Тема: бессоюзные сложные предложения. Курс: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, Дистанционный курс

Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится в первой части сложного предложения, а во второй части заключается пояснение, раскрытие содержания, указание на причину и т. д. (эта часть в смысловом отношении близка к придаточной части или к пояснительному предложению).

1. Двоеточие ставится, если вторая часть (одно или несколько предложений) раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова а именно): Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями (П.); Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (П.); Дубровский приставил фитиль, выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены (П.); В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Г.); Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Г.); Об одном прошу вас: стреляйте скорее (Л.); Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Л.); С ранней молодости Татьяну держали в чёрном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела (Т.); Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза (Т.); В продолжение утра и середины дня Оленин весь был погружён в арифметические расчёты: сколько он проехал вёрст, сколько остаётся до первой станции, сколько до первого города, до обеда, до чая, до Ставрополя и какую часть всей дороги составляет проеханное (Л.Т.); В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь; послышались чьи-то шаги; кто-то чихнул на сеновале (Гонч.); Во всём селе было только два порядочных домика: в одном помещалось волостное правление, в другом жил Цыбукин, епифанский мещанин (Ч.); Возбуждение старика прошло, и теперь сказывалось утомление: язык его заплетался, голова тряслась, глаза слезились (Кор.); Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль (Купр.); Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришв.); Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости (Пол.); Поведение Нагульнова все расценивали по-разному: одни одобряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали (Ш.).

2. Двоеточие ставится обязательно, если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и т. п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части: Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Гр.); Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (Гр.); Одно было несомненно: назад он не вернётся (Т.); Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму… (Л.Т.); Вопрос для Кутузова теперь состоял только в том: неужели это он допустил Наполеона в Москву (Л.Т.).

Примечание. Обычно различается пунктуация в бессоюзных сложных предложениях, в которых вторая часть раскрывает содержание местоименного слова одно, имеющегося в первой части (ставится двоеточие), и в простых предложениях, в которых слово одно разъясняется пояснительным членом предложения, а не целым предложением (ставится тире).

Ср.: Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Ч.). - В отношениях с посторонними он требовал одного - сохранения приличия (Герц.) (см. § 23, п. 1).

3. Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если в первой из них посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между частями можно вставить союз что ): С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения (П.); Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась (П.); Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Л.); Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагёз летит, развевая гриву (Л.); Ты сам заметил: день ото дня я вяну (Л.); Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает (Т.); Я говорю: не сдамся (Л.Т.); Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Ч.); Я понимаю: вам трудно сейчас сказать о целях, которые преследует литература (М.Г.); Евреинов так хорошо доказывал мне: университеты нуждаются именно в таких парнях, каков я (М.Г.), Утром, проснувшись, Гейзер почувствовал: закрыт правый глаз (Фед.); Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант (Ф.); Он верит: для его солдат и долгий путь вперёд короче короткого пути назад (Сим.); Люди знали: где-то, очень далеко от них, идёт война (Аж.); Фёдор понял: речь шла о связи (Фурм.); Он видел: вставала земля из пепла, непокорённая земля (Горб.); Алексей решил: довольно тянуть (Пол.).

Примечание. При отсутствии оттенка предупреждения в первой части предложения данного типа после нее вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала (Н.).

Если вторая часть - предложение неполное, то перед ней может ставиться тире: Я думал - волк (о постановке тире в подобных случаях см. также § 45, п. 7).

4. Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также выражения типа поднять глаза, поднять голову, предупреждающие о дальнейшем изложении; в этих случаях между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить слова и увидел (услышал, почувствовал), что и т. п.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (П.); Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка (Л.); Оборачиваюсь: Грушницкий! (Л.); Обломов оглянулся: перед ним наяву… стоял настоящий, действительный Штольц (Гонч.); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь (Т.); Я проснулся: заря уже занималась (Т.); Я поднял голову: перед огнём, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха (Т.); Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда (Ч.); Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Ч.); Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды (М.Г.); Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (Сер.); Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода (Пан.); Я постоял, прислушался к звукам: поезд.

В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения: Посмотрел на прорубь - вода дремала (Шишк.) (ср.: …а там вода дремала ); Он выглянул из комнаты - ни одного огонька в окнах (Пан.) (ср.: …но ни одного огонька в окнах); Поворачиваюсь - человек в немецкой каске (Медв.) (ср.: .. а там человек в немецкой каске ). См. § 72, п. 3.

5. Двоеточие ставится перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения (см. § 2, п. 5): Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20- 30 лет? (Доброл.); Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Ч.); До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула ? (Фурм.); Я прошёл к калитке по мокрой траве, испытывая тревогу: кто же рассмотрит первый трактор в таком непроглядном тумане? (Перв.) Ср.: Может быть, природа подсказывает нам: пользуйтесь красотой, принимайте её (Гран.) - своеобразный эквивалент прямой речи.

6. Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если вторая часть указывает основание или причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить причинные союзы потому что, так как, поскольку и т. п.): Однако пора вставать: уже без четверти шесть (П.); Печален я: со мною друга нет (П.); Он покраснел: ему было стыдно убить чело века безоружного (Л.); Не таю, мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал (Л.); Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами (Л.); К сукнам, холстам и домашним материям страшно было при тронуться: они обращались в пыль (Г.); Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр (Гонч.); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (Т.); Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (Т.); Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шутить не любил (Т.); Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Т.); И Жилин приуныл: видит - дело плохо (Л.Т.); Только у мельницы злится река: нет ей простора, неволя горька (Н.); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (Ч.); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (М.Г.); Хвалили землю: добрая; бранили климат: неровен, сух (Кож.); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку (М); Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Ф.); Окна в бараке то освещались, то гасли: кто-то чиркал спички (Ф.); Серёжка помолчал: он не любил словесных клятв и заверений (Ф.); Степан боялся подойти к берегу: скользко (Шишк.); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических мучений (Н.О.); Сабуров нервничал: ему хотелось увести Проценко куда-нибудь вниз (Сим.); Я вообще отношусь отрицательно ко всяким инсценировкам: удачи тут бывают редко (Ов.).

Примечание. При отсутствии предупредительной интонации двоеточие в этих случаях не ставится: Сейчас не поедешь, жарко (Ч.).

7. Особый случай постановки двоеточия находим в газетных заголовках типа: Космос: летать или нет; Бажов: читатель и книголюб. (См. раздел 16.)

8. Изредка в бессоюзном сложном предложении, состоящем из трех частей, встречается постановка двух двоеточий (на разных основаниях или с одним и тем же основанием): Ну, да это само собой разумеется: душа не яблоко: её не разделишь (Т.); Вы всё приставали ко мне: выучи-де нас музыке и французскому диалекту: вот вам и француз, и на фортепъянах играет (Т.); Её страсть к чистоте доводила её до самозабвения: она могла целый день чистить, убирать, мыть, стирать пыль и уряжать избу неожиданно искусно: то, бывало, развесит полотенца с выкладью на косяках окон, то зимою над картинками и на зеркальце пристроит золотые веночки из соломы, а летом - пучки цветочков, которые походя соберёт на усадьбе (Гл.); Про весеннюю пору и говорить не надо: дружно цветёт черёмуха, белым-бело, слегка закружится голова, и растеряешься на мгновение: как же так? (Сол.); Однако это меня не утешило нисколько: мысль, раз она пришла в голову, далеко не уйдёт и, когда надо, непременно вернётся, а глухарь улетел, и лицо этого дня, который таким никогда не вернётся, определилось: я прозевал глухаря (Пришв.); А в келье было уже не так темно, как в первую минуту, когда погасла коптилка и сломалась спичка: смутно стали видны контуры лежанки, подушки на кровати и кадка с водой: то полукруглые окошки, чудесно посветлев, лили в келью снежный, лунный, грустный свет глубокой зимы (Берг.).

Обычно в этих случаях, чтобы избежать скопления двоеточий в предложении, одно из них заменяют знаком тире: «Массы читателей» не существует, даже если книга выходит массовым тиражом: читатели читают по-разному - бывают книги, в которых одно доступно всем, другое только некоторым (Эр.); Есть в этой книге одна особенность - сразу чувствуешь, что она написана живописцем: читатель видит пейзажи, сцены, людей (Эр.); Командование уверенно поручало Воробьёву самые ответственные боевые дела: за короткий срок стало очевидным - этот лейтенант, кажущийся еще подростком, совсем недавно выпущенный из училища, стал волевым, находчивым и, главное, достаточно опытным командиром; Я слушал его внимательно: помню старое правило - лучше всё выслушать до конца, а потом только ставить вопросы или возражать.

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей главной части сложноподчиненного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 12 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении В бессоюзном сложном предложении используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие,

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между предикативными частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части близки между собой по смыслу: Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Бледные щёки впали, глаза сделались

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится в первой части сложного предложения,

Из книги автора

§ 45. Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится во второй части сложного предложения, а

Из книги автора

§ 46. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении Действующими правилами предусмотрено употребление запятой и тире в качестве единого знака препинания в трех случаях: 1) перед главной частью сложноподчиненного предложения, которому предшествует ряд однородных

Из книги автора

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и

Из книги автора

XXX. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении § 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали,

Из книги автора

§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов);

Из книги автора

§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: l) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить

Из книги автора

§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: 1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и), например:

Из книги автора

XXX. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ § 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щеки впали,

Из книги автора

§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щеки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов);

Из книги автора

§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и), например:

