Типы поведения включают в себя. Поведение типа а и его коррекция

Хотел как лучше, а получилось как всегда. Как часто мы ведемся на удочку стереотипов поведения и платим за это большую цену! А ведь не секрет, что от нашего поведения зависит всё, что происходит с нами в повседневной жизни. Хочешь поменять жизнь - меняй свое восприятие мира и поведение , избавляясь от вредных привычек, отравляющих существование.

Множество людей совершенно неприспособлены к жизни именно потому, что выбирают неверный тип поведения . Страдая сами, такие люди заставляют страдать и окружающих. Негативный стиль поведения отталкивает людей друг от друга, что делает из них полных неудачников, разрушая и карьеру, и личную жизнь.

Никто не застрахован от смен настроения, происходящих по разным причинам. Часто по накатанной схеме хочется выбрать наиболее «ядовитый» стиль общения с человеком , окончательно усугубив и без того проблемную ситуацию. Но люди, занимающиеся саморазвитием, могут контролировать процессы, происходящие в их сознании, и вести себя уравновешенно даже в самых тяжелых случаях. Наша задача - научиться брать верх над привычными гиблыми моделями поведения, переводя их в позитивный ключ. Так любые трудности будут отступать, давая место хорошим эмоциям и разрешая происходить чудесным событиям.

Самые распространенные модели поведения, которые портят тебе жизнь

  1. Ты завидуешь (ревнуешь)
    Это очень частый недостаток поведения , попасть в ловушку зависти - раз плюнуть. Она действует разрушающе - твоя жизнь начинает казаться тебе адом, ты видишь лишь плохое и становишься глубоко несчастен. Чтобы не попадать под влияние зависти, важно помнить, что сравнивать себя сегодняшнего ты должен лишь с тем человеком, которым ты был вчера. Ты сам себе главный соперник и судья, а жизнь других людей не может быть меркой для твоей собственной. Становись лучше и не сравнивай себя с другими.

    © DepositPhotos

  2. Ты принимаешь всё слишком близко к сердцу
    Да, все мы эгоисты, это факт. Здоровый эгоизм даже необходим всем нам. Однако принимать всё на личный счет - глупо. Ты избавишься от многих расстройств и тревог, когда поймешь, что у людей нет цели обидеть тебя или унизить, что их высказывания часто вообще никак тебя не касаются. Береги свое сердце и абстрагируйся от чужих мнений, так жить гораздо проще.

    © DepositPhotos

  3. Ты играешь в жертву
    Перестань жаловаться! Очень часто люди сами тормозят себя, постоянно подпитывая свое чувство жертвенности и страдания. Как только ты поймешь, что твоя жизнь в твоих руках и у тебя достаточно сил, чтобы исправить любую ситуацию, дела пойдут на лад. Контролируй события и не падай духом, в тебе есть ресурсы справиться со всем.

    © DepositPhotos

  4. Ты копишь боль и потери
    Научись отпускать прошлое. То, что было, уже не имеет власти над тобой. Перестань вспоминать неприятные моменты и рыться в негативных событиях, заново проживая их. Иди дальше, сжигая мосты в памяти, так ты будешь чувствовать себя полноценнее, у тебя будет больше сил строить свое счастливое настоящее.

    © DepositPhotos

  5. Ты пессимист
    Видеть всё в плохом свете - сущее наказание. Так плохие вещи кажутся еще более ужасными, а всё самое светлое очерняется и портится. Людям неприятно рядом с человеком, который видит лишь недостатки во всём. Измени характер мышления на оптимистичный, это необходимо сделать прямо сейчас. Результат не заставит себя долго ждать - оптимизм даст тебе силы стать лучше и успешнее.

    © DepositPhotos

  6. Ты не контролируешь свои эмоции
    Срываться на людей вокруг из-за любой мелочи - совершенно недостойное поведение. Обуздай свои приступы гнева или плаксивости, и тебе станет гораздо проще управлять событиями. Иногда для того, чтобы научиться справляться с собой, нужен специалист, но оно того стоит. Стань сдержанным, и твоя жизнь приобретет гармонию.

    © DepositPhotos

  7. Ты осуждаешь других людей
    Совсем не важно, почему ты привык осуждать, навязанные это стереотипы или ощущение собственной важности. В следующий раз, прежде чем осудить другого, подумай - зачем тебе этим заниматься. Ты не знаешь, что толкнуло другую личность на те или иные слова и поступки, ты не можешь увидеть корень проблемы со стороны. Не трать свои силы на осуждение со стороны и расстройство, используй их более рационально.

    © DepositPhotos

  8. Ты жестокий человек
    Жестокость - бич современности, сочувствие стало таким непопулярным явлением. Но быть жестоким - ударять в первую очередь по себе, это очень мощная и уничтожающая эмоция. Будем надеяться, что в будущем гуманизм и эмпатия завладеют миром, а пока каждый внутри себя должен построить церковь человечности. Чтобы быть здоровее, счастливее и веселее - будь добрее.

    © DepositPhotos

  9. Ты обманываешь других и ведешь себя аморально
    Целостная личность должна быть последовательной. Если тебе доверяют - оправдывай доверие! Не опускайся до поступков, о которых потом можешь пожалеть, даже если никто и не узнает об этом. Честность и порядочность дают ощущение ни с чем не сравнимого счастья.

  10. Ты играешь чужую роль
    Когда человек не может отличить маску от своего лица - он глубоко несчастен. Фальшивая личность еще никому не дарила радости. Всегда будь собой , тебя ценят именно таким, какой ты есть. Каждый из нас прекрасен и для всех есть свое применение в этом огромном мире. Будь уверен в себе, будь настоящим, и окружающие оценят это по достоинству.

