Тема по самообразованию в средней. Самообразование педагога доу по фгос

Самообразование воспитателей ДОУ

В этом списке обязательно должны быть руководитель и старший воспитатель детского сада. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия. Организуются выставки "В помощь занимающимся самообразованием", "Это интересно знать", "Новинки" и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.
Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
участие в работе научно-практических конференций, семинаров;
ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.
Несколько советов занимающимся самообразованием
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
В нашем детском саду следующие темы по самообразованию в период с 2015 г. по 2020 г. с учетом выбора приоритетного направления деятельности - позновательно-речевого.

Скачать Оформление папки воспитателя

Как выбрать тему по самообразованию воспитателя по ФГОС?

Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.

Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.

В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.

Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.

После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.

Здесь отлично подойдёт технология SMART, по которой цели должны быть:

  • S (specific) - конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
  • M (measurable) - измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
  • A (achievable) - достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
  • R (realistic) - актуальными, соответствующими реалиям современного мира. Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
  • T (Time- related) - ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.

Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.

Построение плана самообразования воспитателя

Составить план и действовать по нему - значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.

План по сообразованию воспитателя в ДОУ:

  1. Постановка цели и определение задач.
  2. Выбор темы.
  3. Учебная деятельность - изучение методической литературы по выбранной теме.
  4. Практическая деятельность - подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
  5. Подведение итогов - заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.

Как выбрать тему для самообразования?

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС - профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.

Перед выбором темы рекомендуется ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт - выявить сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, осознать, чему стоит уделить больше внимания.

При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОС дошкольного образования:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС

В основе этого списка примерных тем лежит игра - это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОС могут быть следующими:

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
  • Игра как средство общения дошкольников.
  1. Познавательное развитие:
  • Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
  • Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
  • Игра как средство образовательной деятельности.
  1. Речевое развитие:
  • Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
  • Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
  • Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
  1. Физическое развитие:
  • Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
  • Роль подвижныхигр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.

Кроме тем по конкретному направлению, можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:

  • Организация сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями .

Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.

Возможные проблемы в самообразовании и пути решения

  1. Тяжело определить и сформулировать тему.

Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.

  1. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.

Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.

  1. Трудно осмыслить прочитанный материал.

Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия - это поможет систематизировать информацию.

Ментальные карты или интеллект-карты - это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков.

Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г.Ростова-на-Дону

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Могилиной Алёны Александровны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность )

Тема:

«Игровая деятельность детей дошкольного возраста».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Тема : Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность темы:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.


Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.

Задачи:



через игровую деятельность.
деятельность.
игровой деятельности.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

Повышение педагогической компетентности

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Повысить уровень педагогических знаний.

Подбор материала

Публикация материала
«Консультация для воспитателей. Развитие игровой деятельности дошкольников»

Изучение литературы по теме.

Подбор материала

Обмен опытом по проблеме.

Октябрь

Разработка дидактического материала из фетра для игры
«Домашние животные»

Интернет-ресурсы

Через игру изучить части тела, способы передвижения. Кто что ест и как говорит. Словообразование (назови ласково, один-много и т.д.). Составление словосочетаний, предложений, рассказов.

Ноябрь


О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка»

Знакомство с литературой.

Анализ и рассмотрение игры как формы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Разработка дидактической игры по ЗОЖ
«Будь здоров»

Подбор материала по теме.
Интернет-ресурсы.

Изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей

Декабрь

Изготовление дидактической игры «Продукты питания»

Интернет-ресурсы

Развитие игровой деятельности дошкольников

Работа над темой
«Классификация театрализованных игр»

Подбор материала по теме.

Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Январь

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала.

Накопление опыта

Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры
«Детское кафе»

Интернет-ресурсы

Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

Февраль

Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»

Подбор материала.
Интернет-ресурсы.

Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе, закрепление счета, состава числа, цвета, развитие мелкой моторики

Разработка картотеки
«Игры на сплочение детского коллектива»

Подбор материала

Научить устанавливать доверительный контакт друг с другом, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к мнению партнера.

Март

Изучение методической литературы
«Игры-забавы на участке детского сада»

Чтение литературы, подбор материала.

Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе.