Из книги автора

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении § 127. Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая: Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал (Бун.); Темнело,

Из книги автора

в бессоюзном сложном предложении запятая между частями предложения при перечислении. § 127перед последней частью предложения с союзом и § 127, также § 25точка с запятоймежду распространенными частями предложения § 128между частями предложения, представляющими собой

1. Её глаза то широко раскрытые и светлые и радостные как день то полузастланные ресницами и глубокие и тёмные как ночь так и стояли перед его глазами (Тургенев). 2. Тургеневу как, может быть, никому другому из русских писателей подходит звание мастера (Рыленков). 3. Купфер как один из распорядителей с белым бантом на обшлаге фрака суетился и хлопотал изо всех сил (Тургенев). 4. Хваченная инеем густая листва была живописна: жёлтая, фиолетовая, рдяная как кровь она радовала глаз (Шишков). 5. Она и держится и движется как намагнитизированная как сомнамбула (Тургенев). 6. Он как человек «фатальный» должен был выкинуть какую-нибудь необыкновенную штуку (Тургенев). 7. Ни у одного из писателей не шумят и не переливаются на страницах такие праздничные моря как у Грина (Паустовский). 8. Бунина большинство знает главным образом как прозаика (Паустовский). 9. Она вся словно окаменела (Л. Толстой). 10. Его подвижное как у актёра лицо вновь стало весёлым (Шишков). 11. Мне навстречу чистые и ясные словно тоже обмытые утренней прохладой принеслись звуки колокола (Тургенев). 12. Иногда казалось, что вот-вот пойдёт дождь; но протянутая рука ничего не ощущала но глядя на рукав платья можно было заметить следы крохотных как мельчайший бисер капель (Тургенев). 13. Пульс как молоток, и руки холодные (Куприн). 14. Шёл мелкий жёсткий снег коловший лицо как иголками (Чехов). 15. Просто она ещё как ребёнок (Герасимов).

5.Найдите в предложениях обособленные или необособленные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (Арсеньев). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг поражённый ужасом закрыл глаза и свалился с лавки (М. Горький). 3. Охваченный злым отчаянием я видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами (М. Горький). 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (Н. Островский). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (Полевой). 6. Прошёл истопник похожий на негра и не затворил возле меня двери (Бунин). 7. Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов скачущих по двору его усадьбы (Бунин). 8. Павел вышел к ней в комнату и усталый присел на стул (Полевой). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек стоящих наверху и белую пену зеленоватых волн разрезаемых пароходом (Л. Толстой). 10. Тяжёлый никем не слыханный грохот потряс воздух (А.Н. Толстой). 11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу (Гоголь). 12. Испуганный шумом барсук бросился в сторону и исчез из виду (Арсеньев).



Литература:

Практическое занятие № 4

Пунктуация в сложном предложении. Пунктуация при прямой речи

1. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3. Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточными частями.

4. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т.п.

5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

6. Пунктуация при прямой речи:

1. Знаки препинания при прямой речи.

2. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору словаря или употребляемых в ироническом значении.

Упражнения

Выделите грамматические основы предложений. В каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких – части сложносочинённого предложения? Определите значение союза. Расставьте недостающие знаки препинания.



1. Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь (Песков). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить (Песков). 4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков). 5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла (Песков). 6. Я тогда не здесь а у бабушки жил (Песков). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин). 8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места (Пушкин). 9. Парнишка упал однако не был убит (Фадеев). 10. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (Л. Толстой). 11. Пусть он перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда (Чехов). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (Есенин).

Выделите грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. Установите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.

1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу спицы выпирают пучком перекушенных колышек тележка со стуком падает набок кипы газет вываливаются (Пастернак). 2. Ждём Матрёшку час другой нет её (Тынянов). 3. Шмахин взглянул на часы было только без десяти семь (Чехов). 4. Не хочешь отвечать я скажу (Н. Островский). 5. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить (Тютчев). 6. Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася (Никитина). 7. Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой хотел кричать язык беззвучен и недвижен стал (Лермонтов). 8. Сделаешься слишком умным пожалуй жить не захочется сделаешься богаче всех людей будут завидовать лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) (Тургенев). 9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного (Лермонтов). 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов). 11. Белое одеяло сброшено на пол дом пуст Вера Никандровна одна (Федин). 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их (М. Горький). 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Гоголь). 14. Вот вам мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Лермонтов). 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги кто-то чихнул на сеновале (Гончаров). 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали (Шолохов). 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву (Лермонтов). 18. Я говорю не сдамся (Л. Толстой). 19. Помню также она любила одеваться и прыскаться духами (Чехов). 20. Я тебе определённо скажу у тебя есть талант (Фадеев). 21. Фёдор понял речь шла о связи (Фурманов).

Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Назовите средства связи в сложноподчинённых предложениях. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Меня тянуло поискать нет ли пропавших денег здесь (Лесков). 2. Лишь только я удалился от берега в моей душе зародилось какое-то беспокойство (Лесков). 3. Они не желают знать о наших проделках ибо не желают быть о них спрошенными (Лесков). 4. Он уехал начисто так что после его отъезда в губернаторском доме не нашли даже некоторых паркетов (Лесков). 5. Не увлекайся до безрассудства дабы не ощущать в себе измены русским обычаям (Лесков). 6. Люди придумывали себе пороки лишь бы не прослыть пресными (А.Н. Толстой). 7. Она была до того избалована что не знала меры своим прихотям (Лесков). 8. По мере того как он приходил в волнение он начинал пыхтеть свистать кричать (Лесков). 9. У дяди всегда всё выходило так хорошо и выспренно как будто он Аксакову в газету передовицу писал (Лесков). 10. Он пошёл легко словно только из милости касался земли (Лесков). 11. Перед вечером она оправилась настолько что позвала Надю (Распутин). 12. Это обещание удержало Настёну от поездки в Новосибирск хоть поначалу она и собралась к мужу (Распутин). 13. Но в то время к которому относятся мои воспоминания в числе современников Трубецкого было несколько таких губернаторов (Лесков). 14. Всё что можно было сделать уже сделано (Солоухин). 15. Разумихин был ещё тем замечателен что никакие неудачи его никогда не смущали (Достоевский). 16. Произошло то что обычно бывает с ребёнком (Липягин). 17. В общей суматохе все мечутся и принимают за важнейшее то что вовсе и не важно (Лесков). 18. Из всех моих сверстников ни один не переживал таких страшных ощущений какими я мог похвастаться (Лесков). 19. Неужели он опять будет таким каким был когда-то? (Лесков). 20. Не до такой степени я глуп чтобы не разобраться в этом (Федин).

Литература:

1. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуационных правил. М. 1972.

2. Блинов Г.И. Об оценке пунктуационной грамотности // Рус. яз. в школе. 1973. № 6.

3. Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М., 1970.

4. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. М., 1979.

5. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1983.

6. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М., 1996.

7. Гостеева С.А. О взаимоотношениях интонации и пунктуации // Рус. яз. в школе. 1974. № 4.

8. Гостеева С.А. Современная русская пунктуация: Пособие для практических занятий. Воронеж, 1995.

9. Иванова В.Ф. История и принципы русской пунктуации. Л., 1962.

10. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.

11. Ломизов А.Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. М., 1975.

12. Наумович А.Н. Современная русская пунктуация: Практикум. Минск, 1988.

13. Пешковский А.М. Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания. М., 1959.

Практическое занятие № 5

Теоретическая часть

Подготовить ответы на вопросы:

1. Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП) как единице языка. Структурно-семантические признаки БСП.

2. Виды бессоюзных сложных предложений:

1) бессоюзные сложные предложения однородного состава (с однотипными частями):

1.1. бессоюзные сложные предложения со значением перечисления;

1.2. бессоюзные сложные предложения со значением сопоставления или противопоставления;

2) бессоюзные сложные предложения неоднородного состава (с разнотипными частями):

2.1. бессоюзные сложные предложения со значением обусловленности;

2.2.бессоюзные сложные предложения с пояснительным значением.

1. Белошапкова В.А. и др. Современный русский язык. Учеб. пособ. для филолог. спец. ун-в.–М.: Просвещение, 1989. –800с.

2. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1987. –480 с.

3. Виноградов В.В. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1986. –640 с.

4. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. –Ч.1. – М.:МГУ,1962. – 344с.; Ч.2.–638с.

5. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. –М.: Русский язык, 1976. –232 с.

6. Дудников А.В. Современный русский язык. – М.: Высш. школа, 1990. –424с.

7. Касаткин Л.Л. и др. Русский язык. Учеб. для студ. пед. ин-тов. –Ч.2. –М.: Просвещение, 1989. –287с.

8. Лекант П.А. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1982. –400с.

9. Современный русский язык. Учеб. для вузов/Под ред.Д.Э.Розенталя.–М.: Высш. школа, 1984. –736 с.

10. Шапиро А.Б. Современный русский язык. –М.: Просвещение, 1966. –156с.

