Современные манеры поведения. Как вести себя приличной девушке в обществе

Хорошие манеры - основы поведения воспитанного человека в обществе. Способ обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция и мимика все это называется манерами. Скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми — именно на этих качествах и базируются хорошие манеры. Есть несколько основных правил этикета, которых стоит придерживаться.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и своих желаний. Также - неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность и сквернословие.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора и поведения за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность, которая не должна быть излишней. Не принимайте за это качество льстивость и ничем не оправданное восхваление увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые что-то видите, слушаете, пробуете на вкус, боясь показаться невеждой. Любое притворство отталкивает.

Умение правильно себя вести в различных ситуациях может оградить вас от недружелюбного отношения, что, безусловно, важно для любого человека, и особенно если речь идет о его деловых отношениях. Обмен формальными любезностями (если только это не откровенный подхалимаж) на самом деле не такая уж банальная вещь, как кажется на первый взгляд. Проявляя должный такт, вы располагаете к себе собеседника и оставляете приятное впечатление — вот и вся аксиома.

Представление об излишней сложности правил этикета и стремление к упрощению отношений весьма спорно. Перестать выказывать друг другу знаки уважения — это еще не значит относиться к жизни проще.

Предупредительность

Когда речь идет о светских мероприятиях, вы должны: по возможности быстрее ответить, придете вы или нет; не следует нарушать обещание, кроме как по очень серьезной причине; и сразу же сообщайте организатору обо всем, что имеет какое-либо отношение к вашему участию в мероприятии.

Такой подход имеет универсальный характер. Разумеется, официальный завтрак имеет большую важность, чем вечеринка в пивной, но суть одинакова. Звоните по телефону, если задерживаетесь или вообще не можете прийти, даже если речь идет о неформальной встрече. Вас это может удивить, но люди порой беспокоятся о вас. К примеру, не произошел ли с вами несчастный случай, если вы не явились на встречу? В наши дни, когда широко распространены автоответчики, вы можете малодушно позвонить людям тогда, когда они, по вашим расчетам, должны отсутствовать, и оставить свои извинения на автоответчике.

Как представлять людей

Существуют формальные правила относительно того, как следует представлять людей. Бывают ситуации, когда вы, несомненно, обязаны делать это со всей тщательностью. В более общем плане, в обычной житейской ситуации или на работе, если существует хоть какое-то сомнение, что кто-то с кем-то незнаком, вам следует представить людей друг другу самым простым образом. Разумеется, вы можете сказать больше, если хотите. Вы также можете сразу продолжить свой путь, но представить вы все равно обязаны. Считается весьма дурным тоном заставлять своих друзей слушать ваш разговор с кем-то другим, даже не представив их друг другу.

Все это еще более важно, когда речь идет о светских мероприятиях. Многие люди, которые во всех других отношениях вежливы и разумны, плохо справляются с этой задачей. Они считают, что представить людей друг другу — не их дело. Или они слишком стесняются, или полагают, что все и так друг друга знают; или считают это слишком формальным и утомительным — представлять каждого по имени. Однако представление так важно для нормального поддержания беседы, что не имеет значения, кто именно это делает. Возможно, вы по ошибке представите друг другу брата и сестру, но помните: лучше представить друг другу уже знакомых людей, чем не представить вообще. Не следует полагать, что все уже знают друг друга. Это еще один пример недооценки собственной значимости: на каком-либо публичном мероприятии. Вы можете практически никого не знать, но другие могут иметь там еще меньше знакомых. Тогда вы сможете стать связующим звеном между двумя группами, и вы обязаны познакомить их.

Как благодарить

Что может быть важнее этого? Когда я говорю людям, что пишу книгу по этикету, именно эта тема волнует их больше всего, и они настаивают, чтобы я непременно осветила ее. Их задевает, насколько другие люди не утруждают себя тем, чтобы говорить «Спасибо». Это ощущение настолько всеобщее — тогда кто же те люди, которые не удосуживаются поблагодарить? Возможно, люди в большей степени ожидают слов благодарности от других и остро реагируют на их отсутствие или недостаточность, в то время как сами вообще забывают говорить «Спасибо».

В этой сфере существует огромное число вариантов, и вам приходится считаться с местными традициями. Однако в целом вы должны соответствующим образом благодарить людей практически за все: за приглашение (даже если вы его отклонили), за подарок, за выходные, проведенные у кого-то в гостях. Вы высказываете благодарность немедленно, а если услуга или подарок оказываются весьма существенными, вы позднее благодарите снова — в письме, или по телефону, или лично. (Если вы благодарите семью или группу людей, то это лучше сделать в письменной форме, поскольку вы можете не дозвониться до каждого по телефону.) В некоторых случаях вы можете преподнести небольшой символический подарок. Никогда не следует рассуждать так: «О, они наверняка знают, как я им благодарен, поэтому нет необходимости говорить об этом» или: «Столько людей подарили мне подарки на свадьбу, так что вряд ли они ожидают, что я письменно поблагодарю каждого из них». И то и другое в корне неверно! Хочу еще раз подчеркнуть: вы никогда не совершите ошибки и никого не обидите, высказав благодарность, но вы будете неправы, если пренебрежете этим простым проявлением вежливости.

Личные привычки

Существует общее мнение о некоторых манерах и привычках, которые являются неподобающими. С этой точкой зрения людей следует считаться, даже если сами вы ее не разделяете. Правила включают следующее:

  1. Весела прикрывайте рукой рот, когда кашляете или зеваете.
  2. Пользуйтесь носовым платком, когда чихаете, или прикройте нос рукой, если у вас нет времени поступить по-другому. Не ковыряйтесь в носу и не шмыгайте носом.
  3. Не чешитесь и ничего не выковыривайте из-под ногтей — подобные действия производят отталкивающее впечатление.

Главная мысль: не следует делать ничего, что неприятно людям, которые вынуждены на это смотреть.