    © DepositPhotos

  11. Ты постоянно ждешь одобрения
    Смысл жизни состоит отнюдь не в том, чтобы всегда хорошо выглядеть в чьих-то глазах. Окружающих очень изматывает, если ты вечно пытаешься переманить их на свою сторону и заслужить позитивную оценку. Получай удовольствие от всего, что происходит, и не жди никаких оценок, комплекс школьника никогда не поможет тебе стать счастливым.

    © DepositPhotos

  12. Ты стараешься всё сделать идеально
    Перфекционизм сам по себе неплох, но стремление всё подогнать под слепые идеальные мерки - это нездорово. Конечно, ты хочешь стать лучше и выбирать всё самое лучшее. Но в погоне за призрачными идеалами можно потерять так много прекрасного! То, что сегодня кажется лучшим, завтра уничтожится под твоим пристальным испепеляющим взглядом, превратится в пыль. Не стремись к недостижимым идеалам, разумно оценивай всё вокруг и вкладывай душу во всё, что бы ты ни делал.

    © DepositPhotos

У каждого из нас есть свои скелеты в шкафу, над которыми нужно хорошенько поработать. Не унывай, если понимаешь, как много еще работы над собой впереди. Главное понимать, к чему необходимо стремиться, и с позитивом переносить любые сложности. Помни, от тебя зависит больше, чем ты думаешь. Бери ответственность за себя и свое поведение и собирай плоды опыта и успеха.

Тебе понравилась эта поучительная статья? Поделись ею c теми, кому это интересно!

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

Человеческое поведение в обществе – это сложное понятие, которое отражает взаимодействие конкретного человека с другими людьми. Это понятие отражает реакцию человека на события, ситуации и поведение других людей. Любой тип человеческого поведения базируется на потребностях человека в общении с социумом, взаимодействии с людьми для того, чтобы достичь своих целей.

Психологи делят поведение человека в обществе на 3 типа: агрессивное, пассивное, и ассертивное. При этом человек может поменять тип поведения, если он захочет измениться. Чаще всего у человека преобладает один тип поведения, который помогает ему проходить через трудности и решать конфликты. Давайте рассмотрим каждый из типов человеческого поведения.

Агрессивное поведение

Агрессивность – это поведение, при котором человек выбирает такие методы для достижения результата, которые нарушают права других людей. Агрессивный человек навязывает свои убеждения и не учитывает интересы остальных. Агрессивное поведение требует больших эмоциональных усилий и энергии.

Такое поведение свойственно людям, которые любят все брать под свой контроль. Отношения с другими людьми построены на негативе. Обычно, люди с агрессивным поведением – это неуверенные и слабые духом личности, целью которых является принижение других людей, чтобы на их фоне стать лучше и увереннее.

Пассивное поведение

Пассивность – это поведение, при котором человек жертвует своими интересами и позволяет остальным нарушать свои права. Пассивный человек не выражает публично свои мысли, эмоции, убеждения. Он постоянно извиняется, оправдывается, говорит тихо и неуверенно. Чужие интересы они ставят выше собственных убеждений.

Чаще всего пассивные люди принимают роль Жертвы и чувствуют себя беспомощными и слабыми. Пассивное поведение, как и агрессивное – это признак неуверенности в себе. Но, в отличие от агрессивного поведения, пассивный человек не берет на себя ответственность за свои действия. Он дает право другим людям принимать за него решения, даже если он точно уверен, что это решение принесет вред.

В основе пассивного поведения лежит страх перед жизненными трудностями, страх принимать решения, страх выделиться из толпы и боязнь ответственности.

Целью пассивного поведение является предотвращение любого конфликта еще на стадии его появления, а также облегчение своей жизни перекладыванием ответственности на других.

Ассертивное поведение

Ассертивность – это выражение своих мыслей и эмоций прямо и уверенно. Ассертивность – это поведение свойственное уверенным в себе людям. Это «золотая» середина между агрессивным и пассивным поведением.

Ассертивный человек способен отстоять свои права и решать жизненные трудности, при этом, не вступая в конфликт. Он знает то, что ему нужно и говорит об этом открыто, он может с легкостью отказать другому человеку, в ситуации, когда это будет необходимо. Ассертивный человек уважает себя и мнение других людей, но в то же время он не зависит от мнения остальных.

Следующая страница:

Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Поведение человека - совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т. е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои трудовые обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

Первый подход к решению данной проблемы - подбор людей с определенными качествами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее членов.

Второй подход , в принципе не исключающий первого, состоит в том, что организация влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении. Человек способен менять свое поведение на основе осознания своего предыдущего поведенческого опыта и требований, предъявляемых к его поведению со стороны организационного окружения. Поведение человека в организации детерминируется принятыми служебными нормами, правилами и проявляется прежде всего следующими качествами: объективность индивидуума, его склонность к доминированию-послушанию, честолюбие, импульсивность и социальность.

Под объективностью понимается принцип поведения, когда оно управляется ситуацией. Когда начальник кричит на сотрудника - это психологически неверный подход к решению методов общения начальника и подчиненного. «Объективный» человек способен вести себя рационально и объективно в любой ситуации .

Неадаптивное или необъективное поведение часто является результатом фрустрации. Люди, находящиеся в состоянии фрустрации из-за того, что столкнулись с препятствием или дилеммой, могут реагировать любым из нескольких иррациональных способов:

1. стать агрессивными вплоть до физического насилия;

2. опуститься до инфантильной реакции;

3. упрямо держаться привычного образа действий, отказываясь воспринимать разумные предложения;

4. «опустить руки», потеряв все признаки инициативности и присутствия духа.

Под склонностью к доминированию понимается стремление брать на себя инициативу в межличностных отношениях или устанавливать контроль над ними. Склонность к доминированию может варьировать в зависимости от ситуации, равно как и в зависимости от свойств человека. Администратор может быть склонен к доминированию в своих отношениях с подчиненными, но покорен в присутствии вышестоящих руководителей.

