Свято тихоновский православный университет адрес. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

В ноябре 2008 года исполнилось 16 лет со дня основания Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета – одного из первых светских высших учебных заведений Русской Православной Церкви.

Именно в девяностые, когда храмы начали передавать церкви и многие люди, в том числе и молодые, стали креститься, возникла необходимость хотя бы начального богословского образования. Тогда и родилась идея создания учебного заведения, в котором бы гармонично сочетались богословские и специальные гуманитарные дисциплины. Поэтому в 1992 году по благословению святейшего патриарха Алексия на основе богословских курсов был создан Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. В первые годы существования учебное заведение не имело государственной аккредитации, не было и хороших помещений для проведения лекций, преподаватели работали во славу Божью, а студенты вынуждены были ездить на занятия из одного района Москвы в другой – все держалось на молитвах к Богу, энтузиазме людей и помощи спонсоров.

Первое время существовал лишь один богословский факультет, но потом открылись факультеты, готовящие специалистов в области истории, европейских, славянских, арабских, древних языков, педагогики, церковного пения, церковного шитья. Институт стал Университетом и получил аккредитацию и право выдавать дипломы государственного образца. Так же с течением времени постепенно решалась проблема с учебными аудиториями: помимо главного здания на Новокузнецкой улице, факультеты расположились в корпусах на Поклонной горе и Озёрной улице. Большое значение в жизни ПСТГУ имело приобретения в собственность здания бывшего Епархиального дома в Лиховом переулке, где в 1917 году состоялся поместный собор, избравший святителя Тихона патриархом Московским и всея Руси. Сейчас этот старинный дом находится на реконструкции, а 17 ноября, накануне университетского праздника, Преосвященнейший Арсений, Архиепископ Истринский, викарий Московской епархии, освятил крест Князь-Владимирского храма, который находился в Епархиальном доме до революции.

Примерно год назад у Университета появилась возможность размещать иногородних студентов в собственном общежитии. Сейчас ПСТГУ – это одиннадцать факультетов, поэтому каждый молодой человек может выбрать профессию, исходя из личностных качеств и склонностей. Помимо дневной формы обучения, существуют вечерняя и заочная.

Богословский факультет самый старый в университете. Многие из выпускников этого факультета становятся священнослужителями и преподавателями богословских и философских дисциплин. Студенты изучают широкий круг богословских предметов, древнегреческий, латинский, английский, немецкий языки, проходят стажировку в Германии и других европейских странах, где принимают участие в различных богословских конференциях.

Миссионерский факультет ставит своей главной задачей подготовку специалистов для духовной работы с людьми разного возраста и социального положения, поэтому основным направлением его деятельности является духовное просвещение. Факультет готовит миссионеров, научных работников, лекторов, преподавателей богословских дисциплин и законоучителей Русской Православной Церкви. Студенты и преподаватели факультета регулярно участвуют в миссионерских экспедициях по центральной России, в Архангельской области и других регионах.

Факультет церковных художеств готовит специалистов в области искусствоведения, иконописи, реставрации живописи и художественного шитья. При факультете создан небольшой музей, где представлены отреставрированные студентами иконы.

Возникновение факультета церковного пения стало ответом на потребность в специалистах хорового дела, обладающих обширными знаниями в области церковного пения. На факультете накоплен уникальный опыт сочетания традиций светского и духовного музыкального образования. Факультет проводит обучение по специальностям: «Дирижирование академическим хором», «Музыковедение», «Музыкальное искусство». Студенты проходят практику в Николо-Кузнецком храме и в паломнических поездках Университета.

Филологический факультет один из самых многочисленных в ПСТГУ. Студенты изучают русский, английский, немецкий, итальянский, испанский, французский, польский, сербо-хорватский, болгарский, македонский, грузинский, арабский, церковнославянский, древнегреческий, амхарский, геез, коптский, сирийский и другие языки. При отделениях славянских и романских языков созданы студенческие научные общества, студенты участвуют и занимают призовые места на межвузовских олимпиадах. На вечерах славянской, романской, германской, восточной культур учащиеся ставят спектакли по произведениям иностранной литературы на языке оригинала.