Работа над картотекой игр по ФЭМП

Подбор материала

Развитие интеллектуальных способностей.

Апрель

Разработка дидактической игры из фетра «Космос»

Интернет-ресурсы

Закрепить и систематизировать представления детей о космосе, аппаратах для его исследования и космонавтах

Разработка картотек:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры.

Подбор материала

Всестороннее развитие ребёнка

Май

Работа над картотекой дидактических игр по патриотическому воспитанию

Формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы

Отчет по теме самообразования.

Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Я решила взять тему по самообразованию «Игровая деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Свою работу по теме я начала со старшего дошкольного возраста.

Составила личный перспективный план по самообразованию.
Изучила нормативные документы:
Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)

Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Изучила методическую литературу по данной теме.
О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».
«Игры-забавы на участке детского сада».
В.А. Деркунская «Игры-эксперименты с дошкольниками».
В.А. Деркунская, А.Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры
для детей старшего дошкольного возраста».
О.А. Скорлупова, Л.В. Логинова. Педагогическое руководство играми детей
дошкольного возраста.
О.В.Дыбина. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром».
Н.Лунина. «Играем в буквы и слова».
Е. Волкова «Играем в учёных».

Определила:
1. факторы реализации игры:
- установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;

Включение всех видов игр в педагогический процесс;

Своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;

Квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;

Индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;

Перспективное планирование развития игры (комплексный метод);

Использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры

2. условия эффективности развития игры:
-свободное и добровольное включение детей в игру;

Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила,
идею каждой игровой роли;

Игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;

Достаточное количество времени для игры и наличие необходимых

игрушек для осуществления детского замысла;

При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

Осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом

обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их

интересами, настроением

3. целевые ориентиры по ФГОС

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- …Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.

Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

Может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами .
Для этого зарегистрировалась на сайтах :
http://pedrazvitie.ru
http://www.maam.ru

Принимала участие в конкурсе «Игровая деятельность дошкольников».

Для практической части поставила следующие задачи:
- Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.

Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
применения игровых технологий.
- Создание условий для психологического и физического здоровья
через игровую деятельность.
- Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.

С целью изучения и обогащения опыта детей создала дидактические пособия:
дидактический материал из фетра для игры «Домашние животные»;
дидактическая игра по ЗОЖ «Будь здоров»;
дидактическая игра «Продукты питания»;
дидактическая игра «Космос»;
Дидактическое пособие «Дорожные знаки»
Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»;
Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры «Детское кафе».
С целью развития игровой деятельности дошкольников применяла в игре эти пособия.

Для накопления опыта работала над созданием методических папок:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры;
дидактические игры по патриотическому воспитанию;
картотека игр по ФЭМП;
игры на сплочение детского коллектива;
классификация театрализованных игр.

Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочерёдными.

Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.

Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры.

Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Используя игру как форму организации жизни детей, мы будем стараться добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе

Игра сама по себе универсальный стимулятор.

Главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего общения с детьми. В плане содержится программа методической деятельности на предстоящий учебный год.

Этапы работы над планом самообразования

План самообразования воспитателя можно разделить на несколько частей:

1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.

2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?

3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?

4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?

5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем: на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.

6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.

7. Результат работы по теме согласно диагностике.

8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?

9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.

10. Подведение итогов самообразования.

ВЫБОР ТЕМЫ

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему, как правило, дает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Молодые специалисты, которые имеют небольшой опыт работы в детском саду, могут проверить свою готовность к самообразования по карте Г.М. Коджаспировой (см. приложение 1).

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

  • Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
  • Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Примерные темы:

  • Экологическое воспитание: «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
  • Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».
  • Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».
  • Творческое развитие: «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.

Несколько воспитателей могут быть объединены в работе над темой, имеющей непосредственное отношение к годовой задаче ДОУ. Если на базе детского сада работает стажировочная площадка, то тема может освещать ее экспериментальную или исследовательскую деятельность.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru Так же в магазине можно приобрести игры и игрушки, счетный материал, детские костюмы по профессиям и многое другое.

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «____________________»

__________________________

(Ф.И.О. педагога)

__________________________

(специальность)

__________________________

(образование)

__________________________

(стаж педагогической работы)

__________________________

__________________________

(курсы повышения квалификации)

__________________________

(дата начала работы над темой)

__________________________

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «__________________________________________________________________________________».