Крайние проявления доминирования или покорности служат обычно показателями фрустрации или других служебных личностных патологий.


Честолюбивый человек постоянно озабочен своим статусом и продвижением в организации. В своем реальном поведении он может быть или не бы ть склонным к доминированию, но крайне чувствителен к изменениям ранга, жалованья или других признаков своего статуса.

Люди существенно отличаются друг от друга по степени импульсивности и твердости характера, то есть склонности быстро приходить к решениям и твердо стоять на однажды принятых решениях. Склонность всячески оттягивать принятие необходимого, но неприятного решения присуща почти всем администраторам.

Под социальностью понимается восприимчивость индивидуума к взглядам и желаниям тех, с кем он непосредственно общается. Эта восприимчивость является одним из главных средств приспособления к групповым нормам. На служащих с низкой степенью социальности стимулы, обращенные к человеку как к отдельному индивидууму, действуют вполне эффективно. Такие служащие могут усердно работать, чтобы добиться премии или обеспечить себе быстрое продвижение, даже сталкиваясь с неодобрением коллег. Для служащих с высокой степенью социальности такие стимулы скорее вс? ?го окажутся сравнительно «неэффективными», пока они не будут обращены ко всей рабочей группе в целом. Для таких служащих их сродство с рабочей средой или разделяемое всей группой чувство важности работы и необходимости ее сделать могут оказаться ключевым фактором мотивации.

Любая личность характеризуется:

? общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.);

? специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности);

? подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков);

Определенным складом характера ;

? биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);

? направленностью (совокупностью интересов, стремлений, идеалов, убеждений).

Личностные черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими. Устойчивость указанных черт позволяет прогнозировать поведение личности, т. е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих.

В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация - ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него

Различное поведение людей в организации позволяет выделить типы темперамента, характеры, - учитывая их в управлении. Определив психологический тип партнера, руководитель может выбрать правильные действия.

Можно выделить четыре типа поведения человека в организации.

Первый тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что ? Человек полностью принимает ценности и нормы поведения , старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Для этих людей руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга.

Второй тип поведения (« приспособленец ») характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам, но соответствующие его собственным. Для этих людей руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовлетворение (у руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения; подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения).

Третий тип поведения (« оригинал ») характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. В том случае, когда организация может отказаться от устоявшихся норм поведения по отношению к таким ее членам и обеспечить им свободу выбора форм поведения, они могут найти свое место в организации, успешно приспособиться к организационному окружению.

Четвертый тип поведения (« бунтарь ») характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Необходимость определенного типа поведения для таких людей является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием важности, необходимости ценностей и норм поведения в организации, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек.

Основные правила индивидуального и группового поведения задает сама организация, устанавливая круг обязанностей, соответствующие права и полномочия, меру ответственности, стандарты делового общения. Необходимая согласованность поведения людей достигается организацией за счет постановки общеорганизационных целей, поддержания в персонале ощущения его ценности, внедрения определенных схем ролевого поведения и ролевого взаимодействия, использования стандартов организационного поведения, предписывающих одни его типы в качестве предпочитаемых, одобряемых организацией, а другие в качестве нежелательных, порицаемых. Однако для согласования разнообразных человеческих индивидуальностей одних лишь формальных механизмов интеграции недостаточно.

Изучение своих склонностей

Каждый человек по своей природе или преимущественно пассивен или преимущественно агрессивен . Такая предрасположенность подобна компьютерной характеристике, называемой «по умолчанию», т. е. запрограммированной на автоматический выбор определенной опции до тех пор, пока он не будет изменен осознанным решением. Рассмотрим подробнее проявления этого феномена.

Типы поведения

И пассивный, и агрессивный тип поведения имеют отличительные признаки. Для того чтобы приобрести уверенность в себе, надо понять различия между ними.

Пассивный тип поведения

Человек, предрасположенный к пассивному типу поведения, склонен подавлять свои желания, не использовать свободу выбора. Обычно он подчиняется воле других и не отстаивает свои интересы.

В большинстве своем пассивные люди стараются избегать неприятных ситуаций, но, столкнувшись с агрессивным поведением, могут выйти из равновесия. В ответ на проявление агрессии поведение из-за страха усугубить положение пассивного человека, как правило, становится еще более пассивным.

Общаться с таким человеком бывает непросто, ведь окружающим непонятно, чего он на самом деле хочет. Например, на вопрос «Что вы будете пить, чай или кофе?» он обычно отвечает: «Мне все равно». Склонные к пассивному поведению люди считают, что инертность как нельзя лучше соответствует их желанию уйти от решения проблем и избежать споров. Все, что не является задачей первостепенной важности, кажется им слишком незначительным и не стоит, на их взгляд, прикладывания усилий.

Агрессивный тип поведения

Человек, предрасположенный к агрессивному типу поведения, раздражителен, не задумываясь вступает в конфликт, если что-либо идет вразрез с его планами. Агрессивное поведение подпитывает его энергию и напористость, но обычно отрицательно воспринимается окружающими. Он может добиться своего, но слишком высокой ценой, или ничего не добиться, поскольку окружающие, чувствуя, что к ним относятся свысока, обычно отказываются от сотрудничества с ним.

Сложность общения с человеком агрессивного типа можно объяснить тем, что окружающие не всегда понимают, что его агрессия направлена не против них лично, а на достижение цели. Неудовлетворенность «агрессора» слишком заметна, ведь его поведение отличается несдержанностью. Ему кажется, что абсолютно все, даже самые незначительные ситуации, требует его энергичного вмешательства.