Маленький конфуз

Иногда случается так, что мы невольно обижаем кого-то. Никто не застрахован от ошибки, от нечаянной бестактности в разговоре или жесте. Как правило, достаточно лишь искренне извиниться — и инцидент будет исчерпан. Если вы не лишены чувства юмора, то, пожалуй, лучшим способом извинения будет признание в веселой форме своей оплошности, смех над самим собой. В любом случае возникший момент напряжения нельзя оставлять неразрешенным — это будет неприятно и вам, и вашему собеседнику.

Когда человек чихает, следует сказать ему «будьте здоровы!» даже вне зависимости от того, знакомы вы с ним или нет.

Одежда

Многие люди всегда одеваются по-своему и не волнуются по этому поводу. Например, носят джинсы с рубашкой повсюду — и на работу, и на свадьбу. Другие не выходят из спальни без макияжа и туфель на высоком каблуке. У таких людей, вероятно, нет проблем с решением вопроса об одежде. Остальным (в большей степени это относится к женщинам, поскольку у мужчин, как правило, меньше стилей и вариантов одежды и, таким образом, меньше шансов ошибиться) приходится задумываться над этой проблемой. В таком случае нужно либо следовать правилам, либо хорошенько подумать самому.

Если речь идет о вполне официальном мероприятии, то, возможно, в приглашении будут даны какие-то рекомендации по этому поводу, или же вы можете позвонить организаторам и спросить — это будет вполне нормальным и разумным шагом. Если событие менее формальное, то лучше всего спросить хозяйку или другого гостя. Когда речь идет о посещении какого-то фешенебельного места, то будет правильным спросить хозяина (или приятеля, если он пригласил вас погостить в дом своих родителей): «Мы будем переодеваться к обеду?» Элегантное платье поможет женщине практически в любой ситуации. Мужчинам в этом плане сложнее, поскольку в некоторых случаях к обеду потребуется смокинг. Обычно вас об этом предупредят заранее, но не будет ничего неправильного, если вы сами об этом спросите.

Если вы все же не можете выяснить, как правильно одеться для какого-то события, спросите себя: «А какая одежда кажется мне в данном случае наиболее уместной?» Некоторые люди не любят, когда на них надето слишком мало, другие не признают формального стиля, третьи — категорически не желают одеваться так, как другие... Тщательно все обдумайте и выбирайте свой наряд; возможно, он не будет идеален, но, по крайней мере, вы не будете ощущать себя некомфортно.

Старомодные хорошие манеры и их современный вариант

Существовало много традиционных правил относительного того, как мужчины должны вести себя по отношению к женщинам. Сегодня эти правила могут выглядеть весьма старомодными. С одной стороны, нет ничего неправильного в том, когда мужчины продолжают проявлять к женщинам щепетильную вежливость. Даже самые ярые феминистки вряд ли вознегодуют на того, кто просто старается быть с ними вежливым. Нет ничего оскорбительного в том, например, что перед женщиной откроют дверь. С другой стороны, женщина не должна непременно считать проявлением грубости или плохого воспитания, если современный молодой человек, в целом вежливый и внимательный, не относится к ней так, словно она является фарфоровой вазой и не в силах сама о себе позаботиться.

Старое правило: Мужчины всегда открывают дверь перед женщинами.

Новое правило: Дверь открывает тот, кто идет впереди, или же сильнее, или же кому просто удобнее ее открыть. Поэтому, будь вы мужчина или женщина, придерживайте дверь для тех, кто старше вас, или ограничен в своих возможностях, или несет маленького ребенка или покупки — не важно, кто какого пола. Вы также можете пройти первым, но потом придержать дверь с другой стороны для того, кто идет за вами. Тот, кому оказали эту услугу, говорит: «Спасибо».

Старое правило: Мужчина обходит машину (которую он ведет в качестве шофера), чтобы открыть дверь для женщины-пассажирки.

Новое правило: Водитель — мужчина или женщина — открывает дверь снаружи для пассажира, чтобы тот мог сесть. В конце поездки водитель открывает дверь и помогает выйти пожилому или ограниченному в возможностях пассажиру, однако в иных случаях он может исходить из того, что человек сам справится с этой задачей.

Старое правило: Мужчины уступают место женщине в общественном транспорте.

Новое правило: Молодые, здоровые люди обоего пола уступают место пожилым или больным людям, беременным женщинам, людям с тяжелой поклажей.

Старое правило: Мужчины встают, когда женщина входит в комнату или выходит из комнаты, а также, когда она встает из-за столика в ресторане.

Новое правило: В ресторане хозяин или компаньон может встать, чтобы поприветствовать вновь прибывшего, показать ему его место и, возможно, выдвинуть стул. На полуофициальных встречах, когда появляется новый человек или кто-то уходит, считается нормальным, когда все гости встают, чтобы поприветствовать или проститься. Это позволяет избежать диссонанса между теми, кто сидит, и теми, кто стоит, что могло бы привести к некоторой неловкости. Разумеется, вполне естественно, что кто-то останется сидеть в связи с проблемами медицинского характера или в силу пожилого возраста. Если кто-то выходит из комнаты (или из-за столика в ресторане) на короткое время, то остальным вставать необязательно.

Старое правило: Мужчина, сопровождающий женщину, идет по внешней стороне тротуара, то есть со стороны проезжей части.

Новое правило: Такового не существует. Многие молодые люди даже не подозревают, что когда-то на этот счет было какое-то правило.

Когда-то этикет, то есть правила поведения в обществе, преподавался как предмет в школах. Детей этому учили дотошные гувернеры. Сегодня это слово потеряло популярность, между тем никому не мешает выучить хотя бы элементарные правила поведения за столом, в театре, в обществе. В конце концов, этим вы во многом облегчите ситуацию для себя.

Некоторые правила хорошего тона

Давайте рассмотрим некоторые ситуации, которые помогут вам чувствовать себя "в своей тарелке".

1. Этикет за столом

Пригласив даму в ресторан (или другое подобное место), джентльмен берет на себя заботу о ее верхней одежде, помогает снять пальто, сдает его в гардероб, номерок хранит у себя, а не отдает его даме. (Кстати, это же касается билета в театре, кино, в транспорте. Купив билет даме, например, в автобусе, джентльмен сохраняет его до конца поездки и отдает даме только в том случае, если не провожает ее до конца, а выходит раньше.)