Практическая часть

1.Прочитайте предложения, определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Облака в синеве белым стадом плывут журавли в облаках перекличку ведут (И.Никитин ). Всё кругом цвело жужжало и пело праздничное светлое чувство охватывало душу (И.Тургенев ). На дворе в морозном пару краснело солнце в доме было тепло (И.Бунин ). Птиц не было слышно они не любят больших лесов (И.Тургенев ). Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивалось солнце (К.Паустовский ). Пруды тянулись один за другим на несколько вёрст сплошные леса темнели за ними (И.Тургенев ). Не разбойный пересвист снаряда песня соловья над головой (Н.Грибачёв ). Гудели машины ржали кони кованые сапоги стучали по асфальту развевались плащ-палатки (Э.Казакевич ). День уже клонился к вечеру тени становились длиннее в низинах оврагах и ущельях повеяло прохладным ветерком (М.Ауэзов ). Не старость была виною сила одолела силу (М. Горький ). Было раннее утро солнце ещё не всходило (А. Чехов ). На солнце можно было смотреть невооружённым глазом вокруг него появилась жёлтая корона (В.Арсеньев ). Ласковей машет вершинами лес солнце приветливей смотрит с небес (Н.Некрасов ).

2. Выделите грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. Установите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.

1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу спицы выпирают пучком перекушенных колышек тележка со стуком падает набок кипы газет вываливаются 2. Ждём Матрёшку час другой нет её. 3. Шмахин взглянул на часы было только без десяти семь. 4. Не хочешь отвечать я скажу. 5. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить. 6. Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася. 7. Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой хотел кричать язык беззвучен и недвижен стал. 8. Сделаешься слишком умным пожалуй жить не захочется сделаешься богаче всех людей будут завидовать лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко). 9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного. 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну. 11. Белое одеяло сброшено на пол дом пуст Вера Никандровна одна. 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их. 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер. 14. Вот вам мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения. 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги кто-то чихнул на сеновале. 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали. 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву. 18. Я говорю не сдамся. 19. Помню также она любила одеваться и прыскаться духами. 20. Я тебе определённо скажу у тебя есть талант. 21. Фёдор понял речь шла о связи. 22. Алексей решил довольно тянуть. 23. Сорока поднял голову вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 24. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 25. Я проснулся заря уже занималась. 26. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. 27. Он даже испугался так было темно тесно и нечисто. 28. Окна в бараке то освещались то гасли кто-то чиркал спички. 29. Прошла неделя другая вдруг въез- жает ко мне во двор коляска. 30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу зарежет за копейку зарежет. 31. Не успело солнце пригреть загудело всё небо. 32. Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. 33. Смелые побеждают трусливые погибают. 34. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто будто идёт во двор и шмыгнул в огород. 35. Победим каменный дом построишь. 36. Пройдёт молодец приосанится пройдёт девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку. 37. Пропади ты совсем плакать о тебе мы не будем. 38. Посмотрит рублём одарит. 39. Он всегда любил поболтать это было мне отлично известно. 40. Они расстанутся они уже расстались эта мысль ошеломила обоих.

3.Конструирование предложений. Соедините половинки предложений. Поясните знаки препинания.

1.Любишь кататься

2.Добрый человек оставляет добрую память

3. Слой облаков был очень тонок

4.Служить бы рад

5. Пробовал бежать

А. сквозь него просвечивало солнце.

Б. люби и саночки возить

В. прислуживаться тошно

Г. ноги от страха не двигались.

Д. злой человек будет быстро забыт

4. Прочитайте пословицы. Какие синтаксические отношения выражены в данных сложных бессоюзных предложениях? Сгруппируйте предложения по смысловым отношениям их частей и запишите, расставляя знаки препинания.

1. Май холодный год хлебородный. 2. Ветры горы разрушают слово народы подымает. 3. Август варит сентябрь к столу подает. 4. Сам земле не поклонишься она к тебе не придет. 5. С лодырем поведёшься горя наберешься. 6. Не копай другому яму сам в неё попадешь. 7. Не сушит человека работа сушит забота. 8. Есть терпенье будет и уменье. 9. Июль сладкоежка щедр на душистые ягоды. 10. Ноябрь пригвоздит декабрь намостит. 11. Увидел грача весну встречай. 12. Авоська веревку вьёт небоська петлю затягивает. 13. Август густарь разносол всего вдоволь. 14. Дом без углов не строится без пословицы речь не молвится. 15. Учись доброму худое на ум не придет. 16. Натаскала белка орехов в дупло будет ей в зиму тепло. 17. На что вороне большие хоромы знай ворона своё гнездо. 18. Хочешь поймать рыбу не взбирайся на дерево. 19. Осень хвастлива зима справедлива. 20. Больше хлеба на полях больше хлеба в закромах. 21. Зимой снег глубокий летом хлеб высокий. 22. Держись за дубок дубок в землю глубок. 23. Глаза без души слепы уши без сердца глухи. 24. Жизнь не камень на одном месте не лежит а вперёд бежит. 25. Не был на чужбине не оценишь сполна свою страну. 26. Старший начинает младший продолжает. 27. Есть совесть есть и стыд. 28. Сорвался вмиг и улетел гусиный стан теперь кулик среди болот велик султан. 29. Не делай зла не будешь в вечном страхе.