Один из способов стать увереннее в себе – изменить установки поведения, заложенного природой. Вы скажете, что приобретенное поведение будет выглядеть неестественно в глазах окружающих, поскольку не свойственно вашей натуре. Но ведь оно в любом случае останется в пределах данного вам природой темперамента – пассивного или агрессивного.

Корректировка поведения

Предрасположенность к тому или иному типу поведения можно корректировать, усиливая или ослабляя определенные свойства характера. В результате такой коррекции и возникает ассертивность – твердая, с чувством собственного достоинства уверенность в себе.

Для этого нужно совсем немного – усовершенствовать свои непроизвольные реакции и наклонности. Новоприобретенное поведение будет действовать следующим образом.

Пассивность, переходящая в ассертивность

Люди, склонные к пассивному поведению, обнаружат, что нет никакой необходимости идти против своей природы. Все, что им нужно, – быть сильнее, перестать беспокоиться о том, что подумают другие, и без стеснения говорить о своих желаниях и потребностях.

Небольшая коррекция пассивного поведения позволит вам действовать активно – решать проблемы, а не избегать их. Уверенность придаст вам смелости, и вы сможете высказывать мысли, которые раньше никогда бы не осмелились изложить, и даже получите то, о чем всегда мечтали.

Агрессивность, переходящая в ассертивность

Человеку скорее агрессивному, чем пассивному, придется смягчить свою естественную напористость. Коррекция агрессивного поведения позволит вам обнаружить, что это облегчает путь к достижению цели, ведь ваше новое поведение стало меньше раздражать окружающих. В то же время не стоит совсем отказываться от активных действий. Таким образом, ассертивное поведение усмирит вашу порывистость, не вызвав при этом неудовольствия и злости у других.

Общим критерием и в том, и в другом случае можно считать требования окружающих. Пассивным людям следует меньше задумываться над желаниями других и больше внимания уделять собственным желаниям. Тем же, кто склонен к агрессивному типу поведения, следует меньше думать о себе и считаться с требованиями других.

Преимущества ассертивного поведения

Твердая уверенность в себе дает ключ к возможности совершенствоваться в любой жизненной сфере и особенно ярко проявляется в сложных ситуациях, в общении с умными и знающими людьми. Смягчение (если вы агрессивны) или усиление (если вы пассивны) поведения поможет вам без лишних проблем:

v побудить людей к действию или заставить их изменить поведение без появления неприятия или враждебности с их стороны;

v отказаться от чего-либо, не обидев окружающих;

v высказывать собственное (возможно, непопулярное) мнение таким образом, чтобы оно воспринималось благосклонно, даже если окружающие придерживаются диаметрально противоположных взглядов.

Можно добавить, что уверенность поможет вам развить и усовершенствовать эффективную манеру общения с другими людьми. Вы обнаружите, что любая ситуация работает на вас, если:

v говорить комплименты и получать их в свой адрес; они придадут уверенности и вам и окружающим;

v побуждать людей к общению, тогда ваше удовольствие от этого процесса намного возрастет;

v выражать одобрение идеям и действиям окружающих, а не держать свои чувства при себе. Благодаря этому вы сможете установить обратную связь с собеседником;

v признавать свои недостатки. Это свойственно всем уверенным в себе людям.

Ассертивность создает равенство в отношениях между людьми, необходимую гибкость в поведении для преодоления трудностей, ведет к успеху.

Делаем выводы

Чтобы выработать ассертивное поведение, необходимо прежде всего несколько изменить естественные реакции на те или иные обстоятельства. Независимо от того, пассивны вы или агрессивны по натуре, ассертивность уравновесит крайности характера, поможет найти между ними золотую середину. Она «усмирит» агрессию и «подхлестнет» инертность.

Ассертивность – это не цель, а средство к ее достижению. Это наиболее эффективный способ заявить о своих намерениях и вывести общение на качественно новый уровень.

Спросите себя

Проанализируйте свою обычную манеру поведения и дайте ответы на следующие вопросы.

Если по натуре вы пассивны:

^ Пытаетесь ли вы избежать ситуации, которая грозит стать неприятной?

^ Хотели бы вы с большей уверенностью высказывать свое мнение?

Если по натуре вы агрессивны:

^ Свойственно ли вам все делать по-своему не принимая во внимание интересы окружающих?

^ Хотите ли вы научиться влиять на людей, не задевая их чувств?

Для обоих типов поведения:

^ Хотите ли вы научиться отказывать людям в их просьбах, не ощущая при этом необходимости в поиске оправданий?

^ Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши отношения с людьми давали большую отдачу?

Если вы ответили утвердительно на некоторые вопросы, нужно целенаправленно поработать над своим характером.

Все получится, если...

Понять, что для того, чтобы стать уверенным в себе человеком, вам не придется идти против своей природы;

Принять твердое решение и скорректировать свое естественное поведение;

Осознать, что твердая уверенность в себе (ассертивность) поможет найти правильное решение в сложной ситуации;

Отдавать себе отчет в том, что, став увереннее, вы будете получать больше удовольствия от жизни;

Пожелать выработать в себе такие навыки и такой взгляд на вещи, которые необходимы уверенному в себе человеку.

В последние десятилетия от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) страдает все больше людей, особенно в возрасте 30-60 лет. Выделяют пять основных факторов, способствующих их развитию: нервно-психическое напряжение, нарушение липидного обмена, повышенное артериальное давление, курение, наследственная предрасположенность. Несколько позже к ним добавился еще один фактор риска - так называемое поведение типа А (или коронарного типа А). По наблюдениям американских кардиологов, если нет поведения этого типа, ишемическая болезнь сердца (ИБС) до 70-летнего возраста встречается очень редко, хотя человек может курить, есть жирную пищу, не делать физических упражнений. Поэтому изучение особенностей личности с поведением типа А, причин формирования этого типа поведения, разработка способов его коррекции чрезвычайно важны.