Цель: «__________________________________________________________________________________».

  • Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
  • Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
  • Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Перспективный план самообразования педагога:

Выводы:

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
  • Открытое занятие, открытый просмотр.
  • Творческий отчет.
  • Проведение мероприятий, развлечений.
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.

Приложение 1

Рекасон №220-286-815
Приложение 1

Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г.М. Коджаспировой)

Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя коллегам по работе. Сравните результаты. Сделайте выводы.

Ι. Мотивационный компонент

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
3. Чувство долга и ответственности.
4. Любознательность.
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности.
6. Потребность в ППСО.
7. Потребность в самопознании.
8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для Вас видов деятельности.
9. Уверенность в своих силах.

ΙΙ. Когнитивный компонент

1. Уровень общеобразовательных знаний.
2. Уровень общеобразовательных умений.
3. Уровень педагогических знаний и умений.
4. Уровень психологических знаний и умений.
5. Уровень методических знаний и умений.
6. Уровень специальных знаний.

ΙΙΙ. Нравственно-волевой компонент

1. Положительное отношение к процессу учения.
2. Критичность.
3. Самостоятельность.
4. Целеустремленность.
5. Воля.
6. Трудоспособность.
7. Умение доводить начатое дело до конца.
8. Смелость.
9. Самокритичность.

ΙV. Гностический компонент

1. Умение ставить и решать познавательные задачи.
2. Гибкость и оперативность мышления.
3. Наблюдательность.
4. Способность к педагогическому анализу.
5. Способность к синтезу и обобщению.
6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.
7. Память и ее оперативность.
8. Удовлетворение от познания.
9. Умение слушать.
10. Умение владеть разными типами чтения.
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.
12. Умение доказывать, обосновывать суждения.
13. Систематизировать, классифицировать.
14. Умение видеть противоречия и проблемы.
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
17. Независимость суждений.

V. Организационный компонент

1. Умение планировать время.
2. Умение планировать свою работу.
3. Умение перестраивать систему деятельности.
4. Умение работать в библиотеках.
5. Умение ориентироваться в классификации источников.
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного.

VΙ. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
2. Способность к самоанализу и рефлексии.
3. Способность к самоорганизации и мобилизации.
4. Самоконтроль.
5. Трудолюбие и прилежание.

VΙΙ. Коммуникативные способности (5-45 очков)

1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег.
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.
3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.
4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.

Литература:

  • Коджаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., Просвещение. 1993

Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам - ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога - постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках - саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога

Самообразование воспитателя: цели и задачи

Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

  • знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
  • улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
  • создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:


Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

Принципы саморазвития

Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

  • Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

    Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

  • Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
  • Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
  • Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.

    Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

Формы работы

Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

Программа работы над темой самообразования

Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

Выбор темы

На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.

Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику

Это интересно. Карла Орфа - немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки - раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.

Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога

Специалист Примерная тематика работ Цели
Музыкальный работник
  • «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку».
  • «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя».
  • «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение».
  • «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности».
  • «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».
  • «Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа».
  • «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность».
  • «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста» (эта тема особенно актуальна в ДОУ, где музработник выполняет ещё и функции хореографа).
  • Углублять и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности.
  • Развивать положительную эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Развивать навыки коллективного творчества.
  • Воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Инструктор по физическому воспитанию
  • «Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
  • «Развитие двигательной активности детей в условиях введения ФГТ».
  • «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ вне занятий».
  • «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников».
  • «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».
Цели самообразования инструктора по физическому воспитанию соотносятся с Федеральными государственными требованиями (ФГТ), основной принцип которых - интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
  • Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Развитие физических способностей детей.
  • Воспитание у родителей и ребят ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Логопед
  • «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
  • «Дизартрия (нарушения в произношении из-за поражений нервной системы): стёртые или минимальные формы её проявления».
  • «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста».
  • «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
  • «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи».
  • «Развитие речевого творчества у старших дошкольников».
  • «Кинезиологическая гимнастика (гимнастика для мозга) как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста».
  • «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе».
Акцент работы логопеда делается на вовлечение родителей в процесс коррекции нарушений в работе речевого аппарат ребёнка.
  • Сформировать потребность тесного сотрудничества у родителей с учителем-логопедом для преодоления речевых расстройств у детей.
  • Показать родителям возможности речевого развития ребёнка в семье.
  • Оказать логопедическую помощь дошкольникам, имеющим отклонения в развитии устной речи.
  • Сформировать становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека.
Педагог-дефектолог
  • «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС».
  • «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии».
  • «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья».
  • Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.
  • Создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка со сложной структурой дефекта и формирование его позитивных личностных качеств.
  • Просвещение родителей относительно особенностей воспитания ребёнка с ОВЗ в семье.

