кусать), kqsti (терпеть), gtjsti (мостить), skqstis (жаловаться).

§ 45. Звуки речи, в том числе и гласные, различаются не только но характеру преграды, создаваемой в речевом канале различными органами речи и определяющей объем и форму резонатора, но и в зависимости от продолжительности артикуляции соответствующего звука. Иными словами, звуки речи различаются не только качественно, но и в количественном отношении, т.е. возможны звуки краткие и долгие.

Уже говорилось о том, что долгота (длительность) звуков речи определяется разными факторами, в частности фонетическими условиями их употребления – местом словесного ударения, характером соседних согласных и др. В то же время во многих языках краткость и долгота звуков речи, прежде всего гласных, является их постоянным, неизменным признаком, различается независимо от фонетических и иных условий употребления: краткий и долгий гласные определенного качества могут употребляться в одних и тех же фонетических условиях (ср., например, в литовском языке: pilis (за́мок) и arklys (прыжок); в чешском – pas (паспорт) и pas (пояс); в литовском – bukas (тупой) и biikas (бук), didis (большой, великий) и dydis (величина, размер), linas (лен) и lynas (линь), kasti (копать, рыть) и kqsti (кусать), siusti (беситься) и siysti (посылать, отправлять), mano (мой) и mano , соцдоговор , алчба [ʌldzba], начдив , учгиз ).

Во многих языках звонкие аффрикаты, так же как и глухие, употребляются в качестве самостоятельных фонем (ср., например, в польском языке: dzban (жбан, кувшин), dzwon (звон), wiedza (знание), dzien" (день), dziura (дыра), dzokej (жокей), dzungla (джунгли); в литовском: dziazas (джаз), dziungles (джунгли) и др.

Кроме названных переднеязычных аффрикат в некоторых языках произносятся аффрикаты губные; ср., например, в немецком языке: Apfel (яблоко), Pferd (лошадь), Pfiff (свист, свисток).

Смычно-проходными называются согласные, при образовании которых струя выдыхаемого воздуха проходит через надгортанные полости минуя смычку. В зависимости от того, каким путем проходит воздушная струя, среди смычно-проходных согласных различаются носовые и боковые. Носовыми , или назальными (от лат. nasalis – "носовой"), называются смычно-проходные согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через полость носа. Это согласные типа русских м, н. Боковыми , или латеральными (от лат. lateralis – "боковой"), называются согласные, при произнесении которых воздушная струя проходит через полость рта, по ее краям, по бокам языка (в некоторых языках – с одной его стороны). Примером таких звуков может служить русский согласный л.

Во многих языках среди смычно-проходных согласных различаются свистящие и шипящие согласные, которые называются по акустическим свойствам (ср. в русском языке з и ж, с и ш и др.). Артикуляционно они различаются по характеру создаваемой органами речи щели. При образовании свистящих согласных создается "узкая щель со сложной конфигурацией" , в результате чего возникает "резкий высокочастотный шум" . При образовании шипящих согласных создается щель более широкая, чем при произношении свистящих. Промежуточное положение между шипящими и свистящими занимают употребляющиеся в некоторых языках шепелявые согласные. Такие звуки нередко произносятся при определенных дефектах речи.

Щелевые (щелинные) согласные, иначе фрикативные (от лат. fricare – "тереть"), или спиранты (от лат. spirans , родительный падеж spirantis – "дующий, выдыхающий"), представляют собой звуки, при образовании которых преграда создается путем сближения речевых органов (без полного их смыкания, что происходит при произнесении смычных), между которыми остается узкое пространство (щель) для прохождения воздушной струи; такие звуки возникают в результате трения выдыхаемого воздуха о стенки образующейся щели. Щелевыми являются такие согласные, как, например, русские в, ф, з, ж, с, ш, х и др.

Дрожащие согласные, или вибранты (от лат. vibrans , родительный падеж vibrantis – "дрожащий, колеблющийся"), – это звуки, которые образуются в результате повторения смычки и щели, что происходит при вибрировании (дрожании) кончика языка или другого активного органа речи. К дрожащим относятся русский переднеязычный сонорный согласный р и некоторые другие звуки близкой артикуляции, употребляющиеся в разных языках, например губно-губной шумный, произносимый в русском и в других языках в междометном слове тпру (возглас, которым останавливают лошадь), переднеязычный шумный, обозначаемый в графике чешского языка буквой!!!г, например в словах!!!feka (река), !!!femen (ремень), !!!rasa (ресница), !!!псЬку́ (редкий), !!!pfenesti (перенести).