Фридман и Розенман, обобщив наблюдения за пациентами, первыми описали «поведенческий синдром», связанный с развитием ССЗ, который и получил название «поведение типа А». Они заметили, что пациенты с коронарной болезнью сердца во время приема, садясь на стул, присаживались на самый его край, при этом их поза демонстрировала стремление как можно быстрее закончить разговор с врачом и уйти. Специальный опрос таких пациентов показал, что торопливость, нетерпение и постоянное ощущение нехватки времени действительно являются стабильной особенностью их поведения.

В дальнейшем многие авторы описали характеристики людей с поведенческим типом А: высокий темп жизни для достижения нечетко сформулированной (часто труднодостижимой) цели; постоянное стремление к сравниванию и конкуренции, к продвижению по служебной лестнице; настойчивый поиск признания; активное участие в разных видах деятельности; дефицит времени; высокая готовность к действиям; нетерпеливость и постоянная спешка; отсутствие ощущения безопасности; высокий темп жизни и ускорение многих физических и психических функций; неспособность к релаксации. Кроме того, были отмечены определенные внешние проявления этого типа поведения, такие как бесцельная враждебность, раздражительность, быстрая, громкая и отрывистая речь с акцентированием отдельных слов и выражений, энергичные жесты. Обычно указывают и на то, что такие люди быстро уходят и быстро едят.

Противоположный тип поведения (тип Б) описывается значительно менее подробно. Люди, которым присуще это поведение, чередуют работу и отдых, им не свойственно состояние эмоционального напряжения, они расслаблены, неторопливы. Их речь мягче и спокойнее (как и жестикуляция). Все это, однако, совсем не означает, что они ленивы, пассивны в отношении своих обязанностей и работают неэффективно.

Фридман и Розенман предлагают и более дифференцированный подход с учетом степени выраженности характеристик двух описанных типов поведения. Тогда можно выделить поведение типа А1 (совокупность максимально ярко проявляющихся свойств «коронарного поведения»), типа А2 (сочетание свойств обеих поведенческих групп, но с преобладанием характеристик «коронарного поведения»), типа Б3 (сочетания свойств обеих групп, но с преобладанием характеристик поведения типа Б), типа Б4 (совокупность свойств, противоположных параметрам коронарного поведения) и поведение типа 0, когда свойства обеих групп уравновешены.

Иной подход к выделению типов поведения предлагает А.В. Либин. Он дает краткую характеристику трех паттернов предпочтений, лежащих в основе поведенческих стилей типов А, С и Т.

Синдром А-типа включает признаки гнева, соревновательного поведения и стремления к совершенствованию. Более подробно поведенческие и личностные проявления этого типа рассмотрены выше. Показано, что относящиеся к нему бизнесмены вдвое чаще умирают от инфаркта. Кроме повышенного риска сердечно-сосудистых расстройств, частые неудачи из-за завышения целей нередко становятся у людей с синдромом А-типа причиной их депрессивности и тревожности.

Синдром С-типа характерен для тех, кто способны в стрессовой ситуации не терять равновесия, выстоять. Справляться со стрессом им помогают три установки:

Ситуация оценивается скорее как вызов, а не как угроза;

Они концентрируются на обязательствах, которые должны выполнить;

Они считают, что смогут контролировать события.

Благодаря всему перечисленному, у людей данного типа перенесенные стрессовые воздействия практически не влияют на здоровье.

Синдром Т-типа «демонстрируют» те, для кого вызванные стрессом переживания являются наградой за смелость. Они сами ищут рискованные ситуации, стремясь к новизне и возбуждению.

Поведение типа А исследуется в русле четырех основных направлений. Компонентный анализ предполагает изучение составляющих поведения типа А и их соотношения с клиническими проявлениями коронарных заболеваний. Считается, что различные проявления ССЗ соответствуют разным наборам черт внутри «сизифова типа». Второе направление - это анализ проявлений эгоцентризма: повышенное внимание к собственной персоне у людей с поведением типа А связывают с агрессивными реакциями. Исследователи отмечают, что такие люди чаще других ссылаются на себя, в их речи больше местоимений «я», «мне», «мой» и т.п.

Представители третьего направления придерживаются концепции дефицита контроля, согласно которой поведение типа А является специфическим способом овладения стрессогенными факторами окружения, попыткой контролировать события, не подвластные субъекту. Наконец, в рамках концепции неопределенных критериев на первом месте оказывается повышенная зависимость обладателей поведения типа А от общественного мнения, что заставляет их постоянно сравнивать свои достижения с достижениями других. Однако они используют при этом завышенные и нечетко определенные критерии оценки, результатом чего оказывается постоянная борьба за успех и хроническое ощущение дефицита времени .

Наряду с рассмотренными, есть и еще один вариант интерпретации поведения типа А, лежащий в русле психоаналитического подхода. В нем этот тип поведения трактуется как основанный на потребности в самореализации и поиске социального одобрения, а также на доминировании двух механизмов психологической защиты - «вытеснения» и «подкрепления». У личности с поведением типа А сочетаются два конфликтующих уровня: актуальный (опирающийся на социально одобренные стереотипы «активности», «независимости» и т.п.) и латентный (основанный на стремлении к зависимости, импульсивности, пассивности). Конкуренция между этими двумя уровнями и создает условия для снижения устойчивости к ИБС .

Итак, единая общепринятая психологическая теория, объясняющая поведение типа А, отсутствует, несмотря на огромное количество исследований по данной теме. Одна из причин, вероятно, в том, что в основном это исследования «описательно-корреляционные». Статистические методы и установление формальных зависимостей не могут заменить содержательно психологического анализа изучаемого явления. К тому же, поскольку большая часть исследований выполнена медиками и их результаты опубликованы в медицинских изданиях, прагматическая направленность этих работ, их значение для практический медицины явно доминируют над стремлением вскрыть психологическую сущность, психологические механизмы и генезис поведения типа А. Правы, по-видимому, те, кто считает, что для понимания этого типа поведения нужен его анализ на всех уровнях психических явлений и деятельности: мотивационном, целевом, операционном, эмоциональном, когнитивном и т.д.

Поскольку системный или структурно-уровневый подходы не реализуются, многие вопросы до сих пор остаются неясными, а нередко ответы на них оказываются противоречивыми. Нет четкого определения поведения типа А; даже его название - «поведенческий тип А» - не все считают удачным. Существует предположение о том, что на самом деле тип А представляет собой не один, а несколько поведенческих паттернов. Сомнительны и попытки четки связывать такое поведение лишь с реакциями на стрессовые ситуации.

Нет до сих пор и однозначного ответа на вопрос о том, какие именно личностные и поведенческие особенности играют наиболее патогенную роль в развитии ССЗ. В одних работах указывают, например, на нетерпимость и склонность к соперничеству, а в других подчеркивают первостепенное значение гнева и враждебности. Очень мало известно о механизмах формирования поведения типа А. Не решен до конца и вопрос о его диагностике. Нередко вообще отрицается взаимосвязь между поведением типа А и риском каких-либо заболеваний, в том числе и ИБС.

Связь поведения типа А с ИБС подтверждается результатами многочисленных исследований, проведенных как в нашей стране, так и за рубежом. При этом особенно ценными являются результаты лонгитюдинальных исследований, поскольку они позволяют «развести» преморбидные психологические особенности и изменения в психике, вызванные болезнью (или, по крайней мере, связанные с нею). В одном из них 3200 здоровых людей изучались в течение нескольких лет. У обладавших поведением типа А почти в 5 раз чаще зафиксировано возникновение ИБС. По данным другого исследования, у лиц с данным поведенческим типом артериальное давление выше, чем у лиц с поведенческим типом Б. Частота повторного возникновения инфаркта миокарда у лиц с поведением типа А в 5,5 раза выше, чем с поведением типа Б. У первых также чаще отмечают атеросклеротический процесс, тромбообразование.

Важно отметить и тот факт, что личностные характеристики больных ИБС тесно коррелируют с некоторыми особенностями людей типа А. Известно, что традиционно упоминаемые факторы риска ИБС (курение, гиподинамия, избыточный вес и др.) объясняют лишь около 50 % случаев ССЗ. К тому же именно психологические и иные проблемы, обусловленные «издержками» поведения типа А, могут быть одной из причин курения, переедания, гиподинамии. Есть и концепции, объясняющие анатомо-физиологические механизмы влияния поведения типа А на возникновение ССЗ, обсуждать которые здесь нет необходимости.

В отношении проявлений поведения типа остановимся только на тех из них, которые не вызывают сомнений, потому что подтверждены многими исследованиями. Это, например, реакции раздражительности, агрессии и бесцельной враждебности в стрессовых ситуациях.

Обнаружено, что лица с поведением А в большей степени склонны плохо обращаться с детьми. Около 75 % женщин, проходящих курс лечения в связи с тем, что они истязали собственных детей, проявляли этот тип поведения. В контрольной группе таких матерей было только 50 %. Другие данные подтверждают, что индивидуальные различия - как на поведенческом, так и на физиологическом уровне - могут влиять на склонность к проявлению агрессии. При этом мужчины типа А с высоким уровнем тестостерона особенно склонны отвечать насилием на провокацию.

Немногочисленные исследования позволяют утверждать, что поведение типа А формируется при жизни, под воздействием средовых факторов, а не предопределено наследственно. В частности, недостаточная забота о ребенке, плохой уход за ним со стороны родителей в детстве ведут в будущем к более частому вовлечению человека в ситуации, характеризующиеся высокой степенью риска. Это, в свою очередь, может быть связано с тем, что такие люди чаще ставят перед собой труднодостижимые цели. К факторам, способствующим развитию поведения типа А, относят также иногда стремление достичь социальной адаптации в школе, нетерпеливость и раздражительность. В то же время, наличие поведения типа А или Б не коррелируют с успешностью в учебе.

Установлено, что распространенность поведения типа А варьирует в зависимости от социокультурных характеристик группы, от выбранной профессии, уровне образования. Такой тип поведения, например, чаще встречается в семьях с высоким годовым доходом, у служащих и руководящих работников, чем у рабочих . Вопрос о том, что здесь является причиной, а что следствием, как всегда неясен, хотя многие авторы пишут о возможном влиянии поведенческого типа на выбор профессии.

Отмечено проявление черт, свойственных поведению типа А, у детей в возрасте 6-11 лет. При этом установлены и половые различия: мальчики более нетерпеливы, агрессивны, больше склонны к соревновательным ситуациям, амбициозны по сравнению с девочками. Возможно, это влияет и на более высокое артериальное давление у мальчиков.

Из-за своих психологических особенностей пациенты с поведенческим типом А, перенесшие инфаркт миокарда, начинают обычно испытывать отчуждение от социальной Среды. Они не стремятся более к контактам с людьми, которые могли бы помочь им, оказать поддержку. У представителей противоположного типа стремление к социальным контактам не зависит от состояния здоровья.

Для людей с поведением типа А характерна ярко выраженная предприимчивость. Их отличает узкий круг интересов, они не разбрасываются, а концентрируют усилия на определенных сферах деятельности и участках работы, где пытаются полностью себя реализовать. Это может быть связано с их желанием достигать совершенства во всем, за что они берутся. Доминирующая мотивация этих людей долго не угасает, а при неудачах даже усиливается, заставляя прилагать все большие усилия для реализации своих амбиций и приводя к устойчивому психоэмоциональному напряжению (особенно когда цель ошибочно оценивается как достижимая). Стремление наиболее эффективно выполнять деятельность характерно уже для детей в возрасте 6-11 лет, демонстрирующих поведенческий тип А. Мать, ориентированная на достижения, может влиять на формирование такого же типа поведения, поскольку от позиции воспитателя зависит отношение к труду: поощряя самостоятельность ребенка и хорошее выполнение различных заданий, мы закрепляем его поведение, направленное на высокие достижения.

Лица с поведением типа А отличаются повышенной конфликтностью, причем конфликты на работе (а не в семье) они оценивают как наиболее значимые. Они охотно берут на себя общественные обязанности, что увеличивает эмоциональную нагрузку и способствует прогрессированию атеросклероза коронарных артерий сердца.

Установлены некоторые половые различия в проявлении поведенческого типа А. Например, у женщин этого типа ярче, чем у мужчин, выражено доминирование экстраверсий. Они дают также больше безобвинительных и самообвинительных реакций при выполнении рисуночного теста на фрустрацию. По мнению Д.В. Плотникова, поведение типа А у женщин в большей степени детерминируется биологическими предпосылками, чем у мужчин. Предполагается, что решающее значение для детерминации такого типа поведения имеют 2 составляющие характера. Во-первых, это гипертимность, сопровождаемая повышенным фоном настроения, психической и двигательной активности. Во-вторых, очень важны экзальтированность и эмотивность, глубина эмоциональных переживаний, эмоциональная вовлеченность в происходящие события.

Еще один фактор, влияющий на распространенность поведения типа А, - это возраст. Оно встречается чаще среди лиц молодого и среднего возраста.

Почти сразу после того, как поведение типа А было описано, и была установлена его связь с ишемической болезнью сердца, стали разрабатываться способы его модификации в целях профилактики и предотвращения рецидивов. Достаточной и реалистичной целью подобной работы должно быть не превращение поведения типа А в тип Б, а уменьшение выраженности поведенческих реакций типа А в ситуациях, требующих психологической мобилизации. Уже первые попытки модификации этого фактора риска, предпринятые Фридманом и Розенманом, оказались удачными. Используя разнообразные методы (когнитивно-социального обучения, релаксации, обучения самоанализу, навыкам урегулирования конфликтов, методы групповой психотерапии), удавалось в 2-5 раз снизить враждебность и другие компоненты поведенческого типа А, а также значительно снизить число повторных заболеваний.

С.Д. Положенцев и Д.А. Руднев описали основные методы по уменьшению выраженности коронарного типа поведения. Метод снижения уровня тревожности включает глубокую мышечную релаксацию, представление «в уме» состояния тревожности и уменьшение ее. В результате отмечается меньшее число ответов, соответствующих ярко выраженной мотивации к достижению. Групповая психотерапия в сочетании с релаксационным тренингом приводит к уменьшению уровня холестерина в крови и снижению артериального давления, хотя вовлеченность в работу и ощущение нехватки времени остаются на прежнем уровне.

Наиболее детально разработанным можно считать когнитивно-бихевиральный подход к модификации поведения типа А. Накопленный человеком опыт в рамках этого подхода рассматривается как результат взаимодействия четырех факторов: когнитивного, физиологического, поведенческого и влияния окружающей среды. Коррекции каждого из них соответствуют свои рекомендации.

Пациентов обучают с помощью самонаблюдения распознавать, в каких ситуациях они ведут себя по типу А и что приводит к этим ситуациям. Затем их побуждают произвольно заменять патогенные отрицательные реакции на окружение на более адаптивные. Другой аспект психологической коррекции - обучение пациента реконструированию или избеганию ситуаций, провоцирующих поведение типа А. Кроме того, пациентам рекомендуется произвольно менять темп своей речи, ходьбы и уменьшать число иных поведенческих проявления поведения типа А с помощью самоинструкций. Наконец, четвертой составляющей когнитивно-бихевиорального подхода является обучение приемам аутогенной тренировки и другим методам релаксации.

Примером применения данного подхода может быть тренинг преодоления враждебности. Сначала пациентов просят вспомнить ситуации, в которых они испытывают раздражение и гнев. Психотерапевт помогает выявить причины таких реакций. После этого идет обучение альтернативным реакциям, неагрессивной коммуникации при выражении негативных точек зрения или эмоций. Далее используют ролевые игры для переноса закрепленных позитивных реакций в новые ситуации. Когнитивно-бихевиоральный тренинг для больных, перенесших инфаркт миокарда, в комплексе с консультациями кардиолога, медикаментозным лечением и рекомендациями диетолога оказался достаточно эффективным. В контрольной группе, где пациенты получали то же лечение, но без вмешательства психотерапевта, частота повторного инфаркта была почти вдвое больше.

Важнейшей проблемой является слабая мотивация людей с поведением типа А к участию в такого рода тренингах. Негативное отношение к модификации типа А объясняется прежде всего тем, что в современных развитых странах именно этот тип часто приводит к успеху, помогает сохранить работу, повысить уровень доходов. Поэтому часто попытка изменить такое поведение человека вызывает у него тревогу и гнев, а возвращение к привычному поведению способствует снижению напряжения. Считают, что поскольку лица, страдающие стенокардией и перенесшие инфаркт миокарда, более мотивированы к изменению поведения типа А, то разумнее заниматься вторичной профилактикой. По данным исследования, направленного на первичную профилактику, из 125 приглашенных на 1-е занятие явилось 67, на 2-е - 40, на 3-е - 29 человек, а все занятия посетили лишь 25 приглашенных. К тому же сложные рекомендации по изменению поведения и образа жизни выполняли не более 20 % участников занятий.

