Стабилизация демографической ситуации. Опыт мартыновского района по улучшению демографической ситуации Написать письмо с целью улучшения демографической ситуации

Под редактирована 7.05.2019 г.

Наше правительство стремиться повысить рождаемость в стране, с целью увеличения численности населения в России. Делает это, в основном за счёт финансового и налогового стимулирования рождения в семьях, второго и в большей степени третьего ребёнка.

Правда при этом приходится смириться с прогрессирующей социально-иждивенческой болезнью общества, увеличению численности асоциальных семей, живущих только за счёт пособий от государства.

Проблема ещё и в том, что при невысоком уровне доходов населения (особенно когда семья живёт на кредитах, выплачивать которые можно только при работе обоих супругов) , вырастить в семье ещё одно ребёнка становится затратным делом. При этом обеспечить всем им надлежащий уход, воспитание, образование (вырастить из них достойных граждан) . Вдобавок, современная молодая семья предпочитает жить отдельно от родителей, что увеличивает им ежедневную нагрузку - заботу о детях.

Если рассматривать современную демографическую проблему в национальном срезе. То..., к сожалению, в русских семьях (в отличие от семей других национальностей) утратилась национальная черта заводить больше двух детей. Из-за чего численность в процентном соотношении, русских к другим национальностям в России уменьшается.

Так, согласно всероссийской переписи населения за 2010 год , русское население составляет 80,9% (111 млн. человек) от общей численности населения РФ. По сравнению с 2002 г. численность русских сократилась на 4,9 млн. человек.

Повысить рождаемость граждан в стране, как и улучшить национальную демографическую ситуацию в России, можно следующими способами.

Первый (рассматриваемый в данной статье) .

Согласно проведённых расчётов, с использованием данных из последней всероссийской переписи населения 2010г. (Том 2. Возрастно-половой состав и состояние в браке п.5. Население по возрастным группам, полу и состоянию в браке по субъектам Российской Федерации http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm) .

Выясняется, что в России, каждый 6-ой мужчина в возрасте от 25 до 49 лет, никогда не состоял в браке , и каждая 8-я женщина в возрасте от 25 до 49 лет, тоже никогда не состояла в браке (включая незарегистрированный – гражданский брак) .
(В расчётах, суммарное количество мужчин (женщин) в возрасте от 25 до 49 лет, делил на суммарное количество мужчин (женщин) того же возраста, никогда не состоящих в браке. Возрастные группы 18-24 года не использовал по причине их учёбы в техникумах и ВУЗах, а от 50 лет и старше не использовал в связи с малой вероятностью появления в их семье ребёнка в случае вступления их в брачный союз.)

Расчёты говорят о том, что можно увеличить рождаемость в стране на 10% (так как каждая 8-я женщина никогда не состояла в браке) , только лишь за счёт увеличения количества семей, путём стимулирования создания большего количества супружеских пар.

Что можно осуществить через национальный сайт знакомств, то есть с независимыми разделами по коренным национальностям России, отдельно для русских на территории всех областей, краёв и городов федерального значения, как и отдельно для каждой коренной национальности на территории их отдельных национальных Республик, Автономной области, Автономных округов, входящих в состав РФ.

С финансовым обеспечением национального сайта знакомств от вводимого налога на бездетность, с финансированием под каждый раздел с учётом собранных средств от граждан той или иной национальности.

Правительства Республик, Автономной области и Автономных округов, при желании, могут принять решение создавать свои отдельные национальные сайты знакомств (если всероссийская перепись населения показала уменьшение граждан их национальности), или отказаться от их создания .

Налог на бездетность для граждан (для каждой коренной национальности) уплачивается только на их признанной национальной территории, с целью защиты национальных интересов коренных народов России (поддержание высокой доли граждан своей национальности на их признанной национальной территории - Республики, Автономной области, Автономного округа) .

То есть русские уплачивают налог на бездетность, только на территории субъектов краёв, областей и городов федерального значения (и не уплачивают налог на территории национальных Республик, Автономной области, Автономных округов) , соответственно граждане других коренных национальностей России, уплачивают налог на бездетность, только на их признанной национальной территории (Республики, Автономной области, Автономного округа) и не уплачивают налог на территории субъектов краёв, областей и городов федерального значения.

Если граждане отдельных национальностей, постоянно проживающих не на их признанной национальной территории, желают уплачивать налог на бездетность (чтобы быть зарегистрированным на национальном сайте знакомств) , то им сначала придётся ждать (или добиваться) когда их национальная Республика, Автономная область или Автономный округ (к национальности которой он принадлежит) , сменят своё федеративное устройство на край или область.

Отчасти, такая национальная позиция (политика) позволит объединению коренных народов России, за счёт желания национальной молодежи сменить федеративное устройство своей национальной Республики, Автономной области, Автономного округа, на край или область, с целью расширения возможностей по поиску своей половинки на национальном сайте знакомств, как и регистрации на нём, в случае проживания не на их признанной национальной территории.

Второй способ улучшить демографическую ситуацию в России (рассматривается в отдельной статье) можно за счёт Введения пенсии, частично зависящей от количества детей и их заработной платы . Предоставив возможность работающим гражданам, перечислять часть своих взносов на страховую часть трудовой пенсии, непосредственно своим родителям-пенсионерам, на их личные пенсионные счета (2% страхового взноса при рождении первого ребёнка, 4% при рождении второго, 7% при рождении третьего и последующих детей) .

Это, более правильный способ повысить заинтересованность родителей иметь нескольких детей (как и в правильном их воспитании, в получении детьми хорошего образования, привитии трудолюбия) , в сравнении со способом предоставления права женщинам более раннего выхода на пенсию за рождение третьего ребёнка (недостатком данного способа будет стимулирование социального иждивенчества среди асоциальных семей в рождении большего количества детей, без особой заботы о них и их будущем) .

Третий, четвёртый, пятый и шестой способы лишь косвенным образом влияют на улучшения условий для создания семьи и рождения детей. Это повышение возможности трудоустройства для молодёжи, снижение стоимости и жилья (повышение его доступности) , стимулирование здорового образа жизни детей и граждан трудоспособного возраста. Налоговая поддержка сельских поселений (для их возрождения) за счёт перевода части налога НДФЛ (3% от 13%) с заработной платы (дохода) граждан в местный бюджет, где проживают их родители. Данные способы рассматриваются в отдельных статьях, ссылки на них внизу статьи.

Седьмой способ повышения рождаемости (но не улучшение демографической ситуации) за счёт запрещения абортов, как и вывод их из ОМС. Имеет слишком существенные недостатки, приводящие к увеличению количества рождённых детей с плохим здоровьем, врождёнными патологиями (из-за зачатия их от случайных связей от употребления родителями алкоголя, наркотиков, больными СПИДОМ и другими заболеваниями) .

Восьмой способ , стимулирование родителей деньгами, налоговыми льготами. Как отметил вначале статьи, это ведёт к появлению социально-иждивенческой болезни в обществе. Плюс увеличению налоговой нагрузки на экономику, а также стремление либеральной власти изъять недостающие поступления налогов и социальных взносов в дефицитные бюджеты с граждан, иными способами, вплоть до повышения пенсионного возраста (что собственно было и сделано властью) .

Учитывая советский опыт (и ошибки) использования налога на бездетность. (К сведению, во времена СССР, для бездетных мужчин от 20 до 50 лет и бездетных замужних женщин от 20 до 45 лет размер налога составлял 6% от зарплаты. Подробнее на ВикипедиЯ - Налог на бездетность) А, также условия современного капиталистического общества.

Налог на бездетность, в размере 6%, должен взиматься только для мужчин начиная с 24 - 25 лет (а не с 20, как было ранее, меньше надо справок собирать и т.п.) , для женщин нет (в место этого, лучше заставить платить алименты тех, кто отказался от своего ребёнка в роддоме) .