§ 47. Кроме рассмотренных артикуляционных признаков согласных (места и способа образования), при их классификации учитываются и другие признаки, например положение (поведение) голосовых связок, наличие или отсутствие дополнительной артикуляции.

В зависимости от положения голосовых связок различаются согласные звонкие и глухие. При произношении звонких согласных голосовые связки сближены, напряжены и находятся в состоянии колебания, вибрируют, в результате чего образуется голос, сопровождающий шум. К звонким относятся, например, русские согласные б, в, г, д, з и др. Когда же голосовые связки расслаблены и находятся в неподвижном состоянии, т.е. не участвуют в артикуляции, образуются глухие согласные, представляющие собой чистые шумы, например русские п, ф, к и др. Для произнесения звонких согласных требуется более сильная струя воздуха, поэтому они называются также сильными; глухие согласные произносятся при более слабой воздушной струе, поэтому их называют еще слабыми.

Большинство согласных в разных языках образуют пары по звонкости – глухости (ср., например, в русском языке: б – п, д – т, г к, з с, ж – ш). Члены таких пар различаются только положением голосовых связок и силой воздушной струи; в остальном артикуляции разных парных согласных одинаковы.

По этому же признаку (т.е. по положению голосовых связок) различаются также согласные шумные и сонорные (от лат. sonorus – "звучный"), или сонанты (от лат. sonare – "звучать", sonans, родительный падеж sonantis – "звучащий"), В лингвистической литературе две названные группы согласных чаще всего характеризуются по акустическим признакам: шумные согласные определяются как звуки, при произношении которых преобладает шум, сонорные – как звуки, у которых преобладает голос. По этому (акустическому) признаку сонорные согласные ближе к гласным, чем к согласным.

В русском языке к сонорным относятся согласные л, м, н, р и соответствующие парные мягкие (иногда к ним относят также звуки в и j ), к шумным – все остальные. Среди шумных согласных есть и глухие, и звонкие; сонорные же согласные обычно являются звонкими, хотя в некоторых случаях могут произноситься как глухие, например, в конце некоторых слов (словоформ) в положении после глухих согласных: вепрь, вихрь, вопль, литр, метр, песнь, косм (родительный падеж множественного числа от косма); в повышенно-эмоциональной речи может произноситься и глухой j, например, в словоформах отдай, открой .

В некоторых языках отдельные глухие сонорные согласные употребляются как самостоятельные фонемы, например глухое l в хантыйском языке, глухие носовые в эскимосском .

По наличию или отсутствию дополнительной артикуляции, а именно дополнительного подъема языка к нёбу, различаются согласные твердые и мягкие . Артикуляция мягких согласных отличается от артикуляции твердых тем, что при произношении первых "передняя часть языка приподнимается по направлению к твердому нёбу" или, по другому определению, мягкие согласные образуются "при сближении средней части спинки языка с твердым нёбом и продвижении всей массы языка вперед" .

Большинство согласных в разных языках образуют пары по твердости – мягкости (ср. произношение начальных согласных в следующих парах русских слов (словоформ): быть бить, выть – вить, мал – мял, нос нёс, пыл пил и т.п.). Некоторые согласные таких пар не образуют. Это, например, русские твердые ж, их, мягкий ч (который в определенных фонетических условиях может произноситься твердо, как, например, в положении перед твердым ш в словоформе лучше), твердые д и т в белорусском языке, эти же согласные в польском и др. Различие в положении языка при образовании твердых и мягких согласных нетрудно обнаружить произнося парные по твердости – мягкости звуки один вслед за другим.

С акустической точки зрения все звуки речи делятся на гласные и согласные, которые различаются соотношением голоса (тона) и шума.

Совокупность гласных звуков конкретного языка называется их вокализм. В украинском языке шесть гласных [а, о, у, э, ы, и].

Совокупность согласных звуков речи называется консонантизмом. Согласные звуки Сопровождающие гласные, то есть находятся у них. Такая роль согласных отражена в их названии - при-гласный: звук, используется при гласных. Согласные входят в состав вместе с гласными - это одна из их основных особенностей: сочетаться с складотворчимы гласными звуками. Хотя в украинском языке очень богатый консонантизм - 32 согласные звуки, - однако согласные без громких произносятся трудно. Если гласные состоят из чистого голоса ("звуки голоса"), то согласные состоят из голоса и шума или только шума.

Членораздельные звуки человеческой речи отличаются от нечленораздельные звуки особенностями создания и функционирования. Источником речевых звуков являются колебания голосовых связок в гортани и трения воздушной струи о стенки речевых органов. Создание речевых звуков является процессом, осмысленным человеческим сознанием.

Звуки в своей структуре имеют тона и шумы. Тони возникают вследствие периодических колебаний воздушной среды, а шумы - в результате непериодических колебаний. В чистом виде как тона, так и шумы встречаются редко. Однако языковые звуки различаются в зависимости от того, что лежит в их основе - тон или шум - и соответственно делятся на гласные и согласные. К тому же гласные и согласные различаются еще и по артикуляционными характеристиками.

При создании гласных звуков в речевом аппарате нет препятствий, так струя выдыхаемого воздуха проходит свободно. При создании согласных звуков выдыхаемом воздуху приходится преодолевать препятствия. Разную участие в создании гласных и согласных звуков берут и мышцы для открывания и закрывания рта. При создании гласных нижняя челюсть большей или меньшей степени опускается вниз, мышцы менее напрягаются. При создании согласных напряжение сосредоточено в участках их создания.

Основные особенности и признаки гласных и согласных звуков

Основные особенности

и признаки различения звуков

гласные звуки

согласные звуки

1. Акустические особенности

В основе согласных звуков имеется одновременно голосовое и шумовое источник или только шумовое

Характеристика источника звука

2.Артикуляцийни особенности

Артикулируются в условиях полного или частичного сужения полости рта, через которую проходит выдыхаемый поток воздуха и образует характерные для согласных шумы

характеристика артикуляции

3. Функциональные признаки

Определяются как складотворчи

Определяются как нескладотворчи, поскольку входят в состав вместе с гласными

характеристика функций

Классификация гласных с участием губ

Губы легко меняют форму и размер выходного отверстия в ротовой полости, а также продлевают или сокращают резонирующие ротовую полость. В зависимости от их участия в артикуляции гласные делятся лат. labium-губа). К лабиализованные принадлежат [о], [у], к нелабиализованих - [а], [э], [ы], [и].

Классификация гласных по степени подъема языка

Степень подъема языка зависит от того, как спинка языка поднимается к небу. Она может быть максимально поднята к небу, оставляя небольшой проход для выдыхаемого струи воздуха, может быть поднята меньше и, наконец, может подниматься незначительно или не подниматься совсем. В зависимости от этого в украинском языке различают гласные высокого ([и], [у]), высоко-среднего ([и]), среднего ([э], [о]) и низкого ([а]) поднятия.

Классификация гласных по месту артикуляции

Место артикуляции гласных определяется позицией спинки языка в горизонтальном направлении по небу. Если при произношении звука язык больше или меньше поднимается к твердому небу, оставляя сравнительно небольшой проход для выдыхаемого воздуха, а в задней части ротовой полости возникает большое пространство, служит резонатором, - образуются гласные переднего ряда ([и], [ы], [ е]).

Если же при произношении звука основная масса языка сосредоточена в его задней части и поднимается к заднему неба, образуются гласные заднего ряда ([а], [о], [у]). При этом в задней части ротовой полости остается только небольшой проход, а большой резонатор образуется в передней части.

Среднее положение между гласными переднего и заднего ряда занимают гласные среднего ряда. В украинском языке гласных среднего ряда нет.

Классификация гласных по степени открытости ротовой полости

По степени открытости рта гласные делятся на широкие и узкие, или открытые и закрытые. К широких (открытых) принадлежат гласные низкого и среднего поднятия, в узких (закрытых) - гласные высоко-среднего и высокого поднятия.

В рамках четырех степеней поднятия каждый громкий также может образовываться при более или менее открытой ротовой полости. Поэтому различают, например, [о] закрытый и открытый, [э] закрытый и открытый, так же и другие гласные.

Различают также гласные напряженные и ненапряженные. Так, в украинском языке напряженнее все ударные гласные и менее напряженные - безударные. Закрытые гласные ([и], [у], [и]) - более напряженные, открытые ([а], [о], [есть]) - менее напряжены.

Примечание. Фигурными скобками <> обозначено огублену произношение гласных [о], [у].

Количество звуков речи, встречающихся в различных языках мира, достаточно велико. Количество же типовых звуков (фонем) колеблется в пределах от 12 до 80. Несмотря на различный набор звуков в разных языках, во всех языках мира существуют два типа звуков речи - гласные и согласные. Совокупность гласных звуков образует вокализм (от лат. vocalis - гласный) фонетической системы того или иного языка, а совокупность согласных — ее консонантизм (от лат. соnson?ns, род. п. cоnsonantis - согласный). Классификация звуков может исходить как из акустических, так и артикуляционных признаков. При делении звуков на гласные и согласные и их внутренней классификации чаще всего учитываются те и другие признаки.

Гласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях не встречается преград на пути воздушной струи: струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через речевой канал. Для гласных звуков типична так называемая разлитая напряженность мускулов всего произносительного аппарата, когда напряжены все речевые органы, принимающие участие в звукообразовании. Степень напряженности может меняться: при большей напряженности произносимый гласный имеет более четкий характер (например, ударный гласный в русском языке). При характеристике гласных отмечают обычно и другие особенности: гласные - это тональные звуки. Для них характерно наличие музыкальных тонов (голоса), которые образуются работой голосовых связок.

Согласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях или в гортани обязательно возникает та или иная преграда на пути воздушной струи (в виде сближенных или даже сомкнутых органов речи). Согласные характеризуются сосредоточенным мускульным напряжением в месте образования преграды и более сильной воздушной струей, чем гласные. Кроме того, согласные звуки характеризуются наличием шума, который возникает при преодолении преграды. Примесь музыкальных тонов (голоса) может быть большей или меньшей.

Акустическая классификация звуков речи

Особенности акустической классификации состоят в том, что она описывает одним и тем же набором терминов гласные и согласные звуки. При этом акустическая классификация строится, как правило, на бинарном принципе, то есть двучленных противопоставлениях. Другими словами, применение бинарного принципа в акустической классификации при каждом членении дает два класса звуков речи. Например, признак вокальность - невокальность, основанный на наличии или отсутствии четко выраженной формантной структуры звука, разделяет звуки речи на сонорные (от лат. sonorus - звучный) и шумные. К сонорным (вокальным) относятся гласные и сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [j]. К невокальным - шумные согласные [б], [п], [д], [т], [г], [к], [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [х], [ц], [ч]. Сонорные звуки характеризуются наличием резонаторных тонов, шумы в них или вовсе отсутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р разного типа). В шумных согласных тембр определяется характерным для данного звука шумом.


По признаку консонантность — неконсонантность, основанному на низком или высоком общем уровне энергии звука, все звуки делятся на консонантные (все согласные) и неконсонантные (все гласные). По уровню энергии неконсонантные являются сильными звуками, консонантные- слабыми звуками. Данный признак не дублирует предыдущий, поскольку в первом случае некоторые согласные обладают признаком "гласности". Это хорошо видно на следующей табличке, где + обозначает наличие признака, а - (минус) его отсутствие:

Еще один бинарный признак звонкость - глухость, основанный на наличии или отсутствии гармонических колебаний в низких частотах, позволяет разделять все звуки на звонкие и глухие. К звонким звукам относят все вокальные - а это гласные, сонорные согласные и звонкие шумные, к глухим невокальные, то есть глухие шумные. Как уже отмечалось, гласные звуки характеризуются наличием только голоса, в сонорных, или сонантах, голос преобладает над шумом. Звонкие шумные [б], [в], [г], [д], [з], [ж] образуются с преобладанием шума над голосом, а глухие шумные [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] - без участия голоса.

Акустическая характеристика звуков базируется на экспериментальных данных электроакустики. Она основана как на собственно частотных характеристиках формант, так и на расположении формант в спектре звука. Для описания фонетических систем языков мира обычно используют 12 пар признаков. Кроме отмеченных пар, это такие признаки, как компактность - диффузность, прерывность - непрерывность, напряженность - ненапряженность, резкость - нерезкость, назальность - неназальность, абруптивность - неабруптивность, бемольность - небемольность, диезность - недиезность, высокий тон - низкий тон.

Форманты компактных звуков на спектрограмме занимают центральную часть спектра, форманты диффузных - располагаются по краям спектра. Например, русские с согласные [ж], [к], [р] относятся к компактным, а [б], [с], [ф] - к диффузным звукам. Прерывные звуки на спектрограммах характеризуются резко оборванным краем волны, в то время как у непрерывных существуют переходные тоны. Примером может служить противопоставление русских смычных (прерывные) и щелевых согласных (непрерывные). У напряженных звуков общее количество энергии выше, а длительность звучания больше, ч чем у ненапряженных, например, у немецких согласных [ä-а, ö-о, ü-u].