Если столик не заказан заранее, то все переговоры с метрдотелем ведет мужчина. Проводив девушку к столику, мужчина подвигает ей стул, после чего занимает свое место. Если бокалы наполняет не официант, то это делает мужчина, предварительно спросив разрешения. Наливая вино, бутылку поворачивают, так, чтобы капли не попали на скатерть.

Если за столом несколько человек, то первой вино наливают самой старшей из женщин. Если пьют шампанское, то мужчина, разливающий его, начинает с себя, налив себе в бокал несколько капель, потом самой старшей леди, затем можно просто идти по кругу, закончив своим бокалом.

Если вы находитесь в очень фешенебельном ресторане, где подают много приборов, например, возле тарелки лежит несколько вилок и ножей, то вы начинаете с тех, что лежат дальше от тарелки. Если назначение некоторых приборов вам непонятно, то нет ничего страшного в том, чтобы спросить у официанта.

Если за столом находятся малознакомые люди, то разговоры лучше вести на общие темы и не обсуждать общих друзей. Доедать все, что лежит на тарелке необязательно, также как и необязательно оставлять куски. Чтобы показать официанту, что тарелку можно уносить, положите приборы на тарелке "на пять часов", то есть примерно там, где на циферблате стоит в пять часов маленькая стрелка.

2. Этикет в общении

Представляясь в компании, называйте свое имя внятно и четко, если вас никто не представил. Пожимать руки необязательно, если народу много, однако, если сделали одно рукопожатие, то придется обойти всех присутствующих.

Руку в перчатке подавать может только женщина и только, если перчатка тонкая, а не, например, вязаная варежка.

Бывает, что рука у человека занята или, к примеру, вымазана, если его застали за работой, и он ее протягивает для того, чтобы ему пожали запястье. Это на самом деле недопустимо.

Здороваясь, первым произносит приветствие тот, кто младше. Если речь идет о мужчине и женщине, то первым здоровается мужчина. Если вас приветствуют словами "добрый день", то некрасиво отвечать словом "добрый", надо ответить полным словосочетанием "добрый день".

Теперь давайте представим такую картину: стоит группа мужчин, к ним подходит или (проходит мимо) знакомая (или незнакомая) дама. Кто первый должен приветствовать, мужчины или женщина? Первым слова приветствия произносит тот, кто подходит, независимо от того, один это человек или группа, мужчина или женщина. Тот или те, кто находится на месте, отвечают на приветствие.

"Hush!" James Tissot, 1875 г.

3. Основы хорошего тона на каждый день

К правилам хорошего тона в повседневной жизни относится обычная любезность в общении, отсутствие брюзжания, бесконечных жалоб, умение поздороваться без излишних демонстраций, выразить сочувствие, поздравить с праздником, пожелать доброго здоровья, поблагодарить и ответить на благодарность.

Такие правила предполагают, входящий и выходящий придерживает дверь, независимо от того, идет он один или с кем-то. Если мужчина следует с девушкой, то он ее пропускает вперед всегда за исключением выхода из лифта, схождения по трапу с корабля, выхода из самолета или городского транспорта.

Л. Афремов

Некоторые чопорные манеры сегодня себя изжили. Например, раньше считалось правильным, что мужчина, посадив женщину в машину, закрывает за ней дверь автомобиля, только после этого проходит на свое место. Прибыв на место, водитель встает, обходит машину, открывает дверцу, помогает даме выйти. В наше время, заполненное автомобилями и насыщенное спешкой, трудно представить себе людей, которые хотели бы и могли выполнять эти требования.

4. Как правила этикета касаются детей

Еще несколько лет назад книжки по воспитанию учили молодых родителей тому, что дети не должны вступать в разговоры со взрослыми без разрешения, не должны перебивать, заговарить с гостями пока их не спросят. Сегодня многие педагоги полагают, что это мешает развитию ребенка как личности, что он имеет в разговоре те же права, что и взрослый. Это можно принять, если ребенок, даже маленький, общается на правах взрослого. Но если он канючит", плачет, пытается манипулировать, то это очень раздражает. Поэтому родителям стоит ограничить - не столько свободу ребенка, сколько свою - занимаясь собственным чадом так, чтобы оно не было в тягость окружающим.

Все это касается и тех моментов, когда родители вместе со своим малышом посещают рестораны, кафе, музеи, пользуются общественным транспортом. Умение занять свое дитя так, чтобы он чувствовал себя хорошо и при этом не докучал остальным, - это и есть хороший тон, в отличие от попыток объяснить: "Это ж ребенок, что я могу с ним сделать".

Стоит ли делать замечания чужому ребенку? Нет! Если вам совсем невтерпеж, то замечание в очень вежливой форме можно сделать родителям ребенка. Но при этом вы должны помнить и о том, что делать замечание не является хорошим тоном.

И главное, не забывайте про то, что ребенок в первую очередь видит и повторяет поведение своих родителей. Не забывайте про золотые слова "Спасибо", "Пожалуйста" и будьте вежливы!

Определение термина

Этикет в современном обществе – перечень общепринятых правил, которые касаются поведения человека по отношению к другим людям в определенных жизненных случаях. Когда-то этикет преподавался как предмет в школах. Детей этому учили дотошные гувернеры. Сегодня это слово потеряло популярность, между тем никому не мешает выучить хотя бы элементарные правила поведения за столом, в театре, в обществе.

Разделяют несколько основных видов таких правил.

Умение подать себя – правила формирования гардероба, внешний вид, уход за собой, физическая форма и осанка, походка, позы, жесты.

Речевой этикет – умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, подавать реплики; правила прощания, вежливость, манера речи.

Столовый этикет – манеры поведения за столом, нормы сервировки, умение есть.

Правила этикета в обществе – как вести себя в музее, на выставке, в театре, ресторане, суде, библиотеке, магазине, офисе и пр.