5. Отгадайте загадки. Определите смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений. Каких знаков препинания они требуют? Начертите схемы бессоюзных сложных предложений с указанием значения частей, напишите проверочные союзы.

1.Посмотри в окошко идет тоненький Антошка. 2. Потяну за веревку встанет гора. 3. Моря есть плавать нельзя, дороги есть ехать нельзя, Земля есть пахать нельзя. Что это? 4. Дашь попить станет говорить. 5. Голова большая шея тонкая. 6. Конь бежит земля дрожит. 7. Один лежит другой бежит третий кланяется. 8. Это зелье ты не тронь жжется больно, как огонь. 9.В одной комнатушке соседи живут одни все кусают другие жуют. 10. Недотрога от порога никуда не отойдет гость его заденет пальцем он хозяина зовет.

(Для справок: звонок; зубы; дождь; дорога; крапива; верблюд; гром; географическая карта; лыжи; чернила, перо; год, месяцы, дни, ночи; кочан капусты.)

6. Прочитайте. Определите границы простых частей в составе данных сложных бессоюзных предложений и укажите их количество. Чем осложнены части данных сложных предложений?

I. 1. Зелёные дорожки в лесу все будто курятся туман везде поднимается вода пузырьками садится на листья на хвоинки елок на паутинные сети на телеграфную про волоку (М. Пришвин ). 2. По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черемуха (М. Пришвин ). 3. Сосна была высокой прямой на тёмно-зелёной коре литого ствола ни одного сучка и ни единого шрама от сучка (В.Бочарников ). 4. Дождь почти перестал ветер стал менее влажным зато пронизывал холодом (Ж. Верн ). 5. Туман клубится над водой восток алеет и бросает розоватый отблеск на реку (М. Твен ).

II. 1. В судьбе нет случайностей человек скорее создает нежели встречает свою судьбу (Л.Толстой ). 2. Благородные живут в согласии с другими людьми но не следуют за ними низкие следуют за другими людьми но не живут с ними в согласии (Конфуций ). 3. Самое короткое выражение смысла жизни такое мир движется совершенствуется задача человека участвовать в этом движении и подчиняться и содействовать ему (Л . Толстой ). 4. Ругают осуждают радуйся хвалят одобряют бойся огорчайся (Л.Толстой ). 5. Через слово человек общается мыслью через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего но и будущего (Л.Толстой ). 6. Патриотизм не должен ослеплять нас любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка а не слепая страсть (Н. Карамзин ). 7. Долог путь наставлений краток и убедителен путь примеров (Сенека ).

7. Запишите сначала сложные бессоюзные предложения, в составе которых две простые части, затем - сложные предложения, в составе которых более двух простых частей. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, Начертите схемы сложных бессоюзных предложений, в которых сочетаются разные значения между частями.

I. 1. Поверьте мне я чист душою (Н. Рубцов ). 2. После грозы вдруг стало очень холодно начался сильный северный ветер (М. Пришвин ). 3. Уж верба вся пушистая раскинулась кругом опять весна душистая повеяла Крылом (Л Фет ). 4. Оглядываюсь с гордостью назад прекрасно родовое древо наше! (С.Викулов ). 5. Солнце садится в тучи дым припадает к земле облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями всё это приметы дождя (К. Паустовский ). 6. Было серое ноябрьское утро моросил дождь. 7. Весной весь мир преображается на деревьях распускаются зелёные листочки нарядные цветы украшают землю.

П. 1. Благородный человек предъявляет требования к себе низкий человек предъявляет требования к другим (Конфуций ). 2. Будьте внимательны к своим мыслям они начало поступков (Лао-Цзы ). 3. Скромный человек может добиться всего горделивый всё потерять скромность всегда имеет дело с великодушием гордыня с завистью (А . Ривароль ). 4. Жизнь получает своё богатство от мира цену ей даёт любовь (Р. Тагор ). 5. Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства голова должна воспитывать сердце (Ф. Шиллер ). 6. При соединении и малое растёт при раздоре и величайшее распадается (Саллюстий ). 7. Гордость лишена лучшего из пороков она не способна скрываться (Ф. Бэкон ). 8. Секрет успеха в обществе прост нужна известная сердечность нужно расположение к другим (Р. Эмерсон ). 9. Человеческое сердце не знает пределов человеческий ум ограничен (А.Ривароль ). 10. У человека нет выбора он должен оставаться человеком (Польская мудрость ). 11. Недостаточно иметь заслуги надо уметь людям понравиться (Ф . Честерфилд ). 12. Возвышенные натуры творят добро низшие натуры принимают его (Аристотель ).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 (2 часа)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Бессоюзные сложные предложения

Повторим пунктуацию в простом предложении Прямо и направо широко раскинулось родное приволье петли реки озера луга нивы и села. Еще дальше и вода и берег и туча все сливалось в непроницаемый мрак. Все кругом зеленая трава на улице шумящая от ветра листва на деревьях солнце над головой – выглядело несказанно радостным и привлекательным.

Двоеточие в БСП (наблюдение) Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. Печален я: со мною друга нет. Я чувствую: вся кровь моя в лицо мне кинулась. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

Двоеточие в БСП Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. Я не мог заснуть, потому что передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

Вывод: Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.

Двоеточие в БСП Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагёз летит, развевая гриву. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу, что мой Карагёз летит, развевая гриву.

Вывод: Второе предложение дополняет первое.

Двоеточие в БСП Я проснулся: заря уже занималась. Я проснулся и увидел, что заря уже занималась.

Вывод: Иногда в первом предложении опускаются слова и увидел, и услышал, и почувствовал и т.д.

Двоеточие в БСП Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. а именно

Вывод: Второе предложение раскрывает содержание первого.

Двоеточие в БСП (расставить знаки препинания) Он чувствовал себя нехорошо тело было слабо в глазах ощущалась тупая боль. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.

Тире в БСП (наблюдение) Игнат спустил курок – ружье дало осечку. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. Наше жилье – нам и беречь. Победим – каменный дом построишь. На глаз поверишь – криво отмеришь. Посмотрит – рублем подарит.

Тире в БСП Шестнадцать лет служу – такого со мной не было. Ехал сюда – рожь начинала желтеть. Назвался груздём – полезай в кузов. За ночь все отдохнули – можно снова приниматься за прерванную работу. Шестнадцать лет служу, а такого со мной не было. Когда ехал сюда, то рожь начинала желтеть. Если назвался груздём, то полезай в кузов. За ночь все отдохнули, поэтому можно снова приниматься за прерванную работу.

Вывод: В предложениях указывается на быструю смену событий В предложении содержится противопоставление Первое предложение обозначает время или условие совершения действия. О котором говорится во втором предложении Второе предложение заключает в себе результат, вывод того, что говорится в первом То, о чем говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом

Тире в БСП (расставьте знаки препинания) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой сон сразу прошел. Ветер подул с гор будет дождь. Лето припасает зима поедает. Пашню пашут руками не машут.

Расставьте знаки препинания Грушницкий не вынес такого удара как все мальчики, он имеет претензию быть стариком. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки. Не хочешь ехать оставайся. Просился на Кавказ отказали. Настанет день примешься за работу. Во мне два человека один живет в полном смысле этого слова другой мыслит и судит его. Слышу я звенит синица средь желтеющих полей.

Расставьте знаки препинания Взгляни вокруг синеют цепи гор как великаны грозною толпой. Скоро все угомонились притихли птицы застыл воздух потух костер. Я напрягал зрение по-прежнему ничего кроме льдов и белого снега не видел.

Расставьте знаки препинания Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах. Не хочешь ехать оставайся. Я выглянул из кибитки все было мрак и вихрь. Ель хороша только при солнечном свете тогда ее обычная чернота просвечивается самой густой, самой сильной зеленью.



1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу, спицы выпирают пучком перекушенных колышек, тележка со стуком падает набок, кипы газет вываливаются (СБП; отношения перечисления).


2. Ждем матрёшку час, другой – нет её (СБП; отношения противопоставления, между частями можно вставить союз а).


3. Шмахин взглянул на часы: было только без десяти семь (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить «и увидел, что»).


4. Не хочешь отвечать /1 – я скажу /2 (СБП; состоит из двух частей; условные отношения; перед первой частью можно вставить союз если; поэтому ставится тире).


5. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить /1: у ней особенная стать /2 – в Россию можно только верить /3 (СБП; состоит из трёх частей. Между предложениями 1 и 2 – причинные отношения; между частями можно вставить союз потому что; поэтому ставится двоеточие. Между предложениями 2 и 3 – отношения следствия; между частями можно вставить наречие поэтому; поэтому ставится тире).


6. Зреет рожь – тебе заботушка: как бы градом не побилася, без дождей в жары не высохла, от дождей не положилася (СБС; 1 и 2 – отношения временные, перед первой частью можно вставить союз когда; 2 и 3 – отношения пояснения, перед третьей частью можно вставить а именно).


7. Хотел я встать /1 – передо мной всё закружилось с быстротой /2; хотел кричать /3 – язык беззвучен и недвижен стал /4 (СБП; состоит из четырёх частей. Между предложениями 1 и 2; 3 и 4 – отношения противительные; между частями можно вставить союз но; поэтому ставится тире. Между первой группой предложений (1 и 2) и второй группой предложений (3 и 4) – отношения перечисления; поскольку внутри каждой группы есть другие знаки, на границе этих групп, между предложениями 2 и 3, ставится точка с запятой).