На педагогическом факультете готовят учителей начальных классов и социальных работников. Педагогическая практика является неотъемлемой частью учебного процесса факультета и выступает важнейшим средством формирования у студентов профессиональных умений и навыков, активно вовлекает будущих православных педагогов в профессиональную деятельность, она проходит в школах, летних лагерях, детских домах.

Исторический факультет готовит историков, не только изучивших основы христианского учения, но и умеющих обосновать христианский взгляд на историю, поэтому в учебном процессе комплекс традиционных исторических предметов дополнен рядом богословских и церковно-исторических дисциплин. Реализация данного подхода требует восстановления традиций христианского осмысления истории, представленных в трудах многих богословов, религиозных философов и ученых зарубежья и дореволюционной России, утраченных в советское время.

Факультет экономики и права создан в ноябре 2005 года, первый прием студентов осуществлен в 2006 году. В настоящее время обучение идет по направлению «экономика» с последующим получением квалификации «бакалавр экономики». Оформляется лицензия по направлению «юриспруденция», после получения которой начнется обучение юристов с присвоением квалификации «бакалавр юриспруденции». Выпускники получат диплом государственного образца.

В 2007/2008 учебном году в ПСТГУ впервые в истории учебных заведений Русской Православной Церкви начал работу социологический факультет. Начавшая формироваться в конце XIX – начале XX вв. православная традиция христианской социологии, связанная с именами о.Сергия Булгакова, о.Павла Флоренского и ряда религиозных философов того времени, сегодня формируется и как научная парадигма в социологии, и как область эмпирических социально-религиозных исследований. Факультет организован с целью подготовки специалистов для Русской Православной Церкви, государственных и муниципальных органов власти и управления, общественных организаций, а также для современного российского бизнеса.

Выпускники факультета информатики и прикладной математики получают диплом государственного образца по специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Полученная квалификация позволит выпускникам послужить Русской Православной Церкви в настоятельно необходимом деле оснащения ее епархиальных, образовательных, миссионерских структур современными информационными технологиями, а также найти интересную, престижную и высокооплачиваемую работу в научно-исследовательских, коммерческих, проектных организациях, административных структурах, образовании и на промышленных предприятиях.

Факультет дополнительного образования проводит обучение по программам профессиональной переподготовки, краткосрочного и среднесрочного повышения квалификации в области Теологии. Программы рассчитаны на людей, имеющих высшее и среднее специальное образование, и включают дисциплины только богословской направленности. Использование на факультете дистанционных технологий (обучение через Интернет) позволяет получить образование не только москвичам, но и жителям отдаленных областей России и зарубежья, а также людям, не имеющим возможности посещать занятия и экзамены по состоянию здоровья и другим причинам.

Шестнадцатилетние Университета отмечалось 18 ноября. Накануне вечером было совершено торжественное Всенощное бдение, которое возглавил Преосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский, викарий Московской епархии в сослужении ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева и клириков Университета. А в сам день праздника после Божественной Литургии, отслуженной архиерейским чином, в конференц-зале Первого гуманитарного корпуса МГУ состоялся торжественный годичный акт.

С преподавателями и студентами разделил торжество архиепископ Истринский Арсений. Им было зачитано поздравление святейшего патриарха Алексия II, в котором отмечалась огромная роль университета в воспитании и обучении православных специалистов в различных областях человеческой деятельности.

В праздничной речи отец ректор, протоиерей Владимир Воробьев, перечислил главные достижения университета за 16 лет, рассказал о роли церковно-исторических исследований вуза в сближении и соединении Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Патриархатом, об изучении и прославлении подвига новомучеников и исповедников Российских. Большое значение, по словам ректора, имеет работа ПСТГУ по легализации религиозного образования в российском образовательном пространстве, введение кафедр Теологии в светских вузах.

Далее каждый из 11 факультетов представил презентацию с рассказом о своей деятельности. Факультеты Богословский и Церковного пения дополнили свой отчет хоровым выступлением, что придало празднику особую красоту и торжественность.

Зал был заполнен студентами, выпускниками и преподавателями, атмосфера была теплой и радостной.

За час до начала торжественного собрания открылась выставка работ Факультета церковных художеств. Здесь было представлено монументальное искусство, лицевое церковное шитье, работы кафедры реставрации и ранее не выставлявшиеся работы молодых иконописцев.