Деловой этикет – отношения с коллегами, начальством, хорошие манеры в бизнесе, умение вести деловые переговоры и т. д.-

Этикет в одежде

Первое впечатление является самым сильным и запоминающимся, а кроме того, ум проявляется в выборе одежды по случаю. Чтобы произвести хорошее впечатление, недостаточно быть модно или дорого одетой. Если вы хотите нравиться окружающим, то должны считаться с ними и учитывать разные обстоятельства. Поэтому даже в формировании гардероба принято соблюдать правила этикета в обществе. Важно, чтобы одежда была красивой и шла вам, но гораздо важнее, чтобы все детали внешнего вида органично сочетались между собой, а сам он соответствовал времени, месту и обстановке. Днем не принято надевать вечерние наряды, а на работу – носить одежду для отдыха. Каждый раз, выбирая, что надеть, вы должны учитывать обстановку, соответствующий повод, время, место, не забывать про собственный возраст, особенности фигуры. Все, что на вас надето, всегда должно быть чистым, подшитым, застегнутым и отглаженным. Выходной наряд всегда должен быть в полной готовности. Формируя свой гардероб, помните, что в него должны входить обязательные вещи, такие как костюмы, строгие брюки и юбки, блузки и вечерняя одежда, а также домашние комплекты.

Хорошие манеры поведения в обществе Умение подать себя начинается с походки, осанки, жестов, поз, манеры садиться и сидеть. Правила этикета в обществе требуют красивой походки с прямой осанкой, когда руки нешироко двигаются в ритме шага, плечи выпрямлены, живот подтянут. Нельзя задирать голову высоко, но и не стоит ходить с опущенной головой. Не менее важны позы и жесты. Чтобы произвести хорошее впечатление, нужно вести себя просто и естественно. Дурным тоном считается манера вертеть что-либо в руках, накручивать на палец волосы, барабанить пальцами по столу, притопывать в такт музыке, трогать руками какие-либо части тела, теребить другого за одежду. Что касается вопроса о том, как правильно сидеть, то здесь важно знать всего два правила: не закидывать ногу на ногу и не разваливаться, раскинув ноги и руки в стороны.

Речевой этикет

Вежливые слова – особенные формулы, в которых зашифрован большой объем информации, как смысловой, так и эмоциональной. Необходимо знать их наизусть, уметь выбирать наиболее подходящие случаю и вовремя произносить их соответствующим тоном. Виртуозное, правильное владение этими словами и есть речевой этикет в современном обществе.

1. Приветствие

Представляясь в компании, называйте свое имя внятно и четко, если вас никто не представил. Пожимать руки необязательно, если народу много, однако, если сделали одно рукопожатие, то придется обойти всех присутствующих. Руку в перчатке подавать может только женщина и только, если перчатка тонкая, а не, например, вязаная варежка. Бывает, что рука у человека занята или, к примеру, вымазана, если его застали за работой, и он ее протягивает для того, чтобы ему пожали запястье. Это на самом деле недопустимо. Здороваясь, первым произносит приветствие тот, кто младше. Если речь идет о мужчине и женщине, то первым здоровается мужчина. Если вас приветствуют словами "добрый день", то некрасиво отвечать словом "добрый", надо ответить полным словосочетанием "добрый день". Теперь давайте представим такую картину: стоит группа мужчин, к ним подходит или (проходит мимо) знакомая (или незнакомая) дама. Кто первый должен приветствовать, мужчины или женщина? Первым слова приветствия произносит тот, кто подходит, независимо от того, один это человек или группа, мужчина или женщина. Тот или те, кто находится на месте, отвечают на приветствие.

Выбирая форму приветствия, вкладывайте в слова достаточно смысла и чувства. Например, вы поступите не очень деликатно, сказав «добрый день» человеку, по лицу которого видно, что он чем-то расстроен. Или совсем недопустимо говорить начальнику «привет», за исключением случаев личной дружбы. Будьте внимательны к словам и людям – приветствуя их, называйте по имени или по имени-отчеству. Мужчины должны сопровождать приветствие друг друга рукопожатием. При встрече с дамой галантный кавалер целует ей руку, при этом он не должен подтягивать ее к себе, а обязан наклониться настолько, насколько женщина подала руку.

2. Обращение, представление Какое из обращений предпочтительнее, приходится решать в каждом конкретном случае, в зависимости от той аудитории, к которой вы обращаетесь. К знакомым принято обращаться по имени или по имени и отчеству, второе считается проявлением большего уважения. В официальной обстановке, представляя кого бы то ни было, называйте имя и фамилию. А обращение по отчеству, например Ивановна, допустимо только в деревне, но никак не в светском обществе.

3. Просьбы Слово «пожалуйста» действительно волшебное, оно обязательно должно звучать во всех просьбах. Поскольку просьба так или иначе обременяет того, к кому вы обращаетесь, в некоторых случаях стоит прибавить: «Если тебе не трудно», «Вас не затруднит?» Также уместно говорить: "Сделайте одолжение, будьте любезны, вы не могли бы" и пр.

4. Прощание Перед тем как попрощаться, следует подготовить собеседника к расставанию: «Уже поздно», «К сожалению, мне пора». Затем принято выразить удовлетворение временем, проведенным вместе, например «Я рад, что мы встретились». Следующий этап прощания – слова благодарности. Иногда можно сказать комплимент хозяйке дома, попрощаться и сразу уходить, не задерживаясь. Кроме того, правила этикета в обществе предполагают умение приглашать, извиняться, утешать, выражать соболезнование, благодарность. Каждая из этих форм обращения должна звучать естественно, искренне, исключая грубые и резкие фразы и словосочетания.