Итак, существует проблема: как устранить перенапряжение, завышенные требования к себе и сохранить положительные качества, суммарную продуктивность деятельности? Предлагают отказаться от идеализации деловых качеств лиц с поведением типа А и рассматривать поведение типа Б не как негативную альтернативу, а как способность работать с высокой эффективностью, но более психологически экономно и в соответствии со своими реальными возможностями. Иначе говоря, надо различать лиц с поведением типа Б и людей с недостаточной целеустремленностью и требовательностью к себе. При таком подходе легче убедить людей с поведением типа А в необходимости перестроить поведение. Кроме того, не следует требовать полной его перестройки, достаточно изменить психологические реакции на относительно менее существенные для личности дела и ситуации. Ясно одно: нет необходимости поощрять чрезмерную деятельность, множественную активность с постоянной эмоциональной напряженностью во вред здоровью. Повышенный риск не оправдан ни по гуманистическим, ни по экономическим соображениям.

Иногда могут оказаться полезными многочисленные советы о том, как уменьшить проявления поведения типа А. Следует, однако, помнить, что при яркой выраженности такого поведения эти советы навряд ли будут реализованы. Причина все та же - проблема мотивации. Например, чтобы избавиться от ощущения нехватки времени, советуют больше общаться с семьей и друзьями, каждый день хотя бы несколько минут вспоминать прошлые события, даже днем находить время расслабиться и поспать, читать книги (не связанные с работой), посещать галереи, музеи, театры и т.д. Подобные советы есть и для уменьшения агрессивности: завести новых друзей; сказать членам семьи, что любите их; не отказываться от помощи друзей, если она необходима; не увлекаться спорами; концентрироваться на приятных вещах; контролировать мимику при плохом настроении; меньше говорить, а больше слушать; шутить, чтобы справиться с раздражением и т.п.

Другая проблема, возникающая при коррекции поведенческого типа А, - это обеспечение устойчивости, долгосрочности изменений, полученных в результате работы психотерапевта с пациентами. Кратковременность эффекта объясняется часто не только низкой мотивацией, но и тем, что недостаточно понятны психологические механизмы поведения типа А. К тому же в основном занимаются психологической коррекцией не личности больного в целом и не учитывают его социальную ситуацию развития. Воздействуют обычно на какие-то компоненты поведения, не затрагивая реакцию пациента на болезнь, ценностно-мотивационную сферу. Не случайно Фридман, один из основателей концепции поведения типа А, отмечает, что без реконструкции духовных ценностей невозможно добиться стойких изменений поведения. Нужно усилить личностную ориентацию процесса психологической коррекции.

Психологически интересен еще один известный факт: уменьшение показателей коронарного типа активности сопровождается возрастанием показателей невротизации. Вероятно, в этом проявляется тревога пациента по поводу последствий отступления от привычного типа поведения. Важным фактором невротизации может быть и необходимость повышенного самоконтроля поведения. Вот почему психокоррекционные мероприятия должны тщательно планироваться, предупреждая возможный негативный эффект.

В.П. Зайцев и В.В. Храмелашвили перечисляют ряд моментов, которые нельзя упускать из виду при разработке подобных мероприятий. Прежде всего, групповое обсуждение направляется на выявление и изменение ложных установок в отношении своего здоровья. С самого начала внимание пациента надо фиксировать на привлекательности занятий и ожидаемых результатах. Важно выяснить, что он ждет от этих занятий, обсудить с ним выгоды и затраты. Не следует требовать от пациента отказа от всех привычных и комфортных для него форм поведения. Одной из целей программы должна быть выработка чувства личной ответственности за свое поведение. Необходимы постоянное положительное подкрепление достигнутых успехов, поддержка друг друга со стороны участников занятий.

Актуальной остается проблема диагностики поведенческого типа А. Фридман и Розенман предложили для этой цели структурированное интервью, состоящее из 21 вопроса (см. Приложение). Во время диалога интервьюер должен обращать внимание не столько на ответы, сколько на поведение испытуемого: как он держится, быстры ли его движения, как он сидит на стуле и т.д. На основе анализа результатов наблюдения оценивают нетерпеливость, вовлеченность в беседу, особенность контакта, темп движений и речи, энергичность и мышечную напряженность. Хотя этот метод можно считать субъективным, процент совпадений мнений разных интервьюеров довольно высок.

Большое распространение получил опросник Дженкинса, состоящий из 61 вопроса, на которые предлагается от двух до пяти вариантов ответа. Некоторые авторы считают, однако, что он недостаточно надежен, так как направлен в большей степени на диагностику поведения типа А или Б у людей с уже имеющимся поражением коронарного русла. К тому же не выполнен надежный анализ информативности отдельных вопросов, наиболее значимых для диагностики поведения типа А. Среди попыток найти более объективные показатели этого типа поведения отметим, например, анализ характеристик голоса и регистрацию сжатия рук в кулаки во время разговора.

За рубежом используются и некоторые другие методики диагностики поведенческого типа А как для взрослых, так и для подросткового и юношеского возраста. К сожалению, они не адаптированы к русскоязычной выборке или же вообще недоступны. Адаптированный вариант опросника Дженкинса для диагностики типа поведенческой активности (авторы - Л.И. Вассерман и Н.В. Гуменюк) приведен в одной из работ. В настоящее время под нашим руководством заканчивается разработка аналогичного опросника для старшеклассников и студентов. На наш взгляд, он очень важен, поскольку позволит эффективнее решать задачу ранней профилактики одного из факторов риска ишемической болезни сердца. В отличие от опросника для взрослых, он содержит много вопросов, касающихся не работы, а учебы. В приложении приведен и опросник В.В. Бойка для определения типов поведения, хотя мы не располагаем данными о его надежности и валидности