Как студентка ПСТГУ могу сказать, что сам процесс обучения в таком необычном, на первый взгляд, вузе мало чем отличается от занятий в светских университетах. Мы так же ходим в библиотеки, так же пишем контрольные и курсовые, сдаем экзамены, проходим практику, гуляем, отдыхаем вместе, устраиваем по мере сил свой досуг, только каждое дело несет отпечаток православной веры.

Ольга Руднева


Публикация: Храм свв. мучеников и старстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

УНИКАЛЬНОСТЬ ПСТГУ Обучаясь в ПСТГУ, у студентов появляется возможность одновременно развиваться в разных направлениях с учетом индивидуальных потребностей. С одной стороны, Университет предлагает на 9 факультетах 52 программы обучения в области гуманитарного образования по востребованным специальностям с выдачей дипломов государственного образца. С другой стороны, предлагаемые программы позволяют не просто получить актуальную специальность, но и расширить круг компетенций за счет изучения иностранных языков и получения нескольких профессий. СТАЖИРОВКИ В ВЕДУЩИХ ВУЗАХ ЕВРОПЫ ПСТГУ создает возможности для получения первого профессионального опыта в процессе прохождения стажировок и практик. Университет имеет партнерские связи с 12 ВУЗами в Европе и США, в которых студенты ПСТГУ могут проходить обучение и практику по программам обмена. Таким образом, каждый студент может выстроить индивидуальную траекторию развития, которая может включать в себя получение сразу несколько специальностей, хорошую языковую и богословскую подготовку. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Качество образования является важным критерием оценки деятельности ПСТГУ, которое достигается за счет научной деятельности университета, собственных методик, высокого уровня квалификации преподавателей и известных приглашенных специалистов. Преподаватели ПСТГУ являются экспертами высокого уровня в своих областях, часто выступают на российских и международных научных конференциях, а также с лекциями в других ВУЗах. В стенах университета также проходят обучение и стажировку студенты из стран Европы и США. ПСТГУ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Желающим посвятить себя научной деятельности университет предоставляет возможность продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре, публикации работ в изданиях ПСТГУ, работы в научных центрах, участия в конференциях. СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В университете налажена активная и разнообразная студенческая жизнь, он является местом проведения многочисленных научных и культурных мероприятий. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПСТГУ Хорошая материально-техническая база университета позволяет использовать в процессе обучения современные технологии. Также студенты могут пользоваться библиотеками, электронными ресурсами, столовыми и даже студией коворкинга для подготовки к занятиям и отдыха. Для иногородних студентов предоставляется общежитие. НАЛИЧИЕ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ И ОБЩЕЖИТИЯ В 2018 г. университет предлагает абитуриентам 375 «бюджетных» мест, часть из которых финансируется из государственного бюджета , часть - из собственных средств, а также 392 места на платной основе. На время обучения в ПСТГУ юношам призывного возраста предоставляется отсрочка от армии. Учеба в ПСТГУ требует от студентов целеустремленности, работоспособности и желания учиться. Только в этом случае все те возможности, которые предоставляет университет, позволят получить хорошую базу и преимущества, необходимые при дальнейшем трудоустройстве. ПСТГУ ждет своих студентов!

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

ПСТГУ, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, ПСТБИ

ПСТГУ, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, ПСТБИ , официальное название: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» (Москва, ) - высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, созданное последователями о. Всеволода Шпиллера . Центр модернистской ортодоксии.

история

богословско-катехизаторские курсы

Идея создания православного ВУЗа, где в отличие от семинарий и академий могли бы обучаться все желающие, а не только лица, готовящиеся к принятию сана, сформировалась в 1980-е годы в среде учеников и духовных чад протоиерея Всеволода Шпиллера . В конце 1980-х годов они организовали несколько лекториев, имевших духовно-просветительские и миссионерские цели . Как вспоминал протоиерей Владимир Воробьев , «сначала собирались в кинотеатрах. Как только вешали объявление, кинотеатры набивались битком. Люди слушали лекции с жадностью, задавали вопросы - это было живое, интенсивное общение. Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ на Комсомольской площади, и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли ещё несколько священников, в том числе, отца Глеба Каледу , который тогда еще скрывал свое священство, и приходил просто как профессор, доктор наук. Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный. Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы - люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование» .

Когда Устав курсов наконец был утвержден, Патриарх Алексий II благословил их открытие .

В первый Учебный совет курсов вошли протоиереи Валентин Асмус, Владимир Воробьев , Глеб Каледа, Николай Соколов, Сергий Романов, Александр Салтыков, Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов , профессора Емельянов, Николай Емельянов, Андрей Ефимов. Ректором курсов был избран профессор протоиерей Глеб Каледа , усилиями которого для Курсов были выделены помещения в МВТУ им. Баумана. Первое занятие курсов прошло 6 февраля 1991 года .

29 мая 1991 года на заседании Учебного совета Богословско-катехизаторских курсов тайным голосованием был избран новый ректор - протоиерей Владимир Воробьев .

Курсы вначале имели 6 преподавателей, секретаря и 300 слушателей; в основном это были духовные чада отцов-организаторов, но были и учащиеся, пришедшие по объявлению. В каждой группе числилось около 50 слушателей, реально на занятиях присутствовало до 40 человек. Учебников не было, приходилось пользоваться конспектами лекций. К концу учебного года на курсах осталась половина слушателей. Осенью 1991 года был объявлен второй набор .

Православный Свято-Тихоновский богословский институт

Осенью того же года по ходатайству Ученого совета Богословскому институту было присвоено имя Патриарха Тихона, таким образом ВУЗ получил название «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» . Актовым днем института стал день избрания святителя Тихона на Патриарший престол - 5/18 ноября . К тому времени сформировалось два факультета: богословский и миссионерский

По словам ректора протоиерея Владимира Воробьева: «Со временем поток взрослых людей, которые поступали на вечернее отделение богословского факультета, сократился, но к нам стали стремиться выпускники школ. Из них далеко не все шли с намерением стать священниками, но было много таких, которые хотели получить именно православное образование по гуманитарной специальности. <…> В советское время вся гуманитарная наука была лишена своих религиозных и культурных корней и „пересажена“ на атеистическую почву, что, конечно, искалечило ее» . В связи с этим был создан педагогический факультет, на котором были отделения истории и филологии .

Материальную поддержку ПСТГУ оказывал экуменический Круглый стол по религиозному образованию и диаконии .

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

С течением времени, в силу ограничений, накладываемых законом об образовании на негосударственные образовательные учреждения, каковым является с года ПСТГУ, назрела необходимость вынести подготовку священнослужителей в отдельное учебное заведение, не отделяя его по существу от образовательного процесса и жизни богословского факультета ПСТГУ. В году было создано Богословское отделение как «православная религиозная организация - учреждение профессионального религиозного образования» , которое в году было переименовано в Православный Свято-Тихоновский богословский институт .

Официальный сайт ПСТГУ отмечает «накопленный в ПСТГУ многолетний опыт прикладных разработок в области информационных технологий, связанных с ведением широко известной базы данных „За Христа пострадавшие” и базы данных „Иконография церковного искусства“» .

филиалы

Помимо кампусов в Москве создавались «пункты дистанционного обучения» или филиалы для того чтобы жители разных городов России и СНГ могли учиться заочно, не приезжая в Москву. Зачетные и экзаменационные сессии проводились на местах приезжающими преподавателями ПСТГУ. Всего таких филиалов было 18. Но впоследствии Министерство образования потребовало закрыть филиалы. Как отмечал протоиерей Владимир Воробьев: «Благодаря этим филиалам удалось в те годы, когда вдали от столиц не было никаких православных кадров, подготовить на местах преподавательский и административный состав. Среди выпускников наших филиалов не только священники, но и очень много работников различных епархиальных отделов, преподавателей местных семинарий и духовных училищ, кафедр теологии в государственных вузах. Таким образом, филиалы кардинально помогали в решении самых неотложных кадровых задач того времени» .

Вместо филиалов на факультете дополнительного образования было открыто интернет-образование .

ПСТГУ является одним из организаторов Епархиальных миссионерских курсов г. Москвы .

преподаватели

выпускники

издательство ПСТГУ

Основано в году. Руководитель: Валентин Купряшкин.

В издательстве выходили сочинения следующих авторов:

О вузе

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет был основан в 1992 году. Он был создан Святейшим Патриархом Москвы Алексием II, который совместно с Ученым советом назначил ректором ПСТГУ Владимира Воробьева, благополучно работающего в университете и по сей день.

Формы обучения в ПСТГУ

Православный университет работает в сфере высшего образования уже 20 лет, и все это время он ориентируется на высочайшее качество образования и его доступность. Поэтому все студенты дневного отделения в ПСТГУ учатся совершенно бесплатно, но и стоимость вечернего или заочного образования тоже значительно уступает стоимости в других университетах – всего 18000 рублей в год.

На территории университета действует 10 факультетов и 28 различных направлений и специальностей. В основе обучения на каждом из них лежит глубокое изучение иностранных языков – в ПГТСУ преподается 17 языков, среди которых есть как современные, так и древние. Большое внимание в вузе уделяется истории и философии. Но самое главное, этот университет предоставляет возможность каждому человеку, вне зависимости от его пола, а также материального и физического положения, стать полезным Церкви.

На данный момент в ПГТСУ учится более 2000 человек на дневных, вечерних и заочных формах обучения, а около 500 человек проходит профессиональную переподготовку по специальности «Теология».

У абитуриентов есть возможность учиться на подготовительном отделении, а также в Хоровом училище, где они смогут получить среднее профессиональное образование. В течение учебного года университет проводит олимпиаду «АКСИОС» по 11 различным предметам, призеры которой в дальнейшем имеют преимущества перед другими претендентами на поступление в ПСТГУ.

По окончанию университета со степенью бакалавра студент может продолжить обучение для получения степени магистра. А для людей, уже получивших образование в обычных мирских вузах, существует возможность получения второго высшего образования или прохождения курса по повышению квалификации.

Научная деятельность ПСТГУ

Студенты старших курсов ПСТГУ применяют знания, полученные на лекциях и семинарах, в научной деятельности вуза. Для них открыт отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви, где они еще более тщательно изучают историю, и на основании этого пишут диссертации. Также там действует информационный аналитический центр для факультета социальных наук, оснащенный современными компьютерами с выходом в интернет.

На различных факультетах проходят семинары по миссионерскому служению и проблемам богословия. На них студенты могут высказать свое мнение, как донести слово Божье до населения страны и как помочь нуждающимся. Также в ПСТГУ организовываются заседания Филаретовского семинара совместно с Троице-Сергиевой Лаврой, благодаря чему студенты, которые себя смогли там хорошо проявить, могут рассчитывать на дальнейшую работу в этой церкви.

Студенты, не желающие расставаться с вузом после его окончания, могут продолжить в нем работу в качестве аспиранта. В 2010 году здесь был открыт Диссертационный совет, куда входят лучшие специалисты не только ПСТГУ, но и различных факультетов МГУ и других ведущих университетов России.

Каждый год в университете проводится Международная Богословская конференция, на которой студенты вместе со своими преподавателями обсуждают проблемы богословия, а также философии, истории и педагогики.

Международные отношения ПСТГУ

Лучшие студенты вуза могут получить дополнительное образование, а также пройти стажировку и практику в лучших зарубежных университетах, благодаря тесному сотрудничеству ПСТГУ с:

  • Парижским Православным Свято-Сергиевским богословским институтом;
  • Берлинским университетом имени Гумбольдта;
  • Парижским Католическим университетом;
  • Грузинским Патриаршим университетом имени Андрея Первозванного;
  • Швейцарским университетом Фрибурга;
  • Свято-Владимирской духовной академией в США;
  • Итальянским Миланским католическим университетом.

Тесная связь вуза с университетами Австралии, Северной Америки, Ближнего Востока, Северной, Восточной и Западной Европы позволяет ПСТГУ совместно с ними проводить целый ряд различных научно-исследовательских и образовательных программ. И благодаря этому студенты университета получают бесплатное образование в Российском Православном университете такого же высокого качества, как получили бы его за рубежом.

Также студенты и преподаватели вуза часто ездят с миссионерской миссией в самые отдаленные уголки России, чтобы донести до каждого слово Божье. С начала работы университета было совершено 136 таких поездок по России и 2 поездки за рубеж – в Албанию и Таиланд.

Студенческая жизнь в ПСТГУ

Но жизнь студента не заканчивается на лекциях и семинарах. В 2010 году был открыт и освящен студенческий городок, в котором есть общежитие для иногородних студентов, столовая, библиотека с огромным множеством книг и часовня, где можно помолиться.

Также студенты с первого года обучения в ПСТГУ участвуют в литургии, устраивают красочные праздничные спектакли, в которых могут проявить свое актерское дарование, проводят концерты, где могут показать свои таланты, а также встречаются на территории вуза с известными богословами. К тому же на базе университета имеются спортивные секции, а команда по мини-футболу участвует в различных соревнованиях, часто занимая призовые места.

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отмечает 20-летие со дня основания. О том, как создавался вуз, вспоминает ректор – протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ

Люди жаждали слова о вере

Когда началась перестройка и пришла свобода, несколько московских священников – отец Димитрий Смирнов, отец Аркадий Шатов (ныне епископ Пантелеимон), отец Александр Салтыков, отец Валентин Асмус и я – стали проводить короткие лектории в разных местах Москвы. Сначала собирались в кинотеатрах. Как только вешали объявление, кинотеатры набивались битком. Люди слушали лекции с жадностью, задавали вопросы – это было живое, интенсивное общение.

Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ (Центральный Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади), и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли еще несколько священников, в том числе, отца Глеба Каледу, который тогда еще скрывал свое священство, и приходил просто как профессор, доктор наук.

Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный,. Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы – люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование.

В это время создавались православные братства, которые обычно инициировали священники и миряне. Высшая церковная власть в виду нестабильности политической обстановки не торопилась реагировать на новые возможности, которые щедро предлагало время. Видя эту нерешительность, миряне объединялись самостоятельно. Мы тоже создали братство Всемилостивого Спаса, которое и проводило лекции.

Патриархия решила создать Союз Православных братств, чтобы братское движение не уходило от Церкви.

В Союзе Православных братств организовали пятнадцать секторов – по направлениям деятельности. Всем предложили выбирать, в каком секторе кто будет работать. Мы, конечно, выбрали образовательный сектор. Решили открыть катехизаторские богословские курсы и избрать ректором этих курсов отца Глеба Каледу, для того, чтобы помочь ему легализовать свое священство. Отец Глеб был рукоположен тайно митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) еще в 1972 году, и митрополит Иоанн для безопасности на ставленнической грамоте не поставил дату. Когда позже отец Глеб принес эту грамоту в Патриархию, ее не приняли потому, что нет даты. Мы подумали, что ректорство поможет отцу Глебу в этой ситуации.

Отец Глеб Каледа стал ректором курсов. Он очень быстро нашел помещение, мы вместе сидели, составляли учебный план, распределяли лекции. В феврале 1991 года курсы начали действовать.

Вторым сектором, который стал активно действовать, стал сектор благотворительности. В те годы с Запада в Россию шел большой поток гуманитарной помощи, и ее нужно было распределять по разным приходам, монастырям, школам. Отец Иоанн Экономцев предложил Святейшему Патриарху Алексию создать два синодальных отдела: первый – по религиозному образованию и катехизации, второй – по благотворительности.

Наши курсы работали успешно, и отца Глеба взяли в новый синодальный отдел. Отец Иоанн попросил святейшего Патриарха об отце Глебе, и Патриарх принял его в клир, наша цель была достигнута.

Но весной этого же года отец Глеб, который, видимо, уже тогда болел, сказал, что ему трудно исполнять все свои обязанности: он был и ректором курсов, и возглавлял главный сектор синодального отдела, и был приходским священником с большой паствой. Ему было жалко оставлять курсы, но он просил заменить его на посту ректора. Тогда меня выбрали ректором курсов.

От курсов – к институту

Скоро стало ясно, что курсы надо превращать в институт. Об этом просили учащиеся, которым два года казались недостаточными, чтобы получить религиозное образование. Ученый совет курсов проголосовал «за», и в марте 1992 года мы зарегистрировали богословский институт, учредителями которого стали Патриарх Алексий и Священный Синод.

Осенью 1992-го у нас состоялась презентация богословского института. Было подписано совместное учредительное соглашение Патриархом Алексием и ректором МГУ В.А.Садовничим. Но Минюст сказал, что государственный университет не может выступать учредителем религиозного учебного заведения, даже вместе с Патриархией.

По ходатайству ученого совета, институту было присвоено имя святого Патриарха Тихона. Отец Глеб Каледа в первые годы вел курс научной апологетики, который он очень любил. Но силы его слабели, он перестал преподавать. А в 1994 году отца Глеба не стало.

Некоторые наши студенты ночевали на вокзалах

Студентами у нас стали учащиеся Катехизаторских курсов, которые перешли на второй и третий курсы нового института, а на первый мы набрали прихожан нашего храма (святителя Николая Мирликийского в Кузнецах) и других московских храмов. Поначалу были одни вечерники – из этих студентов потом вышло очень много хороших священников. У нас не хватало преподавателей, не было денег. Бывало: что способный студент учится на третьем курсе, а на первых двух – уже преподает. Студентами- преподавателями были будущие священники Олег Давыденков и Александр Прокопчук. Работать преподавателям приходилось почти или вовсе бесплатно.

Бывали случаи, когда студенты, приехавшие издалека, и не имевшие возможности устроится жить, ночевали на вокзалах, а утром приходили на лекции. Чтобы поддержать их существование, мы открыли благотворительную столовую. Комиссия, которая была организована ОВЦС, смогла получить грант Всемирного совета церквей, на который мы поставили столовую из нескольких вагончиков за алтарем Николо-Кузнецкого храма. Продукты мы брали из гуманитарной помощи – кормили студентов американским картофельным пюре, которое разводили в воде, или рисом без масла. Студенты даже за такую еду были благодарны.

Было трудно, но радостно! Было даже ликование: «у нас есть богословский институт, мы можем учиться, мы можем слушать образованных, культурных, православных людей, которые знают гораздо больше нас!». После долгого периода советской власти возможность получить богословское образование казалась чудом. То, что вместе можно идти в Церковь, вместе молиться, вместе совершать литургию и причащаться Святых Христовых Тайн, читать Евангелие, слушать лекции по православному богословию, по нашей церковной истории, было удивительно!

Последние лекции протоиерея Иоанна Мейендорфа

Однажды, весной 1992 года, во время воскресной всенощной, когда читали канон, к алтарю приходит сторож и говорит: «Вас вызывают к телефону. Какой-то священник Иоанн из Америки» (тогда еще не было мобильных телефонов). Я сразу понял, кто был этот священник Иоанн из Америки, и побежал в сторожку. Беру трубку и в телефоне слышу голос отца Иоанна Мейендорфа: «Отец Владимир, я в России! Чем могу быть вам полезен?» Это было еще одно чудо. Отца Иоанна долго не пускали в Россию. И вдруг он приезжает в тот момент, когда мы организовали первую нашу конференцию – «Чтения памяти протоиерея Всеволода Шпиллера», да еще предлагает нам свою помощь! Конечно, я его просил принять участие в наших чтениях. Он приехал и прочитал у нас несколько лекций.

Чтения проходили в храме святого Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, другого места у нас не было. Поставили прямо в храме стулья, приехал отец Иоанн, выступал, беседовал, отвечал на вопросы. Это было такое драгоценное общение! Отец Иоанн сказал, что хочет оставить пост ректора Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, приехать в Россию, и читать лекции в Московской Духовной Академии и в нашем институте, который только что открылся, перевести на русский язык свои книги, чтобы они стали доступны здесь.

Общение с отцом Иоанном Мейендорфом было таким прекрасным, теплым, замечательным – это трудно передать словами! В последний день пребывания его в Москве мы собрались у нас дома, приехали молодые священники, была незабываемая беседа с отцом Иоанном. Все было как-то особенно благодатно… Но вернувшись в Америку, он через два месяца скончался от скоротечного рака. Оказалось, что лекции, которые он прочитал у нас, были последними в его жизни…

Благодаря тому, что отец Иоанн проявил к нам такое внимание и участие, Патриарх Алексий тоже приехал к нам, тоже выступил у нас, и институт получил в глазах церковного народа определенное признание. А по образу наших Шпиллеровских чтений будущий отец Киприан (Ященко), работавший тогда в Отделе религиозного образования и катехизации, организовал Рождественские чтения.

Вы хотите составить конкуренцию духовным школам?