Деньги с налога на бездетность должны направляться на создание супружеских пар, для помощи поиска холостякам (неженатым мужчинам) своей второй половинки (будущей невесты, жены), через национальный сайт знакомств. Это лучший способ поиска холостякам своей второй половинки, позволяющий познакомиться с большим количеством девушек (незамужних женщин) за меньшие деньги, сэкономив время.

Поэтому налог на бездетность будет восприниматься холостяками не как налог, а как возможность воспользоваться не дорогим качественным сервисом по поиску своей второй половинки (выбора будущей невесты), облегчающий первоначальное знакомство, где деньги в основном идут на привлечение внимание к себе девушек (незамужних женщин).

Далее. Дополнительно, освобождаются от уплаты налога на бездетность:
- у кого есть ребёнок (или усыновлённый ребёнок);
- молодожёны, до 3 лет с момента заключения брака;
- больные, которые по медицинским показанием не способные родить (бесплодные и т.п.), находящиеся на учёте у нарколога, психиатра;
- осужденные по Уголовным статьям, включая тех, кто ранее отбыл наказание по уголовным статьям, включая условное ограничение свободы (из-за высоких показателей рецидивов – повторного совершения ими преступлений, лучше обезопасить девушек от знакомства с ними) .

Временно освобождаются от уплаты налога на бездетность те, кто имеет административное наказание, до полного возмещения уплачиваемого административного штрафа, имеющие кредитную задолженность, на время её возмещения.

Для молодожёнов состоящих в супружеских отношениях более 3х лет и не заведших детей, не регистрируемых на сайте знакомств, а так же для холостяков уплачивающих данный налог, но отказавшихся от регистрации на национальном сайте знакомств, налог на бездетность с уменьшенным в 2 раза размером ставки (3%) полностью переводится детям-сиротам проживающих в дет.домах или опекунских семьях в регионе.

В целях создания и функционирования национального сайта знакомств, необходимо возложить дополнительные обязанности (национальной службы знакомств) на местные органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Теперь приблизительно, как должен работать данный сайт знакомств.

Холостяки учитываются в ЗАГСе по месту жительства. Им, на сайте знакомств создают профили их страниц с денежными счетами, куда зачисляются деньги с удержанного налога за бездетность с их зарплаты, за вычетом 13% НДФЛ (это налог, который должны оплатить получательницы подарков от холостяка, он переводится детям-сиротам проживающих в дет.домах или опекунских семьях в этом регионе) , дополнительно ещё переводятся часть с процентов, на расходы связанные с поддержанием работоспособности сайта знакомств, оплаты работы сотрудникам ЗАГС занимающихся модерацией личных страниц пользователей.

может быть дополнительно увеличен в два (три) раза, если холостях:
- имеет вредные привычки ;
- имеет избыточный вес;
- после временного освобождения от уплаты налога на бездетность (по причине выплаты административного штрафа, кредитной задолженности) , на тот же период.

Это как минимум будет стимулировать мужчин, избавляться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

Мужчина-холостяк, через национальный сайт знакомств может отправить понравившиёся девушке предложение пообщаться с прикреплённым платным "подарком" (денежной суммой от 100 руб) . В конце каждого месяца неизрасходованная денежная сумма на счёте холостяка перечисляется в процентном соотношении девушкам, с которыми холостяк в течение месяца больше общался.

Незамужние (не состоящие в браке) девушки и женщины через ЗАГС (по месту постоянного проживания) добровольно могут зарегистрироваться на государственном сайте знакомств.

Наверное, все незамужние девушки (женщины) захотят практически на халяву, только за виртуальное общение, возможность получать в месяц денежными "подарками" суммы размером максимум до одного МРОТ для девушек-студенток (только на период их очного обучения в ВУЗе и техникуме до 24-х летнего возраста) , для остальных девушек с 18 лет до половины МРОТ, с последующим постепенным ежемесячным уменьшением к 24 годам до четверти МРОТ, и дальнейшим постепенным окончательным уменьшением до 1/10 МРОТ к 30 годам.

Для девушек-студенток, дополнительные деньги помогут в студенческой жизни, избавить от поиска вечерней работы, избежать быть вовлечённой в занятие проституцией. Единственно местные органы ЗАГС должны рекомендовать студенткам в знакомствах через сайт, ограничится только онлайн общением (перепиской).

Для зарегистрированных на сайте знакомств девушек (незамужних женщин) изначально скрыты их личные страницы от показа холостякам.

Девушки (женщины) используя расширенный поисковый фильтр сайта знакомств, через анонимный просмотр страниц мужчин-холостяков, ознакомляются с информацией указанной в их анкетных данных. (Помимо внешних данных в анкете, указываются и другие данные, по которым можно судить, как о характере и поведении мужчины, так и о его возможных требованиях к будущей невесте, жене (к примеру, информационной подсказкой "?" указать данные вероятные требования к будущей жене, напротив религии которую исповедует мужчина) .

По результатам ознакомления, девушки (женщины) принимают решение предоставить возможность некоторым из них просматривать свои страницы, тем самым знакомиться с ними, общаться, посредством дарения денежных подарков (оформленные в виде симпатичных подарков изображений – цветов, украшений, сладостей, игрушек и т.д.) .

Местный орган ЗАГС (выполняющий обязанности брачного агентства) должен регистрировать только девушек и женщин, при условии, что они не состоят в браке (включая гражданский), и готовы не реже 1 раза в год проходить видео онлайн процедуру показа внешнего вида, фигуры (по которой можно определить внешние данные девушки, женщины) . Эта видеозапись, в дальнейшем должна быть доступна на их личных страницах сайта, то только тем мужчинам-холостякам, кто подарил девушке (женщине) денежные подарки (в данном случае, мужчинам-холостякам придётся расплачиваться за каждый просмотр видеозаписи) .

Видео запись будет использоваться программным сервисом сайта для биометрической идентификации фотографий загружаемых на личные страницы сайта девушками (женщинами), чтобы не допустить подмену своих фотографий чужими, не соответствующих возрасту, ретушированные, с излишним макияжем на лице, использование цветных линз и т.д.

Удерживаемый 13% налог с суммы денежного подарка (переводимый получательнице подарка от холостяка) может быть дополнительно увеличен в два, три (четыре) раза, если девушка (женщина):
- имеет вредные привычки - курит, злоупотребляет алкоголем ;
- имеет избыточный вес или наоборот сильно малый вес для её роста;
- имеет на теле пирсинг, татуировки;
- окрашенные волосы сильно отличающийся от её естественного цвета волос.

Если женщина прибегала к отдельным видам пластической операции по увеличению груди (и других частей тела) за счёт силикона или ботекса и т.п., то ей должно быть отказано в регистрации на данном сайте знакомств.

Девушкам (женщинам), чтобы получать ежемесячно больше денег от мужчин, придётся следить за своим внешним видом, для чего потребуется бросить вредные привычки (курение и употребление алкоголя) , заняться спортом (фитнесом, аэробикой), и отказаться от медицинских процедур по изменению внешности, методами причиняющие в будущем вред её здоровью.

Девушки (женщины) задержанные правоохранительными органами за занятие проституции будут надолго исключены с сайта знакомств.

Если будет установлено, что девушка (незамужняя женщина) совместно проживает с мужчиной, она также будет исключена с данного сайта знакомств.

Чтобы исключить негативный момент для государства, когда молодые девушки из сельской местности (особенно студентки) через городской орган ЗАГС будут пытаться выйти за муж за горожан (что бы остаться жить в городе, тем самым уменьшают количество жителей в сельской местности) .

Для этого местные органы ЗАГС должны регистрировать девушек-студенток только по месту их постоянного проживания (месту проживания родителей) .

Вдобавок, городским мужчинам-холостякам на сайте должна быть запрещена возможность просматривать личные страницы девушек-студенток, из населённых пунктов с меньшей численностью населения. Как и для городских мужчин-холостяков должна быть запрещена возможность отправлять денежные подарки девушкам и женщинам, которые проживают в населённом пункте с меньшей численностью населения.