Столовый этикет

Красиво есть так же важно, как хорошо двигаться и говорить, но именно здесь нужно особенно соблюдать меру. Не нужно пытаться специально приукрасить процесс еды, например, кушать очень маленькими кусочками, отставлять согнутые пальцы. Достаточно не открывать рот во время жевания, не разговаривать с набитым ртом, тщательно пережевывать пишу, прежде чем положить в рот очередную порцию. Никогда не пейте, пока не проглотите еду, за исключением случая, когда вы неожиданно взяли в рот горячую пищу. Если видите, что еда горячая, не дуйте на неё, прежде чем начать есть. Старайтесь есть и пить абсолютно бесшумно. В обществе хлеб едят, не откусывая от целого куска, а отламывая от него кусочки. Соль из открытой солонки, если в ней нет специальной ложечки, положено брать концом чистого ножа, насыпав ее после на край своей тарелки. Кетчуп или горчицу в качестве приправы предлагают только в самой непринужденной обстановке. Во время еды старайтесь как можно меньше испачкать свою тарелку, не перемешивайте и не размазывайте еду на ней. Никогда, даже дома, не ешьте руками. Вилку принято держать в левой руке, а нож в правой. Если вы едите салат, то вилку можно взять правой рукой. Если вы хотите попить или сделать перерыв в еде, то нужно оставлять вилку и нож в положении крест-накрест или "домиком". Ложку всегда берут правой рукой, если вы едите из суповой миски, ложку после еды оставляют там, не выкладывая на стол. По окончании еды и перед тем, как попить, принято пользоваться салфеткой.

Пригласив даму в ресторан (или другое подобное место), джентльмен берет на себя заботу о ее верхней одежде, помогает снять пальто, сдает его в гардероб, номерок хранит у себя, а не отдает его даме. (Кстати, это же касается билета в театре, кино, в транспорте. Купив билет даме, например, в автобусе, джентльмен сохраняет его до конца поездки и отдает даме только в том случае, если не провожает ее до конца, а выходит раньше.)

Если столик не заказан заранее, то все переговоры с метрдотелем ведет мужчина. Проводив девушку к столику, мужчина подвигает ей стул, после чего занимает свое место. Если бокалы наполняет не официант, то это делает мужчина, предварительно спросив разрешения. Наливая вино, бутылку поворачивают, так, чтобы капли не попали на скатерть.

Если за столом несколько человек, то первой вино наливают самой старшей из женщин. Если пьют шампанское, то мужчина, разливающий его, начинает с себя, налив себе в бокал несколько капель, потом самой старшей леди, затем можно просто идти по кругу, закончив своим бокалом.

Если вы находитесь в очень фешенебельном ресторане, где подают много приборов, например, возле тарелки лежит несколько вилок и ножей, то вы начинаете с тех, что лежат дальше от тарелки. Если назначение некоторых приборов вам непонятно, то нет ничего страшного в том, чтобы спросить у официанта.

Если за столом находятся малознакомые люди, то разговоры лучше вести на общие темы и не обсуждать общих друзей. Доедать все, что лежит на тарелке необязательно, также как и необязательно оставлять куски. Чтобы показать официанту, что тарелку можно уносить, положите приборы на тарелке "на пять часов", то есть примерно там, где на циферблате стоит в пять часов маленькая стрелка.

Этикет: правила поведения в обществе и общественных местах

Суть правил поведения в общественных местах можно выразить одной фразой: относитесь к окружающим так, как хотите, чтобы они относились к вам. Иными словами, не нужно делать ничего, что не понравилось бы нам самим.

Поведение каждого человека должно быть таким, чтобы никто не испытывал от него дискомфорта.

В общественных местах существуют некоторые специфические правила хорошего тона, соблюдать которые необычайно важно.

1. В музее, на выставке, вернисаже Правила поведения в этих «храмах» искусства во всем мире одинаковы и чрезвычайно просты: ходите по залам тихо, разговаривайте приглушенным тоном, ничего не трогайте руками, не подходите слишком близко к картинам и экспонатам, чтобы не мешать другим посетителям.

2. В театре, филармонии, концертном зале Современные правила хорошего тона несколько противоречивы. Раньше в такие общественные места дам должен был приглашать мужчина, сегодня считается вполне приличным, если девушка сама приглашает его на спектакль, концерт. И даже если именно она оплачивает билеты на двоих. Хорошо воспитанный мужчина должен исполнить роль галантного кавалера, всюду ухаживая за дамой. Важно приходить вовремя, спокойно раздеться, занять место, никому не мешая. Люди с безупречным воспитанием не должны ничего жевать во время просмотра.

В зале театра, если места в середине ряда, нужно сесть заранее, не ожидая последнего сигнала, чтобы не тревожить других зрителей. Если же приходится беспокоить сидящих, необходимо извиниться. Потревоженный не делает недовольного лица и не ждет, пока у него попросят разрешения пройти, а сам встает заранее, заметив идущих по узкому проходу. Вежливых людей, которые встали, нужно поблагодарить.

Если по какой-либо причине вы опаздываете, то входить в зал надо тихо и сесть бесшумно на ближайшее свободное место.

3. В суде, церкви, поликлинике, библиотеке Правила этикета и хорошего тона в обществе призывают вести себя в этих местах как можно тише и незаметней. Нельзя разговаривать, шуршать, жевать и ходить без особой необходимости. На обращения и вопросы следует отвечать вежливо и вполголоса. В любом учреждении важно сохранять хорошие манеры, быть любезным, тактичным и вежливым. Главное, ваше пребывание не должно доставить дискомфорта ни одному из присутствующих.

4. В магазине

1. Прежде чем войти в магазин, нужно пропустить выходящих из него.

2. Если рядом есть пожилые люди, беременные женщины, инвалиды, они войдут первыми.

3. Брать с собой животных категорически запрещается.

4. С зажженной сигаретой, мороженым в магазин не входят.

При посещении магазина мужчины не снимают головных уборов, но если они задерживаются там дольше, разговаривая с заведующими или продавцом, то снять шляпу необходимо.

За обслуживание в магазине полагается благодарить . Если предложенный товар не нравится, его желательно возвратить с надлежащим объяснением, но без лишних комментариев.