8. Сделаешься слишком умным /1 – пожалуй, жить не захочется /2; сделаешься богаче всех людей /3 – будут завидовать /4: лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) /5 (СБП; 1 и 2, 3 и 4 – отношения условия; перед первой и третьей частями можно вставить союз если; между группой 1 и 2 и группой 3 и 4 – отношения перечисления; предложение 5 содержит вывод; можно вставить поэтому).


9. Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что).


10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю /1: лес кончился /2, несколько казаков выезжают из него на поляну /3 (СБП; 1 и 2 – отношения дополнительные, можно вставить «и вижу, что»; 2 и 3 – отношения перечисления).


11. Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст, Вера Никандровна одна (СБП; отношения перечисления).


12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (СПБ; отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу и второе предложение распространено, имеет свои запятые, то между частями ставится точка с запятой).


13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях /1: бревно на избах было темно и старо /2; многие крыши сквозили, как решето /3; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер /4 (СБП; 1 и 2 – отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно; 2, 3 и 4 – отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу, а третье и четвёртое предложения распространены и имеют свои запятые, то между частями ставится точка с запятой).


14. Вот вам мои условия: вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (СБП; отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно).


15. В доме мало-помалу нарушалась тишина /1: где-то скрипнула дверь /2; послышались чьи-то шаги /3; кто-то чихнул на сеновале /4 (СБП; 1 и 2 – отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно; 2, 3 и 4 – отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу, то между частями ставится точка с запятой).


16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному /1: одни одобряли /2, другие порицали /3, некоторые сдержанно помалкивали /4 (СБП; 1 и 2 – отношения пояснения, можно вставить слова а именно; 2, 3 и 4 – отношения перечисления).


17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагез летит, развевая гриву (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


18. Я говорю: не сдамся (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


19. Помню также: она любила одеваться и прыскаться духами (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


20. Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


21. Федор понял: речь шла о связи (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


22. Алексей решил: довольно тянуть (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


23. Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»).


24. Я поднял голову: перед огнём, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»).


25. Я проснулся: заря уже занималась (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»).


26. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что).


27. Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что).


28. Окна в бараке то освещались, то гасли: кто-то чиркал спички (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что).


29. Прошла неделя, другая – вдруг въезжает ко мне во двор коляска (СБП; второе предложение содержит неожиданное присоединение; между частями можно вставить союз и; есть слово вдруг).


30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу – зарежет, за копейку зарежет (СБП; второе предложение содержит неожиданное присоединение, неожиданный результат; между частями можно вставить слова «и тогда»).


31. Не успело солнце пригреть – загудело всё небо (СБП; второе предложение содержит указание на быструю смену событий; между частями можно вставить слова «и сразу»).


32. Я стал звать хозяина /1 – молчат /2; стучу /3 – молчат /4 (СБП; 1 и 2, 3 и4 – отношения противительные, между частями 1 и 2, 3 и 4 можно вставить союз а; между первой группой предложений (1 и 2) и второй группой предложений (3 и 4) – отношения перечисления; поскольку внутри каждой группы есть другие знаки препинания, на границе этих групп, между предложениями 2 и 3, ставится точка с запятой).


33. Смелые побеждают – трусливые погибают (СБП; отношения противительные, между частями можно вставить союз а).


34. Не было никакой возможности уйти незаметно /1 – он вышел открыто2, будто идёт во двор /3, и шмыгнул в огород /2 (1 и 2 – СБП; второе предложение содержит следствие, результат, вывод; между частями можно вставить наречие поэтому. Внутри второго предложения находится придаточное с союзом будто, которое с двух сторон выделяется запятыми).


35. Победим – каменный дом построишь (отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если).


36. Пройдёт молодец /1 – приосанится /2, пройдёт девица /3 – пригорюнится /4, а пройдут гусляры /5 – споют песенку /6 (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 – СБП, отношения условные, перед частями 1, 3, 5 можно вставить союз если; группы 1 и 2, 3 и 4 между собой связаны отношениями перечисления; группа 5 и 6 связаны с группой 3 и 4 противительным союзом а – ССП).


37. Пропади ты совсем – плакать о тебе мы не будем (СБП, отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если).


38. Посмотрит – рублём подарит (СБП; отношения сравнительные, между частями можно вставить союз словно).


39. Он всегда любил поболтать – это было мне отлично известно (СБП; второе предложение имеет значение присоединения, содержит местоимение это).


40. Они расстанутся /1, они уже расстались /2 – эта мысль ошеломила обоих (СБП; 1 и 2 – отношения перечисления; предложение 3 имеет значение присоединения и содержит местоимение эта).