Сначала благословение Патриарха было получено заочно. Потом я пришел к Святейшему Патриарху, когда нужно было перерегистрировать устав в связи со сменой названия. Помню теплый разговор со Святейшим Патриархом, он с улыбкой спросил меня: ‘Вы что, хотите составить конкуренцию духовным школам?’ Я ответил ему, что здоровая конкуренция полезна и поможет развитию и духовных школ тоже.

Он согласился с этим и подписал наш устав.

Конкуренция – доброе дело, если в ней нет зависти. Братское сотрудничество должно быть. Если друг добивается успеха в каком-то деле, а ты смотришь на него и хочешь идти в ногу с ним, то все получится хорошо.

Московские духовные школы смотрели на нас, а мы на них. Мы решились устроить духовное образование по типу университетского, а в духовных школах было традиционное образование закрытого типа. У закрытого образования есть свои сильные и слабые стороны, так же как и у открытого.

20 лет

Думаю, что существование нашего института помогло реформе духовных школ.

В Свято-Тихоновском институте (тогда он еще не имел статуса университета) был разработан первый религиозный стандарт по Теологии. Затем удалось добиться его утверждения государством. Без этого стандарта лицензирование духовных школ и закон об их аккредитации, который принят недавно, бвли бв невозможны. Создание и утверждение государственного поликонфессионального стандарта по теологии – важная веха в развитии теологического образования в России. Причем в развитии именно конфессионального образования , а не атеистического или агностического. Наш университет, мне кажется, внес этим немалую лепту в преодоление ленинского декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

Законодательство России до сих пор еще не свободно от влияния советских законов. Согласно закону о свободе совести существует светское образование и религиозное образование. Религиозное образование по определению закона имеет целью подготовку священнослужителей, это – духовные школы. Все остальное образование – светское. Светское образование до сих пор у нас в стране в подавляющем большинстве школ в соответствии со стандартом (или раньше – государственными учебными программами) осуществляется на базе атеистического мировоззрения.

В законе об этом ничего не сказано, но фактически это так. Когда мы в министерстве образования сказали, что стандарт по теологии, утвержденный тогда министерством и написанный в контексте научного атеизма, нас абсолютно не устраивает, потому что это – пародия на теологию, нам сказали: «Напишите другой стандарт». Мы ответили: «Вы понимаете, что стандарт по теологии не может быть атеистическим, он может быть только конфессиональным»? Нам ответили, что конфессий в стране много, и предложили сделать один стандарт для всех религий. Естественно, мы сказали, что это невозможно, потому что невозможно объединить христианскую теологию и, например, магометанскую. Нам сказали: «Вы что, хотите сделать множество стандартов? Чтобы весь перечень стандартов заняли стандарты по теологии: католические, исламские, протестантские? Это невозможно!» Тогда мы предложили сделать единый поликонфессиональный стандарт, устроенный наподобие «пучка» стандартов, имеющих общее основание – блоки гуманитарные, экономические, социологические, естественнонаучные. А конфессиональные блоки каждая религия пишет для себя сама.

Это было сделано, но министерство утверждать стандарт не торопилось, говоря, что по конституции у нас образование имеет светский характер и этот стандарт якобы нарушает конституцию. Понадобилось несколько лет для того, чтобы доказать, что преподавание теологии и вообще образование на базе религиозного мировоззрения, может быть светским, что «светский» – это совсем не обязательно – «атеистический». Это потребовало много сил и времени, но труды увенчались успехом.

В результате этой победы религиозное образование стало очень быстро развиваться. На сегодняшний день в России действует уже около пятидесяти теологических кафедр, причем больше половины из них открыты в государственных университетах. Подавляющее большинство из них православные, есть и мусульманские, и иудейские.

Стандарт был первым легитимным актом, которым было узаконено сотрудничество Церкви и государства. Такое сотрудничество было и раньше в других областях, но законного обоснования для него не было. В стандарте было написано, что преподавателей вероучительных дисциплин следует привлекать по рекомендации Церкви. Значит, отныне школа не отделена от Церкви, потому что религиозное образование без Церкви невозможно.

Много и других новых начинаний было осуществлено за эти годы, «но, если говорить о них подробно», наша беседа еще не скоро закончится.

Записал Александр Филиппов

Фото Юлии Маковейчук, Михаила Моисеева и из архива ПСТГУ