При наличие очереди в магазине каждый должен ее соблюдать, если человек воспитан и знает как вести себя в магазине . Если к прилавку подходит инвалид, старый человек с плохим самочувствием, беременная женщина, женщина с ребенком любой воспитанный посетитель магазина, должен пропустить таких покупателей вперед себя. Люди заметят вашу воспитанность и культурность, поймут, что вы знаете как вести себя в магазине.

5. На улице

На улице предупредительность и вежливость каждого проявляется в стремлении не толкать друг друга, уступать дорогу. Мальчики, подростки, мужчины помогают девочкам, женщинам или пожилым людям нести тяжелые сумки, а если они не знают как вести себя на улице , то объясните в спокойном и вежливом тоне.

Соблюдать правила движения, предписанные пешеходам, не только вежливость, но необходимость. По тротуару принято ходить по правой стороне. Если вы идете с компанией друзей, то следите за тем, чтобы вы не перекрывали левую половину тротуара, предназначенную для встречных прохожих. При узком тротуаре мужчина уступает дорогу женщине, пожилому человеку.

Неприлично на улице громко сморкаться, чихать, ковырять в носу, зевать в чьем-то присутствия. Если кто-то чихнул, то лучше сделать вид, что вы этого не заметили. Не бросайте мусор на тротуар, есть специальные урны для этих целей.

громко смеяться, кричать, петь, мешая тем самым прохожим на улице, не принято.

Совершенно естественно, что нужно внимательно относиться к маленьким детям, к матерям с детьми, старикам, больным.

Если вы толкнули, наступили на ногу кому-то, необходимо тут же извиниться, показывая свою воспитанность, человек заметит, что вы знаете как вести себя на улице. Если перед вами такой же воспитанный человек, то он не рассердится, а скажет в ответ: «пожалуйста», «не беспокойтесь».

Когда мы вынуждены пройти сквозь толпу стоящих на тротуаре или, скажем, на эскалаторе, тогда необходимо пользоваться следующими словами: «позвольте», «пожалуйста», «с вашего разрешения».

Если вы заблудились на улице, обратитесь к милиционеру, почтальону, водителю такси.

6. В транспорте

1. при входе в метро, трамвай, троллейбус, автобус надо дать возможность выйти другим;

2. не задерживайтесь у двери, а проходите в салон;

3. уступи обязательно место пожилым людям, молодым мамам с детьми, беременным;

4. детям школьного возраста место не уступают, это они должны уступать место старшим;

5. если вы едете со спутницей старше вас и ей уступили место, то поблагодарить за это должна не только она, но и вы;

6. нельзя брать с собой в транспорт пачкающие предметы.

Если мы больны чем-то инфекционным, например, гриппом, то ездить в общественном транспорте не полагается, чтобы не подвергать других пассажиров опасности заразиться. Если же обстоятельства заставляют нас ездить, будучи нездоровым, то, кашляя, или чихая, мы обязаны прикрывать нос, рот платком.

При поездке в автомобиле необходимо садиться так, чтобы водитель не закрывал вид спереди. Если в машину садится одна персона, то садится она на заднее сиденье справа. Во время дальнего путешествия можно сесть на переднее сидение, чтобы следить за дорогой.

Когда мы едем в поезде, помните, что здесь мы не одни и должны быть предусмотрительны к другим пассажирам.

Когда мы входил в купе, необходимо со всеми поздороваться и занять места согласно купленным билетам. Хорошо уступить свое место пожилому человеку. Бывает, что человек не может ехать спиной вперед; а вам безразлично как сидеть, уступите ему место.Полезный сайт рекомендует помогать матерям, едущим с маленькими детьми, беременным женщинам, это простые правила этикета и как вести себя в транспорте должен знать каждый.

Пассажиры поезда должны договариваться между собой в каком порядке они будут переодеваться, готовясь со сну и вставая утром. Перед прибытия к цели путешествия заблаговременно упаковывайте свои вещи, если вы обнаружили забытые кем-то вещи, документы – отдайте проводнику.

Деловой этикет

Хорошие манеры на работе – обязательное условие для каждого работника. Какие моменты затрагивает деловой этикет? Легкие правила помогут разобраться в этом вопросе. Соблюдение субординации с коллегами и начальством. Своевременный приход на работу и быстрое выполнение своих обязанностей. Вежливое общение как с коллегами, так и с посетителями. Конфиденциальность в работе. Соответствие одежды учреждению, в котором вы работаете. Отсутствие личных тем в обсуждениях. Поддержание порядка на своем рабочем месте. Умение общаться по телефону. Правила делового этикета в обществе помогают достичь целей, назначенных в бизнесе. Благодаря хорошим манерам, можно продвигаться по служебной лестнице и во всем быть успешной самореализовавшейся личностью. Чтобы быть приятным человеком в любой ситуации, чтобы с вами хотели иметь дело, нужно в совершенстве знать законы поведения в обществе. Они помогут не только достичь любых целей, но и стать уверенным в себе и счастливым человеком.-

Э тикет является довольно сложной наукой, которая таит в себе ряд особенностей. Главная тонкость заключается в том, что правила этикета не всегда несут абсолютный смысл. Всё зависит от места, времени и обстоятельств. Постигнув эти правила, каждый человек сможет избежать неловких ситуаций.

Обзорная статья на тему правил этикета даст общее представление об этом понятии. Мы поможем сориентироваться в разных жизненных обстоятельствах, когда необходимо проявить свои лучшие качества в общении и поведении.

Понятие этикета

Исторические корни самого понятия «этикет» ведут к Франции. В общем смысле данный термин обозначает совокупность закрепленных за определенной культурой требований, которые в каждой отдельной ситуации предъявляются к поведению человека.

Согласно словарному толкованию, этикет - это общепринятые правила поведения в обществе, установленные формы обхождения. Практическая сущность этикета заключается в том, что он позволяет людям пользоваться готовыми правилами поведения , манерами и формами общения с разными людьми.

Первое правило этикета

На протяжении более 40 лет ежегодно отмечается Всемирный День приветствий. Данному событию неспроста уделяется такое внимание. Дело в том, что приветствие - это первое правило этикета.