В акустическом отношении резкие и нерезкие звуки оттличаются интенсивностью шума. При образовании резких звуков в в ротовой полости возникают турбулентные воздушные потоки — завихрения струи, когда часть воздуха идет поперек общего потока, возмущая его. В русском языке к резким звукам относятся аффрикаты [ц, ч"] и дрожащие [р-р"]. Назальность обусловлена участием в образовании звука носового резонатора. К назальными звукам относятся носовые гласные и согласные. Под абруптивностью имеется в виду образование согласных, сопровождаемое гортанной смычкой.

Абруптивные, или глоттализованные, согласные встречаются во многих языках Америки, Кавказа, Дальнего Востока. В акустическом отношении абруптивные характеризуются большей скоростью расходования энергии, чем неабруптивные. У бемольных звуков по крайней мере одна из формант понижена по сравнению с небемольными. Так, в русском языке гласные [а-э-ы-и] - небемольные, а гласные [о], [у] - бемольные, что связано с огубленностью этих звуков. У диезных звуков, в отличие от бемольных, по крайней мере одна форманта в выше, чем у недиезных. Примером диезных звуков могут служить мягкие согласные славянских языков. Противопоставление низкий тон - высокий тон основывается на концентрации энергии в нижних или высоких частотах спектра звука. В русском языке низкую тональность имеют, например, гласные [у, о], твердые согласные, а высокую - гласные [и, э], мягкие согласные.

Для описания фонетической системы русского языка считается достаточным 9 пар признаков. При этом некоторые из них для отдельных звуков оказываются в ряде случаев несущественными, дублирующими, так как их наличие или отсутствие следует из других признаков, предсказывается ими. Например, вокальность [а] предсказывает его неконсонантность; из отсутствия вокальности [с] следует его консонантность.

Артикуляционная классификация звуков речи

Особенности артикуляционной классификации заключаются в том, что гласные и согласные звуки описываются в ней отдельно и, как правило, в разных терминах, что обусловлено спецификой артикуляции этих звуков речи.

Классификация гласных

В разных языках количество гласных не совпадает: например, в современном русском и белорусском языках их по шесть, в современном немецком тринадцать, а в современном английском двадцать один. Таблица гласных звуков Международной фонетической ассоциации (МФА) представлена 25 гласными звуками. Вокализм русского языка считается достаточно простым, в отличие, например, от вокализма английского и французского языков, в которых имеются напряженные и губные передние гласные, долгие гласные и дифтонги.

Артикуляционные классификации гласных строятся на степени подъема языка по вертикали (подъем), степени его продвинутое™ вперед или назад по горизонтали (ряд), на участии или неучастии губ (наличие или отсутствие лабиализации; от лат. lаbium - губа), на положении мягкого нёба.

По степени подъема языка гласные делятся: на звуки верхнего подъема (рус. [и], [ы], [у]), при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта; звуки нижнего подъема (рус. [а]), при их артикуляции язык занимает максимально низкое положение в полости рта; звуки среднего подъема (рус. [э], [о]), при их образовании язык занимает среднее положение в полости рта; средних подъемов может быть достаточно много.

При образовании гласных переднего ряда (рус. [и], [э]) язык продвигается вперед в полости рта, заднего ряда (рус. [у], [о]) - назад, среднего ряда (рус. [ы], [а]) - язык вытянут вдоль полости рта.

По участию или не участию губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Огубленные звуки образуются при округлении и вытягивании губ. В русском языке это [у], [о]. При произнесении неогубленных звуков губы пассивны.

В речевом потоке гласные звуки, помимо своего основного вида, существуют в разнообразных оттенках, которые зависят от различных фонетических условий: от места по отношению к ударению, от соседства с твердыми или мягкими согласными, от места в слове.

По положению мягкого нёба гласные делятся на ротовые, или ртовые, и носовые. При образовании ротовых мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. При образовании носовых гласных мягкое нёбо опущено и воздушная струя свободно проходит в полость носа. В современном русском языке носовых гласных нет. В древности носовые гласные у славян были, они сохранились до сих пор в польском языке.

Гласные различают также и степенью раствора рта. Например, русский гласный [и] принадлежит к "узким" звукам, поскольку при его произнесении рот почти не раскрывается. И, напротив, звук [а] принадлежит к числу самых "широких" звуков, так как при его произнесении образуется самый широкий раствор рта.