Примеры планов по самообразованию узких специалистов

При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.

Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников

Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя

Автор Вырвина Е.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Светлячок», р. п. Юрты, Тайшетский район, Иркутской области
Тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
Сентябрь
  • «Развитие эмоциональной сферы» - информационно-аналитическая деятельность.
  • Проведение диагностики музыкальных способностей.
  • Изучить литературу:
    • «Эмоциональное развитие дошкольников» / Под редакцией А.Д. Кошелёвой. - Москва, 1985 г.
    • Гаспарова Е. «Эмоции ребёнка раннего возраста в игре» // Дошкольное воспитание. – 2001, №10.
  • Провести диагностику.
  • Консультация для педагогов.
Октябрь «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно-аналитическая деятельность. Изучить литературу: «Одарённый ребёнок» / под ред. О.М. Дьяченко - Москва; 1997. Консультация для педагогов.
Апрель
  • «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника».
  • «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника).
  • Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2005. Составить конспект.
  • Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
  • Доклад для педагогического совещания.
  • Праздник «В гостях у Феи красоты».
Май
  • «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника).
  • Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.
  • Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.
  • Проведение диагностических исследований.
  • Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».
  • Анализ результатов диагностики.

Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию

Автор Куракова Н.В., инструктор по физическому воспитанию МКДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО
Тема «Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний»
Месяц Форма работы
с детьми с педагогами с родителями
  • Сентябрь,
  • октябрь,
  • ноябрь.
Участие в четвёртой городской Спартакиаде среди дошкольных учреждений «Золотая осень». Консультация о развитии двигательной сферы. Подготовка детей к соревнованиям.
Декабрь ОФП. Создание карточек-схем фрагментов игры-эстафеты. Открытый показ физкультурного занятия.
Январь
Февраль
  • Весёлые старты.
  • Лыжные гонки.
Консультация на тему: «Вечное движение: двигательные оздоровительные моменты на занятиях». Вечер вопросов и ответов,
родительские собрания.
Март
Апрель
  • Лыжня России.
  • Соревнования «Губернаторские состязания» среди дошкольных образовательных учреждений Ханты-Мансийского округа-Югры.
  • Нестандартное оборудование, его использование.
  • Мастер-класс.
Досуговые: семейный клуб «Лебёдушка» (направление «Родительская культура» и «Пресс-центр»).

Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда

Автор Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка», г. Стрежевой, Томская область
Тема «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста»
Месяц Содержание Ожидаемый результат
Октябрь Подбор литературы по теме Наличие литературы («Кинезиотерапия речевых расстройств»).
Ноябрь Теоретическое изучение методических наработок по теме
  • Повышение компетентности.
  • Наличие теоретического и методического материала. (Использование кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР и при дизартрии).
Декабрь.
Январь
Разработка рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей по использованию игр в работе с детьми
  • Наличие консультаций и рекомендаций.
  • Наличие практического материала (карточки).
Февраль Практический показ занятий с использованием кинезиологических упражнений для родителей Познакомить родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы.
Март
Апрель
Изготовление дидактического материала Практическая помощь родителям и педагогам. Наличие дидактического материала.
Май Анализ работы по самообразованию Наличие аналитической справки.

Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога

Автор Трофимова А.П., учитель-дефектолог МАДОУДС №13 «Дельфинчик», г. Бор, Нижегородская область
Тема «Развитие мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности»
Этап Содержание
Информационно-аналитический Изучение литературы