Если общение проходит с глазу на глаз, то без улыбки не обойтись. Первое впечатление оставляет глубокий след, а другого раза может уже и не быть для исправления мнения о себе. С давних времён уклонение от приветствия считается ярким примером невоспитанности.

Этикет общения

Этикет - это инструмент, который позволяет добиться желаемого от общения с близкими, друзьями или коллегами. Для этого нужно уяснить определенные правила и пользоваться ими на практике.

Любое общение должно начинаться с вежливого приветствия и грамотного обращения. Даже если беседа утомительна или не вызывает интереса, нужно проявить внимание к собеседнику. В этом случае вы обретёте его расположение и сохраните приятное впечатление о себе.

Детали речевого этикета мы подробно изложили в , добавим лишь ещё пару слов об актуальном сегодня понятии - правилах разговора по телефону.

Телефонный этикет

Даже самый короткий разговор по телефону должен вестись в соответствии с общепринятыми правилами этикета, будь он делового или бытового характера. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон. Поэтому культура общения по телефону живёт и развивается в ногу со временем.

Общение всегда сближало людей, даже если это просто разговор по телефону. Такая беседа должна вписываться в рамки телефонного этикета . Важно не забывать слова приветствия и прощания, уметь чётко излагать мысли и вовремя останавливаться, давая слово собеседнику.

Нормы этикета изучаются со школьной скамьи и на протяжении жизни. Компании, заботящиеся о своей репутации, проводят даже специальное обучение сотрудников, посвящённое общению по телефону. При осуществлении деловых переговоров на карту выносится не только личный авторитет говорящего, но и имидж организации.

Правила поведения

Человек не выходит за рамки социокультурного пространства на протяжении всей жизни. Благодаря установленным правилам поведения , он поддерживает нормальные отношения с окружающими. Это важно для каждого воспитанного человека.

Взаимное уважение можно заслужить, придерживаясь правил вежливости. Неконфликтные люди проявляют сдержанность, не допускают резкости и грубости в своём поведении. Они стараются избегать даже малейших конфликтов и нелепых ситуаций, ежедневно используя азы этикетной науки.

Истинная доброжелательность, бескорыстие, чуткость, вежливость и тактичность - главные качества человека, на которых строится хорошее поведение. Они важны на всех этапах общения и отношений. Такие качества позволят утешить душевную боль, сгладить обиду и вовсе не допустить огорчения.

Хорошие манеры

Овладение хорошими манерами обогащает душевную красоту человека. Они напрямую связаны с правильным воспитанием. Такие манеры проявляются в походке, одежде, мимике, интонации, поступках, обращении с людьми.

Культурный человек должен уметь вести себя сдержанно, скромно, тактично и внимательно по отношению к окружающим. Он должен нести ответственность за свои слова и поступки. Это ключевые качества, на которых строятся хорошие манеры. А они, в свою очередь, регулируются этикетом. В этом и заключается их тонкая связь.

В своё время Гёте сравнивал манеры человека с зеркалом, отражающим его портрет. Эти слова не потеряли смысл и актуальность в современном мире. Окружающие люди всё замечают, они судят о человеке по поведению, которое иногда выдаёт больше, чем хотелось бы. Чтобы быть на высоте, нужно не переставать следить за своими манерами.

Этикет за столом

Собираясь на торжественное мероприятие или званый семейный ужин, на романтическое свидание в кафе или деловую встречу в ресторан, важно не забыть про хорошие манеры и правила этикета за столом . Культурный человек должен их знать, чтобы не ударить в грязь лицом.

Столовый этикет обусловлен рядом особенностей и национальными традициями, но надо помнить хотя бы общепринятые правила. Культура поведения за столом серьёзным образом влияет на впечатление о человеке. Неумение правильно есть, брать еду или пить способно отвернуть от общения с таким человеком.

Современные правила этикета за столом доступны для каждого. Они раскрывают назначение и использование сервировочных предметов, регламентируют нормы поведения во время еды. Владение этой непростой наукой позволит чувствовать себя гораздо увереннее за любым столом.

Этикет в гостях

Может показаться, что гостем быть легко и весело. На самом деле, чтобы стать желанным гостем, нужно уметь красиво себя вести, то есть соблюдать гостевой этикет . Его предписания и тонкости должен усвоить каждый воспитанный человек. Недаром широко распространён термин «персона нон-грата», что в буквальном переводе означает нежеланный гость.

Нужно уметь приходить в званый час, с хорошим настроением, непустыми руками. Уходить также надо вовремя, с благодарностью за приглашение и тёплый приём. Важно уметь вести себя достойно в любой обстановке и компании.

Нормы и правила этикета

Нормы и правила этикета оттачиваются на протяжении столетий. В них вносятся изменения разными народами, которые чтят свои национально-культурные традиции. Несмотря на это, есть и общепринятые установки поведения и общения между людьми.

Каждый воспитанный человек ставит перед собой задачу не только ознакомиться с правилами и нормами этикета, но старается также следовать им. Это важная составляющая внутренней культуры индивидуума.

Основные правила этикета

Сокровищница правил этикета с развитием общества не перестаёт наполняться. В ней можно найти нормы и правила поведения на все случаи жизни. Каждый уважающий себя человек, должен знать хотя бы основные из них. В этой статье мы даём лишь обзор понятия «правила этикета», конкретные примеры вы без труда найдёте в сети.

Следование ключевым этическим правилам упрощает взаимодействие и в целом облегчает жизнь в социуме. Их соблюдение позволяет человеку показать свою воспитанность и образованность.

Правила хорошего этикета

Следовать правилам приличия совершенно не означает, что кто-то должен плясать под чужую дудку. Человек, который по-настоящему уважает себя и окружающих, будет в любой ситуации стараться придерживаться правил хорошего этикета , чтобы не причинить себе и другим людям неудобства. Для этого достаточно освоить простые и полезные правила хорошего тона. Тогда не только личная жизнь, но и окружающая действительность станет краше, добрее.

Применение правил хорошего этикета - это гарантированный успех. Они помогут быстро установить хороший контакт, вызвать правильную реакцию и в целом чувствовать себя уверенно.