Простейшая таблица русских гласных выглядит следующим образом:

В языках мира существуют и сложные гласные, состоящие из двух элементов, произносимых в один слог и выступающих как одна фонема. Это так называемые дифтонги. Они делятся на нисходящие, или падающие, и восходящие. В нисходящем дифтонге сильным выступает первый элемент звука. Например, в в английском дифтонге [оu] в словах go - идти, home - домой, по - - нет таким является начальный [о] - образный призвук, тогда как второй элемент произносится менее четко. В восходящем ди-фтонге сильным, или слогообразующим, является второй элеменлт звука. Например, в испанских диффтонгах , в словах biеп — хорошо, bиепо - хороший таким выступает конечный [э] - образный призвук.

Классификация согласных

Артикуляционная классификация согласных звуков более сложная, так как согласных звуков в языках мира больше, чем гласных. В отдельных языках количество согласных колеблется от 50 % до 90 % от общего количества звуков. Например, в английском языке 24 согласных и 21 гласный, во французском языке 21 соогласный и 13 гласных, в литовском - 45 согласных и 12 гласных, в армянском соответственно — 30 и 6, в грузинском - 28 и 5, в узбекском - 24 и 6, в эстонском — 16 согласных и 9 гласных звуков (данные В.И. Кодухова). В русском языке насчитывается 36 соглласных и 6 гласных (иногда при-водят и другие цифры).

Основанием классификациии согласных служат следующие артикуляционные признаки:

1) активный орган, образующий пре-граду;

2) место образования преграды;

3) способ образования преграды;

5) положение мягкого нёба.

По активному органу согласные делятся на губные, языч-ные, увулярные, фарингальные и гортанные.

При образовании губных звуков преграда создается смыч-кой нижней губы с верхней или сближением нижней губы с; верхними зубами. В первом случае получаются губно-губные (билабиальные) звуки [п-п", б-б", м-м"], во втором - губно-зубные (лабиодентальные - от лат. labium - губа, dens (dentis) - зуб) [в-в", ф-ф"].

Язычные согласные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные согласные по месту образования разделяются на зубные и передненёбные. При образовании зубных звуков преграда создается сближением передней части и кончика языка с зубами, зубами и альвеолами или альвеолами. Подавляющее большинство переднеязычных звуков относится к категории зубных: [д-д", т-т", з-з", с-с", н-н", л-л", ц]. Передненёбные образуются поднятием передней части спинки языка или его кончика по направлению к альвеолам и передней части твердого нёба. В русском языке к ним относятся [ж, ш, ч", р-р"].

Артикуляции переднеязычных согласных имеют разнообразие по языкам. В зависимости от положения кончика языка их делят также на дорсальные (от лат. dorsum - спина), апикальные (от лат. apex - верхушка) и какуминальные (от лат. cacumen -острый конец, вершина). Дорсальные образуются приближением передней части спинки языка к верхним зубам и альвеолам (например, рус. [т, н, с]), при этом кончик языка опущен к нижним зубам. При образовании апикальных звуков вместе с передней частью спинки языка к верхним зубам и альвеолам приподнимается и кончик языка (например, англ. ). При образовании куминальных звуков кончик языка приподнят, а передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь (например, рус. [р]).

Среднеязычные согласные образуются сближением средней части спинки языка с твердым нёбом - палатумом, поэтому их иногда называют палатальными (например, рус. [j]).

При образовании заднеязычных звуков преграда создается сближением задней части спинки языка с мягким нёбом, поэтому их также называют велярными (от лат. velaris), или задненёбными. К заднеязычным относятся звуки [г-r", к-к", х-х"].

Образование увулярных звуков характеризуется сближением мягкого нёба и язычка (увулы) с задней частью языка (например, нем. [х] в словах ach, Buch).

При образовании фарингальных, или глоточных, звуков преграда создается сужением глотки, связанным с движением корня языка назад и сокращением мускулов глотки. Фарингаль-ные звуки встречаются в немецком ([h] в словах Held - герой, ha-еп - иметь), арабском и некоторых других языках.

Гортанные, или ларингальные, звуки образуются при смычке или сближении голосовых связок. Гортанные звуки очень близки к фарингальным и часто их не различают (те и другие именуют гортанными).

Таким образом, деление согласных по активному органу наслаивается на их деление по месту образования, что закономерно, так как при образовании звука проявляются все его артикуляционные признаки, выступающие в комплексе, во взаимосвязи. Это относится и к способу образования преграды органами речи, и к работе голосовых связок, и к положению мягкого нёба.

Под способом образования понимается характер преграды и прохода для струи воздуха (свободный, суженный, сомкнутый) при образовании звука речи. По этому артикуляционному признаку все согласные в одном из вариантов классификации делятся на смычные, щелевые, смычно-щелевые, смычно-проходные и дрожащие.

При образовании смычных происходит полная смычка органов речи, которая затем заканчивается "взрывом" под напором воздушной струи, чем объясняется другой термин для этих согласных - "взрывные". Артикуляция смычных имеет три элемента - смычку (имплозию), выдержку и взрыв (эксплозию). Смычка, выдержка и взрыв происходят очень быстро, поэтому эти звуки называют также мгновенными, подчеркивая быстроту их произнесения: рус. [б-б", п-п", д-д", т-т", г-г", к-к"], англ. и др.

Щелевые согласные создаются прохождением воздуха через щель, образуемую органами речи. Щель возникает в ротовой полости - между губами и зубами или между языком и зубами или нёбом. Через нее с трением проходит воздушная струя, поэтому щелевые звуки иначе называют фрикативными (от лат. fricare - тереть): рус. [в-в", ф-ф", з-з", с-с", ж, ш, j, х-х"], англ. и др. Щелевые согласные могут быть однофокусными и двухфокусными. При образовании однофокусных согласных воздушная струя проходит через одно препятствие, то есть один фокус, в полости рта. При артикуляции двухфокусных препятствие образуется одновременно в двух местах, то есть в двух фокусах, проходя через которые воздушная струя и создает сложный специфический шум. Примером двухфокусных согласных являются русские [ш, ж].

Смычно-щелевые согласные возникают в результате полного смыкания органов речи и последующего перехода затвора в Щель: рус. [ц, ч]. Иными словами, приступ аффрикаты- смычный, а отступ - щелевой. Смычно-щелевые звуки по-другому называют аффрикатами (от лат. affricata - притертая).

Смычно-проходные звуки образуются, когда воздушная струя обходит возникшую смычку органов речи. В зависимости от пути прохождения струи воздуха смычно-проходные делятся на носовые и боковые. При образовании носовых мягкое нёбо опускается и закрывает проход в ротовую полость, воздух проходит через нос: рус. [м-м", н-н"]. Боковые, или латеральные (от лат. lateralis - боковой), возникают при просачивании воздуха по бокам языка: рус. [л-л"].

Дрожащие согласные образуются ритмическим колебанием кончика языка, то есть вибрацией, поэтому иначе они называются еще вибрантами. В русском языке это звуки [р-р"].

Как уже отмечалось при акустической классификации звуков, по соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные; последние в свою очередь разделяются на звонкие и глухие.

Наряду с основной артикуляцией при образовании звуков в каждом языке есть дополнительная, создающая специфическую окраску тембра. По дополнительной окраске среди согласных выделяют палатализованные, или мягкие, и непалатализованные, или твердые.

Палатализация заключается в дополнительном поднятии передней или средней части спинки языка к твердому нёбу. Согласный [j] в этой системе занимает особое место: он всегда мягкий — палатальный, так как при его образовании есть только основная артикуляция средней части спинки языка к твердому нёбу и нет добавочной. В разных языках степень палатализованности согласных звуков различна. Существуют языки, которым палатализация неизвестна.

Процесс противоположный палатализации называется веляризацией (от лат. velum palati - нёбная занавеска). При веляризации задняя часть спинки языка продвигается к мягкому нёбу.

Предложенная классификация очень неполно отражает реальное многообразие звуковых различий согласных, существующих в фонетических системах языков мира. Простейшая таблица русских согласных может быть представлена следующим образом:

Способ артикуляции Место артикуляции Участие голоса и шума
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные переднеязычные среднеязычные заднеязычные
зубные передненебные
Смычные б-б" д-д" г- г" зв.
п-п" т-т" к-к" гл.
Щелевые в-в" з-з" ж j зв.
ф-ф" с-с" ш- ш " х-х" гл.
Смычно-щелевые ц ч" гл.
Смычно-проходные носовые м-м" н-н" сон.
боковые л-л" сон.
Дрожащие р-р" сон.
тв. м. тв. м. тв. м. тв. м. палат. тв. м.
Отсутствие или наличие палатализации

Таким образом, акустическая и артикуляционная классификация звуков речи показывает, что каждый звук обладает рядом признаков, которые сохраняются или не сохраняются, когда звук оказывается в соседстве с другими в потоке речи.

Основывается на акустической и артикуляционной характеристике звуков.

I. Акустическая классификация

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные.

Сонорные - шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, сонорные согласные м, н, л, р, й);

В шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Т.е. с акустической точки зрения звуки делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом или сочетанием шума и тона.

II. Артикуляционная классификация

> рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения, т.е. артикуляции.

Артикуляцией называется работа органов речи (легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др.), направленная на производство звуков речи.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

  • - активные органы речи производят движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть;
  • - пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое нёбо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция каждого звука складывается из трех частей:

Начальный переходный элемент - приступ (или экскурсия) звука, когда органы речевого аппарата из спокойного состояния перестраиваются для произнесения звука в рабочее положение

Стадия стационарной части - выдержка, когда органы установились для данной артикуляции,

Конечный переходный элемент - отступ (или рекурсия), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Классификация гласных

Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

При произношении гласных кончик языка не играет роли; он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью.

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1) Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении.

При подъеме (1-2-3) части языка образуются

  • 1. передней - гласные переднего ряда (и, э, ь),
  • 2. средней - гласные среднего ряда (ы, ъ),
  • 3. задней - гласные заднего ряда (о, у).
  • 2) Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема.

Наиболее простая схема предусматривает три подъема:

гласные нижнего подъема (а),

среднего подъема (э, о, ъ, ь),

верхнего подъема (и, ы, у).

3) Лабиализация - участие губ в артикуляции звука.

В зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет,

различаются огубленные (губные, лабиализованные): о,у

и неогубленные гласные.

4) Назализация - наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет.

Носовые (назализованные) гласные произносятся с особым «носовым» тембром.

5) Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются

напр., краткие гласные: [а], [i], [o], [u] и долгие гласные: [а:], [ i:], , .

Для русского языка долгота гласных не имеет смыслоразличительного значения, однако можно заметить, что гласные под ударением более долгие, чем в безударной позиции.

6) Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги.

Монофтонг -артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента.

Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

В русском языке дифтонгов нет.

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Согласными называются звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц

Согласные различаются

  • 2) По наличию или отсутствию голосового источника
  • 4) По месту образования шума
  • 5) По тембровой окраске (по твердости-мягкости).
  • 1) По соотношению шума и голоса
  • (С точки зрения акустики согласные различаются по соотношению шума и голоса и по наличию или отсутствию голосового источника).

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: л-л", м-м", н-н", р-р", j .

Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса.

согласные звуки делятся на:

А) Звонкие:

сонанты ([л-л"], [м-м"], ]н-н"], ]р-р"], [j]),

шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б-б"], [в-в"], [г-г"], [д-д"], [з-з"], [ж], [ ж?" ].

Б) Глухие: шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к-к"], [п-п"], [с-с"], [т-т"], [ф-ф"], [х-х], [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости - звонкости:

[б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш], [г] - [к], [г"] - [к"]

Непарными звонкими согласными являются сонорные.

Непарными глухими: шумные глухие: [ ш?" ], [ц], [х-х"], [ч"].

  • 3) По способу образования шума
  • (По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования).

Способ образования: суть этого способа - в характере преодоления преграды.

На основе этого признака выделяются 2 группы согласных:

Щелевые (иначе: фрикативные, спиранты, щелевые, щелинные, проточные, придувные) - образуются, когда те или иные органы во рту, сближаясь, создают щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода: [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h].

Смычные - образуются, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы создают полную преграду (смычку), которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; эти согласные подразделяются на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на группы в зависимости от характера преграды:

взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

смычно-проходные. При их произношении органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот:

носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

боковые (ротовые, латеральные) (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

дрожащие (вибранты) (р), с попеременным наличием смычки и щели.

4) По месту образования шума

По месту образования шума, т.е. по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.

А) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным - или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

Б) Язычные согласные. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные делятся на:

Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [щ], [ж], [р]

Среднеязычные - средненёбные [j];

Заднеязычные - задненёбные [г], [к], [х].

Переднеязычные по положению кончика языка:

дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);

какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные, при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.

5) По тембровой окраске

Наличие тембровой окраски артикуляционно связано с особой работой средней части спинки языка к твердому небу - палатализацией или смягчением.

Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Тембровая окраска согласных позволяет обобщать все согласные в 2 больших класса по твердости-мягкости.

Непарные по этому признаку: [j], [ч], [щ]; [ц], [ж], [ш].