И на оборот, мужчинам-холостякам из малых населённых пунктом на сайте предоставляется возможность знакомиться с девушкам-студентками, которые проживают в городе с большей численностью населения. А так же им предоставляется возможность отправлять денежные подарки девушкам и женщинам, проживающим в городе с большей численностью населения (для стимулирования оттока девушек из города в село) .

Подытожу статью…. Если средства от взимаемого налога на бездетность направить на создание супружеских пар (для поиска холостякам своей второй половинки, увеличения количества супружеских пар) , получим увеличение рождаемости детей в России.

За счёт большой численности кандидатов на сайте знакомств, улучшим выбор партнёров для создания крепкой семьи (удачного брачного союза) , сокращения числа разводов.

Для справки. Если использовать данные Ростата по количеству заключённых брачных союзов (браков) и разводов (в процентном соотношении на 1000 человек населения) за 2018 год (6,1% браков, против 4% разводов) , то выходит что больше половины (66%) брачных союзов сейчас распадаются (6,1*100/4=65,6%) .

Внутренняя конкуренция на сайте за свою привлекательность, как между девушками (незамужними женщинами), так и между мужчинами, будет стимулировать всех вести здоровый образ жизни (отказаться от вредных привычек), заниматься спортом.

Дополнительно через сайт знакомств, можно влиять на национальную молодёжь, заинтересовывая её в стремлении в более тесном государственном объединении их национальных республик с Россией, через смену федеративного устройства на край или область, с целью расширения возможности поиска своей второй половинки.

Так же влиять на отказ молодёжи от наиболее радикальных религиозных течений, с их рядом чрезмерных ограничений в семейных и общественных отношениях, не согласующиеся с общероссийскими нормами светского государства, снижающих привлекательность партнёров для девушек (женщин), не желающих слишком сильно ограничивать себя в семейных правах, в свободе самовыражения в одежде и т.д.

- Семья, регистрация браков -

В нашей стране высокий уровень разводов (распадов) молодых семейных пар. Необходимо исправлять сложившуюся ситуацию.

Государство должно для общества создавать нормальные, здоровые супружеские пары.

Издать закон, обязывающий мужчину и женщину при подачи в ЗАГС заявления на регистрацию брака, предоставлять также автобиографию, медицинскую справку о состоянии здоровья с указанием, если есть, его (её) тяжелых болезней, недугов, находился ли он (она) под наблюдением психиатра, состоит ли он (она) на учёте у нарколога, полиции (привлекался или нет он (она) к уголовной, административной ответственности), имеет ли кредитную задолженность перед банком (микро финансовой организацией).

С данными документами, должны ознакомиться родители подавших заявление юноши и девушки, а органы ЗАГСа (представляющие интересы государства) вынести решение о регистрации брака через месяц если все нормально в документах. Или отложить регистрацию брака на пол года, если в справках указано, что человек болеет или находился (находится) под наблюдением у психиатра, нарколога, привлекался к уголовной, неоднократно к административной ответственности, имеет кредитную задолженность, а также если один из родителей не согласен на регистрацию брака. Предоставив юноше и девушке, по больше время на раздумье, получше узнать друг друга, оценить возможные проблемы в будущем.

Тем самым государство обезопасит молодых людей, будь то девушка или юноша, от заключения брака, который возможно заранее обречен на распад.

Ещё, порекомендую прочитать статьи, предложения в которым можно рассатривать, как новые, современный меры демографической политики в России

Пенсия, частично зависящая от количества детей и их заработной платы Использование пенсионных накоплений и взносов для повышения доступности ипотеки

Что сделано

2. Совет Безопасности рассмотрел вопросы улучшения демографической ситуации

Ниже приведены фрагменты Стенографического отчета о совещании Совета Безопасности 20 июня 2006 г ода, посвященном мерам по реализации Послания Федеральному Собранию . Президент подчеркнул в своем выступлении, что у нас крайне мало глубоких исследований по демографической проблематике. Предложил преобразовать Совет по реализации приоритетных проектов в Совет по национальным проектам и демографической политике . С докладом о мерах по улучшению демографической ситуации выступил Первый заместитель Председателя Правительства РФ и Первый заместитель председателя Совета Д.А.Медведев. В его выступлении конкретизированы некоторые положения Послания-2006 и представлены оценки планируемых расходов на реализацию мер по стимулированию рождаемости - 81,7 миллиарда рублей (без учета затрат на материнский капитал). Это примерно в 1,5 раза больше, чем все расходы на материнские и детские пособия в 2005 году.

В.ПУТИН : …

Наша встреча посвящена сегодня мерам по реализации Послания Федеральному Собранию, и сегодня мы подробно остановимся на трех основных направлениях – это технологическая модернизация экономики, улучшение демографической ситуации и укрепление национальной безопасности России.

Сразу скажу, что все эти задачи тесно связаны друг с другом. Так, уровень военной безопасности напрямую зависит от темпов роста экономики и технологического развития. В свою очередь демографическая ситуация более благополучно будет складываться в стране, которая не только достигнет высоких социальных стандартов, но в которой люди смогут на длительное время, чувствуя себя в безопасности, планировать свою жизнь. Поэтому, действуя по каждому из этих направлений, мы обязаны видеть их взаимозависимость и решать проблемы комплексно.

Сегодня по всем обсуждавшимся вопросам и по всем вопросам, которые мы будем обсуждать, нужно наметить конкретные, реалистичные, кардинально меняющие ситуацию меры. Одного лишь анализа положения дел здесь недостаточно.

Уважаемые коллеги, важнейший блок вопросов, детально представленный в Послании, – это меры по улучшению демографической ситуации. Здесь наша задача – добиться снижения смертности и повышения рождаемости, а также повысить эффективность миграционной политики. Это позволит стабилизировать численность населения России уже в ближайшие годы.

Критическое сокращение народонаселения страны впервые было отмечено в 1993 году и приобрело с тех пор устойчивый характер. Фактически мы стоим сегодня у кризисной черты. За 13 последних лет число умерших граждан страны превысило число родившихся на 11,2 миллиона человек. Если ничего не делать, то к концу ХХI века население России уменьшится вдвое. Очевидно, что пока нас в какой-то мере спасают активные миграционные потоки или, во всяком случае, выравнивали положение. Эту тенденцию нужно грамотно развивать, определив выгодные для России и ее граждан правила приема иммигрантов. Причем воздействовать на миграцию проще, чем на рождаемость и смертность.

О мерах по стимулированию рождаемости уже начиная с 2007 года подробно было сказано в Послании. Напомню, что там были сформулированы конкретные меры поддержки семей, решивших родить второго ребенка. Предложено кардинально увеличить пособия по уходу за ребенком, компенсацию затрат за детское дошкольное воспитание, выплачивать так называемый материнский капитал. Эти и другие предложения, прозвучавшие в Послании, должны иметь и четкую законодательную основу, и действенные механизмы реализации.

Полагаю, что сегодня будут сформулированы ключевые направления долгосрочной демографической политики . Она должна учитывать все аспекты, в том числе преодоление высокой смертности. Надо самым внимательным образом проанализировать ее причины. Сейчас ее уровень остается самым большим в Европе. Свыше 700 тысяч человек ежегодно умирают в России в трудоспособном возрасте. При этом подчеркну, что глубоких исследований по демографической проблематике у нас крайне мало. Необходимо сделать эту работу системной, целенаправленной. Нам нужна такая информация и такой анализ.

Предлагаю преобразовать также Совет по реализации приоритетных проектов в Совет по национальным проектам и демографической политике . Это поможет более эффективно координировать работу в данной сфере.

Итогом нашего обсуждения должны стать конкретные решения по организации дальнейшей работы.

И перед тем как перейти к докладам, хотел бы в заключение своего вступительного слова сказать: начиная с начала 90-х, в середине 90-х и практически вплоть до сегодняшнего дня мы в основном занимались латанием дыр и выживанием. У нас сейчас есть все возможности заглянуть в завтрашний день и сформулировать долгосрочную стратегию развития страны по всем критическим направлениям.

Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.

Д.МЕДВЕДЕВ:

Улучшение демографической ситуации безусловно является ключевым фактором устойчивого развития нашей страны. Сокращение населения ограничивает социально-экономический потенциал России, создает реальную угрозу ее безопасности будущему нашего государства и российской нации.

Уже сегодня в центральных районах происходит старение и вымирание населения, а многие территории Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока становятся практически безлюдными. Не буду нагнетать, но картина действительно безрадостная: в 2005 году в России умерло 2,3 миллиона человек, а количество новых рождений – 1,5 миллиона. На 100 женщин репродуктивного возраста сейчас приходится 134 родившихся, что значительно ниже уровня, необходимого для воспроизводства населения, простого воспроизводства населения.

Для оздоровления демографической ситуации федеральными и региональными органами государственной власти и раньше принимались определенные меры, в частности, в результате работы по улучшению качества медицинской помощи за последние пять лет в учреждениях родовспоможения удалось на четверть снизить материнскую и младенческую смертность. Однако существенного улучшения демографической ситуации не произошло, и главными причинами этого являлось отсутствие системного подхода и недостаточное финансирование демографических программ.

В Послании Президента Российской Федерации в текущем году названы основные проблемы и предложены меры кардинального характера. Таких мер три, они названы Владимиром Владимировичем сейчас: это снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости.

Безусловно, что названные меры должны быть сопряжены с реализацией основных приоритетов государства. Один из основных демографических факторов – высокая смертность, главными причинами которой являются сердечно-сосудистые заболевания, алкоголизм, наркомания и дорожно-транспортные происшествия. Причем среди умерших почти треть – это люди трудоспособного возраста. Из них 80 процентов – это мужчины. Только в дорожно-транспортных происшествиях у нас ежегодно гибнет порядка 40 тысяч человек – это население небольшого среднеевропейского города.

Как известно, показатели здоровья отрицательно сказываются и на продолжительности жизни. В России сегодня в среднем этот показатель составляет 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.

Необходимо отметить, что в целом ряде посланий Президента исправление ситуации в здравоохранении и, как следствие, укрепление здоровья нации были определены как приоритетная задача. Очевидно, что сегодня наши граждане мало заботятся о своем здоровье, и положительную динамику можно ожидать только при активном воспитании нормального, здорового образа жизни и развитии культа здоровья. Ключевыми здесь являются меры, предусмотренные национальным проектом «Здоровье». В его рамках уже реализуется профилактика сердечно-сосудистых недугов, инфекционных и других заболеваний. Будут также подготовлены отдельные программы снижения предотвратимой смертности и травматизма, в том числе на производстве. Предусматривается и дальнейшее развитие учреждений родовспоможения.

Будут разработаны и меры своевременной и качественной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. В этих целях необходимо сформировать комплекс мер, направленных на специальную подготовку медицинского персонала и служб, обеспечивающих дорожно-транспортную безопасность, а также оснащение больниц скорой медицинской помощи современным оборудованием, в том числе машин скорой медицинской помощи – устойчивой оперативной связью.

Важный аспект демографического развития, требующий отдельного обсуждения, это миграция. Отмечу только, что в настоящее время специально созданной межведомственной рабочей группой разрабатывается государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа . Этот предмет требует, безусловно, отдельного доклада. В целом наша миграционная политика должна быть, конечно, ориентирована на привлечение квалифицированных специалистов, законопослушных людей, уважающих традиции и культуру России. Миграция – это как раз та сфера, где требуется четкая линия государства, ее тесная увязка с потребностью рынка и законами развитияотдельных территорий.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета Безопасности, коллеги!

В Послании Президента определен важнейший блок конкретных шагов по повышению рождаемости . 7 июня текущего года распоряжением Правительства был утвержден сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента. В его разделе «Решение демографических проблем» предусматривается подготовить в кратчайшие сроки проекты федеральных законов и постановлений Правительства о повышении государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также о компенсации затрат на дошкольное воспитание и содержание ребенка в опекунских и приемных семьях, включая заработную плату приемных родителей. Кроме того, будет разработан необходимый пакет документов по углубленной диспансеризации детей-сирот. И, наконец, законодательство о самом принципиальном шаге – предоставлении первичного материнского капитала женщине при рождении второго ребенка .

На проведение этих мероприятий без учета расходов на предоставление базового материнского капитала предполагается предусмотреть в проектах федерального бюджета и бюджетов государственных фондов на следующий год 81,7 миллиарда рублей. Это общий размер расходов. В общем объеме расходов с учетом тех расходов, которые запланированы на материнский базовый капитал, мы ожидаем, что обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составят около 195 миллиардов рублей в год , и это без учета индексации. Это серьезные средства, и, конечно, необходимо разрабатывать очень серьезный механизм, позволяющий контролировать их расходование.

Первые выплаты сумм базового материнского капитала , который должен быть предоставлен этим матерям на родившихся после 1 января 2007 года детей, предполагается осуществить с 2010 года, после достижения ребенком трехлетнего возраста . Эти средства могут быть использованы либо на приобретение жилья с использованием ипотеки или других форм кредитования, или на образование детей, или на пенсионное накопление женщин . Мы также должны предварительно организовать учет матерей, родивших второго ребенка в указанные сроки , в целях неукоснительного исполнения заявленных государством обязательств.

Около 53 миллиардов рублей будет направлено на увеличение размеров пособий женщин по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет . Предполагается, что для работающих женщин размер пособия будет составлять 40 процентов от заработка. При этом максимальный размер заработка, который учитывается при исчислении пособия, предлагается установить в сумме, не превышающей 15 тысяч рублей . Эта сумма является максимальной и при расчете пособия по временной нетрудоспособности. Впервые пособие в размере 1,5 тысячи рублей на первого ребенка и трех тысяч рублей на второго и последующих детей начнут получать и неработающие женщины. Проект соответствующего федерального закона уже подготовлен и согласовывается с федеральными ведомствами.

На компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание в размерах, указанных в Послании Президента, предусмотрено 8 миллиардов рублей . Однако возвращение женщины к полноценной трудовой деятельности во многом будет зависеть от скоординированных действий властей всех ветвей власти и всех уровней власти, от того, удастся ли приостановить необоснованный рост цен на услуги детских садов и предоставить в них место каждой семье, желающей отдать туда ребенка. Не секрет, что уже сегодня очередь в эти учреждения составляет около 900 тыс. человек. И с учетом предполагаемого роста рождаемости в 2007 и 2008 годах она может еще более возрасти.

Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям будет необходимо направить усилия на создание достаточной сети дошкольных учреждений , предусмотреть меры по обеспечению их квалифицированными педагогическими кадрами, современными программами оздоровления и воспитания детей. Родители должны быть уверены, что в детском саду созданы надлежащие условия для полноценного, качественного развития их ребенка.

Компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание предполагается осуществлять на условиях софинансирования с участием субъектов Российской Федерации . Безусловно, что доля такого софинансирования должна устанавливаться с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов. При этом важно, чтобы регионы не снижали свои затраты на дошкольные учреждения, а сохраняли и повышали тот уровень, который достигнут сегодня, а также координировали свою работу в муниципальных образованиях.

Одна из базовых задач демографической политики также состоит в сокращении числа детей-сирот и детей, находящихся в детских домах и интернатах . Правительство готовит программу материального стимулирования: устройство в семьи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она включает единовременное пособие при всех формах такого устройства, она также включает увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и в приемной семье, а также увеличение заработной платы приемным родителям в размерах, которые определены Посланием Президента. На эти цели предусматривается выделить почти семь миллиардов рублей.

В качестве ключевой задачи мы определили устройство под опеку и в приемные семьи около 80 тысяч детей-сирот . Подчеркну, что эта задача в первую очередь региональных и муниципальных органов. И им следует весьма ответственно отнестись к подбору семей, которым доверяются дети. Параллельно должна вестись реструктуризация интернатных учреждений. В них необходимо максимально создать условия, которые приближаются к условиям в нормальной полноценной семье. Важно сформировать и базу данных о детях, которые остались без попечения родителей, а также организовать мониторинг и патронаж этих детей в государственных учреждениях и приемных семьях. У нас пока такая база в нормальном виде отсутствует.

В 2007 году намечена диспансеризация более 200 тысяч детей-сирот , находящихся в интернатных учреждениях. Одновременно предполагается провести оценку качества оказания медицинской помощи этим детям. По итогам будет разработан комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Они должны позволить обеспечить дальнейшую социальную адаптацию детей и передачу их на воспитание в семью.

Уважаемые члены Совета Безопасности! Коллеги!

Очевидно, что для решения такой комплексной проблемы, как демография, необходимо внимание ко всем ее составляющим. Правительство предполагает использовать программный подход, который найдет отражение в плане первоочередных мер по улучшению демографической ситуации. Особенное внимание предполагается уделить проблемам семьи, и прежде всего, молодой. В развитие национального проекта «Доступное и комфортное жилье» формируется предложение по повышению доступности ипотечных кредитов для молодых семей с детьми . Предлагаем стимулировать внедрение так называемого перекредитования, предусматривающего снижение налоговой долговой нагрузки на заемщика в случае рождения детей, а также возможность снижения ставки кредитования в случае общего снижения ставок на российском ипотечном рынке.

Вместе с тем подчеркну, что нельзя сводить проблемы семьи только к пособиям и к жилью . В целом задача государства – поднять престиж семьи, имеющей детей , наладить новые формы работы и, соответственно, заниматься пропагандой семейных ценностей. И одно из усилий федерального уровня должно быть в том, чтобы привлечь регионы к этой работе .

Специальные меры предусмотрены для кардинального изменения демографической ситуации на селе и, прежде всего, в вопросах охраны здоровья сельчан, повышения доступности медицинской помощи с использованием современных информационных технологий, таких как телемедицина, например. Не следует забывать, что на селе, несмотря на все трудности, действительно сохраняются пока еще традиции большой и многодетной семьи. И мы должны помочь людям, которые живут в сельской местности, укрепить эти традиции и поддержать их.

Многие из перечисленных мер тесно связаны с задачами, решаемыми в рамках приоритетных проектов. В этой связи будем работать по той схеме, которая предложена Президентом, имея в виду преобразование Совета по реализации национальных проектов в общий Совет по национальным проектам и демографической политике . Этот механизм работы уже сложился. И в целом есть резон продолжить работу таким образом.

Очевидно также, что масштабная демографическая программа должна опираться на совершенную систему статистического учета, которая дает более полные данные о состоянии демографических процессов и дает обоснованные прогнозы, а также сопровождается серьезным информационным обеспечением. Понятно, что исправить демографическую ситуацию за три-пять лет невозможно . И наряду с первоочередными необходимы долгосрочные меры . Главная из них – это изменение отношения граждан к деторождению, повышение их ответственности за собственное здоровье, соответственно создание условий для комфортной жизни семей, в которых воспитываются дети .

В заключение я хотел бы подчеркнуть, чтобы в следующем году мы смогли приступить к решению поставленных задач, уже в ближайшее время необходимо завершить работу над основными нормативными актами как по линии Правительства, так и актами высшей юридической силы, то есть нацзаконами, отладить основные финансовые и социальные механизмы, сделать их четкими и понятными для людей . Решения, которые будут приняты сегодня Советом Безопасности, станут для нас непосредственным руководством к действию.

Прогнозные оценки дальнейшего развития демографических процессов в России

Исходя из характера демографических процессов последнего десятилетия, а также демографических предпосылок более ранних лет, можно сделать прогнозную оценку основных тенденций развития демографической ситуации в стране на перспективу. В основе прогноза лежит предположение о необратимости происшедших в России изменений в репродуктивном поведении населения, в результате которых происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже - двух детей, которая характерна сегодня для большинства развитых европейских стран.

Численность населения в ближайшие 10-15 лет будет снижаться в стране в целом и в абсолютном большинстве регионов. Положительный миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью. По всей видимости, не претерпит качественных изменений репродуктивное поведение российских семей. Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) будет значительно ниже, чем это требуется для замещения поколения родителей. В период до 2008 года можно ожидать некоторый рост числа родившихся. В этот период в возрастную группу 20-29 лет будут постепенно входить поколения женщин, родившихся в конце 70-х и в 80-х годах, когда наблюдался рост числа родившихся, а выходить поколения второй половины 60-х – начала 70-х годов рождения, численность которых ниже.

В ближайшие десять лет следует ожидать уменьшения численности лиц моложе трудоспособного возраста. Численность населения трудоспособного возраста будет увеличиваться в ближайшие 6-7 лет. Впоследствии в эту группу начнут вступать поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Через 6-7 лет начнется снижение численности в трудоспособном возрасте.

Уже с 2000 г. удельный вес группы населения старше трудоспособного возраста будет выше, чем группы моложе трудоспособного возраста. И в дальнейшем этот разрыв будет увеличиваться. Таким образом, дальнейшее развитие получит процесс демографического старения населения.

Предполагается, что численность детей и подростков до 16 лет за 1999-2015 гг. сократится на 8,4 млн. человек (на 28%), а их доля во всем населении уменьшится на 4,8 процентных пункта. На протяжении большей части прогнозируемого периода поколения родившихся будут заметно уступать поколениям, выходящим за пределы данной возрастной группы.

К 2005 г. в результате перехода в пенсионный возраст людей военных лет рождения численность старшей возрастной группы должна несколько уменьшиться. Но с 2000 г. в данную группу начнут входить и более многочисленные послевоенные поколения. Это обусловит заметный прирост общей численности населения пожилого возраста и его доли во всем населении страны - к началу 2016г. соответственно на 4,3 млн. человек и 4,3 процентных пункта. Численный перевес пожилого населения над детьми и подростками достигнет 1,6 раза.

В связи с увеличением числа лиц трудоспособного возраста к 2007 г. несколько уменьшится показатель демографической нагрузки (число лиц трудоспособного возраста на 1000 человек нетрудоспособного), после чего демографическая нагрузка начнет возрастать.

По мере старения населения важнейшей проблемой для экономики страны будет становиться растущее давление на государственный бюджет и обострение потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Процесс старения населения будет влиять на экономику не только через давление на государственный бюджет, но также может повлечь за собой изменение экономического поведения рабочей силы. Увеличение доли старших возрастных групп в трудоспособном населении может отразиться на способности рабочей силы воспринимать инновации в мире высоких технологий.

Изменения возрастной структуры создадут проблемы и для системы здравоохранения. В течение нескольких последующих десятилетий самые высокие показатели заболеваемости и смертности будут приходиться на группы старших возрастов. По всей вероятности следует ожидать в ближайшие 10-15 лет дальнейшей постепенной репатриации русского и русскоязычного населения в Россию. Согласно расчетам, численность населения России в ближайшие 10-15 лет будет продолжать снижаться по 0,3-0,4% в год и составит в 2015 году от 130 до 140 млн. человек. Численность городского населения может уменьшится на 5,3 млн. человек, а число умерших превысить число родившихся на 9,4 млн. человек.

Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации

Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.

Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.

Так, например, федеральными законами, принятыми в 1996-1999 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.

Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".

С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей“. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.

Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.

На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.

В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи" определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения". Второй - “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году".

На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы “Дети России”, “Безопасное материнство”, План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 гг. Только в 1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” (март) и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь).

В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации. В Московской области, например, действует государственная программа “Дети Подмосковья”, утвержденная решением Московской областной Думы. В Ханты - Мансийском автономном округе подготовлен законопроект, в соответствии с которым все дети, рожденные после 2000 года, к своему совершеннолетию получат на руки сберегательную книжку с достаточно внушительной суммой. Для этого в автономном округе будут открыты счета, на которых будет аккумулироваться часть средств от продажи нефти. В г. Смоленске, в соответствии с решением городского Совета начиная с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают бесплатные продовольственные наборы.

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.

Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

С целью определения стратегии государственной социально - демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально - демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, требуется разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса. В Программе целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения; повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь, объемы и условия его получения; формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное укрепление института семьи, другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в России.

Ситуация в современной России требует целенаправленного вмешательства государства в процессы движения и воспроизводства населения как на федеральном, так и региональном уровнях. Необходимо снизить уровень смертности по стране, обеспечить его здоровье.

В последнее время был принят ряд федеральных законов, направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, на защиту интересов семей и детей, на увеличение уровня рождаемости.

Например, в 2001г. были внесены изменения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", благодаря которым произошло:

1) увеличение размера ежемесячного пособия на детей "матерей-одиночек".

2) введение дополнительного пособия к началу учебного года детям из малообеспеченных семей;

3) усиление социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющих детей, пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи ежемесячно.

Если ранее молодые семьи не решались завести детей из-за опасения, что они не смогут обеспечить им благополучное детство и дальнейшую жизнь, считая, что текущих доходов будет недостаточно. То благодаря этим изменениям в законе у молодых семей появилась уверенность в поддержке со стороны государства, что положительно сказывается на уровне рождаемости всей страны.

Не меньшую поддержку со стороны государства обеспечивает Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" направленный на поддержку учащихся детей.

Для расширения возможностей обеспечения и поддержки здоровья детей и их отдыха существует два закона федерального уровня: "О льготах на проезд на междугороднем транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугороднем транспорте для отдельных категорий, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".

Федеральный закон "О государственной поддержке многодетных семей" имеет важное значение. Для улучшения демографической ситуации в России и обеспечения условий для полноценного развития детей из многодетных семей он предполагает целенаправленную систему мер по государственной поддержке многодетных семей. По этому закону предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом, электричеством, бесплатное обеспечение лекарствами детей в возрасте до 6 лет, бесплатный проезд детей из многодетных семей в общественном транспорте и т.д.

Так же существует ряд законов, направленных на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а так же внесенные изменения в этот закон направлены на защиту прав и интересов указанной категории детей, а так же на обеспечение их жилой площадью и получение ими образования.

Известно, что в России перед обществом стоит важнейшая проблема - угрожающие масштабы бедности в стране. Так же известно, что эта проблема усугубляет демографический кризис. Для решения этой проблемы государство приняло ряд законов, ориентированных на адресное оказание социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Одним из таких законов является Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". При установленных минимальных гарантиях государства денежных доходов граждан он осуществляет меры по социальной защите населения Российской Федерации.

Для реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" было принято два Федеральных закона. Первый: "О государственной социальной помощи" - определяет порядок оказания социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Второй: "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" - устанавливает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для сохранения жизни и здоровья человека.

Здоровье населения, снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни - важнейшие демографические показатели, на улучшение которых направлены такие федеральные законы как: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О здравоохранении в Российской Федерации" от 21 ноября 2011года, "О качестве и безопасности пищевых продуктов" с изменениями от 19 июля 2011года, "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года.

Кроме нормативно-правовых актов по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации существует целый ряд федеральных целевых программ. В частности программы: "Дети России", "Безопасное материнство", План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации. Постановления, такие как "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства" и "О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".

Основная цель правительственных мер по улучшению демографической обстановки в стране - это увеличение число детей в семьях.

С 1 января 2007 года вступил в силу закон "О материнском капитале". Этот Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Материнский капитал изначально составлял 250 тысяч рублей, которые выплачиваются при рождении второго ребенка. Причем эта сумма индексируется, чтобы с годами ее не "съела" инфляция. Таким образом, в 2013 году для тех, кто еще не воспользовался материнским капиталом, он будет составлять 408 тысяч 960 рублей 50 копеек.

Таким образом, рождаемость в стране стимулируют материально. И как считают в Правительства - такая поддержка поможет решению острой демографической проблемы в стране.

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что все вышеперечисленные меры оказывают положительное влияние на демографическую обстановку, но не способны в корне изменить обстановку в стране, которая требует проведения комплексных, целенаправленных и последовательных мер законодательной и исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Обеспечение достойного уровня и качества жизни населения - это основа для улучшения воспроизводства населения. Не вызывает сомнения, что текущая демографическая ситуация требует вмешательства не только государственных, но и всех гражданских институтов общества.

Правительству Российской Федерации требуется совместно с Федеральным Собранием Российской федерации и с субъектами Российской Федерации разработать комплексную общероссийскую программу по выводу страны из демографического кризиса. В ней необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения, повышение уровня и качества жизни, обеспечении государственной гарантии гражданам на качественную бесплатную медицинскую помощь, формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного образа жизни, всемерное укрепление института семьи и другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

Проблемы демографии актуальны для всего нашего государства. Вопросы, касающиеся состояния демографической ситуации, находятся на особом контроле у руководства нашего региона, района.

За последние 5 лет население Трубчевского муниципального района сократилось на 1 909 человек, за последний год – на 320 человека.

В целях улучшения демографической ситуации в районе в администрации Трубчевского муниципального района создан Координационный совет по демографической политике. Разработан комплексный межведомственный план мероприятий по улучшению демографической ситуации в Трубчевском муниципальном районе на 2016-2018 годы. На заседаниях совета за 1 полугодие 2017 года рассматривались вопросы о состоянии общей смертности населения, о профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия, о мерах поддержки семей в решении жилищных проблем, о мероприятиях по содействию занятости населения, о работе по пропаганде семейных ценностей и другие.

По статистическим данным за 1 полугодие 2017г в районе родилось 132 ребёнка, т.е. на 25 детей меньше, чем за аналогичный период 2016г (1 полугодие 2016г – 157 детей). Среди причин сокращения рождаемости можно выделить следующие. Увеличилось количество абортов. Всего проведено абортов 144, из них 28 - самопроизвольных. Медицинских абортов - 116 (в 2016г - 85). В 1 полугодии 2017г увеличилось количество медицинских абортов за счет увеличения количества медикаментозных абортов (щадящих методов прерывания беременности, не вызывающих тяжелых осложнений). В 1 половине 2016г было сделано 48 медикаментозных абортов, а в 2017 году - 82.

В районе отмечается высокий уровень демографической старости (доля лиц старшего трудоспособного возраста к общему населению Трубчевского района): на 01.01.2016г – 28,4 %, на 01.01.2017г – 28,8 % (в целом по Брянской области на 01.01.2016г – 26,9 %).

На уровень рождаемости в нашем районе и во всей Брянской области оказывают влияние последствия экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС. Известный факт, что Брянская область пострадала больше всех регионов Российской Федерации.

В целях сохранения здоровья женщин и детей проводятся целевые медицинские осмотры женского населения. За 1 полугодие 2017 года всего осмотрено 3 966 женщин, взяты анализы на онкоцитологию у 3 454 женщин, кроме того, женщинам старше 40 лет проводится маммография с целью выявления ранних форм заболеваний молочных желез. В 1 полугодии 2017г проведено 2 080 маммографий.

Проводится своевременная постановка на учет женщин репродуктивного возраста с выраженным отягощенным анамнезом для проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.

За 1 полугодие 2017г. взято на учет с отягощенным акушерским анамнезом 34 женщины. 7 женщин, страдающих бесплодием, направлены в центр планирования семьи для проведения необходимого обследования и лечения.

Проводятся мероприятия по профилактике нежелательной беременности среди женщин. С целью предупреждения абортов проводятся беседы по использованию различных контрацептивов.

Для совершенствования мед. помощи матерям и детям по программе «Родовой сертификат» выдано 105 сертификатов в 1 полугодии 2017г. За счет сертификатов направлены денежные средства на приобретение медикаментов, мягкого инвентаря и медицинского оборудования на сумму 274 449 руб., на выписанные льготные рецепты роженицам – на сумму 95 561руб.

В целях выявления ранних форм заболеваний детского населения проводятся профилактические медицинские осмотры детского населения. По плану необходимо провести в 2017 году диспансеризацию 4 730 детей. За 1 полугодие прошли диспансеризацию 3 499 детей (73,9), из них выявлено с хроническими заболеваниями 29 человек (0,8%), которые находятся на диспансерном учете. Подлежит профилактическим медицинским осмотрам в 2017 году 292 ребенка первого года жизни, осмотрено 107 детей (36,6%).

На учете состоят 85 детей-инвалидов. Все дети проходят реабилитацию и лечение согласно индивидуальной программе ребенка.

В текущем году 38 детей получили санаторно-курортное лечение, из них 1 - ребенок-инвалид.

На диспансерном учете состоят 65 детей – сирот. Из них 2 ребёнка-инвалида, которые получили индивидуальную программу реабилитации. Проведена диспансеризация 43 детей. Впервые выявлены заболевания у 7 детей, которые поставлены на диспансерный учет.

Непосредственное влияние на воспроизводство населения оказывают брачность и разводимость. За 1 полугодие 2017г в нашем районе зарегистрированы 72 брака (1 полугодие 2016г – 73) и 61 развод (1 полугодие 2016г – 80).

Показатель общей смертности остаётся высоким в районе. За 1 полугодие 2017г в районе умерли 335 чел. (1 полугодие 2016г – 305 чел.).

Ведущая причина в структуре общей смертности - заболевания органов кровообращения - на 1 месте. На 01.07.2017г умерло 146 человек. Показатель смертности от заболеваний системы кровообращения на 100 тыс. населения составил 417,3 (это на 10,8% больше, чем в 1 полугодии 2016 года - 376,6).

2-е место в причинах смертности занимают заболевания нервной системы. В 1 полугодии 2017г умерло 83 человека. На 100 тыс. населения смертность составила 237,5 (это на 27% больше, чем за аналогичный период 2016 г. - 186,9).

Злокачественные новообразования занимают 3-е место среди причин смертности населения района. От злокачественных новообразований умерло 40 человек. Смертность на 100 тыс. населения составила 114,3 (это на 14,3% больше, чем в 2016г. - 79,3).

Из общего количества умерших 77 человек - в трудоспособном возрасте, что составляет 390,9 на 100 тыс. человек трудоспособного населения (это на 21,4% больше, чем в 2016 году - 322,1).

Среди причин смертности трудоспособного населения 1 место занимает смертность от заболеваний системы кровообращения - всего умерло 34 человека. На 100 тыс. трудоспособного населения показатель составляет 172,6, что на 20,4% больше чем в 1 полугодии 2016 г. (143,4 на 100 тыс.).

На 2 месте смертность от злокачественных новообразований. Умерло 14 человек, что составляет 70,1 на 100 тыс. трудоспособного населения. Это в 2,8 раза больше, чем в 2016г. – 24,8

На 3 месте смертность от травм, отравлений и других воздействий внешних причин. Умерло 9 человек трудоспособного возраста. Смертность на 100 тыс. трудоспособного населения составила 45,7 (это на 34,1% меньше, чем в 2016г. – 69,4).

Одним из главных мероприятий по снижению смертности населения в трудоспособном возрасте является выявление заболеваний в ранние сроки. С этой целью проводятся профилактические, периодические и целевые медицинские осмотры, диспансеризация определенных групп взрослого населения. План проведения диспансеризации взрослого населения на 2017 год - 4 215 человек, за 1 полугодие прошли диспансеризацию 2 393 человек (56,8%). Все больные с выявленными заболеваниями взяты на диспансерный учет и за ними ведется динамическое наблюдение. У врачей всех специальностей на диспансерном учете состоит 12 655 чел, в том числе 817 детей от 0 до 14 лет, 245 подростков 15-17 лет, 12 655 чел. от 18 лет и старше. С больными, состоящими на диспансерном учете, проводятся необходимые лечебно-профилактические мероприятия. Лица трудоспособного возраста при необходимости направляются на стационарное лечение. Из 1 594 больных, пролеченных в стационаре, 706 - трудоспособного возраста (44,3%).

Проводятся необходимые мероприятия, направленные на снижение потребления алкоголя, табака, наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. За 1 полугодие 2017г поставлены на диспансерный учет 41 чел. с алкогольной и наркотической зависимостью. Из них 3 - с алкогольными психозами, 19 - с хроническим алкоголизмом, 12 - с бытовым пьянством и 7 человек склонных к наркомании. Все они пролечены стационарно и за ними ведется динамическое наблюдение.

С целью выявления больных туберкулезом и другой легочной патологией проводятся целевые осмотры на туберкулез. Осмотрено всего 11 300 чел., из них 1 537 детей, 516 подростков. Из числа осмотренных обследованы флюорографически 8 971 чел. (40,6% от годового плана). 1 549 детям проведены туберкулиновые пробы.

Большое внимание уделяется профилактике заболеваемости и снижению смертности от заболеваний системы кровообращения. Пациенты проходят обучение в «Школах здоровья». За 1 полугодие 2017г обучено 1 504 человека. Больные с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения направляются в региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения для лечения и реабилитации. Больные трудоспособного возраста направляются на стационарное лечение. В региональные сосудистые центры с ОКС направлены 12 человек, в первичные сосудистые отделения - 15 человек. С острым нарушением мозгового кровообращения направлены 21 человек в региональный сосудистый центр Брянской областной больницы №1.

При необходимости для проведения высокотехнологичной медицинской помощи больные по квотам департамента здравоохранения направляются в федеральные клиники. В 1 полугодии 2017г были направлены 23 человека. С врачами ЛПУ района и заведующими ФАПов регулярно проводятся занятия по повышению профессиональных знаний. Врачи и средние медицинские работники проходят переподготовку на центральных базах и дистанционно без отрыва от производства. Прошли переподготовку 17 врачей, средних медработников - 31.

Большое внимание уделяется проведению санитарно-просветительской работы среди населения на актуальные медицинские темы. Проводятся лекции и беседы среди учащихся школ, средних учебных заведений, семинары с врачами и средними медицинскими работниками. Кроме того, еженедельно на оперативных совещаниях с врачами ЦРБ, зав. отделениями, заведующими ФАП-ов решаются вопросы по улучшению медицинского обслуживания населения района. За 1 полугодие 2017 года проведено 36 совещаний.

С целью привлечения недостающих медицинских кадров устанавливается контакт с выпускниками высших и средних медицинских учебных заведений, в первую очередь с теми, кто обучается по целевым направлениям для привлечения их к работе в ЦРБ. Руководство ЦРБ посещает «Ярмарки вакансий» при медицинских ВУЗах. Сегодня район нуждается в укреплении медицинскими кадрами ЛПУ и в первую очередь терапевтической участковой службы и ФАПы.

Учитывая общую тревожную демографическую ситуацию, в районе принимаются меры, направленные на её улучшение.

В целях стимулирования рождаемости ГКУ «ОСЗН Трубчевского района» оказывает более 20 видов мер социальной поддержки семьям с детьми (ежемесячные, единовременные, дополнительные пособия). Выдан 41 сертификат на областной материнский (семейный) капитал (на 3 и последующего ребёнка в размере 100 000 руб.)

Управление Пенсионного фонда в Трубчевском муниципальном районе за 1 полугодие 2017г выдало 79 сертификатов на материнский (семейный) капитал (в 1 полугодии 2016г – 70). Размер капитала составляет на сегодняшний день 453 026 руб.

С целью оказания материальной помощи малообеспеченным семьям с детьми в комплексном центре социального обслуживания населения Трубчевского района в 1 полугодии 2017г была оказана помощь 113 семьям на сумму 566 918 руб.

В администрации Трубчевского муниципального района создана комиссия по оказанию помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. За отчётный период была оказана материальная помощь из средств районного бюджета 1 семье на сумму 15 000 руб.

С целью поддержки многодетных семей и во исполнение закона о бесплатном выделении земельных участков семьям, имеющим 3 и более детей, администрацией Трубчевского муниципального района с 2011 года по настоящее время были поставлены на учёт 186 многодетных семей, из которых 138 семей уже получили земельные участки. Из них – 8 семей получили участки в 1 полугодии 2017 года.

В Трубчевском районе принимаются меры по улучшению жилищных условий семей. В рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» социальные выплаты на приобретение или строительство жилья получат в этом году 4 семьи, общий размер социальных выплат – 3 465 785 рублей.

Администрация Трубчевского муниципального района участвует в реализации федеральной и областной подпрограмм, а также районного мероприятия по обеспечению жильём молодых семей. На сегодняшний день в сводном списке состоят 29 молодых семей. В 2017 году 4 молодые семьи (одна из которых – многодетная) получили свидетельства о праве на социальные выплаты. В 2017 году из районного бюджета семьям будут выделены денежные средства в размере 731 241 рублей (10 % от всего размера социальной выплаты – 39,3 %).

В районе ведётся работа по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам специализированного жилого помещения. По состоянию на 01.07.2017 года право на получение жилья возникло у 30 лиц этой категории. В 2017 году на эти цели району выделены денежные средства из областного и федерального бюджетов в размере 8 075 727 рублей, что позволит приобрести 9 квартир на первичном рынке жилья (в 2016 году - 5 квартир).

По состоянию на 01.07.2017г. в центре занятости населения на регистрационном учёте в качестве безработных состоит 541 человек. За 1 полугодие 2017г были проведены следующие мероприятия по содействию занятости населения:

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, в т.ч. попавшие в трудную жизненную ситуацию - 43 человека;

Временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы – 2 человека;

Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые – 0 человек;

Содействие самозанятости безработных граждан - 11 человек;

Организация проведения общественных работ - 21 человек;

Организация профессиональной ориентации граждан – 382 человека;

Психологическая поддержка безработных граждан – 14 человек;

Социальная адаптация безработных граждан – 28 человек;

Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации безработных граждан – 9 человек;

ГКУ «ЦЗН Трубчевского района» за 1 полугодие 2017 года было проведено 8 ярмарок вакансий, в т.ч. 2 ярмарки учебных мест.

На территории Трубчевского района в 2016-2017 учебном году реализацию общеобразовательных программ обеспечивали 15 общеобразовательных учреждений (из них 3 филиала), где обучались 2 537 учащихся (2 451 – в 2015-2016 учебном году). Завтраками охвачено 100% учащихся (100% - в 2016 году), завтраками и обедами – 71% учащихся (71 % - в 2016 году).

Во всех учреждениях образования была разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Каникулы - 2017», по итогам которой оздоровлением и отдыхом планируется охватить 2100 школьников, что составляет 83 % от контингента учащихся. В 2017 году пришкольные лагеря с дневным пребыванием работали на базе 15 учреждений образования в 1 смену с 1 июня по 30 июня (было принято 749 детей в возрасте от 6 до 17 лет, 780 детей – в 2016 году), что составляет 30% от контингента учащихся.

В учреждениях образования регулярно проводятся мероприятия по безопасности дорожного движения и дорожно-транспортного травматизма детей и подростков. Также в учреждениях образования практикуется проведение лекций сотрудниками МО МВД РФ «Трубчевский», направленных на профилактику дорожного травматизма. За 1 полугодие проведено 26 лекций.

В районе сложилась система работы с родителями, которая включает в себя родительские собрания, диалоги о воспитании, педагогические практикумы, индивидуальные консультации и др. Классные руководители практикуют организацию совместной деятельности родителей и детей: праздники ("Мамин праздник", "День именинника", "Папа, мама, я – спортивная семья"), экскурсии, походы, дни здоровья. В учебном процессе немало времени отводится на рассмотрение вопросов, касающихся семейных отношений, воспитания, традиций, конфликта «отцов и детей», ведения домашнего хозяйства, здорового образа жизни. При организации внеклассной работы все образовательные учреждения стараются привлекать родителей.

По проблемам современной семьи и реализации семейной политики в первом полугодие 2017 года проводились районные семинары и совещания.

Весомую психологическую помощь семьям и детям района по решению семейных конфликтов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также с целью предупреждения асоциального поведения детей и молодёжи оказывают специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Трубчевского района. За 1 полугодие 2017г были проведены:

Индивидуальные консультации с семьями педагогами-психологами - 48 чел.;

Индивидуальная работа с семьями, состоящими на учете (диагностические обследования, консультации) - 52 консультации педагогов-психологов; 19 диагностических обследований учителя-логопеда и педагогов-психологов;

Индивидуальная работа с несовершеннолетними, состоящими на учете в КПН и ЗП (57 чел.);

Индивидуальные занятия с детьми и молодёжью от 3 до 18 лет - 65 чел.

На базе центра работает «Телефон доверия», за отчётный период поступило 7 обращений.

Центр проводит работу и с кандидатами в опекуны (попечители), приёмные родители и усыновители. За отчётный период подготовлено 9 кандидатов.

С целью профилактики вредных привычек и формирования здорового образа жизни в районе проводятся Дни здоровья, соревнования по различным видам спорта, активно функционирует ледовая арена «Вымпел», городской стадион.

В районе регулярно осуществляются патронажи семей, находящихся в социально опасном положении. Члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав за 1 полугодие провели 165 выездов в семьи. Сотрудниками МО МВД РФ «Трубчевский» за 1 полугодие 2017г были составлены 2 протокола за нарушение правил продажи алкогольной продукции, привлечены к административной ответственности 34 несовершеннолетних за распитие алкогольной продукции и появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Профилактическая работа по пресечению употребления алкоголя, курения, употребления наркотических и психотропных средств проводится постоянно. 2 раза в месяц в вечернее время осуществляются межведомственные рейды в места проведения досуга молодёжи.

В районе актуальной остается проблема социального сиротства. За 1 полугодие 2017г 3 родителя (3 семьи) лишены родительских прав в отношении 3 детей; 2 родителя (1 семья) ограничены в родительских правах в отношении 2 детей. После лишения, ограничения родителей в родительских правах работа с ними продолжается по восстановлению их в правах, но такие случаи единичные. В 2017 году восстановлена в родительских правах 1 мать, ограниченная судом в родительских правах в отношении 1 ребенка.

В течение 1 полугодия 2017 года в районе были выявлены 8 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2016 году - 13 детей). Из числа выявленных детей:

2 - сироты (в 2016 году – 1);

6 - детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. социальные сироты (в 2016 году – 12). Все выявленные дети устроены на воспитание в семьи.

В районе проводится большая работа по пропаганде семейных ценностей. В 1 полугодии 2017г прошли мероприятия, посвящённые Международному дню семьи, Дню семьи, любви и верности, Дню защиты детей, акции «Семья», «Добро без границ», «Подросток». В этом году 2 семьи стали участниками регионального этапа Всероссийского конкурса «Семья года». 1 семья, прожившая в браке 50 лет, была награждена памятной медалью «За любовь и верность». Руководство района традиционно поздравляет наших долгожителей с 90, 95 и 100-летием, посещая их на дому. В поселениях в рамках семейных праздников поздравляют супружеские пары, отметившие «серебряные» и «золотые» свадьбы. Ежеквартально на базе отдела ЗАГС проходят заседания «Школы молодой семьи». Стало доброй традицией проводить в дни семейных праздников торжественные церемонии бракосочетания. С представителями молодёжи проводились круглые столы на тему «Здоровая семья – здоровая Россия». Все значительные мероприятия освещаются на страницах районной газеты «Земля трубчевская», на официальном сайте районной администрации.