Правила этикета в обществе

Человек, являясь социальным существом, должен вести себя в обществе достойно, руководствуясь правилами этикета. Они направлены на то, чтобы поведение было естественным, а не наигранным.

Искренние чувства всегда были ценны. Для их выражения каждый член общества должен стремиться к самосовершенствованию. Внутренняя гармония человека достигается при соединении высокой нравственности с образцовыми манерами, которые вытекают из правил этикета в обществе.

Этикет для девушек, мужчин, детей

Сегодня нечасто вспоминают о временах рыцарства, как благородно настоящие герои относились к женщинам. Где сейчас найти таких джентльменов? Их можно увидеть разве только на киноэкране, чем повстречать в реальной жизни. Настоящие леди тоже встречаются сегодня не часто. Девушка с утонченными манерами редкий гость в наших краях.

Дело в том, что слабый пол сегодня на равных общается с мужчинами. А представители сильного пола боятся или не умеют демонстрировать свою галантность. Гендерные различия стираются, но правила этикета для сегодняшних девушек и мужчин актуальны не меньше, чем в стародавние времена.

Тонкости изящных манер важны не только для взрослых, но и для детей. Они помогут донести правильную модель поведения в обществе. Ребёнок сможет без затруднения общаться со сверстниками, родными и незнакомыми людьми. Овладев правилами хорошего тона, дети научатся вести себя в школе, за столом, в кинотеатре. Их социальная адаптация к взрослой жизни будет происходить безболезненно.

Служебный этикет

Служебный этикет - это набор целесообразных правил, устанавливаемых в трудовых коллективах, с целью определения поведения сотрудников. Данные правила соответствуют нравственным и моральным принципам. Следование предписанным требованиям должно быть обязательным как для руководящих лиц, так и для подчинённых.

Правила служебного этикета имеют важное значение для поддержания нормального рабочего климата и увеличения производительности труда. Их выполнение имеет фундаментальное значение для стабильного и плодотворного сотрудничества с клиентами и партнёрами.

Служебный этикет предписывает требования к поведению не только внутри своего коллектива, но и при сотрудничестве с внешними субъектами. Поддерживая деловое общение с иностранными партнёрами, нужно знать их правила этикета, традиции и обычаи. Только такие взаимоотношения могут стать долгосрочными выгодными для обеих сторон.

Мы рассказали в общих чертах о правилах этикета и составляющих этого понятия для разных сторон жизни человека. Детали хороших манер в разных обстоятельствах уместно рассматривать раздельно, в подробностях, для каждой ситуации. Невозможно во всех тонкостях отразить правила поведения в одном материале. Поэтому данную статью мы считаем отправной точкой в мир этикета и будем использовать её в качестве содержания для последующих статей на эту тему.


Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями.

сайт представляет вам подборку актуальных на сегодняшний день правил, которые должен знать каждый уважающий себя и других человек.

  • Если вы произносите фразу: «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите. Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», - в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.
  • Никогда не приходите в гости без звонка. Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди. Одна британская леди говорила, что при появлении незваных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она воскликнет: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить».
  • Не кладите смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, вы показываете, насколько важную роль в вашей жизни играет устройство связи и насколько сильно вам неинтересна происходящая рядом надоедливая болтовня. В любую минуту вы готовы оставить бесполезные разговоры и лишний раз проверить ленту в Instagram, ответить на важный звонок или отвлечься, чтобы узнать, какие пятнадцать новых уровней вышли к Angry Birds.
  • Не стоит приглашать девушку на свидание и общаться с ней через смс-сообщения.
  • Мужчина никогда не носит женскую сумку. И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
  • Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.
  • Многие считают, что суши можно есть только палочками. Однако это не совсем правильно. Мужчинам, в отличие от женщин, суши можно есть и руками.
  • Обувь ВСЕГДА должна быть чистой.
  • Не ведите по телефону пустой болтовни. Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.
  • Если вас оскорбили, не следует отвечать аналогичной грубостью, и, тем более, повышать голос на оскорбившего Вас человека. Не опускайтесь до его уровня. Улыбнитесь и вежливо удалитесь от невоспитанного собеседника.
  • По улице мужчина должен идти слева от дамы. Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы выполнить воинское приветствие.
  • Водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье.
  • Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.
  • Девять вещей следует держать в тайне: возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовную связь, подарок, почет и бесчестье.
  • Придя в кино, театр, на концерт идти к своим местам следует только лицом к сидящим. Первым проходит мужчина.
  • Мужчина входит в ресторан всегда первым, главная причина - по данному признаку метрдотель вправе сделать выводы о том, кто является инициатором прихода в заведение, и кто будет платить. В случае прихода большой компании - входит первым и платит тот, от кого исходило приглашение в ресторан. Но если у входа посетителей встречает швейцар, то мужчина обязан пропустить первой женщину. После чего кавалер находит свободные места.
  • Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания, брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу.
  • Если вас кто-нибудь невежливо окликает (например: «Эй, ты!»), не стоит отзываться на этот оклик. Однако не нужно читать нотаций, воспитывать других во время короткой встречи. Лучше преподать урок этикета собственным примером.
  • Золотое правило при использовании духов - умеренность. Если к вечеру вы ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись.
  • Воспитанный мужчина НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛИТ себе не проявить должного уважения к женщине.
  • В присутствии женщины мужчины курят только с её позволения.
  • Кто бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым.
  • Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.
  • Не стремитесь угнаться за модой. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно и плохо.
  • Если после извинения вы прощены - не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок.
  • Слишком громко смеяться, шумно общаться, пристально разглядывать людей - оскорбительно.
  • Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.

И напоследок приведем слова легендарного американского актера Джека Николсона:

«Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Как передать тарелку. Не кричать из одной комнаты в другую. Не распахивать закрытую дверь без стука. Пропускать вперед даму. Цель всех этих бесчисленных простых правил - сделать жизнь лучше. Мы не можем жить в состоянии хронической войны с родителями - это глупо. Я тщательно слежу за своими манерами. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения».